Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Система, виды налогов и сборов Российской ФедерацииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Современная налоговая система России начала складываться в начале 1990-х годов в условиях активных рыночных преобразований в стране. В 1992 г. вступил в силу рад законов: о налоге на добавленную стоимость, об акцизах разработана принципиально новая редакция нормативной базы по налогу на прибыль, сформированы поимущественные налоги, введена новая версия подоходного налога с физических лиц. Эти налоги были введены вместо действовавшей в советской экономике модели прямого распределения прибыли государственных предприятий и некоторых налогов с населения.На протяжении всего периода рыночных преобразований российская налоговая система подвергалась множеству изменений, уточнений и модификаций, однако основные элементы и принципы построения этой системы в целом сохранились и в настоящее время. Наиболее существенные изменения были внесены в налоговую систему России в 1999-2001 гг., когда были приняты и вступили в действие часть первая НК РФ (с 1 января 1999 г.) и ряд глав части второй НК РФ. Именно этот этап в современной экономической литературе рассматривается как масштабная налоговая реформа. Основные налоги российской налоговой системы были определены Законом об основах налоговой системы в 1992 г (табл. 2.1).В общей сложности Законом об основах налоговой системы предусматривается 42 налога и сбора (при взимании налога с продаж — 26), а НК РФ — 28 (при взимании налога на недвижимость – 25). Это несоответствие законодательной базы прослеживается в табл. 2.2 [3]. Таблица 2.1 Налоги российской налоговой системы 1992 г.
Таблица 2.2 Налоги российской налоговой системы 1992 г.
С1992 по 1995 г. функционирования российской налоговой системы и далее вплоть до 1998 г., несмотря на рост общего числа налогов, наблюдалось существенное падение налоговых доходов консолидированного бюджета относительно ВВП. Фактически налоговая система в этот период не обеспечивала государству возможность финансирования непроцентных расходов в полном объеме. Период 1996—1997 гг. характеризовался относительной стабилизацией налоговых поступлений на довольно, низком уровне. Налоговые доходы бюджетной системы едва превышали 21% ВВП, а в кризисном 1998 г. опустились даже ниже этой отметки и составили всего 20,3% ВВП. Непроцентные расходы в этот период составляли 27-28%, а в 1998 г. — 24% ВВП. В значительной степени именно этот разрыв между налоговыми доходами и непроцентными расходами лежал в основе построения финансовой пирамиды ГКО—ОФЗ, закончившейся финансовым крахом и кризисом 1998 г. [6]. Несоответствие между суммой налоговых доходов и непроцентных расходов являлось следствием не только неэффективности налоговой системы, которая не обеспечивала необходимый для финансирования расходов объем доходов, но и неэффективного и завышенного по отношению к возможностям экономики объема государственных обязательств перед населением. Основными характерными чертами налоговой системы России в начале периода рыночных преобразований, условно датируемого 1992—1999 гг., являлись[6]: 1. Налоговая база российского бюджета строилась с опорой на два ключевых налога: налог на добавленную стоимость и налог на прибыль предприятий. Вплоть до настоящего времени эти налоги остаются лидерами по объемам поступлений в бюджет. 2. Доминирующее положение в налоговой системе стали занимать косвенные налоги. Причем если в первые годы формирования налоговой системы еще можно было говорить о некотором «конкурировании» прямого и косвенного налогообложения, то со временем все отчетливее проявлялся акцент на косвенное налогообложение (НДС, акцизы, таможенные пошлины). 3. Прямые налоги с населения оставались на относительно невысоком уровне на протяжении всего рассматриваемого периода, что в значительной мере было связано с невысокими показателями доли оплаты труда в ВВП. 4. В России были введены поимущественные налоги, ранее в явном виде не применявшиеся: налог на имущество предприятий, налог на имущество физических лиц, налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения. 5. В России начинает формироваться традиционная для рыночных экономик модель налогообложения внешнеэкономической деятельности. Происходит отказ от самостоятельных налогов на экспорт и импорт и оформление таможенных пошлин как основного налогового инструмента в этой сфере. 6. Использование крайне тяжелых для большинства налогоплательщиков «оборотных налогов». Система налогов и сборов РФ напрямую связана с бюджетным устройством страны и предопределена ее государственным устройством. Бюджетная система России включает три уровня — федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты (бюджеты муниципальных образований). Соответственно система налогов и сборов РФ также состоит из трех уровней — трех подсистем более низкого порядка. Поэтому взимаемые в установленном порядке в Российской Федерации налоги и сборы объединяются в эти три подсистемы: подсистему федеральных налогов и сборов, подсистему региональных налогов и сборов, а также подсистему местных налогов и сборов. Налоговые доходы и расходы бюджета заранее планируются при осуществлении бюджетного процесса. Существует методика определения размера совокупного объекта всех федеральных, региональных и местных налогов (количество земли, недвижимости, транспортных средств, предприятий, объем производства и реализации продукции (работ, услуг), легальные доходы населения, другие элементы юридических составов налогов (льготы, ставки, сроки и т. д.), что позволяет определить предполагаемую (достоверную) сумму налогов и на этой основе обеспечить предсказуемость и стабильность финансовой системы России. В настоящее время налоговое планирование активно применяется в бюджетном процессе, повсеместно внедряются налоговые паспорта (региона, муниципального образования, предприятия). Целевая обезличенность большинства налогов не исключает установления особых индивидуально-целевых налогов, которые довольно широко применялись в 90-е годы XX в. в системе местных налогов и сборов: к примеру, налоги на содержание образовательных учреждений, милиции, обеспечение пожарной безопасности. Целевой характер имеют транспортный налог, единый социальный налог, предусмотренные действующим налоговым законодательством. Они также уплачиваются в целях финансового обеспечения государственной и муниципальной деятельности в строго определенных сферах, отраженных в названиях налогов. В зависимости от того, какой уровень власти устанавливает важнейшие элементы налога и вводит его в действие, налоги подразделяются на государственные и местные. Исходя из федерального устройства отдельных государств, в том числе и Российской Федерации, государственные налоги подразделяются на федеральные и региональные (налоги субъектов федерации). Применительно к Российской Федерации систему налогов необходимо характеризовать как совокупность федеральных, региональных и местных налогов. Частью первой НК РФ установлено 14 федеральных, региональных и местных налогов (табл. 2.3). Таблица 2.3 Структура налогов и сборов Российской Федерации в настоящее время
Федеральные налоги в Российской Федерации установлены налоговым законодательством и являются обязательными к уплате на всей территории страны. Перечень региональных налогов установлен НК РФ, но эти налоги вводятся в действие законами субъектов федерации и являются обязательными к уплате на территории соответствующего субъекта федерации. Вводя в действие региональные налоги, законодательные органы власти субъектов федерации определяют налоговые ставки по соответствующим видам налогов, но в пределах, установленных федеральным законодательством, налоговые льготы, порядок и сроки уплаты налогов. Все остальные элементы Региональных налогов установлены соответствующим федеральным законом. Таков же порядок введения местных налогов с той лишь разницей, что они вводятся в действие представительными органами местного самоуправления. Налоговая система считается достаточно эффективной при выполнении двух условий: Если она обеспечивает налоговые доходы в объемах, достаточных для выполнения государством своих функций; Если она способствует созданию финансовых условий возобновления воспроизводственных процессов. Действуют две группы показателей эффективности налоговой системы: 1. Общие научно обоснованные показатели: · доля налогов и других обязательных платежей в ВВП; · доля налоговых поступлений в доходах бюджета; · доля косвенных налогов в налоговых поступлениях бюджета; · доля налогов от внешней торговли в налоговых доходах бюджета; · уровень собираемости основных налогов; · структура налоговых поступлений бюджета. 2.Специальные частные показатели: · удельный вес налогов в объеме ВВП региона; · коэффициент соотношения косвенных и прямых налогов; · соотношение налогов, собранных с физических и юридических лиц; · устойчивость налогового законодательства; · роль отдельных налогов в формировании доходов бюджета; · уровень дифференциации ставок налогов; · уровень и размеры налоговых льгот; · уровень сложности расчета налоговых баз; · налоговые правонарушения и налоговые санкции. Главным измерителем качества налоговой системы страны является показатель налоговой нагрузки или налогового бремени на налогоплательщика.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 511; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.148.63 (0.008 с.) |