Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система, виды налогов и сборов Российской Федерации

Поиск

Современная налоговая система России начала складываться в начале 1990-х годов в условиях активных рыночных преобразований в стране. В 1992 г. вступил в силу рад законов: о налоге на добавленную стоимость, об акцизах разработана принципиально новая редакция нормативной базы по налогу на прибыль, сформированы поимущественные налоги, введена новая версия подоходного налога с физических лиц. Эти налоги были введены вместо действовавшей в советской экономике модели прямого распределения прибыли государственных предприятий и некоторых налогов с населения.На протяжении всего периода рыночных преобразований российская налоговая система подвергалась множеству изменений, уточнений и модификаций, однако основные элементы и принципы построения этой системы в целом сохранились и в настоящее время.

Наиболее существенные изменения были внесены в налоговую систему России в 1999-2001 гг., когда были приняты и вступили в действие часть первая НК РФ (с 1 января 1999 г.) и ряд глав части второй НК РФ. Именно этот этап в современной экономической литературе рассматривается как масштабная налоговая реформа.

Основные налоги российской налоговой системы были определены Законом об основах налоговой системы в 1992 г (табл. 2.1).В общей сложности Законом об основах налоговой системы предусматривается 42 налога и сбора (при взимании налога с продаж — 26), а НК РФ — 28 (при взимании налога на недвижимость – 25). Это несоответствие законодательной базы прослеживается в табл. 2.2 [3].


Таблица 2.1

Налоги российской налоговой системы 1992 г.

 

Отнесение налогов согласно Закону об основах налоговой системы в 1992 г
Федеральные Республик в составе РФ и краев, областей, автономной области, автономных округов Местные
1. налог на добавленную стоимость; 2. акцизы на отдельные группы и виды товаров; 3. налог на доходы банков; 4. налог на доходы от страховой деятельности; 5. налог с биржевой деятельности (биржевой налог); 6. налог на операции с ценными бумагами; 7. таможенная пошлина; 8. отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы; 9. платежи за пользование природными ресурсами; 10. •подоходный налог (налог на прибыль) предприятий; 11. подоходный налог с физических лиц; 12. налоги, служащие источниками образования дорожных фондов: налог на реализацию горюче-смазочных материалов; налог на пользователей автомобильных дорог; налог с владельцев транспортных средств; налог на приобретение автотранспортных средств; акцизы с продажи автомобилей; 13. гербовый сбор; 14. государственная пошлина; 15. налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения; 16. сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний. 1. налог на имущество предприятий;лесной доход; 2. плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем. 1. •налог на имущество физических лиц; 2. земельный налог; 3. регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица; 4. налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне; 5. курортный сбор; 6. сбор за право торговли; 7. целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений, организаций на содержание милиции, на благоустройство территорий и другие цели; 8. налог на рекламу и еще 14 различных налогов.

 

 

Таблица 2.2

Налоги российской налоговой системы 1992 г.

 

Вид налога
Согласно Закону об основах налоговой системы Согласно Налоговому Кодексу РФ
Федеральные налоги
статья 19 статья 13
1. НДС; 2. акцизы; 3. налог на доходы физических лиц; 4. единый социальный налог (ЕСН); 5. налог на операции с ценными бумагами; 6. таможенная пошлина; 7. платежи за пользование природными ресурсами; 8. налог на прибыль организаций; государственная пошлина; 9. налог с имущества; 10. сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний; 11. налог на игорный бизнес; 12. плата за пользование водными объектами; 13. сборы за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции; 14. налог на добычу полезных ископаемых.   1. налог на добавленную стоимость (НДС); 2. акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья; 3. налог на прибыль (доход) организаций; 4. налог на доходы от капитала; 5. подоходный налог с физических лиц; 6. взносы в государственные социальные внебюджетные фонды; 7. государственная пошлина; 8. таможенная пошлина и таможенные сборы; 9. налог на пользование недрами; 10. налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы; 11. налог на дополнительный доход от добычи углеводородов; 12. сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами; 13. лесной налог; 14. водный налог; 15. экологический налог; 16. федеральные лицензионные сборы.  
Региональные налоги
статья 20 г статья 14
1. налог на имущество предприятий; 2. лесной доход; 3. сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц; 4. налог с продаж; 5. транспортный налог.   1. налог на имущество организаций; 2. налог на недвижимость; 3. дорожный налог; 4. транспортный налог; 5. налог с продаж; 6. налог на игорный бизнес; 7. региональные лицензионные сборы.  
Местные налоги
статья 21 статья 15
1. налог на имущество физических лиц; 2. земельный налог; 3. регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью; 4. курортный сбор; 5. целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений, организаций независимо от их организационно-правовых форм на содержание милиции, на благоустройство территорий, на нужды образования и другие цели; 6. налог на рекламу; 7. налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне;. 8. сбор за право торговли; 9. налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров; 10. сбор с владельцев собак; 11. лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями; 12. лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей; 13. сбор за выдачу ордера на квартиру; 14. сбор за парковку автотранспорта; 15. сбор за право использования местной символики; сбор за участие в бегах на ипподромах; 16. сбор за выигрыш на бегах; 17. сбор с физических лиц, участвующих в игре на тотализаторе на ипподроме; 18. сбор со сделок, совершаемых на биржах; 19. сбор за право проведения кино- и телесъемок; 20. сбор за уборку территорий населенных пунктов; 21. сбор за открытие игорного бизнеса.   1. земельный налог; 2. налог на имущество физических лиц; 3. налог на рекламу; 4. налог на наследование или дарение; 5. местные лицензионные сборы.  

С1992 по 1995 г. функционирования российской налоговой системы и далее вплоть до 1998 г., несмотря на рост общего числа налогов, наблюдалось существенное падение налоговых доходов консолидированного бюджета относительно ВВП. Фактически налоговая система в этот период не обеспечивала государству возможность финансирования непроцентных расходов в полном объеме.

Период 1996—1997 гг. характеризовался относительной стабилизацией налоговых поступлений на довольно, низком уровне. Нало­говые доходы бюджетной системы едва превышали 21% ВВП, а в кризисном 1998 г. опустились даже ниже этой отметки и составили всего 20,3% ВВП. Непроцентные расходы в этот период составляли 27-28%, а в 1998 г. — 24% ВВП. В значительной степени именно этот разрыв между налоговыми доходами и непроцентными расходами лежал в основе построения финансовой пирамиды ГКО—ОФЗ, закончившейся финансовым крахом и кризисом 1998 г. [6].

Несоответствие между суммой налоговых доходов и непроцентных расходов являлось следствием не только неэффективности налоговой системы, которая не обеспечивала необходимый для финансирования расходов объем доходов, но и неэффективного и завышенного по отношению к возможностям экономики объема государственных обязательств перед населением.

Основными характерными чертами налоговой системы России в начале периода рыночных преобразований, условно датируемого 1992—1999 гг., являлись[6]:

1. Налоговая база российского бюджета строилась с опорой на два ключевых налога: налог на добавленную стоимость и налог на прибыль предприятий. Вплоть до настоящего времени эти налоги остаются лидерами по объемам поступлений в бюджет.

2. Доминирующее положение в налоговой системе стали занимать косвенные налоги. Причем если в первые годы формирования налоговой системы еще можно было говорить о некотором «конкурировании» прямого и косвенного налогообложения, то со временем все отчетливее проявлялся акцент на косвенное налогообложение (НДС, акцизы, таможенные пошлины).

3. Прямые налоги с населения оставались на относительно невысоком уровне на протяжении всего рассматриваемого периода, что в значительной мере было связано с невысокими показателями доли оплаты труда в ВВП.

4. В России были введены поимущественные налоги, ранее в явном виде не применявшиеся: налог на имущество предприятий, налог на имущество физических лиц, налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения.

5. В России начинает формироваться традиционная для рыночных экономик модель налогообложения внешнеэкономической деятельности. Происходит отказ от самостоятельных налогов на экспорт и импорт и оформление таможенных пошлин как основного налогового инструмента в этой сфере.

6. Использование крайне тяжелых для большинства налогоплательщиков «оборотных налогов».

Система налогов и сборов РФ напрямую связана с бюджетным устройством страны и предопределена ее государственным устройством. Бюджетная система России включает три уровня — федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты (бюджеты муниципальных образований).

Соответственно система налогов и сборов РФ также состоит из трех уровней — трех подсистем более низкого порядка. Поэтому взимаемые в установленном порядке в Российской Федерации налоги и сборы объединяются в эти три подсистемы: подсистему федеральных налогов и сборов, подсистему региональных налогов и сборов, а также подсистему местных налогов и сборов.

Налоговые доходы и расходы бюджета заранее планируются при осуществлении бюджетного процесса. Существует методика определения размера совокупного объекта всех федеральных, региональных и местных налогов (количество земли, недвижимости, транспортных средств, предприятий, объем производства и реа­лизации продукции (работ, услуг), легальные доходы населения, другие элементы юридических составов налогов (льготы, ставки, сроки и т. д.), что позволяет определить предполагаемую (достоверную) сумму налогов и на этой основе обеспечить предсказуемость и стабильность финансовой системы России. В настоящее время налоговое планирование активно применяется в бюджетном процессе, повсеместно внедряются налоговые паспорта (региона, муниципального образования, предприятия).

Целевая обезличенность большинства налогов не исключает установления особых индивидуально-целевых налогов, которые довольно широко применялись в 90-е годы XX в. в системе местных налогов и сборов: к примеру, налоги на содержание образовательных учреждений, милиции, обеспечение пожарной безопасности. Целевой характер имеют транспортный налог, единый социальный налог, предусмотренные действующим налоговым законодательством. Они также уплачиваются в целях финансового обеспечения государственной и муниципальной деятельности в строго определенных сферах, отраженных в названиях налогов.

В зависимости от того, какой уровень власти устанавливает важнейшие элементы налога и вводит его в действие, налоги подразделяются на государственные и местные. Исходя из федерального устройства отдельных государств, в том числе и Российской Федерации, государственные налоги подразделяются на федеральные и региональные (налоги субъектов федерации).

Применительно к Российской Федерации систему налогов необходимо характеризовать как совокупность федеральных, региональных и местных налогов. Частью первой НК РФ установлено 14 федеральных, региональных и местных налогов (табл. 2.3).

Таблица 2.3

Структура налогов и сборов Российской Федерации в настоящее время

Вид налога
федеральные Региональные Местные
1.Налог на прибыль организаций 2.Налог на доходы физических лиц 3.Налог на добавленную стоимость 4.Акцизы 5.Страховые взносы 6.Налог на добычу полезных ископаемых 7.Водный налог 8.Сборы за пользование объектами животного мира и за использование водных биологических ресурсов 9.Государственная пошлина 1.Транспортный налог 2.Налог на имущество организаций 3.Налог на игорный бизнес   1. Земельный налог 2. Налог на имущество физических лиц  

Федеральные налоги в Российской Федерации установлены налоговым законодательством и являются обязательными к уплате на всей территории страны.

Перечень региональных налогов установлен НК РФ, но эти налоги вводятся в действие законами субъектов федерации и являются обязательными к уплате на территории соответствующего субъекта федерации. Вводя в действие региональные налоги, законодательные органы власти субъектов федерации определяют налоговые ставки по соответствующим видам налогов, но в пределах, установленных федеральным законодательством, налоговые льготы, порядок и сроки уплаты налогов. Все остальные элементы Региональных налогов установлены соответствующим федеральным законом. Таков же порядок введения местных налогов с той лишь разницей, что они вводятся в действие представительными органами местного самоуправления.

Налоговая система считается достаточно эффективной при выполнении двух условий:

Если она обеспечивает налоговые доходы в объемах, достаточных для выполнения государством своих функций;

Если она способствует созданию финансовых условий возобновления воспроизводственных процессов.

Действуют две группы показателей эффективности налоговой системы:

1. Общие научно обоснованные показатели:

· доля налогов и других обязательных платежей в ВВП;

· доля налоговых поступлений в доходах бюджета;

· доля косвенных налогов в налоговых поступлениях бюджета;

· доля налогов от внешней торговли в налоговых доходах бюджета;

· уровень собираемости основных налогов;

· структура налоговых поступлений бюджета.

2.Специальные частные показатели:

· удельный вес налогов в объеме ВВП региона;

· коэффициент соотношения косвенных и прямых налогов;

· соотношение налогов, собранных с физических и юридических лиц;

· устойчивость налогового законодательства;

· роль отдельных налогов в формировании доходов бюджета;

· уровень дифференциации ставок налогов;

· уровень и размеры налоговых льгот;

· уровень сложности расчета налоговых баз;

· налоговые правонарушения и налоговые санкции.

Главным измерителем качества налоговой системы страны является показатель налоговой нагрузки или налогового бремени на налогоплательщика.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 511; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.148.63 (0.008 с.)