Уголовная ответственность за налоговые преступления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Уголовная ответственность за налоговые преступления



Особенности совершения отдельных противоправных деяний в налоговой сфере, размеры и характер нанесенного посредством их ущерба обусловили необходимость отнесения их к группе наиболее опасных противоправных посягательств – преступлений. В отношении указанной категории деяний был введен специальный термин «налоговое преступление».

Налоговое преступление – это совершенное в налоговой сфере противоправное деяние, преступный характер которого признан действующим уголовным законодательством территории, к юрисдикционной принадлежности которой оно отнесено.

В уголовном законодательстве России в настоящее время криминализовано три вида налоговых преступлений:

  • уклонение от уплаты налоговых платежей (ст. 194, 198 и 199 УК);
  • нарушение обязанностей по удержанию и перечислению налоговых платежей (ст. 199.1 УК);
  • воспрепятствование принудительному взысканию налоговых платежей (ст. 199.2 УК).

Состав лиц, привлекаемых к уголовной ответственности. Уголовной ответственности за совершение налогового преступления подлежит только вменяемое физическое лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста.

Если несовершеннолетний достиг предусмотренного возраста, но вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, он не подлежит уголовной ответственности.

Не подлежит уголовной ответственности лицо, которое во время совершения общественно опасного деяния находилось в состоянии:

  • невменяемости, т. е. не могло осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства;
  • временного психического расстройства;
  • слабоумия;
  • иного болезненного состояния психики.

Формы вины при совершении налогового преступления. Виновным в преступлении признается лицо, совершившее деяние умышленно или по неосторожности. Преступлением, совершенным умышленно, признается деяние, совершенное с прямым или косвенным умыслом.

Преступление признается совершенным с прямым умыслом, если лицо осознавало общественную опасность своих действий (бездействия), предвидело возможность или неизбежность наступления общественно опасных последствий и желало их наступления.

Преступление признается совершенным с косвенным умыслом, если лицо осознавало общественную опасность своих действий (бездействия), предвидело возможность наступления общественно опасных последствий, не желало, но сознательно допускало эти последствия либо относилось к ним безразлично.

Преступлением, совершенным по неосторожности, признается деяние, совершенное по легкомыслию или небрежности.

Преступление признается совершенным по легкомыслию, если лицо предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение данных последствий.

Преступление признается совершенным по небрежности, если лицо не предвидело возможности наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло предвидеть эти последствия.

Деяние признается совершенным невиновно, если лицо, его совершившее, не осознавало и по обстоятельствам дела не могло осознавать общественной опасности своих действий (бездействия) либо не предвидело возможности наступления общественно опасных последствий и по обстоятельствам дела не должно было или не могло их предвидеть.

Деяние признается также совершенным невиновно, если лицо, его совершившее, хотя и предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), но не могло предотвратить эти последствия в силу несоответствия своих психофизиологических качеств требованиям экстремальных условий или нервно-психическим перегрузкам.

Не является преступлением причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам:

  • в состоянии крайней необходимости, т. е. для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или иных лиц, охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и при этом не было допущено превышения пределов крайней необходимости;
  • в результате физического принуждения, если вследствие такого принуждения лицо не могло руководить своими действиями (бездействием);
  • лицом, действующим во исполнение обязательных для него приказа или распоряжения. Уголовную ответственность за причинение такого вреда несет лицо, отдавшее незаконные приказ или распоряжение.

Лицо, совершившее умышленное преступление во исполнение заведомо незаконных приказа или распоряжения, несет уголовную ответственность на общих основаниях. Неисполнение заведомо незаконных приказа или распоряжения исключает уголовную ответственность.

Виды налоговых преступлений. Действующее уголовное законодательство РФ придерживается позиции отнесения налоговых преступлений к группе экономических преступлений. В действующем УК налоговые преступления рассматриваются в гл. 22 «Преступления в сфере экономической деятельности» разд. 8 «Преступления в сфере экономики».

В тексте УК содержатся пять статей, посвященных налоговым преступлениям:

  • ст. 194 «Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица»;
  • ст. 198 «Уклонение от уплаты налога и (или) сбора с физического лица»;
  • ст. 199 «Уклонение от уплаты налогов или сборов с организации»;
  • ст. 199.1 «Неисполнение обязанностей налогового агента»;
  • ст. 199.2 «Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов».

 

8. Налоговые проверки: сущность и виды.

В настоящее время существуют следующие виды налоговых проверок, которые используются налоговыми органами для контроля за своевременной и полной уплаты налогов:

Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе деклараций и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов и сведений о деятельности налогоплательщиков. Такая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями. Длительность проверки — 3 месяца со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и других документов, необходимых для расчета налогов.

Выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа. Длительность проверки не должна превышать 2-х месяцев, но указанный срок может быть продлен до 4-х месяцев, а в исключительных случаях вышестоящий налоговый орган может продлить срок проверки до 6-х месяцев.

Запрещается проведение выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам за один и тот же период. Повторная выездная проверка проводится по решению вышестоящих органов в случаях:

  • реорганизации или ликвидации организации-налогоплательщика;
  • контроля вышестоящего налогового органа за деятельностью налогового органа, проводившего проверку;
  • в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного.

Налоговые проверки можно классифицировать по следующим признакам:

1) по методу проведения:

  • сплошные (проверяются все документы организаций без каких — либо ограничений. Такие проверки, как правило, планируются в организациях с небольшим объемом документации либо в организации, где необходимо восстановить учет);
  • выборочные (проверяется часть документации организации).

2) по объему проверяемых вопросов:

  • комплексные (охватывают финансово-хозяйственную деятельность налогоплательщика, причем происходит проверка по всем вопросам соблюдения налогового законодательства за проверяемый период);
  • выборочные (это также проверка финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, но уже по вопросам исчисления и уплаты отдельных видов налогов);
  • целевые (проверки соблюдения налогового законодательства по отдельным направлениям финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика или определенным финансово-хозяйственным операциям (по проведению взаиморасчетов с поставщиками и потребителями, по внешнеэкономическим операциям и т. п.). Чаще проходят в ходе комплексных или выборочных проверок, но могут проходить и как самостоятельные.

По окончании выездной налоговой проверки проверяющий составляет справку о проведенной проверке с указанием предмета и срока ее проведения. Не позднее 2-х месяцев после составления справки уполномоченные лица налоговых органов составляют акт налоговой проверки. В акте указываются: документально подтвержденные факты налоговых правонарушений; содержание проверки (с ссылкой на соответствующие бухгалтерские документы и проводки); выводы и предложения по устранению выявленных нарушений и ответственность за них (с ссылками на статьи НК РФ). При несогласии с выводами, содержащимися в акте, налогоплательщик представляет в налоговый орган письменное объяснение мотивов отказа подписать акт или свои возражения по акту. Руководитель налогового органа в течение 10 дней рассматривает акт и материалы налогоплательщика и выносит решение. На основании решения налогоплательщик при совершении налоговых правонарушений привлекается к ответственности. Ему направляется требование об уплате недоимки и пени.

9.Цели и методы камеральных проверок

Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных некоммерческой организацией, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
Камеральная налоговая проверка является формой текущего налогового контроля и позволяет налоговым органам оперативно реагировать на нарушения налогового законодательства.

Камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления организацией налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки. После истечения указанного срока в отношении НКО не могут производиться действия налоговых органов по осуществлению камеральной налоговой поверки.


Камеральные проверки проводятся налоговыми инспекциями на стадии приемки от организации отчетных документов и налоговых расчетов, т. е. без выхода на предприятие.

В ходе камеральной налоговой проверки осуществляется проверка правильности заполнения установленных форм соответствующих отчетных документов, налоговых деклараций, расчетов сумм налогов, правильность применения налоговых льгот, наличие необходимых платежных документов, проверка соблюдения установленных сроков уплаты налогов и представления документов, производится учет поступивших в бюджет сумм налогов и сборов и другое. При этом используются различные методы проведения налоговых проверок:

1) Арифметическая проверка: проверяется арифметическая правильность расчетов;
2) Формальная проверка: проверка правильности заполнения установленных форм и наличия необходимых документов;
3) Проверка соблюдения сроков уплаты налогов и представления документов;
4) Сопоставление различных документов.

Камеральные проверки отчетов и расчетов организации проводятся по каждому конкретному виду налогов в соответствии с действующими инструкциями.

В ходе проведения камеральных налоговых проверок, как правило, сразу же могут быть выявлены и зафиксированы нарушения сроков постановки на налоговый учет, нарушения сроков уплаты налогов, сроков представления налоговых деклараций или других документов и т.д., т.е. материалы камеральной налоговой проверки позволяют квалифицировать совершение организацией налогового правонарушения. В таком случае, очевидно, что по результатам камеральной налоговой проверки возможно возбуждение производства по делу о налоговом правонарушении, тем более что ст. 101 НК РФ предусматривает привлечение к ответственности не на основании акта выездной налоговой проверки, а на основании материалов налоговой проверки (в том числе и камеральной проверки).
Если проверкой выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, то об этом сообщается организации с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок.
При проведении камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать у организации дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.
На суммы доплат по налогам, выявленные по результатам камеральной проверки, налоговый орган направляет требование об уплате соответствующей суммы налога и пени.

10. Выездные налоговые проверки

В НК РФ определение выездной налоговой проверки отсутствует, однако из описания ее процедуры можно понять, что это – проверка, проводимая по решению руководителя (заместителя руководителя) налоговой инспекции, в ходе которой сведения, указанные плательщиками в налоговых декларациях, проверяются путем анализа первичных бухгалтерских документов предприятия, а также иной информации о деятельности предприятия, имеющейся у налоговых органов.

Основные понятия и правила проведения и оформления выездных налоговых проверок изложены в ст. 87, 89, 99, 100,101,101.2 НК РФ.
По общему правилу выездная налоговая проверка проводится на территории проверяемого налогоплательщика, это следует из текста ч. 2 ст. 89 НК РФ. Однако, если у проверяемого налогоплательщика отсутствует возможность для приема и предоставления документов проверяющим, то в этом случае, в соответствии с письменным заявлением налогоплательщика, проверка может быть проведена в помещении налоговой инспекции, но по правилам проведения выездных проверок.

Объектом выездной налоговой проверки, как и объектом камеральной проверки, является правильность исчисления и уплаты налога на основе налоговой декларации. Иные документы, представленные плательщиком в налоговую инспекцию, включая и бухгалтерскую отчетность, объектами выездной проверки не являются, а рассматриваются только как источники информации.
При подготовке выездной проверки налоговая инспекция имеет право использовать любую имеющуюся у нее информацию о налогоплательщике, если эта информация получена законным путем. НК РФ установлен ряд ограничений на проведение выездных налоговых проверок.

К ним можно отнести ограничения:

– по проверяемому периоду (три календарных года, предшествующих году проверки); продолжительности проверки (как правило – не более двух месяцев);
– повторяемости (запрещается проведение повторных выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком за уже проверенный налоговый период);
– частоте проведения (налоговый орган не вправе проводить в течение одного календарного года две и более выездных налоговых проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период).
Выездная налоговая проверка, осуществляемая в связи с реорганизацией или ликвидацией организации, а также вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку, может проводиться независимо от времени проведения предыдущей проверки.

11. Налогообложение кредитных организаций

1. В соответствии с законодательством, кредитные организации являются юридическими лицами. Поэтому при налогообложении к ним применяются установленные законодательством РФ о налогах и сборах общие правила обложения юридических лиц.
В отдельных случаях налоговым законодательством для банков учтены особенности осуществляемой ими предпринимательской деятельности по оказанию клиентам банковских услуг.
В Российской Федерации юридическими лицами (организациями) уплачивается довольно большая группа налогов. Наиболее важные из них:
• налог на прибыль организаций;
• налог на добавленную стоимость;
• акцизы;
• налог на имущество организаций;
• налог на операции с ценными бумагами;
• транспортный налог;
• единый социальный налог;
• налог на добычу полезных ископаемых и ряд других.
2. Правовой основой налогообложения кредитных организаций являются нормы налогового законодательства России, определяемые:
• Конституцией РФ;
• нормами международного права и международными договорами Российской Федерации;
• специальным налоговым законодательством РФ (в Налоговом кодексе РФ оно именуется "законодательством о налогах и сборах"), которое, в свою очередь, включает следующие элементы:
• федеральное законодательство о налогах и сборах (или законодательство о налогах и сборах РФ), включающее: Налоговый кодекс РФ; иные федеральные законы о налогах и сборах;
• региональное законодательство о налогах и сборах, в том числе: законы субъектов РФ; иные нормативные правовые акты о налогах и сборах, принятые законодательными (представительными) органами субъектов РФ;
• нормативные правовые акты о налогах и сборах, принятые представительными органами местного самоуправления;
• общее налоговое законодательство (иные федеральные законы, содержащие нормы налогового права);
• подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборам:
• акт органов общей компетенции, в том числе: 1) указы Президента РФ; 2) постановления Правительства РФ; 3) подзаконные нормативные акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборам, принятые органами исполнительной власти субъектов РФ; 4) подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборам, принятые исполнительными органами местного самоуправления;
• акты органов специальной компетенции, в том числе ведомственные подзаконные нормативные акты по вопросам, связанные с налогообложением и сборам органов специальной компетенции, издание которых прямо предусмотрено Налоговым кодексом РФ.
• решениями Конституционного Суда РФ.
3. Порядок уплаты кредитными организациями налогов регламентируется положениями соответствующих глав части второй Налогового кодекса РФ (НК РФ), а до их принятия — федерального закона о конкретном налоге.

12. Налогообложение страховых организаций

В главе 23 НК РФ определены особенности налогообложения страховых организаций.

Статья 151. Особенности определения доходов страховых организаций

К доходам страховой организации, кроме доходов, предусмотренных статьями 130 и 132 настоящего Кодекса, относятся следующие доходы от осуществления страховой деятельности:

1) страховые премии (взносы) по договорам страхования, сострахования и перестрахования. При этом страховые премии (взносы) по договорам сострахования включаются в состав доходов страховщика (состраховщика) только в размере его доли страховой премии, установленной в договоре сострахования;

2) суммы уменьшения (возврата) страховых технических резервов, сформированных в предыдущие отчетные периоды с учетом изменения доли перестраховщиков в страховых резервах;

3) вознаграждения по договорам страхования, сострахования и перестрахования, а также тантьемы по договорам перестрахования;

4) суммы возмещения перестраховщиками доли страховых выплат по рискам, переданным в перестрахование;

5) суммы процентов, начисленные на депо премий по договорам перестрахования;

6) доходы от реализации перешедшего к страховщику в соответствии с законодательством права требования страхователя (выгодоприобретателя) к лицам, ответственным за причиненный ущерб;

7) суммы, полученные в виде санкций за неисполнение условий договоров страхования;

8) вознаграждения за оказание услуг страхового агента, брокера, посредника;

9) вознаграждения, полученные страховщиком за оказание услуг профессиональным участникам страхового рынка;

10) другие доходы, полученные от оказания страховых услуг и от сопутствующей страховой деятельности.

Статья 152. Особенности определения вычитаемых расходов страховых организаций

К вычитаемым расходам страховых организаций, кроме предусмотренных статьями 143-147 настоящего Кодекса, относятся также следующие расходы, понесенные при осуществлении страховой деятельности:

1) суммы платежей, переданных по договорам перестрахования;

2) сумма увеличения страховых технических резервов, сформированных в предыдущие отчетные периоды с учетом изменения доли перестраховщиков в страховых резервах;

3) суммы произведенных и начисленных выплат по страховым и перестраховочным обязательствам;

4) сумма неоконченных выплат по страховым событиям прошлых лет, включая обязательства в пределах срока исковой давности;

5) страховые суммы по договорам, по которым заявлено о наступлении страхового случая, но не представлен размер убытка;

6) суммы средств, направляемых страховой организацией на финансирование мероприятий по предотвращению и предупреждению наступления страховых событий (превентивные мероприятия);

7) сумма отчислений в резервные фонды страховых организаций в размере до двадцати процентов доходов этих организаций до достижения размеров этих фондов двадцати пяти процентов уставного фонда страховых организаций;

8) оплата услуг сторонних организаций, связанных со страховой деятельностью.

 

13. Налогообложение иностранных юридических лиц

Основными правовыми актами, регулирующими в России налогообложение иностранных юридических лиц, в первую очередь, следует считать Конституцию и Налоговый кодекс (ПК) РФ. Согласно последнему, к иностранным юридическим лицам относятся компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью и созданные в соответствии с законодательством иностранных государств (ч. I, ст. 11). Иностранные организации, имеющие в России постоянные представительства и/или получающие доходы от источника в Российской Федерации, в соответствии со ст. 246 главы 25 Налогового кодекса признаются налогоплательщиками налога на прибыль в России.

При определении правил взимания налогов и статуса налогоплательщика необходимо также руководствоваться нормами международных договоров, имеющих отношение к вопросам налогообложения и подписанных Россией, поскольку ст. 7 Налогового кодекса устанавливает приоритет международных норм над нормами отечественного налогового законодательства. В связи с этим особое внимание следует уделять договорам об исключении двойного налогообложения и о взаимной защите и поощрении инвестиций.

Под постоянным представительством иностранной организации в России для целей применения главы 25 Кодекса понимаются филиал, представительство, отделение, бюро, контора, агентство и любое другое обособленное подразделение или иное место деятельности этой организации, через которое организация регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации.

Согласно положениям Налогового кодекса, если иностранная организация имеет на территории России более одного отделения, налоговая база и сумма налога рассчитываются по каждому из них в порядке, предусмотренном ст. 288 НК РФ для российских организаций, имеющих обособленные подразделения. Исключением являются случаи, когда иностранная организация осуществляет через свои отделения деятельность в рамках единого технологического процесса, или подобные случаи (по согласованию с Министерством по налогам и сборам). Организация может рассчитывать налогооблагаемую прибыль, относящуюся к ее деятельности через отделение на российской территории, в целом по группе таких отделений (в том числе по всем отделениям) при условии применения всеми включенными в группу отделениями единой учетной политики в целях налогообложения.

Налогообложению подлежат доходы, полученные иностранными организациями от источников в Российской Федерации.

Ст. 309 (глава 25 НК) устанавливает, что налогообложению у источника выплаты подлежат следующие виды доходов: доходы от продажи акций (долей в капитале) российских организаций, более 50% активов которых состоит из недвижимого имущества, находящегося на территории РФ, а также финансовых инструментов, производных от таких акций (долей). При этом доходы от реализации на иностранных биржах (у иностранных организаторов торговли) ценных бумаг или производных от них финансовых инструментов, законно обращающихся на этих биржах, не признаются доходами от источников в Российской Федерации. Принимая во внимание тот факт, что продавец и покупатель указанных ценных бумаг могут находиться вне пределов РФ, в том числе являться иностранными компаниями, контроль налоговых органов за такими сделками в большинстве случаев является невозможным. При расчете налоговой базы по доходам от продажи ценных бумаг и недвижимого имущества, расположенного на территории РФ, возможен вычет расходов на основании данных, подтвержденных первичными документами (в рублях и валюте приобретения).

Не подлежат обложению налогом у источника выплаты следующие доходы: от продажи товаров и иного имущества, кроме перечисленных выше ценных бумаг и недвижимого имущества, находящегося на территории РФ; от сдачи в аренду или субаренду имущества, используемого на территории России, в том числе доходы от лизинговых операций, доходы от предоставления в аренду или субаренду морских и воздушных судов и (или) транспортных средств, а также контейнеров, используемых в международных перевозках; от реализации недвижимого имущества,, находящегося на территории Российской Федерации; от международных перевозок (под международными перевозками понимаются любые перевозки морским, речным или воздушным судном, автотранспортным средством или железнодорожным транспортом, за исключением случаев, когда перевозка осуществляется исключительно между пунктами, находящимися за пределами РФ); штрафы и пени за нарушение договорных обязательств; другие доходы.

После вступления в силу новых положений НК ряд доходов, полученных иностранной организацией от продажи товаров, иного имущества, а также имущественных прав, осуществления работ, оказания услуг на территории РФ, не приводящих к образованию постоянного представительства в Российской Федерации, обложению налогом у источника выплаты не подлежат. К ним можно отнести доходы от продажи движимого имущества, находящегося на территории РФ, но не относящегося к деятельности иностранной организации в России через постоянное представительство; премии по перестрахованию; доходы от отчуждения ценных бумаг и производных ценных бумаг, обращающихся на иностранных биржах, и др.

Налог с доходов, полученных иностранной организацией от источников в РФ, исчисляется и удерживается организацией, выплачивающей такой доход.

14. Стандартные налоговые вычеты

Стандартные налоговые вычеты предоставляются определенным категориям физических лиц. Налоговый вычет называется стандартным, поскольку имеет стандартную (фиксированную) сумму: 3000 р., 1000 р., 500 р., 400 р.

Сумма применяемого вычета зависит от категории физического лица. Категории физических лиц, имеющих право на тот или иной вычет, перечислены в ст.218 НК РФ (всего 3 категории):

1. 3000 р. - «чернобыльцы» и другие участники ликвидаций ядерных аварий и ядерных испытаний, инвалиды ВОВ, инвалиды других войн и др.

2. 500 р. – Герои СССР и РФ, инвалиды детства, инвалиды I и II групп, участники боевых действий, эвакуированные «чернобыльцы» и др.

3. 400 р. – все остальные физические лица, не вошедшие в первые две категории.

Если лицо подпадает под несколько категорий, то есть имеет право на несколько вычетов, то получает только один – максимальный из них. Вычеты, по указанным трем категориям не суммируются один с другим, но могут суммироваться с другими видами вычетов.

Кроме того, есть ограничение на получение вычета на 400 р. На этот вычет имеет право каждый налогоплательщик. Но только на сумму дохода не превышающую 40 000 рублей. Т.е. вы будете получать вычет в 400 р. пока ваш доход не достигнет отметки в 40 000 рублей в текущем году.

Стандартные налоговые вычеты на следующий год не переносятся. Т.е. нельзя получить вычеты за прошедшие годы или перенести на следующий год недополученные вычеты, когда сумма вычетов больше суммы дохода.

 

Стандартный налоговый вычет на детей.

Этот вычет предоставляется каждому налогоплательщику, на содержании которого находятся дети (свои или усыновленные): родителям, супругам родителей, опекунам и попечителям.

Вычет предоставляется в размере 1000 р. на каждого ребенка каждому родителю.

Вычет на детей предоставляет отдельно от других стандартных вычетов, т.е. может суммироваться с другими стандартными вычетами.

1. Ограничение на возраст ребенка. Вычет предоставляется на ребенка до 18 лет. Если ребенок учится по очной форме обучения (студент, аспирант и т.п.), то вычет предоставляется на ребенка до 24 лет.

2. Ограничение на доход получателя вычета. Вычет на детей предоставляется пока доход налогоплательщика в текущем году не превысит отметки в 280 000 рублей.

Существуют двойные налоговые вычеты на детей, т.е. в размере 2000 р.Такой вычет предоставляется на ребенка-инвалида, а также единственному родителю (второй умер или не установлен).

У родителей имеется возможность отказаться от получения вычета на ребенка в пользу второго родителя. В таком случае второй родитель будет получать двойной вычет на детей по своему месту работы. Это удобно, если у одного из родителей нестабильные доходы, облагаемые по ставке 13%, он может передать свое право на вычет второму родителю. Для получения двойного вычета нужно предоставить справку с места работы второго родителя о неполучении вычета или копию заявления об отказе от вычета.

Кто и как предоставляет стандартный налоговый вычет.

Из указанного выше уже понятно, что стандартные налоговые вычеты предоставляются работодателем. Однако закон предусматривает обязанность предоставить стандартный налоговый вычет не только для работодателей, но и для всех организаций, выплачивающих деньги физическим лицам в виде доходов, облагаемых по ставке 13%. Это могут быть авторские вознаграждения, арендные платежи, гражданско-правовые договора подряда или услуг. Если работодателей несколько, то работник может выбрать у кого оформить вычеты.

В данных отношениях работодатели и другие организации (в т.ч. ИП, нотариусы, адвокаты) называются налоговыми агентами. Обязанностью налогового агента является: производить расчеты налоговых вычетов, производить ежемесячные налоговые отчисления за работников, а также подавать за них декларации о доходах.

Следует учитывать, что стандартные налоговые вычеты, в т.ч. на детей не предоставляются автоматически. Для того чтобы работодатель производил расчет налогового вычета, необходимо подать работодателю соответствующее заявление. Заявление работодателю нужно подать только один раз (каждый год не нужно).

На практике налоговые вычеты рассчитываются очень просто. Бухгалтер вносит в программу соответствующие данные и программа автоматически рассчитывает оставшуюся налогооблагаемую сумму.

Получить налоговый вычет можно и напрямую у налогового органа. Для этого необходимо самостоятельно подать налоговую декларацию 3-НДФЛ и приложить: заявление, документы-основания, справку о доходах 2-НДФЛ.

15) Социальные налоговые вычеты

Граждане, у которых есть доходы, облагаемые по ставке 13%, могут получить социальные налоговые вычеты (ст. 219 НК РФ).

Условно их делят на четыре группы:

-вычеты, связанные с расходами на благо­творительные цели;

-вычеты на обучение;

-вычеты на лечение;

-вычеты по пенсионному обеспечению.

Налоговый вычет на благотворительность

Уменьшить свой доход для расчета НДФЛ можно далеко не на все пожертвования. Доход льготируется только тогда, когда человек безвозмездно перечислил деньги:

-благотворительным организациям;

-социально ориентированным некоммерческим организациям на осуществление ими деятельности, предусмотренной законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях;

-организациям науки, культуры, образования, здравоохранения и соцобеспечения, ко­торые -полностью или частично финансирует бюджет;

-физкультурно-спортивным организациям и дошкольным учреждениям на развитие физ­культуры;

религиозным организациям.

Налогом на доходы физических лиц не облагается заработок в сумме фактических расходов на эти цели. Причем льгота не может быть больше 1/4 полученного за год дохода. Если человек передал в благотворительных целях указанным выше организациям не деньги, а какое-то дру­гое имущество, права на вычет у него нет.

При возврате пожертвования налогоплательщик обязан задекларировать доход в сумме предоставленного ему социального вычета.

Максимальная совокупная сумма «медицинских», «пен­сионных» расходов, а также расходов на собственное обучение, на которую можно уменьшить налогооблага­емую базу, составляет 120 000 руб. в год. Если в течение одного календарного года человек оплачивал и обуче­ние, и лечение, и пенсионное обеспечение, то он сам вы­бирает, какие расходы и в какой сумме учесть в пределах максимальной величины.

Налоговый вычет на обучение

Перечень оснований для социальных налого­вых вычетов на обучение содержится в подпун­кте 2 пункта 1 статьи 219 НК РФ. В нем сказано, что в календарном году человек имеет право на получение вычета:

на свое обучение — в размере фактических расходов, но с учетом ограничений (см. далее);

на обучение своих детей в возрасте до 24 лет в размере фактических расходов, но не более 50 000 руб. в год на каждого ребенка;

на обучение подопечных в возрасте до 18 лет, по отношению к которым налогоплатель­щик является опекуном или попечителем, в не­которых случаях до 24 лет — в размере факти­ческих расходов, но не более 50 000 руб. в год на каждого ребенка.

Воспользоваться правом на социальный вы­чет могут также брат или сестра обучающегося, если они оплачивают учебу своего брата (сестры) в возрасте до 24 лет на очной форме обучения.

Налоговый вычет на лечение

Вычет на лечение предоставляется в сумме, уплаченной налогоплательщиком в течение года:

за услуги по своему лечению;

за услуги по лечению супруга (супруги), своих родителей и (или) своих детей в возрасте до 18 лет;

за медикаменты (в соответствии с переч­нем лекарственных средств, утвержденным По­становлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 201), назначенные лечащим врачом и приобретаемые налогоплательщиками за счет собственных средств.

Для получения социального налогового вы­чета необходимо подать в налоговую инспекцию декларацию (форма 3-НДФЛ). К заявлению надо приложить подтверждающие документы.

Налоговый вычет по пенсионному обеспечению



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 134; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.185.180 (0.103 с.)