Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Правовое регулирование налогов и налогообложения в Российской ФедерацииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
По сути налог представляет собой экономико-правовую категорию. С одной стороны, он — часть созданного (произведенного или полученного) дохода (прибыли), выраженного в денежной форме, принадлежащего собственнику, которая уплачивается им государству и перераспределяется в общественных интересах, что определяет имущественную и фискально-социальную природу налога. С другой стороны, через категорию налога формируются особые бюджетно-финансовые, публично-правовые отношения между федерацией, ее субъектами и налогоплательщиками. В этом смысле налог—инструмент экономического и межбюджетного регулирования. В то же время категория налога является ключевым инструментом налогового права, одним из главных элементов налоговой системы и в этом значении имеет выраженную правовую природу. Налоги порождены государством, родились вместе с ним. Они устанавливаются законами — это прерогатива представительной (парламентской) власти. Порядок их уплаты, взимания, налогового контроля, ответственности, защиты интересов субъектов налогообложения — все это реализуется посредством правоустановительных, правообеспечительных, правона-делительных, правозащитных и правоприменительных юридических форм и процедур. Таким образом, двойственная сущность налогов определяет межотраслевую природу налогообложения (экономика, бухгалтерский учет, право), привлекает к ним научный и практический интерес экономистов, менеджеров и юристов, определяет экономико-правовую специфику налоговедения. Специфика налогообложения (его дуалистичность), являющегося предметной областью правового регулирования налогового права, также нашла отражение в принципах налогового права. Как уже указывалось, принципы налогового права "поглотили" общие принципы налогообложения (как экономические, так и юридические). Но необходимо отметить, что не все экономические принципы реализованы в законодательстве. Например, в настоящее время не нашли своего закрепления в НК РФ принцип экономической эффективности налогообложения и связанный с ним принцип рентабельности налоговых мероприятий (содержание которых упрощенно можно сформулировать так: "бюджетные поступления от отдельного вида налогов не должны превышать затраты на его введение и сбор"). Как отмечается экономистами, сегодня этому принципу не отвечают такие налоги, как налог на имущество физических лиц и налог на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения. Правовое регулирование налогов и налогообложения в РФ осуществляется нормами налогового права. Отношения, складывающиеся в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований традиционно регулируются соответствующей отраслью права - финансовым правом. Под предметом финансового права, как правило, понимаются общественные отношения, возникающие в процессе деятельности государства и муниципальных образований по планомерному образованию (формированию), распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации своих задач. В свою очередь, налоговое право — это отрасль системы права РФ, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере налогообложения. Указанные общественные отношения иначе могут быть названы налоговыми отношениями. Они и составляют предмет налогового права. Поэтому система таких отношений, являющихся предметом налогового права, представляет собой совокупность: - властных отношений по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации; - правовых отношений, возникающих в процессе исполнения соответствующими лицами своих налоговых обязанностей по исчислению и уплате налогов или сборов; - правовых отношений, возникающих в процессе налогового контроля и контроля за соблюдением налогового законодательства; - правовых отношений, возникающих в процессе защиты прав и законных интересов участников налоговых правоотношений (налогоплательщиков, налоговых органов, государства и др.), т. е. в процессе обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц, а также в процессе налоговых споров; - правовых отношений, возникающих в процессе привлечения к ответственности за совершение налоговых правонарушений. При этом участниками составляющих предмет правового регулирования налогового права общественных отношений в сфере налогообложения выступают физические и юридические лица, в том числе: - налогоплательщики (плательщики сборов), налоговые агенты, налоговые органы (МНС России), финансовые органы (Минфин России), таможенные органы (ГТК России), органы расследования налоговых преступлений, сборщики налогов и сборов (например, по земельному налогу - органы местного самоуправления в сельской местности), органы внебюджетных фондов (это основные участники налоговых правоотношений); -органы, осуществляющие регистрацию организаций и индивидуальных предпринимателей, места жительства физического лица, актов гражданского состояния, учет и регистрацию имущества и сделок с ним (регистраторы), органы опеки и попечительства, социальные учреждения, процессуальные лица, участвующие в мероприятиях налогового контроля (эксперты, специалисты, переводчики, понятые, свидетели) и кредитные организации (банки). Объектом налогового права является аналитическое исследование общественных отношений в сфере налогообложения. При регулировании отношений в сфере налогообложения налоговым правом используется определенная совокупность следующих методов правового регулирования: - публично-правовой метод (в литературе этот метод именуется по-разному: императивный метод, административно-правовой метод, метод власти и подчинения, метод субординации, авторитарный метод и т. д.); - гражданско-правовой метод (в литературе этот метод именуется: диспозитивный метод, метод диспозитивного регулирования, метод координации, метод автономии и т. д.). Отношения, регулируемые налоговым правом, по большей части относятся к сфере публичного права. Поэтому императивный метод правового регулирования применяется в налоговом праве более часто. Диспозитивный метод используется, например, при регулировании отношений по заключению договоров о предоставлении налогового кредита и инвестиционного налогового кредита. Методологический инструментарий рассматриваемой отрасли права обусловлен и определяется следующим обстоятельством. Налоговое право не в последнюю очередь может быть охарактеризовано как право, регулирующее отношения на стыке публичных и частных интересов. Поэтому весь смысл его существования - поддержание публичного правопорядка в сфере налогообложения, упорядочение системы применения государственного принуждения в процессе законного изъятия части собственности организаций и физических лиц на публичные (государственные) нужды. А равно — предупреждение и разрешение неминуемых при этом индивидуальных и социальных конфликтов и споров. Основная задача норм налогового права — определить, какую меру "имущества подданных государство заберет себе, а какую оставит им, и цели сторон отношений строго противоположны, ибо спор идет о размере изъятия, который будет достаточным".
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 717; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.123.61 (0.007 с.) |