Понятие, структура и принципы налоговой системы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие, структура и принципы налоговой системы



Налоговая система РФ представляет собой основанную на определенных принципах систему урегулированных нормами права общественных отношений, складывающихся в сфере налогообложения.

Элементами (подсистемами) налоговой системы РФ называют не только налоги и сборы, но и:

-налогооблагаюших субъектов (т. е. субъектов, которые "обременяют подданных" обязанностями по уплате налогов и сбо­ров, это — Российская Федерация, 89 ее субъектов и около 29 тыс. муниципальных образований);

- действующие от их имени налоговые (финансовые, таможенные) органы, органы государственных внебюджетных фондов, сборщики налогов, органы налоговой полиции;

- налогоплательщиков и налоговых агентов, их права и обязанности.

Кроме того, к элементам налоговой системы относят принципы ее организации и функционирования, формы и методы налогового контроля и ответственности за нарушения, а также нормы налогового права.

Таким образом, налоговая система РФ представляется совокупностью:

- системы налогов и сборов РФ;

- системы налоговых правоотношений;

- системы участников налоговых правоотношений;

- нормативно-правовой базы сферы налогообложения.

Налоговые правоотношения — это охраняемые государством об­щественные отношения, возникающие в сфере налогообложения, имеющие экономическую основу, которые представляют собой социально значимую связь субъектов посредством прав и обязан­ностей, предусмотренных нормами налогового права. Налоговые отношения содержат одновременно два элемента: экономический и правовой.

Налоговая система призвана:

1) обеспечить более полную и своевременную мобилизацию доходов бюджета, без осуществления которой невозможно проводить социально-экономическую политику государства;

2) создать условия для регулирования производства и потребления в целом и по отдельным отраслям хозяйствования.

Налоговые системы разных стран отличаются друг от друга: по видам и структуре налогов, их ставкам, способам взимания, фискальным полномочиям органов власти разного уровня, уровню, масштабам и количеству предоставляемых льгот и ряду других важнейших признаков. Вместе с тем для всех стран существуют общие принципы, позволяющие создать эффективные налоговые системы. Выделяют следующие черты налоговых систем федеративных государств:

• правовые основы налоговой системы определены конституционными нормами и основанными на них иными нормативными актами;

• все налоги и сборы разделены по уровням государственной власти на федеральные, региональные и местные;

• налоговые системы всех уровней построены по единым принципам;

• единый механизм взимания налогов действует на всех уровнях;

• налоговые полномочия разделены по уровням власти;

• налоговые поступления в бюджеты разных уровней дифференцированы на закрепленные (налоги, законодательно закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами) и регулирующие (федеральные и региональные налоги, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в региональные или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе).

Значение и структура налоговой системы определяются социально-экономическим строем общества и государства. Оптимально построенная налоговая система должна, с одной стороны, обеспечивать финансовыми ресурсами потребности государства, а с другой — не только не снижать стимулы налогоплательщика к предпринимательской деятельности, но и обязывать его к постоянному поиску путей повышения эффективности хозяйствования.

К основным принципам налоговой системы относят следующие организационные и функциональные принципы налогообложения:

- единство налоговой системы;

- организационное единство системы налоговых органов;

- справедливость и достаточность налогообложения;

- единство правовой базы;

- подвижность (эластичность) налогообложения;

- стабильность налоговой системы и др.

Многие ученые и практики выделяют принцип эффективности налогообложения, который вобрал в себя ряд достаточно самостоятельных принципов, объединенных общей идеологией эффективности [6]:

— налоги не должны оказывать влияние на принятие экономических решений или по крайней мере это влияние должно быть минимальным;

— налоговая система должна содействовать проведению политики стабилизации и развитию экономики страны;

— не должны устанавливаться налоги, нарушающие единое экономическое пространство и налоговую систему страны. Поэтому не имеют права на существование налоги, которые могут прямо или косвенно ограничивать свободное перемещение в пределах территории страны товаров (работ, услуг) или финансовых средств либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций. В частности, не могут устанавливаться налоги, ограничивающие перемещение физических лиц, товаров (работ, услуг) между разными субъектами федерации либо муниципальными образованиями, вывоз капитала за пределы субъекта федерации или муниципального образования либо ограничивающие капиталовложения в пределах другого субъекта федерации или муниципального образования страны;

— налоговая система должна исключать возможность экспорта налогов. В связи с этим не должны устанавливаться региональные либо местные налоги для формирования доходов какого-либо субъекта федерации или муниципального обра­зования в стране, если их уплата переносится на налогоплательщиков других субъектов федерации или муниципальных образований;

— налоговая система не должна допускать произвольного толкования, но в то же время должна быть понята и принята большей частью общества. Налог, который налогоплательщик обязан платить, должен быть определен точно, а не произ­вольно: время, способ и сумма платежа должны быть в точности известны налогоплательщику. Не может допускаться толкование закона о налоге налоговым чиновником;

— эффективность каждого конкретного налога должна быть максимальна и выражаться в низких издержках государства и общества на сбор налогов и содержание налогового аппарата.

Важное значение при формировании налоговой системы имеет принцип универсализации налогообложения.

Суть его можно выразить двумя взаимосвязанными принципами:

— налоговая система должна предъявлять одинаковые требования к эффективности хозяйствования конкретного налогоплательщика вне зависимости от форм собственности, субъекта налогообложения, его отраслевой или иной принадлежности. Иными словами, не допускается установление дополнительных налогов, повышенных либо дифференцированных ставок налогов или налоговых льгот в зависимости от форм собственности, организационно-правовой формы организации, гражданства физического лица, а также от государства, региона или иного географического места происхождения уставного (складочного) капитала (фонда) или имущества налогоплательщика. Кроме того, налоги не могут устанавливаться либо различно применяться, исходя из политических, экономических, этнических, конфессиональных или иных подобных критериев;

— должен быть обеспечен одинаковый подход к исчислению налогов вне зависимости от источника или места образования дохода или объекта обложения.

Принцип одновременности обложения означает, что в нормально функционирующей налоговой системе не должно допускаться обложение одного и того же источника или объекта двумя или несколькими налогами. Иными словами, один и тот же объект может облагаться налогом только одного вида и только один раз за определенный законодательством налоговый период.

Рациональная и устойчивая налоговая система невозможна без соблюдения принципа стабильности налоговых ставок. Реализация этого принципа обеспечивается тем, что налоговые ставки должны утверждаться законом и не должны часто пересматриваться.

Одновременно с этим принципом в налоговой практике нередко используется и принцип дифференциации ставок в зависимости от уровня доходов налогоплательщика. Этот принцип не является обязательным. Вместе с тем при его применении не должно допускаться введение индивидуальных ставок налогообложения, так же как и введение максимальных налоговых ставок, побуждающих налогоплательщика свертывать экономическую деятельность.

Исключительно важным, особенно в условиях федеративного государства, является соблюдение принципа четкого разделения налогов по уровням государственного управления. Этот принцип обязательно должен быть закреплен в законе и означать, что каждый орган власти (федеральный, региональный, местный) наделяется конкретными полномочиями в области введения, отмены налогов, установления льгот, ставок налогов и т. д. В то же время зачисление налогов в бюджеты разных уровней может регулироваться при ежегодном утверждении закона о бюджете.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 509; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.196.211 (0.007 с.)