Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет и методы экономической теории

Поиск

Предмет и методы экономической теории

Экономическая теория — дисциплина экономической науки, представляющая собой её теоретическое и философское основание.

Предметом экономической теории являются отношения, возникающие между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг в мире ограниченных ресурсов. Целью дисциплины является достижение эффективного использования ограниченных экономических ресурсов для максимального удовлетворения материальных потребностей людей.

Методы экономической теории:

Метод анализа и синтеза — анализ предполагает разделение рассматриваемого объекта или явления на отдельные части и определение свойств отдельного элемента. С помощью синтеза получают полную картину явления в целом.

Метод индукции и дедукции — при методе индукции происходит исследование отдельных фактов, принципов и формирование общих теоретических концепций на основе получения результатов (от частного к общему). Метод дедукции предполагает исследование от общих принципов, законов, когда положения теории распределяются на отдельные явления.

Метод системного подхода — рассматривает отдельное явление или процесс как систему, состоящую из определённого количества взаимосвязанных между собой элементов, которые взаимодействуют и оказывают влияние на эффективность всей системы в целом.

Метод математического моделирования — предполагает построение графических, формализованных моделей, которые в упрощённом виде характеризуют отдельные экономические явления или процессы.

Метод научной абстракции — позволяет исключать из рассмотрения отдельные несущественные взаимоотношения между субъектами экономики и концентрировать внимание на рассмотрении нескольких субъектов.

Экономический рост. Его факторы и типы.

Экономический рост — это увеличение объёма производства продукции в национальной экономике за определённый период времени

Типы экономического роста

Различают экстенсивный и интенсивный типы экономического роста. В первом случае рост достигается путём увеличения экстенсивных факторов роста. Во втором — за счёт интенсивных факторов роста. С развитием и освоением современных достижений науки и техники интенсивные факторы роста становятся преобладающими. В реальной жизни экстенсивный и интенсивный типы экономического роста в чистом виде не существуют. Имеет место их переплетение и взаимодействие.

В современной теории роста обычно выделяют четыре типа экономического роста: равномерный рост стран-лидеров (наблюдается в США, Европе), чудеса роста (Япония, Южная Корея, Гонконг), трагедии роста (некоторые страны Центральной Африки) и отсутствие экономического роста (например, Зимбабве).

В России с 2000 по 2008 год наблюдался относительно равномерный рост экономики.

Факторы, обеспечивающие экономический рост

Факторы, влияющие на экономический рост:

количество и качество трудовых ресурсов

эффективность основного капитала

количество и качество природных ресурсов

эффективность управления

эффективность технологий

Различают интенсивные и экстенсивные факторы экономического роста:

Экстенсивный фактор роста реализуется за счёт количественного увеличения ресурса (например, за счет роста численности работников). При этом средняя производительность труда существенно не изменяется. Для экстенсивных факторов роста характерен закон снижения отдачи при чрезмерном увеличении ресурса. Например, неоправданное увеличение численности организации может привести к избытку рабочей силы и к снижению производительности труда. Также к экстенсивным факторам роста относятся увеличение земли, затрат капитала труда. Эти факторы не связаны с инновациями, с новыми производственными технологиями и технологиями управления, с ростом качества человеческого капитала.

Интенсивные факторы экономического роста определяются совершенствованием и повышением качества систем управления, технологий, использованием инноваций, модернизацией производств и повышением качества человеческого капитала. Главным интенсивным фактором роста и развития современной экономики, как индустриальной, так инновационной является высококачественный человеческий капитал.

Стабильный рост возможен за счет роста производительности труда, включая инновации, за счет стабильных инвестиций и снижения реальных затрат (издержек) на уровне отдельных фирм (эквивалентное понятие — роста общей производительности факторов) и в целом в экономике. Такие факторы, как технический прогресс, накопление физического и человеческого капитала, создание инфраструктуры и экономических институтов, в долгосрочной перспективе способствуют экономическому росту через повышение производительности труда, производительности человеческого капитала, модернизацию физического капитала и снижение издержек.

Билет№2

Какая бы система распределения ни была справедливой, в любом современном обществе неизбежно неравенство доходов населения. Различия в уровне доходов на душу населения или на одного занятого называются дифференциацией доходов.

Общество с рациональной и относительно равномерной дифференциацией доходов наиболее стабильно за счёт многочисленного среднего класса, имеет социальную мобильность, сильные стимулы к социальному продвижению и профессиональному росту. Общество с резкой дифференциацией доходов крайних полюсных групп населения отличается социальной неустойчивостью, отсутствием стимулов к профессиональному росту, значительной криминогенностью социальных отношений. Для количественной оценки дифференциации доходов применяются различные показатели. В экономической теории используется кривая Лоренца как показатель, отражающий неравномерность распределения совокупного дохода общества между различными группами населения (рис. 8.1). Теоретическая возможность абсолютно равного распределения дохода представлена биссектрисой. Она указывает на то, что данный процент семей получает соответствующий процент дохода. Это значит, что если 20 % всех семей получают 20 % от всего дохода, 40 % – 40 %, а 60 % – 60 % и т.д., то соответствующие точки будут расположены на биссектрисе. Такое идеальное расположение доходов разрушает систему мотивации к труду у работников и предпринимателей, снижает эффективность производства. В реальной действительности доходы распределяются неравномерно, причём, как правило меньшей доле населения принадлежит большая часть доходов страны. Фактическое распределение доходов показывает кривая Лоренца ОАБСДЕ. Чем дальше располагается кривая Лоренца от биссектрисы, тем выше степень неравенства в распределении доходов.

 

Рис. 8.1. Кривая Лоренца

Ещё одним показателем, используемым для определения степени дифференциации доходов, является коэффициент Джини.

Коэффициент Джини исчисляется делением площади ОАБСДЕ на площадь прямоугольника ОКЕ. Чем больше площадь фигуры ОАБСДЕ, тем больше величина коэффициента Джини, тем выше степень неравенства в доходах. Величина коэффициента Джини колеблется от 0 до 1. Однако она никогда не может достигнуть этих величин, поскольку «0» – это абсолютное равенство, а «1» – абсолютное неравенство.

Кривую Лоренца можно использовать для сравнения распределения в различные периоды времени, или в разных странах, или между различными группами.

Какова же оптимальная степень неравенства? Это самый важный вопрос в определении стратегии, касающейся неравенства доходов. Общепринятого ответа на этот вопрос нет, поскольку есть аргументы «за» и «против» усиления равенства.

Основной аргумент в пользу равного распределения дохода состоит в том, что равенство дохода необходимо для максимизации удовлетворения нужд потребителя. Главный контраргумент заключается в том, что равенство доходов подрывает стимулы к трудовой деятельности, к инвестициям, к риску и тем самым уменьшает объём распределяемого дохода.

В настоящее время почти во всех развитых странах сложившееся в соотношение между доходами бедных и богатых слоев общества не превышает 1: 10.

Билет №4.

Доходы населения

Это все материальные средства, которые домохозяйства получают как результат экономической деятельности или как трансферты.

Доходы поступают населению в денежной и натуральной формах. Натуральная форма доходов включает продукцию, произведенную домохозяйствами для собственного потребления, натуральные трансферты (продукты питания, одежду).

Уменьшив общие денежные доходы на суммы обязательных платежей и добровольных взносов, номинальные доходы преобразуются в располагаемые доходы, остающиеся в распоряжении населения.

Номинальные денежные доходы населения характеризуют общее количество денег, которое получено (или начислено) за определенный период времени.

Располагаемые денежные доходы — это доходы, которые могут быть использованы на личное потребление и сбережения. Они равны номинальным доходам за вычетом налогов, обязательных платежей и добровольных взносов населения.

При этом объем товаров и услуг, который население может приобрести на полученные им доходы, во многом определяется уровнем цен. Поэтому показатели доходов пересчитываются в реальное выражение путем корректировки наиндекс потребительских цен (Iп.ц). Таким образом, реальные характеристики получают как результат деления соответствующих показателей доходов населения на ИПЦ.

Реальные располагаемые денежные доходы определяются исходя из скорректированных на индекс цен денежных доходов текущего периода, за вычетом обязательных платежей и взносов. В 2004 г. по сравнению с 2003 г. они увеличились на 8,0%.

Личные доходы (personalincome) – это все денежные средства, полученные физ. лицом. В личные доходы включается помимозаработной платы, различные дополнительные доходы, включая премии, пенсию, дивиденды, проценты по вкладам и ценным бумагам, пособия, ренда, трансферы, социальные и иные виды выплат. Личные доходы рассчитываются до вычета индивидуальных налогов.

Билет №5

Товар и его свойства.

В натуральном хозяйстве производились вещи, блага. Благо – это вещь или услуга, которая удовлетворяет тем или иным человеческим потребностям. Благо может выступать в форме товара, который производится только при товарном производстве. Товар отличается от блага тем, что он удовлетворяет потребность человека посредством обмена, т.е. через акт купли-продажи.

Экономическое благо, предназначенное для обмена, признается товаром. При этом не обязательно, как считают некоторые современные западные экономисты, чтобы товар выступал как результат труда. Главное, утверждают они, что, товар предназначен удовлетворять потребность посредством обмена.Действительно, блага, на которые не затрачен труд, могут приобретать форму товара (например, необработанная земля) и продаваться. Но в основном блага создаются благодаря производственной деятельности людей. Согласно трудовой теории стоимости, товар – это продукт труда, предназначенный для удовлетворения какой-либо человеческой потребности посредством обмена, т.е. путем купли-продажи. Не всякая вещь или благо (например, вода, воздух и т.п.), способные удовлетворять ту или иную потребность, является товаром. К товарам относится не все то, что удовлетворяет человеческие потребности, а только продукты человеческого труда. Но и продукты человеческого труда не всегда были и являются товаром. Если продукт производится для удовлетворения своих потребностей, то он не является товаром. Продукт человеческого труда становится товаром, когда он производится для удовлетворения потребностей других, т.е. когда он производится на продажу. В процессе осуществления акта купли-продажи отдельные члены общества вступают межу собой в отдельные отношения. Следовательно, товар – это общественная форма продукта труда. Товары могут различаться в зависимости от характера удовлетворения потребностей. Они делятся на следующие виды.Взаимозаменяемые продукты. Если растет потребление одного из них, то снижается использование другого. Взаимодополняемые товары. Они сопутствуют друг другу, и потребность в них одновременно увеличивается или снижается.

2. Инфляция: сущность, причины и виды инфляции.

Инфляция – это обесценение денег, снижение их покупательной способности. Обычно инфляция имеет в своей основе не одну, а несколько взаимосвязанных причин, и проявляется она не только в повышении цен. Наряду с открыто, ценовой имеет место скрытая, или подавленная инфляция, проявляющаяся в дефиците, ухудшении качества товаров. Не всякое повышение цен служит показателем инфляции, цены могут повышаться в силу улучшения качества продукции, ухудшения условий добычи топливо – сырьевых ресурсов, изменения общественных потребностей. Но это не инфляционный, а в определенной мере логичный, оправданный рост цен на отдельные товары.

В мировой экономической литературе обычно выделяются следующие общие для всех стран причины инфляции: Рост государственного сектора и вмешательства государства в экономику. Все это ведет к несбалансированности государственных расходов и доходов, которая выражается в дефиците госбюджета. Финансирование госбюджета за счет займов в Центральном Банке, т.е. неконтролируемой денежной эмиссии, неизбежно приводит к росту массы денег в обращении. Аналогичные последствия может вызвать непроизводительное потребление национального дохода. Военные расходы создают дополнительный платежеспособный спрос, ведущий к росту денежной массы без соответствующего товарного покрытия. Появление крупных институтов частной власти в лице крупнейших фирм и транснациональных корпораций с одной стороны и профсоюзов с другой. Любой монополист или олигополист заинтересован в создании дефицита, который позволит ему поддерживать высокий уровень цен. Аналогичным способом действуют и профсоюзы, ссылаясь на необходимость поддержания жизненного уровня своих членов. Таким образом, совместные усилия заставляют цены и зарплату двигаться только вверх.

Билет №8.

Сущность и функции денег

Экономическая теория по-разному объясняет природу сущности денег. Наибольшее распространение имели две теоретические концепции: теория денег К. Маркса и количественная теория денег (КТД).

Суть теории К. Маркса заключается в том, что деньгами может быть товар, на создание которого был затрачен человеческий труд. Поэтому деньги К. Марксом определялись как понятие, сочетающее в себе противоречивое единство золота как товара, как выразителя реальной стоимости и его противоположности – знака стоимости, бумажной купюры.

К. Марксом наиболее четко и определенно сущность денег выражена в пяти функциях: мера стоимости, средство накопления (тезаврации), средство обращения, средство платежа и мировых денег.

1. Мера стоимости. Деньги выступают мерой стоимости. Общество считает удобным использовать денежную единицу в качестве масштаба для соизмерения относительных стоимостей разнообразных благ и ресурсов. Благодаря денежной системе нам не надо выражать цену каждого продукта через все другие продукты, на которые он мог бы быть обменен; мы не должны выражать стоимость скота через зерно, цветные карандаши, сигары, автомобили и т. д. Использование денег в качестве общего знаменателя означает, что цену любого продукта достаточно выразить только через денежную единицу. Такое использование денег позволяет участникам сделки легко сравнивать относительную ценность различных товаров и ресурсов. Подобные сравнения облегчают принятие рациональных решений. В качестве меры стоимости деньги используются и в сделках с будущими платежами.

2. Средство платежа. Деньги выступают как средство платежа. Эта функция денег проявляется, прежде всего, в обслуживании платежей вне сферы товарооборота. Это налоги, социальные выплаты, проценты за кредит. Деньги легко принимаются в качестве средства платежа. Это удобное, на мой взгляд, социальное изобретение, позволяющее платить владельцам ресурсов и производителям “товаром” (деньгами), который может быть использован для покупки любого из всего набора товаров и услуг, имеющихся на рынке.

3. Средство обращения. Деньги выступают как средство обращения обслуживания товарооборота. Во-первых, и прежде всего деньги являются сегодня средством обращения, деньги можно использовать при покупке и продаже товаров и услуг. Как средство обмена деньги позволяют обществу избежать неудобств бартерного обмена. И, представляя удобный способ обмена товарами, деньги позволяют обществу воспользоваться плодами географической специализации и разделения труда между людьми.

При товарном обращении роль посредника при обмене товаров выполняют деньги. Здесь товар проходит два измерения формы товарной стоимости:

1. товар продается за деньги, его стоимость из товарной формы превращается в денежную (Т-Д);

2. на вырученные деньги покупается товар, то есть денежная форма стоимости превращается в товарную (Д-Т). Следовательно, товарное обращение имеет форму Т-Д-Т. В товарном обращении, где деньги играют роль посредника, акты купли и продажи обособляются, становятся самостоятельными, не совпадают во времени и пространстве. Товаропроизводитель имеет возможность продать товар сегодня, а купить другой товар лишь через день, неделю, месяц и т.д. Он может продавать его на одном рынке, купить нужный ему товар на другом. Таким образом, деньги как средство обращения преодолевает индивидуальные, временные и пространственные границы непосредственного обмена и способствуют развитию товарного обмена.

3. Средство накопления (сбережения). Деньги служат средством сбережения. Поскольку деньги наиболее ликвидное имущество, они являются наиболее удобной формой хранения богатства. Владение деньгами за редким исключением не приносит денежного дохода, который извлекается при хранении богатства, например, в форме недвижимого имущества (собственности) или ценных бумаг (акций, облигаций и т. д.). Однако деньги имеют то преимущество, что они могут быть безотлагательно использованы фирмой или домашним хозяйством для любого финансового обязательства.

Однако реальное выполнение деньгами этой функции имеет свои ограничения. Если номинальная стоимость денег фиксирована, то реальная их стоимость (покупательная способность) может меняться. Прежде всего, она зависит от цен на товары и услуги:

Z=1: P,

где Z – покупательная способность денег; Р – цена.

Так, в условиях инфляции реальная стоимость денег резко падает и сохранение богатства в виде денег теряет экономический смысл. Деньги, просто лежащие в запасе, при росте цен обесцениваются. Кроме того, деньги в запасе требуют некоторых затрат на обслуживание. Просто лежащие деньги не позволяют получить по ним доход.

5. Мировые деньги. Функция “ мировые деньги “ – это деньги в системе международных экономических отношений. Её выполняют деньги, признанные всеобщим средством выражения стоимости, всеобщим платежным и покупательным средством. Ныне мировое сообщество признало таковыми, так называемые, «резервные валюты»: доллар США, евро, английский фунт, японская йена и др.

Налоги и их виды. Принципы налогообложения. Кривая Лэффера.

Налог – это обязательный взнос плательщика в бюджет и внебюджетные фонды в определённых законом размерах и в установленные сроки. Он выражает денежные выражения, складывающиеся у государства с юридическими и физическими лицами в связи с перераспределением национального дохода и мобилизации финансовых ресурсов в бюджетные и внебюджетные фонды государства.

В теории налогового права существуют различные классификации налогов.

Выделяют налоги подоходно-поимущественные (прямые) и налоги на потребление (косвенные). Первые взимаются в процессе приобретения и накопления материальных благ, вторые – в процессе их расходования. Прямые налоги в свою очередь делятся на личные (уплачиваемые с действительно полученного дохода или прибыли, например, налог на прибыль организаций) и реальный (облагается имущество)

Налоги делятся на раскладочные (взимаются при возникновении потребности совершить конкретный расход (например, на благоустройство территории), и сумма расходов распределяется между налогоплательщиками) и количественные.

Ещё одна классификация делит налоги на закреплённые, которые на длительный период полностью или частично закреплены как доходный источник конкретного бюджета (например, налог на добавленную стоимость является доходом федерального бюджета РФ), и регулирующие, распределение сумм которые между различными бюджетами устанавливается Бюджетный кодекс РФ или другим нормативным актом.

Выделяют также регулярные налоги, взимаемые с определённой периодичностью в течение всего времени владения имуществом или занятия какой-либо деятельностью, приносящей доход, и разовые налоги, которые связываются с событиями, не образующими систему.

В зависимости от того, органами государственной власти какого территориального уровня и на какой территории вводятся налоги, различают государственные и местные налоги. В России соответственно существуют федеральные, региональные и местные налоги.

В зависимости от того, кто является плательщиков налогов, последние делятся на налоги, взимаемые с юридических лиц, налоги, взимаемые с физических лиц, и так называемые «смешанные» налоги.

Хотя число налогов велико и структура их различна, тем не менее, слагаемые юридического состава налога имеют универсальное значение. Те элементы юридического состава налога, без которых он не может.

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

Налоги известны давным-давно, еще на заре человеческой цивилизации. Их появление связано с самыми первыми общественными потребностями.

В развитии форм и методов взимания налогов можно выделить три крупных этапа. На начальном этапе развития от древнего мира до начала средних веков государство не имеет финансового аппарата для определения и сбора налогов. Оно определяет лишь общую сумму средств, которую желает получить, а сбор налогов поручает городу или общине. Очень часто оно прибегает к помощи откупщиков. На втором этапе (XVI — начало XIX вв.) в стране возникает сеть государственных учреждений, в том числе финансовых, и государство берет часть функций на себя: устанавливает квоту обложения, наблюдает за процессом сбора налогов, определяет этот процесс более или менее широкими рамками. Роль откупщиков налогов в этот период еще очень велика. И, наконец, третий, современный, этап – государство берет в свои руки все функции установления и взимания налогов, ибо правила обложения успели выработаться. Региональные органы власти, местные общины играют роль помощников государства, имея ту или иную степень самостоятельности.

Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, так же важное место отводится налогам. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно – правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

В условиях перехода от административно – директивных методов управления к экономическим резко возрастают роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей народного хозяйства, через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий.

Налоговая система в Российской Федерации практически была создана в 1991 г., когда в декабре этого года был принят пакет законопроектов о налоговой системе. Среди них: “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”, “О налоге на прибыль предприятий и организаций”, “О налоге на добавленную стоимость” и другие (введён с 01.01.92). Эти законы установили перечень идущих в бюджетную систему налогов, сборов, пошлин и других платежей, определяют плательщиков, их права и обязанности, а также права и обязанности налоговых органов. К настоящему времени в эти законы были внесены изменения и дополнения.

События произошедшие 17 августа 1998 года резко усилили роль налогов в экономическом положении страны так как любое государство в послекризисной обстановке пытается поправить свое экономическое положение при помощи корректировки налоговой системы. А корректировки могут заключаться в следующем: или повышение налогового бремени, или его понижение плюс “упрощение” налогов. В первом случае можно получить кризис неплатежей, так как многие предприятия и физические лица будут попросту уклонятся от уплаты налогов, так как работать в убыток никто не хочет. За этим потянется целая вереница проблем, которые могут не только усугубить кризис, но и привести к полному развалу экономики. Как правило, второй путь более прогрессивен, так как “упрощение” налогов и уменьшение налогового бремени до разумных пределов еще никогда не приводило к новому витку кризиса.

Принципы налогообложения

Под принципами налогообложения следует понимать основные исходные положения системы налогообложения. Принципам налогообложения экономисты различных поколений придавали и придают большое теоретическое и практическое значение. Первостепенное значение в этом вопросе отводится Адаму Смиту, который в своей работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776) впервые обосновал четыре основных принципа налогообложения, являющихся актуальными и в настоящее время: справедливости, определенности, удобства уплаты для налогоплательщиков и экономии (дешевизны взимания):

1 ) принцип справедливости подданные государства должны участвовать в покрытии расходов правительства, каждый по возможности, сообразно своей относительной платежеспособности, т.е. соразмерно доходу, которым он пользуется под охраной правительства. Соблюдение этого положения или пренебрежение им приведет к так называемому равенству или неравенству обложения;

2) принцип определенности налог, который обязан уплачивать каждый должен быть точно определен, а не произволен. Размер налога, время и способ его уплаты должны быть ясны и известны как самому плательщику, так и всякому другому;

3) принцип удобства каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, какие наиболее удобны для плательщика;

4) принцип экономии каждый налог должен быть так разработан, чтобы он извлекал из кармана плательщика возможно меньше сверх того, что он приносит государственному казначейству.

Учение о принципах налогообложения не стояло на месте. Основные принципы, разработанные А. Смитом, были изучены и дополнены новыми, экономически обоснованными положениями. В частности, немецкий экономист Адольф Вагнер выделяет три группы принципов взимания налогов:

1. этические принципы обложения:

• всеобщность налогов;

• соразмерность обложения с платежеспособностью;

2. принципы управления налогами:

• определенность обложения;

• удобности обложения и взимания налогов для их плательщиков;

• дешевизна взимания;

3. народнохозяйственные принципы:

• надлежащий выбор источников налогов;

• правильная комбинация совокупности налогов в такую систему, которая обеспечивала бы, при возможности соблюдения этических принципов и принципов управления, а также достаточность поступления и эластичность на случай чрезвычайных государственных нужд.

Кривая Лэффера

«Кривая Лэффера» – график, построенный видным экономистом Артуром Лэффером, принадлежащим к школе классического либерализма. Кривая Лэффера, наверное, является наиболее известной и популярной налоговой теорией. В этом смысле ее можно даже назвать поп-теорией.

Данный график ясно свидетельствует, что при нулевой налоговой ставке государство не соберет ни цента, сколь бы велика ни была налоговая база, т.е. число налогоплательщиков. Точно такой же результат будет и в противоположном конце налоговой шкалы – при стопроцентной налоговой ставке, потому что никто не будет работать бесплатно, и экономическая активность полностью замрет (т.е. налоговая база сузится до нуля).

Между этими крайностями существуют два показателя налоговых ставок, которые при разных подходах дадут одинаковый уровень налоговых поступлений: повышенная налоговая ставка при узкой налоговой базе и пониженная налоговая ставка при обширной налоговой базе.

Основная идея кривой Лэффера заключается в том, что по мере увеличения налоговой ставки налоговые поступления будут увеличиваться до определенного максимального уровня, а затем будут понижаться, ибо высокие налоги сдерживают экономическую активность хозяйствующих субъектов, в результате чего сокращаются объем производства и доход. Сокращение налоговых ставок вызовет сокращение объема государственных доходов в краткосрочном периоде. В долгосрочном периоде снижение налоговых ставок обеспечит рост сбережений, инвестиций и занятости, в результате чего увеличатся производство и доходы, подлежащие налогообложению, что увеличит налоговые поступления в государственный бюджет. Такой подход выдвигали сторонники теории «экономики предложения».

Исследуя связь между величиной ставки налогов и поступлением в государственный бюджет, американский экономист Артур Лэффер показал, что не всегда повышение ставки налога ведет к росту налоговых доходов государства. Он попытался теоретически доказать, что при ставке подоходного налога выше 50% резко снижается деловая активность фирм и населения в целом.

Если налоговая ставка превышает объективную границу, то налоговые поступления начнут уменьшаться. А. Лэффер доказал, что один и тот же по величине доход в государственный бюджет может быть обеспечен и при высокой, и при низкой налоговых ставках. Однако на практике идеи Лэффера использовать трудно, так как сложно определить, на левой или на правой стороне кривой находится экономика страны в данный момент. Так, из-за ошибки в этом определении “эффект Лэффера” не сработал в период президентства Рейгана: хотя снижение налогов и привело к росту деловой активности в стране, но оно затруднило реализацию социальных программ.

Конечно, трудно рассчитывать, что на основе только теории можно построить идеальную шкалу налогообложения. Теория должна быть основательно откорректирована на практике. Немаловажное значение в оценке ее справедливости имеют национальные, культурные и психологический фактор.

Билет №10

Билет №11

Билет №12.

Билет №13.

Билет №14.

Монополия, ценообразование в условиях монополии.

Ценообразование – это формирование, установление и управление ценами в интересах конкретной фирмы; искусство варьирования ценами в зависимости от положения товара и фирмы на рынке для реализации стратегических и оперативных целей. В теории ценообразования вопросы цен рассматриваются сквозь призму типов рынков.

Монополия (от моно – один и греч. pфlйф – продаю) – исключительное (монопольное) право в какой-либо сфере деятельности государства, организации, фирмы и т. д. Большая советская энциклопедия В экономике монополия появилась, когда монархи жаловали определённому купцу (ремесленнику, цеху) привилегию (монополию) на производство или торговлю определённым товаром. В неоклассическом подходе экономической теории, монополия – один из видов рыночных структур, характеризующих следующие условия конкурентной борьбы между фирмами отрасли в условиях рынка.

Под монополией понимают такой тип структуры рынка, при котором выполняются следующие условия:

производитель в рамках рынка является единственным оператором; продукция реализуется множеству покупателей;

отсутствуют заменители продукта монополиста; очень высокими являются барьеры входа на рынок, в связи с чем приток новых фирм невозможен. Логично, что барьеры входа в отрасль могут возникнуть вследствие различных причин, таких как: исключительное право от правительства; контроль со стороны монополиста всего предложения какого-либо производственного ресурса; необходимость осуществления больших единовременных вложений в основной капитал, которые в случае выхода из отрасли нельзя возвратить.

Ценообразование в условиях чистой монополии. Цена в условиях монопольного рынка является заданной величиной. Ее уровень устанавливается монополистом одновременно с определением объема предложения товара. Берутся во внимание издержки и спрос. С целью установления монопольно высокой цены монополист уменьшает предложение продукции. Для этого он сокращает объемы производства или наращивает свои товарные запасы. Дефицит товарного предложения в данном случае соответственно влечет за собой повышение рыночной цены. Необходимо понимать, что монополист не всегда может стремиться к постоянному росту цен. В принципе, монополист устанавливает такой объем предложения, при котором объем всей его прибыли будет оптимальным. Вследствие этого монополист получает возможность в условиях сокращения платежеспособного спроса сохранить прибыль и высокую рентабельность на прежнем уровне или даже улучшить эти финансовые показатели. Однако такая ситуация отрицательно отражается на положении потребителей. Они проигрывают дважды: получают меньше товаров вследствие искусственного дефицита, а платят за приобретаемое количество товаров более высокую цену. В теории ценообразования и экономической теории принято различать ряд видов монополии. Так, например, выделяют искусственную монополию, естественную монополию и экономическую монополию. Необходимо знать то, что рынок чистой монополии не существует на практике. Это идеальное построение, необходимое для научных исследований.

Билет №15.

Естественная монополия.

Монополия — это единоличное право на владение кем (чем)-либо, будь то предприятие или какой-либо вид деятельности; присутствие только одного «хозяина» в данной сфере; установление своих правил на какой-то определенной территории, в каком-либо вопросе. Монополия подразумевает под собой полное отсутствие конкуренции.

Естественная монополия — вид монополии, занимающий привилегированное положение на рынке в силу технологических особенностей производства (в связи с эксклюзивным обладанием н



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 241; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.252.87 (0.016 с.)