Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Происхождение и возникновение денег.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Деньги стали неотъемлемой частью нашей жизни и быта. Однако деньги были не всегда. Они возникли на определенной ступени развития общества. Их возникновение связано с обменом. Они пришли на смену натуральному обмену. В условиях натурального обмена, когда товар менялся на товар напрямую (бартер), потребность в деньгах не существовала. Но уже с самого зарождения товарного обмена начался процесс формирования будущих денег. Первоначально в их роли у разных народов выступал тот товар, который пользовался наибольшим спросом, мог относительно долго храниться и был в достаточном количестве. Отсюда и многообразие товаров, выполнявших роль эквивалентов — измерителей стоимости других товаров. По мере расширения и углубления общественного разделения труда, развития частных и общественных форм собственности (включая раздвоение отношений присвоения на основе владения и распоряжения) происходило расширение сферы товарного производства, отношений обмена. В процессе исторического развития товарный обмен сопровождался сменой одних форм стоимости другими. Возникновение денег – закономерный результат развития товарного обращения и форм стоимости. Сначала использовались золотые песок и слитки. В дальнейшем стали чеканить и использовать золотые и серебряные монеты. Поэтому, до тех пор, пока деньги представлены благородными металлами, можно говорить о том, что деньги — это особый товар, который является всеобщим эквивалентом для остальных товаров. Их потребительная стоимость (полезность) заключается в способности обмениваться на любой другой товар, т.е. имеет непосредственно общественный характер. И, как любой другой товар, деньги обладают стоимостью. Наибольшую популярность в прошлом имело золото. Связано это с его физическими свойствами: долго хранится, легко делится и транспортируется. К тому же оно довольно ограничено в природе, что позволяло относительно небольшое количество золота обменивать на большое количество разнообразных товаров. Деньги, как и любой другой товар, обладают ценой. В связи с этим, при снижении цены на золото при условии, что оно является деньгами, все товары одновременно должны подняться в цене. Так оно и происходило. Например, после открытия Америки большое количество золота, привезенного в Старый Свет, привело к резкому росту цен. В современных условиях изменение цены золота не приводит к понижению или повышению цен на все остальные товары. Дело в том, что на смену золоту пришли бумажные деньги. Одной из причин появления бумажных денег явилась «порча монет». Чеканить монеты в прошлом могло каждое удельное княжество. Обнаружив, что монеты, выпущенные недавно, и монеты, уже походившие по рукам и имевшие меньший вес выполняют одинаково успешно свои функции, шли на сознательное уменьшение содержания благородных металлов в монетах («порча монет»). Постепенно для экономии золота и серебра монеты стали делать из сплавов неблагородных металлов. Затем стали печатать казначейские билеты, т.е. обязательства государственной власти, которые свободно могли обмениваться на серебряные и медные монеты. Бумажные деньги были удобнее в обращении по сравнению с металлическими. Появление бумажных денег проходит и через коммерческий вексель — долговое обязательство о возвращении в определенный срок денег за полученные в кредит товары. Вначале вексель обращался между должниками и кредиторами, но постепенно им стали расплачиваться и кредиторы. В этом случае для подтверждения того, что долг будет возвращен третьим лицом, требовалась подпись известного им и всеми уважаемого купца или банкира. Со временем крупные банки сами стали выпускать банковские векселя, которые назывались банкнотами. Это другой вид бумажных денег. Появление банкнот существенно упростило ведение дел предпринимателями и подорвало монополию ростовщиков на денежном рынке. Если товарный (коммерческий) вексель мог обращаться между продавцами и покупателями, связанными между собой коммерческой деятельностью, то банковский вексель (банкнота) стал выполнять функцию всеобщего платежного средства между любыми предпринимателями. Банкноты, в отличие от казначейских билетов, вначале свободно обменивались на золото. В настоящее время бумажные деньги ни внутри страны, ни на мировом рынке не обмениваются на золото. Деление всех бумажных денег на банкноты и казначейские билеты имеет чисто формальный характер. Впервые бумажные деньги появились в Китае в XIII в. В 1690 г. Бумажные деньги появились в Америке, в XVIII в. — во Франции, Англии. В России бумажные деньги впервые были выпущены в 1769 г. С отказом от золотого, а затем, в 1976 г., от золотовалютного стандарта в мире возникла проблема бумажных денег. Не вдаваясь глубоко в анализ этой специфической проблемы, необходимо отметить, что часть экономистов продолжает придерживаться точки зрения, согласно которой, несмотря ни на что, золото продолжает выполнять роль истинных денег. Другая часть экономистов полагает, что деньги в современных условиях утратили собственную стоимость, и их стоимость определяется всей противостоящей им товарной массой. Однако дело в том, что, во-первых, если товарная масса по своему содержанию обладает стоимостью, то эта стоимость не может вторично быть содержанием денежной массы. В этом случае деньги приближаются к выполнению функции счетной единицы. Во-вторых, деньги, входящие в обращение без стоимости, сами по себе не могут диктовать цену товарам, т.е. оценивать их, исходя из собственной стоимостной субстанции. Поэтому цены товаров, очевидно, должны складываться под воздействием имеющегося в обращении количества бумажных денег. Применительно к современным рыночным отношениям, согласно трудовой теории стоимости, можно сказать, что деньги обладают иррациональной стоимостью, как и земля, и ссуда, и цена труда. Специфика иррациональной стоимости денег заключается в том, что она стала выражаться стоимостью всей существующей товарной массы благ. А это значит, что в меньшей или большей степени приходится постепенно признать жизненность количественной теории денег. Конечно, речь не идет о возврате к простой количественной теории денег, в соответствии с которой увеличение денежной массы вызывает пропорциональный рост цен. Это не всегда так. Простая модель работает, как правило, в периоды высокой инфляции и различных долговременных тенденций движения цен. Развитая количественная теория денег опирается не столько на зависимость между денежной массой и ценами, сколько на взаимосвязь темпов роста денежной массы с годовыми темпами роста национального продукта и динамикой цен. При этом предполагается, что скорость обращения денег либо остается постоянной, либо, если она изменяется, то ее изменения могут быть достаточно точно предсказаны. Деньги — это социальное явление. Их выпускает государство. Оно же держит под контролем эмиссию, т.е. тиражи денег. Если бы выпуск денег был не ограничен, т.е. деньги мог печатать каждый, то цены бы резко подскочили, деньги обесценились, и их бы никто не использовал. В таком случае перешли бы к натуральному обмену, бартерным сделкам — обмену товара на товар. Одновременное кредитование покупателей и продавцов в форме коммерческого или банковского векселя обусловили появление кредитных денег. Кредитные деньги представляют собой долговые обязательства, которые используются как средства обмена в платежно-расчетном механизме. В современных условиях наибольшую часть кредитных денег олицетворяют собой депозиты, или вклады. Так называемые депозитные деньги являются основой чекового обращения. В составе денежной массы банковские вклады играют преобладающую роль по сравнению с налично-денежным компонентом. В настоящее время с помощью кредитных денег в развитых странах мира осуществляется более 90% всех платежей и расчетов. Таким образом, основная масса операций по покупке и продаже товаров совершается вообще без участия денег в обычном понимании этого слова. Новой ступенью в развитии денег является появление кредитных карточек, когда все доходы и расходы фиксируются через периферийные отделы центральным компьютером. Они позволяют непосредственно с помощью карточки не только расплачиваться в магазине, получать в случае необходимости бумажные деньги в банкомате, но и производить расчеты в других странах. В последнем случае перевод на другую валюту осуществляется также центральным компьютером. Кроме того, по карточкам можно получать дополнительную сумму, превышающую счет в банке. Итак, в настоящее время, если использовать нейтральное опре деление, то деньги — это средство, позволяющее отделить акт продажи от акта купли во времени и пространстве, в противоположность бартеру, когда осуществляется непосредственный обмен одного товара на другой. Деньги — это обладающее всеобщей покупательной способностью средство, которое используется для обмена на товары и услуги, а также при уплате долгов. Современные деньги — это декретные деньги, которые принимаются как деньги, поскольку все их таковыми считают. Гарантией этого является то, что выпускает их только государство. Однако в каком бы обличье деньги ни выступали, уже с глубокой древности ими выполнялись одни и те же основные функции. Сущность и функции денег Экономическая теория по-разному объясняет природу сущности денег. Наибольшее распространение имели две теоретические концепции: теория денег К. Маркса и количественная теория денег (КТД). Суть теории К. Маркса заключается в том, что деньгами может быть товар, на создание которого был затрачен человеческий труд. Поэтому деньги К. Марксом определялись как понятие, сочетающее в себе противоречивое единство золота как товара, как выразителя реальной стоимости и его противоположности – знака стоимости, бумажной купюры. К. Марксом наиболее четко и определенно сущность денег выражена в пяти функциях: мера стоимости, средство накопления (тезаврации), средство обращения, средство платежа и мировых денег. 1. Мера стоимости. Деньги выступают мерой стоимости. Общество считает удобным использовать денежную единицу в качестве масштаба для соизмерения относительных стоимостей разнообразных благ и ресурсов. Благодаря денежной системе нам не надо выражать цену каждого продукта через все другие продукты, на которые он мог бы быть обменен; мы не должны выражать стоимость скота через зерно, цветные карандаши, сигары, автомобили и т. д. Использование денег в качестве общего знаменателя означает, что цену любого продукта достаточно выразить только через денежную единицу. Такое использование денег позволяет участникам сделки легко сравнивать относительную ценность различных товаров и ресурсов. Подобные сравнения облегчают принятие рациональных решений. В качестве меры стоимости деньги используются и в сделках с будущими платежами. 2. Средство платежа. Деньги выступают как средство платежа. Эта функция денег проявляется, прежде всего, в обслуживании платежей вне сферы товарооборота. Это налоги, социальные выплаты, проценты за кредит. Деньги легко принимаются в качестве средства платежа. Это удобное, на мой взгляд, социальное изобретение, позволяющее платить владельцам ресурсов и производителям “товаром” (деньгами), который может быть использован для покупки любого из всего набора товаров и услуг, имеющихся на рынке. 3. Средство обращения. Деньги выступают как средство обращения обслуживания товарооборота. Во-первых, и прежде всего деньги являются сегодня средством обращения, деньги можно использовать при покупке и продаже товаров и услуг. Как средство обмена деньги позволяют обществу избежать неудобств бартерного обмена. И, представляя удобный способ обмена товарами, деньги позволяют обществу воспользоваться плодами географической специализации и разделения труда между людьми. При товарном обращении роль посредника при обмене товаров выполняют деньги. Здесь товар проходит два измерения формы товарной стоимости: 1. товар продается за деньги, его стоимость из товарной формы превращается в денежную (Т-Д); 2. на вырученные деньги покупается товар, то есть денежная форма стоимости превращается в товарную (Д-Т). Следовательно, товарное обращение имеет форму Т-Д-Т. В товарном обращении, где деньги играют роль посредника, акты купли и продажи обособляются, становятся самостоятельными, не совпадают во времени и пространстве. Товаропроизводитель имеет возможность продать товар сегодня, а купить другой товар лишь через день, неделю, месяц и т.д. Он может продавать его на одном рынке, купить нужный ему товар на другом. Таким образом, деньги как средство обращения преодолевает индивидуальные, временные и пространственные границы непосредственного обмена и способствуют развитию товарного обмена. 3. Средство накопления (сбережения). Деньги служат средством сбережения. Поскольку деньги наиболее ликвидное имущество, они являются наиболее удобной формой хранения богатства. Владение деньгами за редким исключением не приносит денежного дохода, который извлекается при хранении богатства, например, в форме недвижимого имущества (собственности) или ценных бумаг (акций, облигаций и т. д.). Однако деньги имеют то преимущество, что они могут быть безотлагательно использованы фирмой или домашним хозяйством для любого финансового обязательства. Однако реальное выполнение деньгами этой функции имеет свои ограничения. Если номинальная стоимость денег фиксирована, то реальная их стоимость (покупательная способность) может меняться. Прежде всего, она зависит от цен на товары и услуги: Z=1: P, где Z – покупательная способность денег; Р – цена. Так, в условиях инфляции реальная стоимость денег резко падает и сохранение богатства в виде денег теряет экономический смысл. Деньги, просто лежащие в запасе, при росте цен обесцениваются. Кроме того, деньги в запасе требуют некоторых затрат на обслуживание. Просто лежащие деньги не позволяют получить по ним доход. 5. Мировые деньги. Функция “ мировые деньги “ – это деньги в системе международных экономических отношений. Её выполняют деньги, признанные всеобщим средством выражения стоимости, всеобщим платежным и покупательным средством. Ныне мировое сообщество признало таковыми, так называемые, «резервные валюты»: доллар США, евро, английский фунт, японская йена и др. Налоги и их виды. Принципы налогообложения. Кривая Лэффера. Налог – это обязательный взнос плательщика в бюджет и внебюджетные фонды в определённых законом размерах и в установленные сроки. Он выражает денежные выражения, складывающиеся у государства с юридическими и физическими лицами в связи с перераспределением национального дохода и мобилизации финансовых ресурсов в бюджетные и внебюджетные фонды государства. В теории налогового права существуют различные классификации налогов. Выделяют налоги подоходно-поимущественные (прямые) и налоги на потребление (косвенные). Первые взимаются в процессе приобретения и накопления материальных благ, вторые – в процессе их расходования. Прямые налоги в свою очередь делятся на личные (уплачиваемые с действительно полученного дохода или прибыли, например, налог на прибыль организаций) и реальный (облагается имущество) Налоги делятся на раскладочные (взимаются при возникновении потребности совершить конкретный расход (например, на благоустройство территории), и сумма расходов распределяется между налогоплательщиками) и количественные. Ещё одна классификация делит налоги на закреплённые, которые на длительный период полностью или частично закреплены как доходный источник конкретного бюджета (например, налог на добавленную стоимость является доходом федерального бюджета РФ), и регулирующие, распределение сумм которые между различными бюджетами устанавливается Бюджетный кодекс РФ или другим нормативным актом. Выделяют также регулярные налоги, взимаемые с определённой периодичностью в течение всего времени владения имуществом или занятия какой-либо деятельностью, приносящей доход, и разовые налоги, которые связываются с событиями, не образующими систему. В зависимости от того, органами государственной власти какого территориального уровня и на какой территории вводятся налоги, различают государственные и местные налоги. В России соответственно существуют федеральные, региональные и местные налоги. В зависимости от того, кто является плательщиков налогов, последние делятся на налоги, взимаемые с юридических лиц, налоги, взимаемые с физических лиц, и так называемые «смешанные» налоги. Хотя число налогов велико и структура их различна, тем не менее, слагаемые юридического состава налога имеют универсальное значение. Те элементы юридического состава налога, без которых он не может. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса. Налоги известны давным-давно, еще на заре человеческой цивилизации. Их появление связано с самыми первыми общественными потребностями. В развитии форм и методов взимания налогов можно выделить три крупных этапа. На начальном этапе развития от древнего мира до начала средних веков государство не имеет финансового аппарата для определения и сбора налогов. Оно определяет лишь общую сумму средств, которую желает получить, а сбор налогов поручает городу или общине. Очень часто оно прибегает к помощи откупщиков. На втором этапе (XVI — начало XIX вв.) в стране возникает сеть государственных учреждений, в том числе финансовых, и государство берет часть функций на себя: устанавливает квоту обложения, наблюдает за процессом сбора налогов, определяет этот процесс более или менее широкими рамками. Роль откупщиков налогов в этот период еще очень велика. И, наконец, третий, современный, этап – государство берет в свои руки все функции установления и взимания налогов, ибо правила обложения успели выработаться. Региональные органы власти, местные общины играют роль помощников государства, имея ту или иную степень самостоятельности. Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, так же важное место отводится налогам. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно – правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия. В условиях перехода от административно – директивных методов управления к экономическим резко возрастают роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей народного хозяйства, через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий. Налоговая система в Российской Федерации практически была создана в 1991 г., когда в декабре этого года был принят пакет законопроектов о налоговой системе. Среди них: “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”, “О налоге на прибыль предприятий и организаций”, “О налоге на добавленную стоимость” и другие (введён с 01.01.92). Эти законы установили перечень идущих в бюджетную систему налогов, сборов, пошлин и других платежей, определяют плательщиков, их права и обязанности, а также права и обязанности налоговых органов. К настоящему времени в эти законы были внесены изменения и дополнения. События произошедшие 17 августа 1998 года резко усилили роль налогов в экономическом положении страны так как любое государство в послекризисной обстановке пытается поправить свое экономическое положение при помощи корректировки налоговой системы. А корректировки могут заключаться в следующем: или повышение налогового бремени, или его понижение плюс “упрощение” налогов. В первом случае можно получить кризис неплатежей, так как многие предприятия и физические лица будут попросту уклонятся от уплаты налогов, так как работать в убыток никто не хочет. За этим потянется целая вереница проблем, которые могут не только усугубить кризис, но и привести к полному развалу экономики. Как правило, второй путь более прогрессивен, так как “упрощение” налогов и уменьшение налогового бремени до разумных пределов еще никогда не приводило к новому витку кризиса. Принципы налогообложения Под принципами налогообложения следует понимать основные исходные положения системы налогообложения. Принципам налогообложения экономисты различных поколений придавали и придают большое теоретическое и практическое значение. Первостепенное значение в этом вопросе отводится Адаму Смиту, который в своей работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776) впервые обосновал четыре основных принципа налогообложения, являющихся актуальными и в настоящее время: справедливости, определенности, удобства уплаты для налогоплательщиков и экономии (дешевизны взимания): 1 ) принцип справедливости подданные государства должны участвовать в покрытии расходов правительства, каждый по возможности, сообразно своей относительной платежеспособности, т.е. соразмерно доходу, которым он пользуется под охраной правительства. Соблюдение этого положения или пренебрежение им приведет к так называемому равенству или неравенству обложения; 2) принцип определенности налог, который обязан уплачивать каждый должен быть точно определен, а не произволен. Размер налога, время и способ его уплаты должны быть ясны и известны как самому плательщику, так и всякому другому; 3) принцип удобства каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, какие наиболее удобны для плательщика; 4) принцип экономии каждый налог должен быть так разработан, чтобы он извлекал из кармана плательщика возможно меньше сверх того, что он приносит государственному казначейству. Учение о принципах налогообложения не стояло на месте. Основные принципы, разработанные А. Смитом, были изучены и дополнены новыми, экономически обоснованными положениями. В частности, немецкий экономист Адольф Вагнер выделяет три группы принципов взимания налогов: 1. этические принципы обложения: • всеобщность налогов; • соразмерность обложения с платежеспособностью; 2. принципы управления налогами: • определенность обложения; • удобности обложения и взимания налогов для их плательщиков; • дешевизна взимания; 3. народнохозяйственные принципы: • надлежащий выбор источников налогов; • правильная комбинация совокупности налогов в такую систему, которая обеспечивала бы, при возможности соблюдения этических принципов и принципов управления, а также достаточность поступления и эластичность на случай чрезвычайных государственных нужд. Кривая Лэффера «Кривая Лэффера» – график, построенный видным экономистом Артуром Лэффером, принадлежащим к школе классического либерализма. Кривая Лэффера, наверное, является наиболее известной и популярной налоговой теорией. В этом смысле ее можно даже назвать поп-теорией. Данный график ясно свидетельствует, что при нулевой налоговой ставке государство не соберет ни цента, сколь бы велика ни была налоговая база, т.е. число налогоплательщиков. Точно такой же результат будет и в противоположном конце налоговой шкалы – при стопроцентной налоговой ставке, потому что никто не будет работать бесплатно, и экономическая активность полностью замрет (т.е. налоговая база сузится до нуля). Между этими крайностями существуют два показателя налоговых ставок, которые при разных подходах дадут одинаковый уровень налоговых поступлений: повышенная налоговая ставка при узкой налоговой базе и пониженная налоговая ставка при обширной налоговой базе. Основная идея кривой Лэффера заключается в том, что по мере увеличения налоговой ставки налоговые поступления будут увеличиваться до определенного максимального уровня, а затем будут понижаться, ибо высокие налоги сдерживают экономическую активность хозяйствующих субъектов, в результате чего сокращаются объем производства и доход. Сокращение налоговых ставок вызовет сокращение объема государственных доходов в краткосрочном периоде. В долгосрочном периоде снижение налоговых ставок обеспечит рост сбережений, инвестиций и занятости, в результате чего увеличатся производство и доходы, подлежащие налогообложению, что увеличит налоговые поступления в государственный бюджет. Такой подход выдвигали сторонники теории «экономики предложения». Исследуя связь между величиной ставки налогов и поступлением в государственный бюджет, американский экономист Артур Лэффер показал, что не всегда повышение ставки налога ведет к росту налоговых доходов государства. Он попытался теоретически доказать, что при ставке подоходного налога выше 50% резко снижается деловая активность фирм и населения в целом. Если налоговая ставка превышает объективную границу, то налоговые поступления начнут уменьшаться. А. Лэффер доказал, что один и тот же по величине доход в государственный бюджет может быть обеспечен и при высокой, и при низкой налоговых ставках. Однако на практике идеи Лэффера использовать трудно, так как сложно определить, на левой или на правой стороне кривой находится экономика страны в данный момент. Так, из-за ошибки в этом определении “эффект Лэффера” не сработал в период президентства Рейгана: хотя снижение налогов и привело к росту деловой активности в стране, но оно затруднило реализацию социальных программ. Конечно, трудно рассчитывать, что на основе только теории можно построить идеальную шкалу налогообложения. Теория должна быть основательно откорректирована на практике. Немаловажное значение в оценке ее справедливости имеют национальные, культурные и психологический фактор. Билет №10
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 283; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.32.53 (0.015 с.) |