Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Цель и задачи школьной системы физического воспитания

Поиск

Нынешнее состояние и перспективы дальнейшего развития физического воспитания школьников во многом зависят от ясности и чёткости постановки цели, то есть определения ожидаемого результата деятельности. Это обусловлено тем, что цель в любой деятельности представляет собой главный системообразующий фактор, без которого система теряет смысл своего существования.

На таком фоне крайне парадоксальным выглядит тот факт, что как в специальной учебной и научной литературе, так и в самой практике физического воспитания школьников, до сих пор отсутствует общепризнанное, устоявшееся представление о главной цели этой деятельности. В свою очередь, неразработанность проблемы целеобеспечения лишает школьное звено одного из основных механизмов его эффективного функционирования, создаёт серьёзные трудности в практической педагогической деятельности.

Дело в том, что от того или иного подхода в понимании цели физического воспитания школьников напрямую зависит вопрос о содержании этого процесса и, прежде всего, содержания учебной работы по физической культуре в школе. Сложившаяся ситуация свидетельствует, что данная проблема не так проста, как это может показаться с первого взгляда. Положение с её решением особенно усугубилось в последние годы. Это обусловлено тем, что перестройка народного образования привела к необходимости пересмотра его целевых установок. В результате, наряду с весьма конструктивными идеями и положениями, появился и целый ряд серьёзных заблуждений. Поэтому, а также в связи с исключительной важностью данного вопроса, целесообразно более подробно остановиться на его рассмотрении.

Анализ сложившегося положения свидетельствует, что для современной практики физического воспитания школьников характерно наличие двух крайностей, когда цель ставится либо в чрезмерно общей, абстрактной форме, либо её подменяют одной из наиболее важных задач, например, - укрепление здоровья, развитие физических качеств, достижение высокого уровня спортивно-технической подготовленности и т.п.

Характерным является также фактическое отсутствие представлений о цели учебной работы по физической культуре в школе, то есть о цели преподавания учебного предмета “Физическая культура”, являющегося основной формой, несущим стержнем всего процесса физического воспитания школьников. При этом суть дела представлена так, что цель учебной работы как бы растворяется в общей цели физического воспитания, по поводу определения которой, как уже упоминалось, имеются серьёзные проблемы и пестрота мнений не только среди специалистов-практиков, но и во взглядах ведущих учёных.

Так, по мнению профессора М.Я.Виленского, целью физического воспитания школьников является формирование физической культуры личности. А по мнению профессора В.И.Ляха, такой целью является содействие формированию всесторонне и гармонически развитой личности, где формирование физической культуры представляет собой отнюдь не цель, а лишь средство достижения этой цели. Существует также мнение, что целью физического воспитания школьников является обеспечение общего (неспециального) среднего физкультурного образования.

Теоретический анализ проблемы, осуществлённый автором данного пособия свидетельствует о том, что все представленные выше формулировки цели верны, а их авторы по-своему правы. Однако в решении данной проблемы необходимо исходить не из абсолютизации и противопоставления каждой из приведённых выше формулировок цели друг другу (как это имеет место в настоящее время), а из их диалектически организованного и иерархически устроенного (разноуровневого) взаимодействия.

Результаты анализа привели также к выводу о целесообразности использования дифференцированного подхода в решении этого важнейшего вопроса, предполагающего наряду с формулированием общей цели физического воспитания, определение специфической цели учебной работы по физической культуре в школе.

При этом необходимо исходить из того факта, что предмет “Физическая культура” представляет собой одну из общеобразовательных дисциплин. А коль это так, то основной ц е л ь ю его преподавания должно быть ни что иное, как обеспечение общего среднего физкультурного образования,представляющего собой базовую основу и непременное условие успешного формирования физической культуры личности (АР). Выполнение роли базовой основы возводит эту цель в ранг ведущей, основной на всём этапе школьного отрезка возрастного развития человека.

Надо особо подчеркнуть, что в такой постановке данная цель выглядит как наиболее конкретная, вполне достижимая и предполагающая возможность разработки и успешной реализации системы конкретных педагогических технологий. Из неё также следует, что основная направленность учебных занятий по физической культуре при любых обстоятельствах должна быть не оздоровительной, тренировочной и т.п., а о б р а з о в а т е л ь н о й. Обеспечение общего среднего физкультурного образования выступает в качестве главного условия, без соблюдения которого успешное формирование физической культуры личности становится невозможным.

В свою очередь, ц е л ь - формирование физической культуры личности предстаёт уже не в качестве цели физического воспитания школьников, а как цель более высокого рангового уровня - как специфическая цель всей системы физического воспитания, отражающая специфику данного процесса по сранению с другими видами комплексной системы воспитательных воздействий в обществе (нравственным, этическим, эстетическим, умственным и др.)

И, наконец, ц е л ь - содействие всестороннему гармоническому развитию личности выступает в качестве наиболее общей цели всей системы воспитательных воздействий в обществе, являясь общей для всех направлений воспитательной работы. В данной формулировке отражён высший, философский смысл воспитательных воздействий, представляющий собой высший порядковый уровень проблемы целеполагания в человеческом обществе. На таком уровне формулирования понятие “цель” теряет специфические оттенки, приобретает наиболее обобщённые черты, философский смысл. При этом очень важно подчеркнуть, что одновременно она теряет свойства системообразующего фактора для конкретного вида деятельности, что и делает её мало пригодной для использования в конкретной практической работе.

 

Итак, главной целью физического воспитания, как одного из направлений комплексного воспитательного процесса в человеческом обществе, является содействие всестороннему гармоническому развитию личности, осуществляемому в тесном единстве с нравственным, этическим, умственным и другими видами воспитательных воздействий.

Непременным условием достижения этой цели является успешное формирование физической культуры личности каждого человека, основы которой должны закладываться путём обеспечения общего среднего физкультурного образования а процессе преподавания школьного общеобразовательного предмета Физическая культура ”.

Представленные выше определения целей свидетельствуют как о теснейшей взаимосвязи между ними, так и о наличии чётких граней, подчёркивающих их существенные отличительные черты, их иерархическую организацию и взаимообусловленность, не допускающие не их произвольное смешивание, не их противопоставление.

Изложенные представления имеют не только теоретическое значение. Они позволяют яснее видеть логику, преемственность, взаимообусловленность и специфику различных форм и видов физкультурной работы, что даёт основание надеяться на их более целенаправленное и эффективное использование в практической деятельности. В частности, они позволяют убедиться, что ориентация на общую цель физического воспитания (содействие формированию всесторонней и гармонической личности) оказывается мало продуктивной не только по причине своей абстрактности и расплывчатости по отношению к учебной работе, но и абсолютной несоразмерности весьма ограниченным возможностям школьного урока. Такая ориентация как раз и приводит к наполнению уроков физической культуры несвойственным им содержанием, превращению их то в оздоровительное мероприятие, то в тренировочное занятие, то в занятие по общей физической подготовке и т.п. Неизбежным следствием такого подхода и является одинаково неудовлетворительное решение задач как оздоровительного, так и развивающего и тренировочного характера, на фоне практически полного забвения того самого главного, ради чего существет урок физической культуры в школе - обеспечения общего физкультурного образования.

Согласно целям и действующим учебным программам, наиболее о б щ и м и з а д а ч а м и физического воспитания школьников являются:

* приобретение специальных знаний, формирование естественно-научного мировоззрения школьников в сфере физической культуры;

* формирование умений инструктивно-методического характера, необходимых для самостоятельного использования различных видов и систем физических упражнений в целях организации активного отдыха, повышения работоспособности, укрепления здоровья, спортивной тренировки;

* расширение функциональных возможностей организма путём воздействия физическими упражнениями на развитие основных физических качеств, органов и систем;

* обогащение двигательного опыта школьников путём освоения разнообразных двигательных умений и навыков;

* содействие укреплению здоровья, нормальному физическому развитию;

* содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитию психических процессов и индивидуальных свойств личности;

* формирование потребности в систематических занятиях физическими упражнениями и искренней убеждённости в их пользе для здоровья и продуктивной жизнедеятельности.

Необходимо понимать, что круг задач физического воспитания не исчерпывается перечисленными выше. На основе этих наиболее общих задач формулируются группы задач более частного характера. Например, специфические задачи реализации различных форм физического воспитания: учебной, внеклассной или внешкольной работы, задачи профессионально-прикладной физической подготовки и др. В свою очередь, и эти группы задач могут быть подвергнуты дальнейшей дифференциации. Так, на основе общих задач учебной работы могут быть конкретизированы задачи обучения детей младшего школьного возраста (начального физкультурного образования), среднего (неполного среднего физкультурного образования), и старшего школьного возраста (полного среднего физкультурного образования)

В дальнейшем задачи дифференцируются по годам обучения, учебным четвертям, системам уроков, объединённых единой тематикой, и, наконец, на основе этих задач формулируются конкретные задачи отдельного урока физической культуры. Таким образом, можно представить целое своеобразное “дерево задач” физического воспитания, состоящее из многих десятков и сотен задач различного уровня и значимости.

 

3.4. Формы организации физического воспитания школьников.

 

Процесс физического воспитания школьников складывается из многочисленных, и проводимых в определённой системе, занятий физическими упражнениями. Все эти занятия можно подразделить на несколько групп, каждая из которых из-за своих особенностей, требует и особых форм организации занятий.

 

Ф о р м а физического воспитания - это определённым образом организованная система использования средств и методов, направленная на решение специфических, характерных только для неё, задач (АР).

Реализация всего многообразия форм физического воспитания школьников организуется в основном в трёх сферах:

· в учебных заведениях всех типов (в частности - в общеобразовательных школах);

· в организациях и учреждениях, осуществляющих внешкольное воспитание (спортивные секции в Домах детского творчества, физкультурно-оздоровительные группы и спортивные секции при различных спортивных организациях, детские спортивные школы и др.)

· в условиях семейного быта.

В отечественной системе физического воспитания учащихся общеобразовательных школ сложились разнообразные формы организации занятий физическими упражнениями. Основными из них являются:

· классно-урочная форма физкультурных занятий;

· физкультурно-оздоровительные мероприятия, проводимые в структуре учебного дня, к которым относятся: гимнастика до занятий, физкультминутки и физкультпаузы во время во время уроков, подвижные перемены, физкультурные занятия в группах продлённого дня;

· внеклассные формы физкультурно-спортивных занятий, включающие: занятия в спортивных секциях и кружках физической культуры, занятия в группах общей физической подготовки (ОФП), занятия в группах лечебно-оздоровительной (коррегирующей) физической культуры;

· общешкольные физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия, к которым относятся: школьные спартакиады, первенства по отдельным видам спорта, туристские походы и слёты, ежемесячные дни здоровья и спорта;

· реализация межпредметных связей в системе школьного образования, когда в содержание уроков по другим общеобразовательным дисциплинам включаются преподавание и усвоение знаний по физической культуре;

Всё это многообразие форм должно обязательно дополняться комплексом самостоятельных физкультурно-спортивных занятий в рамках реализации форм семейной и “дворовой” физической культуры: утренняя гигиеническая гимнастика, закаливание, спортивные и подвижные игры во дворе и местах отдыха, выполнение домашних заданий по физической культуре, турпоходы выходного дня, подготовка и участие в соревнованиях типа “Папа, мама, я - спортивная семья” и т.п.

К сожалению, очень распространённым является мнение о том, что такое многообразие форм необходимо исключительно для увеличения длительности воздействия, увеличения времени и общего объёма занятий физическими упражнениями в течение учебного дня, учебной недели школьников. Это действительно очень важно, но главное всё же в другом. Дело в том, что изъятие хотя бы одного звена из комплексной организации физического воспитания учащихся приводит не только к нарушению непрерывности этого процесса, но и невозможности обеспечения качественного решения всего комплекса задач физического воспитания. Это обусловлено тем, что каждая из перечисленных форм организации физического воспитания школьников имеет собственную целевую направленность и призвана решать свои специфические задачи (если бы это было не так, то и не было бы необходимости в существовании этих форм). Из этого следует ряд взаимосвязанных и очень важных положений.

Во-первых, игнорирование какой-то из форм существенно обедняет целостный процесс физического воспитания, так как исключает возможность решения целой группы специфических задач физического воспитания.

Во-вторых, это свидетельствует не только о нежелательности, но и невозможности полноценной подмены одних форм другими.

В-третьих, полноценное решение всех задач физического воспитания школьников возможно только на основе комплексного использования всех форм занятий физическими упражнениями.

В-четвертых, успешное решение всего комплекса задач физического воспитания школьников возможно только на основе объединения усилий всего педагогического коллектива школы (а не только учителей физической культуры), родителей учащихся, а также проявления со стороны самих школьников искренней заинтересованности, высокой активности, самоорганизации и самоуправления.

Эффективная реализация форм физического воспитания тесно связана с представлениями о рациональном двигательном режиме школьников, который в значительной мере определяется совокупностью форм физического воспитания, реализуемых в той или иной школе. Как уже отмечалось, наиболее полным он бывает тогда, когда школьные формы физического воспитания дополняются самостоятельно организованными занятиями и спонтанной двигательной активностью. Из этого следует, что ежедневный двигательный режим школьника должен состоять из следующих слагаемых.

· Утренняя гигиеническая гимнастика. Должна выполняться каждое утро и состоять из 9 - 10 упражнений. Их выполнение ускоряет переход от состояния сна к бодрствованию, стимулирует деятельность центральной нервной системы (ЦНС), активизирует работу всех органов и систем организма, способствует бодрому, жизнерадостному настроению.

· Прогулки по дороге в школу и обратно. Само пребывание на свежем воздухе в сочетании с энергичной ходьбой дает общеукрепляющий, оздоровительный эффект.

· Гимнастика до учебных занятий. Призвана содействовать созданию условий для активного начала учебного дня, мобилизации на продуктивную работу на уроках.

· Уроки физической культуры. Их содержание определяется Государственным стандартом и учебной программой. Предполагают освоение учащимися знаний, необходимых для более целенаправленных и эффективных занятий физическими упражнениями, овладения различными двигательными умениями и навыками, а также целенаправленного развития основных двигательных качеств: силы, выносливости, быстроты, ловкости, гибкости; а также воспитания воли, смелости, решительности, настойчивости и др.

· Физкультминутки на уроках, а также во время приготовления домашних заданий. Они помогают преодолеть утомление, появляющееся в результате напряженного умственного труда. Переключение с умственной деятельности на активное выполнение физических упражнений позволяет быстрее восстанавливать умственную работоспособность

· Физические упражнения и подвижные игры во время больших перемен способствуют эмоциональной разрядке, активному отдыху школьников в середине учебного дня

· Ежедневные “Часы здоровья” (Проводятся в школах, имеющих соответствующие условия) Позволяют учащимся в течение 40-60 минут заниматься разнообразными физическими упражнениями по собственному выбору. В значительной мере способствуют профилактике заболеваний, являющихся следствием недостатка двигательной активности (гиподинамии)

· Спортивный час. Проводится в группах продлённого дня для учащихся младших классов. Помогает снять усталость после уроков. Эта форма занятий имеет большое оздоровительно значение и закаливающий эффект, предполагает участие младших школьников в различных соревнованиях, конкурсах, играх и т.п.

· Занятия в кружках, группах, секциях по различным видам спорта. Способствуют приобщению школьников к систематическим занятиям физическими упражнениями, повышению уровня общей и специальной (по отношению к определённому виду спорта) физической подготовки, удовлетворению индивидуальных интересов и потребностей в занятиях любимым видом спорта, раскрытию и совершенствованию спортивных талантов, подготовке к участию в спортивных соревнованиях и т.п.

· Общешкольные физкультурно-массовые и спортивные мероприятия К ним относятся ежемесячные дни здоровья и спорта, физкультурные праздники, общешкольные соревнования и т.п. Эти массовые мероприятия позволяют вовлекать в занятия физическими упражнениями всех учащихся, способствуют приобщению, привитию интереса и потребности в систематических занятиях физическими упражнениями, каким-либо видом спорта и т.п.

· Самостоятельные занятия физическими упражнениями. Являются важнейшим компонентом двигательного режима. При определенных условиях могут оказаться самым эффективным его элементом, так как в наибольшей степени согласуются с индивидуальными интересами и индивидуальными возможностями человека. Предполагают сформированность потребностно-мотивационной сферы (искреннее и осознанное желание заниматься с целью достижения значимого результата), хорошее знание особенностей и индивидуальных возможностей своего организма, а также наличие инструктивно- методических знаний и умений по организации самостоятельных занятий физическими упражнениями.

Двигательный режим может рассматриваться как достаточный и полностью удовлетворяющий потребности растущего организма в движениях, только при условии активного участия школьника во всех выше перечисленных формах физического воспитания, культивируемых в школе, а также внешкольных формах и систематических самостоятельных занятиях, общее количество времени которых должно приближаться к 12 - 14 часам в неделю.

Для младших школьников суммарное время на малые формы физического воспитания, такие как утренняя гигиеническая гимнастика, физкультпаузы, игры во время перемен, активный отдых, должно составлять около 2-2,5 часов в день. Особое значение среди этих форм имеет утренняя гимнастика. Именно с неё должно начинаться приобщение к систематическим занятиям физическими упражнениями.

Достаточный по объему и интенсивности двигательный режим должен быть тесно связан с правильно организованным режимом питания. Вместе они являются важнейшим условием здоровья, хорошего физического и умственного развития школьников. Под режимом питания подразумевается кратность (количество процедур приема пищи с учетом промежутков между ними) питания в течении суток, правильное распределение суточного рациона, правильное сочетание по времени с занятиями физическими упражнениями.

Правила приема пищи до и после занятий физическими упражнениями сводятся к следующему:

· после завтрака и обеда можно заниматься физическими упражнениями только через два часа;

· после второго завтрака или полдника - через час-полтора;

· интервал между окончанием занятий физическими упражнениями и приёмом пищи должен быть не менее 30-40 минут.

 

.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1880; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.47.177 (0.011 с.)