Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Классификация физических упражнений.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Классифицировать упражнения - значит разделить их на группы в соответствии с какими-то определёнными признаками. Практическое значение классификации заключается в том, что она позволяет упорядочить упражнения, помогает лучше ориентироваться в их чрезвычайном многообразии, рационально подбирать и использовать их в повседневной практике. При этом надо всегда помнить, что каждое физическое упражнение, как правило, обладает не одним, а несколькими характерными признаками. Поэтому одно и то же упражнение может быть представлено в разных классификациях. Из этого следует, что не может быть создана какая-то одна неизменная и пригодная для всех случаев классификация. Всегда существует несколько классификаций физических упражнений, которые не остаются неизменными, а всё время совершенствуются и уточняются. Из существующих в настоящее время классификаций для практики массовых занятий и самосовершенствования наибольшее значение имеют классификации, осуществлённые по следующим признакам. 1. По признаку исторически сложившихся систем физического воспитания, к которым относятся: гимнастика, игра, туризм, спорт. В соответствии с этим признаком различают: · гимнастические упражнения; · игровые физические упражнения; · туристические физические упражнения; · спортивные упражнения. Как можно видеть, в этой классификации представлены очень крупные группы физических упражнений, поэтому она может рассматриваться только как самая общая ориентировка во всём их многообразии. 2. По анатомическому признаку. В данной классификации упражнения подразделяются по признаку преимущественного воздействия на отдельные мышечные группы: · упражнения для мышц рук и плечевого пояса; · упражнения для мышц туловища и шеи; · упражнения для мышц ног и таза и т.п.
3. По признаку преимущественной направленности на развитие того или иного физического качества: · скоростно-силовые физические упражнения; · упражнения, требующие преимущественного проявления выносливости; · упражнения, требующие преимущественного проявления координационных способностей; · упражнения, воздействующие на развитие гибкости;, · силовые упражнения и т.п.
4.По структурным биомеханическим признакам: · физические упражнения циклического характера (бег, плавание, езда на велосипеде и т.п.); · физические упражнения ациклического характера (метания, прыжки); · комбинированные физические упражнения (прыжки или метания с разбега); · вращательные и сложно-пространсвенные упражнения (акробатические, прыжки в воду и т.п.);
5. По мощности выполняемой работы (или по величине физиологической нагрузки): · упражнения умеренной мощности; · упражнения большой мощности; · упражнения субмасксимальной мощности; · упражнения максимальной мощности.
6. По степени близости к соревновательному упражнению. Данная классификация является наиболее приемлемой для спортивной практики. В соответствии с этим признаком различают: · избранные соревновательные упражнения; · специально-подготовительные упражнения; · общеподготовительные физические упражнения.
Как уже отмечалось выше, в занятиях физическими упражнениями очень большое значение имеет правильное дозирование физических нагрузок с обязательным учётом последействия от предыдущего упражнения или занятия. Особенную важность это приобретает в процессе организации самостоятельных занятий, которые без таких знаний и умений теряют всякий смысл и могут принести вред здоровью. В этом отношении особенно полезными являются знания, связанные с классификацией физических упражнений, по зонам относительной мощности выполняемой работы (или по величине физиологической нагрузки). Поэтому рассмотрим её более подробно. · Зона максимальной мощности работы находится во временных границах от 3-5 до 20-30 секунд. В этой зоне находится сравнительно небольшая группа упражнений циклического характера - спринтерские дистанции в легкой атлетике, плавании, велогонках. Максимальная мощность развивается за счёт максимальной скорости передвижения. После 20 сек. работы (а во многих случаях и раньше) скорость неизбежно снижается. В результате её снижения и мощность становится ниже предельных значений. Полное восстановление функций сердечно-сосудистой системы после такой нагрузки заканчивается через 20-25 минут.
В зоне работы субмаксимальной мощности происходит резкое снижение максимальной скорости передвижения. Работа в этой зоне мощности характеризуется близким к предельному уровнем интенсивности, который может поддерживаться в пределах от 20-30 сек до 3-5 минут. Такая интенсивность характерна для бега на средние дистанции в легкой атлетике - 800, 1000 и 1500 м; 500-3000 м - в конькобежном спорте, 100-400 м - в плавании. Полное восстановление после работы субмаксимальной мощности происходит в течение 1,0 - 1,5часов. После работы максимальной и субмаксимальной мощности часто происходит снижение ударного объёма сердца (количества крови, выталкиваемой сердцем за одно сокращение). Это является следствием выключения “мышечного насоса” после прекращения работы мышц и резкого уменьшения венозного притока крови к сердцу. Крайне нежелательным результатом всего этого может быть, так называемый, “гравитационный шок”, возникающий в результате того, что кровь задерживается в расширенном кровяном русле нижних конечностей и ухудшения снабжения кровью верхней половины туловища, особенно, головного мозга, и потере сознания. Вот почему после таких упражнений нельзя сразу резко останавливаться, садиться и т.п. Виды физкультурно-спортивной деятельности, относящиеся к зоне большой мощности, характеризуются довольно высоким темпом работы, поддерживаемом в течение относительно длительного времени - от 5-ти до 40 минут. В этих временных рамках выполняется бег на 3-5 км., плавание на 400 - 1500 м., лыжные гонки на 5-10 км. и т.п. Значительная длительность и высокая интенсивность работы в зоне большой мощности обеспечивает полное раскрытие функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Восстановление функций после работы в зоне большой мощности в основном происходит в течение 1,5 - 2,0 часов. К работе умеренной мощности относятся циклические физические упражнения, выполняемые с относительно небольшой скоростью. Работа в этой зоне мощности сопровождается менее интенсивными, чем при работе субмаксимальной и большой мощности, сдвигами функций сердечно-сосудистой системы и характеризуется экономичным режимом работы сердца. После пробегания сверхдлинных дистанций могут наблюдаться случаи падения артериального давления, вследствие ухудшения сократительной способности сердечной мышцы, утомлённой длительной работой. Расход энергии в единицу времени по сравнению с работой максимальной мощности уменьшается в 8-10 раз. В то же время суммарные энерготраты могут составить до 10000 ккал., что в десятки раз превышает энегротраты, производимые в процессе работы субмаксимальной и максимальной мощности.
В практике повседневной жизни довольно широко распространено заблуждение по поводу того, что в решении задач физического воспитания можно вполне обойтись без физических упражнений, подменяя их выполнением трудовых двигательных действий. На самом деле это не так и объясняется существенными отличиями между этими разновидностями двигательных действий. При помощи физических упражнений решаются педагогические задачи. Они направлены, прежде всего на себя, на свой организм, на его совершенствование, в то время, как трудовые двигательные действия направлены прежде всего на решение производственных задач. Следовательно, физические упражнения выполняются в соответствии с закономерности физического воспитания, то есть наиболее рационального и разностороннего воздействия на организм с учётом индивидуальных возможностей занимающихся. Трудовые же действия организуются в соответствии с закономерностями производства, необходимостью повышения рентабельности, производительности труда и т.п. Поэтому регулирование нагрузки в физическом воспитании (объём, продолжительность, частота повторений, интервалы отдыха и т.п.) осуществляется в соответствии с закономерностями, позволяющими оказать наиболее эффективное и избирательной воздействие на ту или иную функцию организма Трудовые двигательные действия организуются в соответствии с требованиями наибольшей производительности в каком-то конкретном трудовом процессе, что неизбежно приводит к односторонности чрезмерности или недостаточности воздействий. Имеют место и другие расхождения принципиального характера. Так, например, очень часто главной целью применения физических упражнений в процессе физического воспитания является доведение организма до глубокой степени утомления (при воспитании выносливости) Принципиальным отличием трудового процесса является то, что он предполагает всемерную экономию и минимально возможные траты энергоресурсов организма. Таким образом, трудовые двигательные действия при определённых условиях, разумеется, могут оказывать положительное влияние на развитие организма человека. Однако, только специально разработанные комплексы физических упражнений и их методически грамотное использование может обеспечить целенаправленное и разностороннее развитие всех органов и систем организма в оптимальной мере и гармоническом соответствии.
Г Л А В А 6. Методы применения физических упражнений Общее представление о методах. Основные понятия. Эффективность используемых средств физического воспитания во многом зависит от методов их применения. Методов использования физических упражнений очень много. Данное обстоятельство обусловлено большим количеством, разнообразием и сложностью задач, которые невозможно успешно решать применяя какой-то один или несколько методов. Из этого также следует два очень важных положения: · в природе не существует универсальных методов, при помощи которых можно решить все задачи физического воспитания; · все методы в очень значительной мере специализированны (так как предназначены для решения определенных задач), и отличаются присущими только им характеристиками. Знание всего состава и специфических характеристик методов позволяет правильно ориентироваться в их многообразии и отбирать наиболее эффективные из них для решения тех или иных задач физического воспитания и тренировки организма. Правильный выбор методов, их грамотное использование является одним из самых главных условий эффективности процесса физического воспитания. В самом широком смысле “Метод”(от греч. - способ, путь) - это способ практических действий человека, направленных на достижение поставленной цели. “Метод физического воспитания” - это определённым образом упорядоченная совокупность приёмов выполнения физических упражнений, обеспечивающих решение конкретной задачи (АР). Методы физического воспитания реализуются через использование различных методических приёмов. “Методический приём” - это конкретный способ реализации метода, осуществляемый в соответствии с особенностями какой-либо частной задачи (АР). Наряду с этими терминами необходимо иметь представление и о понятии “методика”. “Методика” - это совокупность (система) средств и методов, направленных на достижение определённого конечного результата в процессе физического воспитания. Например, можно говорить о методике обучения какому-либо двигательному действию (методика обучения прыжку в высоту с разбега способом “перешагивание” или “фосбери-флоп”), или о методике развития какого-то физического качества (методика развития силовых способностей) и т. п.
6.2. Классификация методов выполнения физических упражнений.
Для решения задач физического воспитания применяется множество различных практических методов. Все они могут быть разделены на две неравные группы (Рис. 1): * методы строго регламентированного упражнения; * методы частично регламентированного упражнения
Рис. 1. Классификация методов выполнения физических упражнений
В свою очередь, методы строго регламентированного упражнения подразделяются ещё на две группы: * методы, используемые преимущественно при освоении двигательных действий; * методы, используемые преимущественно в процессе развития физических качеств. В группе методов, используемых при освоении движений, выделяют: * метод разучивания упражнения в целом; * метод разучивания упражнения по частям; * метод “сопряжённого воздействия”, когда освоение двигательного действия идёт в условиях, требующих повышенных физических усилий; * метод “управляемого взаимодействия”, основанный на применении разнообразных технических средств и тренажёрных устройств.
Группа методов частично регламентированного упражнения представлена двумя вариантами: * игровым методом выполнения упражнений; * соревновательным методом выполнения упражнений
6.3. Характеристика методов строго регламентированного упражнения. Группа методов, преимущественно направленных на развитие физических качеств, основаны на различных способах регламентации (регулирования) нагрузок и отдыха. Среди них выделяют. 1. Методы стандартного упражнения (со стандартной нагрузкой), к которым относят: · метод равномерного упражнения, например, равномерный бег, поточное выполнение элементарных движений и т.п. (его отличительные черты состоят в том, что нагрузка не прерывается интервалами отдыха и не изменяется по величине); · метод повторного упражнения, например, 5 раз по 30 м. (его отличительной чертой являются одинаковые порции нагрузки, следующие через определенные интервалы отдыха). 2. Методы переменного упражнения (с переменной нагрузкой) которые подразделяются: · метод переменного непрерывного упражнения (например, “фартлек” - непрерывный бег с переменной скоростью); · метод переменного интервального упражнения, имеющий разновидности: а) с прогрессирующей нагрузкой (например, подходы к штанге весом 40, 60, 80 кГ и т.п.); б) с убывающей нагрузкой (например, пробегание отрезков 800, 400, 200, 100 м.); в) интервального упражнения с варьирующей нагрузкой. 3. Методы упражнений комбинированного типа. Существование этих методов обусловлено тем, что далеко не все средства физического воспитания позволяют применять тот или иной метод в “чистом виде”. Во-вторых, тем, что соединение особенностей различных методов во многих случаях создаёт условия для более гибкого регулирования параметров нагрузки и отдыха и, тем самым, более целесообразного управления процессом развития физических качеств. В принципе возможны самые разнообразные варианты комбинирования элементов, характеризующих разные методы. Соответственно и велико число комбинированных методов. Можно привести только некоторые их примеры: * метод повторно-переменного упражнения (бег 200 м в быстром темпе и 100 в спокойном и т.п.); * метод повторно-прогрессирующего упражнения с уменьшением объёма нагрузки в сериях (подъёмы штанги: 5 раз по 70 кг + 4 раза по 80 кг + 3 раза по 85 кг и т.п.) * метод повторного упражнения с убывающими интервалами отдыха (пробегание отрезков 400 м с интервалами отдыха 8, 6, 4 мин) и др.
Наряду с методами, которые чаще всего используются для развития физических качеств, существует и группа методов, применяемых, главным образом, в процессе освоения двигательных действий. Среди них выделяются, прежде всего два противоположных подхода: целостный, то есть без расчленения двигательного действия на отдельные части, и по частям, то есть с первоначальным их расчленением на составные элементы. Оба эти подхода следует рассматривать как целесообразные. Они должны дополнять друг друга и применяться в соответствии с многими условиями: особенностями осваиваемого упражнения, этапом освоения, групповыми и индивидуальными особенностями занимающихся, наличием и качеством спортивного оборудования, возможностями использования технических средств и тренажёрных устройств т.п.
Начальное освоение движений может вестись как целостным методом, так и по частям. В первом случае движения выполняются в составе той целостной структуры, которая характерна для данного конкретного действия (например, прыжок). Во втором случае действие подразделяется на основные элементы, и их осваивают поочерёдно (например, гимнастические комбинации). При этом никогда не следует забывать, что расчленение носит временный характер. Разучивание части двигательного действия не является самоцелью. Оно служит лишь первоначальным этапом, облегчающим овладение целостным действием. В конечном итоге все элементы должны быть сведены в целостное действие, иначе этот метод теряет всякий смысл. Метод разучивания двигательного действия по частям имеет следующие положительные стороны: * позволяет более полно сосредоточить внимание на выделенной части и более тщательно её изучить и освоить; * уменьшает вероятность повторного неправильного выполнения движений, предупреждает закрепление ошибок; * снижает утомляемость процесса освоения, что позволяет увеличивать количество выполняемых упражнений; * делает процесс освоения более конкретным; * этот метод незаменим при освоении координационно сложных двигательных действий, а также при необходимости дифференцированного воздействия на отдельные мышечные группы и суставы.
Вместе с тем данный метод имеет и существенные недостатки: * не годится для тех случаев, когда двигательное действие невозможно расчленить (прыжки, ловля предмета и т.п.); * отдельные детали движения даже при самом правильном и удачном расчленении не сохраняют полностью все свои характеристики, так как большинство таких характеристик определяются не их собственным содержанием, а особенностями взаимосвязи с другими элементами системы движений.
В тех случаях, когда расчленение целого может привести к изменению самой сути двигательного действия, резкому искажению его структуры, применяют второй путь - метод целостного разучивания. При этом вначале структура целостного движения по возможности больше упрощается за счёт исключения отдельных, относительно самостоятельных деталей, которые затем, по мере освоения основного механизма, соединяются с основным действием и совершенствуются уже на фоне целостного выполнения двигательного действия. Ценной чертой этого метода является то, что техника двигательного действия осваивается при постоянном взаимодействии его частей, что позволяет сохранять ритм действия и его общую структуру. Он особенно эффективен на заключительном этапе совершенствования двигательных действий. Этот метод имеет и существенные недостатки: * не исключает возможность грубых искажений в технике выполнения двигательного действия; * не позволяет одновременно контролировать все детали движения, нуждающиеся в контроле и коррекции; * при начальном разучивании, целостное повторение сложных двигательных действий приводит к быстрому утомлению, в результате которого дальнейшая работа по его освоению оказывается невозможной * может быть использован при начальном разучивании только сравнительно несложных двигательных действий.
На различных этапах освоения и совершенствования двигательных действий ведущую роль может приобретать метод, который характеризуется целостным выполнением двигательных действий в условиях дополнительных нагрузок, позволяющих более активно воздействовать на развитие специальных физических качеств, наиболее важных для данного навыка и без нарушения его структуры. Такая группа методов впервые разработана и описана профессором В.М.Дьячковым, и объединяется под названием методов “сопряжённого воздействия”. Особенно важным условием, соблюдение которого необходимо при использовании этих методов, является тщательный подбор применяемых дополнительных отягощений (сопротивлений), которые должны отвечать строгим требованиям оптимальности. В свою очередь, оптимальность величины дополнительных отягощений зависит от: * структурных особенностей двигательного действия; * конкретных задач освоения и совершенствования; * индивидуальных особенностей, уровня развития физических качеств, двигательной подготовленности занимающихся.
Процесс первоначального освоения, а также совершенствования двигательных действий существенно упрощается и ускоряется в тех случаях, когда появляется возможность широкого использования технических средств и специальных тренажерных устройств, применяемых на основе разработанной профессором И.П.Ратовым концепции “искусственная управляющая среда”. Сюда относится огромное количество всевозможных устройств, действующих по принципу “управляемого взаимодействия” Одно из основных направлений использования таких устройств заключается в том, чтобы ограничить до возможного минимума количество степеней свободы движущихся частей тела при выполнении какого-либо сложного двигательного действия, уменьшив или полностью исключив тем самым возможность неправильного его выполнения. Такие тренажёрные устройства позволяют применять целостный метод при обучении не только сравнительно простым, но и сложнокоординированным двигательным действиям. Причём, использовать его на самых начальных этапах освоения движений без риска получения отрицательного эффекта, даже при освоении движений детьми младшего школьного возраста. Благодаря их использованию отпадает необходимость в долгих объяснениях, имитациях, появляется возможность сосредоточения внимания на самом главном, ускоряется освоение движений, появляются дополнительные возможности для учета индивидуальных особенностей занимающихся и т.п. На начальном этапе освоения движений реализация такого подхода позволяет лучше прочувствовать движение, выполняя его с первых попыток правильно. Применяемые при этом дополнительные отягощения содействуют формированию более ярких двигательных образов, причём таких, которые соответствуют выполнению движений с рекордным для данного занимающегося результатом. Одним из достоинств такого подхода является и то, что его реализация позволяет как бы раздвигать рамки доступности при освоении сложных движений. Очень важным является также и то, что в условиях данного подхода создаются предпосылки для повышения верхней границы “оптимальности” применяемых дополнительных отягощений, что способствует ещё большему повышению эффективности методов “сопряженного воздействия” в деле одновременного решения задач освоения движений и развития физических качеств.
Общие черты, характерные для методов строго регламентированного упражнения. Как следует уже из самого названия этих методов, при их использовании деятельность занимающихся организуется и регулируется с возможно более полной регламентацией., что выражается в следующем: * твёрдо предписанной программе движений (состав движений, порядок их выполнения и т.п.); * строгом дозировании нагрузки и управлении её динамикой в процессе упражнения; * в строго установленном порядке чередования нагрузок и отдыха; * использовании определённых искусственно созданных внешних условий, облегчающих действия занимающихся (технические средства, тренажёрные устройства). Основной смысл такой регламентации состоит в том, чтобы: * создать оптимальные условия для освоения новых двигательных действий; * гарантировать точно направленное воздействие на развитие того или иного физического качества.
Использование методов строго регламентированного упражнения позволяет: * обучать двигательным действиям любой сложности; * избирательно воздействовать упражнениями на различные части тела; * строго дозировать нагрузку от минимальной до предельной; * избирательно воздействовать на развитие отдельных физических качеств; * обеспечивать индивидуализацию в процессе физического воспитания; * использовать физические упражнения в занятиях любого контингента людей: от новорождённых до пожилых, от обладающих феноменальными физическими возможностями до физически слабых и больных. Методы строго регламентированного упражнения могут быть использованы на всех этапах освоения двигательных действий и развития физических качеств.
6.4. Характеристика методов частично регламентированного упражнения. Несмотря на все достоинства и великое разнообразие методов строго регламентированного упражнения ими не исчерпывается всё многообразие методических форм, используемых в процессе физического воспитания. В некоторых ситуациях очень существенное значение приобретают методы, допускающие относительно свободный характер действий для решения стоящих задач. К таким разновидностям регламентации выполнения физических упражнений как раз и относятся игровой и соревновательный методы. Игровой метод. Этот метод в практике физического воспитания чаще всего используется в виде элементарных подвижных игр. Однако его не правильно отождествлять с какой-то конкретной игрой. В принципе, его основу могут составить самые разнообразные двигательные действия, организованные в соответствии с требованиями этого метода. Для игрового метода характерна прежде всего “сюжетная организация”, когда деятельность занимающихся организуется на основе образного или условного сюжета. Сюжетом определяется замысел, план игры, общая линия поведения. Однако он не должен жёстко предопределять способы достижения игровой цели (например, попасть мячом в “утку” и самому, и передав его товарищу по команде). Такие условия представляют широчайшие возможности для творческого решения двигательных задач, способствуют проявлению самостоятельности, инициативы, находчивости. Характерными чертами игрового метода являются: * комплексный характер деятельности, разнообразие способов достижения цели; * широкая самостоятельность, большие возможности для проявления инициативы; * широкие возможности для моделирования напряженных межличностных и межгрупповых взаимоотношений; * яркая эмоциональность, на фоне которой протекает двигательная деятельность.
Благодаря этим своим особенностям игровой метод позволяет: * обеспечить повышенную заинтересованность занимающихся; * создавать условия для меньшей психической и физической утомляемости; * обеспечить комплексное решение задач по развитию физических качеств; * успешно решать задачи по совершенствованию уже освоенных двигательных действий; * создать особенно эффективные условия для развития координационных способностей; * выявлять личностные особенности занимающихся и активно влиять на формирование нравственных, морально-этических и интеллектуальных черт личности. Вместе с тем для этого метода характерны и существенные недостатки: * он не может быть использован для разучивания новых двигательных действий; * существенно затрудняет дозирование нагрузки; * не предоставляет возможности доводить развитие отдельных физических качеств до максимально возможного уровня Представленные характерные черты игрового метода свидетельствуют, что он должен использоваться не на начальных этапах освоения движений и не с целью строго избирательного воздействия на отдельные физические качества, а для комплексного совершенствования двигательных действий в усложнённой игровой обстановке. Его характерные черты также свидетельствуют о том, что он должен занимать ведущее место в физическом воспитании детей младшего возраста.
Соревновательный метод. Самой яркой определяющей чертой этого метода является сопоставление сил в порядке соперничества. Из неё вытекают и все другие его особенности. По особенностям регулирования нагрузки соревновательный метод занимает как бы промежуточное положение между игровым и методами строго регламентированного упражнения. Несмотря на наличие жестких правил соревновательной борьбы, он предоставляет ограниченные возможности для точного дозирования нагрузки и непосредственного руководства деятельностью занимающихся В этом методе значительно больше, чем в игре выражены моменты психической напряжённости. Фактор соперничества и другие условия состязаний создают особый эмоциональный и физиологический фон, который усиливает воздействие физических упражнений и способствует максимальному проявлению функциональных возможностей организма. В сравнении с другими методами он позволяет предъявить наиболее высокие требования к функциональным возможностям организма и, тем самым, способствует их наибольшему развитию. Основными характерными чертами соревновательного метода являются: * подчинение всей деятельности главной задаче - победить; * стимулирование максимальных проявлений двигательных и личностных возможностей и качеств, выявление уровня их развития; * обеспечение максимальной физической и психической нагрузок; Исключительно велико значение этого метода в воспитании таких морально-волевых качеств как: целеустремлённость, инициативность, настойчивость, самообладание, самоотверженность. Однако необходимо помнить, что фактор соперничества и связанные с ним особенности взаимоотношений, могут способствовать формированию и отрицательных черт характера, таких как: эгоизм, тщеславие, чрезмерное честолюбие, зазнайство и т.п. Важно также помнить, что соревновательный метод, являясь очень эффективным на стадии совершенствования двигательных действий, не может применяться с целью первоначального их освоения. Важнейшим и непременным условием эффективного применения этого метода является обязательное проведение предварительной тренировочной работы. Несоблюдение этого условия может привести к нанесению серьёзного вреда здоровью и является грубейшим нарушением одного из самых важных принципов отечественной системы физического воспитания - принципа её оздоровительной направленности.
Знакомство с многообразием методов выполнения физических упражнений позволяет сделать принципиально важный вывод о том, что ни один из них, взятый сам по себе, никогда не сможет оказаться (или оцениваться) как единственно полноценный и самый эффективный. Каждый метод, хотя и обладает своими ярко выраженными особенностями, которые не позволяют заменить его другими методами, в то же время оправдывает себя только в тесной взаимосвязи с ними. Успех гарантирует лишь умелое применение всего комплекса научно обоснованных и практически апробированных методов, основанное на обязательном учёте особенностей используемых средств (физических упражнений), конкретных условий занятий и, что особенно важно, возможностей занимающихся.
Г Л А В А 7. Освоение двигательных действий
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 37104; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.17.137 (0.011 с.) |