Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности технологии усвоения теоретического материалаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Общие требования к процессу преподавания и усвоения знаний в области физической культуры Формирование специальных знаний в процессе учебных занятий по физической культуре в школе, подчиняясь общим закономерностям педагогического процесса, имеет свои характерные особенности, которые надо учитывать при их целенаправленном усвоении Специфика этого учебного предмета обусловливает необходимость соблюдения следующих требований. · Используемые средства и методы должны не только обеспечивать полноценность усвоения знаний, но и содействовать повышению двигательной активности учащихся. Это становится достижимым при высокой степени взаимосвязи осваиваемого материала с содержанием практической физкультурно-спортивной деятельности, когда потребность в его усвоении является осознанной и очевидной, обусловленной характером и задачами практической деятельности. · Формы и методы сообщения (получения) и усвоения теоретического материала должны соответствовать особенностям его конкретного содержания, уровню сложности и степени прикладности по отношению к содержанию и задачам практических занятий. · Содержание осваиваемого теоретического материала должно стимулировать стремление к познанию особенностей и возможностей собственного организма занимающихся, обеспечивать формирование практических навыков оперативного самоконтроля за состоянием организма под воздействием занятий физическими упражнениями, позволять вносить своевременные коррективы в практику их применения на основе анализа данных самоконтроля. · Усвоение материала должно предусматривать реализацию межпредметных связей, то есть использование знаний из других учебных предметов, прежде всего таких, как: история, физиология, анатомия, физика, химия. · В конечном итоге усвоение теоретического материала должно способствовать осознанию необходимости активной самостоятельной учебно-познавательноё деятельности, направленной на решение задач самовоспитания и физического самосовершенствования.
Особенности технологии преподавания и усвоения фундаментальных теоретических знаний Формирование знаний фундаментального характера должно осуществляться в условиях специально организованной системы академических занятий. Важнейшей характеристикой их качества является научность, а важнейшими признаками научности – степень абстракции и обоснованности. Общий научный уровень знаний в области физической культуры довольно высок. Их наиболее яркой характерной чертой является то, что они вырабатываются и формируются на стыке самых разных научных дисциплин: педагогических, психологических, математических, гуманитарных и естественно научных и т.п. Данным обстоятельством обусловлен тот факт, что из всех дисциплин учебного плана общеобразовательной школы, фундаментальные теоретические знания по физической культуре являются самыми интегрированными и многогранными, а поэтому одними из самых сложных по содержанию и технологии преподавания и усвоения. Уровень знаний в области физической культуры может быть различным и проявляться в разной степени сложности: от простого описания элементарных фактов до изложения теоретического материала на межпредметном уровне. При этом степень их сложности соотносится с той или иной ступенью абстракции. Чем выше ступень абстракции теоретического материала, тем сложнее оказывается та или иная тема, или учебная дисциплина в целом. И дело здесь не просто в дополнительных затратах времени и труда, а в том, что изучение материала на более высоком уровне абстракции требует перестройки стиля мышления. Изучение явлений в учебном процессе по физической культуре можно сопоставить с четырьмя последовательными ступенями абстракции Ступень «А» – феноменологическая. На этой ступени содержание учебной дисциплины представляет собой простое описание фактов и явлений, опирающееся на использование житейских понятий. Она предполагает формирование общих представлений о содержании физической культуры, основных аспектах ЗОЖ и т.п. Данная ступень изучения реализуется на самых начальных этапах образования, позволяет накопить знания о фактах для последующих обобщений.
Ступень «Б» - аналитико-сентетическая. На этой ступени содержание учебной дисциплины предполагает объяснение природы, свойств объектов, закономерностей протекания явлений, закладываются основы языка науки (понятий, суждений и т.п.) По отношению к содержанию фундаментальных физкультурных знаний эта ступень предполагает объяснение сути физиологических и психолого-педагогических закономерностей физического воспитания, средств и методов формирования двигательных умений и навыков, содействия развитию физических качеств, раскрытию содержания основных понятий науки о физической культуре.
Ступень «В» – прогностическая. Эта ступень абстракции предполагает изучение моделей процессов, анализ законов и свойств явлений, освоение развитого научного языка. Применительно к знаниям из области физической культуры, на этой ступени демонстрируются и анализируются знания, лежащие в основе оздоровительной физической культуры, тренировки основных физиологических систем организма, методов врачебно-педагогического контроля и самоконтроля в процессе занятий физическими упражнениями, спортом, средства и методы самовоспитания и физического самосовершенствования.
Ступень «Г» – аксиоматическая. Предполагает высокую степень общности, интегрированности знаний. Содержание учебной дисциплины охватывает большой объём материала, что позволяет производить точный и долгосрочный прогноз хода явлений на основе относительно небольшого числа общих принципов и положений. Изложение материала опирается на междисциплинарный научный язык. Применительно к области физической культуры характеризуется высоким уровнем знания и глубоким пониманием основных закономерностей и принципов функционирования физической культуры как явления общественной жизни. Наличием собственных суждений, взглядов по основным проблемам и перспективам развития данного явления, основывающихся на глубоком понимании междисциплинарных связей и отношений, благодаря чему они становятся личной точкой зрения, убежденностью человека.
Наука и соответствующая учебная дисциплина становятся полноценными, «приобретают своё лицо», на ступенях абстракции «Б» и «В», когда появляется возможность чёткого определения предмета изучения, обозначения границ науки, определяются и наполняются содержанием её основные понятия. Основной материал настоящего пособия характеризуется уровнем сложности, соответствующим аналитико-синтетической («Б») и прогностической («В») ступеням абстракции Представление материала на более низком уровне сложности («А» - феноменологическая ступень абстракции) явилось бы недостаточным по отношению к требованиям, предъявляемым к учебным дисциплинам, предлагаемым для изучения в старшем школьном возрасте. Самый высокий уровень сложности представления материала («Г» – аксиоматическая ступень абстракции) более характерен для учебников и учебных пособий системы высшего профессионального образования.
Освоение инструктивно-методических знаний и умений их использования в процессе практических занятий физическими упражнениями. Формирование специальных знаний является не только основой обеспечения образования в сфере физической культуры, но и главным условием активного приобщения к физкультурной деятельности, реализации деятельностного подхода в освоении ценностей физической культуры. Достижение такого результата предполагает решение следующих важных задач: · качественного освоения инструктивно-методических знаний; · проведения практико-методической подготовки; · освоения методов самовоспитания и физического самосовершенствования; · формирования физкультурно-спортивных интересов и потребностей и их активную реализацию в повседневной жизнедеятельности, что обеспечивает переход от «принудительной» системы учебного процесса к системе широкого самоопределения в сфере физической культуры. Освоение инструктивно-методических знаний должно осуществляться на занятиях теоретического и инструктивно-методического характера. В процессе этих занятий учащиеся должны осознать и усвоить суть методических приёмов воздействия на организм средствами физической культуры, ознакомиться с основными закономерностями физического развития и целесообразного воздействия на совершенствование физических кондиций и координационной подготовки. Учебные занятия инструктивно-методического характера обязательно должны дополняться самостоятельными формами методического образования, такими, например, как работа с литературой, разработка программ самостоятельных занятий с различной направленностью и др.
Практико-методическая подготовка должна осуществляться в процессе инструктивно-методических и практических занятий путём систематического выполнения комплексов таких практических заданий, как: · составление и проведение комплексов утренней гигиенической гимнастики; · составление и проведение комплексов упражнений в режиме дня; · проведение упражнений разминки, организация и проведение подвижных игр; · составление и проведение комплексов для содействия развитию отдельных физических качеств, формированию двигательных навыков; · участие в организации массовых физкультурно-оздоровительных мероприятий; · участие в организации и судействе спортивных соревнований и т.п.
Освоение методов самовоспитания и самосовершенствования Одно из ведущих мест в системе физического воспитания школьников должно занимать освоение методов самовоспитания и самосовершенствования. Специальная подготовка в данном направлении включает информацию о её содержании, основных методах и формах, а также практическое освоение и использование этих методов в повседневной жизни. При этом учащиеся должны акцентировать своё внимание на выполнении следующих действий и заданий: · уточнить личные мотивы осуществления процесса самосовершенствования; · осознать личные потребности и интересы в физкультурной деятельности и определить пути их удовлетворения; · в каждом учебном занятии стараться выбрать информацию, полезную для организации самостоятельной работы; · воспитывать в себе волевые и другие положительные личностные качества путём систематического преодоления трудностей, возникающих при выполнении физических упражнений; · учиться закалять свой характер с помощью средств физической культуры, вырабатывать постоянную готовность к решению сложных жизненных задач; · стремиться к углублению специальных знаний из области физической культуры, физиологии, анатомии, психологии, валеологии и др. Таким образом, приобщение к активной самостоятельной физкультурной деятельности оказывается невозможным без усвоения теоретических, инструктивно-методических знаний и умений, без овладения способами самовоспитания и физического самосовершенствования.
Самоконтроль за качеством усвоения теоретического материала Для самоконтроля за качеством приобретаемых знаний необходимо иметь представление о трёх уровнях их усвоения. Первый уровень проявляется в осознанном восприятии учебной информации и запоминании её содержания. Достижение второго уровня усвоения знаний обеспечивает умение применять их в практической деятельности по тому образцу, который продемонстрирован другими (педагогом). Третий уровень характеризуется сформированностью умений применять полученные знания творчески, самостоятельно, в изменяющихся нестандартных условиях. Достижение третьего уровня усвоения знаний обеспечивает возможность эффективной организации самостоятельных занятий физическими упражнениями, создание условий систематического самосовершенствования на основе реализации концепции: «Я сам себе тренер». Реализация такого подхода в практике самосовершенствования возможна только при условии овладения необходимыми знаниями на третьем уровне их усвоения и достаточно полного и разностороннего познания своих личностных, индивидуальных особенностей и физических возможностей собственного организма. Данное обстоятельство предполагает необходимость активной, целенаправленной деятельности в области самопознания.
Ещё в глубокой древности в Греции над входом в храм Аполлона в Дельфах было начертано: «Познай себя». Впоследствии эти слова стали девизом целого философского учения, основанного на представлении о том, что познание окружающего мира идёт через познание себя, своих возможностей и устремлений. Такой подход к познанию действительности не утратил своего значения и в наши дни, а физическая культура, знания, составляющие её интеллектуальную основу, представляют для этого уникальные возможности.
Г Л А В А 2. Общие вопросы теории физической Культуры
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1150; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.46.24 (0.012 с.) |