Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Изучение теоретического материала для формирования практических навыков

Поиск

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(НИУ «БелГУ»)

Факультет горного дела и природопользования

Кафедра природопользования и земельного кадастра

«УТВЕРЖДАЮ»

Заведующий кафедрой

__________Ю.Г. Чендев

«___» _________ 2014 г.

С.В. Калугина

 

Методические рекомендации по организации и проведению учебной экологической практики

Учебно-методическое пособие

 

Белгород, 2014


УДК 502/504(0.75.8)

ББК 20.1.я73

К 17

Одобрено и рекомендовано к изданию кафедрой природопользования и земельного кадастра Белгородского государственного национального исследовательского университета (НИУ «БелГУ») (протокол № 3 от 19.09.2014 г.).

Рецензенты:

А. В. Дунаев, канд. с.-х. наук, научный сотрудник отдела новых и малораспространенных пищевых растений Ботанического сада НИУ «БелГУ».

Н. Н. Шестопалова, к.с/х.н., доцент кафедры фармацевтической химии и фармакогнозии.

 

Калугина С. В.

Методические рекомендации по организации и проведению учебной экологической практики: учеб.-метод. пособие / С. В. Калугина. – Белгород: Издательство «Литера», 2014. – 97 с.

Учебно-методическое пособие является редактированным и дополненным, предназначено для проведения учебной экологической практики у студентов, обучающихся по специальности 120300.65 Земельный кадастр (очная и заочная форма обучения) и направлению подготовки 120700.62 Землеустройство и кадастры - для самоподготовки и самоконтроля, а также преподавателям вузов, ведущим дисциплины и практики, касающиеся экологии биосистем.

 

Пособие содержит комплекс методических рекомендации по организации и проведению учебной экологической практики, теоретических и методических материалов, базирующихся на существующих в настоящее время в экологической науке различных концепций, подходов, взглядов отечественных и зарубежных ученых на проблемам, составляющих предмет современной биоэкологи; показывает различные подходы при разработке основ понятийно-категориального аппарата. Представленные материалы позволяют систематизировать подходы к изучению экологических систем специалистами и бакалаврами, научиться применять теоретические знания на практике. Изучить живые системы и особенности их взаимодействия с окружающей средой, общие закономерности взаимоотношений живых организмов внутри вида и между разными видами и др.

 

 

© С. В. Калугина, 2014.


СОДЕРЖАНИЕ

Введение  
Методические рекомендации по проведению учебной экологической практики  
Глава 1. Изучение теоретического материала для формирования практических навыков  
1.1. Предмет и структура современной экологии экологические факторы окружающей среды  
1.2. Экологические системы. Потоки вещества и энергии  
1.3. Биосфера и антропогенное воздействие. Глобальные экологические проблемы  
1.4: Круговороты основных биогенных элементов  
1.5: Нормирование в области охраны окружающей среды  
1.6: Основы экологического права и международное сотрудничество в области охраны окружающей среды  
1.7: Концепции и глобальные модели будущего мира. Стратегия взаимодействия общества и природы  
Глава 2 Проведение учебной экологической практики у студентов специальности 120300.65 Земельный кадастр и направления подготовки 120700.62 Землеустройство и кадастры  
Глава 3. Структура отчета и подведение итогов учебной экологической практики  
Глоссарий  
Список литературы  
Приложения  

ВВЕДЕНИЕ

Учебная практика проводится по дисциплине «Экология» в соответствии с учебными планами по специальности 120302.65 Земельный и кадастр и направлению подготовки 120700.62 Землеустройство и кадастры. Учебная практика занимает исключительно важное место в подготовке специалистов и бакалавров. В процессе прохождения практики возможен переход от теоретического обучения студентов к их практической деятельности. Принцип наглядности необходим для более эффективного усвоения студентами теоретического материала. Он достигается непосредственно в природной обстановке, на естественных экологических условиях, которые обладают большими информативными возможностями. Учебная экологическая практика проводится в форме реальных полевых экологических маршрутов, лабораторных аналитических исследований отобранных в маршрутах проб, анализа полученных результатов, подготовки выводов об экологическом состоянии окружающей среды. Полевые работы проводятся на учебном полигоне вуза, который расположен на территории ботанического сада НИУ «БелГУ» и является классическим, достаточно комплексным природно-антропогенным образованием. В ходе учебной экологической практики студенты должны получить практические навыки по крупномасштабной ландшафтной съемке, научиться выделению морфологических единиц ландшафта – местностей, урочищ, фаций, составлению ландшафтной карты, почвенно-ландшафтных профилей, овладеть навыком ведения полевого дневника с полным описанием морфологии рельефа, почв, растительности, а также освоить методы и приемы полевых исследований почв.

Методические рекомендации по изучению дисциплины

 

Актуальность проведения учебной экологической практики определяется тем, что охрана окружающей среды представляет собой проблему, к которой приковано всеобщее повышенное внимание. Актуальность проблемы нарастает вместе с ростом мировых объемов производства и накоплением производственных отходов в природной среде. Сегодня в решении этой проблемы реализуются в основном технические и технологические возможности. Но с их помощью можно добиться лишь частичного успеха. Проблема в целом может быть решена только при комплексном анализе всей совокупности экономических и экологических процессов, что дает возможность управлять самим процессом возникновения загрязнения, его отраслевой и территориальной структурами. Основная задача на современном этапе – это согласование развития экономики с экологическими требованиями для достижения экономического роста вместе с сохранением окружающей природной среды. В связи с этим дисциплина «Экология» и экологическая практика являются актуальными и включены в учебный процесс как для специальности 120300.65 Земельный кадастр, так и для направления подготовки 120700.62 Землеустройство и кадастры.

Цель изучения теоретического материала и проведения учебной экологической практики – формирование у будущих специалистов и бакалавров на основе усвоенной системы базовых экологических знаний способностей по оценке экологических последствий производственной деятельности и принятия оптимальных решений, исключающих ухудшение состояния окружающей среды.

Задачи изучения теоретического материала и проведения учебной экологической практики: ознакомление с основными понятиями и терминологией экологии; усвоение основных экологических законов и закономерностей; актуализация и закрепление теоретических знаний об экологических системах и биосфере в целом; понимание роли антропогенного воздействия на биосферу и возникновения глобальных экологических проблем; понимание перспектив использования достижений науки при организации современных технологий и направлений бизнеса в контексте существующих экологических нарушений.

Изучение теоретического материала учебной экологической практики: следует начинать с проработки тематического плана лекций, уделяя особое внимание структуре и содержанию темы и основных понятий. Отметьте материал конспекта лекций, который вызывает затруднения для понимания. Попытайтесь найти ответы на затруднительные вопросы, используя предлагаемую литературу. Практические навыки возможно сформировать только при глубоком погружении в материалы лекций, а также изучив методики исследования элементов биосистем.

Ответьте на все контрольные вопросы, имеющиеся в конце каждой темы. Составьте собственный глоссарий по каждой теме.

Если самостоятельно не удалось разобраться в материале, сформулируйте вопросы и обратитесь за консультацией к преподавателю.

Итоговым контролем по учебной экологической практике является – зачетпо вопросам. Зачет проводится аудиторно по двум теоретическим вопросам.


Экологическая ниша

Любой живой организм приспособлен (адаптирован) к определенным условиям окружающей среды. Изменение ее параметров, их выход за некоторые границы подавляет жизнедеятельность организмов и может вызвать их гибель. Требования того или иного организма к экологическим факторам среды обусловливают ареал (границы распространения) того вида, к которому организм принадлежит, а в пределах ареала - конкретные места обитания.

Местообитание - пространственно ограниченная совокупность условий среды (абиотической и биотической), обеспечивающая весь цикл развития и размножения особей (или группы особей) одного вида. Это, например, живая изгородь, пруд, роща, каменистый берег и т. д. При этом в пределах местообитания могут выделяться места с особыми условиями (например, под корой гниющего ствола дерева в роще), в ряде случаев называемые микроместообитаниями. Для совокупной характеристики физического пространства, американским ученым Дж. Гриннеллом в 1928 г. введен термин «экологическая ниша». Его современное определение таково: экологическая ниша - это совокупность всех требований организма к условиям среды обитания и место, где эти требования удовлетворяются; всего множества биологических характеристик и физических параметров среды, определяющих условия существования того или иного вида, преобразование им энергии, обмен информацией со средой и себе подобными. Таким образом, экологическая ниша характеризует степенью биологической специализации вида. Можно утверждать, что местообитание организма - это его «адрес», тогда как экологическая ниша - его «род занятий», или «стиль жизни», или «профессия»,

«каждый вид адаптирован к строго определенной, специфичной для него совокупности условий существования - экологической нише».

Поскольку виды организмов экологически индивидуальны, то они имеют и специфические экологические ниши. Таким образом, сколько на Земле видов живых организмов, столько же и экологических ниш. Организмы, ведущие сходный образ жизни, как правило, не живут в одних и тех же местах из-за межвидовой конкуренции. Согласно установленному в 1934 г. советским биологом Г. Ф. Гаузе (1910-1986) принципу конкурентного взаимоисключения:

«два вида не занимают одну и ту же экологическую нишу». В природе также действует правило обязательности заполнения экологических ниш: «пустующая экологическая ниша всегда и обязательно будет заполнена». Экологические ниши всех живых организмов делят на специализированные и общие. Это деление зависит от основных источников питания соответствующих видов, размеров местообитания, чувствительности к абиотическим факторам среды.

Специализированные ниши. Большинство видов растений животных приспособлены к существованию лишь в узком диапазоне климатических условий и иных характеристик окружающей среды, питаются ограниченным набором растений или животных. Такие виды имеют специализированную нишу, определяющую их местообитание в природной среде. Так, гигантская панда имеет узко специализированную нишу, ибо на 99 % питается листьями и побегами бамбука. Массовое уничтожение некоторых видов бамбука в районах Китая, где обитала панда, привело это животное к вымиранию. Общие ниши. Видам с общими нишами характерна легкая приспосабливаемость к изменениям экологических факторов среды обитания. Они могут успешно существовать в разнообразных местах, питаться различной пищей и выдерживают резкие колебания природных условий. Общие экологические ниши имеются у мух, тараканов, мышей, крыс, людей и т. д. Для видов, имеющих общие экологические ниши, существует значительно меньшая угроза вымирания, чем для имеющих специализированные ниши.

Вопросы для повторения:1. Назовите имена ученых и основные направления исследований второго этапа развития экологии; 2. Охарактеризуйте классификацию экологических факторов по А. С. Мончадскому; 3. Что характеризует экологическая ниша?

Вопросы и задания для самостоятельной работы: 1. Охарактеризуйте жизненные формы организмов, условия их возникновения и проявления. 2. Дайте подробную характеристику средам обитания организмов.

Резюме по теме: Термин «экология» ввел немецкий зоолог Эрнст Геккель в 1866 г., назвав экологией науку о «домашнем быте организмов». На современном этапе развития общества эта наука стала составляющей всего образа жизни человека. Последнее зависит от действия экологических факторов и деятельности самого человека.

Свойства живого вещества

1.Существенным свойством живого является обмен веществ, энергии и информации. Организм потребляет из окружающей среды энергию и вещества и использует их для жизненно важных реакций, а затем возвращает в среду эквивалентное количество энергии и вещества, но уже в другой форме, менее пригодной для него. Организм выступает как открытая система, находящаяся в стационарном состоянии: скорость поступления в нее веществ и энергии из окружающей среды уравновешивается скоростью переноса веществ и энергии из системы. В основе последней находятся белки - носители большинства жизненных функций и нуклеиновые кислоты – носители информации. Живое вещество способно существовать только в потоке непрерывного обмена веществ, энергии и информации с окружающей средой. Прекращение движения в этом потоке хотя бы одного компонента прекращает жизнь организма.

В основе обмена веществ лежат взаимосвязанные и сбалансированные процессы ассимиляции, т.е. процессы синтеза веществ в организме, и диссимиляции, в результате которых сложные вещества и соединения разлагаются на простые, и выделяется энергия, требуемая для реакций биосинтеза. Источниками энергии для живого вещества служат солнечная и другая тепловая радиация, пища, контакты с более теплыми телами. Энергия живых организмов в процессе их жизнедеятельности подвергается многим превращениям, в частности преобразовывается в механическую, тепловую, световую, химическую, электрическую и рассеивается в окружающем пространстве.

2. Для живых организмов характерно единство химического состава – оно характеризуется наличием тех же химических элементов, которые содержатся и в объектах неживой материи. Однако соотношение элементов в живом и неживом неодинаково. Живое вещество состоит почти на 98,8 % из элементов, которые повсеместно присутствуют и в атмосфере и в гидросфере: кислорода, водорода, азота и углерода. Из оставшихся один процент приходится на кальций, калий, магний и кремний. Еще 0,2 % приходятся на долю серы, фосфора, хлора, натрия, алюминия и железа и лишь 0,01 % - на все остальные элементы.

3. Каждой отдельно взятой биологической системе характерно самовоспроизведение: поддержание жизни невозможно без воспроизведения себе подобных. В основе этого лежит образование новых молекул и структур, которое обусловлено информацией, заложенной в дезоксирибонуклеиновой кислоте (ДНК). Процесс самовоспроизведения тесно связан с явлением наследственности: любое живое существо рождает себе подобных.

4. Изменчивость - противоположное наследственности свойство организма. Оно связано с его способностью приобретать новые признаки и свойства. В основе наследственной изменчивости лежат изменения так называемых биологических матриц - молекул ДНК. Благодаря изменчивости создается разнообразный материал для естественного отбора особей, наиболее приспособленных к конкретным условиям существования.

5. Способность к росту и развитию присуща любому живому организму, который с момента зарождения растет, увеличиваясь в размерах и массе, но при этом сохраняет общие черты строения. Таким образом, рост сопровождается развитием и в результате возникает новое качественное состояние живого объекта. Для нормального функционирования живого организма в меняющихся условиях окружающей среды необходимо внутреннее регулирование - саморегуляция различных процессов, полное подчинение их единому порядку поддержания постоянства внутренней среды - гомеостазу. В основе механизма саморегуляции лежит принцип обратной связи, в соответствии с которым сигналом для включения того или иного регулируемого процесса может быть изменение состояния какой-либо системы, например, изменение температуры, концентрации веществ и т.д.

6. Чертой, присущей всему живому, является раздражимость. Она выражается реакциями живых организмов на внешнее воздействие и связано с передачей информации из внешней среды биологической системе любой сложности (организму, органу, клетке). Благодаря этому свойству организмы способны избирательно реагировать на условия окружающей среды (например, на тепло и холод).

7. Дискретностью является всеобщее свойство материи. Живое вещество существует всегда дискретно, то есть в форме обособленных друг от друга тел; он и характеризуются трехмерной структурой, которая специфична для каждого вида. Именно по характеру этой структуры можно отличить, например, льва от кошки.

Резюме по теме: Глобальные экологические проблемы и явные тенденции негативных изменений со всей очевидностью показывают необходимость консолидации усилий всех стран для их решения, необходимость радикальной перестройки технологической структуры современной цивилизации, разработки качественно новых путей и способов взаимодействия с природой.

Биохимические циклы фосфора

Биогеохимические циклы фосфора и серы, значительно менее совершенны, так как основная их масса содержится в резервном фонде земной коры, в «недоступном» фонде. Круговорот серы и фосфора - типичный осадочный биогеохимический цикл. Такие циклы легко нарушаются от различного рода воздействий и часть обмениваемого материала выходит из круговорота. Возвратиться опять в круговорот она может лишь в результате геологических процессов или путем извлечения живым веществом биофильных компонентов. Фосфор содержится в горных породах, образовавшихся в прошлые геологические эпохи. В биогеохимический круговорот он может попасть в случае подъема этих пород из глубины земной коры на поверхность суши, в зону выветривания. Эрозионными процессами он выносится в море в виде широко известного минерала - апатита. Общий круговорот фосфора можно разделить на две части - водную и наземную. В водных экосистемах он усваивается фитопланктоном и передается по трофической цепи вплоть до консументов третьего порядка - морских птиц. Их экскременты (гуано) снова попадают в море и вступают в круговорот, либо накапливаются на берегу и смываются в море. Из отмирающих морских животных, особенно рыб, фосфор снова попадает в море и в круговорот, но часть скелетов рыб достигает больших глубин и заключенный в них фосфор снова попадает в осадочные породы. В наземных экосистемах фосфор извлекают растения из почв и далее он распространяется по трофической сети. Возвращается в почву после отмирания животных и растений и с их экскрементами. Теряется фосфор из почв в результате их водной эрозии. Повышенное содержание фосфора на водных путях его переноса вызывает бурное увеличение биомассы водных растений, «цветение» водоемов и их эвтрофикацию. Большая же часть фосфора уносится в море и там теряется безвозвратно. Последнее обстоятельство может привести к истощению запасов фосфорсодержащих руд (фосфоритов, апатитов и др.). Следовательно, надо стремиться избежать этих потерь и не ожидать того времени, когда Земля вернет на сушу «потерянные отложения».

Биохимические циклы серы

Сера также имеет основной резервный фонд в отложениях и почве, но в отличие от фосфора у нее есть резервный фонд и в атмосфере. В обменном фонде главная роль принадлежит микроорганизмам. Одни из них восстановители, другие - окислители. В горных породах сера встречается в виде сульфидов (FeS2, и др.), в растворах - в форме иона (SO42), в газообразной фазе в виде сероводорода (Н2S) или сернистого газа (SО2). В некоторых организмах сера накапливается в чистом виде (S2,) и при их отмирании на дне морей образуются залежи самородной серы. В морской среде сульфат-ион занимает второе место по содержанию после хлора и является основной доступной формой серы, которая восстанавливается автотрофами и включается в состав аминокислот. Круговорот серы, хотя ее требуется организмам в небольших количествах, является ключевым в общем процессе продуцирования и разложения. Например, при образовании сульфидов железа фосфор переходит в растворимую форму, доступную для организмов. В наземных экосистемах сера возвращается в почву при отмирании растений, захватывается микроорганизмами. Другие организмы и воздействие самого кислорода приводят к окислению этих продуктов. Образовавшиеся сульфаты растворяются и поглощаются растениями из норовых растворов почвы - так продолжается круговорот. Однако круговорот серы, так же как и азота, может быть нарушен вмешательством человека. Виной тому, прежде всего сжигание ископаемого топлива, а особенно угля. Сернистый газ нарушает процессы фотосинтеза и приводит к гибели растительности. Биогеохимические циклы легко нарушаются человеком. Так, добывая минеральные удобрения, он загрязняет воду и воздушную среду. В воду попадает фосфор, вызывая эвтрофикацию, образуются азотистые высокотоксичные соединения и др. Иными словами, круговорот становится не циклическим, а ациклическим.

Вопросы для повторения:1.Почему большой геологический круговорот веществ в природе происходит по спирали?; 2. Назовите основные пути круговоротов биогеохимических веществ; 3. Что может нарушить круговорот веществ?.

Вопросы и задания для самостоятельной работы: 1. Составьте схемы большого и малого круговоротов элементов. 2. Схематически опишите биогеохимические циклы фосфора и серы в биосфере.

Резюме по теме: Проблема исчерпаемости природных ресурсов приобретает все большую актуальность. Это связано с осознанием их ограниченности и со все более увеличивающимся потреблением. Особый интерес представляет скорость использования различных видов топлива (каменный уголь, нефть, газ), поскольку с их использованием связаны проблемы загрязнения атмосферы и соответственно парниковый эффект, кислотные дожди и другие явления.

Вопросы для повторения:1.Перечислите задачи, которые выполняет экологический контроль; 2. Чем регулируется организация и проведение мониторинга окружающей среды?; 3. Перечислите виды экологической экспертизы.

Вопросы и задания для самостоятельной работы: 1. Подготовка рефератов и презентаций в рамках темы (конкретная тематика утверждается преподавателем на занятиях)

Резюме по теме: На территории России эксплуатируется множество предприятий, их деятельность регулируется Федеральным закон «Об охране окружающей среды» и др. правовыми документами. Установление нормирования в области охраны окружающей среды направлено на сохранение здоровья населения и биосферы в целом.

Вопросы для повторения:1.Назовите меры экономического стимулирования рационального природопользования и охраны окружающей среды; 2. Дайте определение экологического права; 3. Что входит в понятие «система и нормы экологического права»?

Вопросы и задания для самостоятельной работы: 1. Подготовить сообщения по тематике лекции (конкретные темы определяются на занятии преподавателем).

Вопросы для повторения:1.Назовите основателя Римского клуба; 2. Каковы результаты моделировании группой Медоуз; 3. Как должна происходить экологизация производства?

Вопросы и задания для самостоятельной работы: 1. Изучить модели развития общества и природы современных российских ученых (подготовить доклады).

Резюме по теме: С расширением экономической деятельности, освобождаясь от прямой зависимости от природы, общество все больше зависит от ее общего «благополучия». Для сглаживания противоречий между обществом и природой должна быть разработана фундаментальная теория устойчивости биосферы и определены допустимые пределы антропогенного воздействия на ее компоненты, а также созданы концепции дальнейшего развития цивилизации, обеспечивающего коэволюцию общества и природы.

 


Глава 2 Проведение учебной экологической практики у студентов специальности 120300.65 Земельный кадастр и направления подготовки 120700.62 Землеустройство и кадастры

В результате прохождения экологической практики студент должен знать:

основы учения об атмосфере, о гидросфере, о биосфере и ландшафтоведении, основы рационального использования земельных ресурсов.

в результате прохождения экологической практики студент должен уметь:

обрабатывать, анализировать полевую экологическую информацию и использовать теоретические знания на практике

в результате прохождения экологической практики студент должен обладать навыками: обработки, анализа и синтеза лабораторной экологической информации и использовать теоретические знания на практике

 

Учебная полевая экологическая практика проводится в 3 этапа: 1 этап – теоретическое изучение/повторение материала, 2 этап полевое изучение био- и экосистем с применением методик изучения и с получением данных строения, изменения живых систем, антропогенно нарушенных ландшафтов, экологических основ производств, 3 этап – камеральная обработка собранного материала исследований.

Объем и продолжительность экологической практики у студентов, обучающихся по специальности 120300.65 Земельный кадастр – заочная форма обучения 2 курс 1 неделя, очная форма обучения 2 семестр 1 неделя, студентов, обучающихся по направлению подготовки 120700.62 Землеустройство и кадастры 2 семестр 1 зет. (36 часов)

Учебная полевая. Экологическая учебная полевая практика проводится на территории ООО ТК «Экотранс», урочища «Архиерейская роща», Ботанического сада НИУ БелГУ, с.Холки Чернянского района

 

В процессе прохождения учебной экологической практики студенты, обучающиеся по направлению подготовки 120700.62 Землеустройство и кадастры должны овладеть необходимыми компетенциями:

 

· умением критически оценивать свои достоинства и недостатки, намечать пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-7);

· способностью использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-10);

· владением основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК- 16);

· способностью применять знания об основах рационального использования земельных ресурсов, системных показателях повышения эффективности использования земель, экологической и экономической экспертизы программ, схем и проектов социально-экономического развития территории (ПК-1);

· способностью использовать знание методик разработки проектных, предпроектных и прогнозных материалов (документов) по использованию и охране земельных ресурсов, и объектов недвижимости, технико-экономическому обоснованию вариантов проектных решений (ПК-6);

· способностью использовать знание современных методик и технологий мониторинга земель и недвижимости (ПК-15);

· способностью и готовностью к проведению экспериментальных исследований (ПК-19).

 

Образовательные результаты, полученные в процессе экологической практики, соответствующие определенным компетенциям

В результате прохождения данной практики обучающийся должен: демонстрировать следующие результаты образования:

1) Знать:

Индекс компетенции Индекс образовательного результата Образовательный результат
ОК – 7   3-1 умение критически оценивать свои достоинства и недостатки
3-2 способность к постановке научной экологической проблемы
ОК-10   3-1 способность использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности,
3-2 знание методов математического анализа и моделирования
ОК – 16 3-1 знание основных методов защиты производственного персонала и населения от возможных последствий техногенных аварий
3-2 знание методов защиты населения от возможных последствий экологических катастроф
ПК – 1 3-1 знание основ рационального использования земельных ресурсов,
3-2 знание показателей повышения эффективности использования земель
ПК – 6 3-1 знание методики разработки проектных, предпроектных и прогнозных материалов (документов)
3-2 знание охраны земельных ресурсов и объектов недвижимости
ПК – 15 3-1 знание современных методик мониторинга земель и недвижимости
3-2 знание технологий мониторинга земель и недвижимости
ПК – 19 3-1 знание технологии проведения экспериментальных исследований
3-2 знание проблем использования земельных ресурсов региона, принципов и методов их воспроизводства

Уметь:

Индекс компетенции Индекс образовательного результата Образовательный результат
ОК – 7   У-1 уметь критически оценивать свои достоинства и недостатки
У-2 уметь выбрать средства развития
ОК-10   У-1 уметь использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности
У-2 способен к постановке проблемы
ОК – 16 У-1 уметь защищать производственного персонала от последствий катастроф
У-2 уметь прогнозировать возможные последствия аварий, катастроф, стихийных бедствий
ПК – 1 У-1 уметь применять знания об основах рационального использования земельных ресурсов
У-2 уметь проводить экологическую и экономическую экспертизу
ПК – 6 У-1 уметь использовать знание методик разработки проектных, предпроектных и прогнозных материалов (документов) по использованию и охране земельных ресурсов, и объектов недвижимости, технико-экономическому обоснованию вариантов проектных решений
У-2 уметь составлять технико-экономическое обоснование вариантов проектных решений
ПК – 15 У-1 уметь использовать знание современных методик мониторинга земель и недвижимости
У-2 уметь применять современные методики и технологии мониторинга земель и недвижимости
ПК – 19 У-1 способностью и готовностью к проведению экспериментальных исследований
У-2 знает проблемы использования земельных ресурсов региона, принципы и методы их воспроизводства

Владеть:

Индекс компетенции Индекс образовательного результата Образовательный результат
ОК – 7   В-1 намечать пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков
В-2 критически оценивать свои достоинства и недостатки
ОК-10   В-1 владеть способностью использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности
В-2 владеть методами математического анализа и моделирования
ОК – 16 В - 1 владеть основными методами защиты производственного персонала от возможных последствий аварий, катастроф
В-2 владеть основными способами защиты населения от возможных последствий стихийных бедствий
ПК – 1 В-1 владеть способностью применять на практике знания об основах рационального использования земельных ресурсов
В-2 владеть способностью применять знания об экологической и экономической экспертизе программ, схем и проектов социально-экономического развития территории
ПК – 6 В-1 владеть способностью использовать методики разработки проектных, предпроектных и прогнозных материалов (документов)
В-2 владеть знаниями по использованию и охране земельных ресурсов, и объектов недвижимости, технико-экономическому обоснованию вариантов проектных решений
ПК – 15 В-1 владеть способностью использовать современные методики и способы охраны окружающей среды от неблагоприятных экологических последствий
В-2 владеть способностью использовать технологии мониторинга земель и недвижимости
ПК – 19 В-1 владеть способностью к проведению экспериментальных исследований
В-2 владеть принципами и методами экологических исследований

 

СОДЕРЖАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

 

№ п/п Разделы (этапы) практики Виды работ на практике, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля
1. Подготовительный этап предполагает самостоятельный сбор и проработку литературных, статистических и других материалов по районам практики. Кроме этого перед выездом необходимы сведения о природных условиях и почвах, проводимой производственной и другой деятельности, состояние окружающей среды районов практики, возможные экологические проблемы территории. Перед выездом в поле необходимо подобрать снаряжение. Группа студентов делится на бригады из пяти-шести человек. На каждую бригаду необходимо иметь: полевой дневник, бумага для этикеток и гербария, мешочки из ткани для почвенных образцов, сантиметр. Студенты получают инструкцию по технике безопасности перед выходом в полевые условия. 4 часа Собеседование
2. Основная часть времени отводится на полевые исследования, экскурсии, анализ существующих природных комплексов, а также экологических проблем. На начальном этапе практики необходимо решение следующих организационных вопросов: 1) на общем собрании группы утвердить состав бригад и избрать бригадиров, отвечающих за сроки проведения каждого вида полевых работ, дисциплину, технику безопасности при проведении работ в полевых и камеральных условиях, получение, хранение и использование оборудования; 2) руководителям практики необходимо: а) провести инструктаж по технике безопасности всех участников практики, б) ознакомить студентов с программой полевых исследований, согласно которой утвердить календарный план проведения работ, 3) членам бригад подготовить полевые дневники и заготовить необходимое количество бланков описаний фаций, урочищ; 4) студенты, не участвующие в полевой практике по состоянию здоровья, должны выполнять индивидуальные задания в соответствии с программой практики. После инструктажа по технике безопасности осуществляется выезд на полигон. Каждой бригаде намечается ландшафтный профиль из 5-6 точек. Итог работ – составление побригадных отчетов. 24 часов Собеседование, дискуссии
3. Камеральная обработка включает обработку полученных результатов и проводится в течение 2 –х последних дней практики. В этот период студенты обобщают полевые записки, пишут отчет и сд<


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 278; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.240.101 (0.014 с.)