Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 3. Структура отчета и подведение итогов учебной экологической практики

Поиск

 

Перечень материалов, представляемых в отчет

1. График выполнения работ

2. Конспект данных о методах и приемах полевых экологических исследований

3. Полевое описание морфологических форм рельефа

4. Полевое описание растительности

5. Полевое описание почвенных профилей.

5. Систематический список изученных природных территориальных комплексов.

6. Бланки описания растительного покрова.

7. Комплексный почвенно-ландшафтный профиль и его анализ.

8. Ландшафтная карта

Вопросы к зачету

 

  1. Основные задачи экологии в теории и практике использования природных ресурсов.
  2. Методы экологических исследований.
  3. Дифференциация компонентов природной среды в зависимости от элементов рельефа.
  4. Роль биологического фактора в формировании природных территориальных комплексов.
  5. Влияние антропогенного фактора на экосистемы и природно-территориальные комплексы.
  6. Систематика и классификация экосистем и ландшафтов.
  7. Рекогносцировка и выбор участков для детальных экологических исследований.
  8. Методика полевого исследования рельефа, растительности и почв.
  9. Принципы почвенно-ландшафтного профилирования.
  10. Полевое ландшафтное картографирование. Этапы составления ландшафтной карты.

 

Критерии оценки качества знаний студентов

При оценке знаний, полученных на полевой практике, применяются следующие критерии:

Зачтено - ответ на вопросы должен показать наличие приобретенных знаний, умений и навыков. Необходимо знать цель, задачи, содержание и план проведения практики, методы исследования, характеристику экологическиъх факторов в пределах изучаемой территории, последовательность описания компонентного состава природной среды, систематику почв и природных геосистем, закономерности формирования пространственной структуры ландшафта, влияние антропогенных факторов на компоненты природной среды Белгородской области и территории прохождения практики, способы и пути оптимизации состояния земельных ресурсов. В ответе могут допускаться несущественные ошибки и неточности.

Незачтено - ответ на поставленные вопросы показывает незнание его содержания, основных понятий, этапов и видов выполненных работ. Студент не умеет устанавливать причинно-следственные связи, излагать материал с учетом принципов научности и объективности, проводить анализ компонентного состава природной среды и экологических факторов ее формирования и функционирования. Участие студента в полевой и камеральный периоды выполнения отчета было минимальным и часто вызывало нарекания со стороны руководителя практики и коллектива исполнителей.

Материально-техническое обеспечение экологической практики

Практика проводится на учебно-научном полигоне базы БелГУ (ботанический сад), на предприятиях Белгородской области. Предусмотрено транспортное обеспечение. Необходимый инвентарь и оборудование комплектуется на кафедре природопользования и земельного кадастра в подготовительный период и доставляется на практику.

Перечень оборудования и материалов:

1. штыковые лопаты;

2. топографические рейки;

3. полевые рН-метры;

4. компасы и буссоли;

5. топографические карты;

6. рулетки длиной 25 и 50 метров;

7. пузырьки с 10% р-ром соляной кислоты;

8. планшеты для ведения полевой документации;

9. канцелярские принадлежности;

10. крафтовая бумага;

11. пакеты для отбора почвенных и растительных проб;

12. бумага для гербария.

Формы отчетности по экологической практике

По учебной практике предусмотрено составление и защита отчетов по бригадам. По результатам сдачи отчета и собеседования в последний день прохождения практики выставляется зачет.

В отчете должен быть титульный лист, содержание, разделы, список использованных источников, приложения. Разделы отчета должны быть представлены: введением; первой главой, раскрывающей характер существующих экологических проблем и методов их изучения, включая полевые методы исследований, используемые на практике; второй главой, характеризующей компонентный состав природной среды ключевых участков исследования; третьей главой по почвенно-ландшафтному профилированию и анализу составленного профиля; четвертой главой по полевому ландшафтному картографированию с приложением составленной ландшафтной карты, и ее анализа; заключением с основными выводами из результатов проведенных полевых исследований.

 


Глоссарий

Абиотические факторы – совокупность условий неорганической среды, влияющих на организмы. А. ф. делятся на химические (химический состав атмосферы, морских и пресных вод, почвы или донных отложений) и физические, или климатические (температура, барометрическое давление, ветер, течения, радиационный режим и т. д.).

Антропогенный объект – объект, созданный человеком для обеспечения его социальных потребностей и не обладающий свойствами природных объектов;

Атмосфе́ра – газовая оболочка, окружающая планету Земля. Внутренняя её поверхность покрывает гидросферу и частично земную кору, внешняя граничит с околоземной частью космического пространства.

Биосфера – оболочка Земли, состав, структура и энергетика которой в существенных чертах обусловлены прошлой или современной деятельностью живых организмов. Б. охватывает часть атмосферы, гидросферу и верхнюю часть литосферы, которые взаимосвязаны сложными биогеохимическими циклами миграции веществ и энергии.

Биотические факторы – совокупность влияний, оказываемых на организмы жизнедеятельностью других организмов. Эти влияния носят самый разнообразный характер. Живые существа могут служить источником пищи для других организмов, являться средой обитания (например, организм-хозяин, в котором поселяются паразиты), способствовать их размножению (например, деятельность животных-опылителей), оказывать химическое (токсины бактерий), механическое и другие воздействия.

Благоприятная окружающая среда – окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов;

Естественная экологическая система – объективно существующая часть природной среды, которая имеет пространственно-территориальные границы и в которой живые и неживые ее элементы взаимодействуют как единое функциональное целое и связаны между собой обменом вещества и энергии.

Загрязнение окружающей среды – поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду;

Загрязняющее вещество – вещество или смесь веществ, количество и (или) концентрация которых превышают установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов нормативы и оказывают негативное воздействие на окружающую среду;

Использование природных ресурсов – эксплуатация природных ресурсов, вовлечение их в хозяйственный оборот, в том числе все виды воздействия на них в процессе хозяйственной и иной деятельности;

Качество окружающей среды – состояние окружающей среды, которое характеризуется физическими, химическими, биологическими и иными показателями и (или) их совокупностью;

Контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) – система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды;

Мониторинг окружающей среды (экологический мониторинг) – комплексная система наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов;

Наилучшая существующая технология – технология, основанная на последних достижениях науки и техники, направленная на снижение негативного воздействия на окружающую среду и имеющая установленный срок практического применения с учетом экономических и социальных факторов;

Негативное воздействие на окружающую среду – воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды;

Нормативы в области охраны окружающей среды (далее также - природоохранные нормативы) установленные нормативы качества окружающей среды и нормативы допустимого воздействия на нее, при соблюдении которых обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем и сохраняется биологическое разнообразие;

Нормативы допустимых физических воздействий – нормативы, которые установлены в соответствии с уровнями допустимого воздействия физических факторов на окружающую среду и при соблюдении которых обеспечиваются нормативы качества окружающей среды;

Окружающая среда – совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов;

Охрана окружающей среды – деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (далее также - природоохранная деятельность);

Оценка воздействия на окружающую среду – вид деятельности по выявлению, анализу и учету прямых, косвенных и иных последствий воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности в целях принятия решения о возможности или невозможности ее осуществления;

Природная среда – совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов. Компоненты природной среды - земля, недра, почвы поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле. Термином "природная среда" (природа) чаще всего обозначают совокупность объектов и систем материального мира в их естественном состоянии, не являющемся продуктом трудовой деятельности человека.

Природно-антропогенный объект – природный объект, измененный в результате хозяйственной и иной деятельности, и (или) объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение;

Природные ресурсы – компоненты природной среды, природные объекты и природно-антропогенные объекты, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеют потребительскую ценность;

Природный комплекс – комплекс функционально и естественно связанных между собой природных объектов, объединенных географическими и иными соответствующими признаками.

Природный ландшафт – территория, которая не подверглась изменению в результате хозяйственной и иной деятельности и характеризуется сочетанием определенных типов рельефа местности, почв, растительности, сформированных в единых климатических условиях;

Природный объект – естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства;

Толерантность – способность организмов выдерживать изменения условий жизни (колебания температур, влажности, света).

Требования в области охраны окружающей среды (далее также - природоохранные требования) – предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды;

Экологическая безопасность – состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.

Экологический риск – вероятность наступления события, имеющего неблагоприятные последствия для природной среды и вызванного негативным воздействием хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера.

Эколо́гия – наука об отношениях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой.

Экосистема – понятие, введенное А. Тенсли, обозначающее относительно устойчивую систему динамического равновесия, в которой организмы и неорганические факторы являются полноправными компонентами. Э. представляет собой совместно функционирующие на данном участке организмы, взаимодействующие с физической средой таким образом, что поток энергии создает четко определенные биотические структуры и круговороты веществ между живой и неживой частями.


Список литературы

Основная литература:

  1. Газизуллин А.Х. Почвоведение. Общее учение о почве: учеб. пособие. – М.: ГОУ ВПО МГУЛ, 2007. – 484 с.
  2. Колбовский Е.Ю. Ландшафтоведение. М.: Академия, 2006. – 480 с.
  3. Муравьев А.Г. Руководство по определению показателей качества воды полевыми методами. Издание 3-е. – СПб: «Крисмас+», 2004. – 248 с.
  4. Ландшафтоведение / А.И. Голованов, Е.С.Кожанов, Ю.И. Сухарев // М.: КолосС, 2006. – 216 с.
  5. Розанов Б.Г. Морфология почв: учебник для вузов. – М.: Академический проект, 2004. – 432 с.

Дополнительная литература:

  1. Арманд Д.Л. Наука о ландшафте. – М., 1975. – 204 с.
  2. Богдановский Г.А. Химическая экология: учеб. пособие. – М.: Изд-во МГУ, 1994.
  3. Добровольский В.В. Практикум по географии почв с основами почвоведения. – М.: Просвещение, 1982. – 127 с.
  4. Исаченко А.Г. Ландшафтоведение и физико-географическое районирование. М.: Высш. шк., 1991. – 368 с.
  5. Классификация и диагностика почв СССР. – М.: Колок, 1977. –223 с.
  6. Классификация и диагностика почв России / под ред. Г.В. Добровольского. – Смоленск: Ойкумена, 2004. –342 с.
  7. Комплект-лаборатория «НКВ» (производство ЗАО «Крисмас+»). Паспорт КРМФ 100ПС.
  8. Почвоведение: учеб. пособ. для спец. «Геоэкология, городской кадастр», ИПР и для вузов естественного профиля. – Новосибирск: СГГА, 2003. – 76 с.
  9. Практикум по экологии / учеб. пособие / С.В. Алексеев, Н.В. Груздева, А.Г. Муравьев, Э.В. Гущина. – М.: АО МДС, 1996.
  10. Чочиа Н.С. Летняя полевая практика по ландшафтоведению: учеб-ное пособие. – Л.:ЛГУ, 1969. – 92 с.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 228; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.237.54 (0.008 с.)