Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Переход России на путь устойчивого развития

Поиск

В России также был подготовлен новый документ, принятый в качестве стратегии устойчивого развития Российской Федерации. Вариант концепции перехода Российской федерации к устойчивому развитию рекомендован регионам страны для конкретизации и исполнения. Возросшая мощь экономики стала разрушительной силой для биосферы и человека. Представление о неисчерпаемости природных ресурсов, также как о беспредельных возможностях самоочищения природной среды, приводит к отрицательным как экологическим, так и экономическим последствиям. В своем стремлении найти пути наиболее выгодного ведения хозяйства экономика не учитывала в затратах ущерба, наносимого природе. Наибольшую прибыль получал тот, кто наиболее безжалостно использовал природу как источник природных ресурсов и резервуар для отходов производства. Отсутствие материальной заинтересованности производителей в бережном отношении к природе и соответственно недостаточность денежных средств, выделяемых для защиты окружающей среды, – одна из основных причин доведения последней до кризисного состояния. И только тогда, когда это состояние стало оказывать ощутимое отрицательное влияние на условия производства продукции и получения прибыли, в поле зрения экономики стали входить экологические проблемы. Статистика показывает, что мощность современной индустрии удваивается каждые 10-15 лет. Невозможно прекратить хозяйственное освоение территорий. В то же время естественная емкость природных систем, и следовательно, их устойчивость, не безграничны. Следовательно, складывающаяся в интенсивно осваиваемых районах социально-экономическая и экологическая ситуация требует государственного регулирования. Если предприятие не компенсирует ущерб среде, то оно с государственной позиции оказывается убыточным, хотя и приносит определенную прибыль, производя продукцию. С другой стороны деградация среды вследствие формирования обратных связей отражается на экономических показателях производства. Достаточно наглядны экономические потери, например, вследствие ухудшения плодородия сельскохозяйственных угодий. Производственная деятельность должна быть адекватна закономерностям окружающей среды.

Экологизация промышленного производства

Экологизация промышленного производства должна развиваться по следующим направлениям: совершенствование технологических процессов и разработка нового оборудования с меньшим уровнем выбросов вредных примесей и отходов в окружающую среду; широкое внедрение экологической экспертизы для всех видов производств и промышленной продукции; замена токсичных и неутилизируемых отходов на нетоксичные и утилизируемые; широкое применение дополнительных методов и средств защиты окружающей среды.

Подобно любой экологической системе, где вещество и энергия расходуются экономно и отходы одних организмов служат важным условием существования других, производственный экологизированный процесс, управляемый человеком, должен следовать биосферным законам, и в первую очередь закону круговорота веществ. Должно быть обеспечено новое отношение человека к природе за счет оптимального сопряжения науки и техники с природными процессами. Кратко можно назвать такую перестройку науки и техники в их отношении к природе экологизацией общественного развития. Экологизация народного хозяйства (в том числе предприятий промышленности и АПК) предполагает интенсивное ускорение научно-технического прогресса с учетом эколого-экономических, экономико-организационных и эколого-технических условий. Производственная деятельность должна приносить наименьший ущерб природному круговороту веществ и энергии.

Вопросы для повторения:1.Назовите основателя Римского клуба; 2. Каковы результаты моделировании группой Медоуз; 3. Как должна происходить экологизация производства?

Вопросы и задания для самостоятельной работы: 1. Изучить модели развития общества и природы современных российских ученых (подготовить доклады).

Резюме по теме: С расширением экономической деятельности, освобождаясь от прямой зависимости от природы, общество все больше зависит от ее общего «благополучия». Для сглаживания противоречий между обществом и природой должна быть разработана фундаментальная теория устойчивости биосферы и определены допустимые пределы антропогенного воздействия на ее компоненты, а также созданы концепции дальнейшего развития цивилизации, обеспечивающего коэволюцию общества и природы.

 


Глава 2 Проведение учебной экологической практики у студентов специальности 120300.65 Земельный кадастр и направления подготовки 120700.62 Землеустройство и кадастры

В результате прохождения экологической практики студент должен знать:

основы учения об атмосфере, о гидросфере, о биосфере и ландшафтоведении, основы рационального использования земельных ресурсов.

в результате прохождения экологической практики студент должен уметь:

обрабатывать, анализировать полевую экологическую информацию и использовать теоретические знания на практике

в результате прохождения экологической практики студент должен обладать навыками: обработки, анализа и синтеза лабораторной экологической информации и использовать теоретические знания на практике

 

Учебная полевая экологическая практика проводится в 3 этапа: 1 этап – теоретическое изучение/повторение материала, 2 этап полевое изучение био- и экосистем с применением методик изучения и с получением данных строения, изменения живых систем, антропогенно нарушенных ландшафтов, экологических основ производств, 3 этап – камеральная обработка собранного материала исследований.

Объем и продолжительность экологической практики у студентов, обучающихся по специальности 120300.65 Земельный кадастр – заочная форма обучения 2 курс 1 неделя, очная форма обучения 2 семестр 1 неделя, студентов, обучающихся по направлению подготовки 120700.62 Землеустройство и кадастры 2 семестр 1 зет. (36 часов)

Учебная полевая. Экологическая учебная полевая практика проводится на территории ООО ТК «Экотранс», урочища «Архиерейская роща», Ботанического сада НИУ БелГУ, с.Холки Чернянского района

 

В процессе прохождения учебной экологической практики студенты, обучающиеся по направлению подготовки 120700.62 Землеустройство и кадастры должны овладеть необходимыми компетенциями:

 

· умением критически оценивать свои достоинства и недостатки, намечать пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-7);

· способностью использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-10);

· владением основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК- 16);

· способностью применять знания об основах рационального использования земельных ресурсов, системных показателях повышения эффективности использования земель, экологической и экономической экспертизы программ, схем и проектов социально-экономического развития территории (ПК-1);

· способностью использовать знание методик разработки проектных, предпроектных и прогнозных материалов (документов) по использованию и охране земельных ресурсов, и объектов недвижимости, технико-экономическому обоснованию вариантов проектных решений (ПК-6);

· способностью использовать знание современных методик и технологий мониторинга земель и недвижимости (ПК-15);

· способностью и готовностью к проведению экспериментальных исследований (ПК-19).

 

Образовательные результаты, полученные в процессе экологической практики, соответствующие определенным компетенциям

В результате прохождения данной практики обучающийся должен: демонстрировать следующие результаты образования:

1) Знать:

Индекс компетенции Индекс образовательного результата Образовательный результат
ОК – 7   3-1 умение критически оценивать свои достоинства и недостатки
3-2 способность к постановке научной экологической проблемы
ОК-10   3-1 способность использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности,
3-2 знание методов математического анализа и моделирования
ОК – 16 3-1 знание основных методов защиты производственного персонала и населения от возможных последствий техногенных аварий
3-2 знание методов защиты населения от возможных последствий экологических катастроф
ПК – 1 3-1 знание основ рационального использования земельных ресурсов,
3-2 знание показателей повышения эффективности использования земель
ПК – 6 3-1 знание методики разработки проектных, предпроектных и прогнозных материалов (документов)
3-2 знание охраны земельных ресурсов и объектов недвижимости
ПК – 15 3-1 знание современных методик мониторинга земель и недвижимости
3-2 знание технологий мониторинга земель и недвижимости
ПК – 19 3-1 знание технологии проведения экспериментальных исследований
3-2 знание проблем использования земельных ресурсов региона, принципов и методов их воспроизводства

Уметь:

Индекс компетенции Индекс образовательного результата Образовательный результат
ОК – 7   У-1 уметь критически оценивать свои достоинства и недостатки
У-2 уметь выбрать средства развития
ОК-10   У-1 уметь использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности
У-2 способен к постановке проблемы
ОК – 16 У-1 уметь защищать производственного персонала от последствий катастроф
У-2 уметь прогнозировать возможные последствия аварий, катастроф, стихийных бедствий
ПК – 1 У-1 уметь применять знания об основах рационального использования земельных ресурсов
У-2 уметь проводить экологическую и экономическую экспертизу
ПК – 6 У-1 уметь использовать знание методик разработки проектных, предпроектных и прогнозных материалов (документов) по использованию и охране земельных ресурсов, и объектов недвижимости, технико-экономическому обоснованию вариантов проектных решений
У-2 уметь составлять технико-экономическое обоснование вариантов проектных решений
ПК – 15 У-1 уметь использовать знание современных методик мониторинга земель и недвижимости
У-2 уметь применять современные методики и технологии мониторинга земель и недвижимости
ПК – 19 У-1 способностью и готовностью к проведению экспериментальных исследований
У-2 знает проблемы использования земельных ресурсов региона, принципы и методы их воспроизводства

Владеть:

Индекс компетенции Индекс образовательного результата Образовательный результат
ОК – 7   В-1 намечать пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков
В-2 критически оценивать свои достоинства и недостатки
ОК-10   В-1 владеть способностью использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности
В-2 владеть методами математического анализа и моделирования
ОК – 16 В - 1 владеть основными методами защиты производственного персонала от возможных последствий аварий, катастроф
В-2 владеть основными способами защиты населения от возможных последствий стихийных бедствий
ПК – 1 В-1 владеть способностью применять на практике знания об основах рационального использования земельных ресурсов
В-2 владеть способностью применять знания об экологической и экономической экспертизе программ, схем и проектов социально-экономического развития территории
ПК – 6 В-1 владеть способностью использовать методики разработки проектных, предпроектных и прогнозных материалов (документов)
В-2 владеть знаниями по использованию и охране земельных ресурсов, и объектов недвижимости, технико-экономическому обоснованию вариантов проектных решений
ПК – 15 В-1 владеть способностью использовать современные методики и способы охраны окружающей среды от неблагоприятных экологических последствий
В-2 владеть способностью использовать технологии мониторинга земель и недвижимости
ПК – 19 В-1 владеть способностью к проведению экспериментальных исследований
В-2 владеть принципами и методами экологических исследований

 

СОДЕРЖАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

 

№ п/п Разделы (этапы) практики Виды работ на практике, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля
1. Подготовительный этап предполагает самостоятельный сбор и проработку литературных, статистических и других материалов по районам практики. Кроме этого перед выездом необходимы сведения о природных условиях и почвах, проводимой производственной и другой деятельности, состояние окружающей среды районов практики, возможные экологические проблемы территории. Перед выездом в поле необходимо подобрать снаряжение. Группа студентов делится на бригады из пяти-шести человек. На каждую бригаду необходимо иметь: полевой дневник, бумага для этикеток и гербария, мешочки из ткани для почвенных образцов, сантиметр. Студенты получают инструкцию по технике безопасности перед выходом в полевые условия. 4 часа Собеседование
2. Основная часть времени отводится на полевые исследования, экскурсии, анализ существующих природных комплексов, а также экологических проблем. На начальном этапе практики необходимо решение следующих организационных вопросов: 1) на общем собрании группы утвердить состав бригад и избрать бригадиров, отвечающих за сроки проведения каждого вида полевых работ, дисциплину, технику безопасности при проведении работ в полевых и камеральных условиях, получение, хранение и использование оборудования; 2) руководителям практики необходимо: а) провести инструктаж по технике безопасности всех участников практики, б) ознакомить студентов с программой полевых исследований, согласно которой утвердить календарный план проведения работ, 3) членам бригад подготовить полевые дневники и заготовить необходимое количество бланков описаний фаций, урочищ; 4) студенты, не участвующие в полевой практике по состоянию здоровья, должны выполнять индивидуальные задания в соответствии с программой практики. После инструктажа по технике безопасности осуществляется выезд на полигон. Каждой бригаде намечается ландшафтный профиль из 5-6 точек. Итог работ – составление побригадных отчетов. 24 часов Собеседование, дискуссии
3. Камеральная обработка включает обработку полученных результатов и проводится в течение 2 –х последних дней практики. В этот период студенты обобщают полевые записки, пишут отчет и сдают зачет. 8 часов зачет



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 224; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.132.80 (0.009 с.)