Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Уровни усвоения и качества знания

Поиск

Конечной целью приобретения знаний является применение их на практике. По степени готовности к этому различают три уров­ня усвоения знаний. По достижении каждого из них знания при­обретают определенные качества (оперативность, гибкость, осо-


I I


знанность, глубину, прочность, полноту), характеризующие в со­вокупности их полноценность.

Первый уровень усвоения знаний является резуль­татом восприятия, осознания смысла (понимания) и фиксаций в памяти полученной информации. Проявляется этот уровень в спо­собности обучаемого опознавать изученные объекты, например ви­ды физических упражнений, или воспроизводить некоторую сумму знаний о них (перечислять существенные признаки конкретного упражнения, описывать схему его выполнения и т. п.). На данном уровне усвоения наиболее явно проявляется полнота знаний, из­меряемая отношением количества усвоенных сведений к совокуп­ности, предложенной учителем. Для достижения этого уровня вполне пригоден объяснительно-иллюстративный метод обуче­ния, т. е. передача учащимся готовых знаний в словесной или наглядной информации. Дидактическими условиями наибольшей его эффективности являются, во-первых, наличие в учебной ин­формации полной характеристики свойств изучаемого объекта; во-вторых, использование словесного изложения в единой системе с показом, демонстрацией и практическими действиями самих за­нимающихся; в-третьих, применение методов активизации во­сприятия, осмысливания и запоминания содержания учебной ин­формации {например, предварительное выделение учителем объ­ектов наблюдений при организации показа упражнения).

Второй уровень усвоения знаний проявляется в го­товности к применению их по известному учебному образцу в знакомых или незначительно варьируемых ситуациях. Подобная готовность оценивается оперативностью знаний, характеризую­щейся двумя признаками: количеством ситуаций, в которых уча­щийся способен применять знания (например, использовать пуль- сометрию с целью определения функционального состояния соб­ственного организма и в покое, и в ходе урока, при самостоятель­ных занятиях) и количеством усвоенных способов применения для решения одной и той же задачи (например, регулирование нагрузки изменением количества повторений, длины дистанции, длительности и характера отдыха). Дидактическим условием раз­вития оперативности знаний является ознакомление учащихся с возможно большим количеством ситуации, в которых могут при­меняться данные знания, ы количеством способов их применения в каждой ситуации. Закрепляются эти знания путем многократ­ного и вариативного повторения. Для достижения второго уровня усвоения знаний используется репродуктивный метод обучения, обеспечивающий формирование умения применять знания по об­разцу.

Третий уровень усвоения знаний проявляется в го­товности обучаемого к творческому и быстрому применению их в новых, незнакомых ситуациях, обусловленных как спецификой применяемых упражнений, так и условиями их проведения, а так-, же особенностями деятельности учеников. Подобная готовность к использованию имеющихся знаний оценивается гибкостью знаний,

И* 163


т. е. умением быстро использовать именно те знания, которые в большей мере соответствуют возникшей ситуации (например, вы­бирать рациональные тактические действия в ранее не встречав­шихся в практике обучаемого соревновательных ситуациях), или конструировать новый способ деятельности (находить новые ва­рианты сочетания элементов в разученной комбинации и т. п.). Дидактическим условием обучения здесь является использование системы проблемно-поисковых заданий, которые заставляют уче-пиков самостоятельно добывать знания, позволяют овладевать элементами познавательно-творческой деятельности. Например, при включении учеников в учебный эксперимент для выявления назначения лыжных палок им предлагается двигаться по глубо­кому снегу вначале без палок, потом с палками, а затем сравнить по секундомеру скорость передвижения с палками и без них од­ного и того же ученика на отрезке укатанной лыжни. На основе анализа собственных действий и наблюдений за учеником дела­ются выводы.

I

Проявление качеств знаний обнаруживается в той или иной мере на любом уровне усвоения знаний. Учет признаков прояв­ления качеств позволяет эффективнее формировать знания.

Признаком осознанности знаний на первом уровне усвоения является способность обучаемого разъяснить сущность обозначен­ного термином понятия (например, что обозначает попеременный ■ двухшажный ход), описать своими словами (преобразующее вое- " произведение) схему выполнения действия, извлечь из всей сово­купности усвоенных о нем знаний нужные для ответа на постав­ленный вопрос. На втором уровне усвоения знаний осознанность проявляется в умении обнаруживать собственные ошибки и ошиб­ки в действиях товарища, находить их причины на основе сравне­ния с заданным образцом. На третьем уровне осознанность про­является в виде способности самостоятельно использовать знания-в соответствии с заданной целью (например, подбирать подводя­щие упражнения для исправления двигательной ошибки).

Глубина знаний измеряется числом осознаваемых учащимся существенных связей между знаниями, умением обнаруживать связи между знаниями. На первом уровне усвоения знаний при­знаком глубины знаний является способность ученика обнаружить прямые связи между двигательной структурой действия и терми­ном, обозначающим его. На втором уровне глубина знаний будет характеризоваться умением осознавать наличие связей между зна­ниями и двигательным действием, например о критериях оценки эффективности техники исполнения, о природе возникновения конкретных ошибок. На третьем уровне глубина знаний проявля­ется в умении раскрывать связи между техникой действия и био­механическими закономерностями соответствующих движений.

Прочность усвоения знаний выражается в устойчивой фикса­ции и длительности хранения в памяти знаний и способов их при­менения, свидетельством чего является способность воспроизво­дить смысловое содержание полученной информации. Прочность


повышается по мере возрастания осознанности и расширения диапазона применения знаний не только в виде словесного вос­произведения, но и воплощения их в практических действиях.

Из сказанного вытекает, что чем выше уровень усвоения и шире комплекс проявляемых знаний, тем в большей мере гаран­тируется успешность самостоятельного решения различных задач физического совершенствования.

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К МЕТОДИКЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ

Формирование знаний на уроках физической культуры, подчи­няясь общим психолого-педагогическим закономерностям, имеет отличительные особенности, обусловленные своеобразием задач физического воспитания, характером учебно-позиавателыюй дея­тельности занимающихся, местом теоретического материала в структуре и содержании занятий физическими упражнеииями. По­этому при разработке соответствующей методики следует руко­водствоваться не только общедидактическими положениями, но и спецификой предмета.

К методике формирования знаний в процессе физического воспитания предъявляются следующие требования:

Первое требование: она должна обеспечивать полноценность усвоения знаний без ущерба для двигательной активности уча­щихся. Это достижимо при органическом сочетании теоретическо­го материала с содержанием практической деятельности. Напри­мер: с принципами советской системы физического воспитания следует знакомить учеников на примерах их практической дея­тельности в ходе уроков; гигиенические правила выполнения фи­зических упражнений должны излагаться в процессе их разучи­вания; формирование знаний по правилам спортивных игр целе­сообразно осуществлять на примере разъяснения допускаемых учащимися в двусторонней игре ошибок.

Второе требование: используемые формы и методы сообщения теоретического материала должны соответствовать его содержа­нию и конкретным задачам формирования знаний. Возможные случаи реализации данного требования. Вариант 1. Выделив из темы «Физическая культура в социалистическом обществе» более частную тему «Успехи советских спортсменов на международных соревнованиях» для отдельного урока, учитель определяет основ­ным ее содержанием событийные факты социально-политической значимости. Это обусловливает постановку следующей учебной задачи: сформировать у учащихся представление о конкретных событиях и обеспечить осознание их социально-политического зна­чения. При решении подобной задачи целесообразно информацию об именах, результатах участия в соревнованиях и т. п. сочетать с рассказом о спортивной биографии чемпионов, демонстрацией фото- или кинокадров их выступлений, сопровождая все это разъ­яснением престижной функции советского спорта. Вариант 2. Со­держанием темы «Правила безопасности занятий» являются стро-


го установленные положения, недопускающиесвободнойтрактовки. Для отдельного урока учебная задача может быть сформули­рована так: обеспечить прочное запоминангге и осознание личной значимости конкретных правил для предупреждения травматизма. Для решения этой задачи можно использовать словесные инст­рукции, сопровождаемые демонстрацией вариантов расположения мест выполнения учебных заданий и перемещений учеников, по­казом приемов страховки (самостраховки), помощи и т. п.— и все это в сочетании с практическими действиями самих учащихся. Б&риант 3. Главной задачей раскрытия темы «Реакция организ­ма на различные физические нагрузки» является ознакомление с закономерностями изменения работоспособности человека под влиянием физических нагрузок, с последействием их на организм и т. п. Решение такой задачи нельзя обеспечить лишь словесным обучением. Потребуются практические задания, с помощью кото­рых ученик получил бы представление о реакции организма на полученную нагрузку.

Третье требование: методика должна предусматривать реали^ зацию межпредметных связей, т. е. использование знаний уча­щихся по другим предметам (физике, биологии и т. д.) для более глубокого понимания закономерностей движений, причинно-след­ственных зависимостей между отдельными компонентами техни­ки двигательного действия, влияния физических упражнений па организм. Это требует предварительного анализа биодинамиче­ской структуры изучаемого двигательного действия и его потен­циальных развивающих возможностей; знаний о содержании учеб­ного материала соответствующих тем смежных учебных предме­тов; определения последовательности изложения в серии уроков н включения конкретного учебного материала в каждый урок.

Четвертое требование: использование методов активизации учебно-познавательной деятельности обучаемых (элементов проб­лемного обучения, самостоятельной работы, заданий по самоконт­ролю, взаимоанализу действий партнера и т. п.).

Пятое требование: обеспечение оперативного контроля, позво­ляющего вгюсить своевременные коррективы в действия зани­мающихся и используемую методику. Формами контроля могут быть наблюдения, устный и письменный (по типу программиро­ванного) опрос, специальные задания по применению знаний на практике.

Изложенная методика преподавания теоретического материала обеспечивает наиболее полное проявление образовательных воз­можностей предмета и школьного урока физической культуры.



ГЛАВА V



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 1885; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.91.152 (0.009 с.)