Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Уровни усвоения и качества знанияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Конечной целью приобретения знаний является применение их на практике. По степени готовности к этому различают три уровня усвоения знаний. По достижении каждого из них знания приобретают определенные качества (оперативность, гибкость, осо- I I знанность, глубину, прочность, полноту), характеризующие в совокупности их полноценность. Первый уровень усвоения знаний является результатом восприятия, осознания смысла (понимания) и фиксаций в памяти полученной информации. Проявляется этот уровень в способности обучаемого опознавать изученные объекты, например виды физических упражнений, или воспроизводить некоторую сумму знаний о них (перечислять существенные признаки конкретного упражнения, описывать схему его выполнения и т. п.). На данном уровне усвоения наиболее явно проявляется полнота знаний, измеряемая отношением количества усвоенных сведений к совокупности, предложенной учителем. Для достижения этого уровня вполне пригоден объяснительно-иллюстративный метод обучения, т. е. передача учащимся готовых знаний в словесной или наглядной информации. Дидактическими условиями наибольшей его эффективности являются, во-первых, наличие в учебной информации полной характеристики свойств изучаемого объекта; во-вторых, использование словесного изложения в единой системе с показом, демонстрацией и практическими действиями самих занимающихся; в-третьих, применение методов активизации восприятия, осмысливания и запоминания содержания учебной информации {например, предварительное выделение учителем объектов наблюдений при организации показа упражнения). Второй уровень усвоения знаний проявляется в готовности к применению их по известному учебному образцу в знакомых или незначительно варьируемых ситуациях. Подобная готовность оценивается оперативностью знаний, характеризующейся двумя признаками: количеством ситуаций, в которых учащийся способен применять знания (например, использовать пуль- сометрию с целью определения функционального состояния собственного организма и в покое, и в ходе урока, при самостоятельных занятиях) и количеством усвоенных способов применения для решения одной и той же задачи (например, регулирование нагрузки изменением количества повторений, длины дистанции, длительности и характера отдыха). Дидактическим условием развития оперативности знаний является ознакомление учащихся с возможно большим количеством ситуации, в которых могут применяться данные знания, ы количеством способов их применения в каждой ситуации. Закрепляются эти знания путем многократного и вариативного повторения. Для достижения второго уровня усвоения знаний используется репродуктивный метод обучения, обеспечивающий формирование умения применять знания по образцу. Третий уровень усвоения знаний проявляется в готовности обучаемого к творческому и быстрому применению их в новых, незнакомых ситуациях, обусловленных как спецификой применяемых упражнений, так и условиями их проведения, а так-, же особенностями деятельности учеников. Подобная готовность к использованию имеющихся знаний оценивается гибкостью знаний, И* 163 т. е. умением быстро использовать именно те знания, которые в большей мере соответствуют возникшей ситуации (например, выбирать рациональные тактические действия в ранее не встречавшихся в практике обучаемого соревновательных ситуациях), или конструировать новый способ деятельности (находить новые варианты сочетания элементов в разученной комбинации и т. п.). Дидактическим условием обучения здесь является использование системы проблемно-поисковых заданий, которые заставляют уче-пиков самостоятельно добывать знания, позволяют овладевать элементами познавательно-творческой деятельности. Например, при включении учеников в учебный эксперимент для выявления назначения лыжных палок им предлагается двигаться по глубокому снегу вначале без палок, потом с палками, а затем сравнить по секундомеру скорость передвижения с палками и без них одного и того же ученика на отрезке укатанной лыжни. На основе анализа собственных действий и наблюдений за учеником делаются выводы.
Проявление качеств знаний обнаруживается в той или иной мере на любом уровне усвоения знаний. Учет признаков проявления качеств позволяет эффективнее формировать знания. Признаком осознанности знаний на первом уровне усвоения является способность обучаемого разъяснить сущность обозначенного термином понятия (например, что обозначает попеременный ■ двухшажный ход), описать своими словами (преобразующее вое- " произведение) схему выполнения действия, извлечь из всей совокупности усвоенных о нем знаний нужные для ответа на поставленный вопрос. На втором уровне усвоения знаний осознанность проявляется в умении обнаруживать собственные ошибки и ошибки в действиях товарища, находить их причины на основе сравнения с заданным образцом. На третьем уровне осознанность проявляется в виде способности самостоятельно использовать знания-в соответствии с заданной целью (например, подбирать подводящие упражнения для исправления двигательной ошибки). Глубина знаний измеряется числом осознаваемых учащимся существенных связей между знаниями, умением обнаруживать связи между знаниями. На первом уровне усвоения знаний признаком глубины знаний является способность ученика обнаружить прямые связи между двигательной структурой действия и термином, обозначающим его. На втором уровне глубина знаний будет характеризоваться умением осознавать наличие связей между знаниями и двигательным действием, например о критериях оценки эффективности техники исполнения, о природе возникновения конкретных ошибок. На третьем уровне глубина знаний проявляется в умении раскрывать связи между техникой действия и биомеханическими закономерностями соответствующих движений. Прочность усвоения знаний выражается в устойчивой фиксации и длительности хранения в памяти знаний и способов их применения, свидетельством чего является способность воспроизводить смысловое содержание полученной информации. Прочность повышается по мере возрастания осознанности и расширения диапазона применения знаний не только в виде словесного воспроизведения, но и воплощения их в практических действиях. Из сказанного вытекает, что чем выше уровень усвоения и шире комплекс проявляемых знаний, тем в большей мере гарантируется успешность самостоятельного решения различных задач физического совершенствования. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К МЕТОДИКЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ Формирование знаний на уроках физической культуры, подчиняясь общим психолого-педагогическим закономерностям, имеет отличительные особенности, обусловленные своеобразием задач физического воспитания, характером учебно-позиавателыюй деятельности занимающихся, местом теоретического материала в структуре и содержании занятий физическими упражнеииями. Поэтому при разработке соответствующей методики следует руководствоваться не только общедидактическими положениями, но и спецификой предмета. К методике формирования знаний в процессе физического воспитания предъявляются следующие требования: Первое требование: она должна обеспечивать полноценность усвоения знаний без ущерба для двигательной активности учащихся. Это достижимо при органическом сочетании теоретического материала с содержанием практической деятельности. Например: с принципами советской системы физического воспитания следует знакомить учеников на примерах их практической деятельности в ходе уроков; гигиенические правила выполнения физических упражнений должны излагаться в процессе их разучивания; формирование знаний по правилам спортивных игр целесообразно осуществлять на примере разъяснения допускаемых учащимися в двусторонней игре ошибок. Второе требование: используемые формы и методы сообщения теоретического материала должны соответствовать его содержанию и конкретным задачам формирования знаний. Возможные случаи реализации данного требования. Вариант 1. Выделив из темы «Физическая культура в социалистическом обществе» более частную тему «Успехи советских спортсменов на международных соревнованиях» для отдельного урока, учитель определяет основным ее содержанием событийные факты социально-политической значимости. Это обусловливает постановку следующей учебной задачи: сформировать у учащихся представление о конкретных событиях и обеспечить осознание их социально-политического значения. При решении подобной задачи целесообразно информацию об именах, результатах участия в соревнованиях и т. п. сочетать с рассказом о спортивной биографии чемпионов, демонстрацией фото- или кинокадров их выступлений, сопровождая все это разъяснением престижной функции советского спорта. Вариант 2. Содержанием темы «Правила безопасности занятий» являются стро- го установленные положения, недопускающиесвободнойтрактовки. Для отдельного урока учебная задача может быть сформулирована так: обеспечить прочное запоминангге и осознание личной значимости конкретных правил для предупреждения травматизма. Для решения этой задачи можно использовать словесные инструкции, сопровождаемые демонстрацией вариантов расположения мест выполнения учебных заданий и перемещений учеников, показом приемов страховки (самостраховки), помощи и т. п.— и все это в сочетании с практическими действиями самих учащихся. Б&риант 3. Главной задачей раскрытия темы «Реакция организма на различные физические нагрузки» является ознакомление с закономерностями изменения работоспособности человека под влиянием физических нагрузок, с последействием их на организм и т. п. Решение такой задачи нельзя обеспечить лишь словесным обучением. Потребуются практические задания, с помощью которых ученик получил бы представление о реакции организма на полученную нагрузку. Третье требование: методика должна предусматривать реали^ зацию межпредметных связей, т. е. использование знаний учащихся по другим предметам (физике, биологии и т. д.) для более глубокого понимания закономерностей движений, причинно-следственных зависимостей между отдельными компонентами техники двигательного действия, влияния физических упражнений па организм. Это требует предварительного анализа биодинамической структуры изучаемого двигательного действия и его потенциальных развивающих возможностей; знаний о содержании учебного материала соответствующих тем смежных учебных предметов; определения последовательности изложения в серии уроков н включения конкретного учебного материала в каждый урок. Четвертое требование: использование методов активизации учебно-познавательной деятельности обучаемых (элементов проблемного обучения, самостоятельной работы, заданий по самоконтролю, взаимоанализу действий партнера и т. п.). Пятое требование: обеспечение оперативного контроля, позволяющего вгюсить своевременные коррективы в действия занимающихся и используемую методику. Формами контроля могут быть наблюдения, устный и письменный (по типу программированного) опрос, специальные задания по применению знаний на практике. Изложенная методика преподавания теоретического материала обеспечивает наиболее полное проявление образовательных возможностей предмета и школьного урока физической культуры. ГЛАВА V
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 1885; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.91.152 (0.009 с.) |