Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Использование знаний в обучении двигательным действиям

Поиск

На основе получаемой от учителя информации ученик еще до начала выполнения упражнения имеет возможность сформировать в собственном сознании представление о технике упражнения, со­ставить мысленный проект а наметить способы решения соответ­ствующей двигательной задачи, предусмотреть возможные изме­нения в своем физическом совершенствовании. Однако знания становятся руководством к действию лишь при условии, если они, во-первых, объективно отражают закономерности изучаемых фи­зических упражнений и, во-вторых, органически включены в прак­тическую деятельность.

Первое условие обеспечивается тем, что школьникам пред­лагается система представлений и понятий, достоверно раскры­вающих сущность, закономерности, лежащие в основе выполнения физических упражнений, всего процесса физического воспитания. Использование понятийного языка и специальной терминологии способствует рационализации процесса обучения, повышению плотности урока, сокращает путь учебного познания, поскольку, оперируя устоявшимися терминами и понятиями, учитель осво­бождается от необходимости пространных объяснений.

Реализация второго условия обеспечивается такой организа­цией деятельности, которая вынуждает ученика к применению ус­военных знаний. Рассмотрим возможные варианты подобной орга­низации при обучении постановке стопы на место отталкивания в прыжках с разбега. Вариант I. Перед выполнением учеником задания ему рассказывается о внешней структуре и критериях оценки качества выполнения двигательного действия и демонст­рируется образец выполнения. На основе усвоения полученной информации в сознании ученика формируется наглядно-образное представление о форме и параметрах движений. В попытках ов­ладения ученик корректирует собственные движения, сравнивая их с заданным образцом, т. е. применяет полученные от учителя знания на практике для решения конкретной двигательной зада­чи. Вариант 2. При обосновании рекомендуемого способа учитель использует межпредметные связи с курсом физики. Здесь дея­тельность ученика будет более сложной и богатой интеллектуаль­ными проявлениями, ибо вынуждает использовать знания из об-


ласти механики, применяя весьма сложный прием умственной деятельности: перенос знаний в нестандартную ситуацию. Вари­ант 3. Ученику предлагается опробовать несколько способов по­становки стопы и определить наиболее рациональный из них пу­тем сравнения собственных мышечных ощущений и результатив­ности действий. Здесь деятельность ученика приобретает ярко выраженный творческий характер.

СИСТЕМА ЗНАНИЙ

Одним из решающих условий полноценности физического об­разования школьников является вооружение их системой знаний. Эта система характеризуется, во-первых, объемом (разнообрази­ем) входящего в нее теоретического материала, раскрывающего все виды физкультурной деятельности школьников; во-вторых, со­ставом видов знаний (фактов, понятий, терминов и т, д.), суще­ствующих в соответствующей науке. Оба аспекта связаны единой целевой направленностью на формирование у школьников науч­ного представления о физическом воспитании и способности к ценностной ориентации в нем.

Структурная организация учебного материала выражается в группировке составляющих ее учебных тем по признаку однород­ной направленности их содержания. На основе подобной группи­ровки выделяются две группы учебных тем, а в каждой из них — по три подгруппы.

Первая группа объединяет темы, содержание которых на­правлено на обеспечение необходимого уровня общеобразователь­ной культуры школьников в области физического воспитания; по­нимания сущности, значения и возможностей физического воспи­тания как органической части коммунистического воспитания. Уро­вень соответствующей образованности определяется степенью проявления, во-первых, элементов коммунистического и естествен­нонаучного мировоззрения в оценке изучаемых явлений (цели и задачи физического воспитания, знания двигательного режима как фактора обеспечения здорового образа жизни и т. д.); во-вто­рых, положительного отношения к собственному физическому со­вершенствованию; в-третьих, учебно-познавательной и социальной активности на занятиях н в общественной работе по физическо­му воспитанию.

Первая из трех подгрупп, входящих в первую группу, объеди­няет социально-политические темы, обеспечивающие идеологиче­скую направленность обучения. Например, при изложении тем «Физическая культура и спорт — одно из средств всестороннего развития личности, подготовки к трудовой и общественной дея­тельности, воинской службе» (X класс) и «Физическая культура в социалистическом обществе» (XI класс) должны быть раскры­ты: сущность физического воспитания как общественного явле­ния; место и функции физической культуры в социалистическом обществе и системе коммунистического воспитания; сущность и значение партийно-правительных постановлений о направленности


и методах совершенствования системы физического воспитания подрастающего поколения в соответствии с потребностями обще­ства на конкретном этапе его развития; социально-политическое значение выступлений советских спортсменов на международной арене.

Вторая подгруппа объединяет темы, формирующие представ­ление об элементах советской системы физического воспитания (основных принципах) (X класс), программно-нормативной осно­ве (II и IV классы), формах организации физического воспитания школьников (V, X и XI классы) и видах спорта, нашедших отра­жение в содержании учебного предмета. Причем отдельные темы, отсутствующие в тексте учебной программы, определяются учите­лем исходя из конкретных образовательно-восплтателышх задач. Например, для формирования интереса к урокам необходимо разъяснить в каждом классе значение класСно-урочной системы занятий как государственной, обязательной для всех формы ор­ганизации физического воспитания школьников. Сущность само­деятельных форм организации физического воспитания (меро­приятия в режиме дня, занятия во внеурочное время в школе и внешкольных учреждениях, самостоятельные занятия дома) разъ­ясняется не только при изложении программных тем (значение утренней гимнастики (II класс), правила выполнения гимнастики до занятий (V класс), особенности внеурочных занятий (X класс), физическое воспитание в семье (XI класс)), но и и рекомендациях учителя по использованию предлагаемых програм­мой разновидностей занятий (см. табл. 1). Тема «Комплекс ГТО», предлагаемая программой лишь во II и IV классах» должна найти свое продолжение во всех классах: в младших — достаточ­но ограничиться разъяснением назначения и содержания норм конкретных возрастных ступеней, в средних — необходимо подве­сти учащихся к осознанию норм комплекса как системы установ­ленных государством критериев оценки соответствия уровня фи­зической подготовленности школьников требованиям общества, а в старших — к осознанию комплекса как програм.мно-норматнв-ной основы советской системы физического воспитания. Ознаком­ление с видами спорта осуществляется в процессе изучения прак­тических разделов программы (гимнастики, легкой атлетики и т. д.), ориентируясь на содержание которых учитель определяет темы теоретического характера.

Третья подгруппа представлена в программе тематикой меди­ко-биологического характера: значение занятий физическими уп­ражнениями для физического развития н укрепления здоровья, реакции организма на различные физические нагрузки, первая помощь при травмах на занятиях и т. п.

Вторая группа учебных тем имеет иную целевую на­правленность. Она обеспечивает специальную теоретическую под­готовленность школьников по рационализации собственной двига­тельной деятельности, проведению самостоятельных занятий» уча­стию в общественной работе.

П Заказ № 1180 161


Первая подгруппа учебных тем второй группы объединяет те­мы, касающиеся техники двигательных действий и основ тактики соревнований по видай упражнений школьной программы и комп­лекса ГТО. Их усвоение положительно сказывается на динамике формирования двигательных умений, на эффективности нспользо* вания усвоенного в учебной и соревновательной практике.

Вторую подгруппу составляют темы, раскрывающие основы проведения самостоятельных занятий: «Правила безопасности за­нятий» (II—IX классы), «Самострахование при выполнении фи­зических упражнений» (VII класс), «Правила самостоятельного выполнения упражнений» (VIII и IX классы), «Тренировочные на-грузки и контроль за ннмп по частоте пульса» (X класс) и т. п.

В третью подгруппу включаются темы ннструкторско-методи­ческого характера, обеспечивающие готовность школьников к уча­стию в общественной физкультурной работе. Тема «Проведение внеурочных занятий с детьми младшего школьного возраста» (X класс) предусмотрена школьной программой. Другие темы определяются самим учителем исходя из задач подготовки школь­ников к необходимым видам деятельности (требования к органи­зации простейших форм массовых физкультурных мероприятий» правила соревнований по видам упражнений программы, комп­лекса ГТО и видам спорта, практикуемым в школе, основы мето­дики судейства и др.).

В тему «Общий и двигательный режим школьника» целесооб­разно ввести в разных классах в виде отдельных подтем следую­щие обыденные факты: примеры рационального режима различ­ных контингентов людей; варианты общего и двигательного режима для школьников конкретных классов; примеры использо­вания в режиме дня различных форм занятий физическими уп­ражнениями; следующие научные факты: зависимость работоспо­собности от двигательного режима; влияние видов и дозировки физических упражнений на организм; следующие понятии и тер­мины: общий и двигательный режим, активный отдых, умственная и физическая работоспособность, утомление и переутомление, фор­мы занятий физическими упражнениями; следующие методические знания: принципы подбора и определения последовательности уп­ражнений; правила регулирования нагрузки с учетом задач, содержания, форм и места занятий в общем режиме дня; требова­ния к организации отдельных занятий н всего комплекса мероприя­тий; следующие оценочные знания: значение общего и двигатель­ного режима, активного отдыха для поддержания работоспособ­ности и предупреждения утомления.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 394; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.90.26 (0.006 с.)