Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Использование знаний в обучении двигательным действиямСодержание книги
Поиск на нашем сайте
На основе получаемой от учителя информации ученик еще до начала выполнения упражнения имеет возможность сформировать в собственном сознании представление о технике упражнения, составить мысленный проект а наметить способы решения соответствующей двигательной задачи, предусмотреть возможные изменения в своем физическом совершенствовании. Однако знания становятся руководством к действию лишь при условии, если они, во-первых, объективно отражают закономерности изучаемых физических упражнений и, во-вторых, органически включены в практическую деятельность. Первое условие обеспечивается тем, что школьникам предлагается система представлений и понятий, достоверно раскрывающих сущность, закономерности, лежащие в основе выполнения физических упражнений, всего процесса физического воспитания. Использование понятийного языка и специальной терминологии способствует рационализации процесса обучения, повышению плотности урока, сокращает путь учебного познания, поскольку, оперируя устоявшимися терминами и понятиями, учитель освобождается от необходимости пространных объяснений. Реализация второго условия обеспечивается такой организацией деятельности, которая вынуждает ученика к применению усвоенных знаний. Рассмотрим возможные варианты подобной организации при обучении постановке стопы на место отталкивания в прыжках с разбега. Вариант I. Перед выполнением учеником задания ему рассказывается о внешней структуре и критериях оценки качества выполнения двигательного действия и демонстрируется образец выполнения. На основе усвоения полученной информации в сознании ученика формируется наглядно-образное представление о форме и параметрах движений. В попытках овладения ученик корректирует собственные движения, сравнивая их с заданным образцом, т. е. применяет полученные от учителя знания на практике для решения конкретной двигательной задачи. Вариант 2. При обосновании рекомендуемого способа учитель использует межпредметные связи с курсом физики. Здесь деятельность ученика будет более сложной и богатой интеллектуальными проявлениями, ибо вынуждает использовать знания из об- ласти механики, применяя весьма сложный прием умственной деятельности: перенос знаний в нестандартную ситуацию. Вариант 3. Ученику предлагается опробовать несколько способов постановки стопы и определить наиболее рациональный из них путем сравнения собственных мышечных ощущений и результативности действий. Здесь деятельность ученика приобретает ярко выраженный творческий характер. СИСТЕМА ЗНАНИЙ Одним из решающих условий полноценности физического образования школьников является вооружение их системой знаний. Эта система характеризуется, во-первых, объемом (разнообразием) входящего в нее теоретического материала, раскрывающего все виды физкультурной деятельности школьников; во-вторых, составом видов знаний (фактов, понятий, терминов и т, д.), существующих в соответствующей науке. Оба аспекта связаны единой целевой направленностью на формирование у школьников научного представления о физическом воспитании и способности к ценностной ориентации в нем. Структурная организация учебного материала выражается в группировке составляющих ее учебных тем по признаку однородной направленности их содержания. На основе подобной группировки выделяются две группы учебных тем, а в каждой из них — по три подгруппы. Первая группа объединяет темы, содержание которых направлено на обеспечение необходимого уровня общеобразовательной культуры школьников в области физического воспитания; понимания сущности, значения и возможностей физического воспитания как органической части коммунистического воспитания. Уровень соответствующей образованности определяется степенью проявления, во-первых, элементов коммунистического и естественнонаучного мировоззрения в оценке изучаемых явлений (цели и задачи физического воспитания, знания двигательного режима как фактора обеспечения здорового образа жизни и т. д.); во-вторых, положительного отношения к собственному физическому совершенствованию; в-третьих, учебно-познавательной и социальной активности на занятиях н в общественной работе по физическому воспитанию. Первая из трех подгрупп, входящих в первую группу, объединяет социально-политические темы, обеспечивающие идеологическую направленность обучения. Например, при изложении тем «Физическая культура и спорт — одно из средств всестороннего развития личности, подготовки к трудовой и общественной деятельности, воинской службе» (X класс) и «Физическая культура в социалистическом обществе» (XI класс) должны быть раскрыты: сущность физического воспитания как общественного явления; место и функции физической культуры в социалистическом обществе и системе коммунистического воспитания; сущность и значение партийно-правительных постановлений о направленности и методах совершенствования системы физического воспитания подрастающего поколения в соответствии с потребностями общества на конкретном этапе его развития; социально-политическое значение выступлений советских спортсменов на международной арене. Вторая подгруппа объединяет темы, формирующие представление об элементах советской системы физического воспитания (основных принципах) (X класс), программно-нормативной основе (II и IV классы), формах организации физического воспитания школьников (V, X и XI классы) и видах спорта, нашедших отражение в содержании учебного предмета. Причем отдельные темы, отсутствующие в тексте учебной программы, определяются учителем исходя из конкретных образовательно-восплтателышх задач. Например, для формирования интереса к урокам необходимо разъяснить в каждом классе значение класСно-урочной системы занятий как государственной, обязательной для всех формы организации физического воспитания школьников. Сущность самодеятельных форм организации физического воспитания (мероприятия в режиме дня, занятия во внеурочное время в школе и внешкольных учреждениях, самостоятельные занятия дома) разъясняется не только при изложении программных тем (значение утренней гимнастики (II класс), правила выполнения гимнастики до занятий (V класс), особенности внеурочных занятий (X класс), физическое воспитание в семье (XI класс)), но и и рекомендациях учителя по использованию предлагаемых программой разновидностей занятий (см. табл. 1). Тема «Комплекс ГТО», предлагаемая программой лишь во II и IV классах» должна найти свое продолжение во всех классах: в младших — достаточно ограничиться разъяснением назначения и содержания норм конкретных возрастных ступеней, в средних — необходимо подвести учащихся к осознанию норм комплекса как системы установленных государством критериев оценки соответствия уровня физической подготовленности школьников требованиям общества, а в старших — к осознанию комплекса как програм.мно-норматнв-ной основы советской системы физического воспитания. Ознакомление с видами спорта осуществляется в процессе изучения практических разделов программы (гимнастики, легкой атлетики и т. д.), ориентируясь на содержание которых учитель определяет темы теоретического характера. Третья подгруппа представлена в программе тематикой медико-биологического характера: значение занятий физическими упражнениями для физического развития н укрепления здоровья, реакции организма на различные физические нагрузки, первая помощь при травмах на занятиях и т. п. Вторая группа учебных тем имеет иную целевую направленность. Она обеспечивает специальную теоретическую подготовленность школьников по рационализации собственной двигательной деятельности, проведению самостоятельных занятий» участию в общественной работе. П Заказ № 1180 161 Первая подгруппа учебных тем второй группы объединяет темы, касающиеся техники двигательных действий и основ тактики соревнований по видай упражнений школьной программы и комплекса ГТО. Их усвоение положительно сказывается на динамике формирования двигательных умений, на эффективности нспользо* вания усвоенного в учебной и соревновательной практике. Вторую подгруппу составляют темы, раскрывающие основы проведения самостоятельных занятий: «Правила безопасности занятий» (II—IX классы), «Самострахование при выполнении физических упражнений» (VII класс), «Правила самостоятельного выполнения упражнений» (VIII и IX классы), «Тренировочные на-грузки и контроль за ннмп по частоте пульса» (X класс) и т. п. В третью подгруппу включаются темы ннструкторско-методического характера, обеспечивающие готовность школьников к участию в общественной физкультурной работе. Тема «Проведение внеурочных занятий с детьми младшего школьного возраста» (X класс) предусмотрена школьной программой. Другие темы определяются самим учителем исходя из задач подготовки школьников к необходимым видам деятельности (требования к организации простейших форм массовых физкультурных мероприятий» правила соревнований по видам упражнений программы, комплекса ГТО и видам спорта, практикуемым в школе, основы методики судейства и др.). В тему «Общий и двигательный режим школьника» целесообразно ввести в разных классах в виде отдельных подтем следующие обыденные факты: примеры рационального режима различных контингентов людей; варианты общего и двигательного режима для школьников конкретных классов; примеры использования в режиме дня различных форм занятий физическими упражнениями; следующие научные факты: зависимость работоспособности от двигательного режима; влияние видов и дозировки физических упражнений на организм; следующие понятии и термины: общий и двигательный режим, активный отдых, умственная и физическая работоспособность, утомление и переутомление, формы занятий физическими упражнениями; следующие методические знания: принципы подбора и определения последовательности упражнений; правила регулирования нагрузки с учетом задач, содержания, форм и места занятий в общем режиме дня; требования к организации отдельных занятий н всего комплекса мероприятий; следующие оценочные знания: значение общего и двигательного режима, активного отдыха для поддержания работоспособности и предупреждения утомления.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 394; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.90.26 (0.006 с.) |