Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сущность спорта и его роль в обществе↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 32 из 32 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Спорт — исторически сложившаяся человеческая деятельность, базирующаяся на соревнованиях и продуцирующая победителя, спортивные достижения. Спорт входит в структуру современного общества, значение его универ- сально, он имеет всеобъемлющий характер. В мировую социально-политическую систему в качестве ее элементов входят различные спортивные объединения: международные объединения по вопросам спорта, международные федерации по видам спорта, международные объединения по техническим видам спорта, международные туристские организации. Вопросы развития спорта обсуждаются в ООН, парламентами государств, они находят отражение в конституциях стран, программах политических партий; руководство спортом обеспечивается на государственном уровне. В спортивной деятельности выделяют базовую часть и специальные службы, обеспечивающие ее эффективное функционирование. Базовой частью является соревнование, службами —тренировка, отбор спортсмена, судейство и т. д. Соревнование задает цели, объединяет эти службы в целостную деятельность. На этом основана функциональная структура спорта, в которой выделяют следующие части: спортивные соревнования, обеспечение функционирования соревнований (правила, положения, календари соревновании, судьи, организаторы), тренировка, отбор спортсменов и подготовка резервов, научное и методическое обеспечение, подготовка специальных кадров, материально-техническое обеспечение, организация и управление в процессе функционирования соревнования и служб по его обеспечению. Многосторонняя значимость спорта обусловливает многочисленность его функций в обществе. Соревновательная функция, являясь ведущей среди других, обеспечивает выявление победителей среди спортсменов и спортивных коллективов, ранжирование мест участников, коллективов, определение уровня спортивной подготовленности, разработку системы подготовки спортсменов к соревновательной деятельности, выявление резервных возможностей человека в экстре-Х1альных условиях, установление связи с другими видами деятельности в обществе. Воспитательная функция обеспечивает, с одной стороны, повышение эффективности соревновательной деятельности спортсменов (собственно для спорта), с другой — способствует всестороннему воспитанию социально активной личности. Однако спортивная деятельность сама по себе желаемого воспитательного эффекта не обеспечивает. Воздействие спорта может иметь как положительный, так и отрицательный эффект. Направленность воспитательного воздействия спорта зависит прежде всего от социально-экономического развития общества, его социальной структуры. В нашей стране воспитательная работа со спортсменами строится на основных положениях коммунистического воспитания. Функция повышения физической активности способствует подготовке к различным видам общественной деятельности и призвана содействовать всестороннему развитию человека, совершенствовать его физические и психические способности, расширять арсенал жизненно важных двигательных умений, повышать их надежность в сложных условиях, способствовать подготовке подрастающего поколения к трудовой и другим видам деятельности. Оздоровительная и рекреационио-культурная функцие направлены на укрепление здоровья людей, обеспечение активного отдыха, формирование эстетических взглядов, вкусов в области физической активности. Производственная функция позволяет содействовать повышению производительности труда за счет укрепления здоровья, сплочения производственных коллективов, установления благоприятного психологического микроклимата, внедрения здорового образа жнэни. Познавательная функция предполагает использование спортивной деятельности в качестве модели для изучения максимальных возможностей человеческого организма при физических и психических напряжениях в экстремальных условиях в обладает широкими возможностями для развития познавательных способностей человека. Функция укрепления мира, улучшения взаимопонимания между странами и народами хорошо выражена П. Кубертэном в его оде спорту: «Ты устанавливаешь хорошие, добрые, дружественные отношения между народами. О спорт! Ты — мир!» В вашей стране создан комитет «Советские спортсмены — за мир». Подобные организации созданы и в других странах, например «Спортсмены против атомных ракет — спортсмены за мир», «Спортсмены против ядерного оружия» и др. Зрелищная функция удовлетворяет стремление огромного количества людей посмотреть спортивные соревнования, показательные выступления ведущих спортсменов и т.п. В задачи этой функции входит вовлечение людей в спортивные зрелища, проведение просветительной работы в области спорта, привитие интереса к регулярным занятиям физическими упражнениями, внедрение занятий спортом в образ жизни людей, использование спортивных зрелищ в интересах общества. Экономическая функция заключается в обеспечении финансовыми средствами развития спорта внутри страны и установлении внешнеэкономических связен. В нашей стране источниками средств служат доходы от спортивных лотерей, проведения спортивных мероприятий, промышленной, издательской, научной деятельности. Валютные поступления осуществляются за счет рекламных услуг отечественным и зарубежным фирмам, выезда советских спортсменов, тренеров, специалистов по спорту за границу в коммерчески* целях, привлечения крупных зарубежных фирм в качестве спонсоров. Часть средств отчисляется в Госбюджет. Престижная функция заключается в том, что успехи в развития спорта используются для поднятия престижа своей страны. ОРГАНИЗАЦИЯ СПОРТА Организация спорта осуществляется на международном, региональном и национальном уровнях. На международном уровне насчитывается более 40 фиэкультурно-спортивных объединений, в том числе: комиссия по физическому воспитанию и спорту при ЮНЕСКО; Международный совет физического воспитания и спорта: Международный олимпийский комитет и Олимпийские конгрессы (высший орган олимпийского движения); Ассамблея национальных олимпийских комитетов; Генеральная ассоциация международных спортивных федераций; Трехсторонняя комиссия из представителей МОК, АНОК. ГАИСФ; международные объединения по видам спорта (их около 160); международные объединения по научным исследованиям в спорте и др. На уровне региональных объединений это: Ассоциация национальных олимпийских комитетов Европы; Высший совет спорта Африки; Спортивная организация стран Центральной Америки и Карибского моря; Федерация азиатских игр и др. Важными организующими факторами в спорте являются правила, положения, календари соревнований и классификационные системы. Правила соревнований—документ, в котором четко определены условия соревновательной борьбы, способы фиксирования результата, определения победителя и распределения мест. Правила соревнований являются законом для спортсменов, судей, организаторов н руководителей, осуществляющих подготовку к соревнованиям, их материально-техническое обеспечение. Положения о соревнованиях определяют цель и задачи соревнований, место и срок проведения, характер руководства соревнованиями, требования к участникам, программу соревнований, способ проведения и определения победителей, формы документов я сроки их представления и др. Изменяя содержание положений, можно также влиять на различные стороны спорта. Календари соревнований призваны упорядочить их по целям, задачам, месту и времени проведения, составу участвующих спортсменов, по затратам средств и пр. Связь календарей всех видов соревнований является важным условием эффективности системы соревнований. Классификационные системы служат для определения уровней спортивной квалификации. Они содержат нормативы и требования для присвоения спортсменам спортивных разрядов и званий. В нашей стране существует Единая всесоюзная спортивная классификация (ЕВСК). Она утверждается на 4 года {олимпийский цикл). Есть международные классификации (система А. Эло в шахматах, система данов в дзюдо, система поясов в каратэ). С помощью этих систем оцениваются подготовленность спортсменов различных регионов, организаций и ведомств, развитие видов спорта и т. д. Такие системы стимулируют спортсменов и тренеров в стремлении повысить уровень мастерства. СОРЕВНОВАНИЕ —ГЕНЕРАЛЬНЫЙ АТРИБУТ СПОРТА Сущность соревнования {соревновательной деятельности) заключается в установлении сильнейших спортсменов и коллективов и распределении нх по занятым местам (от лучшего до худшего результата). Для этого соревнующиеся вступают между собой в противоборство, стремясь победить соперников, показать самый высокий результат. Соревнование ведется в пределах утвержденного кодекса правил под контролем специальных лиц (членов жюри, спортивных судей). Результаты участников и занятые ими места составляют продукт соревнования. Важное значение имеет классификация сореонований, которая осуществляется на основе правил, положений и календарей соревнований по признакам цели, состава и характера соревновательных действий соперников, контингента соперников, способа ведения соревновательного противоборства, условий проведения, типа судейства. По цели соревнования могут быть основными, подводящими, отборочными, контрольными, зрелищными, массовыми и коммерческими. Основные — главные яяя определенного периода времени соревнования (Олимпийские игры, чемпионаты мира, страны). Подводяшне — соревнования, которые служат подготовкой к основным. Отборочные — для отбора участников заключительного гтапа соревнований или формирования сборных команд. Контрольные соревнования служат средством подготовки спортсменов, для внесения корректив в ее содержание. Зрелищные, массовые и коммерческие соревнования служат для обеспечения соответствующих функдий спорта. По составу соревновательных действий соперников существует большое разнообразие соревнований: по плаванию, бегу, волейболу и т. д. Состав соревновательных действий является отличительным признаком вида спорта. В некоторых соревновательных действиях фиксируется конечный результат (время бега, высота прыжка, вес поднятой штанги, количество забитых мячей), » способ выполнения хотя н обусловлен, но ке «вкоднг» в результат. В других соревнованиях «результнрует» сам процесс выполнения (гимнастика, фигурное катание на коньках). Есть соревнования по одному виду, есть многоборья, включаюшие несколько видов, есть комплексные, объединяющие ряд видов, например спартакиады. По контингенту соперников соревнования подразделяются по возрасту, лолу, квалификации, территориальной или ведомственной принадлежности, индивидуальные или командные, открытие или закрытие. По способу ведения соревновательного противоборства соревнования бывают с непосредственным контактом соперников (спортивная борьба) и с опосредованным контактом (фехтование), с выполнением соперниками соревновательных действий без помех со стороны друг друга (легкая атлетика, плавание, гимнастика) и с преодолением сопротивления (спортивные игры, единоборства). Соревнования бывают очные, когда участники находятся вместе в одно время, н заочные, проходящие в одно время, но территориально разделенные. По условиям проведения соревнований выделяется признак периодичности (ежегодно, один раз в два года, один раз в четыре года, единичные, традиционные н т. п.) и признак места проведения (закрытые помещения, на открытом воздухе, на равнине, в среднегорье, высокогорье). По типу судейства (способу определения победителя) выделяют соревнования с субъективными оценками действий участников (гимнастика, спортивные игры и др.) и с объективными оценками, (бег, метания и др.). соревнования с выбыванием проигравшего, соревнования с различным числом стартов (мат-чей): от одного (ввды легкой атлетики) до нескольких (игровые виды спорта, горнолыжный спорт, многодневные велогонки). В международном спорте сложилась определенная система соревнований; Олимпийские игры, региональные игры (Панамериканские и др.); чемпионаты кира, Европы, Кубки мира, Кубки европейских чемпионов н др. В нашей стране проводятся соревнования различных масштабов по многим видам спорта: Спартакиады народов СССР, по видам спорта чемпионаты СССР, союзных республик, краев, областей, городов, районов, производственных коллективов. Большой комплекс составляют детско-юношеские соревнования: всесоюзные игры учащихся спортивных школ, чемпионаты СССР, союзных республик по видам спорта, всесоюзные соревнования яа призы ЦК ВЛКСМ «Кожаный мяч», «Золотая шайба», «Старты надежд», массовые соревнования учащихся общеобразовательных школ и т. д. ТИПЫ СПОРТА Тип спорта определяется характером соревнований, содержанием подготовки спортсменов, иерархией функций спорта, деятельностью по его организация, управлению, развитию и пр. В мире сложились следующие типы спорта. Спорт высших достижений Спорт высших достижений базируется на соревнованиях с целевой установкой победить, установить рекорд, занять призовое место, получить спортивное звание. Ведущие функции — соревновательная, престижная, зре.тшцная и воспитательная. В мировом спорте этот тип является стержневым. Критерием оценки эффективности являются победы на международных состязаниях, спортивные рекорды, призовые места. По этому критерию оценивается деятельность спортсменов, тренероз, обслуживающего персонала, спортивного клуба. Такой жесткий критерий приводит к острой конкуренции, стимулирующей мобилизацию всех ресурсов. На период активного участия в спорте высших достижений спортивная деятельность становится для спортсмена первостепенным делом его жизни. Он получает возможность участвовать во всех официальных международных соревнованиях. В зависимости от специфики спорта спортсмен имеет в год соревнований («стартов») от 50 до 100. При этом соревнования обеспечиваются самыми современными спортивными сооружениями и оборудованием, а спортсмены — экипировкой, квалифицированным судейством, необходимой аппаратурой и службой информации для спортсменов, тренеров, судей, зрителей. Контингент спортсменов формируется в результате специальной системы отбора. Процесс подготовки и участия в соревнованиях круглогодичный а многолетний. В орбите большого спорта спортсмен находится от 5 до 10 и более лет. Высокие нагрузки требуют специальных восстановительных мероприятий. Все в целом требует больших материальных затрат. В соответствии с правилом 26 Олимпийской хартии определяются виды материального обеспечения спортсменов. В социалистических странах эти расходы полностью берет па себя государство. Массовый спорт В массовом спорте соревнования являются стимулом для повышения двигательной активности человека. Важен сам факт участия в соревновательной борьбе. Спортивный результат имеет прежде всего значение для самого участника как показатель уровня его физической подготовленности. Ведущие функции — воспитательная, повышения физической активности, оздоровительная, рекреацнонио-культурная и производственная. Отличительная черта—■ доступность широким массам взрослого населения. Здесь нет специального отбора, занятия возможны по месту работы, учебы, жительства, отдыха. Главное в массовом спорте — регулярные занятия по подготовке к соревнованиям, в самих соревнованиях—участие, стремление победить соперников, «победить себя», улучшить личный рекорд-Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от II сентября 1981 года «О дальнейшем подъеме массовости физической культуры и спорта» нацеливает на всемерное развитие массового спорта, внедрение его в повседневный быт всех слоев населения. С этой целью развиваются формы спортивной работы, укрепляется материально-техническая база, совершенствуется система подготовки кадров. Например, организуются конкурсы «Каждому коллективу — свой спорткомплекс», создаются хозрасчетные объединения «Физкультура и здоровье» по оказанию платных услуг населению, проводится заочные соревнования «Всей бригадой — на стадион!», массовые соревнования «Всесоюзный день бегуна», «Лыжня зовет», соревнования по национальным видам спорта в т. д. Критериями оценки эффективности массового спорта служат широта охвата населения занятиями спортом, регулярность тренировочных занятий и участия в соревнованиях, уровень физической подготовленности, личные спортивные результаты, вовлечение а занятия физическими упражнениями членов семьи, участие в соревнованиях семьями и т. д. Детско-юношеский спорт В детско-юношеском спорте соревнования являются средством определения эффективности системы подготовки спортивных резервов и физического совершенствования подрастающего поколения. Ведущие функции — соревновательная, воспитательная, повышения физической активности, познавательная, оздоровительная и рекреационно-культурная. Детско-юношеский спорт связан со спортом высших достижений, так как обеспечивает его спортивными резервами, н с массовым спортом, ибо является эффективным средством решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач. Цель подготовки резервов высококвалифицированных спортсменов состоит в том, чтобы юные спортсмены, переходя в спорт высших достижений, обладали возможностями для подготовки из них спортсменов высокого класса. Содержание работы определяется тремя факторами: модельными требованиями квалифицированных спортсменов, спецификой вида спорта, возрастными возможностями юных спортсменов. Особое значение приобретает воспитательная работа по предупреждению негативных явлений, связанных с отчислением «неперспективных», форсированной подготовкой «на результат», симптомами «звездной болезни» и т. п. Основной критерий эффективности детско-юношеского спорта — массовость охвата (соревнования с участием всего класса, с участием учителей и родителей учащихся и пр.). Большую роль этот спорт играет в профилактике негативных явлений в поведении детей школьного возраста. Профессиональный спорт Профессиональный {коммерческий) спорт базируется на соревнованиях с целевой установкой добиться победы и получить вознаграждение. Иа первый план здесь выступают соревновательная, зрелищная, экономическая и престижная функции. Существует он за счет самоокупаемости и прибыли, рекламы в других источников. Это специфическая социальная деятельность, в которой люди зарабатывают деньги. В капиталистическом обществе профессиональный спорт является зрелищем, по саоей популярности не имеющим равных. Зрелище коммерческого конфликта, где элемент условности по сравнению с реальной действительностью сведен к минимуму, в ием отражаются жизненные ситуации. В данном типе спорта спортивная деятельность для спортсменов является профессией. Их деятельность определена законодательно, они имеют свои профсоюзы, определенные трудовые права и гарантии в виде договоров, контрактов, пенсионного обеспечения. ВИДЫ СПОРТА Виды спорта различаются по признаку предметной основы сореанователь-ной деятельности. Каждый вид спорта содержит только ему присущие способы ведения соревновательной борьбы, правила соревнований. Все характеристики спорта в целом в конечном счете реализуются через конкретные его виды. Б процессе исторического развития сформировалось большое разнообразие видов спорта, при этом более 60 из них признаны на международном уровне. В каждой стране культивируются национальные виды спорта, например, в нашей стране их более 100. Виды спорта группируются по различным признакам. В целях практической потребности виды спорта объединены в пять групп, В первую, самую большую, вошли виды, в которых спортивные достижения зависят от двигательных возможностей спортсмена (легкая атлетика, гимнастика, спортивные игры, бокс н т. д.). Во вторую — виды с действиями по управлению специальными техническими средствами передвижения (мотоцикл, самолет, яхта а т. д.). В третью — входят виды, в которых двигательная активность связана с поражением цели из спортивного оружия (впнтопка, лук). Четвертую группу составляют виды, в которых сопоставляются результаты моделъно-конструк-торской деятельности спортсмена (авиамодели и пр.). Пятую группу представляют виды с абстрактно-логическим обыгрыванием соперника (шахматы, шашки). ПОДГОТОВКА СПОРТСМЕНОВ КАК МНОГОЛЕТНИЙ НЕПРЕРЫВНЫЙ ПРОЦЕСС Понятие «подготовка спортсменов» характерно для спорта высших достижений и подготовки спортивных резервов. Это комплекс мероприятий, обеспечивающий высокий уровень готовности к соревнованиям н максимальную реализацию наличных возможностей спортсмена в ходе соревновательного противоборства. Для всего периода «жизни в спорте» (как правило, 10—20 лет) характерно многократное чередование участия в соревнованиях н специальной тренировки к ним. Подготовка спортсменов охватывает период от начала специализированных занятиЕ*! спортом до перехода в сферу спорта высших достижении (от 5 до 10 лет в различных видах спорта). В спорте высших достижений спортсмен находится от 4 до 10 лет в зависимости от вида спорта. Многолетний период спортивной подготовки делится на этапы, которые связаны, с одной стороны, с возрастом занимающихся, с другой — со спецификой вида спорта. В качестве примера можно привести этапы многолетней подготовки в спортивных играх. Первый этап предусматривает: воспитание интереса к спорту, приобщение детей к спортивной игре, начальное обучение технике и тактике, правилам игры, воспитание физических качеств в общем плане и с учетом специфики игры, формирование умении соревноваться индивидуально в коллективно (миззн-баскетбол, мини-волейбол и т. д.). Возраст ло 11 лет. Второй этап посвящен базовой технико-тактической, физической подготовке. В это время формируются основы техники и тактики, но без акцента на специализацию по игровым функциям, воспитание соревновательных качеств применительно к спортивной игре. Возраст 12—14 лет. Третий этап направлен на специальную подготовку, техника -тактическую, физическую, игровую, соревновательную, вводятся элементы специализации по игровым функциям. Возраст 15—17 лет. Четвертый этап предназначен для совершенствования техннко-тактическогс мастерства, специализации по игровым функциям, адаптации к требованиям в командах высших разрядов. Возраст 18—20 лет. Пятый этап — это демонстрация высоких спортивных результатов на уров» не спорта высших достижений. Возраст 21—30 лет. Указанные возрастные границы в известной мере условны, основной показатель— уровень спортивного мастерства. Поэтому наиболее подготовленные спортсмены при условии выполнения установленных требований переводятся на следующий этап в более раннем возрасте. Шестой этап — спортивное долголетие, когда спортсмен прололжзет занятия и участвует в соревнованиях в сфере массового спорта. Возрастных границ здесь нет. В соответствии с основной направленностью этапов определяются задачи, осуществляется подбор средств, методов, тренировочных и соревнозательных режимов и т. д. СПОРТИВНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ И ОТБОР Вовлечение людей в систематические занятия спортом, их интерес и личные достижения зависят от соответствия индивидуальных особенностей специфике того или иного вида спорта. Выбор каждым человеком вида спорта, в наибольшей мере соответствующего его индивидуальным особенностям, составляет сущность спортивной ориентации. Спортивная ориентация связана прежде всего с детско-юношеским н массовым спортом. Хорошо поставленная спортивная ориентация повышает эффективность спортивного отбора. Технология ориентации и отбора едина, различие только в подходе: при ориентации выбирают вид спорта для конкретного человека, а при отборе — человека для конкретного вида спорта. Спортивный отбор — это комплекс мероприятий по выявлению спортсменов, обладающих высоким уровнем способностей, отвечающих требованиям специфики вида спорта. Качественно видоизменяясь, отбор входит в систему многолетней подготовки на всех ее этапах н состоит из четырех уровней. Первый уровень — начальный отбор для выявления детей (в большинстве видов спорта это возраст 9—14 лет), обладающих потенциальными способно-С1ЙМН к успешному овладению конкретным видом спорта. Организационно от-бир проводится в три этапа. На первом — агитационные мероприятия с целью вызвать интерес к занятиям; на втором — тестирование и наблюдения дли определения способностей детей к данному виду спорта; на третьем, самом продолжительном— наблюдения в процессе обучения и развития физических способностей с целью установления темпов осваивания учебного материала. Второй уровень — углубленный отбор для выявления перспективных юношей н девушек (возраст 16—17 лет), обладающих высоким уровнем способностей к данному виду спорта а склонностями к определенной специализации (виду легкой атлетики, игровой функции и т. п.). Третий уровень — отбор для выявления спортсменов (возраст 18—20 лет) для зачисления в коллективы спортсменов высокой квалификации. Отбор осуществляется на основе изучения тренировочной и соревновательной деятельности в детско-юношеском спортивном коллективе, тестирования и обследования во время специально проводимых для этого учебно-треинроаочных сборов. Четвертый уровень — отбор для выявления спортсменов в различные сборные команды (страны, регионов, ведомств и др.), для определения участников ответственных соревновании. С этой целью анализируется информация о тренировочной и соревновательной деятельности спортсмена в своем клубе, в сборкой команде, изучается соревновательная деятельность на национальных чемпионатах, на учебно-тренировочных сборах. В отборе участвуют тренеры, работающие с данным контингентом, и группы экспертов из числа ведущих специалистов данного региона. Конкретное содержание методики отбора обусловлено спецификой вида спорта. Она основывается на системе педагогических, медико-биологических и психических показателей, имеющих высокую прогностическую значимость (уровень физических качеств, специфичных для данного вила спорта, уровень способностей, лежащих в основе технико-тактических действий, морфологические данные, функциональные особенности организма, свойства высшей нервной деятельности и др.). Учитываются исходный уровень, изменение показателей обследования с возрастом и под влиянием тренировки, связь этих показателей со спортивными достижениями. Качество отбора служит важным условием успешности многолетней подготовки спортивных резервов. В процессе многолетней подготовки комплекс методов отбора расширяется, сам отбор становится более углубленным, вследствие чего количество отсеиааемых увеличивается. ТРЕНИРОВКА Тренировка — часть подготовки Тренировка является важнейшей частью спортивной подготовки. Только в ней осуществляется формирование специальных знаний, навыков и умений, воспитание физических качеств и повышение функциональных возможностей организма спортсменок, воспитание требуемых качеств личности. Это педагогический процесс с многообразными воспитательными, оздоровительными и образовательными задачами. Основное содержание тренировки отражается в программах по видам спорта для различных организационных форм занятий: для коллективов физической культуры, зля детско-юношеских спортивных школ и специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва, для спортсменов высших разрядов. Принципы тренировки Тренировка строится на основе общих пршшнпои физического воспитания и специфических. Реализация общих принципов осуществляется с учетом особенностей вида спорта. В группу специфических входят следующие принципы: Направленность к высшим достижениям. Самой сущностью спорта является стремление человека к наивысшим спортивным результатам. Этот принцип стимулирует поиск наиболее эффективных средств и методов, углубленную специализацию, круглогодичную и многолетнюю работу и т. д. Единство общей и специальной подготовки. Общая (всесторонняя) подготовка (физическая, техническая) предшествует углубленной спортивной специализации и сопутствует ей на всем протяжении многолетних аанятнй, создавая предпосылки для специализации. Непрерывность тренировочного процесса. Этот принцип предполагает многолетнюю и круглогодичную тренировку при регулярности занятий на протяжении всего периода активных занятии спортом. Количество тренировочных занятий, их содержание, характер нагрузки должны обеспечивать рост мастерства спортсменов. Постепенное и максимальное увеличение нагрузок. Этот принцип обусловлен необходимостью готовить спортсменов к предельно» мобилизации сил во время соревновании. В процессе тренировочных занятии постепенно усложняют задания на протяжении года и ряда лет, систематически используя предельные нагрузки. Увеличение нагрузки достигается за счет различных ее параметров. Волнообразное изменение нагрузки. Волнообразный характер нагрузок основан на закономерностях утомления и восстановления, требующих чередования нагрузок и отдыха, изменения величин и характера нагрузок в малых, средних и больших циклах тренировки. Цикличность тренировочного процесса. Этот принцип заключается в систематическом повторении относительно законченных структурных его единиц: тренировочных заданий и занятий малых, средних и больших циклов. Разделы (стороны) тренировки В тренировке выделяют следующие разделы: техническая, тактическая, фя-зическая, психическая, теоретическая, интегральная подготовка. Термин *под-готовка» здесь употребляется в узком значении по сравнению с термином «подготовка спортсмена». Выделение сторон тренировки условно и делается для удобства планирования, контроля, выбора средств, методов и др. Техническая подготовка — это педагогический процесс, направленный на овладение специфическими для каждого вида спорта двигательными действиями. Обучение спортивной технике начинается в детско-юношеском возрасте. По мере увеличения возраста и спортивного мастерства техника совершенствуется с учетом индивидуальных особенностей спортсмена. В конечном счете должно быть сформировано двигательное умение, позволяющее добиваться максимального эффекта в различных условиях. Тактическая подготовка — педагогический процесс, направленный на овладение рациональныш! формами ведения соревновательной борьбы. Она включает в себя изучение закономерностей соревновательной деятельности, правил а положений в конкретном виде спорта, общих положений современной отечественной и зарубежной тактики спортсменов, своих соперников; освоение умений строить свою тактику в предстоящих соревнованиях; моделирование необходимых условий в тренировке и контрольных соревнованиях для практического овладения тактическими построениями. Физическая подготовка — это педагогический процесс, направленный на воспитание физических качеств и развитие функциональных возможностей, создающих благоприятные условия для совершенствования всех сторон подготовки. Она подразделяется на общую и специальную. В задачи общей физической подготовки входит содействие укреплению здоровья и гармоничному физическому развитию и совершенствованию жизненно важных двигательных навыков. В задачи специальной физической подготовки входит воспитание физических качеств, специфичных для данного вида спорта. Психическая подготовка — педагогический процесс, направленный на воспитание личности спортсмена, его моральных и волевых качеств. Она осуществляется на всем протяжении многолетней подготовки на тренировочных занятиях, учебно-тренировочных сборах, соревнованиях. Эта работа тесно связана с воспитательной работой тех учреждений, в которых спортсмен учится или работает. Теоретическая подготовка — это педагогический процесс повышения идейно-теоретического уровня спортсмена, вооружение его определенными знаниями и умениями использовать нх в тренировочных занятиях и соревнованиях. Она осуществляется на всем протяжении подготовки спортсменов. Требования в спорте настолько возросли, что без глубоких знаний рассчитывать на высокие спортивные показатели нельзя. Недооценка теоретической подготовки приводит к непониманию сути выполняемого тренировочного задания. Непонимание порождает п активность, механическое повторение упражнений. Интегральная подготовка — педагогический процесс, направленный на то, чтобы спортсмен умел целостно реализовывать в соревновательной деятельности все разделы тренировки. Этим обусловлены задачи интегральной подготовки: осуществление связи между всеми разделами подготовки и реализации ее в соревновательной деятельности; достижение стабильности действий спортсменов в сложных условиях соревнований, которые являются высшей формой интегральной подготовки. Нагрузка и отдых Понятие «нагрузка» отражает характер и меру воздействий па спортсмена в процессе тренировки н соревнований. Выделяют при этом внешнюю, внутреннюю н психическую стороны тренировочных и соревновательных нагрузок. «Внешняя» (физическая) нагрузка определяется объемом часов, отводимых на гавятие или серию занятий; соотношением времени на разделы подготовки; количеством тренировочных занятий; количеством тренировочных заданий различной направленности (длина и скорость пробегання дистанции, количество прыжков и т. д.); долей интенсивной работы в общем ее объеме и пр. Внутренняя (физиологическая) нагрузка определяется реакцией организма на выполненную работу по показателям частоты сердечных сокращений, систолич' ского объема, частоты дыхания, потребления кислорода, кислородного до: и др. Психическая нагрузка определяется уровнями волевого и морального напряжения, эмоциональности и т. п. Она выражается в баллах, условно отражающих уровни нагрузок как в отдельном задании, так и в тренировочном занятии (1—3 — малая нагрузка, 4—5 баллов — средняя нагрузка, 6—8 баллов — большая нагрузка). Все стороны нагрузки взаимосвязаны, поэтому используют^ сп в единстве. Внешними и психическими нагрузками тренер пользуется щи планировании и контроле, а внутренними — для определения соответствия пер: вых двух возможностям организма. Под воздействием нагрузки возникает тренировочный эффект, котор может быть срочным — как реакция организма на одно тренировочное задана отставленным — как изменение состояния спортсмена после целого тренирс* верного занятия, кумулятивным — как изменение состояния после всей системы аренировочных занятий. В отдельном тренировочном занятии нагрузка должна логически увязываться с тренировочными эффектами предшествующих н по- I следующих занятий. Учитывая воздействие применяемых средств ка организм спортсмена, выделяют следующие характеристики тренировочных нагрузок: 1. Специфичность. Отражает степень соответствия нагрузки двигательной 2. Направленность. По этому признаку выделяют нагрузки, содействующие
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 468; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.165.82 (0.016 с.) |