Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность спорта и его роль в обществе

Поиск

Спорт — исторически сложившаяся человеческая деятельность, базирую­щаяся на соревнованиях и продуцирующая победителя, спортивные достиже­ния. Спорт входит в структуру современного общества, значение его универ-


сально, он имеет всеобъемлющий характер. В мировую социально-политическую систему в качестве ее элементов входят различные спортивные объединения: международные объединения по вопросам спорта, международные федерации по видам спорта, международные объединения по техническим видам спорта, международные туристские организации. Вопросы развития спорта обсуждают­ся в ООН, парламентами государств, они находят отражение в конституциях стран, программах политических партий; руководство спортом обеспечивается на государственном уровне.

В спортивной деятельности выделяют базовую часть и специальные служ­бы, обеспечивающие ее эффективное функционирование. Базовой частью явля­ется соревнование, службами —тренировка, отбор спортсмена, судейство и т. д. Соревнование задает цели, объединяет эти службы в целостную деятельность. На этом основана функциональная структура спорта, в которой выделяют сле­дующие части: спортивные соревнования, обеспечение функционирования сорев­нований (правила, положения, календари соревновании, судьи, организаторы), тренировка, отбор спортсменов и подготовка резервов, научное и методическое обеспечение, подготовка специальных кадров, материально-техническое обеспе­чение, организация и управление в процессе функционирования соревнования и служб по его обеспечению.

Многосторонняя значимость спорта обусловливает многочисленность его функций в обществе.

Соревновательная функция, являясь ведущей среди других, обес­печивает выявление победителей среди спортсменов и спортивных коллективов, ранжирование мест участников, коллективов, определение уровня спортивной подготовленности, разработку системы подготовки спортсменов к соревнова­тельной деятельности, выявление резервных возможностей человека в экстре-Х1альных условиях, установление связи с другими видами деятельности в об­ществе.

Воспитательная функция обеспечивает, с одной стороны, повы­шение эффективности соревновательной деятельности спортсменов (собственно для спорта), с другой — способствует всестороннему воспитанию социально активной личности. Однако спортивная деятельность сама по себе желаемого воспитательного эффекта не обеспечивает. Воздействие спорта может иметь как положительный, так и отрицательный эффект. Направленность воспита­тельного воздействия спорта зависит прежде всего от социально-экономическо­го развития общества, его социальной структуры. В нашей стране воспитатель­ная работа со спортсменами строится на основных положениях коммунистиче­ского воспитания.

Функция повышения физической активности способствует подготовке к различным видам общественной деятельности и призвана содей­ствовать всестороннему развитию человека, совершенствовать его физические и психические способности, расширять арсенал жизненно важных двигательных умений, повышать их надежность в сложных условиях, способствовать подго­товке подрастающего поколения к трудовой и другим видам деятельности.

Оздоровительная и рекреационио-культурная функцие направлены на укрепление здоровья людей, обеспечение активного отдыха, формирование эстетических взглядов, вкусов в области физической активности.

Производственная функция позволяет содействовать повышению производительности труда за счет укрепления здоровья, сплочения производст­венных коллективов, установления благоприятного психологического микрокли­мата, внедрения здорового образа жнэни.

Познавательная функция предполагает использование спортив­ной деятельности в качестве модели для изучения максимальных возможностей человеческого организма при физических и психических напряжениях в экстре­мальных условиях в обладает широкими возможностями для развития познава­тельных способностей человека.

Функция укрепления мира, улучшения взаимопонима­ния между странами и народами хорошо выражена П. Кубертэном в его оде спорту: «Ты устанавливаешь хорошие, добрые, дружественные отноше­ния между народами. О спорт! Ты — мир!» В вашей стране создан комитет «Советские спортсмены — за мир». Подобные организации созданы и в других


странах, например «Спортсмены против атомных ракет — спортсмены за мир», «Спортсмены против ядерного оружия» и др.

Зрелищная функция удовлетворяет стремление огромного количества людей посмотреть спортивные соревнования, показательные выступления ведущих спортсменов и т.п. В задачи этой функции входит вовлечение людей в спортив­ные зрелища, проведение просветительной работы в области спорта, привитие интереса к регулярным занятиям физическими упражнениями, внедрение заня­тий спортом в образ жизни людей, использование спортивных зрелищ в инте­ресах общества.

Экономическая функция заключается в обеспечении финансовыми средствами развития спорта внутри страны и установлении внешнеэкономиче­ских связен. В нашей стране источниками средств служат доходы от спортив­ных лотерей, проведения спортивных мероприятий, промышленной, издатель­ской, научной деятельности. Валютные поступления осуществляются за счет рекламных услуг отечественным и зарубежным фирмам, выезда советских спортсменов, тренеров, специалистов по спорту за границу в коммерчески* целях, привлечения крупных зарубежных фирм в качестве спонсоров. Часть средств отчисляется в Госбюджет.

Престижная функция заключается в том, что успехи в развития спорта используются для поднятия престижа своей страны.

ОРГАНИЗАЦИЯ СПОРТА

Организация спорта осуществляется на международном, региональном и национальном уровнях. На международном уровне насчитывается более 40 фиэкультурно-спортивных объединений, в том числе: комиссия по физиче­скому воспитанию и спорту при ЮНЕСКО; Международный совет физического воспитания и спорта: Международный олимпийский комитет и Олимпийские конгрессы (высший орган олимпийского движения); Ассамблея национальных олимпийских комитетов; Генеральная ассоциация международных спортивных федераций; Трехсторонняя комиссия из представителей МОК, АНОК. ГАИСФ; международные объединения по видам спорта (их около 160); международные объединения по научным исследованиям в спорте и др. На уровне региональных объединений это: Ассоциация национальных олимпийских комитетов Европы; Высший совет спорта Африки; Спортивная организация стран Центральной Америки и Карибского моря; Федерация азиатских игр и др.

Важными организующими факторами в спорте являются правила, положе­ния, календари соревнований и классификационные системы.

Правила соревнований—документ, в котором четко определены условия соревновательной борьбы, способы фиксирования результата, определения по­бедителя и распределения мест. Правила соревнований являются законом для спортсменов, судей, организаторов н руководителей, осуществляющих подго­товку к соревнованиям, их материально-техническое обеспечение.

Положения о соревнованиях определяют цель и задачи соревнований, место и срок проведения, характер руководства соревнованиями, требования к участ­никам, программу соревнований, способ проведения и определения победителей, формы документов я сроки их представления и др. Изменяя содержание поло­жений, можно также влиять на различные стороны спорта.

Календари соревнований призваны упорядочить их по целям, задачам, ме­сту и времени проведения, составу участвующих спортсменов, по затратам средств и пр. Связь календарей всех видов соревнований является важным условием эффективности системы соревнований.

Классификационные системы служат для определения уровней спортивной квалификации. Они содержат нормативы и требования для присвоения спорт­сменам спортивных разрядов и званий. В нашей стране существует Единая всесоюзная спортивная классификация (ЕВСК). Она утверждается на 4 года {олимпийский цикл). Есть международные классификации (система А. Эло в шахматах, система данов в дзюдо, система поясов в каратэ). С помощью этих систем оцениваются подготовленность спортсменов различных регионов, орга­низаций и ведомств, развитие видов спорта и т. д. Такие системы стимулируют спортсменов и тренеров в стремлении повысить уровень мастерства.


СОРЕВНОВАНИЕ —ГЕНЕРАЛЬНЫЙ АТРИБУТ СПОРТА

Сущность соревнования {соревновательной деятельности) заключается в установлении сильнейших спортсменов и коллективов и распределении нх по занятым местам (от лучшего до худшего результата). Для этого соревнующие­ся вступают между собой в противоборство, стремясь победить соперников, показать самый высокий результат. Соревнование ведется в пределах утверж­денного кодекса правил под контролем специальных лиц (членов жюри, спор­тивных судей). Результаты участников и занятые ими места составляют продукт соревнования.

Важное значение имеет классификация сореонований, которая осуществля­ется на основе правил, положений и календарей соревнований по признакам цели, состава и характера соревновательных действий соперников, контингента соперников, способа ведения соревновательного противоборства, условий про­ведения, типа судейства.

По цели соревнования могут быть основными, подводящими, отборочными, контрольными, зрелищными, массовыми и коммерческими. Основные — главные яяя определенного периода времени соревнования (Олимпийские игры, чем­пионаты мира, страны). Подводяшне — соревнования, которые служат подго­товкой к основным. Отборочные — для отбора участников заключительного гтапа соревнований или формирования сборных команд. Контрольные соревно­вания служат средством подготовки спортсменов, для внесения корректив в ее содержание. Зрелищные, массовые и коммерческие соревнования служат для обеспечения соответствующих функдий спорта.

По составу соревновательных действий соперников существует большое разнообразие соревнований: по плаванию, бегу, волейболу и т. д. Состав со­ревновательных действий является отличительным признаком вида спорта. В некоторых соревновательных действиях фиксируется конечный результат (время бега, высота прыжка, вес поднятой штанги, количество забитых мячей), » способ выполнения хотя н обусловлен, но ке «вкоднг» в результат. В других соревнованиях «результнрует» сам процесс выполнения (гимнастика, фигурное катание на коньках). Есть соревнования по одному виду, есть многоборья, включаюшие несколько видов, есть комплексные, объединяющие ряд видов, например спартакиады.

По контингенту соперников соревнования подразделяются по возрасту, лолу, квалификации, территориальной или ведомственной принадлежности, ин­дивидуальные или командные, открытие или закрытие.

По способу ведения соревновательного противоборства соревнования быва­ют с непосредственным контактом соперников (спортивная борьба) и с опо­средованным контактом (фехтование), с выполнением соперниками соревнова­тельных действий без помех со стороны друг друга (легкая атлетика, плава­ние, гимнастика) и с преодолением сопротивления (спортивные игры, едино­борства). Соревнования бывают очные, когда участники находятся вместе в одно время, н заочные, проходящие в одно время, но территориально разде­ленные.

По условиям проведения соревнований выделяется признак периодичности (ежегодно, один раз в два года, один раз в четыре года, единичные, традици­онные н т. п.) и признак места проведения (закрытые помещения, на открытом воздухе, на равнине, в среднегорье, высокогорье).

По типу судейства (способу определения победителя) выделяют сорев­нования с субъективными оценками действий участников (гимнастика, спортив­ные игры и др.) и с объективными оценками, (бег, метания и др.). соревнования с выбыванием проигравшего, соревнования с различным числом стартов (мат-чей): от одного (ввды легкой атлетики) до нескольких (игровые виды спорта, горнолыжный спорт, многодневные велогонки).

В международном спорте сложилась определенная система соревнований; Олимпийские игры, региональные игры (Панамериканские и др.); чемпионаты кира, Европы, Кубки мира, Кубки европейских чемпионов н др. В нашей стране проводятся соревнования различных масштабов по многим видам спорта: Спар­такиады народов СССР, по видам спорта чемпионаты СССР, союзных респуб­лик, краев, областей, городов, районов, производственных коллективов. Большой


комплекс составляют детско-юношеские соревнования: всесоюзные игры уча­щихся спортивных школ, чемпионаты СССР, союзных республик по видам спорта, всесоюзные соревнования яа призы ЦК ВЛКСМ «Кожаный мяч», «Золотая шайба», «Старты надежд», массовые соревнования учащихся обще­образовательных школ и т. д.

ТИПЫ СПОРТА

Тип спорта определяется характером соревнований, содержанием подготов­ки спортсменов, иерархией функций спорта, деятельностью по его организация, управлению, развитию и пр. В мире сложились следующие типы спорта.

Спорт высших достижений

Спорт высших достижений базируется на соревнованиях с целевой уста­новкой победить, установить рекорд, занять призовое место, получить спортив­ное звание. Ведущие функции — соревновательная, престижная, зре.тшцная и воспитательная. В мировом спорте этот тип является стержневым. Критерием оценки эффективности являются победы на международных состязаниях, спор­тивные рекорды, призовые места. По этому критерию оценивается деятельность спортсменов, тренероз, обслуживающего персонала, спортивного клуба. Такой жесткий критерий приводит к острой конкуренции, стимулирующей мобилиза­цию всех ресурсов. На период активного участия в спорте высших достижений спортивная деятельность становится для спортсмена первостепенным делом его жизни. Он получает возможность участвовать во всех официальных между­народных соревнованиях. В зависимости от специфики спорта спортсмен имеет в год соревнований («стартов») от 50 до 100. При этом соревнования обеспечи­ваются самыми современными спортивными сооружениями и оборудованием, а спортсмены — экипировкой, квалифицированным судейством, необходимой ап­паратурой и службой информации для спортсменов, тренеров, судей, зрителей.

Контингент спортсменов формируется в результате специальной системы отбора. Процесс подготовки и участия в соревнованиях круглогодичный а мно­голетний. В орбите большого спорта спортсмен находится от 5 до 10 и более лет. Высокие нагрузки требуют специальных восстановительных мероприятий. Все в целом требует больших материальных затрат. В соответствии с прави­лом 26 Олимпийской хартии определяются виды материального обеспечения спортсменов. В социалистических странах эти расходы полностью берет па себя государство.

Массовый спорт

В массовом спорте соревнования являются стимулом для повышения дви­гательной активности человека. Важен сам факт участия в соревновательной борьбе. Спортивный результат имеет прежде всего значение для самого уча­стника как показатель уровня его физической подготовленности. Ведущие функции — воспитательная, повышения физической активности, оздоровитель­ная, рекреацнонио-культурная и производственная. Отличительная черта—■ доступность широким массам взрослого населения. Здесь нет специального отбора, занятия возможны по месту работы, учебы, жительства, отдыха. Глав­ное в массовом спорте — регулярные занятия по подготовке к соревнованиям, в самих соревнованиях—участие, стремление победить соперников, «победить себя», улучшить личный рекорд-Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от II сентября 1981 года «О дальнейшем подъеме массовости физической культуры и спорта» нацеливает на всемерное развитие массового спорта, внедрение его в повседнев­ный быт всех слоев населения. С этой целью развиваются формы спортивной работы, укрепляется материально-техническая база, совершенствуется система подготовки кадров. Например, организуются конкурсы «Каждому коллективу — свой спорткомплекс», создаются хозрасчетные объединения «Физкультура и


здоровье» по оказанию платных услуг населению, проводится заочные сорев­нования «Всей бригадой — на стадион!», массовые соревнования «Всесоюзный день бегуна», «Лыжня зовет», соревнования по национальным видам спорта в т. д.

Критериями оценки эффективности массового спорта служат широта охва­та населения занятиями спортом, регулярность тренировочных занятий и уча­стия в соревнованиях, уровень физической подготовленности, личные спортив­ные результаты, вовлечение а занятия физическими упражнениями членов семьи, участие в соревнованиях семьями и т. д.

Детско-юношеский спорт

В детско-юношеском спорте соревнования являются средством определе­ния эффективности системы подготовки спортивных резервов и физического совершенствования подрастающего поколения. Ведущие функции — соревнова­тельная, воспитательная, повышения физической активности, познавательная, оздоровительная и рекреационно-культурная. Детско-юношеский спорт связан со спортом высших достижений, так как обеспечивает его спортивными резер­вами, н с массовым спортом, ибо является эффективным средством решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач.

Цель подготовки резервов высококвалифицированных спортсменов состоит в том, чтобы юные спортсмены, переходя в спорт высших достижений, облада­ли возможностями для подготовки из них спортсменов высокого класса. Со­держание работы определяется тремя факторами: модельными требованиями квалифицированных спортсменов, спецификой вида спорта, возрастными воз­можностями юных спортсменов. Особое значение приобретает воспитательная работа по предупреждению негативных явлений, связанных с отчислением «неперспективных», форсированной подготовкой «на результат», симптомами «звездной болезни» и т. п.

Основной критерий эффективности детско-юношеского спорта — массовость охвата (соревнования с участием всего класса, с участием учителей и родите­лей учащихся и пр.). Большую роль этот спорт играет в профилактике нега­тивных явлений в поведении детей школьного возраста.

Профессиональный спорт

Профессиональный {коммерческий) спорт базируется на соревнованиях с целевой установкой добиться победы и получить вознаграждение. Иа первый план здесь выступают соревновательная, зрелищная, экономическая и пре­стижная функции. Существует он за счет самоокупаемости и прибыли, рекламы в других источников. Это специфическая социальная деятельность, в которой люди зарабатывают деньги. В капиталистическом обществе профессиональный спорт является зрелищем, по саоей популярности не имеющим равных. Зре­лище коммерческого конфликта, где элемент условности по сравнению с ре­альной действительностью сведен к минимуму, в ием отражаются жизненные ситуации. В данном типе спорта спортивная деятельность для спортсменов является профессией. Их деятельность определена законодательно, они имеют свои профсоюзы, определенные трудовые права и гарантии в виде договоров, контрактов, пенсионного обеспечения.

ВИДЫ СПОРТА

Виды спорта различаются по признаку предметной основы сореанователь-ной деятельности. Каждый вид спорта содержит только ему присущие спосо­бы ведения соревновательной борьбы, правила соревнований. Все характери­стики спорта в целом в конечном счете реализуются через конкретные его виды. Б процессе исторического развития сформировалось большое разнообра­зие видов спорта, при этом более 60 из них признаны на международном


уровне. В каждой стране культивируются национальные виды спорта, напри­мер, в нашей стране их более 100.

Виды спорта группируются по различным признакам. В целях практиче­ской потребности виды спорта объединены в пять групп, В первую, самую большую, вошли виды, в которых спортивные достижения зависят от двига­тельных возможностей спортсмена (легкая атлетика, гимнастика, спортивные игры, бокс н т. д.). Во вторую — виды с действиями по управлению специаль­ными техническими средствами передвижения (мотоцикл, самолет, яхта а т. д.). В третью — входят виды, в которых двигательная активность связана с поражением цели из спортивного оружия (впнтопка, лук). Четвертую группу составляют виды, в которых сопоставляются результаты моделъно-конструк-торской деятельности спортсмена (авиамодели и пр.). Пятую группу представ­ляют виды с абстрактно-логическим обыгрыванием соперника (шахматы, шашки).

ПОДГОТОВКА СПОРТСМЕНОВ КАК МНОГОЛЕТНИЙ НЕПРЕРЫВНЫЙ ПРОЦЕСС

Понятие «подготовка спортсменов» характерно для спорта высших дости­жений и подготовки спортивных резервов. Это комплекс мероприятий, обеспе­чивающий высокий уровень готовности к соревнованиям н максимальную реализацию наличных возможностей спортсмена в ходе соревновательного противоборства. Для всего периода «жизни в спорте» (как правило, 10—20 лет) характерно многократное чередование участия в соревнованиях н специальной тренировки к ним.

Подготовка спортсменов охватывает период от начала специализированных занятиЕ*! спортом до перехода в сферу спорта высших достижении (от 5 до 10 лет в различных видах спорта). В спорте высших достижений спортсмен находится от 4 до 10 лет в зависимости от вида спорта. Многолетний период спортивной подготовки делится на этапы, которые связаны, с одной стороны, с возрастом занимающихся, с другой — со спецификой вида спорта. В качестве примера можно привести этапы многолетней подготовки в спортивных играх.

Первый этап предусматривает: воспитание интереса к спорту, приобщение детей к спортивной игре, начальное обучение технике и тактике, правилам иг­ры, воспитание физических качеств в общем плане и с учетом специфики игры, формирование умении соревноваться индивидуально в коллективно (миззн-баскетбол, мини-волейбол и т. д.). Возраст ло 11 лет.

Второй этап посвящен базовой технико-тактической, физической подготов­ке. В это время формируются основы техники и тактики, но без акцента на специализацию по игровым функциям, воспитание соревновательных качеств применительно к спортивной игре. Возраст 12—14 лет.

Третий этап направлен на специальную подготовку, техника -тактическую, физическую, игровую, соревновательную, вводятся элементы специализации по игровым функциям. Возраст 15—17 лет.

Четвертый этап предназначен для совершенствования техннко-тактическогс мастерства, специализации по игровым функциям, адаптации к требованиям в командах высших разрядов. Возраст 18—20 лет.

Пятый этап — это демонстрация высоких спортивных результатов на уров» не спорта высших достижений. Возраст 21—30 лет.

Указанные возрастные границы в известной мере условны, основной пока­затель— уровень спортивного мастерства. Поэтому наиболее подготовленные спортсмены при условии выполнения установленных требований переводятся на следующий этап в более раннем возрасте.

Шестой этап — спортивное долголетие, когда спортсмен прололжзет заня­тия и участвует в соревнованиях в сфере массового спорта. Возрастных границ здесь нет.

В соответствии с основной направленностью этапов определяются задачи, осуществляется подбор средств, методов, тренировочных и соревнозательных режимов и т. д.


СПОРТИВНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ И ОТБОР

Вовлечение людей в систематические занятия спортом, их интерес и личные достижения зависят от соответствия индивидуальных особенностей специфике того или иного вида спорта.

Выбор каждым человеком вида спорта, в наибольшей мере соответствующе­го его индивидуальным особенностям, составляет сущность спортивной ориен­тации. Спортивная ориентация связана прежде всего с детско-юношеским н массовым спортом. Хорошо поставленная спортивная ориентация повышает эффективность спортивного отбора. Технология ориентации и отбора едина, различие только в подходе: при ориентации выбирают вид спорта для кон­кретного человека, а при отборе — человека для конкретного вида спорта.

Спортивный отбор — это комплекс мероприятий по выявлению спортсме­нов, обладающих высоким уровнем способностей, отвечающих требованиям специфики вида спорта. Качественно видоизменяясь, отбор входит в систему многолетней подготовки на всех ее этапах н состоит из четырех уровней.

Первый уровень — начальный отбор для выявления детей (в большинстве видов спорта это возраст 9—14 лет), обладающих потенциальными способно-С1ЙМН к успешному овладению конкретным видом спорта. Организационно от-бир проводится в три этапа. На первом — агитационные мероприятия с целью вызвать интерес к занятиям; на втором — тестирование и наблюдения дли оп­ределения способностей детей к данному виду спорта; на третьем, самом про­должительном— наблюдения в процессе обучения и развития физических спо­собностей с целью установления темпов осваивания учебного материала.

Второй уровень — углубленный отбор для выявления перспективных юно­шей н девушек (возраст 16—17 лет), обладающих высоким уровнем способно­стей к данному виду спорта а склонностями к определенной специализации (виду легкой атлетики, игровой функции и т. п.).

Третий уровень — отбор для выявления спортсменов (возраст 18—20 лет) для зачисления в коллективы спортсменов высокой квалификации. Отбор осу­ществляется на основе изучения тренировочной и соревновательной деятель­ности в детско-юношеском спортивном коллективе, тестирования и обследова­ния во время специально проводимых для этого учебно-треинроаочных сборов.

Четвертый уровень — отбор для выявления спортсменов в различные сбор­ные команды (страны, регионов, ведомств и др.), для определения участников ответственных соревновании. С этой целью анализируется информация о трени­ровочной и соревновательной деятельности спортсмена в своем клубе, в сбор­кой команде, изучается соревновательная деятельность на национальных чем­пионатах, на учебно-тренировочных сборах.

В отборе участвуют тренеры, работающие с данным контингентом, и груп­пы экспертов из числа ведущих специалистов данного региона.

Конкретное содержание методики отбора обусловлено спецификой вида спорта. Она основывается на системе педагогических, медико-биологических и психических показателей, имеющих высокую прогностическую значимость (уро­вень физических качеств, специфичных для данного вила спорта, уровень спо­собностей, лежащих в основе технико-тактических действий, морфологические данные, функциональные особенности организма, свойства высшей нервной дея­тельности и др.). Учитываются исходный уровень, изменение показателей обсле­дования с возрастом и под влиянием тренировки, связь этих показателей со спортивными достижениями. Качество отбора служит важным условием успеш­ности многолетней подготовки спортивных резервов. В процессе многолетней подготовки комплекс методов отбора расширяется, сам отбор становится более углубленным, вследствие чего количество отсеиааемых увеличивается.

ТРЕНИРОВКА

Тренировка — часть подготовки

Тренировка является важнейшей частью спортивной подготовки. Только в ней осуществляется формирование специальных знаний, навыков и умений,


воспитание физических качеств и повышение функциональных возможностей организма спортсменок, воспитание требуемых качеств личности. Это педагоги­ческий процесс с многообразными воспитательными, оздоровительными и обра­зовательными задачами.

Основное содержание тренировки отражается в программах по видам спорта для различных организационных форм занятий: для коллективов фи­зической культуры, зля детско-юношеских спортивных школ и специализиро­ванных детско-юношеских школ олимпийского резерва, для спортсменов высших разрядов.

Принципы тренировки

Тренировка строится на основе общих пршшнпои физического воспитания и специфических. Реализация общих принципов осуществляется с учетом осо­бенностей вида спорта. В группу специфических входят следующие принципы:

Направленность к высшим достижениям. Самой сущностью спорта является стремление человека к наивысшим спортивным результатам. Этот принцип стимулирует поиск наиболее эффективных средств и методов, углубленную спе­циализацию, круглогодичную и многолетнюю работу и т. д.

Единство общей и специальной подготовки. Общая (всесторонняя) подго­товка (физическая, техническая) предшествует углубленной спортивной спе­циализации и сопутствует ей на всем протяжении многолетних аанятнй, созда­вая предпосылки для специализации.

Непрерывность тренировочного процесса. Этот принцип предполагает мно­голетнюю и круглогодичную тренировку при регулярности занятий на протя­жении всего периода активных занятии спортом. Количество тренировочных за­нятий, их содержание, характер нагрузки должны обеспечивать рост мастерст­ва спортсменов.

Постепенное и максимальное увеличение нагрузок. Этот принцип обусловлен необходимостью готовить спортсменов к предельно» мобилизации сил во время соревновании. В процессе тренировочных занятии постепенно усложняют задания на протяжении года и ряда лет, систематически используя предельные нагрузки. Увеличение нагрузки достигается за счет различных ее параметров.

Волнообразное изменение нагрузки. Волнообразный характер нагрузок основан на закономерностях утомления и восстановления, требующих чередо­вания нагрузок и отдыха, изменения величин и характера нагрузок в малых, средних и больших циклах тренировки.

Цикличность тренировочного процесса. Этот принцип заключается в си­стематическом повторении относительно законченных структурных его единиц: тренировочных заданий и занятий малых, средних и больших циклов.

Разделы (стороны) тренировки

В тренировке выделяют следующие разделы: техническая, тактическая, фя-зическая, психическая, теоретическая, интегральная подготовка. Термин *под-готовка» здесь употребляется в узком значении по сравнению с термином «подготовка спортсмена». Выделение сторон тренировки условно и делается для удобства планирования, контроля, выбора средств, методов и др.

Техническая подготовка — это педагогический процесс, направленный на овладение специфическими для каждого вида спорта двигательными действия­ми. Обучение спортивной технике начинается в детско-юношеском возрасте. По мере увеличения возраста и спортивного мастерства техника совершенству­ется с учетом индивидуальных особенностей спортсмена. В конечном счете должно быть сформировано двигательное умение, позволяющее добиваться максимального эффекта в различных условиях.

Тактическая подготовка — педагогический процесс, направленный на овла­дение рациональныш! формами ведения соревновательной борьбы. Она вклю­чает в себя изучение закономерностей соревновательной деятельности, правил а положений в конкретном виде спорта, общих положений современной отече­ственной и зарубежной тактики спортсменов, своих соперников; освоение


умений строить свою тактику в предстоящих соревнованиях; моделирование

необходимых условий в тренировке и контрольных соревнованиях для практи­ческого овладения тактическими построениями.

Физическая подготовка — это педагогический процесс, направленный на воспитание физических качеств и развитие функциональных возможностей, создающих благоприятные условия для совершенствования всех сторон под­готовки. Она подразделяется на общую и специальную. В задачи общей физической подготовки входит содействие укреплению здоровья и гармонич­ному физическому развитию и совершенствованию жизненно важных двига­тельных навыков. В задачи специальной физической подготовки входит воспи­тание физических качеств, специфичных для данного вида спорта.

Психическая подготовка — педагогический процесс, направленный на воспи­тание личности спортсмена, его моральных и волевых качеств. Она осуществля­ется на всем протяжении многолетней подготовки на тренировочных занятиях, учебно-тренировочных сборах, соревнованиях. Эта работа тесно связана с воспитательной работой тех учреждений, в которых спортсмен учится или работает.

Теоретическая подготовка — это педагогический процесс повышения идей­но-теоретического уровня спортсмена, вооружение его определенными знаниями и умениями использовать нх в тренировочных занятиях и соревнованиях. Она осуществляется на всем протяжении подготовки спортсменов. Требования в спорте настолько возросли, что без глубоких знаний рассчитывать на высокие спортивные показатели нельзя. Недооценка теоретической подготовки приводит к непониманию сути выполняемого тренировочного задания. Непонимание по­рождает п активность, механическое повторение упражнений.

Интегральная подготовка — педагогический процесс, направленный на то, чтобы спортсмен умел целостно реализовывать в соревновательной деятель­ности все разделы тренировки. Этим обусловлены задачи интегральной подго­товки: осуществление связи между всеми разделами подготовки и реализации ее в соревновательной деятельности; достижение стабильности действий спорт­сменов в сложных условиях соревнований, которые являются высшей формой интегральной подготовки.

Нагрузка и отдых

Понятие «нагрузка» отражает характер и меру воздействий па спортсме­на в процессе тренировки н соревнований. Выделяют при этом внешнюю, внут­реннюю н психическую стороны тренировочных и соревновательных нагрузок. «Внешняя» (физическая) нагрузка определяется объемом часов, отводимых на гавятие или серию занятий; соотношением времени на разделы подготовки; количеством тренировочных занятий; количеством тренировочных заданий раз­личной направленности (длина и скорость пробегання дистанции, количество прыжков и т. д.); долей интенсивной работы в общем ее объеме и пр. Внут­ренняя (физиологическая) нагрузка определяется реакцией организма на вы­полненную работу по показателям частоты сердечных сокращений, систолич' ского объема, частоты дыхания, потребления кислорода, кислородного до: и др. Психическая нагрузка определяется уровнями волевого и морального напряжения, эмоциональности и т. п. Она выражается в баллах, условно отра­жающих уровни нагрузок как в отдельном задании, так и в тренировочном за­нятии (1—3 — малая нагрузка, 4—5 баллов — средняя нагрузка, 6—8 баллов — большая нагрузка). Все стороны нагрузки взаимосвязаны, поэтому используют^ сп в единстве. Внешними и психическими нагрузками тренер пользуется щи планировании и контроле, а внутренними — для определения соответствия пер: вых двух возможностям организма.

Под воздействием нагрузки возникает тренировочный эффект, котор может быть срочным — как реакция организма на одно тренировочное задана отставленным — как изменение состояния спортсмена после целого тренирс* верного занятия, кумулятивным — как изменение состояния после всей системы аренировочных занятий. В отдельном тренировочном занятии нагрузка должна логически увязываться с тренировочными эффектами предшествующих н по-


I


следующих занятий. Учитывая воздействие применяемых средств ка организм спортсмена, выделяют следующие характеристики тренировочных нагрузок:

1. Специфичность. Отражает степень соответствия нагрузки двигательной
структуре соревновательных действий, режиму работы моторного аппарата и
механизму энергообеспечения. По этим признакам нагрузки бывают специфиче­
скими к неспецнфичеекпми, а упражнения — соревновательными и вспомога­
тельными.

2. Направленность. По этому признаку выделяют нагрузки, содействующие
развитию отдельных физических способностей, совершенствованию технико-так-
тического мастерства, психической подготовленности и т. д.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 468; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.54.61 (0.021 с.)