Отечественная история физической культуры и спорта 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Отечественная история физической культуры и спорта



С.Г. Уразова

 

Отечественная история физической культуры и спорта

Учебное пособие для студентов факультета физической культуры

Кострома

Г.


ББК

У-683

 

 

Рецензенты:

С.М. Нуртдинов – кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой теоретических основ физического воспитания КГУ им. Н.А. Некрасова.

 

Уразова С.Г. Отечественная история физической культуры и спорта: учебное пособие для студентов факультета физической культуры. – Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2008. – 68 с.

 

Учебное пособие подготовлено доцентом кафедры теоретических основ физического воспитания КГУ им. Н.А. Некрасова Уразовой С.Г. и представляет собой курс из 6 тем, каждая из которых завершается вопросами для самоконтроля знаний студентов.

В нем содержатся сведения о происхождении, формировании, развитии и функционировании отечественной системы физического воспитания.

Данная работа предназначена для студентов дневного и заочного отделения факультета физической культуры. Она также может быть полезна преподавателям специализированных колледжей, учителям физической культуры.

 

© Уразова С.Г., 2008.

© КГУ им. Н.А. Некрасова, 2008.

 


Содержание:

 

 

Физическая культура в России с древнейших времен (с VI в.) до второй половины XIX века. ……………..…………………………………..…….. 4

Физическая культура и спорт в России во в.п. XIX – н. XX в. ……... 16

Становление и развитие советской системы физического воспитания и спорта (1917-1941 гг.). ………………….……………………….….….…. 42

 

Физическая культура и спорта в СССР в 1941-1961 гг. …….….……. 49

 

Развитие физической культуры и спорта в СССР в 60-80 гг. ….…… 55

Физическая культура и спорт в Российской Федерации. …………… 59

Литература …………………………………………………….…………… 69


Физическая культура в России с древнейших времен

(с VI в.) до в.п. XIX в.

Народные формы ФВ.

Историю развития ФКС в нашей стране можно условно разделить на три этапа: с древнейших времен до 1917 г., развитие ФКС в СССР и развитие ФКС в РФ после 1991 г.

Возникновение ФУ у восточных славян происходило практически также, как и в других регионах мира. Практика ФВ начала складываться у них в VI-IX вв.

В первобытном обществе воспитание осуществлялось преимущественно в процессе включения детей в конкретные виды деятельности. Также существовали и специальные формы воспитания, со временем превратившиеся в ритуалы (например, инициации).

В первобытных родовых общинах воспитание носило общественный характер. Мальчиков готовили преимущественно к мужским видам деятельности (охоте, изготовлению орудий труда), а девочек – к женским (сбору растений, приготовлению пищи, ведению домашнего хозяйства, уходу за детьми).

По мере распада родовой общины воспитательные функции переходят к семье.

В VI-IX вв. у восточных славян сформировались четыре социальных слоя: общинники-земледельцы, ремесленники, племенная феодальная знать и языческое жречество. Для каждой социальной группы общая направленность воспитания была связана с образом идеального героя. Этот образ воплощал в себе как бы высшую цель воспитания. Каждому периоду исторического развития соответствовал свой образ героя-богатыря. Идеальный образ богатыря-воина показывают старинные русские былины и сказки (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Никиты Кожемяки, Ивана крестьянского сына и др.). Богатырь предстает не только как физически непобедимая личность, но и как человек в совершенстве владеющий трудовыми навыками, обладающий умственным превосходством над своими врагами. По описанию поединков богатырей можно судить об арсенале их воинского мастерства. Они владели приемами и борьбы и рукопашного боя, мастерски использовали холодное оружие, умели стрелять из лука, играть в шахматы. Есть описания установившейся динамики схватки. Сначала соперники сражаются на конях: бьются на копьях, клинках, палицах, а затем поединок продолжается в рукопашной борцовской схватке.

В своем развитии некоторые народы миновали рабовладельческий период и от первобытно-общинного перешли к феодальному. Что в значительной степени предопределило своеобразный путь развития ФК.

Воспитание детей в период раннего феодализма осуществлялось в семье.

К 3-4 годам ребенок начинал выполнять посильную для него работу, помогая старшим, главным образом матери. Старшие члены семьи поощряли игры, развивающие у детей ловкость, силу, смекалку, формирующие умения и навыки, необходимые для будущей трудовой деятельности.

С 7 лет начинался новый период в жизни ребенка, новый этап его воспитания. Мальчики переходили в возрастную группу отроков. У восточных славян слово «отрок» означало мальчика 7-14 лет. Они помогали отцам в выполнении «мужских» видов работ, прежде всего в сельскохозяйственных работах: земледелии, животноводстве. Девочки осваивали «женские» виды работ: учились вести домашнее хозяйство, прясть, ткать и др.

Наряду с трудовым воспитанием подростки усваивали правила поведения и мировоззренческие представления общины. Идеологической основой воспитания на Руси были языческая, а затем христианская религии. Христианство формировало всю жизнь человека. В руках церкви находилось судопроизводство, образование, социальная жизнь (всякое деяние требовало обязательного церковного благословения). Интересы церкви и государства были практически едиными.

По достижении 14 лет подростки становились полноправными членами семьи. В этом возрасте они получали военную подготовку, необходимую для каждого мужчины.

Профессиональные воины в древнерусском раннефеодальном государстве готовились в специальных дружинах. Дружинники представляли социальную группу профессиональных воинов, уже в VII в. живших в специальных укрепленных лагерях. С 12-летнего возраста будущие дружинники проходили военную подготовку в специальных домах-гридницах. Обучение дружинников представляло собой единственную известную в настоящее время организованную форму военно-физического воспитания у восточных славян в VI-IX вв. Велось оно главным образом непосредственно во время военных походов или в ходе боевых действий.

Известный русский историк С.М. Соловьев писал о военно-физических качествах древних славян: «...особенно отличались славяне искусством плавать и скрываться в реках… Вооружение славян состояло из двух малых копий, некоторые имели и щиты, использовали также деревянные луки и маленькие стрелы, намазанные ядом».

Первым письменным источником, в котором говорится о древних физических упражнениях, является первая древнерусская летопись «Повесть вpeмeнныx лет». Ее автором считается монах Киево-Печерского монастыря Нестор. В этой книге (написана она была в начале ХII в.) говорится, что предки русских - радимичи, вятичи и северяне - жили в лесах, но в свободное от работы время ими «...устраивались игрища между сел, на которые сходились почти все люди от мала до велика». Во время игрищ проводились состязания в различных прыжках, борьбе, рукопашном бое, «медвежьей борьбе», играх с бегом, стрельбе из лука, конных скачках и др.

Главными же действующими лицами древнеславянских летописей быликнязья. В их образах авторы видели идеал, к которому должен стремиться человек в жизни.

Первое изображение борцовской схватки датируется 1197 г., когда во Владимире был построен Дмитровский собор. В нем имеется барельеф, изображающий сценку борьбы. Специалисты по спортивной борьбе, изучив это изображение, уверенно утверждают, что в то время уже существовали такие виды, как борьба «в обхват» и «поясная», в которой былизапрещены броски с помощью ног.

Массовой народной формой физического воспитания на Руси были кулачные бои. Размежевание борьбы с кулачным боем проходило на протяжении длительного времени. В результате запрет на удары в борьбе стал общепринятым положением. В результате такого «смягчения» борьба, с одной стороны, что-то теряла в прикладном боевом отношении, с другой открывала более широкие пути для ее развития в спортивном направлении, для совершенствования уже чисто борцовской техники и тактики.

Традиции кулачного боя существовали на нашей земле издревле. И если письменные свидетельства говорят о существовании у нас кулачного боя в Х в., то имеются и другие сведения - о том, что они были непременной частью древних игрищ. Со временем у западных и южных славян обычай кулачного боя исчез.

Кулачный бой практиковался в трех разновидностях: один на один («сам на сам»), «стенка на стенку» и «сцеплялка-свалка».

Бой «сам на сам» былблизок к старому английскому боксу на голых кулаках, но отличался от него меньшей жестокостью. Перед тем как начать бой, соперники трижды обнимали и целовали друг друга, демонстрируя отсутствие какой-либо вражды между ними. С падением одного из бойцов бой прекращался, в то время как в английском боксе избиение лежащего продолжалось (оно былозапрещено только в 1743 г.).

Однако самыми любимыми и наиболее широко распространенными на Руси были массовые бои «стенка на стенку».

«Сцеплялка-свалка» - массовый и озорной вид боя, где каждый бился сам за себя и против всех остальных. Он перестал существовать уже очень давно.

Правила кулачных боев формировались долгое время. Первым важным шагом было полное размежевание с палочным боем. Кулачный бой стал исключительно безоружной схваткой. Далее были запрещены удары ногами и использование ног для бросков. Во многих местностях существовали свои особенности в правилах, но со временем они стали едиными для всей России. Одно из правил кулачного боя стало даже пословицей, символизирующей русское благородство в бою: «Лежачего не бьют». Имелось правило, согласно которому боец, обычно тот, кто получил слишком сильный удар, мог присесть на корточки, и его, как лежачего, уже никто не смел трогать. Очень строго соблюдалось правило ведения боя только кулаками, без каких-либо металлических «закладок». Уличенные в этом наказывались беспощадно: их жестоко били не только чужие, но и свои.

Вместе с тем в высших слоях общества утвердилось отрицательное и презрительное отношение к кулачным боям. Большинство русских царей пытались запретить их проведение, но все попытки оказались тщетными. Для этого были объективные причины.

За ХIII первую половину XV вв. Русь выдержала более 160 войн. В XVIII в. она воевала 60 лет. Поэтому в физической подготовке преобладала военная направленность, в частности кулачный бой.

Русская православная церковь выступала против народных игрищ и ФУ. С с. XVI в. (1551 г.) церковными законами кулачные бои были запрещены, а в с. XVII в. (1648 г.) они были запрещены и светской властью, когда царь Алексей Михайлович (отец Петра I) под давлением духовенства издал указ о запрещении народных игр и забав.

Но народ бережно хранил и передавал из поколения в поколение свои национальные традиции, игры, упражнения. Целый ряд первых наших боксеров до своего прихода в этот вид спорта уже имел определенный опыт в «стеношном» кулачном бое.

Конные и пешие состязания, единоборства формировали нравственные черты и развивали двигательные качества. Народ особенно ценил смелость и решительность, физическую силу при поднятии тяжестей. Были особые правила рукоборства сидя, стоя и различных видов борьбы. Развлечения были составной частью всех праздников, и те, кто хотели для увеселения участвовать в кулачном бою выбирали между собой «главных», которые должны были явиться в полицию, где их имена записывались и указывались места для боев. И только в этих местах под присмотром «тех сотских, пятидесятских и десятских» могли проводиться бои. Тем самым дворянская монархия в лице Екатерины I, издавшей указ «О кулачных боях» (1726), стремилась к регламентации популярных единоборств. Однако этот указ не был подкреплен соответствующим механизмом контроля и финансирования и на деле не всегда работал.

Елизавета Петровна также пыталась усовершенствовать «регламент» Петра I в Невской флотилии, но, к сожалению, регламентация гребного и парусного спорта, бокса в России не удалась.

Изобретения народных умельцев способствовали ускоренному развитию прикладных, технических видов спорта.

У народов России высоко ценились игры, выявляющие рассудительность и остроту ума, восприимчивость и любознательность, честность и правдивость, уважение к старшим и гостеприимство – «волки и овцы», «гуси-лебеди», «коршун», «котел», «шаровки» и др.

Народные формы физического воспитанияособенно интересны у такого сословия на Руси, как казачество. Его можно считать системой прикладной физической подготовки. В основе идейной направленности было воспитание у казаков преданности своему войску, любовь к родному краю. Система имела четко выраженную прикладную цель – подготовку к военной и трудовой деятельности. Система была всеобщей: она охватывала все мужское население от детского до пожилого возраста. Военно-физические упражнения систематически включались у казаков в игры, смотры, охоту, праздники, военные походы, т.е. было представлено разнообразие форм и средств физической подготовки. В основе используемых методов обучения военно-физическим упражнениям лежал эмпирический подход – пример, подражание, копирование, опыт.

Казачество как военное сословие в России начало складываться с XIV в., это были вольные люди, работавшие по найму и несшие военную службу в пограничных районах. Царское правительство стремилось использовать казачество для охраны своих границ и в войнах. В XVIII в. оно подчинило казаков, превратив в привилегированное военное сословие. К началу ХХ в. в Российской империи существовало 11 казачьих войск (территорий).

Военно-физическое воспитание казаков (например, в Донском казачьем войске) начиналось с рождения, когда младенцу приносили в дар воинские символы – стрелу, порох, лук, ружье и т.п. Когда у него прорезывались зубы, родители сажали его на лошадь и везли в церковь служить молебен, чтобы их сын стал храбрым казаком. Трехлетние дети уже сами ездили на лошадях по двору, а в пять скакали по улицам и участвовали в детских военных играх. Девятнадцатилетних парней (малолеток) записывали в служилые казаки. Войсковой атаман назначал место, куда собирались из 20-30 и более станиц атаманы со стариками и все малолетки на лучших породистых конях, в полном вооружении: с пиками, длинными ружьями, шашками, луками и пр. Там в течение от двух недель до месяца устраивался смотр молодых казаков, в ходе которого проверялась резвость лошадей в скачке, умение на полном скаку стрелять в цель, скакать во весь опор с шашкой или ружьем, подхватывать на полном скаку с земли монету или плеть. Были также испытания в поединках двух казаков на конях в бое плетьми, а также массовые переправы всадников через реку в полном вооружении. Отличившиеся молодые казаки награждались войсковым атаманом уздечками, оружием и т.п., что считалось очень почетным. К вечеру обычно устраивались кулачные бои.

В праздничные дни казаки устраивали соревнования по борьбе, различные виды бега, игры с мячом, в чехарду, в бабки и пр., но особенно популярны были стрельба и скачки. Любимыми занятиями казаков были охота и рыбная ловля.

ФВ девочек и девушек-казачек никто специально не занимался. Необходимую закалку и сноровку они приобретали, работая по хозяйству, а также в играх (в кремешки, в жмурки, в лапту).

Народные игры были основным средством приобщения детей народов Севера к охоте, рыболовству, оленеводству, собирательству, ведению домашнего хозяйства. Часто в этих играх участвовали и девочки.

Т.о., при практически отсутствующих государственных формах ФВ в феодальной России решающую роль в физической подготовке населения играли народные формы. Среди них можно выделить национальные виды борьбы, кулачные бои, военно-физическую подготовку российского казачества, национальные игры и развлечения, связанные с двигательной деятельностью. Содержание народных ФУ было обусловлено региональными особенностями, условиями быта и трудовой деятельности, традициями. Практически у всех национальностей, населявших нашу страну, культивировались свои народные виды ФУ, которые не могли уничтожить ни запреты духовенства, ни указы царского правительства.

 

Во в.п. XIX – н. XX в.

Внешкольное ФВ учащихся.

После первой русской революции (1905-1907 гг.) правительство, напуганное революционным движением в стране и активным участием в нем российской молодежи, стало стремиться создавать молодежные спортивные организации с целью наилучшего содействия на формирование политических взглядов у учащихся. Создаваемые организации можно было бы разделить на следующие типы:

- для учащихся начальной школы (в основном детей рабочих и крестьян) – организации «потешных»;

- для учащихся средних учебных заведений (детей привилегированных слоев населения) – организации «бойскаутов»;

- различные спортивно-гимнастические организации и общества содействия физическому образованию молодежи.

«Потешные» занимались изучением военного строя и гимнастикой. Проводились в основном отставными унтер-офицерами и не были интересны всем детям. К тому же, приближающаяся война заставила правительство подумать прежде всего о военной подготовке взрослых, а не детей, поэтому в 1912 г. состоялись последние царские смотры «потешных организаций».

В отрядах «бойскаутов» (с 1910 г.) большое внимание уделялось идейно-политическому воспитанию в сочетании с физическими упражнениями и тренировками, причем важное значение придавалось поощрению активности и самостоятельности детей. Целями скаутских организаций были: подготовка командного состава запаса вооруженных сил, отвлечение от революционной борьбы, создание опоры в среде учащейся молодежи и воспитание активно-патриотических настроений интеллигенции. В скаутских организациях применялись «сокольская» гимнастика, легкая атлетика и подвижные игры. Некоторыми организациями использовались плавание, спортивные игры, гребля, фехтование, велосипед, военно-прикладные упражнения, приемы защиты и нападения без оружия и верховая езда. Внутри подобных организаций часто проводились различные соревнования.

Наряду с отрядами «потешных» и скаутов стали создаваться и другие поощряемые правительством гимнастические и спортивные организации. Быстрее других распространились кружки «сокольской» гимнастики. Министерство народного просвещения всячески поощряло эти кружки; снабжало дорогостоящим инвентарем, устраивало гимнастические сокольские праздники учащихся, приглашало опытных руководителей из-за границы. Среди учащихся устраивались соревнования по гимнастике, программы которых, кроме вольных упражнений, опорных прыжков и упражнений на снарядах, включали также бег на 100 м, прыжки в длину и высоту, метание копья, выжимание гири на количество раз и другие виды.

Т.о., прогрессивные идеи в области ФВ детей нашли свое применение в практике деятельности передовых для к. XIX-н.XX вв. опытных частных школах России. И хотя для России таких школ было мало, но многое из этого богатейшего наследия не утратило своей ценности и значимости и в наши дни.

В целом, несмотря на проведение ряда реформ, постановка ФВ в образовательных учреждениях России этого периода была крайне неудовлетворительной. Деятельность же общественных физкультурно-спортивных организаций не отличалась массовостью. Недостатки в ФВ молодежи закрывали перед ней перспективы увлечения спортом.

Образование Российского олимпийского комитета. Российские олимпиады 1913 и 1914 гг.

В 1894 г. в Париже был создан Международный олимпийский комитет (МОК). В его вошел и представитель России – генерал Алексей Дмитриевич Бутовский (1838-1917).

Бутовский начинал службу в должности офицера-воспитателя в одной из военных гимназий Санкт-Петербурга, где он по собственной инициативе организует занятия с учащимися за рамками учебной программы по фехтованию, гимнастике, подвижным играм и другим видам физических упражнений, организует курсы по физическому воспитанию офицеров. Постепенно имя Бутовского становится широко известно в России как признанного авторитета в области физического воспитания. Это побудило военное руководство пригласить его для работы в Главное управление военных учебных заведений военного министерства (ГУВУЗ) в качестве чиновника для особых поручений. В 1885-1890 г.г. он был направлен в европейские страны для изучения опыта организации физического образования.

В 1888 г. Бутовский был назначен членом комиссии при Министерстве просвещения для разработки вопроса о преподавании военной гимнастики как учебной дисциплины в гражданских учебных заведениях.

В 1890 г. Бутовскому было поручено организовать «временные летние курсы» для подготовки офицеров-воспитателей кадетских корпусов для руководства физическим воспитанием. Он руководил этими курсами 16 лет, читал лекции по истории, теории и методике телесных упражнений. Но Бутовский понимал, что систему подготовки учителей физического образования необходимо совершенствовать, т.е. создать в России учебное заведение по подготовке таких специалистов. В 1909 г. в Санкт-Петербурге была открыта Главная гимнастико-фехтовальная школа. В ней Бутовский выступил и как организатор создания и как педагог (читал лекции по истории и теории и методике физического воспитания).

Личное знакомство Бутовского с Пьером де Кубертеном состоялось в 1892 г. во Франции, где он изучал преподавание гимнастических и атлетических дисциплин в учебных заведениях Германии, Франции и Швеции. Идеи Кубертена о возрождении Олимпийских игр оказались близкими для Бутовского. Несмотря на то, что Бутовский был на 25 лет старше Кубертена, они без труда нашли взаимопонимание по ключевым проблемам, которым посвятили жизнь. Между ними завязалась переписка. Не случайно генерал Бутовский оказался в числе приглашенных на Международный атлетический конгресс в Париж. Несмотря на то, что Бутовскому обстоятельства не позволили приехать в Париж, его кандидатура была внесена в список первых 13 членов МОК.

Бутовский стремился к тому, чтобы к открытию Игр I Олимпиады в России был создан Национальный олимпийский комитет. Но этого не произошло в период пребывания Бутовского в качестве члена МОК до 1900г. Причины этого: отсутствие серьезной государственной поддержки, нехватка финансов, слабость и разобщенность спортивных союзов, а также недоверие многих скептиков.

Игры I Олимпиады произвели такое сильное впечатление на генерала Бутовского, что возвратившись домой, он написал очерк «Афины весной 1896 г.», в котором отобразил события I Олимпиады. Журнал «Русское обозрение» (Москва) издал очерк отдельной брошюрой. В этой работе Бутовский делает вывод, что Олимпийские игры удались.

Возвратившись из Афин в Санкт-Петербург, Бутовский стал еще более активным пропагандистом олимпийских идей, доказывая необходимость участия России в международном олимпийском движении и создания НОК.

Несмотря на явный прогресс, российские спортсмены не смогли участвовать в Олимпийских играх 1900 и 1904 гг.

Лишь в 1908 г. по инициативе спортивных клубов и союзов России на Игры в Лондон направились российские спортсмены. Небольшую группу нельзя было считать официальной командой страны. Российский Олимпийский комитет был создан только в 1911 г., а первое официальное выступление российской команды на Олимпийских играх состоялось в 1912 г. в Швеции. Но и до этого участие России в МОК не прекращалось.

Николай Александрович Коломенкин (1872-1956) известен как один из наиболее выдающихся российских спортсменов н.XX в. Он навсегда вошел в историю олимпийского движения как единственный представитель российского спорта, удостоенный золотой олимпийской награды в дореволюционный период. Это произошло в Лондоне в 1908 г. Будучи государственным чиновником, Н. Коломенкин, учитывая неоднозначное отношение к спорту в России со стороны чиновничьего аппарата, решил выступать под псевдонимом «Панин». Именно под этой фамилией он стал широко известен как один из наиболее выдающихся спортсменов дореволюционной России.

Примечательно, что Николай Панин сумел добиться отличных результатов в таких видах спорта, как теннис, футбол, гребля, парусные гонки. Особенных успехов атлет достиг в стрельбе и фигурном катании. Панин-Коломенкин является 12-кратным обладателем титула чемпиона России по стрельбе из пистолета и 11-кратным – в стрельбе из боевого револьвера.

В 1908 г. впервые в протоколах олимпийских соревнований появились имена российских спортсменов. В заявке, направленной в Оргкомитет IV Олимпиады, было представлено 8 человек: фигурист Н. Панин-Коломенкин, борцы классического стиля Николай Орлов и А. Петров, Евгений Замотин и Георгий Демин. Дебют прошел удачно: трое спортсменов завоевали олимпийские награды. Золотую медаль завоевал Николай Панин, серебряными медалями награждены борцы: легковес Николай Орлов и тяжеловес Александр Петров.

Успешный дебют спортсменов России на Олимпиаде в Лондоне вызвал положительный резонанс в России, особенно у молодежи: в 1908 г. в Ялте состоялись молодежные состязания под названием «Ялтинские Олимпийские игры», а в 1913 г. прошли «Одесские Олимпийские игры».

Но выявилась и необходимость создания Национального олимпийского комитета.

Российский олимпийский комитет (РОК) создан на учредительном собрании спортивных обществ в Санкт-Петербурге 16 мая 1911 г., но его Устав был утвержден только через год.

В состав членов РОК вошло 13 человек. Председатели 31 российских спортивных и гимнастических обществ и учреждений единогласно избрали В.И. Срезневского Действительным Председателем РОК.

Общественно-педагогическая деятельность Вячеслава Измайловича Срезневского (1849-1937) началась в «Петербургском обществе любителей бега на коньках» (1877) и продолжалась в России до 1923 г. Он с детства был поклонником конькобежного спорта и фигурного катания, выступая на состязаниях в России и за рубежом.

В 1883 г. он был в числе судей на международных соревнованиях в Гельсингфорсе, где победителем стал выдающийся русский спортсмен А.П. Лебедев.

Срезневский поддерживал талантливых конькобежцев А.Н. Паншина, А.П. Лебедева, Н.А. Панина-Коломенкина и др. Он много сделал для совершенствования системы фигурного катания. Эту работу впоследствии завершил Панин-Коломенкин, издав в 1910 году первую не только в России, но и в мире книгу по теории фигурного катания.

В.И. Срезневский оставался бессменным Председателем и Почетным Членом общества до 1917 г. Он активно участвовал в международных конгрессах конькобежцев, был непременным членом судейских коллегий и постоянным секретарем общих собраний членов общества.

После образования РОК создаются его филиалы на местах: Петербургский, Киевский, Одесский и Прибалтийский олимпийские комитеты.

Российская команда, впервые официально выступавшая в Стокгольме на Играх V Олимпиады, выступила неудачно. Одна из двух серебряных наград российской команды была завоевана на состязаниях по борьбе Мартином Клейном. Вторую серебряную олимпийскую награду для России завоевала команда стрелков. Представитель России Харри Блау занял третье место в состязаниях в стрельбе из ружья по летящим мишеням – «голубям». Бронзовую медаль завоевали и российские яхтсмены в классе судов «10 м». Сильнейший сабельный боец России капитан В. Андреев был награжден специальным дипломом шведского олимпийского комитета за отличные сабельные бои.

Для подготовки русских спортсменов к международным соревнованиям было решено ежегодно проводить российские олимпиады.

Программа, правила и система подсчета очков, порядок награждения победителей на этих комплексных всероссийских соревнованиях были примерно такими же, как и на Олимпийских играх. Проведение таких соревнований стало возможным после образования Российского олимпийского комитета.

Первым шагом к осуществлению идеи об организации Русской Олимпиады стало решение об устроительстве «интернациональных любительских Олимпийских игр Всероссийской выставки 1913 г.» После переговоров с РОК было решено провести Игры в Киеве. Почетным председателем Первой Русской Олимпиады (как было решено ее называть) стал генерал-майор В.Н. Воейков. В Оргкомитет в качестве почетных членов вошли: В.И. Срезневский, Г.А. Дюперрон, В.И. Сарнавский. Председателем Оргкомитета назначен А.К. Анохин – известный писатель и пропагандист физической культуры и спорта, доктор.

Русскую Олимпиаду поддержало правительство (им было выделено 20 тыс. рублей на проведение Игр в Киеве), ряд меценатов. Весной 1913 г. была утверждена смета, программа и правила Игр. Тогда же возник и Киевский олимпийский комитет, на который была возложена большая организационная работа.

Торжественное открытие Олимпиады состоялось 20 августа на главном поле нового стадиона на 10 тыс. зрителей. Олимпиада проходила в течение 5 дней. Призы Игр оспаривали 579 спортсменов из 15 союзов, клубов и воинских частей девяти российских городов.

Программа состязаний гимнастов, соревновавшихся на поле стадиона, включала в себя турник, параллельные брусья, конь и кольца. В групповых состязаниях победили представители Петербургской Главной военной гимнастико-фехтовальной школы, в одиночном первенстве – петербургский гимнаст, порутчик Ватеркампф.

Соревнования пловцов проходили на Днепре по программе Олимпийских игр. Победителями стали: представители Шуваловской школы во главе с инструктором общества спасения на водах Н. Сухих с новыми рекордами России: 100 м – В. Колпаков – 1.23,5; 100 м на спине – Хамеляйнен – 1.51,5; 200 м – Н. Проселкин-Горшуков – 3.44. Они же лидировали в прыжках в воду.

По составу участников многочисленными оказались состязания по тяжелой атлетике. Программа включала в себя «вырывание правой рукой», «толчок одной рукой», «вырывание двумя руками» и «толчок двумя руками». В общем зачете победа досталась тяжеловесу из Рижского атлетического общества Яну Краузе, который установил всероссийский рекорд в толчке одной рукой – 230 фунтов. Он был лучшим и в рывке двумя руками (250 фунтов), в жиме (233 фунта) и толчке двумя руками (320 фунтов).

В конных состязаниях по выездке почетный кубок и золотую медаль Игр завоевал штабс-капитан Пожарский из Московской офицерской кавалерийской школы.

Соревнования конников на строевых лошадях выиграл ротмистр Резников. Программа: стипль-чез на 4 версты, пробег на 30 верст, выездка.

В соревнованиях по легкой атлетике участвовали 174 человека. С новыми российскими рекордами – (12 м 90 см) соревнования в тройном прыжке выиграл петербуржец В. Романов; в состязаниях по прыжкам «В высоту без разбега» (145 см) – петербуржец Г. Ганварг; в «длину без разбега» (3 м 02 см) – киевлянин Б.Баланевич; эстафеты 4х100 м (46,2) и 4х400 м (3.54,4) – бегуны киевского кружка «Спорт».

В метании молота отличился москвич А. Чистяков, который совершенствовал свое мастерство с помощью фильма, снятого на Олимпийских играх в Стокгольме в 1912 г.

В последний день Игр участие в легкоатлетической программе приняли женщины. Впервые женщины-легкоатлетки выступили на Олимпийских играх в Амстердаме в 1928 г. Это было неоднозначно принято в обществе, большая часть которого считала это неприличным и даже смешным. Героиней стала Н. Попова. Она сначала приняла участие в «дамском бое на рапирах», затем установила всероссийский рекорд в беге на 100 м с результатом 13,1 (превысив мировое достижение на 0,7 с.). Она была также первой с всероссийским рекордом в прыжках «в длину без разбега» – 2 м 70 см.

Впервые в истории были проведены соревнования марафонцев, преодолевших 38 верст 56 саженей (≈40 км 200 м) между Киевом и Черниговом. Из 15 стартовавших финишировали 11. В забеге победил петербуржец Н. Максимов с результатом 3 часа 3 мин. (первое высшее достижение спортсменов России).

Прошли также соревнования борцов, футболистов, велогонщиков и кроме того, фехтование на рапирах, шпагах и эспадронах, теннис, стрельба, гребля и парусные гонки.

Помимо медалей и жетонов победители Игр были также награждены специальными призами имени Николая Второго, Великих Князей, министров. Организаторы и участники Игр получили серебряный нагрудный знак, эскиз которого лично утвердил Николай Второй.

В целом итоги Первой Русской Олимпиады стали реальным отражением российского спорта, который явно отставал тогда в развитии от передовых европейских стран: результаты этих Игр были ниже тех, что показывали лучшие атлеты на Олимпийских играх в Стокгольме.

Вторая Российская Олимпиада, организованная Балтийским олимпийским комитетом, проходила с 6 по 20 июля 1914 г. в Риге. Председателем Оргкомитета был избран доктор А. Линдемут. Почетными членами Оргкомитета стали В.Н. Воейков, В.И. Срезневский, граф Г.И. Рибопьер, Г.А. Дюперрон.

В соревнованиях могли выступать только российские граждане. Не допускались иностранные подданные и уроженцы Финляндии, которые представляли организации, не входившие во Всероссийские союзы. Также надо было соответствовать статусу спортсмена-любителя. По правилам «любителем не считается лицо, занимающееся спортом с целью извлечения денежной выгоды из этого занятия, а также лица, принимающее участие заведомо и без протеста в публичном и платном состязании с профессионалами; платные преподаватели и инструкторы в отдельных частях спорта не считаются любителями только в той части спорта, которую они преподают».

В Риге собрались спортсмены из 50 организаций и воинских частей 24 городов Российской империи.

Программа Второй Российской Олимпиады включала гимнастику, легкую атлетику, велогонки, фехтование, борьбу, плавание, лаун-теннис, гонки на мотоциклах, футбол, тяжелую атлетику, конный спорт, стрельбу.

Такое разнообразие видов спорта программы привлекло небывалое количество участников – 1000 человек. Лучше всех была представлена Рига – около 300 спортсменов. Затем шел Санкт-Петербург – 200 участников, Киев – 150, Москва – 70. Остальные города направили небольшие команды.

Как и в Киеве, гимнасты Главной военной гимнастико-фехтовальной школы из Петербурга одержали победу во всех видах гимнастической программы. Команде во второй раз был вручен переходящий кубок генерала Воейкова.

В соревнованиях по легкой атлетике, проходивших в течение 6 дней, были установлены всероссийские рекорды. Москвич В. Архипов пробежал 100 м за 10,8 с.

Лучшие результаты на Олимпиаде были достигнуты в метании копья – 52 м 98 см (Шведревиц, Рига), прыжках в высоту – 180 см (Абрамс, Ревель), метании диска – 41 м 15 см (Сукатнек, Виндава) – все это рекорды страны.

Низкий уровень организации соревнований отразился на марафонском беге. Вместо 4 часов дня он начался в 9.30 вечера. Из 19 стартовавших бегунов закончили соревнования 12. Победителем стал рижанин Капмал со временем в 2 часа 59 минут 20 секунд (дистанция 40 км 200 м).

Ревельский бегун Вильямсен на дистанции 800 м показал время 2.2,2 с.

Олимпиада в Риге стала заметным шагом в развитии олимпийских идей в России. В 1914-1916 г.г. в ее различных регионах проводились соревнования с олимпийской символикой.

Планировалось провести и III Олимпиаду – в Петербурге, и IV – в Москве. Однако начавшаяся Первая мировая война не позволила осуществить эти намерения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 13342; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.23.30 (0.087 с.)