Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Физическая культура и спорт послевоенного периода.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
После окончания Великой Отечественной войны многие города и села были разрушены и разграблены, погибло более 20 млн. советских людей. Пострадала и материально-техническая база спорта. В сентябре 1945 г. Совет Народных комиссаров (СНК) СССР предложил республиканским совнаркомам с профсоюзными организациями восстановить разрушенное войной спортивное хозяйство. В месячный срок рассмотреть предложения физкультурно-спортивных органов управления о перестройке всех звеньев ФК, об освобождении спортсооружений, их ремонту и строительству новых. Союзно-республиканские совнаркомы выделили значительные средства на строительство спортсооружений, подготовку и переподготовку кадров по ФК. Строились крупнейшие стадионы в Вильнюсе, Витебске, Калинине, Киеве, Кишиневе, Львове, Минске, Сталинграде и других городах, ремонтировались бассейны, залы и прочие сооружения, пострадавшие во время войны. В течение 1945-1946 гг. была проведена переподготовка 500 руководителей комитетов по ФКС, председателей ДСО и более 1000 тренеров по видам спорта. В 1944-1946 гг. отстраиваются новые институты физической культуры в Ереване, Львове, Риге, Каунасе, Алма-Ате. В первые послевоенные годы учреждены должности государственных тренеров по олимпийским видам спорта, открыто 80 спортивных школ молодежи, и с октября 1946 г. за успехи в работе стали награждать значком «Отличник физической культуры и спорта». В 1946-1947 гг. были введены нагрудные значки для мастеров спорта и спортсменов-разрядников, победители всесоюзных соревнований и чемпионатов СССР стали награждаться золотыми, серебряными и бронзовыми медалями. Особое место занимала в то время летняя спартакиада народов РСФСР, проходившая в августе 1947 г. в Москве. В финальных стартах оспаривали звание чемпионов России свыше 4 тыс. спортсменов. Всего за 1946-1947 гг. внесено около 700 поправок в таблицу всесоюзных рекордов. В 1947/48 уч.г. во всех вузах были восстановлены кафедры ФВ и спорта. С 1947 г. повсеместно стали строить спортивные площадки, гимнастические городки и другие спортсооружения на пришкольных участках. В 1957 г. ВЦСПС принял решение об изменении структуры ДСО профсоюзов. Вместо многочисленных ДСО при Центральных комитетах («Металлург», «Пищевик», «Строитель» и др.) были созданы единые общества профсоюзов в каждой из республик: РСФСР – «Труд», Украина – «Авангард», Азербайджан – «Нефтчи» и т.д. Сохранились ДСО железнодорожников - «Локомотив» и работников водного транспорта – «Водник». Студенческие спортивные клубы объединились в «Буревестник». Для руководства всеми профсоюзами ДСО был создан Всесоюзный Совет ДСО профсоюзов. Основой самодеятельного физкультурного движения остались коллективы ФК на предприятиях и спортивные клубы в вузах. Введенная в 1951 г. новая программа по ФВ студентов предусматривала обязательные для 1 и 2 курсов занятия ОФП. С 1953 г. ежегодно проводились всесоюзные студенческие спартакиады, с 1954 г. – Всесоюзные спартакиады школьников, а с 1956 г. – Спартакиады народов СССР. Растет число ДСШ: 1946 г. – 460, 1957 г. – 1220. В 1959 г. был введен новый усовершенствованный комплекс ГТО. Почти все нормативы и требования усложнились, для их выполнения необходимо было набрать по видам испытаний определенную сумму очков. Сдача нормативов разрешалась только на соревнованиях. Поскольку с 1958г. вводится всеобщее обязательное восьмилетнее образование, для учащихся 8-го класса сдача нормативов и требований ступени БГТО становится обязательной. Постоянно совершенствовалась и дополнялась ЕВСК. После войны в нашей стране культивировалось около 50 видов спорта. По многим проводились соревнования от первенства районов до Первенства СССР. Наиболее популярными были легкая атлетика, футбол, лыжный спорт, бокс, конькобежный спорт, волейбол. В послевоенный период было положено начало развитию новых видов спорта в СССР – современному пятиборью, хоккею с шайбой, гребле на каноэ. За 1946-1955 гг. было установлено более 3500 всесоюзных рекордов, 320 из которых превышали мировые. В целях поощрения лучших тренеров, в 1956 г. было введено звание «Заслуженный тренер СССР». После Великой Отечественной войны наиболее интенсивно начинает развиваться спорт высших достижений. В 1948 г. главным в физкультурной работе было определено развитие массового физкультурного движения, повышение спортивного мастерства и развертывание борьбы за мировое первенство по важнейшим видам спорта. Это объясняется началом нового этапа развития спорта высших достижений в нашей стране – вступления советских спортивных организаций в международные спортивные федерации (МСФ), началом участия в Олимпийских играх, чемпионатах мира и Европы. Всесоюзные секции футбола и тяжелой атлетики в 1946 г. первыми вступили в ФИФА и ИВФ. В 1947 г. на очередном заседании МОК обсуждался вопрос об участии советских спортсменов в Олимпийских играх. Но по ряду причин наши соотечественники не соревновались на Играх XIV Олимпиады 1948 г. После создания НОК СССР (07.05. 1951 г.) спортсмены СССР начинают принимать участие в Летних (с 1952 г.) и в Зимних (с 1956 г.) Олимпийских играх. На весь мир в 50-е гг. зазвучали имена советских спортсменов. В тяжелой атлетике больших успехов добился Иван Удодов. Он был чемпионом СССР, Европы, мира. Удодов завоевал первую золотую Олимпийскую медаль в советской тяжелой атлетике (1952). В гимнастике в этот период лидировали Лариса Латынина (до сих пор входит в книгу Рекордов Гиннеса как обладательница самой большой коллекции олимпийских медалей – 18, из которых 9 золотых, 5 серебряных и 4 бронзовых, завоеванных на трех Олимпийских играх 1956, 1960 и 1964 гг.), Юрий Титов, Виктор Чукарин (двухкратный абсолютный чемпион Игр XV и XVI Олимпиад, пятикратный олимпийский чемпион в отдельных видах и командных первенствах, обладатель трех серебряных и бронзовой олимпийских медалей, абсолютный чемпион мира 1954 г. и чемпион мира в упражнениях на брусьях). В 1960 г. В Риме экипаж П. Пинегин-Ф. Шутков стал первым советским олимпийским чемпионом в парусном спорте. Николай Каракулов (легкая атлетика, спринт) первым среди легкоатлетов-мужчин СССР завоевал звание чемпиона Европы. Леонид Щербаков завоевал 2-е место на Олимпийских играх 1952 г. в тройном прыжке с результатом 15,98 м, ему же принадлежал рекорд мира – 16,23 м. Виктор Креер стал третьим на Олимпийских играх 1956 г. в этой же дисциплине с результатом 16,02 м, а на следующих (1960 г.) с результатом 16,43 вновь завоевал олимпийскую бронзу. Владимир Куц – олимпийский чемпион (1956) в беге на 5000 и 10000 м, чемпион Европы (1954), мировой рекордсмен в беге на 3000, 5000 и 10000 м (1954-1957). В 1956 и 1957 гг. Был признан лучшим спортсменом мира. Нина Пономарева (Ромашкова) – олимпийская чемпионка (1952, 1960) в метании диска – завоевала первую в истории отечественного спорта золотую олимпийскую медаль. Чемпионка Европы (1954), рекордсменка мира (1952). Успешно развивался в этот период футбол. В 1956 г. советские футболисты стали Олимпийскими чемпионами в Мельбурне. Советские хоккеисты, впервые ставшие чемпионами мира в 1954 г., тоже выиграли олимпийское золото в 1956 г. на VII Зимних Олимпийских играх. Лучшим игроком турнира тогда был признан Всеволод Бобров. Он единственный в мире капитан олимпийских сборных по футболу и хоккею. К 1958 г. советским конькобежцам принадлежали все 6 мировых рекорда. Они 10 раз выходили победителями в чемпионатах мира. Трижды это звание завоевывала Мария Исакова. Евгений Гришин – четырехкратный олимпийский чемпион по скоростному бегу на коньках, абсолютный чемпион Европы в классическом многоборье, 12-кратный рекордсмен мира, первый спортсмен в истории, установивший мировой рекорд на Зимних Олимпийских играх (1956 г., результат - 40,2 с. на дистанции 500 м). Лыжный спорт – Алевтина и Павел Колчины, Вячеслав Веденин. В 1954г. советские спортсмены впервые участвовали в Чемпионате мира по лыжному спорту. Чемпионами стали Владимир Кузин и Любовь Козырева. С 1934 г. в СССР исторически сложилась стройная и надежная организационная форма подготовки спортивных резервов, в т.ч. и для спорта высших достижений: детско-юношеские спортивные школы, школы олимпийского резерва (специализированные) и школы высшего спортивного мастерства. В СССР в различных спортивных школах занимались около 4,5 млн. детей, подростков и молодежи. Спортивная направленность в послевоенное время проникла во все составляющие системы ФВ СССР. На ее принципах, по сути, строилась школьная программа ФВ: обучение умениям, навыкам, развитие двигательных качеств на основе определенных видов спорта (легкой атлетики, гимнастики, борьбы, спортивных игр, лыжного и конькобежного спорта и др.). Система работы по комплексу ГТО свелась не к приобщению людей к систематическим занятиям физическими упражнениями, а к одноразовой сдаче нормативов, заимствованных также из различных видов спорта. Ориентация и профессиональная подготовка в институтах ФК и ФФК педвузов до н.90-х гг. осуществлялась на основе «спортивного принципа». Т.о., противоречие массовой физической культуры и спорта высших достижений было основной проблемой послевоенного физкультурного движения в СССР.
Развитие науки о ФВ. Создание научно-методических основ советской системы ФВ началось еще в 20-е гг., когда были созданы два высших учебных заведения – Институт физического образования им. П.Ф. Лесгафта в Петрограде и Центральный институт ФК в Москве. В этих вузах с н. 20-х гг. ведутся научные исследования в области ФВ и спорта. Однако специалисты с высшим физкультурным образованием для общеобразовательных школ, т.е. учителя ФК, вплоть до 1946 г. в СССР не готовились, а институтов ФК до Великой Отечественной войны было лишь шесть. В 1923 г. было создано издательство «Физкультура и спорт» и был выпущен первый сборник научных статей по ФК. С 1925 г. начинает издаваться ежемесячный научно-теоретический журнал «Теория и практика ФК». Т.о., был основан центральный орган печати, который до сего времени публикует новейшие экспериментальные исследования ведущих отечественных и зарубежных ученых и практиков ФКС. В 1933 г. открывается Центральный научно-исследовательский институт ФК (ЦНИИФК) – головное научное учреждение по разработке проблем ФКС в нашей стране. Наиболее известными научными трудами отечественных ученых по проблемам теории и практики ФК, получивших международное признание, стали работы В.М. Дьячкова, Н.Г. Озолина, А.Д. Новикова, Л.П. Матвеева, В.М. Зациорского, В.П. Филина (теория и методика ФВ и спортивной тренировки), П.А. Рудика, А.Ц. Пуни (психолого-педагогическое направление), Н.И. Пономарева, В.В. Столбова, В.И. Столярова (историко-социологическое направление), Н.А. Бернштейна, Д.Д. Донского, И.П. Ратова (биомеханика), А.Н. Крестовникова, С.П. Летунова, М.Ф. Иваницкого, П.Я. Гальперина, В.С. Фарфеля, В.Л. Карпмана (медико-биологическое направление) и многих других. Во в.п. 30-х гг. официальная педагогика, в т.ч. и спортивная, становится в нашей стране частью идеологии тоталитарного режима. Она обладала рядом отличий от педагогики предшествующего периода. Методологической основой педагогики провозглашалась философия марксизма-ленинизма. Вместо множества концепций была выдвинута одна – советская педагогическая теория. Произошел разрыв советской педагогической науки с богатым опытом, накопленным отечественными учеными. Основными педагогическими понятиями (категориями) становится воспитание, образование и обучение. Попытки ввести какое-либо новое понятие, например, «развитие», жестко пресекались. В чистом виде, как составная часть сталинской идеологии, официальная педагогика существовала в 30-50-е гг. Вопросы для самоконтроля: 1. Как была организована и в чем выражалась военно-физическая направленность в подготовке населения СССР в годы Великой Отечественной войны? 2. Чем определялось и в чем заключалось своеобразие в развитии ФКС в СССР в послевоенный период по сравнению с довоенным временем?
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 6350; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.98.32 (0.015 с.) |