Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Становление педагогических и естественно-научных основ отечественной ФК.

Поиск

Отсталость крепостной системы сказалась на поражении России в Крымской войне (1853-1856). Военные действия со всей очевидностью показали неудовлетворительную физическую подготовленность российской армии. Поэтому в 1861 г. было отменено крепостное право и проведен ряд реформ. Для развития ФК были важны две реформы – школьная и военная.

В 1864 г. вышел новый устав гимназий и прогимназий министерства народного просвещения, который уже предусматривал штатного преподавателя гимнастики. Учебные заведения должны были иметь гимнастические снаряды, а врачам вменялось в обязанность наблюдать за занятиями с тем, чтобы упражнения содействовали правильному физическому развитию и укреплению сил молодежи. Правда, занятия гимнастикой не были обязательным предметом и проводились только для желающих.

С 1871 г. гимнастика становится обязательным предметом для пансионеров (детей, живущих во время учебы не дома, а при учебном заведении), для остальных же учащихся она оставалась не обязательной. Зато преподавалась для всех учащихся бесплатно.

Благодаря освободительному движению и вопреки противодействию ведомства просвещения обогащение знаниями в области ФК было значительно выше ее практики.

Свой вклад внесли философы-материалисты, революционные демократы Н.Г. Чернышевский и Н.А. Добролюбов, критик и публицист Д.И. Писарев, педагог К.Д. Ушинский, писатель Л.Н. Толстой, хирург, анатом, педагог и общественный деятель Н.И. Пирогов, физиологи И.М. Сеченов, Н.Е. Введенский, И.П. Павлов, врачи-гигиенисты Е.А. Покровский и Е.М. Дементьев, теоретик ФВ В.Е. Игнатьев, В.В. Гориневский, работавший в области создания спортивной медицины, ученые П.К. Анохин, Н.А. Бернштейн, П.Я. Гальперин, историки ФК П. Тиханович и А.Г. Берглинд.

Николая Ивановича Пирогова (1810-1881) называют «зачинателем» общественно-педагогического движения и гимнастики как учебной дисциплины в ряде школ. Он обратился к правительству с просьбой организовать в России институт по подготовке специалистов для преподавания гимнастики, а также поставил вопрос о необходимости внедрения в школах научно-обоснованной системы ФВ, которого в стране вообще не существовало.

В педагогических трудах и деятельности врачей-гигиенистов Егора Арсеньевича Покровского (1834-1895) и Евстафия Михайловича Дементьева (1850-1918) была теоретически обоснована идея всестороннего развития детей народными и подвижными играми. Они отрицательно отзывались о немецкой и шведской гимнастиках, насаждавшихся в школах России, (т.к. у нас для этого не было ни материальных условий, ни квалифицированных учителей) и провели огромную работу по сбору и систематизации народных игр. Игры на свежем воздухе особенно рекомендовались ими для детей младшего возраста. Они не отрицали спорт и гимнастику, как средства ФВ детей более старшего возраста.

Дементьев провел обследование санитарного состояния ряда производственных организаций московской губернии, где использовался труд детей школьного возраста и раскрыл тяжелейшие условия труда, низкий уровень физического развития рабочей молодежи в сравнении с учащимися привилегированных школ одного и того же возраста. Он справедливо критиковал всю систему воспитания в России, правительственные чиновники которой не проявляли внимания к состоянию здоровья детей трудящихся.

Исследования Ивана Михайловича Сеченова (1829-1905) открыли путь к познанию общих закономерностей, которые привели к формированию нового воззрения на вопросы ФВ и спортивной тренировки. В ходе исследований выяснилось, что функционирование человеческого организма представляет единое целое и неотделимо от окружающей среды. Было установлено, что различные ФУ оказывают слияние не только на отдельные группы мышц, но и на функционирование внутренних органов человека, и его душевные процессы, а также то, что при нагрузках нельзя использовать закостенелые схемы, а следует принимать во внимание возрастные и половые особенности человека и даже его индивидуальные склонности. В ходе изучения кровообращения в коже и слизистой оболочке было указано на важность метеорологической закалки (воздушные ванны, солнечные лучи, душ). В результате тренировки с использованием ФУ наряду с укреплением мышц растет выносливость организма, улучшается быстрота и точность движений. Параллельно с готовностью совершать движения во всем организме произошли такие изменения, которые обеспечили наиболее благоприятные условия для функционирования органов движения путем более экономичной деятельности органов кровообращения и дыхания. Сеченов создал теорию утомления при физической работе. Он экспериментально доказал, что активный отдых более эффективен, чем пассивный.

И.П. Павлов (1849-1936) изучил механизм рефлекторной деятельности человека, что позволило ему установить последовательность образования динамического стереотипа. На основании этой теории разработано учение о стойкости двигательного навыка, т.е. таком состоянии функциональной системы, когда она приобретает стационарный характер благодаря многократным повторениям одних и тех же двигательных действий.

Т.о., к. XIX-н.XX вв. – это период больших успехов естественных и педагогических наук, обеспечивших перестройку образования в России.

 

2. Создание в России системы физического образования.

На состояние работы по ФВ и приобщению к спорту подрастающего поколения существенное влияние оказало положение с кадрами преподавателей. Централизованной подготовки учителей гимнастики в Росси не существовало. Учителями гимнастики в учебных заведениях были лица, получившие подготовку следующим образом:

- на различных курсах в армии и флоте, а также просто отставные военные, занимавшиеся гимнастикой во время службы;

- окончившие курсы при различных гимнастических обществах, а иногда и только занимающиеся гимнастикой;

- учителя, прошедшие кратковременные курсы гимнастики, организуемые в каникулярное время в учебных округах;

- иностранные преподаватели (в основном, чехи-«соколы»).

Отсутствие единой системы подготовки преподавателей ФВ в стране приводило к большому разнообразию, но низкому качеству этой работы в учебных заведениях.

Создание отечественной системы физического образования неразрывно связано с именем Петра Францевича Лесгафта.

Петр Францевич Лесгафт (1837-1909) – крупнейший ученый в области анатомии и педагогики, внесший огромный вклад в развитие теории и практики ФВ. Его по праву считают основоположником отечественной системы физического образования.

Лесгафт защитил две диссертации: на степень доктора медицины и доктора хирургии. В 1874 г. выходит его первая работа «Основы естественной гимнастики». Эта статья определяла цель, назначение ФВ в гармоническом развитии личности и была одобрена как программа педагогической гимнастики для различных возрастов. С этого времени Лесгафт ведет занятия по гимнастике во Второй петербургской военной гимназии. Будучи чиновником для особых поручений Главного управления военно-учебных заведений (ГУВУЗ), во время отпусков он изучал опыт физического развития и подготовки специалистов по гимнастике в Западной Европе, побывав в 13 странах.

В 1877 г. Лесгафт организовал двухгодичные Общеобразовательные педагогические курсы при 2 Санкт-Петербургской военной гимназии и первые в России высшие гимнастические курсы. Но они были закрыты уже в 1882 г.

В период 1893-1896 гг. Лесгафт работал ученым секретарем Общества содействия физическому развитию (ОСФР). Члены Общества занимались вопросами пропаганды ФВ среди родителей, воспитателей, а также практическими делами: в частности, Лесгафт взялся за новое, ранее не существовавшее в России дело – организацию площадок для игр и проведение экскурсий с учащимися. Со временем стало не хватать преподавателей в этом Обществе и Лесгафт выступил с предложением открыть специальные курсы для их подготовки. В 1896 г. были открыты Высшие курсы воспитательниц и руководительниц физического образования. Заведующим этих курсов был назначен П.Ф. Лесгафт. Его курсы по сравнению с другими военными (государственными) и частными высшими учебными заведениями, были значительно прогрессивней по содержанию образования, формам и методам обучения двигательным действиям. У поступающих не требовали документов, подтверждающих сословность, политическую благонадежность, и учениц учили оберегать детей от произвола, физических наказаний.

Лесгафт боролся против насаждения во всех учебных заведениях немецкой и шведской гимнастики и добивался включения спортивных и подвижных игр в учебные программы.

Система физического образования изложена П.Ф. Лесгафтом в фундаментальном труде «Руководство по физическому образованию детей школьного возраста» (1888-1901). Система базировалась на анатомо-физиологических и психологических возрастных особенностях занимающихся. Цель ФВ он считал подготовку человека к творческому труду, с тем, чтобы «использовать свои физические силы с наименьшей тратой энергии для достижения наилучших результатов». Лесгафт впервые в России создал учение о словесных и наглядных методах. Он считал, что в выборе движений человек должен исходить из сознания целесообразности каждого отдельного действия по принципу – «сначала мысль, потом – действие». Чтобы заставить ребенка мысленно работать, он даже отказался от первоначального показа упражнений, а сначала объяснял их. Лесгафт выступал за ежедневные ФУ в школе, а также за то, чтобы урок ФК стоял по значимости наравне с другими предметами. Цель всех учебных заведений – неразрывная связь между умственным и физическим образованием.

В 1888 г. в работе «Отношение анатомии к физическому воспитанию и главная задача образования в школе» Лесгафт опубликовал планы уроков физического образования с учетом обоснованных им возрастных периодов развития детей.

Из-за участия учениц в событиях 9 января 1905 г. Высшие курсы Лесгафта были закрыты. В 1906 г. на их базе бала открыта Высшая вольная школа (ВВШ), но и она через два года была закрыта.

Процесс физического образования детей школьного возраста

(по Лесгафту):

1 ступень для учащихся младшего возраста (7-12 лет). Задача физического образования – научить ребенка основным необходимым движениям: правильно бегать, прыгать, метать, производить движения всеми частями тела. Эти упражнения назывались простыми (элементарными).

2 ступень для учащихся среднего возраста (12-15 лет). Цель – научить ребенка преодолевать постепенно и последовательно нарастающие трудности: увеличение веса предмета, при умении правильно бегать - бежать как можно быстрее, при умении правильно прыгать – прыжка на дальность и высоту и т.п. Эти упражнения назывались сложными или с увеличивающимися напряжениями.

3 ступень для учащихся старшего возраста (15-18 лет). Это период обучения управлению движениями по времени их выполнения, по характеру прилагаемых усилий, ориентированию в пространстве. Например, пробегать определенное расстояние за определенное время, метать в цель и т.п.

Основываясь на данных физиологии, анатомии и антропологии, Лесгафт разработал соответственно ступеням, классификацию ФУ и игр:

1). Простые упражнения (двигательные действия головой, туловищем, конечностями), выполняемые на свежем воздухе, и сложные (ходьба, бег, метания) с различными по весу отягощениями;

2). Упражнения с увеличивающимся напряжением с палками и гирями, в т.ч. борьба, лазанье, прыжки;

3). Упражнения, связанные с изучением пространственных и временных отношений, например, бег на время в заданном темпе, прыжки на определенные расстояния различными способами, метания в цель мячей, деревянных и железных шаров;

4). Упражнения в игровых ситуациях (подвижные и народные игры), простые и сложные преодоления расстояний на коньках и лыжах, плавание, походы и экскурсии, фехтование и т.д.

Упражнения первых трех групп соответствовали ступеням обучения, а четвертой – использовались как контрольные.

Основные положения теории физического образования П.Ф. Лесгафта:

1. Как умственное, так и физическое образование должно способствовать подготовке человека к труду на благо общества.

2. Необходимо умение сознательно воспринимать получаемые от упражнений результаты, а также анализировать их.

3. К высокопроизводительному труду способен только гармонически развитый человек, обладающий «идеально нормальным организмом».

4. Под гармоничным развитием Лесгафт понимал правильное сочетание умственных и физических сил человека

5. Гармоничное развитие возможно лишь при соблюдении принципа постоянности и последовательности усложнения упражнений с учетом половых, возрастных, индивидуальных особенностей физического развития каждого человека.

6. Правильное физическое развитие может быть осуществлено только с помощью научно обоснованной системы физического образования.

7. Система физического образования должна состоять из небольшого количества естественных движений, применяемых в различных условиях и в различной форме, постепенно усложняющихся в зависимости от педагогических задач.

Высокие требования Лесгафт предъявлял к преподавателю ФВ. Он отмечал, что педагог должен отлично знать свой предмет, обладать достаточными знаниями по анатомии, физиологии и психологии.

Несмотря на ряд недостатков (непонимание классового характера воспитания, отрицание методов поощрения и наказания, спортивных соревнований, снарядовой гимнастики и пр.), созданная П.Ф. Лесгафтом система физического образования отличалась оригинальностью и была передовой для своего времени. Многие ее положения не утратили своего значения до настоящего времени. Система П.Ф. Лесгафта не стала в России национальной системой ФВ из-за отсутствия государственной программы, квалифицированных кадров и материально-технической базы.

Педагогическое наследие П.Ф. Лесгафта высоко оценено в нашей стране и за рубежом, его именем назван первый в Советской России Институт физической культуры (ныне – Санкт-Петербургская государственная академия физической культуры).

 

3. Физическая подготовка в армии, в образовательных учреждениях и общественных физкультурно-спортивных организациях.

Физическая подготовка в армии.

В 1859 г. в армии были введены в действие «Правила для обучения гимнастике в войсках». Это была система гимнастики, включающая в себя гимнастические упражнения шведского типа, упражнения на гимнастических снарядах, принятые в немецкой гимнастике и военно-прикладные упражнения.

Физическая подготовка в войсках и военно-учебных заведениях была введена при активном участии генералов Михаила Ивановича Драгомирова (1830-1905) и М.Д. Скобелева (1843-1882). Солдаты и офицеры войсковых соединений под командованием Скобелева и Драгомирова прославились военно-физической подготовленностью в русско-турецкой войне (1877-1878). Они были обучены штыковому бою и стрельбе в оборудованном специальными снарядами гимнастическом городке с полосой препятствий.

Используя идеи Скобелева и Драгомирова в обучении солдат средствами ФК, Алексей Дмитриевич Бутовский (1838-1917) активно участвовал в составлении инструктивно-методических писем и программ, учебной литературы по ряду дисциплин для учащихся военных учебных заведений.

Бутовский организовал в 1890 г. курсы офицеров по гимнастике и опубликовал более 60 работ, в которых раскрывал роль ФК в обучении и воспитании молодежи.

Как член МОК (1894), Бутовский был одним из организаторов Игр I Олимпиады в Афинах. В 1900 г. он вышел из состава МОК, не добившись создания в России национального олимпийского комитета.

Бутовский преподавал историю, теорию и методику ФУ в первом российском официальном учебном заведении – Главной гимнастико-фехтовальной офицерской школе (1909), выпускникам которой разрешалось вести занятия в гражданских учебных заведениях (гимназиях, лицеях и др.). Преподаватели этой школы участвовали в выпуске пособий по отдельным видам спорта и в написании истории «потешных» от Петра I.

Физическая подготовка в образовательных учреждениях.

В России того времени единой системы ФВ, как и единой программы по нему, в русских дореволюционных школах не существовало. В большинстве средних учебных заведениях преподавалась сокольская гимнастика, в остальных – шведская, немецкая, военная гимнастика и физическое образование по системе П.Ф. Лесгафта.

Однако в России открывались учебные заведения нового типа, организованные на принципах частной и общественной инициативы, т.е. негосударственные. В них, напротив, занятия по ФВ являлись обязательными, а в некоторых ежедневными. Опытные школы, как правило, имели собственные программы ФВ. Эти программы подчеркивали важность врачебного и педагогического контроля за процессом ФВ учащихся.

В то время уже ставился вопрос об индивидуализации нагрузок в процессе ФВ детей. Так, русский врач В.В. Рудин предлагал брать за основу не возраст, а индивидуальные данные физического развития ребенка. Разделив учашихся в своей школе – Школе правильного физического развития – на четыре антропометрические группы, Рудин составил для каждой из них специальную программу ФУ с учетом выявленных отклонений в физическом развитии. Он в то время высказал оригинальную мысль, что оценка по ФВ не должна оцениваться «баллами по предметам физических упражнений, а производиться антропометрически».

В программах опытных школ, условия которых позволяли использовать внеурочные формы работы по ФВ, стали планироваться различные экскурсии и походы. Почти все опытные школы имели просторные гимнастические залы, несколько площадок для проведения игр на открытом воздухе, а в некоторых школах имелись даже свои бассейны.

В 1862-1864 гг. была открыта первая женская гимназия, кадетские корпуса преобразованы в военные двухгодичные училища и гимназии. Но не прошло и десяти лет как их упразднили. Гимнастика вновь стала средством строевой подготовки и муштры кадетов. В соответствии с «Положением о начальных народных училищах» с 1864 г. открывались учебные заведения общественными организациями и частными лицами с оплатой или без оплаты за обучение. Гимнастика вводится в программу учительских семинарий (1870), издается «Руководство по гимнастике сельских школ».

Политика царского правительства накануне и в начале ХХ в. была ориентирована на такую систему образования, при которой 9/10 населения оставалось вне ФВ. Среди промышленно развитых стран самая высокая смертность детей школьного возраста была в России. Преподавание гимнастики и военное обучение для учащихся начальных школ было введено после революции 1905-1907 гг.

Некоторым земским и частным педагогическим учебным заведениям правительство разрешило командировать за границу специалистов физической культуры для ознакомления с постановкой дела в различных школах. Министерство народного просвещения (1802) не готовило специалистов ФК, но выпускники учительских институтов (1872) и учительской семинарии военного ведомства (1863) могли преподавать и репетировать по всем учебным дисциплинам.

Для распространения ФК (конкретно - гимнастики) в учебных заведениях России большое значение имели военные реформы Александра II. В связи с принятием закона о всеобщей воинской повинности (1874) резко возросло количество людей, которые должны были пройти военную службу. Именно тогда, с целью подготовки учащихся к службе в армии руководители военного ведомства ввели обязательные занятия гимнастикой во всех видах средних школ. Но отсутствие необходимого количества преподавателей не позволило сразу же проводить уроки ФК (гимнастику) в большинстве школ. Эти уроки не получили распространения и уже в 1876г., следствие перегруженности учебного плана сначала в Петербургском, а затем и в других учебных округах часы на военную подготовку и гимнастику были сняты и было предложено проводить занятия с учениками ФУ в большую перемену между уроками ежедневно по полчаса.

Однако армии нужны были резервы здоровых молодых людей, и уже в 1889 г. по предложению военного министерства гимнастика стала обязательным предметом в средних и рекомендуемым предметом в начальных учебных заведениях. Но существовавшие в ту пору циркуляры, наставления и инструкции по гимнастике сводили ее фактически к строевым упражнениям и военной муштре, которая отбивала всякое желание к занятиям у учеников и не приносила никакой пользы их физическому развитию.

Хотя среди студенческой молодежи также была большая тяга к занятиям ФУ, но условий для этого не имелось, интереса правительства к их физическому развитию не проявлялось. В программу высших учебных заведений ФВ не включалось (кроме учительских институтов), а после революции 1905 г. правительство запретило даже существовавшие отдельные студенческие спортивные клубы, например, Петербургского, Киевского политехнического институтов и несколько других.

Лесгафт оказал большое влияние на развитие идей В.В. Гориневского (1857-1937) по ФВ. Гориневский – ученый, врач и педагог – создал первую в стране лабораторию по исследованию здоровья и физического развития Тенишевского коммерческого училища, выступал на Гигиенических выставках, съезде «Общества детских врачей» и I Всероссийском съезде по вопросам народного образования, раскрывая некоторые аспекты ФВ.

В этот период внешкольное физическое образование детей до 15 лет осуществлялось в основном в дружинах «потешных», где вместо целенаправленного ФВ механически заучивались двигательные действия с деревянными ружьями.

Критические выступления прогрессивных педагогов, врачей и депутатов Государственной думы способствовали тому, что правительство утвердило особое «Руководство» (1914) по исполнению санитарно-технических требований при составлении проектов зданий учебных заведений и приступило к разработке соответствующего законопроекта. Однако, начавшаяся 1 августа 1914 г. Первая мировая война прервала эту работу. Несмотря на начавшуюся войну, Гориневским в «Руководстве по исследованию физического развития учащихся» (1915) предложена методика врачебного контроля, использовавшаяся в течение десятилетий.

Гориневский впервые указал на отрицательные последствия режима «сидячих школ». Он обосновал, разработал и внедрил в отечественной медицине принципиально новое, профилактическое направление борьбы с заболеваниями средствами ФК.

Физическая подготовка в общественных физкультурно-спортивных организациях.

Большое значение для развития ФК в дореволюционной России имело возникновение нового типа физкультурных организаций (в отличие от спортивных кружков) – общественных физкультурно-спортивных организаций. Они пропагандировали здоровый образ жизни, занятия гимнастикой, спортом и туризмом для широкого круга населения, готовили актив энтузиастов, преподавателей ФВ детей. Таких организаций к 1914 г. в России было 360.

Одними из первых возникли аристократические организации (60-80-е гг. XIX в.) в Санкт-Петербурге, Москве, Киеве и других городах. «Санкт-Петербургский речной яхт-клуб» (1860), «Речной яхт-клуб» в Москве (1867) и другие аристократические организации (теннисные клубы, скаковые, стрелковые общества) с высокой оплатой за вступление и услуги были доступны лишь представителям крупной буржуазии, дворянской знати.

Буржуазно-демократические организации представляли свою спортивную базу за доступную плату студентам, мелким чиновникам-служащим, интеллигенции и другим «состоятельным лицам». Русское гимнастическое общество «Пальма», например, провело в Москве одно из первых соревнований (1885) с участием 11 спортсменов. Вскоре это общество стало называться «Сокол».

В.Ф. Краевский в своей квартире открыл кружок любителей тяжелой атлетики (1885), в котором занимались знаменитые на весь мир борцы. По примеру этого доктора-мецената тяжелоатлетов предприниматели стали строить спортивные сооружения и организовывать выпуск спортинвентаря. На качественно новом уровне предпринимательский спорт и туризм развивались с н. ХХ в. Любители туризма в 1901 г. создали Русское общество туристов. Санкт-Петербургское общество телесного воспитания «Богатырь» (1902) участвовало в международной выставке «Детский мир» (1903) и было награждено серебряной медалью. Это общество организовывало спортивные праздники и экскурсии с использованием железнодорожного и водного транспорта, а также курсы и школы для подготовки преподавателей гимнастики, плавания и игр.

Внешкольное ФВ учащихся.

После первой русской революции (1905-1907 гг.) правительство, напуганное революционным движением в стране и активным участием в нем российской молодежи, стало стремиться создавать молодежные спортивные организации с целью наилучшего содействия на формирование политических взглядов у учащихся. Создаваемые организации можно было бы разделить на следующие типы:

- для учащихся начальной школы (в основном детей рабочих и крестьян) – организации «потешных»;

- для учащихся средних учебных заведений (детей привилегированных слоев населения) – организации «бойскаутов»;

- различные спортивно-гимнастические организации и общества содействия физическому образованию молодежи.

«Потешные» занимались изучением военного строя и гимнастикой. Проводились в основном отставными унтер-офицерами и не были интересны всем детям. К тому же, приближающаяся война заставила правительство подумать прежде всего о военной подготовке взрослых, а не детей, поэтому в 1912 г. состоялись последние царские смотры «потешных организаций».

В отрядах «бойскаутов» (с 1910 г.) большое внимание уделялось идейно-политическому воспитанию в сочетании с физическими упражнениями и тренировками, причем важное значение придавалось поощрению активности и самостоятельности детей. Целями скаутских организаций были: подготовка командного состава запаса вооруженных сил, отвлечение от революционной борьбы, создание опоры в среде учащейся молодежи и воспитание активно-патриотических настроений интеллигенции. В скаутских организациях применялись «сокольская» гимнастика, легкая атлетика и подвижные игры. Некоторыми организациями использовались плавание, спортивные игры, гребля, фехтование, велосипед, военно-прикладные упражнения, приемы защиты и нападения без оружия и верховая езда. Внутри подобных организаций часто проводились различные соревнования.

Наряду с отрядами «потешных» и скаутов стали создаваться и другие поощряемые правительством гимнастические и спортивные организации. Быстрее других распространились кружки «сокольской» гимнастики. Министерство народного просвещения всячески поощряло эти кружки; снабжало дорогостоящим инвентарем, устраивало гимнастические сокольские праздники учащихся, приглашало опытных руководителей из-за границы. Среди учащихся устраивались соревнования по гимнастике, программы которых, кроме вольных упражнений, опорных прыжков и упражнений на снарядах, включали также бег на 100 м, прыжки в длину и высоту, метание копья, выжимание гири на количество раз и другие виды.

Т.о., прогрессивные идеи в области ФВ детей нашли свое применение в практике деятельности передовых для к. XIX-н.XX вв. опытных частных школах России. И хотя для России таких школ было мало, но многое из этого богатейшего наследия не утратило своей ценности и значимости и в наши дни.

В целом, несмотря на проведение ряда реформ, постановка ФВ в образовательных учреждениях России этого периода была крайне неудовлетворительной. Деятельность же общественных физкультурно-спортивных организаций не отличалась массовостью. Недостатки в ФВ молодежи закрывали перед ней перспективы увлечения спортом.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 2765; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.106.78 (0.014 с.)