Общая характеристика транспорта 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая характеристика транспорта



Как отрасли материального производства

 

Термин "транспорт" происходит от латинского слова " transporto ", что значит "переношу, перевожу, перемещаю". В этом слове отражена главная суть транспорта – перемещать в пространстве любые вещества, предметы и живые объекты в виде грузов и людей (пассажиры). Однако кроме изначального смысла этот термин стал употребляться в других значениях. Так, в определенном контексте под словом "транспорт" понимают:

1) отрасль народного хозяйства, имеющую своим назначением перевозку грузов и пассажиров;

2) комплекс технических средств, обеспечивающих передвижение материальной продукции и людей;

3) собственно процесс перемещения груза или людей (пассажиров) в пространстве, который чаще обозначается словом "транспортировка";

4) поток транспортных единиц, движущийся по водному пути (суда), по улице или дороге (автомобили);

5) отдельную партию груза, следующую в определенный пункт назначения и конкретный адрес;

6) род человеческой деятельности или специальность.

Транспорту присущи все три непременных элемента, которые характерны для любой отрасли материального производства, а именно:

· средства труда, т. е. средства транспорта;

· предметы труда, т. е. объекты перевозки (грузы и пассажиры);

· целесообразная деятельность людей, т. е. труд.

Таким образом, транспорт по праву отнесен к категории материального производства, и вместе с тем он является особой отраслью, обладающей своей спецификой, которая определяет своеобразие на нем процесса производства и его продукции, а также техники, технологии, организации и управления. Понимание специфики транспорта имеет большое значение для определения места транспорта в системе народного хозяйства.

Иначе говоря, процесс производства собственно на транспорте – это само продвижение грузов и пассажиров из пунктов отправления в пункты назначения, а готовая продукция транспорта – законченная их перевозка. При этом важно понять, что в отличие от других отраслей материального производства, продукция транспорта вырабатывается и реализуется одновременно и, следовательно, ее невозможно заготовить впрок или резервировать в отличии от продукции материального производства, которую можно выработать и сложить в запас с тем, чтобы потом реализовать ее в период неожиданного сбоя или запланированного снижения текущего производства. С этой точки зрения транспорт представляет более сложную отрасль, чем любое другое материальное производство.

 

Роль и значение транспорта

 

Значение транспорта для страны исключительно велико. Он выполняет важные экономические, социальные, культурные и оборонные функции государства.

Э к о н о м и ч е с к а я роль транспорта состоит прежде всего в том, что он является органическим звеном любого производства, специализации и кооперации предприятий, а также служит для доставки всех видов сырья, топлива и продукции из пунктов производства в пункты потребления. Без транспорта немыслимо освоение новых районов и природных богатств.

Транспорт - важный фактор в экономической интеграции, а так же в международной торговле.

С о ц и а л ь н о е значение транспорта заключается в обеспечении трудовых и бытовых поездок людей, в облегчении с помощью транспорта их физического труда, в частности при перемещении больших объемов материалов в процессе производства и в быту. Транспорт способствует сохранению здоровья, предоставляя возможность людям пользоваться оздоровительными районами не только ближних, но и отдаленных районов. Он обеспечивает всем людям территориальную доступность курортов с их целебными источниками, а также специальных медицинских центров в столицах и крупных городах.

К у л ь т у р н о е значение транспорта весьма велико и многообразно. Это общение между людьми и способ удовлетворения их эстетических потребностей. Транспорт осуществляет доставку газет, журналов, книг и т. д. в населенные пункты, а также дает возможность производить международный обмен.

Мощным стимулятором роста культуры является общение широких масс народа с учеными, писателями, художниками, музыкантами, поездки на симпозиумы, конференции, фестивали, выставки и т. п.

О б о р о н н о е значение транспорта – это один из важнейших факторов обороноспособности государства. Это переброска войск и вооружения, снабжение, эвакуация людей и материально-технических ресурсов.

· О с н о в н а я з а д а ч а транспорта – полное удовлетворение потребностей промышленности, сельского хозяйства и населения в перевозках, как по объему, так и по качеству.

· К а ч е с т в о п е р е в о з о к проявляется:

· в обеспечении безопасности движения;

· сокращении сроков доставки грузов и пассажиров;

· соблюдении регулярности перевозок;

· повышении уровня комфорта;

· обеспечении полной сохранности перевозимых грузов;

· достижении более высокой экономичности перевозок.

 

1.4 Основные термины и понятия транспортной системы

 

Система в переводе с греческого языка означает целое, состоящее из частей, определенным образом упорядоченное.

Под системой понимается определенная совокупность взаимосвязанных

элементов, образующих целое, обладающее особенностями, отсутствующими у составляющих ее элементов.

Элементы системы взаимодействуют между собой. Связи зависят от типа систем.

Любая система состоит из ряда подсистем, каждую из которых можно разделить на ряд элементов.

Транспортная система – это комплекс различных видов транспорта, находящихся во взаимодействии при выполнении перевозок. Термин " транспортная система " употребляется применительно к государству, региону или крупному городу. В состав транспортной системы входят следующие в и д ы т р а н с п о р т а: железнодорожный (рельсовый); морской; речной (внутренний водный); автомобильный; воздушный; трубопроводный (включающий нефтепроводы, продуктопроводы для перекачки в основном продуктов нефтепереработки и газопроводы).

Элементами транспортной системы являются также: г о р о д с к о й транспорт, представляющий собой комплекс разных видов транспорта (метрополитен, трамвай, троллейбус, автобус и другие), функционирующих обособленно в различных городах; п р о м ы ш л е н н ы й (производственный) транспорт, к которому относятся все виды транспорта, обслуживающего непосредственно внутренние нужды собственно промышленных, сельскохозяйственных, строительных, торговых и других предприятий и организаций.

" Единая транспортная система " – понятие, подчеркивающее социально-экономическое единство всех видов транспорта.

Транспортная сеть – это совокупность всех путей сообщения, связывающих населенные пункты страны или отдельного региона (железные дороги, автодороги, воздушные и водные пути, трубопроводы). Она характеризует мощность транспорта.

Выделяют транспорт общего и необщего пользования.

Транспорт общего пользования – это транспорт, который в соответствии с действующими законоположениями должен осуществлять перевозки грузов и пассажиров независимо от того, кем они были предъявлены: госпредприятиями или учреждениями, общественной организацией, фирмой или частным лицом. К транспорту общего пользования относятся:

· железнодорожный, находящийся в ведении объединения "Белорусская железная дорога";

· морской, находящийся в ведении Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь;

· речной, находящийся в ведении Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь;

· автомобильный, находящийся в ведении Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь;

· воздушный, находящийся в ведении комитета по воздушному транспорту при Совете Министров Республики Беларусь;

· городской общественный (метро, трамвай, троллейбус, автобус, такси), находящийся в ведении горисполкомов.

Транспорт общего пользования составляет основу единой транспортной системы государства.

Транспорт необщего пользования – это ведомственный транспорт, выполняющий перевозки только своего ведомства или предприятия. Ведомственный транспорт еще называют промышленным, а небольшие по протяженности пути, например к складам, – подъездными путями. В качестве транспорта необщего пользования служат железные дороги, морской, речной, автомобильный, воздушный, трубопроводный транспорт, а также конвейерный, канатный и ряд других, находящихся в ведении соответствующих нетранспортных министерств, ведомств, предприятий.

Под магистральным транспортом понимается:

· транспорт общего пользования;

· пути сообщения, связывающие крупнейшие города и промышленные центры страны или крупного региона. Небольшие ответвления от основных магистралей, несмотря на то, что они входят в состав сети общего пользования, не считаются звеньями магистрального транспорта и обычно именуются линиями местного значения.

Немагистральным же считается промышленный и городской транспорт.

Универсальный транспорт – это транспорт, способный перевозить практически все грузы, а также пассажиров. Железнодорожный, морской, речной, автомобильный и воздушный транспорт, а также соответствующие виды городского и промышленного транспорта являются универсальными видами транспорта. Современные трубопроводы как магистрального, так и промышленного назначения, а также канатные и конвейерные виды транспорта являются специализированными, хотя отдельные перспективные проекты могут быть приспособлены к транспортированию широкого ассортимента грузов и пассажиров.

Неуниверсальный транспорт – это специализированный или специальный транспорт, предназначенный только для выполнения одного вида перевозок (грузовых или пассажирских) или для перемещения только одного рода груза (сыпучих, жидких).

Дискретный транспорт – это любой транспорт, где предметы перевозки (грузы или пассажиры) перемещаются по линиям единицами или отдельными группами (партиями) с помощью независимо движущихся транспортных единиц (автомобилей, поездов, судов, самолетов и т. п.).

Непрерывный транспорт – это такой транспорт, где предметы перевозки перемещаются в виде непрерывного потока с помощью различного рода гибких линий, шнеков, скребков, эскалаторов, а также трубопроводов. Однако трубопроводы, используемые в качестве направляющих, с движущимися в них отдельными единицами (капсулами, контейнерами, вагонами) относятся к категории дискретного вида транспорта.

" Транспортный процесс " – термин, обозначающий деятельность транспорта, направленную на обеспечение перевозки грузов и пассажиров (этот термин является аналогом понятия " процесс производства ", принятого в промышленности). Как синоним используется также термин " перевозочный процесс ", который отражает комплекс операций, выполняемых при доставке грузов и пассажиров из пунктов отправления в пункты назначения.

Каждый вид транспорта выполняет свою функцию с помощью мощного технического оснащения или комплекса технических средств, участвующих в перевозочном процессе.

С р е д с т в а т р а н с п о р т а делятся на две основные категории:

· постоянные средства, включающие собственно путь (дорогу) и стационарные сооружения со всем их оборудованием;

· подвижной состав, к которому относятся все активные (самодвижущиеся) и пассивные (прицепные) единицы, непосредственно осуществляющие передвижение грузов и пассажиров (вагоны, баржи, автоприцепы и т. п.). К самодвижущимся единицам относятся локомотивы, речные и морские буксиры, автотягачи, суда, автомобили, самолеты и т. п. Все самоходные единицы, используя энергетическую установку, обладают определенной силой тяги и мощностью для ведения составов из вагонов, барж, автоприцепов с установленной скоростью.

Характеристика транспортной системы Республики Беларусь приведена в таблице 1.1.

Состояние транспортного комплекса Республики Беларусь можно отразить следующими показателями:

· общая численность работающих в транспортном секторе экономики составляет 4 % от общей численности работающих в РБ, а доля основных фондов, приходящихся на транспорт, – 11,4 %;

· пути сообщения включают: 50,3 тыс. км автомобильных дорог, из которых 33000 км с усовершенствованным покрытием, свыше 5,5 тыс. км железнодорожных путей. Плотность автомобильных дорог на 1000 км2 составляет 337 км, что выводит РБ по этому показателю на 12 место в Европе, а на железнодорожном транспорте – 60 км на 1000 км2 территории, функционирует 7 аэропортов;

· для обеспечения работы транспорта по обслуживанию пользователей Республики Беларусь функционируют: 380 железнодорожных станционных сооружений, 26 грузовых автомобильных терминалов и 36 грузовых дворов, свыше 400 остановочных обустроенных пунктов для пригородного сообщения;

· техническое обслуживание и ремонт подвижного состава выполняются на авторемонтном заводе в г. Гомеле, двух вагоноремонтных заводах (пассажирских) и 6 вагоноремонтных депо для грузовых вагонов, специализированных локомотивных депо, специализированных заводах.

Т а б л и ц а 1.1 – Характеристика транспортной системы Республики Беларусь (1991 г.)

Виды транспорта Эксплуатационная длина путей, тыс. км Отправлено грузов Грузооборот Перевезено пассажиров Пассажиро-оборот
млн т % млн т×км % млн чело-век % млн пассажиро-км %
Железнодорожный   5,54   110,9   10,0     73,3   130,7   5,4     39,1
Автомобильный 49,3 973,6 88,3   24,7**   94,5   46,9
Речной 2,9 18,4 1,7   2,0 0,8 0,03   0,1
Воздушный 1,3* 0,0 0,0   0,04 2,1 0,1   13,9
Все виды транспорта   1102,9 100,0   100,0 2435,6 100,0   100,0
* Местные авиалинии (без перекрывающихся участков). ** Автомобильный транспорт общего и необщего пользования.

 

Белорусская железная дорога (рисунок 1.7) в настоящее время является непосредственно подчиненным Правительству Республики Беларусь государственным комплексным объединением, в состав которого входят отделения железной дороги, промышленные, строительные, автотранспортные, научно-исследовательские, проектно-конструкторские, технологические, снабженческие, торговые и другие предприятия, организации, а также учреждения образования, здравоохранения и культуры.

Удельный вес грузооборота Белорусской железной дороги в общем грузообороте всех видов транспорта республики в 1999 году составил 75,9 % (30,5 млрд тонно-км), пассажирооборот – 63,0 % (16,9 млрд пас-км). В структуре перевозок за 1999 год 36 % составляет транзит и 30,7 % перевозки во внутриреспубликанском сообщении, а остальное – ввоз и вывоз.

На Белорусской железной дороге работает более 100 тысяч человек, в том числе по основной деятельности – 78526 человек. По основным хозяйствам этот персонал распределяется следующим образом: локомотивное хозяйство – 15512; хозяйство пути – 12778; пассажирское хозяйство – 10332; вагонное хозяйство – 7828; хозяйство перевозок – 6331; грузовое хозяйство – 5637; хозяйство сигнализации и связи – 4440; хозяйство электроснабжения– 1646 человек.

Эксплуатационная длина Белорусской железной дороги составляет 5523,3 км, а развернутая длина путей: главных – 7334,7; станционных –

3696,4; приемо-отправочных – 1728,1; подъездных, обслуживающих отдельные предприятия и организации, – 1037,7 км. Общая протяженность

электрифицированных линий составляет 875, 6 км, в том числе на переменном токе – 847,0 и на постоянном токе – 28,6 км. При этом уложены рельсы типа Р65 – на 75,5; бесстыковые плети – на 52; железобетонные шпалы – на 73 % эксплуатационной длины главных путей. Автоблокировкой оборудованы 3699,8, полуавтоматической блокировкой – 1917,3, а диспетчерской

 
 
Рисунок 1.7 – Схема развития Белорусской железной дороги

 

 


централизацией – 3229,7 км эксплуатационной длины главных путей. В электрическую централизацию включено 92,7 % стрелочных переводов.

Протяженность магистральных линий связи 8879,4 км, из них кабельных линий – 6517,4 км и воздушных – 2361,7 км.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 2716; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.82.79 (0.084 с.)