Понятие транспортной услуги и ее основные особенности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие транспортной услуги и ее основные особенности



До конца ХХ в. понятие «транспортная услуга» не применялось при ор­ганизации и управлении транспортом. Под транспортной услугой понималась непосредственно перевозка, измеряемая такими валовыми показателями, как объем погрузки и выгрузки, грузооборот и т. п. Однако такой способ оценки учитывал лишь количественный аспект работы транспорта. В условиях рыноч­ной экономики в понятие «услуга» помимо объемов выполнения необходимо включать и уровень качества и сервиса, сопровождающего осуществление ус - луги.

В принципе услуга - это не создающая материальных благ деятельность по удовлетворению потребностей отдельных лиц и общества в целом. Меж­дународный стандарт ISO 8402-86 дает следующее определение: услуга - это результат деятельности или процессов (услуга как нематериальная продукция); деятельность или процесс включает предоставление услуги. Таким образом, ус­луга - это деятельность, связанная с обменом стоимостей, направленная на удовлетворение потребностей, выраженных в форме спроса, которая не сводит­ся к передаче права собственности за некоторый материальный продукт.

Транспортная услуга, как таковая, относится к сфере материального производства. Не преобразовывая непосредственно сырье и материалы, транс - порт создает потребительную стоимость. Транспортная услуга является конеч­ным процессом материального производства и одновременно начальным эта­пом производственного или конечного потребления.

В настоящее время под услугой понимается непосредственно переме­щение грузов в пространстве, а также любая операция, не являющаяся дви­женческой, но обеспечивающая его подготовку и осуществление, а именно: упаковка и маркировка грузов, их пакетирование, промежуточное хранение, предоставление грузовладельцу необходимой информации и т. п.

Таким образом, основной вид транспортной услуги - это перевозка гру­зов, но, как правило, она сопровождается предоставлением целого комплекса дополнительных услуг.

К основным транс портным услугам относятся:

- перевозка грузов, почты;

- погрузочно-разгрузочные операции (погрузка, выгрузка, перегрузка и т. д.);

-хранение грузов;

-подготовка транспортных средств к перевозке грузов;

-предоставление перевозочных средств на условиях аренды, проката;

- транспортно-экспедиционные и дополнительные операции, выполняемые при перевозке грузов, багажа и др., по обслуживанию предприятий, орга­низаций, населения;

- перегон новых и отремонтированных перевозочных средств.

Все виды материальных услуг могут выполняться только при обеспе­чении нематериальных услуг, которые сопутствуют физическому распреде­лению. К ним можно отнести маркетинговые, коммерческие, информационные услуги, услуги страхования и др. Большое число факторов, влияющих на вид и специализацию транспортной услуги, позволяет систематизировать услуги в три большие группы:

1) по признаку взаимосвязи с основной деятельностью предприятий раз­личают:

- перевозочные услуги;

- непер евоз очные ус луги;

2) по виду потребителя, которому предоставляется услуга:

- внешние услуги предоставляются нетранспортным предприятиям и орга­низациям;

- внутренние услуги предоставляются другим предприятиям и орга­низациям транспортных отраслей;

3) по характеру услуги:

- технологичес кие;

- коммерческие;

- информационные и др.

В силу того, что транспорт, являясь сферой материального производства, не производит вещественной продукции как таковой, транспортная услуга име­ет ряд специфических особенностей:

1. транспортная услуга является продолжением процесса производства в сфере обращения; процесс производства заканчивается в момент переда­чи продукции ее потребителю. Сама по себе транспортная услуга сущест­вовать не может, она обязательно обеспечивает коммерческую деятель­ность нетранспортных предприятий;

2. услуга не может существовать вне процесса ее производства, а значит, нельзя сформировать запасы услуги;

3. предоставление услуги - это продажа процесса труда, а значит, качество услуги - это качество ее выполнения, т. е. качество труда;

4. потребительная стоимость услуги возникает при строгом соблюдении временных ограничений, направления движения товара и других условий, что сужает возможность ее конкурентной замены;

5. спрос на услуги подвержен резким колебаниям в зависимости от времен­ных и пространственных параметров, транспорт не имеет ресурсов, по­зволяющих сглаживать неравномерности спроса.

Спрос на услуги конкретного вида транспорта определяется, в частности, развитием в регионе других видов транспорта, степенью их интеграции, уров­нем транспортных тарифов, качеством сервиса, предоставляемого по­требителям различными видами транс портных предприятий и организаций. Выделяют два основных направления организации транспортных услуг:

1) приспособление ассортимента предлагаемых услуг к конкретным спе­цифическим условиям перевозки товара грузовладельцев;

2) активное формирование потребности, а значит, и спроса на транс - портную услугу.

Проблема эффективности распределения товаров и повышения уровня качества транспортного обслуживания в условиях рыночной экономики связана с проблемой качества услуг. Только высокий уровень качества обслуживания помогает транспортным предприятиям занять и удержать экономическую нишу на рынке транспортных услуг. При этом высокий уровень сервиса и эффектив­ности обслуживания должен сопровождаться соответствующим уровнем мате­риально-технического обеспечения, а именно: развитой системой складских и контейнерных терминалов, современной погрузочно-разгрузочной техникой, электронными средствами информации и управления.

При обеспечении высокого качества транс портных услуг возникает сле­дующая проблемная ситуация. Транспортные предприятия и организации пы­таются достичь высокого качества перевозки путем предоставления заказчикам как можно большего количества сопутствующих транспортных услуг. Однако такое комплексное обслуживание с более широким ассортиментом, чем это не­обходимо потребителю, существенно повышает стоимость транспортной услу­ги, что может значительно повысить цену перевозимого груза.

Поэтому при выборе того или иного комплекса транспортных услуг сле­дует учитывать целесообразность и выгодность их использования.

Контрольные вопросы:

1. Дайте определение транспорту и транспортной системе.

2. Перечислите основные функции транспорта. В чем заключается их значение?

3. Назовите основные признаки классификации видов транспорта.

4. Перечислите элементы транспортной системы.

5. Дайте определение транспортной услуге. Какие виды обслуживания она включает?

6. Какие существуют основные виды транспортных услуг?

7. Какими особенностями обладает транспортная услуга?


УСЛОВИЯ ПОСТАВКИ ТОВАРА КАК ОСНОВА ВЫБОРА СХЕМЫ ТРАНСПОРТИРОВКИ.

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ТРАНСПОРТНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Базисные условия поставки

Транспорт обеспечивает одно из важнейших условий любого коммер­ческого договора - поставку товара. Поэтому в договоре купли-продажи не­обходимо отдельными главами выделять такие важные моменты, как базисные условия поставки, сроки поставки, транспортное страхование и др.

При заключении договора купли-продажи в международной и внутри- российской предпринимательской деятельности следует грамотно оговаривать условия купли-продажи товара. Простые, унифицированные положения дого­вора, определяющие взаимоотношения сторон, могут стать причиной недора­зумений. Подробное же изложение прав и обязанностей покупателя и продавца приводит к снижению риска того, что стороны по-разному трактуют условия договора.

Система обязательств между продавцом и покупателем при различных факторах, влияющих на коммерческую деятельность (куплю-продажу), назы­вается базисными условиями поставки.

В торгово-транспортной практике с течением времени выработался ряд традиций, которые уже не было смысла расшифровывать, а достаточно было просто обозначить их в контракте. В 1936 г. Международная торговая палата создала сборник таких торгово-транспортных правил «ИНКОТЕРМС» (Incoterms), которые официально регламентируют определенные права и обя­занности сторон при исполнении условий договора.

С момента издания «ИНКОТЕРМС» в 1936 г. они редактировались в 1953, 1967, 1976, 1980, 1990 одах. Такая регулярность корректировки междуна­родных терминов связана с постоянно меняющейся экономической обста­новкой в мире, а также с накоплением опыта в сфере коммерческой деятель­ности. Последняя редакция «ИНКОТЕРМС» была осуществлена в 2000 г. Текст издания 2000 г. существенно отличается от редакции 1990 г. «ИНКОТЕРМС- 2000» учитывает появление и развитие зон, свободных от таможенных плате­жей. Введение в практику электронных платежей нашло отражение в междуна­родных терминах. В данной редакции также принято во внимание, что техноло­гия перевозочных процессов все время прогрессирует.

Следует отметить, что, несмотря на то, что «ИНКОТЕРМС» официально рекомендован для обеспечения международных контрактов, он широко исполь­зуется при составлении договоров между российскими предпринимателями для поставок товаров внутри страны.

Опыт коммерческой деятельности показывает, что практика самостоя­тельного составления базисных условий почти всегда ведет к недоразумениям и ошибкам, которые впоследствии могут привести к убыткам и конфликтам меж­ду покупателем и продавцом.

Термины же «ИНКОТЕРМС» учитывают целый ряд условий, обеспе­чивающих коммерческую и юридическую основу взаимоотношений между сторонами. Официальное описание каждого термина начинается с краткого оп­ределения, а затем идет более детальное описание прав и обязанностей как про­давца, так и покупателя. Всего в каждом термине выделено по 10 стандартных пунктов, которые повторяются во всех терминах, но расшифровываются в со­ответствии с понятием каждого отдельного термина. В официальном издании «ИНКОТЕРМС» перечисление обязанностей представлено в следующем виде:

А. ОБЯЗАННОСТИ ПРОДАВЦА Б. ОБЯЗАННОСТИ ПОКУПАТЕЛЯ
А.1. Предоставление товара в соот­ветствии с договором. Б.1. Уплата цены.
А.2. Лицензии, свидетельства и иные формальности Б.2. Лицензии, свидетельства и иные формальности
А.3. Договоры перевозки и страхова­ния Б.3. Договоры перевозки и страхова­ния
А.4. Поставка Б.4. Принятие поставки
А.5. Переход рисков Б.5. Переход рисков
А.6. Распределение расходов Б.6. Распределение расходов
А.7. Извещение покупателю Б.7. Извещение продавцу
А.8. Доказательства поставки, транс - портные документы или эквивалент­ные электронные сообщения Б.8. Доказательства поставки, транс - портные документы или эквивалент­ные электронные сообщения
А.9. Проверка - упаковка - марки­ровка Б.9. Проверка - упаковка - марки­ровка
А.10. Другие обязанности Б.10. Другие обязанности

 

Всего в «ИНКОТЕРМС» содержится 13 базисных условий поставки, ко­торые разделены на четыре группы: «Е», «F», «С», «D»; целесообразно кратко рассмотреть каждый термин.

Группа «Е». Отправление.

EXW (ЕХ WORKS) ФРАНКО-ЗАВОД (название места). Согласно дан­ному термину считается, что продавец выполнил все свои обязательства по по­ставке, если он предоставил товар покупателю на территории своего пред­приятия или в другом названном месте. Все расходы, связанные с погрузочно­разгрузочными работами, транспортировкой, а также с оплатой таможенных пошлин, несет покупатель.

Группа «F». Основная перевозка не оплачена.

FСА (FREE CARRIER) ФРАНКО-ПЕРЕВОЗЧИК (название меcта). Дан­ное условие предполагает, что продавец доставляет перевозчику товар, про­шедший таможенную очистку, в место, указанное покупателем. В этом случае выбор места передачи товара существенно влияет на условия по обеспечению погрузочно-разгрузочных работ. Если передача товара происходит на террито­рии, принадлежащей продавцу, то он и ответствен за отгрузку товара. В случае, если поставка осуществляется на другой территории, то продавец товара ответ­ственности не несет. Под термином «перевозчик» понимается любое лицо, ко­торое на основании договора перевозки обязуется осуществить или организо­вать перевозку посредством любого вида транспорта. Данный термин исполь­зуется при транспортировке любым видом транспорта, включая смешанные пе­ревозки.

FAS (FREE ALONGSIDE SHIP) ФРАНКО ВДОЛЬ БОРТА СУДНА (на­звание порта отгрузки). Согласно этому термину продавец считается выпол­нившим свои обязательства в момент, когда товар размещен вдоль борта судна на причале или на лихтерах в указанном порту отгрузки. С этого времени все расходы и риски переходят на покупателя. Продавец также осуществляет таможенную очистку товара для экспорта (в отличие от редакции 1990 г., где таможенная очистка производилась покупателем). Данный термин применяется исключительно для перевозок водным видом транспорта.

FОВ (FREE ON BOARD) ФРАНКО-БОРТ (название борта отгрузки). Термин означает, что продавец исполнил все свои обязанности тогда, когда то - вар перешел через поручни названного судна в порту отгрузки, указанном в до­говоре. С этого момента времени все расходы и риски ложатся на покупателя. Ответственность за таможенную очистку товара для экспорта в данном случае возлагается на продавца. Данный термин используется только для перевозок водным видом транспорта.

Группа «С». Основная перевозка оплачена.

CFR (COST AND FREIGHT) СТОИМОСТЬ И ФРАХТ (название порта назначения). Этот термин возлагает на продавца обязанность расчетов за пе­ревозку товара до порта назначения и фрахт судна; оплата расходов по тамо - женной очистке также является обязанностью продавца. В соответствии с этим условием считается, что продавец выполнил все свои обязательства в момент времени, когда товар перешел через поручни судна в порту отгрузки. Тогда же, несмотря на оплаченную продавцом перевозку, риск потери и повреждения то - вара, а также непредвиденные расходы, которые возникают в процессе перевоз­ки, переходят на покупателя. Данный термин может применяться только при перевозке водным видом транспорта.

CIF (COST, INSRANCE AND FREIGHT) СТОИМОСТЬ, СТРАХОВАНИЕ И ФРАХТ (название порта назначения). Согласно этому термину на продавца возлагаются расходы по перевозке груза до порта назначения, расчеты за фрахт судна, страхование товара от риска потери или повреждения груза в пути сле­дования в пользу покупателя. Также продавец несет ответственность за тамо - женную очистку товара, предназначенного на экспорт. Считается, что продавец выполнил свои обязательства с момента пересечения товаром поручней зафрах­тованного судна в порту отгрузки. Однако, несмотря на то, что перевозка и страхование данного груза были оплачены продавцом до порта назначения, все расходы и риски в пути следования товара несет покупатель с момента перехо­да товара через поручни в порту отгрузки. Следует оговорить, что согласно данному базисному условию поставки продавец обеспечивает страхование с минимальным покрытием. Данный термин используется только при перевозке груза водным видом транспорта.

СРТ (CARRIAGE PAID ТО) ФРАХТ/ПЕРЕВОЗКА ОПЛАЧЕН ДО (на­звание места назначения). Данный термин предполагает, что продавец передает груз указанному в договоре перевозчику, а также берет на себя обязательства по очистке от таможенных платежей товара, предназначенного на экспорт, и оплачивает непосредственно транспортировку грузов. Покупатель несет все расходы и риски потери или повреждения товара в пути следования до пункта назначения с момента передачи товара продавцом перевозчику. Если транспор­тировка оговоренной партии товара осуществляется несколькими перевозчика­ми, то переход расходов и рисков происходит в момент передачи товара перво­му из перевозчиков, которым был передан груз. Перевозчиком считается лицо, принявшее на себя обязательство обеспечить процесс перевозки товаров лю­бым видом транспорта. Данный термин можно применять при транспортировке груза любым видом транспорта.

CIP (CARRIAGE AND INSURANCE РAID ТО) ФРАХТ/ПЕРЕВОЗКА И СТРАХОВАНИЕ ОПЛАЧЕНЫ ДО (название места назначения). Согласно это­му термину продавец обязан передать груз перевозчику. В обязанности продав­ца входят очистка товара от таможенных пошлин, оплата транспортировки то - вара, указанного в договоре пункта назначения. Кроме того, на продавца возла­гается обязанность обеспечения страхования товара от рисков потери или по­вреждения в пути следования. Продавец обязан заключить договор страхования и оплатить страховые взносы, которые бы обеспечивали минимальное покры­тие. Страхование производится в пользу покупателя. Однако все расходы и риски порчи или повреждения товара в пути следования несет покупатель. Счи­тается, что продавец выполнил свои обязательства в момент передачи товара перевозчику. Данный термин используется при перевозке любым видом транс - порта.

Группа «D». Прибытие.

DAF (DELIVERED АТ FRONTER) ПОСТАВКА ДО ГРАНИЦЫ (название места поставки). Согласно данному условию считается, что продавец полно­стью выполнил обязательства перед покупателем в тот момент, когда предоста­вил покупателю товар на границе в пункте, оговоренном базисным условием. При этом товар должен быть неразгруженным и находиться на подвижном со­ставе. Продавцу необходимо обеспечить таможенную очистку товара только для экспорта (таможенная очистка для импорта продавцом не предусматрива­ется). Под термином «граница» понимается любая граница между государства­ми, поэтому очень важно конкретно указать место или пункт на пограничном переходе, куда должен быть доставлен груз. Данный термин применяется при перевозке грузов сухопутными видами транспорта.

DES (DELIVERED ЕХ SHIP) ПОСТАВКА С СУДНА (название порта на­значения). В соответствии с данным термином считается, что продавец выпол­нил обязательства перед покупателем в момент, когда он предоставил груз в распоряжение покупателя на борту судна в указанном порту назначения. При этом груз не должен быть очищен от таможенных пошлин для импорта. В дан­ном случае продавец несет все расходы и риски по доставке груза в порт назна­чения. Риски, связанные с выгрузкой груза с судна, несет покупатель. Данный термин может применяться при перевозке груза водным видом транспорта или при смешанных перевозках, когда товар прибыл в порт назначения на судне.

DEQ (DELIVERED ЕХ QUAY) ПОСТАВКА С ПРИСТАНИ (название порта назначения). Этот термин означает, что продавец исполнил все свои обя­зательства перед покупателем в момент, когда товар предоставлен в рас - поряжение покупателя на пристани указанного порта назначения. При этом на продавца не возлагаются обязанности по очистке груза от таможенных пошлин для импорта. Продавец несет все расходы и риски, связанные с перевозкой гру­за и выгрузкой его на пристань. Данный термин можно использовать только при перевозке груза водным видом транспорта.

DDU (DELIVERED DUT YUNPEID) ПОСТАВКА БЕЗ ОПЛАТЫ ПО - ШЛИНЫ (название места назначения). Данный термин предполагает, что про­давец выполнил все свои обязательства по контракту в момент передачи поку­пателю товара в месте назначения, указанном в договоре. При этом предполага­ется, что к этому времени товар не прошел таможенную очистку для импорта и остается не выгруженным из транспортного средства. Продавец обязан нести все расходы и риски, связанные с транспортировкой товара до места назначе­ния. Ответственность за проведение таможенной очистки, а также за оплату та­моженных формальностей, таможенных сборов и налогов должен нести поку­патель. Ответственность, риски и расходы за выгрузку, и перегрузку товара возлагаются на того, от чьего имени был указан пункт назначения. Данный термин может применяться при транспортировке любым видом транспорта.

DDP (DELEIVERED DUTY PAID) ПОСТАВКА С ОПЛАТОЙ ПО - ШЛИНЫ (название места назначения). Данный термин означает, что продавец предоставляет не выгруженный с транспорта товар в распоряжение покупателя в указанном месте назначения. При этом продавец несет ответственность за транспортировку товара, включая (где это требуется) любые сборы для импорта в страну назначения. Данный термин не может применяться, если продавец прямо или косвенно не может обеспечить получение импортной лицензии. Данный термин применяется при поставке любым видом транспорта.

Важной особенностью «ИНКОТЕРМС» как официального документа яв - ляется то, что термины можно редактировать в зависимости от пожеланий сто­рон. Практика показывает, что в некоторых случаях может понадобиться кор­ректировка, более конкретно отвечающая требованиям покупателя и продавца. Однако в этом случае требуется подробное описание намерений сторон, для то - го чтобы избежать разногласий. Например, при применении условия «EXW, включая погрузку», следует отдельно оговорить, что при погрузке товара про­давцом на своей территории он несет или не несет ответственность за риски, связанные с погрузкой.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 24507; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.80.129.195 (0.045 с.)