Сроки поставки товаров, предусматриваемые в коммерческих контрактах 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сроки поставки товаров, предусматриваемые в коммерческих контрактах



Транспортные условия представляют собой особый раздел в договоре ку­пли-продажи.

Выбранная схема перевозки товара в значительной степени влияет на та­кой важный раздел договора купли-продажи, как сроки поставки товаров. Срок поставки представляет собой фактическую дату исполнения продавцом обяза­тельств, предусмотренных базисными условиями контракта.

К примеру, базисные условия предполагают, что срок поставки товара за­канчивается:

- EXW - в момент извещения покупателя о готовности к передаче;

-FCA - в момент выдачи железнодорожной или автомобильной на­кладной;

-DAF - на дату штемпеля станции со стороны покупателя на желез­нодорожной или автомобильной накладной;

- CIP - на дату транспортного документа, подтверждающего принятие груза первым перевозчиком, и т. д.

В случае необходимости стороны договора могут оговорить в контракте иные условия, считающиеся исполнением обязательств по срокам поставки то - вара. При этом нужно учитывать соответствие раздела договора, обусловли­вающего сроки поставки, с другими положениями договора, например, момент перехода с продавца на покупателя рисков порчи и утраты товара, покрытие транспортных рисков страхованием и т. п.

Для более четкого соблюдения обязательств сторона, отвечающая за пе­ревозку по определенному контракту, должна также уметь рассчитывать сроки непосредственной доставки груза из пункта отправления в пункт назначения. На железнодорожном транспорте срок транспортировки определяется за весь путь следования исходя из следующих норм:

- срок на отправление/прибытие - двое суток;

- срок на перевозку повагонной отправкой на каждые начатые 200 тариф­ных километров в пределах каждой дороги, участвующей в перевозке, - одни сутки.

Течение срока доставки груза начинается с 00 ч. дня, следующего за днем, в который груз принят к перевозке. О дне погрузки груза в накладной должна быть сделана отметка.

На железной дороге при совершении внешнеэкономических перевозок срок доставки удлиняется на двое суток при погрузке в вагоны другой ширины колеи, при смене колесных пар вагонов на пограничных станциях и при паром­ной переправе вагонов.

Срок доставки считается выполненным, если груз прибыл на место на­значения до истечения срока доставки и может быть доставлен в распоряжение получателя, о чем перевозчик уведомляет получателя. Порядок уведомления устанавливается внутренними правилами.

При осуществлении междугородных перевозок автомобильным транс - портом существуют особые условия расчета сроков доставки груза. Так, многие современные нормативно-правовые документы предусматривают макси­мальный срок доставки товара автомобильным транспортом из расчета 2000 км в месяц.

В большинстве случаев нарушение срока доставки происходит по вине перевозчика, который несет материальную ответственность за данное нару­шение, предусмотренную договором перевозки либо нормативно-правовыми актами.

С начала 80-х годов ХХ в. широкое распространение получили системы «Канбан» и «Just in time» (точно в срок), построенные на основе точного рас - чета времени на транспортировку сырья и продукции, что позволяет сущест­венно снизить затраты на складирование, и увеличить скорость оборачивае­мости оборотных средств.

«Канбан» - система эффективной синхронизации многоэтапного произ­водства и доставки сырья, материалов и комплектующих. Высокая экономи­ческая эффективность данной производственно-транспортной системы осу­ществляется при помощи так называемых карточек «канбан», прикрепляемых к комплектующим изделиям, поступающим на транспортную линию (или на внутрипроизводственный конвейер), и формирующих своим обращением гиб­кий текущий производственный график.

Точно в срок - система синхронного производства и поставки материалов, деталей и комплектующих изделий к месту производственного потребления или в торговую сеть в требуемом количестве и в нужное время.

Использование схем поставки, в которых сроки транспортировки тща­тельно рассчитаны, доказательство их эффективности привели к тому, что предприниматели стали предъявлять более высокие требования к времени дос - тавки. Реализация данных систем достигается при соблюдении принципов строго по графику и увеличении скорости транспортных средств.

К примеру, в Европе многие промышленные предприятия сократили склады сырья с трехмесячной до месячной потребности производства. Япон­ские заводы по производству электронной аппаратуры вообще отказались от складов и стали использовать в производстве материалы и комплектующие сра­зу после транспортировки.

Однако такая система опасна тем, что отсутствие запасов в случае чрез­вычайных форс-мажорных ситуаций может привести к срыву плана производ­ства. В качестве примера можно привести автомобильный завод «Тойота», ра­ботающий по принципу «точно в срок». В феврале 1997 г. на одном из заводов, производящем комплектующие детали, произошел пожар. В результате «Тойо­те», отказавшейся от складов запасных частей, пришлось сократить выпуск ав- томобилей на 100 тыс. штук.

Поэтому при согласовании сроков поставки стороны должны реально учитывать окружающую экономическую рыночную среду и подстраховываться на случай непредвиденных неприятностей. В частности, сроки поставки грузов можно согласовать с перевозчиком или предусматривать не слишком жесткие сроки поставок.

В ситуации, когда для покупателя теряется смысл получения товара по истечении определенной даты или события, в контракте должно быть точно оговорено, что по истечении определенного срока или наступления даты обяза­тельства продавца поставить товар и покупателя принять товар прекращаются. Поэтому коммерсанту важно рассчитывать срок транспортировки не только для снижения затрат, но и даже для того, чтобы сделка не сорвалась.

В тех случаях, когда в договоре купли-продажи по какой-либо причине не предусмотрена дата поставки, обязательства продавца должны быть исполнены в разумные сроки (ст. 314 ГК РФ). Под разумными сроками в данном случае понимается время, необходимое для производства заказанного товара и его оперативной транспортировки.

Транспортное страхование

Транспортное страхование является подразделом имущественного стра­хования. Само имущественное страхование представляет собой страхование имущества физических и юридических лиц, находящегося в собственности страхователя либо арендуемого им. Страховщик несет ответственность за пря­мой физический ущерб, нанесенный имущественным ценностям. Наряду с воз­мещением убытков страховщик должен предусмотреть проведение ме­роприятий по предотвращению или снижению потерь, обеспечению сохран­ности имущества.

Различают два вида транспортного страхования: страхование груза на пе­риод транспортировки и страхование средств перевозки грузов.

Каско - страхование транспортных средств. В зависимости от вида транс - порта каско подразделяется на:

- страхование средств наземного транспорта. Объектом данного вида страхования являются имущественные интересы, связанные с владением, пользованием и распоряжением наземным транспортным средством, вследствие повреждения или уничтожения, а также его угона или кражи;

- страхование средств воздушного транспорта. Данный вид - предпо­лагает страхование на случаи повреждения или уничтожения, угона, кра­жи транспортных средств, а также их комплектующих, включая моторы, мебель, внутреннюю отделку, оборудование.

- страхование средств водного транспорта. К рискам, связанным с владе­нием, пользованием, распоряжением средствами водного транспорта, от­носятся повреждение или уничтожение, угон, кража подвижного состава, моторов, такелажа, внутренней отделкой, оборудования и т. д. Особенностью страхования средств транспорта является его кратко­срочный характер. Обычно это годичное страхование при наличии франшизы и ограниченности ответственности. Например, при речном страховании судно не страхуется от пропажи без вести, за убытки, связанные с буксированием, а при страховании самолетов не страхуются опасность от обветшания, от полетов на приз, а также военные полеты.

Карго - страхование грузов от рисков потери, порчи или повреждения то - вара в пути следования. Объектом данного вида страхования являются имуще­ственные интересы лица, в пользу которого был заключен договор страхования; страховой случай наступает в момент повреждения, уничтожения, пропажи грузов, потери ими своих качественных свойств и т. д. во время владения, поль­зования или распоряжения грузом стороной коммерческих отношений, на кото­рой лежат вышеперечисленные виды рисков.

Страхование грузов имеет ряд особенностей:

1. страховой полис может свободно передаваться друг другу сторонами коммерческих отношений, при этом не требуется никакого заявления, так как страхование совпадает с погрузкой;

2. возможно страхование груза с покрытием выше его стоимости;

3. существуют возможности страхования грузов по так называемому ге­неральному полису.

Генеральный полис представляет собой договор страхователя со стра­ховщиком, в котором оговаривается страхование всех отправляемых грузов данного лица в течение определенного периода времени. При наличии такого договора период страхования начинается с уведомления страховщика об от­правке очередной партии груза. При этом страховщик экономит накладные расходы, связанные с оформлением договора страхования для каждой от­дельной партии груза. При возникновении необходимости возможно пре­кращение действия генерального полиса до окончания срока его действия, но с предварительным заявлением.

Тарифная ставка при страховании груза устанавливается в процентах от страховой суммы и зависит от стоимости и вида груза, вида транспортного средства и факторов, характеризующих степень риска.

В международной практике транспортного страхования выделяют три вида правил страхования и соответственно три вида полисов:

- полис Ллойда (Английский полис) применяется в Англии, США, Японии, Канаде, Австралии;

- Гамбургский (немецкий) полис используется в Германии, Скандинавских странах, России;

-Марсельский (южный) полис распространен в Италии, Испании, во Фран­ции.

В коммерческой деятельности транспортное страхование обеспечивает страхователю возмещение его убытков, связанных с повреждением или утратой грузов в период их транспортировки. Этот раздел договора купли-продажи включает следующие основные условия: что страхуется, от каких рисков, кто страхует, на какую сумму и в чью пользу осуществляется страхование. Условия страхования груза на период транспортировки предусматривают все виды рис - ков, кроме нижеследующих:

- те, которые произошли по вине страхователя в связи, например, с ненад­лежащей упаковкой товара;

- те, которые являются следствием физико-химических свойств товара, на­пример, самовозгорание, отмокание, гниение т. д.;

- тех, которые произошли вследствие нарушения режима транспортировки: намокание, выветривание, порча из-за несоблюдения температурного ре­жима перевозчиком и т. д.;

- военные риски, риски от забастовок, мятежей и иных гражданских волне­ний.

При осуществлении внутрироссийской купли-продажи следует особо уделить внимание транспортному страхованию в связи с повышенной кри­миногенной обстановкой в стране.

Контрольные вопросы:

1. Какие взаимные обязательства сторон содержат базисные условия контрактов?

2. Какие преимущества дает применение «ИНКЮТЕРМС-2000» при составлении и исполнении контрактов?

3. Как определяется время выполнения обязательств продавцом по срокам поставки товаров?

4. Какие непредвиденные ситуации могут возникнуть перед про дав- цом при поставках товаров по схеме «точно в срок»?

5. Каковы основные условия транспортного страхования?

6. Кем и за чей счет может быть осуществлено дополнительное стра­хование от форс-мажорных рисков?

7. В каких случаях, за чей счет и в чью пользу страхуется груз по тре - бованию покупателя?

8. Какая из сторон принимает решение о необходимости и условиях страхования грузов, если такие обязательства не содержат «ИНКО- ТЕРМС-2000», или он не принят сторонами за основу базисных условий?


ГРУЗОВЫЕ ПЕРЕВОЗКИ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1254; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.181.209 (0.035 с.)