Понятие груза. Классификация грузов и их основные характеристики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие груза. Классификация грузов и их основные характеристики



Необходимость перемещения коммерческого товара от места произ­водства к месту потребления определяет то, что некоторое время товар является грузом.

Груз - материальные ценности и товары с момента принятия к транс - портировке у грузоотправителя до момента сдачи грузополучателю. Груз об­ладает рядом индивидуальных свойств, которые влияют на особенности его пе­ревозки, перегрузки и хранения. Совокупность таких условий, обеспечивающих качественную перевозку, называется транспортной характеристикой груза.

Основным фактором, влияющим на технологию транспортировки груза, являются физико-химические свойства груза. Они определяют вид тары и под­вижного состава, погрузочно-разгрузочные работы, режим хранения, а также меры безопасности при перевозке. На каждом виде транспорта существует своя классификация грузов.

I. Массовые грузы - грузы, отправляемые, как правило, большими объ­емами, обеспечивающими полную загрузку подвижного состава. Различают следующие виды массовых грузов:

-насыпные и навалочные грузы. Данный вид груза перевозится без тары в открытом подвижном составе. К насыпным грузам относятся в основном зерно и семена всех видов сельскохозяйственных культур; к навалочным

- уголь, песок, гравий, камень, руда и др.;

- наливные грузы. Жидкие грузы перевозятся в специализированном под­вижном составе (цистернах, наливных танкерах) и требуют сложной по­грузочно-разгрузочной техники. К данному виду грузов относятся раз­личные нефтепродукты;

- строительные материалы. В зависимости от характера и их качества мо­гут перевозиться в крытом или открытом подвижном составе. К данному виду груза относятся различные изделия из дерева и железобетона, кир­пич и др.

II. Генеральные, или тарно-штучные, грузы. Данный вид грузов перево­зится упакованным в крытом подвижном составе. В зависимости от вида упаковки различают грузы:

-мешковые - в мешках упаковывают грузы, не требующие защиты от механических повреждений;

-киповые - в кипы и тюки упаковывают естественные и искусственные волокна и изделия из них; в тюках перевозится непрессованный матери­ал, а в кипы прессуют хлопок и джут;

- катно-бочковые - грузы, упакованные в бочках-барабанах или рулоны; в

металлических бочках перевозят горючие жидкости (топливо, смазку,

растворители), в деревянных - сухие химические и пищевые продукты;

- ящиковые - грузы, упакованные в ящики, типоразмеры которых регла­ментированы ГОСТом;

- пакетные.

К физическим характеристикам груза относятся: длина, ширина, высота, диаметр, основной мерой линейных размеров является метр. Основной еди­ницей измерения объема является кубический метр, а на морском транспорте - регистровая тонна (2,83 м3). В зависимости от физических размеров штучные грузы также подразделяются на:

- негабар итные;

- тяжеловесные;

- легковесные.

Объемы, определяющие, к какой категории относится данный груз, на различных видах транспорта различные. Так, тяжеловесным грузом на желез­нодорожном транспорте считается такой груз, масса одного места которого пре­вышает 0,5 т, на водном - свыше 1 т, на автомобильном - свыше 3 т. К легко­весным относятся, как правило, те грузы, 1 т массы которых занимает объем бо­лее 2 м. Негабаритными называются грузы, размеры которых выходят за пре­делы габаритов подвижного состава.

III. Особорежимные грузы - грузы, которые хранят и перевозят при условии соблюдения специальной, строго установленной технологии. К данной группе относятся опасные грузы, скоропортящиеся грузы, живой скот и сырые животные продукты. Структура грузооборота по видам транспорта общего пользования представлена на рис. 1.6

Рис. 1.6 Структура грузооборота по видам транспорта общего пользования

При учете транспортных показателей масса груза состоит из полной массы непосредственно груза (масса нетто) и массы тары, в которой этот груз пе­ревозится. Такая интегрированная масса называется массой брутто. На же­лезнодорожном транспорте в массу брутто входит масса подвижного состава. Обязательным условием приема груза к перевозке является правильная мар­кировка. Правила маркировки грузов не зависят от вида транспорта и регла­ментируются Правилами перевозок грузов. Маркировка товара - надписи, изо­бражения и условные обозначения, помещенные на таре, бирках или не­посредственно на товаре, необходимые для учета груза и обеспечивающие ме­ры по сохранности при транспортировке. В связи с этим следует наносить мар­кировку так, чтобы она была хорошо видна и сохранялась до конца перевозки. Различают следующие виды маркировки:

- товарная (фабричная) маркировка содержит информацию для получателя о товаре - наименование товара, название производителя, его адрес, ГОСТ и др.;

-отправительская маркировка содержит номер и число мест, наименование и адрес грузоотправителя и грузополучателя, пункт отправления и пункт назначения;

- специальная (предупредительная) маркировка содержит сведения о спо­собе хранения и погрузочно-разгрузочных работах, производящихся с данным видом груза;

- транспортная маркировка наносится для учета и контроля за транспортировкой груза; представляет собой дробь, в числителе которой по­рядковый номер, присваиваемый грузу в месте приема к перевозке, в знаменателе - число мест данной отправки, рядом с дробью наносится номер грузовой накладной. На тарноштучных грузах указываются масса брутто и нетто.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 950; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.246.203 (0.006 с.)