ПРОГРЕССИВНЫЕ ТРАНСПОРТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ (ТТС) ПРИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПЕРЕВОЗКАХ ГРУЗОВ



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ПРОГРЕССИВНЫЕ ТРАНСПОРТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ (ТТС) ПРИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПЕРЕВОЗКАХ ГРУЗОВ



 

Приспособление транспортных систем к новым условиям работы и ко все более возрастающим концентрированным грузопотокам привело к возникновению и внедрению современных транспортных технологий, базирующихся на использовании прогрессивных типов высокопроизводительного погрузочно-разгрузочного оборудования. Внедрение современных транспортно-технологических систем (транспортных цепей) предусматривает выравнивание уровней технологического развития материальной базы всех видов транспорта, входящих в систему перевозки данного вида грузов.

Потребность в транспортировке грузов, требующих особых условий перевозки, а также в широком внедрении в практику современных более сложных в технологических и организационных отношениях транспортных технологий возрастает. И в целях удовлетворения этих потребностей организуются международные транспортные цепи, введение которых в эксплуатацию требует от всех их участников (складов, таможенных и портовых организаций, перевозочных предприятий) четкого сотрудничества и технологического совершенствования системы.

Под ТТС понимается комплекс взаимосвязанных технических, технологических, экономических, правовых и организационных мероприятий в сфере производства, торговли, транспортировки товаров, перевозимых «от двери до двери» на конкретных полигонах транспортной системы с целью достижения максимального эффекта от применения современных способов перевозки грузов транспортной технологии.

В западной литературе такой комплекс носит название «транспортная цепь».

Стремление содействовать облегчению таких перевозок, достижению единообразных предписаний в перевозочных документах, технических требований при международных перевозках вызвало необходимость разработки и внедрения в практику ряда Конвенций, регулирующих эти специальные международные перевозки грузов.

В настоящее время формируется панеевропейская транспортная система. Международные мультимодальные транспортные коридоры прокладываются с таким условием, чтобы исключить параллельные грузовые потоки, которые могут подорвать экономическую жизнедеятельность уже действующих цепочек. В Европе чаще всего проводят грань между мультимодальными и смешанными перевозками. Мультимодальные перевозки – перевозки, когда перемещаются модули: груз упакован в контейнеры, в «пакеты» на поддонах или трейлерах.

Приспособление транспортных систем к новым условиям работы и ко всем более возрастающим и концентрированным грузопотокам привело к внедрению современных транспортных технологий, базирующихся на использовании прогрессивных типов высокопроизводительного погрузочно-разгрузочного оборудования и широкого внедрения в транспортный процесс электронно-вычислительной техники.

Внедрение современных транспортно – технологических систем (транспортных цепей) предусматривает выравнивание технического развития материальной базы всех видов транспорта, входящих в систему перевозки данного вида грузов. Поэтому требования к транспортным средствам со стороны грузовладельцев стали относиться не к одному виду транспорта, а стали общими для всех видов перевозок.

Научно-технические достижения в различных отраслях науки и производства дали возможность создать новые транспортные средства, более полно отвечающие современным требованиям к перевозочному процессу.

В настоящее время почти на всех видах транспорта в области совершенствования подвижного состава отмечается:

1) широкая дифференциация транспортных средств по грузоподъемности и скорости передвижения с целью предоставления возможности выбора оптимального варианта;

2) повышение экономичности перевозочных средств с учетом экономического фактора путем совершенствования их конструкции;

3) узкая специализация транспортных средств для перевозки груза с учетом его свойств, характеристики или приспособленности к перевозке специальных укрупненных грузовых мест (контейнеров, контрейлеров, пакетов, трейлеров, полуприцепов, лихтеров, барж, вагонов, съемных кузовов и т.д.).

При конструировании новых транспортных средств обычно учитываются следующие основные принципы:

1) комбинирование разных видов транспорта в процессе перемещения груза с целью избежать его перегрузки в процессе транспортировки;

2) укрупнение грузовых единиц для повышения интенсивности грузовых операций при наименьших трудовых и материальных затратах;

3) применение новых принципов движения с целью резкого повышения скорости доставки ценных грузов.

Промышленная революция создала такие отрасли хозяйства, как нефтеперерабатывающая, угольная промышленность, строительная и химическая индустрия, а урбанизация привела к необходимости массовых перевозок скоропортящихся продуктов и товаров массового спроса. В результате началось создание вместо вагонов, полувагонов и платформ транспортных средств второго поколения – цистерн, танкеров, цементовозов и т.д.

Впоследствии создавались контейнеры (во второй половине ХХ в.), которые перевозят грузы без погрузки с одного вида транспорта на другой; затем контрейлеры, т.е. те же контейнеры, но со встроенным автошасси.

Грузовым контейнером называется единица транспортного оборудования, внутренней объем которой не менее 1 м3, что соответствует терминологии Международной организации по Стандартизации (ИСО). Бывают контейнеры универсальные и специализированные. Универсальные предназначены для перевозки грузов широкой номенклатуры, а специализированные – предназначены для транспортировки одного или группы однородных грузов (цемента, стекла, жидкости, сыпучих материалов и т.п.). Специализированные чаще всего возвращаются порожняком, а универсальные в обратном направлении, как правило, загружены.

Международная статистика специализированных контейнеров по конструктивным признакам различает контейнеры с открытым верхом, складные, с открытым верхом и боками, контейнеры-платформы, контейнеры для перевозки жидких и навалочных грузов, вентилируемые, рефрижераторные, с дверями на боках. Безопасная эксплуатация контейнеров регулируется на международном уровне Международной конвенцией на безопасных контейнерах.

Преимущества контейнерных перевозок:

– высокая сохранность грузов при доставке от отправителя до получателя. Затаренный в контейнере груз лучше сохраняется, ибо именно при перевозке грузы чаще подвергаются риску порчи, поломки, хищения и т.п.;

– возможность резко повысить проходимость погрузочно-разгрузочных работ за счет их механизации и автоматизации; снизить расходы по упаковке; сократить потребность в складских помещениях, ускорить весь процесс доставки груза.

ТТС по перевозке контейнеров появились в Северной Америке, где действуют различные системы: Лендбриджи, Минибриджи, Микробриджи.

При лендбридже груз из какой-либо страны, погруженный в контейнер, перевозится морским путем в порт США, где перегружается на ж/д транспорт и следует до противоположного побережья, откуда вновь судном третьей страны переправляется в порт третьей же страны.

При этом грузы в контейнерах идут по единому сквозному коносаменту (товарно-сопроводительному документу). Ответственный за доставку несет экспедитор, который выступает в качестве координатора перевозки.

По системе минибриджа контейнеры доставляются морем из стран Западной Европы в порты восточного побережья США, а затем по ж/д до портов Тихоокеанского побережья с последующей отправкой их внутрь страны.

При микробридже груз из иностранного порта доставляется морем в любой порт США, из которого по ж/д следует до одного из пунктов страны.

Существуют интермодальные водно-воздушные перевозки между странами Дальнего Востока и Европы через воздушное пространство США и Канады.

В мире ведется интенсивная работа поиска методов гармоничного развития транспорта, в основу которых положены следующие критерии:

1) удовлетворение потребностей стран в развивающихся экономических связях;

2) принцип разделения труда в условиях рыночных отношений по регионам и континентам;

3) оптимизация взаимодействия с другими видами транспорта;

4) совместное функционирование магистральных и промежуточных железных дорог.

Прогрессивные и перспективные методы развития транспорта потребовали коренного совершенствования действующих систем и технологий перевозочного процесса, координации управления и унификации транспортного подвижного состава, совершенствования всей инфраструктуры перевозочного процесса, создания единой сети международных линий, единых тарифов и таможенных правил, согласования графиков движения поездов, способов их формирования и др.

Транспортные предприятия, формально оставаясь под юрисдикцией соответствующих стран, фактически становятся международными или общими в ЕС, и также в США и Канаде. Идет поиск новых транспортных единиц для использования их в будущем, завершилась разработка по всей цепочке услуг системы контроля за перемещением грузов.

За более чем 100-летнию историю развития транспорта формы и методы организационных перевозок грузов существенно трансформировались от классической схемы (пункт погрузки – движение по магистрали – пункт выгрузки) до современной «от двери до двери». В последние годы за рубежом понятие «диверсификации» определяется как расширение функций транспорта.

В широком смысле слова диверсификация означает более масштабное расширение функций транспортных предприятий по привлечению клиентуры; освоение новых видов услуг по перевозке; формирование и пропуск нетрадиционных поездов; пропуск через магистрали специализированного подвижного состава; изготовление транспортных средств по заказам отправителей и получателей.

Диверсификация развивается как внутренним, так и международным способом. Можно назвать следующие организации, занятые как внутренними, так и внешними специализированными перевозками и услугами. В Великобритании – «Фрейтлайнер» по перевозкам контейнеров, во Франции – «Новотранс» по перевозкам контейнеров и грузов на поддонах.

Кроме «Интерфриго» и «Интерконтейнер», являющимися специализированной организацией по перевозке скоропортящихся грузов и грузов в контейнерах, хорошо зарекомендовали себя трансевропейские грузовые экспрессы. Чтобы качественно обслуживать клиентуру, все эти организации действуют на транспортных рынках указанных регионов по принципу, что предложение услуг должно превышать спрос на них на 15%.

Принципиально новый подход к организации перевозочного процесса, появившийся в связи с активным функционированием указанных так называемых субтранспортных образований, привел к коренным изменениям планов формирования поездов. Они заменены принципом последовательного вычленения из общего потока наиболее эффективных его составляющих. Сначала выделяются международные потоки, затем технологические маршруты, а после этого наступает черед международных поездов. Санкции за нарушения установленного порядка столь велики, что исключают даже умышленное изменение схемы движения поездов. Эффективность субтранспортных организаций определяется их рентабельностью, которая не бывает ниже 20% за счет договорных тарифов, оплату которых охотно предусматривает к своей же выгоде отправители и получатели.

С диктатом рынка приходится считаться всем видам транспорта. Это касается и железных дорог, преимущество которых превалирует над его единственным недостатком – привязанностью к рельсовой полосе. Однако уже найден способ преодоления и этого недостатка. Взаимодействие железных дорог с автомобильным транспортом сейчас в ряде стран обеспечивается введением системы «движущаяся масса», с морским транспортом – путем введения системы «вагон-судно» и двухъярусных контейнеров.

Теория и практика развития транспорта показывает, что в конечном счете интеграция перевозочного процесса с производственным приводит к переходу от интермодального перемещения грузов (при котором характерна внутренняя обособленность или автономия деятельности транспорта от результатов товаропроизводства) к трансмодальности (когда транспортный процесс трансформируется в один из этапов производства). А в США, Канаде, Франции, Германии делаются шаги к переходу от трансмодальности транспортного процесса к его амодальности (к управлению перевозками по определенным маршрутам, реализуемым разными видами транспорта из одного диспетчерского пункта в другой). Такая организационная форма транспортного процесса нашла широкое применение при создании транспортных цепей. По сути это поточный процесс перемещения грузов, предусматривающий отказ от громоздких складов и ряда складских операций. Позволяет сэкономить до 30% времени перемещения грузов и до 20% средств за счет ликвидации потерь, порчи, просрочки и хищения грузов.

Хотя конечная цепь требует полной синхронизации в работе стыковых пунктов в соответствии с единым графиком движения и стоит недешево, амодальность считается последним словом в науке и практике транспортной деятельности и может стать той системой перевозок, которая заменит традиционную уже в начале ХХI века.

Перевозки с горизонтальным способом грузовых работ получили широкое распространение при морских перевозках. Построен специализированный флот (паромы и ролкеры), возведены специализированные причалы и терминалы, сконструирована специализированная погрузочно-разгрузочная техника (тягачи, погрузчики, низкосидящие трейлеры и др.).

Такие перевозки относятся к комбинированным, ибо на транспортных средствах морского транспорта перевозятся груженые транспортные средства другого вида транспорта (ж/д вагоны, автомобили). Суда этого типа позволяют перевозочным средствам других видов транспорта (вагонам, автомобилям) въезжать непосредственно на грузовые палубы. Загрузка производится через нос или корму.

Следующим этапом была разработка гибрида вагона и автоприцепа, получившая название роудрейлера – транспортного средства третьего поколения. Это вагон–кузов с усиленной рамой и встроенным с одной стороны двух- или трехосного автомобильного шасси, а с другой стороны – ж/д колесной парой или устройством для постановки на ж/д тягу.

Появление их поставило под удар пары контейнеров, число которых в мире превысило 50 млн единиц. Проблему решили созданием рейтрейлера на базе роудрейлера, но уже без кузова.

Эволюция перевозочных средств схематически выглядит так:

 

 

В настоящее время на железных дорогах Германии испытывается приспособленная к европейским условиям американская система Road Railer.

Европейская комбинированная техника, получившая название Trailer Train, представляет собой транспортное средство из автомобильных прицепов, установленных на двухосные ж/д тележки, причем каждая тележка соединена с концами двух прицепов. В состав могут быть включены 50 прицепов.

Для перевода автомобильного подвижного состава в ж/д требуется около 5 минут. Система Trailer Train обладает явными преимуществами при маневрах на терминалах. Для выполнения маневров достаточно иметь два параллельных пути – автомобильный и ж/д.

В эксплуатации увеличивается парк нового подвижного состава для комбинированных перевозок, а в первую очередь парк сочлененных платформ. По сравнению с существующими они обладают лучшими ходовыми качествами и легче обрабатываются на станциях и в местах перегрузки и выгрузки.

Тем не менее ж/д компании пока чаще всего предпочитают брать новые платформы для перевозки автомобильных прицепов в аренду, чем приобретать их в собственность. Связано это с некоторой неясностью перспектив перевозок данного рода.

Одним из направлений решения проблемы поддержания эффективности морского транспорта, особенно в сообщениях река – море, является создание системы, включающей большое судно-плавбазу, перевозящее несколько судов, которые могут входить в устья рек. Взяв на борт такие суда-лихтеры, плавбаза может следовать по своему маршруту. Такие системы называются лихтеровозочными (баржевозными). Они обеспечивают комбинированные перевозки морем, так как на крупнотоннажных океанских судах перевозится груз, погруженный в мелкосидящие лихтеры или биржи (транспортные средства внутреннего водного транспорта).

В мире разработаны и эксплуатируются различные по техническому решению лихтеровозные системы. Так, порты Мексиканского залива обслуживает система «Lykes Lines». В ее состав входят плавбазы типа «Sеafee». Каждая плавбаза оборудована 2000 – тонным гидравлическим подъемником, позволяющим поднимать или опускать две загруженные баржи с палубы до уровня воды. На трех палубах можно разместить 38 барж.

Другим типом лихтеровозной системы является система «Васо». Она создана специально для портов Западной Африки и может быть использована для обслуживания любых портов, расположенных в эстуариях рек (эстуарий – лат. расширение, воронкообразное устье реки, впадающей в океан или море), на которых развиты внутренние водные перевозки.

 

 

 

 

 

 

СПИСОК литературы



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.192.253.106 (0.009 с.)