Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Страхование грузов и работы за их перевозкуСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Товарооборот, в т.ч. международный, подвержен рискам, связанным с транспортировкой грузов. Поэтому экспортируемые товары, как правило, страхуются от рисков перевозки. Транспортное страхование занимает центральное место в страховании внешнеэкономической деятельности. Объектами транспортного страхования являются груз, транспортное средство и фрахт – провозная плата владельцу транспорта за перевозку груза. В объем страховой суммы входит также часть прибыли, ожидаемой в результате реализации застрахованного товара. В зависимости от способа перевозки применяют морское, авиационное, наземное страхование. В экспортной торговле часто заключаются соглашения морского страхования, охватывающие не только морские перевозки, но и перевозку товаров со склада продавца на склад иностранного покупателя. По договору морского страхования страховщик обязан возместить страхователю потери в судне, груза и фрахта по наступлении страхового случая. Эта обязанность страховщика возникает при воздействии на интерес страхователя морских опасностей, т.е. непосредственно связанных с совершением морского плавания. Ущерб может возникнуть при полной гибели судна, частичной гибели или повреждении. Связанные с транспортировкой убытки подразделяются на произошедшие по общей и частной авариях. Под общей аварией понимаются убытки, понесенные вследствие чрезвычайных мер, пожертвований, предпринятых с целью спасения судна, фрахта и груза от общей для них опасности (тушение пожара, намеренная посадка на мель, вынужденный заход в порт-убежище и т.д.) Убытки по общей аварии распределяются между судном, фрахтом и грузом пропорционально их стоимости. К убыткам по частной аварии относят те, которые не попадают под определение общей аварии. Они не связаны с общей для судна, фрахта, груза опасностью. Их несет тот, кто потерял или по чьей вине они возникли. Конкретный объем ответственности страховщика зависит от условий страхования, оговоренных в полисе. В международной страховой практике эти условия в значительной мере унифицированы, отталкиваются от правил, разработанных Институтом Лондонских страховщиков. Полис о морском страховании, или морской сертификат страхования, является частью морских отгрузочных документов. Если товары продаются на условиях СИФ, продавец обязан получить морской страховой полис, или сертификат, обеспечивающий защиту от рисков, которые обычно покрываются в конкретной отрасли торговли, либо конкретным грузам и перевозкам, но большего от него не требуется. Ему не требуется получать страховой полис на все риски, если только стороны не согласовали это в договоре и этого не требуется по торговому обычаю. Бывают таксированные и нетаксированные страховые полисы. Таксированными называются полисы, в которых указывается согласованная стоимость объекта страхования. В нетаксированном полисе указывается лишь максимальный предел суммы страхования. Страховая стоимость фиксируется позднее. Основное различие между этими типами полисов в том, что при таксированном полисе указывается окончательная страховая стоимость объекта, а при нетаксированном полисе стоимость застрахованных товаров должна быть подтверждена фактурными счетами, расписками, сметами и другими документами. Следовательно, страховая стоимость товара составляется из суммы себестоимости, расходов на отгрузку и страховых взносов в целом. В таксированном полисе доходы покупателя обычно включаются в заявленную стоимость путем добавления определенного % к сумме фактуры, стоимости отгрузки и страховым взносам на товары. Этот % обычно составляет 10-15 %. В случае нетаксированного полиса предполагаемые покупателем доходы не могут быть включены в страховую стоимость. В современной экспортной практике по общему правилу применяются таксированные полисы, а нетаксированные полисы применяются редко. Страховая стоимость представляет собой согласованную стоимость, указанную в полисе. Стоимость отгруженного товара определяется в идентичных выражениях с указанием страховой стоимости для нетаксированных полисов. Если же возможно повышение рыночных цен в процессе транспортировки товаров, то застраховавший товар по обычному полису может получить полис с повышенной стоимостью. Законодательство по морскому страхованию кодифицировано в законе о морском страховании 1906 г. Приложение к этому закону содержит стандартный бланк, известный под названием «Полиса Ллойда». С января 1982 г. он заменен морским полисом Ллойда и оговорками о страховании грузов Институтом лондонских страховщиков. Три важнейшие группы оговорок известны под названием «Оговорки А,В и С». В экспортной сделке условия договора купли-продажи обычно предусматривают, кто должен нести расходы по морскому страхованию – продавец или покупатель. Если товары продаются на условиях ФОВ (Франко-борт), расходы несет покупатель, если даже продавец по просьбе покупателя взял на себя оформление страхового полиса. Если же товары продаются на условиях СИФ (стоимость, страхование, фрахт), то продавец должен взять на себя страховой полис и оплатить страхование. Страховые полисы разделяются по трем критериям: рейс, срок и вид. По рейсовому полису объект страхуется на перевозку из одного пункта в другой: по временному – на определенное время (срок); по смешанномуполису объект страхуется и на рейс, и на срок. В рейсовых полисах продолжительность страхования определяется транзитной оговоркой о страховании грузов. Страхование обеспечивается от склада до склада. И поэтому транзитная оговорка распространяет морское страхование на наземные риски, случайные по отношению к морским перевозкам. Временные полисы могут охватывать период свыше 12 месяцев. Смешанные полисы выдаются во многих случаях, когда товары страхуются по договору на рейс и на срок. В данном случае страховщик несет ответственность по договору, когда ущерб причинен только в период действия договора и судно находится в конкретном рейсе. Генеральные полисы содержат общие условия страхования, а не частности, обусловленные отдельными отправками предназначенных для страхования товаров. Эти детали обычно неизвестны страхователю при заключении договора. Независимо от этого элемента неопределенности генеральный полис автоматически охватывает все партии застрахованного груза и страхователь обязан «объявить» отдельные партии страховщику в короткий срок. Однако в последние годы генеральный полис используется редко. Во многих случаях его заменили открытые каверноты. Сказывается и влияние брокеров, которые заменяют генеральные полисы на неофициальные на рынке полисы Ллойда. Однако генеральный полис не следует сбрасывать со счетов, потому что он является образцом, на котором основан распространенный неофициальный открытый кавернот. На основании генерального полиса принято снабжать страхователя книжкой декларационных бланков или сертификатов, на которых он объявляет об отправке грузов по мере их отгрузки. Открытое страхование – такой вид страхования, сочетающийся с выдачей страхового сертификата, который стал в экспортной торговле наиболее распространенным. Это страхование во многом напоминает генеральный полис, и в данном случае страхователь обязан заявить обо всех отдельных отправках груза, если иное не предусмотрено в договоре страхования. Открытый кавернот, как и страховой талон, не является страховым полисом. Это документ, на основе которого морской страховщик в последующем обязан выдать должным образом оформленный генеральный или специальный полис на условиях кавернота. Открытый кавернот может быть временным и постоянным, в то время как генеральный полис обычно ограничен 12 месяцами. Когда кавернот постоянный, в него вводится оговорка, которая позволяет обеим сторонам извещать об аннулировании кавернота в определенный срок, например, в течение 30 дней или трех месяцев. Чаще всего в открытом каверноте содержатся специальные условия определения страхуемой суммы. Иногда предусматривается, что если стоимость груза объявляется до поступления ущерба, такое объявление обязательно. Разница между генеральным полисом и открытым кавернотом сводится к следующему: по генеральному полису страхователь получает официальный документ (полис). При открытом каверноте такой документ не выдается и договор объявляется более неформальным. Но страхователь при необходимости имеет право требовать выдачи полиса, например, при возбуждении судебного дела. В обоих случаях кавернот ликвидируется (списывается) после соответствующих деклараций. Содержание основных условий кавернота обычно основано на страховых сертификатах, которые выдаются под него по отдельным грузам, заявленным на его основе. Страхователь, имеющий генеральные полисы и открытые каверноты, должен заявить об отдельных поставках товаров, которые по документам подпадают под это страхование. Но это неудобно для экспортера и требует значительных затрат труда и средств, когда различные партии товаров имеют малую стоимость или когда рейс судна краткосрочный. В таких случаях страхователю лучше получить «блок-полис», в котором предусматривается, что ему не нужно договариваться со страховщиком об отдельных партиях товаров и что поушальная премия (вместо премии, выплачиваемой по нескольким ставкам) покроет все партии товаров. И в заключение отметим, что в СССР страхованием ВЭД занималось страховое АО «Ингосстрах». В настоящее время в России страхование грузов продолжает осуществлять «Ингосстрах». В стране в последние годы возник целый ряд новых страховых фирм, занимающихся отдельными видами страхования во внешнеэкономической деятельности. ЛИЗИНГ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В современных условиях в ситуации финансового кризиса, когда обесценение денежных средств и дорогие кредиты ставят предпринимателей на грань выживания, лизинг как одна из форм инвестиционной деятельности становится не только привлекательной, но и крайне необходимой формой обновления основных фондов предприятий, позволяющей выстоять в жестких законах бизнеса. До 80% всех сделок, связанных с приобретением основных фондов для предприятий, проходят с использованием лизинговых схем. В лизинг сдаются транспортные средства, сельскохозяйственное, складское, холодильное, медицинское, полиграфическое, офисное оборудование, компьютеры и многое другое. Причем преимущества лизинга особенно видны в отраслях с высокой долей основных средств: строительстве, транспорте и т.д. Применение лизинга позволяет, в частности, расширить множество допустимых вариантов технического оснащения предприятий, таких, например, параметров, как количество погрузочно-разгрузочных машин, автотранспорта и т.д. Проблема обновления оборудования становится одной из самых актуальных в сложившихся экономических условиях. Решение обновления транспортной техники связано, прежде всего с привлечением значительных финансовых средств, т.е. с инвестициями. И в этом смысле акцент необходимо делать на широкое распространение лизинговых операций по приобретению дорогостоящего оборудования, что позволит поддерживать его в работоспособном состоянии, расширять возможности по его вторичному использованию. Эффективность лизинговых сделок состоит и в активизации инвестиционного процесса, повышении конкурентоспособности мелкого и среднего бизнеса. Применение лизинговых операций позволит наиболее эффективно решить проблему капиталовложений в развитие инфраструктуры объектов транспорта по сравнению с банковским кредитованием, так как приобрести парк необходимой, современной, как правило, дорогостоящей техники за собственные средства не под силу даже устойчиво работающим транспортным компаниям. Возникновение лизинга Термин «лизинг» произошел от англ. глагола to lease, что означает «арендовать» или «брать в аренду». Сущность лизинговой сделки сформулирована в известном высказывании Аристотеля: «Богатство заключается чаще всего в рентабельном использовании собственности, а не в обладании ею как таковой», т.е. в основе лизинга лежит отделение права владения и права пользования. Австрийский исследователь В.Хойер в своей книге «Как делать бизнес в Европе» отмечает, что первое известное употребление термина «лизинг» относится к 1877 г., когда телефонная компания «Белл» приняла решение не продавать свои телефонные аппараты, а сдавать их в аренду, т.е. устанавливать оборудование в доме или офисе клиента только на основе арендной платы.
Определение лизинга Если говорить профессиональным языком, то, согласно Федеральному закону «О лизинге» от 11.09.98 №164-ФЗ, «Лизинг – это вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его на основании договора лизинга за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях, обусловленных договором, с правом выкупа имущества лизингополучателем». При этом лизингополучатель работает на этом оборудовании и постепенно расплачивается с лизинговой компанией. По своей сути лизинг имеет двойственную природу. С одной стороны, он представляет собой вложения средств на возвратной основе в основной капитал. С другой стороны, он имеет общие черты с инвестированием, так как ссудодатель и заемщик имеют дело с капиталом не в денежной, а в товарной форме. Основой любой лизинговой сделки является финансовая, а точнее кредитная операция. Собственник имущества (лизингодатель) оказывает пользователю (лизингополучателю) финансовую услугу: он приобретает имущество в собственность за полную стоимость и за счет периодических взносов лизингополучателя возмещает эту стоимость. Таким образом, если рассматривать лизинг как передачу имущества во временное пользование на условиях срочности и возвратности, то его можно классифицировать как товарный кредит в основные фонды. Субъектами кредитных отношений выступают: в лице кредитора – лизингодатель и в лице заемщика – лизингополучатель, а объектом ссуды являются машины, оборудование, транспортные средства и другие элементы основных средств. По окончании срока лизингового договора лизингополучатель имеет право продлить срок лизинга на более выгодных условиях; вернуть оборудование лизингодателю; купить оборудование у лизингодателя.
Предмет и субъекты лизинга В соответствии с Гражданским кодексом РФ и Федеральным законом «О лизинге» предметом лизинга могут быть любые непотребляемые вещи, оборудование, транспортные средства и другое имущество, которое может использоваться для предпринимательской деятельности. Предметом лизинга не могут быть земельные участки и природные объекты, а также имущество, которое федеральными законами запрещено для свободного обращения или для которого установлен особый порядок обращения. Классическому лизингу свойственен трехсторонний характер взаимоотношений, т.е. в лизинговой сделке, как правило, принимают участие 3 субъекта: лизингодатель, лизингополучатель, продавец имущества лизингодателя (поставщик). Последний в соответствии с договором купли-продажи с лизингодателем продает лизингодателю в обусловленный срок производимое (закупаемое) им имущество, являющееся предметом лизинга; он обязан передать предмет лизинга лизингодателю или лизингополучателю в соответствии с условиями договора купли-продажи. Однако необходимо отметить, что в Гражданском кодексе Российской Федерации (ГК РФ) и Федеральном законе «О лизинге» от 11.09.98 №164-ФЗ говорится о возможности использования предмета лизинга только для предпринимательских целей. Это исключает возможность предоставления лизинговых услуг физическим лицам. Формы и виды лизинга Виды лизинговых отношений дифференцируются в зависимости: от форм организации сделок, их продолжительности; объемов обязанностей сторон; особенностей объектов лизинга и условий их амортизации; типов лизинговых платежей; отношения к налоговым льготам. К основным формам лизинга относятся внутренний и международный лизинг. При осуществлении внутреннего лизинга все участники лизинговой сделки являются юридическими лицами (или гражданами) одной страны.
Международный лизинг Это вид лизинга, когда хотя бы одна из сторон лизинговой операции принадлежит другой стране. Международный лизинг, в свою очередь, подразделяют на импортный, при котором производитель (продавец) находится за рубежом, и на экспортный, когда зарубежным партнером является лизингополучатель. В зарубежной практике выделяют еще одну разновидность международного лизинга – транзитный, когда лизингодатель, лизингополучатель и производитель находятся в разных странах. Права и обязанности участников договоров международного лизинга регулируются в соответствии с Конвенцией УНИДРУА «О международном финансовом лизинге» нормами национального законодательства в части, не противоречащей отнесенным к предмету регулирования нормам международного права. К основным идам лизингам можно отнести: финансовый, паевый и вендор лизинг (их определения даны в глоссарии).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 513; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.117.113 (0.008 с.) |