ЛЕКЦИЯ 11. Страхование грузов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ЛЕКЦИЯ 11. Страхование грузов



 

Существующая современная система разделения труда в про­изводстве продукции любых видов по широкому ассортименту, особенности экономические и климатические стран мирового со­общества и отельных регионов создают предпосылки в преимуще­ственном развитии в производстве либо произрастания опреде­ленных видов сырья, создавая его избыток на внутреннем рынке, в то же время они (регионы, страны) испытывали недостаток в других видах сырья.

В каждом регионе и стране просматриваются преимущественные направления в развитии определенных сфер производства, соответственно выпускаемой продукции, удовлетворяющей как внутренний спрос, так и возможности к экспортированию. Возникают торговые отношения как на региональном, так и на мировом уровне, что обусловливает транспортировку грузов.

Транспортировка грузов — довольно длительный период когда продаваемый товар уже выпал из поля зрения продавца еще не попал в поле зрения покупателя. Согласно статистике наибольший ущерб приходится на кражи и недостачу груза в процессе его транспортировки, в то же время ущерб от повреждения груза в пути в несколько раз меньше.

 

Классификация страхования грузов

Международная практика, отечественный опыт определили четкую классификацию страхования грузов как одно из распро­страненных видов имущественного страхования во внешнеторго­вой деятельности.

По характеру перевозимых грузов их страхование подразделя­ется на:

страхование генеральных грузов (генгрузов). Генгрузы — тер­мин внешнеторговых операций — включает грузы, упакован­ные в стандартную, общепринятую тару, не требующую осо­бых условий перевозки;

страхование наливных, насыпных, наваленных грузов;

страхование сельскохозяйственных и других животных;

страхование «специе» (драгоценные металлы, банковские банкноты, монеты).

Исходя из способа транспортировки выделяются:

наземное страхование (перевозка железнодорожным и автомо­бильным транспортом);

страхование грузов при перевозке водными путями;

комбинированное страхование.

С точки зрения народно-хозяйственных интересов страхование грузов во внешнеторговой деятельности классифицируется на: страхование экспортных грузов; страхование импортных грузов.

Страховые случаи в страховании грузов классифицируются образом: во-первых, это результат стихийного бедствия, проявления природных сил: землетрясения, наводнения, урагана, оползня и т.д. Все эти риски, являющиеся следствием действия природных сил, относятся к категории непредвиденных обстоятельств. В абсолютном большинстве случаев страховщик отвечает за их последствия. Исключение представляют физико-химические процессы: усушка, утруска и т.д.

Страховые случаи второй категории — это результат человече­ской деятельности. Они определяются как риск, исходящий от третьих лиц. Другими словами, лиц, осуществляющих перевозку грузов, а также лиц, не имеющих отношения к перевозке грузов (например, злоумышленники).

 

Договор страхования грузов

Современная внешняя торговля и морские перевозки, равно как и межрегиональные перевозки, не могут обходиться без стра­хования.

Как правило, в торговых договорах и контрактах вписывается пункт, предопределяющий страхование груза, страхователя груза, а в ряде случаев и условия страхования.

В основу страхования груза заложен имущественный интерес владельца груза либо лица материально ответственного за его со­хранность.

Страховым интересом страхователя, т.е. предметом его дого­вора о страховании со страховщиком, является груз, плата за пере­возку и ожидаемая прибыль.

Участниками отношений по перевозке груза выступают отпра­витель груза (грузоотправитель), получатель груза (грузополуча­тель), перевозчик груза (транспортная организация либо владелец Индивидуального транспорта), экспедитор —- лицо, координирующее перевозки груза.

Страхование груза берет свое начало в средние века как мор­ское страхование грузов и является одним из важных видов мор­ского страхования.

Договор страхования груза — карго — заключается либо конкретную перевозку определенного груза либо на определенный отрезок времени.

Суть договора страхования — гарантировать страхователю защиту от наступления случайных, непредвиденных обстоятельств приводящих к утрате или повреждению груза.

Договор страхования заключается на основании письменного заявления страхователя. В заявлении указываются:

данные и реквизиты страхователя;

ориентировочная дата отправки и прибытия, срок хранения груза;

наименование груза, его принадлежность и стоимость, упа­ковка (штуки, насыпь, налив);

условия перевозки (транспорт, маршрут, охрана и т.д.); условия хранения;

условия страхования (страховая сумма, риски); информация об убытках.

Страховая компания договор может заключать с осмотром и со­ставлением описи и указанием всей информации по грузу, а также и без осмотра в зависимости от вида и способа перевозки груза.

Ответственность за правильность информации о грузе несет страхователь. Он должен сообщать страховщику о всех заключен­ных или заключаемых договорах по данному грузу, принимать все меры предосторожности, сообщать страховщику, как только это станет ему известно, о всех существенных изменениях в риске, не­замедлительно сообщать страховщику место нахождения утрачен­ного груза, если последний найден.

При определении объема ответственности страховщика при­меняются три стандартных вида условий:

с ответственностью за все риски. По этому условию страхов­щиком компенсируются все убытки в результате повреждения или полного уничтожения грузов вследствие аварии, либо лю­бой другой причины, кроме: военных рисков, прямого «ли косвенного воздействия радиации, особых свойств груза, а также умысла и грубой небрежности страхователя. По догово­ренности сторон большинство исключенных из объема ответственности рисков может быть принято на страхование за до­полнительную премию и на особых условиях;

с ответственностью за частную аварию. Возмещению подлежат убытки в результате пожара, взрыва, выброса судна на берег, посадки на мель, затопления, опрокидывания, схода с рельсов погрузочных кранов, пропажи судна без вести, воздействия различных природных бедствий и т.д.;

без ответственности за повреждения, кроме случаев крушения. По этим условиям ответственность страховщика распростра­няется примерно на те же случаи, что и в предыдущем усло­вии, но возмещению подлежат лишь убытки от полного унич­тожения всего или части груза в случае крушения или столкновения судов, опрокидывания, посадки судна на мель, пожара или взрыва на судне.

По договоренности между сторонами в стандартные условия договора страхования могут быть внесены изменения и уточне­ния, такие как: ответственность за хранение груза при перевалке груза, промежуточное складирование груза или временное его хранение в пункте назначения. По дополнительным договорам груз может быть застрахован на это время по рискам: пожар, взрыв, просадка грунта, залив грунтовыми водами, водами отопи­тельной и водопроводной систем, стихийные бедствия и другие риски, присущие имущественному страхованию.

По дополнительным условиям может страховаться груз с от­ветственностью за риски хранения, по которым страхуется иму­щество.

Не подлежат возмещению убытки, явившееся следствием:

умысла или грубой неосторожности страхователя, выгодопри­обретателя;

ненадлежащей упаковки или укупорки грузов и отправки гру­зов в поврежденном состоянии, наущений требований к фор­мированию укрупненных грузовых мест;

изменения температурно-влажностного режима;

перевозки вместе с застрахованным грузом опасных грузов, требующих особых мер предосторожности или запрещенных к перевозке;

повреждения груза червями, грызунами, насекомыми и др.;

по форсмажорным обстоятельствам;

задержки в доставке груза и изменения цен;

производственных дефектов груза;

получения груза в пункте назначения лицом, на то не уполно­моченным;

неправильного, несвоевременного или неполного оформления перевозочных документов.

Каждый вид груза подвержен своим специфическим рискам.

Насыпные по характеру риска отличаются от наливных грузов продукты питания — от оборудования и сложной техники, хими­каты — от продукции легкой промышленности, поэтому подходы к оценке риска в зависимости от состава груза, транспортного средства и способа размещения на нем, срока и географии транс­портировки требуют в своем большинстве индивидуального под­хода как в оценке риска, так и в расчете тарифной ставки.

Страховая сумма устанавливается по соглашению сторон на основании документов купли-продажи, подтверждающих стои­мость груза.

Если стоимость груза документально не подтверждена, то она не должна превышать рыночную на момент заключения договора, при этом при расчете используются объемные или количествен­ные показатели страхуемого груза и его состояния на момент при­нятия на страхование.

Страховая премия определяется индивидуально исходя из ус­тановленной тарифной ставки с учетом вида перевозимого груза, его упаковки, периода и способа перевозки или хранения, места нахождения груза при перевозке водным транспортом (в трюме или на палубе), дальности перевозки, района плавания и специа­лизации судов и т.п.

По соглашению сторон устанавливается франшиза, как прави­ло, она соответствует норме естественной убыли.

Страховщик несет ответственность в пределах страховой суммы, и начинается она с момента, когда груз будет взят со склада в пункте отправления и в течение всей перевозки до тех пор, пока груз не будет доставлен на склад грузополучателя или другой конечный пункт назначения, указанный в страховом полисе.

Одним из первых требований порядка взаимоотношений сторон при наступлении страхового случая является обязанность страхователя известить страховщика или его представителя о на­ступлении страхового случая, принять меры к спасению груза и минимизации возможного ущерба. Страхователь должен предос­тавить возможность страховщику производить осмотр поврежден­ного груза и при необходимости обеспечить страховщика необхо­димыми документами для предъявления регрессного иска к виновнику причинения ущерба.

При наступлении страхового события страхователь представ­ляет документы на выплату, включающие в себя:

полис, железнодорожные накладные на перевозимый груз и другие перевозочные документы;

заявление на страховое возмещение с описанием произошед­шего события с приложением;

справки о возбуждении уголовного дела или другого официаль­ного документа, подтверждающего факт страхового события; акт осмотра груза, составленного аварийным комиссаром, акт экспертизы, оценки, аварийный сертификат и т.п. в зависимо­сти от характера груза, способа перевозки и подходов в оценке ущерба.

В течение 3 суток после получения необходимых документов страховая компания оформляет материалы на выплату.

Страховщик должен возместить страхователю все произведен­ные им расходы по предотвращению или уменьшению убытков, возникших в результате страхового случая. Размер убытка опреде­ляется представителем страховщика с участием страхователя. В случае появления разногласий каждая из сторон может потребо­вать, чтобы убыток был определен независимой экспертизой.

Ущерб возмещается в размере пропорционально принятой ответственности страховщиком по застрахованному грузу.

Права на груз, по которому произведена выплата, переходит страховщику по договору абандон (передача прав страховщику на каченный груз).

Правилами страхования предусматривается следующее: страховщик может отсрочить выплату по свершившемуся с бытию в случаях:

если он не уверен в правомочности страхователя на получение страхового возмещения;

если возбуждено уголовное дело против страхователя и ведется расследование обстоятельств, приведших к возникновению убытков;

при утрате доверия к страхователю при несоблюдении им пра­вил или получении возмещения от третьих лиц. Договоры на страхование грузов могут заключаться как на ка­ждую отправку, так и генеральный договор на страхование всех грузов. Срок не устанавливается.

По каждой отправке страхователь обязан сообщить основные сведения об отправляемых грузах, пунктах отправления и назна­чения, видах перевозочных средств, а также информировать стра­ховщика обо всех изменениях в риске.

Страхование грузов возможно с охраной и без охраны.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-15; просмотров: 590; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.173.112 (0.017 с.)