Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Виды страхования космической деятельностиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Страхование космической деятельности так или иначе включает практически все виды страхования и должно осуществляться на всех этапах жизненного цикла ракетно-космической техники. Механизм страхования космических объектов на этапе их создания практически не отличается от механизма соответствующих видов страхования любой другой техники. Здесь могут быть застрахованы риски, связанные с ошибками проектирования и изготовления космических средств, технические риски, перевозимые грузы, ущербы имущества предприятий космической отрасли при испытаниях ракетно-космической техники, пожарами и стихийными бедствиями и пр. Этап запуска и эксплуатации ракетно-космической техники характеризуется наиболее значительными возможными ущербами ирисками. Это: широкая номенклатура и высокая стоимость космических объектов и привлекаемых для их эксплуатации материальных средств, многочисленность обслуживающего персонала; сложность, многоэтапность и разнообразие выполняемых работ при реализации процессов эксплуатации космических средств, в том числе работ с повышенной степенью опасности; достаточно высокая вероятность возникновения различных происшествий, вызванных недостаточно высокими характеристиками надежности качества изготовления ракетно-космической техники, а также ошибками персонала. Эти особенности предопределяют большое разнообразие рисков, возникающих при эксплуатации ракетно-космической техники. Применительно к этому этапу при подготовке договоров страхования могут рассматриваться, помимо имущественных, финансовые, экономические потери, вред, нанесенный здоровью и жизни людей, а также окружающей среде при авариях и катастрофах, связанных с ракетно-космической техникой. Страховые случаи с ракетно-космической техникой классифицируются в зависимости от характера и степени тяжести возможных последствий на катастрофы, аварии, поломки (отказы техники, несчастные случаи (в том числе с гибелью людей), незапланированные прекращения выполнения задач при использовании космической техники. Кроме имущественного страхования, в классификацию страхования космической деятельности включают страхование ответственности и личное страхование. В имущественном страхований выделены две группы — страхование основных образцов космической техники на различных этапах их использования и страхование средств наземной базы эксплуатации. Действие договора страхования охватывает период от приема представителем заказчика изготовленного образца до транспортировки собранной ракеты с космическим аппаратом на стартовый комплекс либо завершения предстартовых подготовительных операций. Страховой риск здесь невелик, поэтому устанавливаемая страховая тарифная ставка не превышает 0,5—2% от стоимости образца космической техники. Страхование запусков космических объектов является наиболее распространенным видом космического страхования. Застрахованной в данном случае может быть как сама ракета космического назначения, каждая из составных частей ракеты и космический аппарат, используемый в качестве груза. Страхование осуществляется на период функционирования объекта. При страховании ракет космического назначения на величину страхового взноса влияют: а)сроки создания и длительность периода эксплуатации как ракеты в целом, так и ее составных частей; б) достигнутая надежность ракеты и ее составных частей; в)объем предшествующей наземной экспериментальной и летной обработки ракет и ее составных частей, а также результаты их приемо-сдаточных испытаний. Наибольший риск связан с возможностью полной гибели дорогостоящей ракеты космического назначения. При этом на размер страхового взноса будет оказывать влияние также конъюнктура космического рынка. Их размер колеблется в широких пределах: от 9—12 до 20—25%. Договором страхования обычно устанавливается, что при возникновении страхового случая страховщик должен компенсировать стоимость замены космических аппаратов, стоимость подготовки и проведения повторного запуска. Кроме того, страховое покрытие задержек запуска гарантирует владельцу космических аппаратов компенсацию затрат, связанных с дополнительным наземным обслуживанием и неполучением прибыли. Страхование космического аппарата на орбите обеспечивает защиту от частичных или полных отказов аппаратуры космического аппарата. Ставки страховых взносов в этом случае устанавливаются в размере 3-10% в зависимости от степени отработанности страхуемого типа космических аппаратов на момент страхования. Правила страхования наземных объектов не очень отличают от страхования строительно-монтажных объектов. Страхование ответственности перед третьими лицами за ущерб, причиненный им при эксплуатации космической техники, может быть связан возникновением обязанности страховщика осуществить страховую выплату в случаях: падения элементов ракеты космического назначения вне зоны отчуждения вследствие как случайных факторов, так и при возникновении аварийной ситуации; возникновения экологической катастрофы при аварии ракеты космического назначения с токсичными компонентами топлива. Договор страхования ответственности защищает как страхователя от финансовых потерь, которые он может понести в результате предъявления к нему исков о компенсации ущерба, причиненного третьей стороне, так и имущественные интересы третьих лиц, поскольку у виновной стороны может не оказаться достаточных средств, чтобы оплатить убытки. Страхование жизни и здоровья астронавта обязательный элемент выполнения полетов пилотируемых космических аппаратов.
10.3. Сущность, основные понятия и особенности космических рисков Космической деятельности, как любой сфере жизнедеятельности человечества, связанной с целенаправленным преобразованием человеческой природы, свойственны специфические риски ее осуществления по сравнению с так называемыми массовыми рисками. Во-первых, для космических рисков нехарактерна однородность, поэтому к их анализу, управлению и оценке не применимы статистические подходы. Хотя часть рисков все же можно отнести к устойчивым совокупностям и в рамках этих совокупностей применить единые правила анализа. Во-вторых, риски осуществления космической деятельности имеют заметный кумулятивный характер. В силу этой специфики при их анализе используются в основном инженерные методы. рассматривая страхование как экономическую категорию применительно к сфере космической деятельности, в качестве ровных ее признаков выделяют наличие космического риска в сочетании индивидуальных и групповых страховых интересов участников космической деятельности. Риск есть объективная категория существования человечества. С точки зрения теории страхования риск, реализуемый через страховой интерес, создает предпосылку возникновения страхового правоотношения. Его количественные и качественные характеристики и признаки определяют содержание и границы страховой защиты. Космический риск — гипотетическая возможность нанесения ущерба имущественным интересам участников космической деятельности и другим лицам в процессе ее осуществления. Негативное влияние космического риска связано, с одной стороны, с вредоносными факторами на всех этапах жизненного цикла космической техники, с другой - с ответственностью, обусловленной возникающими экономическими отношениями, регулируемыми гражданским правом. Система космического страхования может покрывать риски по двум направлениям: с позиции предоставления всесторонней страховой защиты субъекта космической отрасли; организация страхового покрытия по конкретному космическому проекту на всех стадиях его реализации. Различие заключается в цели организации страховой защиты. В первом случае страховое покрытие необходимо для непрерывного и бесперебойного обеспечения уставной деятельности хозяйственного субъекта, а во втором — Непрерывной реализации космического проекта. В страховое покрытие включается различный объем ответственности страховщика, хотя факторы риска практически неизменны. Поэтому идентификация и анализ качественных характеристик космического Риска в зависимости от направления их страхового покрытия не Имеют принципиального значения. Фазы разработки и изготовления космических средств наиболее продолжительные и капиталоемкие. Основными факторами Риска при осуществлении разработки (модификации) космической техники является невыполнение (несвоевременное, некачественное) договорных обязательств и профессиональная ответственность конструкторов космической техники (наличие конструктивных недостатков). Эксплуатация представляет собой наиболее долговременный насыщенный самыми сложными и различными по своей специфике технологическими операциями этап, с точки зрения страхования наиболее рискованный. Специфику этапа эксплуатации космической системы составляет возрастание роли человеческого фактора и качественное содержание риска. С точки зрения страхования, эксплутационные процессы космических средств целесообразно рассматривать в части ракетно-космической техники и в части наземной космической инфраструктуры. Объектом, наиболее подверженным риску, является космическая инфраструктура космодромов. Ввиду того, что оборудование наземной базы эксплуатации космодрома является государственной собственностью, возмещение возможного ущерба гарантируется средствами федерального бюджета. Единственным механизмом покрытия ущерба коммерческого проекта является страхование. В качестве объектов риска выступают целевые компоненты космодрома. Этап эксплуатации ракет космического назначения состоит из транспортирования элементов ракет космического назначения, их хранения и запуска, а также функционирования орбитальных средств. Этапам хранения и транспортирования присущи риски гибели, утраты и повреждений в космической технике. Ущерб при этом колеблется в пределах 5—25% от стоимости космических средств. Размер страховых тарифов в данном случае колеблется в пределах 1% от страховой суммы. Осуществление пуска ракеты и выведение орбитального средства — самый рискованный этап в статистике космических рисков. Он характеризуется наибольшей вероятностью реализации и значительным ущербом. Основополагающим фактором при оценке риска в этом случае выступает надежность средства выведения. Размер страхового тарифа при этом колеблется в пределах 12-20%. При оценке степени готовности орбитального средства к применению по целевому назначению основными факторами риска является качественное выполнение предыдущих фаз запуска, а надежность аппаратуры орбитального средства. Страховой тариф здесь составляет порядка 8—12%. Результатом целевого применения космической системы является получение космической продукции (услуги), которая реализуется ее потребителями на платной основе. Космический проект окупается при длительном функционировании космической системы. фаза получения космической продукции подвержена рискам, обусловленным, с одной стороны, уровнем устойчивости функционирования космической системы и конъюнктуры рынка космической продукции, а также экономической ситуацией — с другой. В процессе орбитального функционирования орбитальные средства подвергаются рискам внутреннего и внешнего происхождения. Риски внутреннего происхождения характеризуются отказами бортовой аппаратуры, к внешним можно отнести неблагоприятное воздействие компонентов космического пространства (радиационное, атмосферное, вибрационное, температурное и пр.). Ставки страховых тарифов здесь составляют 5—8%. Стадии производства и эксплуатации космической техники характеризуются повышенным риском нанесения ущерба окружающей среде — экологические риски.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-15; просмотров: 226; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.243.29 (0.006 с.) |