Виды страхования космической деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виды страхования космической деятельности



Страхование космической деятельности так или иначе вклю­чает практически все виды страхования и должно осуществляться на всех этапах жизненного цикла ракетно-космической техники. Механизм страхования космических объектов на этапе их созда­ния практически не отличается от механизма соответствующих видов страхования любой другой техники. Здесь могут быть за­страхованы риски, связанные с ошибками проектирования и изго­товления космических средств, технические риски, перевозимые грузы, ущербы имущества предприятий космической отрасли при испытаниях ракетно-космической техники, пожарами и стихий­ными бедствиями и пр.

Этап запуска и эксплуатации ракетно-космической техники характеризуется наиболее значительными возможными ущербами ирисками. Это:

широкая номенклатура и высокая стоимость космических объ­ектов и привлекаемых для их эксплуатации материальных средств, многочисленность обслуживающего персонала;

сложность, многоэтапность и разнообразие выполняемых работ при реализации процессов эксплуатации космических средств, в том числе работ с повышенной степенью опасности;

достаточно высокая вероятность возникновения различных про­исшествий, вызванных недостаточно высокими характеристика­ми надежности качества изготовления ракетно-космической тех­ники, а также ошибками персонала.

Эти особенности предопределяют большое разнообразие рисков, возникающих при эксплуатации ракетно-космической техники. Применительно к этому этапу при подготовке договоров страхования могут рассматриваться, помимо имущественных, финансовые, экономические потери, вред, нанесенный здоровью и жизни людей, а также окружающей среде при авариях и катастрофах, связанных с ракетно-космической техникой.

Страховые случаи с ракетно-космической техникой классифицируются в зависимости от характера и степени тяжести возможных последствий на катастрофы, аварии, поломки (отказы техники, несчастные случаи (в том числе с гибелью людей), незапланированные прекращения выполнения задач при использова­нии космической техники.

Кроме имущественного страхования, в классификацию стра­хования космической деятельности включают страхование ответ­ственности и личное страхование. В имущественном страхований выделены две группы — страхование основных образцов космиче­ской техники на различных этапах их использования и страхова­ние средств наземной базы эксплуатации.

Действие договора страхования охватывает период от приема представителем заказчика изготовленного образца до транспортировки собранной ракеты с космическим аппаратом на стартовый комплекс либо завершения предстартовых подготовительных операций. Страховой риск здесь невелик, поэтому устанавливаемая страховая тарифная ставка не превышает 0,5—2% от стоимости образца космической техники. Страхование запусков космических объектов является наиболее распространенным видом космического страхования. Застрахованной в данном случае может быть как сама ракета космического назначения, каждая из составных частей ракеты и космический аппарат, используемый в качестве груза. Страхование осуществляется на период функционирования объекта.

При страховании ракет космического назначения на величину страхового взноса влияют:

а)сроки создания и длительность периода эксплуатации как ракеты в целом, так и ее составных частей;

б) достигнутая надежность ракеты и ее составных частей;

в)объем предшествующей наземной экспериментальной и летной обработки ракет и ее составных частей, а также результаты их приемо-сдаточных испытаний.

Наибольший риск связан с возможностью полной гибели до­рогостоящей ракеты космического назначения. При этом на раз­мер страхового взноса будет оказывать влияние также конъюнкту­ра космического рынка. Их размер колеблется в широких пределах: от 9—12 до 20—25%. Договором страхования обычно ус­танавливается, что при возникновении страхового случая стра­ховщик должен компенсировать стоимость замены космических аппаратов, стоимость подготовки и проведения повторного запус­ка. Кроме того, страховое покрытие задержек запуска гарантирует владельцу космических аппаратов компенсацию затрат, связан­ных с дополнительным наземным обслуживанием и неполучением прибыли.

Страхование космического аппарата на орбите обеспечивает за­щиту от частичных или полных отказов аппаратуры космического аппарата. Ставки страховых взносов в этом случае устанавливаются в размере 3-10% в зависимости от степени отработанности страхуемого типа космических аппаратов на момент страхования.

Правила страхования наземных объектов не очень отличают от страхования строительно-монтажных объектов. Страхование ответственности перед третьими лицами за ущерб, причиненный им при эксплуатации космической техники, может быть связан возникновением обязанности страховщика осуществить страховую выплату в случаях:

падения элементов ракеты космического назначения вне зоны отчуждения вследствие как случайных факторов, так и при возникновении аварийной ситуации;

возникновения экологической катастрофы при аварии ракеты космического назначения с токсичными компонентами топ­лива. Договор страхования ответственности защищает как страхователя от финансовых потерь, которые он может понес­ти в результате предъявления к нему исков о компенсации ущерба, причиненного третьей стороне, так и имущественные интересы третьих лиц, поскольку у виновной стороны может не оказаться достаточных средств, чтобы оплатить убытки.

Страхование жизни и здоровья астронавта обязательный эле­мент выполнения полетов пилотируемых космических аппаратов.

 

10.3. Сущность, основные понятия и особенности космических рисков

Космической деятельности, как любой сфере жизнедеятельно­сти человечества, связанной с целенаправленным преобразовани­ем человеческой природы, свойственны специфические риски ее осуществления по сравнению с так называемыми массовыми рис­ками.

Во-первых, для космических рисков нехарактерна однород­ность, поэтому к их анализу, управлению и оценке не применимы статистические подходы. Хотя часть рисков все же можно отнести к устойчивым совокупностям и в рамках этих совокупностей применить единые правила анализа.

Во-вторых, риски осуществления космической деятельности имеют заметный кумулятивный характер. В силу этой специфики при их анализе используются в основном инженерные методы.

рассматривая страхование как экономическую категорию применительно к сфере космической деятельности, в качестве ровных ее признаков выделяют наличие космического риска в сочетании индивидуальных и групповых страховых интересов участников космической деятельности. Риск есть объективная категория существования человечества. С точки зрения теории страхования риск, реализуемый через страховой интерес, создает предпосылку возникновения страхового правоотношения. Его количественные и качественные характеристики и признаки оп­ределяют содержание и границы страховой защиты.

Космический риск — гипотетическая возможность нанесения ущерба имущественным интересам участников космической дея­тельности и другим лицам в процессе ее осуществления. Негатив­ное влияние космического риска связано, с одной стороны, с вре­доносными факторами на всех этапах жизненного цикла космической техники, с другой - с ответственностью, обуслов­ленной возникающими экономическими отношениями, регули­руемыми гражданским правом.

Система космического страхования может покрывать риски по двум направлениям: с позиции предоставления всесторонней страховой защиты субъекта космической отрасли; организация страхового покрытия по конкретному космическому проекту на всех стадиях его реализации. Различие заключается в цели органи­зации страховой защиты. В первом случае страховое покрытие не­обходимо для непрерывного и бесперебойного обеспечения ус­тавной деятельности хозяйственного субъекта, а во втором — Непрерывной реализации космического проекта. В страховое по­крытие включается различный объем ответственности страховщи­ка, хотя факторы риска практически неизменны. Поэтому иден­тификация и анализ качественных характеристик космического Риска в зависимости от направления их страхового покрытия не Имеют принципиального значения.

Фазы разработки и изготовления космических средств наибо­лее продолжительные и капиталоемкие. Основными факторами Риска при осуществлении разработки (модификации) космиче­ской техники является невыполнение (несвоевременное, некачественное) договорных обязательств и профессиональная ответственность конструкторов космической техники (наличие конструктивных недостатков).

Эксплуатация представляет собой наиболее долговременный насыщенный самыми сложными и различными по своей специфике технологическими операциями этап, с точки зрения страхования наиболее рискованный. Специфику этапа эксплуатации космической системы составляет возрастание роли человеческого фактора и качественное содержание риска.

С точки зрения страхования, эксплутационные процессы кос­мических средств целесообразно рассматривать в части ракетно-космической техники и в части наземной космической инфра­структуры. Объектом, наиболее подверженным риску, является космическая инфраструктура космодромов. Ввиду того, что обо­рудование наземной базы эксплуатации космодрома является го­сударственной собственностью, возмещение возможного ущерба гарантируется средствами федерального бюджета. Единственным механизмом покрытия ущерба коммерческого проекта является страхование. В качестве объектов риска выступают целевые ком­поненты космодрома.

Этап эксплуатации ракет космического назначения состоит из транспортирования элементов ракет космического назначения, их хранения и запуска, а также функционирования орбитальных средств. Этапам хранения и транспортирования присущи риски гибели, утраты и повреждений в космической технике. Ущерб при этом колеблется в пределах 5—25% от стоимости космических средств. Размер страховых тарифов в данном случае колеблется в пределах 1% от страховой суммы.

Осуществление пуска ракеты и выведение орбитального средст­ва — самый рискованный этап в статистике космических рисков. Он характеризуется наибольшей вероятностью реализации и значи­тельным ущербом. Основополагающим фактором при оценке риска в этом случае выступает надежность средства выведения. Размер страхового тарифа при этом колеблется в пределах 12-20%.

При оценке степени готовности орбитального средства к применению по целевому назначению основными факторами риска является качественное выполнение предыдущих фаз запуска, а надежность аппаратуры орбитального средства. Страховой тариф здесь составляет порядка 8—12%.

Результатом целевого применения космической системы является получение космической продукции (услуги), которая реализуется ее потребителями на платной основе. Космический проект окупается при длительном функционировании космической системы. фаза получения космической продукции подвержена рискам, обусловленным, с одной стороны, уровнем устойчивости функцио­нирования космической системы и конъюнктуры рынка космиче­ской продукции, а также экономической ситуацией — с другой.

В процессе орбитального функционирования орбитальные средства подвергаются рискам внутреннего и внешнего происхо­ждения. Риски внутреннего происхождения характеризуются от­казами бортовой аппаратуры, к внешним можно отнести неблагоприятное воздействие компонентов космического пространства (радиационное, атмосферное, вибрационное, температурное и пр.). Ставки страховых тарифов здесь составляют 5—8%.

Стадии производства и эксплуатации космической техники характеризуются повышенным риском нанесения ущерба окру­жающей среде — экологические риски.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-15; просмотров: 191; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.70.101 (0.011 с.)