Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Страхование ответственности судовладельцевСодержание книги
Поиск на нашем сайте
По мере развития торгового судоходства возрастало количество и разнообразие грузов, перевозимых морем, расширялась география торговых рейсов, возрастала насыщенность морских путей различными плавсредствами, увеличивалась величина материальной ответственности судов и их владельцев и пользователей за возможное причинение (по оплошности или случайности) физического или морального ущерба третьим лицам. Страховая ответственность судовладельцев перед третьими лицами может подразделяться на ответственность судовладельцев: по отношению к плавающим объектам; по отношению к неподвижным объектам; по отношению к грузу; перед третьими лицами. Если возникает ответственность перед третьими лицами, то, страховщик частично или полностью возмещает ущерб, нанесенный в результате: вреда, причиненного любому другому судну или имуществу, находящемуся на другом судне; задержки или невозможность использовать другое судно или имущество, находящееся на нем; общей аварии, спасательных работ или обусловленного договором страхования спасания другого судна или имущества. Однако при страховании ответственности по каско-полису исключаются убытки или расходы, относящиеся к другим видам страхования и возникшие в связи: с устранением или удалением препятствий, обломков, грузов или какого-либо другого предмета; с вредом, причиненным какому-либо недвижимому, личному имуществу либо вещи, за исключением других судов или имущества, находящегося на других судах [7]. По мере развития торгового судоходства возрастало количество и разнообразие грузов, перевозимых морем, расширялась география торговых рейсов, возрастала насыщенность морских путей различными плавсредствами, увеличивалась величина материальной ответственности судов и их владельцев и пользователей за возможное причинение (по оплошности или случайности) физического или морального ущерба третьим лицам.
Клубы взаимного страхования Морское страхование включает в себя и страхование ответственности судовладельцев, которым покрывается большое количество рисков, включая такие, как смерть, телесные повреждения и Увечья, причиненные экипажу судна и работникам портов, ответственность за загрязнение моря нефтепродуктами, ответственность за Последствия морских аварий и т.д. Страхование ответственности судовладельцев производится, как правило, не коммерческими страховыми компаниями, а на принципах взаимного страхования путем объединения судовладельцев в клубы взаимного страхования. По договору страхования судов (каско) страховщиком, как правило, принимается на страхование ответственность судовладельцев за столкновение судов, только в пределах 3/4 размена возможного ущерба, а 1/4 остается на риске судовладельца как своеобразная франшиза. Поэтому судовладельцы стали искать выход из сложившегося положения и объединились в своеобразные организации с целью возмещения убытков на коллективной основе. Форма такого коллективного страхования заключалась в том, что страхователи-владельцы судов создавали общий страховой фонд, из которого возмещались убытки, возникшие у того или иного участника этого страхования. Взаимное страхование ответственности судовладельцев получило широкое распространение. В настоящее время в мире действует около 70 таких клубов. Крупными считаются клубы Англии, Норвегии, США, Швеции. Главный принцип деятельности этих клубов: они не преследуют цели извлечения прибыли из своих операций, а призваны лишь защищать своих участников от понесенных убытков. Руководящий орган такого клуба — совет директоров — избирается из представителей судовладельцев. Совет собирается по мере надобности для решения принципиальных вопросов страхования и финансовой политики. Финансовую базу клубов составляют взносы его членов, из которых формируются страховые фонды, предназначенные для оплаты возможных претензий к судовладельцам — членам клуба для покрытия расходов по ведению дела. Размеры страховых взносов основываются на среднестатистических показателях убыточности за ряд лет и зависят от состава флотов, входящих в тот или иной клуб, типа судна, района плавания, объема страховой ответственности, а также требований национального законодательства в отношении ответственности судовладельцев за действия членов экипажа судна и eго агентов. Страховые взносы делят на три вида: предварительные, дополнительные и чрезвычайные. Каждый финансовый год в таких клубах начинается с полудня 20 февраля каждого года и заканчивается в полдень 20 февраля следуюшего года. В первый день такого года совет директоров устанавливает размер предварительного взноса. В случае возникновения катастрофических убытков, на покрытие которых недостаточно средств клуба, прибегают к сбору чрезвычайных взносов. Объем и виды ответственности судовладельцев, которые покрываются страхованием в клубах взаимного страхования, обычно в каждом отдельном случае зависят от правил того или иного клуба. Из всего этого можно сделать такой вывод, что хотя в клубах взаимного страхования могут быть застрахованы различные виды ответственности, каждый из клубов ограничивает круг своей ответственности только рисками, определенными в правилах этих клубов. Клубы взаимного страхования в различных сочетаниях и объемах принимают на себя ответственность по следующим рискам: ответственность за потерю жизни, телесное повреждение, за болезни и репатриацию; ответственность за столкновение с другими судами; ответственность за вред, причиненный неподвижным или плавающим объектам; ответственность за повреждение судов, не вызванное столкновением; ответственность по договорам буксировки; ответственность по договорам и гарантиям; ответственность за удаление остатков кораблекрушения; расходы в связи с карантином; ответственность за сохранность перевозимого груза; неполучение причитающейся с груза доли по общей аварии; доля судна по общей аварии; штрафы; порядок применения франшизы. Рассмотрение претензий. При наступлении страхового случая судовладелец должен сообщить клубу или его агентам о происшествии и представить аварийные сертификаты, акты эксперту расчеты, оправдательные и другие документы, относящиеся к убытку. На обязанности судовладельца остается принятие всех мер к предотвращению или уменьшению убытка и возможных расходов.
Авиационное страхование
Авиационное страхование включает в себя комплекс видов страхования, используемых при страховании воздушных судов и перевозимых ими грузов, аэродромного оборудования и обслуживания, гражданской ответственности авиаперевозчика по отношению к пассажирам, экипажу, службам наземного обеспечения полетов, ответственность перед третьими лицами при падении воздушного судна (ВС), производителей летательных аппаратов, космической техники на всех этапах ее изготовления, транспортировки, запуска и выполнения космических программ. Объектом авиационного страхования может быть любой имущественный интерес, связанный с эксплуатацией воздушных судов. Основные страхователи воздушных судов в настоящее время: коммерческие авиаперевозчики — юридические и физические лица, использующие воздушные суда на правах собственности, аренды или пользования, занимающиеся многими видами воздушных работ; аэроклубы; различные организации, фирмы, занимающиеся продажей и перепродажей авиатехники. Свои воздушные суда страхуют промышленные и коммерческие компании, имеющие собственные авиатранспортные службы для перевозки персонала и грузов. К числу страхователей на авиационном страховом рынке также относятся операторы коммерческих авиакомпаний, операторы, осуществляющие воздушные работы и операторы воздушных такси; корпоративные организации авиационных операторов; производители самолетов, комплектующих изделий, а также запасных частей к ним; владельцы или управляющие аэропортов. Страховые риски в авиационном страховании: гибель (полная или конструктивная); пропажа без вести или повреждение воздушнoгo судна в результате происшествия, имевшего место в период действия страхования. Страховым случаем является свершившееся событие, предусмотренное договором страхования, с наступлением которого наступает обязанность страховщика произвести страховую выплату. Страхование воздушных судов специфично с точки зрения кумуляции риска. В комплекс страховой ответственности страховщика могут входить: страхование самого воздушного судна (каско), пассажиров и летного состава, груза и ответственность владельцев воздушного судна перед третьими лицами. Таким образом, одно страховое событие (падение воздушного судна) приведет к пяти очень крупным рискам с катастрофическими последствиями. К ним относятся: гибель самого воздушного судна (в зависимости от класса и назначения судна стоимость его может исчисляться десятками и сотнями миллионов рублей); гибель экипажа и пассажиров (страховая ответственность по каждому 100 тыс. руб. на внутренних рейсах и 20 тыс. евро на международных линиях); гибель багажа и груза; нанесение ущерба третьим лицам (ответственность до 50 млн.долларов). Страховым организациям при страховании воздушного судна следует внимательно подходить к определению величины собственного удержания по перечисленным рискам, не допускать, когда сумма удержаний по каждому из них превышала бы предел ответственности страховщика, разрешенный органами государственного страхового надзора (10 % от величины собственных активов). Страхование каско воздушного судна. Общепринято основные риски по страхованию воздушных судов покрывать одним комбинированным полисом, включающим каско, ответственность перед пассажирами (PLL) и ответственность перед третьими лицами (TPLL). Воздушное судно — летательный аппарат, поддерживаемый атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды (самолет, вертолет, летательный аппарат специального назначения, а также планер, автожир, дельтаплан, дирижабль и воздушный шар). Страховаться может как само судно, так и оборудование, входящее в него. Объект страхования — имущественный интерес страхователя связанный с сохранностью воздушного судна: его корпуса, включая крылья и хвостовую часть, шасси, электрических, гидравлических систем, навигационного и радиооборудования, установленного внутри или на корпусе воздушного судна, а также частей, снятых с воздушного судна, на то время, пока на нем не установлены аналогичные части взамен снятых. Полный перечень транспортных средств, которые могут приниматься на страхование страховыми организациями, составить достаточно затруднительно из-за многообразия их типов, моделей и функционального назначения. Применительно к существующей классификации видов страхования средств воздушного транспорта можно выделить транспортные средства, отраженные в табл. Застрахованными могут быть воздушные суда, имеющие свидетельство государственной регистрации, сертификат годности воздушного судна или иные, заменяющие их документы. По договору страхования страховщик обязан возместить в денежной или в натуральной форме размер ущерба, нанесенного по любым причинам в течение периода страхования во время нахождения воздушного судна в полете, при рулении, на стоянке с выключенными двигателями — на земле или на воде (для гидропланов и других воздушных судов с поплавковым шасси). Полное страхование самолета со всем оборудованием предусматривает случаи ущерба, возникшие на поверхности земли, воды или льда, в воздухе или при транспортировке с помощью других транспортных средств и включает утрату (гибель) или другой ущерб для самолета, возникающие при аварии в процессе полета и рулежки, явлениях естественного характера (буря, молния, затопление), пожаре или взрыве, хищении или другом ущербе.
Классификация средств транспорта Таблица 1
Не покрывается ущерб вследствие износа, коррозии, конструктивных дефектов, поломки электрооборудования или механической поломки отдельных механизмов, деталей и частей, если такой ущерб не явился следствием гибели или повреждений, вызванных пожаром, молнией, взрывом, ударом, столкновением воздушного судна с другим воздушным судном или с прочими объектами, злоумышленных действий третьих лиц. Если в результате естественного износа какой-либо детали повреждается воздушное судно, возмещается ущерб, причиненный объекту страхования, за вычетом стоимости этой детали. Страхование не действует при использовании воздушного судна в незаконных целях или в целях, не соответствующих указанным в договоре, нахождении ВС вне географических районов эксплуатации, пилотировании лицами, не указанными в договоре, транспортировке воздушного судна любым транспортным средством, за исключением транспортировки после повреждения, после страхового случая штатным буксировочным средством по аэродрому; взлете и посадке на не соответствующих требованиям для данного типа ВС аэродромах; при перегрузках воздушного судна и нарушением его центровки; при выпуске в полет заведомо неисправного воздушного судна. Страховая сумма устанавливается по соглашению сторон не может превышать реальную стоимость воздушного судна в день заключения договора страхования. При заключении договор страхования может быть установлена франшиза. Страховая премия зависит от: типа, года выпуска воздушного судна, географического района его эксплуатации, уровня квалификации летных экипажей, срока, на который заключен договор и иных факторов. Договор страхования заключается на основании заявления страхователя с приложением документов, подтверждающих его принадлежность и летной годности воздушного судна или иных заменяющих их документов. Договор заключается на срок до года, вступает в силу с 00 часов дня, следующего за днем оплаты всего либо части страхового платежа. Если воздушное судно к моменту окончания договора находилось в полете (рейсе), то срок страхования продлевается до совершения этим судном первой посадки. При существенном изменении риска во время действия договора страхования воздушного судна страхователь должен незамедлительно поставить в известность страховщика. Увеличение риска сопряжено с изменением условий договора и дополнительной страховой премией. При страховом событии страхователь должен: принять меры к уменьшению ущерба; в течение суток с момента, как стало известно, уведомить страховщика о происшествии с судном с последующим подтверждением сообщения в письменной форме; сообщить страховщику всю дальнейшую информацию о происшествии; согласовать со страховщиком все мероприятия по восстановлению поврежденного судна или его агрегатов; передать страховщику все необходимые документы по страховому случаю, в том числе для обеспечения права регресса к виновной стороне. Выплата производится на основании заявления с приложением: страхового полиса или договора страхования; документа о регистрации происшествия с воздушным судном; технического акта осмотра судна после его повреждения, а в случае гибели — акта о списании воздушного судна; документов, подтверждающих наличие страхового интереса страхователя, удостоверяющего его право на владение или пользование воздушным судном; плана аварийного ремонта и сметы расходов, предварительно согласованной с экспертами страховщика производителем работ; других документов, касающихся обязательств, страхового случая и фактического ущерба, запрашиваемых страховщиком. Выплата ущерба при наступлении страхового события, приведшего к частичному повреждению воздушного судна, его узлов и агрегатов, производится с использованием таблицы удельных весов стоимости составных его частей в страховой сумме. В случае полной гибели или пропажи без вести воздушного судна ущерб выплачивается в размере страховой суммы с оформлением договора абандон. В случае конструктивной гибели ущерб выплачивается в размере страховой суммы за минусом стоимости останков воздушного судна. В случае его повреждения демонтаж и замена поврежденных узлов и конструктивных деталей производятся с согласия страховщика. Оплачиваются расходы на ремонт агрегатов и узлов, расходы по обеспечению безопасности и сохранности поврежденного воздушного судна, расходы по разборке поврежденного судна и проведению испытательных полетов восстановленного воздушного судна. Выплата возмещения производится пропорционально принятой страховщиком ответственности к реальной стоимости воздушного судна. Из суммы страховой выплаты вычитается франшиза и неоплаченная часть страхового платежа. В сумму страховой выплаты не включаются: косвенные убытки, упущенная выгода, расходы по уборке и утилизации погибшего судна, затраты на переоборудование и модернизацию воздушно судна. Общая сумма выплат не должна превышать величину страховой суммы.
Страховые пулы Страховой пул — добровольное объединение страховщиков не является юридическим лицом, создается на основе соглашения между участниками пула в целях обеспечения финансовой устойчивости страховых операций на условиях солидарной ответственности его участников за исполнение обязательств. Пул создается преимущественно при приеме на страхование опасных, крупных или малоизвестных рисков. Деятельность пула строится на принципе сострахования. Страховые пулы получили широкое применение в зарубежных странах с развитой системой страхования. Создание и деятельность страховых пулов обеспечивает выполнение следующих задач: преодоление недостаточной финансовой емкости отдельных страховщиков; обеспечение финансовой устойчивости страховых операций; гарантии выплат страховых возмещений; возможность принятия на страхование крупных и уникальных по своей сложности и величине вероятных рисков, значительно превышающих возможность собственного удержания всего риска, какой бы крупной ни была страховая организация. В настоящее время к особо крупным рискам следует отнести риски авиационные и космические, риски в атомной энергетике, риски морского транспорта и морских перевозок и некоторые другие. Многообразие видов, используемых в авиационном страховании: каско, страхование пассажиров и экипажа от несчастного случая, ответственность перед третьими лицами ведет к кумуляции рисков. Практически ни одно страховое учреждение не способно выдержать в финансовом отношении покрытие полной потери современного самолета при полной кумуляции страхового риска. Эти обстоятельства ведут к попыткам распределения серьезных страховых рисков на международном рынке авиационного страхования в форме перестрахования, перестраховочных пулов, совместного страхования при тенденции к ограничению собственной доли удержания ответственности первоначального страховщика. Страховые пулы действуют как на принципах сострахования, так и перестрахования. В пулах совместного страхования участники передают в пул все риски определенного вида, для страхования которых создано данное объединение. Все передаваемые в пул риски делятся в определенных пропорциях между участниками вместе со страховыми премиями по ним. Доля, которую получает каждый участник пула, определяется в виде фиксированного процента, так называемой доли подписания. Пул служит совместному страхованию рисков. Часто такое сообщество состоит из большого числа участников и, таким образом, обеспечивает лучшую сбалансированность и распределение рисков. Каждый участник пула принимает участие в рисках, покрывающихся пулом, на основе схемы пропорционального распределения, установленной с самого начала. Такие доли в пуле выражаются либо в процентном отношении от всей емкости пула (например, 5 %), либо в абсолютных долях (например, 5 из 100 долей), либо, что бывает гораздо реже, в фиксированных суммах. В перестраховочных пулах участники занимаются самостоятельно первичным страхованием, а избыток рисков передают на перестрахование в пул. Принимая свою специфическую долю, каждый участник пула участвует не только в рисках, которые он сам принял или передал в пул, но также и во всех других рисках, внесенных в пул другими Участниками. Такая концепция позволяет достигнуть три важные цели: а)количество рисков, принимаемых каждым участником по его доле, увеличивается с желаемым эффектом, а с точки зрения страхования является желаемым приумножением рисков; б) в портфеле каждого участника улучшается состав рисков; в)участник пула не может понести убытки, превышающие его. Опасность кумуляции рисков относительно легче исключить за счет того, что все риски обобщаются и проверяются правлением пула. Основные органы пула: а) собрание участников пула; б) наблюдательный совет пула; в) исполнительный комитет пула. Собрание участников — высший руководящий орган — но имеет более широкие полномочия, чем, например собрание акционеров акционерного общества. Во многих случаях собрание участников уполномочено выбирать наблюдательный совет, устанавливать принципы управления, определять максимальные пределы рисков и размеры собственного удержания пула, утверждать, годовые отчеты, оправдывать действия исполнительного комитет и органов управления, вносить поправки в устав пула и т.д. Наблюдательный совет состоит из членов правления всех обществ, входящих в пул. Он не только выполняет функции контроля как наблюдательный совет акционерного общества, но также решает вопросы перестрахования, тарификации и условий договоров. Задача управления пулом возлагается на участника пула, профессиональное перестраховочное общество или на специальный секретариат пула. Одна из его основных задач — техническая обработка распределения рисков, переданных в пул. Это общество является сборным пунктом всех рисков, переданных в пул. Работа правления заключается в распределении таких рисков, составлении и рассылке регулярных (обычно ежеквартальных) отчетов членам пула по вопросам, связанным с ведением дела по переданным в пул рискам, помощь в урегулировании убытков (особенно в трудных случаях) и заботе об общей перестраховочной политике пула. Затраты на управление обычно распределяются между участниками в соответствии с их долями в пуле. Перестраховочные договоры, заключаемые пулом за о счет, освобождают пул от рисков, которые могут превысит емкость. Для достижения и улучшения баланса, перестраховочные договоры могут заключаться с иностранными пулами, действующими в той же сфере бизнеса. В большинстве стран страховые пулы ограничиваются в своей деятельности нормами антимонопольного законодательства. Например, по регламентации Европейского сообщества создание перестраховочных пулов допускается при условии, что они контролируют более 15% емкости соответствующего риска. В России формирование и функционирование страховых пулов регулируется Законом РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» и нормативными актами надзорных органов, в частности Положением о страховом пуле, утвержденным приказом Росстрахнадзора от 31.03.96. № 08-11р22 «О деятельности страховых пулов». Существующее положение о страховом пуле предполагает формирование перестраховочных пулов, так как перестрахование не допускает солидарной ответственности страховшиков. Страховой пул создается на определенный срок по конкретному виду страховой деятельности на основе соглашения между участниками. Соглашение определяет следующие характеристики пула: предмет его деятельности; виды страхования и имущественные риски, принимаемые пулом на страхование; условия, порядок заключения и исполнения договоров страхования, заключаемых от имени участников пула; взаимные обязательства участников и порядок взаимодействия между ними. Соглашением определяется финансовое участие каждого члена пула, единые правила страхования и единые тарифы, устанавливаются максимальные размеры обязательств пула, при заключении Договоров от его имени и доли ответственности каждого участника пула по принимаемым рискам. Соглашением определен порядок и сроки взаиморасчетов между участниками пула, страхователями и страховыми посредниками. Деятельность страхового пула должна основываться на следующих принципах: создание на основе единых правил и тарифов страховщиков — участников пула наиболее благоприятных условий страхования клиентов; заключение договоров страхования в пределах максимального размера обязательств, установленного соглашением о страховом пуле; учет поступающих страховых взносов по соответствующим видам страхования по отдельным субсчетам либо средствам аналитического учета — в соответствии с установленным порядком взаиморасчетов между участниками пула; перераспределение страховых взносов, полученных по договорам страхования, заключенным от имени участников пула, соответственно их доле в принятом на страхование риске; солидарная ответственность участников пула по исполнению обязательств по договорам страхования, заключенным от имени участников страхового пула. Ответственность участников пула по принимаемым рискам не должна превышать 10% от величины собственных активов. Если застрахованный риск превышает возможности пула, то превышение должно перестраховаться в страховых организациях, не являющихся участниками пула. При наступлении страхового случая страховщик, получивший заявление от страхователя, обязан немедленно сообщить об этом другим участникам пула с предоставлением документов, подтверждающих факт и величину ущерба. Первое объединение страховщиков в пул, созданное в Англии в 1919 г., называлось «British Aviation Insurance Group» (Британская группа авиационного страхования). Оно объединяло 24 группы корпорации «Ллойд», а также несколько других учреждений. Крупной организацией является Северный пул авиационного страхования «Nordishe Pool for Luftfart Fersikring», охватывающий 137 страховых учреждений. В 1920 г. создан пул авиационного страхования в Германии. В немецком пуле существует два отдельных комитета: по страхованию от несчастного случая и ответственности (классы Аи В); по страхованию каско самолета (класс С). В 60-х годах прошлого столетия, в связи с увеличением числа крупномасштабных несчастных случаев и катастроф, вызванных техногенными факторами, строительством и эксплуатацией атомных электростанций, развитием космонавтики появились определенные предпосылки к созданию различных страховых пулов. Комитеты пула определяют разновидность рисков, которые покрываться в их классе. Определяют также премии, условия страхования и размер комиссионных, причитающихся участвующим обществам для покрытия их расходов, включая комиссионное вознаграждение агентам и маклерам. Текущие дела решает правление пула, выбранное собранием. Оно же представляет пул за границей.
|
||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-15; просмотров: 329; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.224.76 (0.019 с.) |