Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Страхование железнодорожного подвижного состава

Поиск

Страхование железнодорожного подвижного состава обеспе­чивает имущественные интересы страхователя, связанные с вла­дением, распоряжением и пользованием железнодорожным под­вижным составом на случай повреждения, уничтожения или утраты подвижного состава, в том числе от противоправных дей­ствий третьих лиц. Страхованию подлежат: тяговый подвижной состав (локомотивы всех видов, дизельпоезда, автомотрисы, авто- и мотодрезины, мотовозы); вагоны (пассажирские, багажные, почтовые, почтово-багажные, рестораны, служебные, изотермические, специаль­ные вагоны, крытые, полувагоны, платформы, цистерны, це­ментовозы, транспортеры, вагоны для перевозки скота, живой рыбы, битума, легковых автомобилей) [2]. Договор страхования железнодорожного подвижного состава заключается сроком на один год и менее с юридическими лицами (собственниками или арендаторами железнодорожного подвиж­ного состава). Его действие распространяется, как правило, на территорию России, но обязательства могут быть распространены на территории стран — членов СНГ и дальнего зарубежья с упла­той страховой премии по повышенному тарифу.

Страхование рисков повреждения и уничтожения железнодорожного подвижного состава в основном производится одновременно, но в отдельных случаях по согласованию со страховщиком может предоставляться раздельно по каждому риску.

Минимальная страховая сумма по рискам повреждения, унич­тожения и утраты при страховании единицы подвижного состава не может быть, согласно Правилам страхования, ниже 40 процен­тов стоимости единицы нового подвижного состава.

Максимальная страховая сумма по риску повреждения при страховании единицы подвижного состава не может быть выше страховой (действительной) стоимости застрахованной единицы подвижного состава и устанавливается по каждой единице под­вижного состава по согласованию сторон. Под действительной стоимостью подразумевается стоимость единицы подвижного со­става с учетом износа на момент заключения договора страхова­ния. Страховая стоимость может быть определена как балансовая, если она ниже или равна действительной стоимости единицы под­вижного состава, определенной страховщиком в соответствии с существующими ценами на рынке. Если в период действия дого­вора страхования произошло повышение цен на железнодорож­ный подвижной состав, страхователь по согласованию со стра­ховщиком может увеличить размер страховой суммы с доплатой страхового взноса за оставшийся срок действия договора страхо­вания.

Размер страхового тарифа по договорам страхования зависит от степени риска, которая обусловливается рядом факторов (срок службы, тип и количество единиц подвижного состава и т.п.) и определяется при заключении договора страхования.

Страховое возмещение выплачивается в соответствии с дого­вором страхования:

при повреждении железнодорожного подвижного состава — из расчета стоимости его восстановления, которая определяется в следующем порядке: к стоимости запасных частей, деталей и принадлежностей прибавляется стоимость восстановительных работ, а затем вычитается стоимость остатков, пригодных для дальнейшего использования на момент страхового случая;

при утрате, уничтожении железнодорожного подвижного состава выплачивается полная страховая сумма с учетом предыдущих выплат и за вычетом стоимости остатков, пригодны для дальнейшего использования или утилизации. Сумма убытка оплачивается пропорционально соотношению страховой суммы и стоимости подвижного состава.

Если единица застрахованного подвижного состава утрачена (похищена), страхователю выплачивается страховое возмещение причем перед выплатой составляется договор, по которому стра­хователь отказывается от своих прав на застрахованный вагон ли­бо обязуется в случае обнаружения застрахованного вагона воз­вратить страховое возмещение в установленный договором срок. Однако заявление о выплате и все необходимые документы (со­став документов регламентирован правилами страхования) при наступлении страхового случая страхователь обязан представить страховщику не позднее установленного договором срока. В про­тивном случае страховщик оставляет за собой право отказать в страховой выплате. Страховщик рассматривает все необходимые документы по страховому случаю в течение срока, установленного в договоре страхования (обычно 7-10 дней), составляет страховой акт либо представляет страхователю мотивированный отказ.

В выплате страхового возмещения может быть отказано в сле­дующих случаях: если уничтожение или повреждение произошло в результате умышленных действий страхователя (либо лица, дейст­вовавшего по поручению или с ведома страхователя), установлен­ных компетентными органами; если страхователь не предъявил страховщику или его представителю поврежденный подвижной состав до его ремонта, его остатки или фотографии аварийного подвижного состава с видимым железнодорожным номером; если ущерб полностью возмещен лицом, виновным в его причинений (если ущерб возмещен частично, в размере меньшем, чем причи­тающееся страховое возмещение, выплата осуществляется с уче­том сумм, полученных страхователем от виновного лица); если страхователь (или его представитель) нарушил правила перевозок грузов (например, загрузка непредусмотренным грузом и превы­шение норм загрузки подвижного состава); если ущерб нанесен в результате нарушений страхователем или его представителем Правил технической эксплуатации железных дорог; при утрате, уничтожении или повреждении подвижного состава страхователь не представил все необходимее документы; если события произошли до начала или после окончания срока действия договора страхова­ния; страхователь не выполнил или отказался выполнять условия договора страхования, а также в других случаях, установленных законодательством или правилами (договором) страхования.

 

Морское страхование

9.5.1. Понятие морского страхования

Морское страхование — крупнейшая отрасль, основа транс­портного страхования, охватывает сферы деятельности, выходя­щие за пределы морских перевозок, и в целом ряде случаев обес­печивает покрытие рисков, связанных с перевозкой грузов как по морю, так и по воздуху и суше.

Морское страхование включает в себя страхование судов, гру­зов и фрахта, а также ответственности судовладельцев перед третьими лицами.

Страхование судов и грузов производится на базе стандартных условий (оговорок), в основу которых положены оговорки, выра­ботанные Институтом лондонских страховщиков. Вопрос, какая из сторон согласно условиям соответствующих торговых сделок обязывается провести страхование, рассматривается и решается во время заключения этих сделок.

Страхование судов — страхование каско — относится только к самим транспортным средствам.

Сложилось так, что из всех видов перевозок грузов самой рас­пространенной является перевозка морем, поэтому практически Все торговые контракты содержат пункт о перевозке товаров мо­рем. В этом случае страхуется не только груз, но и транспортное средство (карго), перевозящее груз. Предназначение морского страхования состоит в обеспечении защиты от морских рисков.

Участники морского предприятия: грузовладелец, судовладелец, перевозчик. Все они подвержены риску понести убытки. Убытки могут достигать миллиардов долларов. Все участники осознают опасность крупных потерь, поэтому они передают риск страховщикам. Страхование позволяет сократить число аварий так как страховщики стимулируют проведение превентивных мер. Несмотря на добровольный характер договоров морского страхо­вания они несут в себе элемент обязательности. Торговые кон­тракты, включающие пункты транспортировки товара, как прави­ло, предусматривают наличие страхового покрытия. Финансовую поддержку морского предприятия могут осуществлять акционеры заинтересованные в благоприятном исходе.

Морское плавание всегда считалось одним из самых опасных занятий; риски такого предприятия связаны с непредсказуемостью моря. Выделяют риски, подлежащие страховой защите, и нестрахуемые риски. Критерием при этом делении является неопре­деленность события. Например, груз, размещенный на палубе ко­рабля, не страхуется, поскольку находится в зоне воздействия воды.

Случайный характер опасности дополняется характеристикой других воздействий. Ущерб не должен быть вызван естественными свойствами товара, в противном случае он расценивается стра­ховщиком как «неустранимый дефект» и не обеспечивается стра­ховым покрытием. С учетом этого морские риски можно условно разделить на обычные и военные риски.

К обычным рискам относятся риски, возникающие из факта перевозки. Военные риски — это риски, лежащие вне условия пе­ревозки.

9.5.2. Страхование судов

Страховые компании принимают на страхование любой иму­щественный интерес, который связан с эксплуатацией судна от любых опасностей и случайностей как во время плавания, так и в период постройки судна.

Объекты страхования: имущественные интересы, связанные с владением, пользованием и распоряжением средствами водного транспорта. Объектом страхования может быть судно, его составные части и снаряжение, основное и вспомогательное оборудование. На особых условиях могут страховаться судовые баржи и лихтеры, установлен­ие на судне оборудование, принадлежащее третьим лицам.

Страхование каско судов — вид морского страхования, обеспе­чивающий страховую защиту судовладельцев и иных лиц, имеющих отношение к эксплуатации судов в случае нанесения ущерба, гибе­ли принадлежащих им или иным образом юридически связанных с ними судов либо нанесение иного ущерба их имущественным инте­ресам в связи с эксплуатацией судов.

Страхование судов по согласованию сторон обычно заключа­ется на основании одного из нижеследующих условий:

страхование с ответственностью за гибель и повреждения. При страховании на этих условиях возмещаются убытки, произо­шедшие вследствие полной гибели судна и расходы по устра­нению повреждений корпуса судна, его машин и механизмов; с ответственностью за гибель судна;

с ответственностью за гибель судна, включая расходы по спа­сению;

ответственностью за повреждение судна.

Не подлежат возмещению убытки, произошедшие вследствие умысла либо грубой неосторожности.

Страхование рисков на случай забастовок, военных рисков, гражданских волнений осуществляется путем включения в полисы специальных разделов.

Договор заключается на срок (например, один год) либо на один рейс.

Заключение договора страхования судов происходит на осно­вании письменного заявления страхователя, где сообщаются под­робные сведения о судне, его типе, наименовании, годе постройки; страховая сумма не должна быть выше суммы стоимости самого судна; указывается срок или рейс, на который страхуется судно.

На страхование принимаются: корпус (англ. hull, нем. kasko) судна с его машинами, оборудованием и такелажем (оснасткой), фрахт (плата за морскую перевозку груза), расходы по снаряжению и другие расходы, связанные с эксплуатацией судна, а также суда в постройке.

Страховая сумма страхуемого судна должна соответствовать действительной стоимости.

При недостраховании, когда страховая сумма ниже действительной, выплата по возможному ущербу пропорциональна принятой ответственности страховщиком. При превышении страховой суммы против действительной стоимости судна договор считается недействительным на величину превышения страховой суммы над действительной стоимостью. Страховая сумма может устанавливаться отдельно по каждому объекту или по их совокуп­ности, указанных в договоре.

Как правило, в полисах по страхованию судов обязательно вно­сится оговорка, обязывающая страхователя немедленно сообщать страховщику о всех авариях судна, относящихся к страховым собы­тиям. Запросы на ремонт судна направляются фирмам, способным произвести ремонтно-восстановительные работы, но окончатель­ное решение о месте ремонта согласовывается со страховщиком.

Страховой премией называется плата, которую страховщик взимает за страхование. Сумма страховой премии получается ум­ножением ставки премии на страховую сумму. Ставки по страхо­ванию судов могут различаться в связи с разнообразием видов, ти­пов и классов судов и географическим расположением их эксплуатации. К старым судам применяются более высокие став­ки. Твердые же тарифы ставок выбрать практически невозможно. Поэтому в страховании судов используются индивидуальные ставки для каждого судна в зависимости от его типа, состояния, района плавания, времени года и других факторов.

Страховщик несет ответственность за ущерб, причиненный за­страхованному судну в течение всего периода страхования и в районе плавания, которые согласованы в договоре страхования независимо от того, выполняет ли оно обычные рейсы, находится ли на ходовых испытаниях, оказывает ли помощь, буксирует судно и плавучие средства или осуществляет спасательные работы.

В стандартном договоре страхования судна (каско) включаются убытки судовладельцев, происходящие в результате:

а)опасности, связанной с морским, речным, озерным и другим судоходством (штормы, затопление и переворачивание судна, столкновение или касание других судов, подводных, плавучих или неподвижных объектов и т.д.);

б)пожара, взрыва;

в)кражи со стороны лиц, не относящихся к категории «стра­хователь»;

г)выбрасывании имущества за борт;

д)пиратства;

е) поломки или аварии на ядерном реакторе или установке;

ж)столкновения с самолетом, аналогичными летательными аппаратами или предметами, выпавшими из них, а также столкно­вения с наземным транспортным средством, доком или портовым оборудованием или установкой;

з)землетрясения, извержения вулкана или удары молнии.

Кроме того, возмещаются убытки, если не будет доказано «от­сутствие должной заботливости» (want of due diligence) со стороны страхователя, судовладельца или оператора судна в следующих случаях:

а)происшествие при погрузке, выгрузке или перемещении груза или бункера (топлива);

б) взрыв котлов, поломка валов или скрытый дефект в машин­ном оборудовании или корпусе судна;

в) небрежность со стороны капитана, офицеров, команды или лоцманов;

г)небрежность со стороны ремонтных служб или фрахтовате­лей, если они не являются страхователями по данному полису;

д)баратрия (преднамеренное правонарушение в отношении судна) со стороны капитана, офицеров или членов команды;

е)опасность загрязнения, которая обусловливает возмещение ущерба судну, нанесенного в результате действий официальных властей с целью предотвращения или уменьшения опасности загрязнения окружающей среды (или прибрежных вод) и при суще­ствовании угрозы загрязнения.

При страховании на срок, если судно находится в плавании в момент окончания договора и терпит бедствие, то договор продляется до прибытия его в порт назначения, указываемый в договоре.

Если судно страхуется на рейс, ответственность страховщика начинается с момента отдачи швартовых в порту отправления и оканчивается в момент пришвартования в порту назначения.

При выходе судна из пределов района плавания или при от­клонении от обусловленного в договоре пути следования страхо­вание прекращается. Оно не прекращается, если отклонение от пути или выход из района плавания осуществлен с целью спасе­ния человеческих жизней, судов и грузов.

Обо всех ставших известными страхователю случаях отклоне­ния в пути следования, изменениях в страховом риске страхова­тель обязан уведомить страховщика.

При наступлении страхового случая страхователь или его представитель обязаны принять все зависящие от них меры к спа­сению и сохранению поврежденного судна, при необходимости обеспечить права регресса страховщика к виновной стороне. Факт аварии и причины ее возникновения должны быть зафиксирова­ны в бортовом журнале, по прибытии в порт нужно сделать заяв­ление об аварии.

Если причиной аварии явились непреодолимые стихийные силы, капитан для снятия с судовладельца (с судна) ответственно­сти за убытки должен сделать заявление о морском протесте.

Морской протест заявляется нотариусу или иному должност­ному лицу в порту прибытия и должен содержать описание об­стоятельств происшествия и мер, которые капитан принял для обеспечения сохранности вверенного ему имущества.

Факт страхового события и требование на возмещение ущерба должны документально доказываться страхователем.

Выплата страхового возмещения осуществляется страховщи­ком в размере всей страховой суммы в случае полной или конст­руктивной гибели судна и его пропажи без вести, на основании письменного заявления страхователя и страхового акта (аварийно­го сертификата), составленного по данным проведенной экспер­тизы с учетом стоимости пострадавшего судна на момент наступ­ления страхового случая. При выплате возмещения за пропавшее без вести судно (отсутствие известий о нем в течение 3 месяцев, последнее известие в период действия договора) страхователь оформляет договор абандон (передача прав на пропавшее судно страховщику).

Если страховщик принял на себя абандон и выплатил страхо­вую сумму, а объект страхования оказался не погибшим, то стра­хователь обязан возвратить полученную сумму и вступить в права владения этим имуществом.

Убытки от повреждений возмещаются с применением фран­шизы. Страхователь или выгодоприобретатель при получении страхового возмещения обязан передать страховщику все имею­щиеся у него документы и доказательства, связанные с убытком, и выполнить все формальности, необходимые для осуществления права регресса к виновной стороне.

При страховании целого флота обычно устанавливается сред­няя ставка для всего флота или для более точного расчета все суда этого флота группируются по общим однородным показателям; в связи с этим ставка устанавливается для каждой такой группы от­дельно.

 

9.5.3. Страхование морских нефтегазодобывающих платформ

 

К морскому страхованию относится также страхование рисков, связанных с добычей нефти и газа на морских буровых платформах. В этом случае страхуется имущество, т.е. сам нефтедобывающий комплекс, а также ответственность за возможное нанесение ущерба окружающей среде из-за аварии.

При страховании учитываются следующие факторы: климати­ческие и природные особенности местоположения платформы (возможные скорости ветра, течение и т.д.); особенности дна; ве­роятность столкновения с судами и т.д.

Страхование осуществляется на случай повреждения или Уничтожения платформы, потери прибыли в результате остановки Производственной деятельности, возникновения дополнительных затрат по ликвидации последствий аварии, смерти или телесных повреждений персонала. Страховая сумма составляет очень большую величину, так как возможный ущерб достигает нескольких миллиардов долларов.

 

Аварийный комиссар

 

Аварийным комиссаром является лицо (физическое или юридическое), к услугам которого прибегают страховщики для защиты своих интересов при наступлении страхового случая с застрахованным имуществом. Страховщик назначает аварийно­го комиссара как внутри страны, так и за границей. Имя, поч­товый и телеграфный адрес аварийного комиссара указываются страховщиком в страховом сертификате или полисе при выдаче его страхователю.

В обязанности аварийного комиссара входит: производить осмотр грузов в случае повреждения или недос­тачи;

устанавливать характер, причину и размер понесенных убыт­ков, а также ответственную за убытки сторону;

составлять и выдавать аварийные сертификаты;

принимать участие в ликвидации последствий аварий;

наблюдать за проведением предупредительных мероприятий, обеспечивающих сохранность грузов.

Аварийный комиссар действует в строгом соответствии с ин­струкцией страховщика: проводит осмотр застрахованного иму­щества, устанавливает характер, причины и размер понесенного ущерба.

Перед проведением осмотра аварийный комиссар должен ознакомиться со всеми необходимыми и имеющимися в наличии у страхователя (грузополучателя) документами, относящимися к отправке груза, при этом в первую очередь следует изучить условия страхования, указанные в страховом полисе.

Например «Institute Caigo Clauses «А», «В», «С». Аварийным комиссарам необходимо руководствоваться в своей деятельности следующими основными нормативными до­центами, регулирующими условия перевозки и возмещения ущерба: Уставом железных дорог, Кодексом торгового мореплавания, Конвенцией о договоре международной дорожной перевозки грузов, Варшавской конвенцией об унификации Правил воздуш­ной перевозки грузов от 12 октября 1929 г. с Гаагскими дополне­ниями от 28 сентября 1955 г., Международными правилами по толкованию торговых терминов «Инкотермс-1990», а же коммен­тариями к ним, инструкциями и прочими материалами, имеющи­ми отношение к данному виду деятельности.

Аварийным сертификатом называется документ, подтвер­ждающий характер, размер, причины убытков застрахованного, имущества. По результатам проведенной работы аварийный ко­миссар составляет аварийный сертификат или доклад, который предоставляется страховщику.

Аварийный сертификат служит не более чем свидетельством убытка и не предрешает его обязательную оплату страховщиком. На основании аварийного сертификата страховщик принимает решение об оплате или отклонении претензии страхователя. В аварийном сертификате должно быть указано: кто и когда обра­тился за осмотром, где застраховано имущество, вид транспортно­го средства, описание товаросопроводительных документов, про­изводилась ли перегрузка в пути, соответствует ли упаковка груза характеру перевозки, подробности убытка, причины его возник­новения и т.д.

К аварийному сертификату прилагается следующий стандарт­ный набор документов:

оригинал страхового полиса;

оригинал транспортного документа с необходимыми отметка­ми (авто-авиа-железнодорожные накладные, коносамент);

счет-фактура (инвойс);

спецификация;

упаковочный лист;

претензия в адрес перевозчика;

оригиналы акта-извещения и генерального акта и прочих до­кументов при морской перевозке;

коммерческий акт при железнодорожной или воздушной перевозках (иногда коммерческие акты прилагаются и при пере возке грузов автомобильным транспортом); счет за ремонт или замену;

переписка заинтересованных сторон (ответы на претензии письма о розыске груза, в необходимых случаях — документы и протоколы правоохранительных органов, пожарной инспек­ции и т.п.);

экспертные заключения.

Аварийный комиссариат или назначенный им эксперт должен тщательно осмотреть имущество, зафиксировать повреждения, если это штучный товар — отметить количество поврежденного груза и произвести фотосъемку.

Функции аварийного комиссара выполняют аджастеры или агенты страховщиков. Аджастер — физическое или юридическое лицо, представляющее интересы страховой компании в решении вопросов по урегулированию заявленных претензий страхователя в связи со страховым случаем; осуществляет оценку риска после страхового случая, анализирует факты и рисковые обстоятельства страхового случая, составляет экспертное заключение для стра­ховщика по материалам этого анализа, проводит работу в области риск менеджмента, может составлять расчет по распределению убытков между судном, грузом и фрахтом в связи с общей аварией.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-15; просмотров: 231; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.164.229 (0.012 с.)