Обязательство по перевозке пассажиров и багажа 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обязательство по перевозке пассажиров и багажа



 

Понятие договора пассажирской перевозки. Общее определение договора перевозки пассажира (договора пассажирской перевозки) содержится в п. 1 ст. 786 ГК. По данному договору перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу, в свою очередь пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа*(548).

По тому, как обозначенный договор охарактеризован в ГК, а также в транспортных уставах и кодексах, нужно считать, что обязательства по перевозке пассажира и обязательства по перевозке багажа возникают из одного договора. Однако в юридической науке - это вопрос спорный. С одной стороны, считается, что предоставление услуг по доставке багажа и его выдаче происходит в рамках исполнения факультативного обязательства, возникшего из единого договора перевозки пассажира*(549). С другой стороны, договор перевозки багажа отграничивается от договора перевозки пассажира*(550).

В юридической литературе этот договор считают договором присоединения (ст. 428 ГК)*(551), а также относят к числу взаимных, возмездных, консенсуальных договоров*(552). Однако в случаях, когда договор перевозки пассажира отграничивается от договора перевозки багажа, то последний признается реальным*(553).

Договорные отношения по пассажирской перевозке регулируются международными нормативными правовыми актами с участием Российской Федерации*(554), Гражданским кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными актами транспортного законодательства, законодательством о защите прав потребителей. Возможность применения к указанным отношениям Закона РФ от 7 февраля 1992 г. "О защите прав потребителей" (с изм. и доп.)*(555) (далее - Закон о защите прав потребителей) и других актов законодательства о защите прав потребителей подтверждается:

во-первых, содержанием преамбулы Закона о защите прав потребителей, из которой следует, что законодательство о защите прав потребителей применяется к правоотношениям с особым субъектным составом. Правоотношения по пассажирской перевозке обладают необходимым субъектным составом. С одной стороны, в них участвует пассажир - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. С другой стороны, в такие правоотношения вступают перевозчик - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги потребителям по возмездному договору;

во-вторых, содержанием постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 1994 г. N 7 "О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей"*(556). В соответствии с п. 1 указанного постановления отношения, регулируемые законодательством о защите прав потребителей, могут возникать, в частности, из договоров перевозки граждан, их багажа и грузов. Согласно п. 2 названного постановления в тех случаях, когда отдельные виды гражданско-правовых отношений с участием потребителей, помимо норм ГК, регулируются и специальными законами Российской Федерации (перевозка и др.), то к отношениям, вытекающим из таких договоров, Закон о защите прав потребителей может применяться в части, не противоречащей Гражданскому кодексу и специальному закону.

Виды договора пассажирской перевозки. Данный договор классифицируется на отдельные виды по различным основаниям. Прежде всего классификация проводится по видам транспорта. Соответственно выделяется договор пассажирской перевозки автомобильным, воздушным, внутренним водным, морским и железнодорожным транспортом. Такое деление договоров обусловлено тем, что для договоров пассажирской перевозки на различных видах транспорта законодательством установлены в известной степени дифференцированные нормы*(557). Следовательно, юридическое значение этой классификации выражается в том, что в зависимости от вида договора пассажирской перевозки определяются применимые к ним правила.

Указанные договоры пассажирской перевозки различными видами транспорта в соответствии с действующим законодательством также могут быть подразделены на некоторые разновидности. Например, договор пассажирской перевозки железнодорожным транспортом делится на договор пассажирской перевозки поездом дальнего следования и договор пассажирской перевозки поездом пригородного сообщения. Причем содержание этих договоров в известной мере различается. В частности, при проезде в поезде дальнего следования пассажир имеет право делать остановку в пути следования с продлением срока действия проездного документа (билета) не более чем на 10 суток, а при проезде в поезде пригородного сообщения у пассажира такого права нет*(558).

От собственно договора пассажирской перевозки нужно отличать договор фрахтования для потребительских целей, заключаемый в соответствии с Гражданским кодексом и актами транспортного законодательства. Так, на автомобильном транспорте различают три вида перевозок пассажиров и багажа (ст. 5 УАТ): регулярные перевозки; перевозки по заказам; перевозки легковыми такси. Если первая перевозка осуществляется в рамках публичного договора перевозки пассажира по маршруту регулярных перевозок (ст. 19 УАТ), то последние два вида перевозок оформляются договорами фрахтования (ст. 27, 31 УАТ). На внутреннем водном транспорте перевозки пассажиров и их багажа могут осуществляться по договору фрахтования судна (п. 6 ст. 95 КВВТ).

Одним из видов договора пассажирской перевозки выступает и договор перевозки пассажиров и багажа транспортом общего пользования (ст. 789 ГК). Данный договор обладает следующими основными особенностями:

особым субъектным составом: перевозчиком является коммерческая организация либо индивидуальный предприниматель (последний может быть стороной этого договора в силу п. 3 ст. 23 ГК);

особым содержанием в силу того, что договор признан публичным (п. 2 ст. 789 ГК): а) перевозчик обязан осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица; б) все условия этого договора, в том числе и цена (размер провозной платы), для всех потребителей по общему правилу являются одинаковыми (п. 2 ст. 426 ГК). Однако законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей. Эти льготы, как видно, не носят индивидуального характера, они могут быть предоставлены лишь группам (категориям) потребителей;

особым порядком заключения: перевозчик не вправе оказывать предпочтение одному пассажиру перед другим в отношении заключения этого договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами. Не допускается также отказ перевозчика от заключения договора перевозки пассажиров и багажа транспортом общего пользования при наличии возможности предоставить потребителю услуги по перевозке (п. 1 и 3 ст. 426 ГК).

Договор перевозки пассажиров и багажа транспортом общего пользования имеет свои разновидности, выделяемые в зависимости от видов транспорта и условий перевозки. Так, на автомобильном транспорте регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются на основании публичного договора перевозки пассажира по маршруту регулярных перевозок, которые относятся к перевозкам транспортом общего пользования (ст. 19 УАТ). В свою очередь такие перевозки на данном транспорте подразделяются на перевозки с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок и перевозки с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок.

Элементы договора пассажирской перевозки. Сторонами данного договора выступают пассажир и перевозчик. Пассажиром является физическое лицо, заказывающее посредством заключения договора пассажирской перевозки транспортную услугу (деятельность по перемещению этого физического лица и его багажа), либо лицо, в пользу которого заключен данный договор, т.е. лицо, не заказывающее, но лишь использующее указанную услугу*(559). Спецификой правового статуса пассажира является то, что он имеет права и несет обязанности и как собственно пассажир, и как потребитель в соответствии с законодательством о защите прав потребителей. Кроме самого пассажира, в правоотношения по пассажирской перевозке могут вступать иные лица, уполномоченные на получение багажа.

Перевозчик - это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, который оказывает за вознаграждение транспортную услугу пассажиру. Как и в случае с пассажиром, перевозчик имеет две группы прав и обязанностей - предусмотренные в транспортном законодательстве и в законодательстве о защите прав потребителей.

В случаях, предусмотренных законом, перевозчик должен иметь соответствующую лицензию. Согласно п. 1 ст. 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. "О лицензировании отдельных видов деятельности" (с изм. и доп.) подлежат лицензированию перевозки пассажиров морским, внутренним водным, воздушным, железнодорожным транспортом, а также перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

От перевозчиков, в том числе и для цели обеспечения прав их контрагентов, в первую очередь пассажиров, законодательство может требовать и соблюдения иных формальностей, указывающих на специфику правового положения перевозчиков. Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона от 24 июля 1998 г. "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения" (с изм. и доп.)*(560) к осуществлению международных автомобильных перевозок грузов и пассажиров российские перевозчики допускаются при наличии у них документа, удостоверяющего допуск российского перевозчика к осуществлению международных автомобильных перевозок (удостоверение допуска российского перевозчика). В соответствии с Положением о допуске российских перевозчиков к осуществлению международных автомобильных перевозок, утвержденным постановлением Правительства РФ от 16 октября 2001 г. N 730 (с изм. и доп.)*(561), для получения указанного допуска должен быть соблюден ряд условий, в частности российский перевозчик должен иметь устойчивое финансовое положение (наличие в собственности имущества стоимостью не менее 300 тыс. руб. при использовании только одного транспортного средства, осуществляющего международные автомобильные перевозки, и не менее 170 тыс. руб. в расчете на каждое дополнительное транспортное средство).

В правоотношения, связанные с нарушениями условий пассажирской перевозки, могут вступать и страховщики. Например, согласно п. 3 ст. 39 УАТ право на предъявление к перевозчикам претензий в досудебном порядке имеют, в частности, страховщики, выплатившие страховое возмещение в связи с ненадлежащим исполнением перевозчиками своих обязательств по перевозкам пассажиров и багажа.

Специфика формы договора пассажирской перевозки заключается в том, что обычно этот договор не оформляется в виде единого документа, подписанного сторонами, а совершается устно. При этом его заключение согласно п. 2 ст. 786 ГК удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа - багажной квитанцией. Формы билета и багажной квитанции устанавливаются в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами. Указанное общее правило Гражданского кодекса детализируется и дополняется в транспортных уставах и кодексах. В частности, на автомобильном транспорте при заключении договора перевозки пассажира при регулярных перевозках пассажиров и багажа провоз пассажиром ручной клади за плату удостоверяется квитанцией на провоз ручной клади, а кассовый чек с указанными на нем реквизитами билета, багажной квитанции, квитанции на провоз ручной клади приравнивается соответственно к билету, багажной квитанции, квитанции на провоз ручной клади (ст. 20 УАТ). Устная форма договора пассажирской перевозки может быть выражена в совершении физическим лицом, заключающим этот договор, определенных конклюдентных действий (посадка в транспортное средство и др.)*(562).

Договоры фрахтования, заключаемые на автомобильном транспорте для перевозки пассажиров и багажа по заказам, а также перевозки пассажиров и багажа легковым такси заключаются соответственно в письменной и устной формах (ст. 27, 31 УАТ).

Предметом договора пассажирской перевозки являются оказываемые перевозчиком услуги по перемещению пассажира, а в случае сдачи багажа - также и багажа. Схожие услуги могут быть оказаны и по договорам фрахтования. Например, согласно ст. 31 УАТ перевозка пассажиров и багажа легковым такси осуществляется на основании публичного договора фрахтования. Близость предметов договоров перевозки и фрахтования позволяет законодателю обеспечить необходимое единство правового регулирования отношений по перевозке пассажиров и багажа на основе собственно договоров пассажирской перевозки и договоров фрахтования. В частности, это единство выражено в правилах об ответственности перевозчика и фрахтователя (на автомобильном транспорте согласно ст. 42 УАТ действует единый сокращенный срок исковой давности и по требованиям из договоров перевозки, и по требованиям из договоров фрахтования и проч.).

Содержание договора пассажирской перевозки. Права и обязанности пассажиров и перевозчиков определяются Гражданским кодексом, актами транспортного законодательства и законодательством о защите прав потребителей. Наряду с основным правом - правом проезда и провоза багажа - в соответствии с п. 3 ст. 786 ГК пассажир также имеет право перевозить с собой детей бесплатно или на иных льготных условиях; провозить с собой бесплатно ручную кладь в пределах установленных норм; сдавать к перевозке багаж за плату по тарифу. Содержание указанных терминов "багаж" и "ручная кладь" раскрывается в транспортных уставах и кодексах. В соответствии со ст. 2 УАТ багаж - это вещи пассажира, принятые для перевозки в установленном порядке, а ручная кладь -также вещи пассажира, которые перевозятся пассажиром с собой в транспортном средстве и сохранность которых при перевозке обеспечивается пассажиром.

Основной обязанностью пассажира является оплата провозного платежа (провозной платы). За перевозку пассажиров и багажа взимается провозная плата, установленная по общему правилу соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами (ст. 790 ГК). Однако плата за перевозку пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами.

Перевозчик может получать оплату за перевозку полностью или в части не только непосредственно от контрагентов по договору, но и из соответствующего бюджета (п. 5 ст. 790 ГК). Такое получение бюджетных средств происходит в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку пассажиров и багажа.

Возмещение этих средств перевозчику производится из бюджета того публично-правового образования, актом которого установлены обозначенные льготы или преимущества. Порядок возмещения определяется бюджетным законодательством, что указывает на межотраслевой характер регулирования отношений по получению в указанном случае перевозчиком оплаты за перевозку.

Пассажир несет и иные обязанности в соответствии с транспортным законодательством и договором перевозки. Так, пассажир обязан хранить билет, багажную квитанцию, квитанцию на провоз ручной клади в течение всей поездки и предъявлять их по первому требованию лиц, осуществляющих контроль (ст. 20 УАТ). На внутреннем водном транспорте п. 2 ст. 100 КВВТ предусматривает общую обязанность пассажира соблюдать утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области транспорта правила пользования судами и расположенными на берегу и предназначенными для обслуживания перевозок пассажиров объектами*(563).

Основной обязанностью перевозчика выступает доставка пассажира и багажа в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков - в разумный срок (ст. 792 ГК). В рамках исполнения этой обязанности пассажир и багаж должны быть доставлены в пункт назначения на условиях, предусмотренных в транспортном законодательстве. Такие условия находят свое выражение в иных обязанностях перевозчика (и соответствующих им правах пассажира), которые устанавливаются в транспортном законодательстве.

Так, перевозчик на внутреннем водном транспорте обязан предоставить пассажиру указанное в билете или путевке место на судне (п. 1 ст. 99 КВВТ). Аналогичная обязанность перевозчика существует и на иных видах транспорта. В частности, на железнодорожном транспорте перевозчик обязан предоставить пассажиру место в поезде (ст. 82 УЖТ), а при невозможности предоставить пассажиру место в вагоне согласно проездному документу (билету) перевозчик обязан предоставить такому пассажиру при его согласии место в другом вагоне, в том числе в вагоне более высокой категории, без взимания доплаты. В случае если пассажиру предоставлено с его согласия место, стоимость которого ниже стоимости купленного им проездного документа (билета), пассажиру возвращается разница в стоимости проезда (ст. 84 УЖТ).

Для цели обеспечения прав пассажиров и надлежащего выполнения указанной выше основной обязанности перевозчика транспортное законодательство устанавливает и специальную обязанность по информированию пассажиров. Например, в соответствии со ст. 85 УЖТ перевозчик бесплатно обеспечивает пользователя услугами железнодорожного транспорта своевременной и достоверной информацией о времени отправления и прибытия поездов, стоимости проезда пассажиров и перевозок багажа, грузобагажа, времени работы железнодорожных билетных касс, камер хранения, расположении вокзальных помещений, об оказываемых ему услугах, о предоставляемых гражданам определенных категорий льготах. Однако за выдачу справок в письменной форме, а также справок, не связанных с оказанием услуг железнодорожного транспорта, взимается плата в порядке, определенном правилами перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом. Обозначенной информационной обязанности перевозчика соответствует право пассажира (потребителя) на получение надлежащей потребительской информации об услугах по перевозке и иных сопутствующих услугах, которое в общем виде закреплено в ст. 8-12 Закона о защите прав потребителей.

Транспортное законодательство предусматривает возможность реализации специальных юридических процедур изменения и прекращения договоров пассажирской перевозки. Например, на внутреннем водном транспорте возможно (ст. 101 КВВТ):

одностороннее расторжение договора перевозки пассажира, в частности, в случаях невозможности перевозки пассажира в порт назначения вследствие непреодолимой силы, военных действий, запрещения властей или иных не зависящих от перевозчика причин, задержания судна на основании решения соответствующих органов исполнительной власти или привлечения судна для государственных нужд и в некоторых других ситуациях*(564);

изменение в тех же случаях договора перевозки пассажира по инициативе перевозчика в форме задержки отхода судна, изменения маршрута перевозки или места высадки пассажира.

Ответственность за нарушение договора пассажирской перевозки. Гражданско-правовая ответственность сторон за нарушение обязательств по перевозке определяется Гражданским кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон (ст. 793 ГК). Вместе с тем соглашения перевозчика*(565) с иными участниками транспортных обязательств, в том числе и с пассажирами, закон признает не всегда. Такие соглашения считаются недействительными, если их предметом является ограничение или устранение установленной законом ответственности перевозчика. При этом если в отношении перевозок грузов исключение из названного правила о недействительности подобных соглашений составляют случаи, когда возможность подобных соглашений предусмотрена транспортными уставами и кодексами (п. 2 ст. 793 ГК), то для перевозок пассажиров и багажа таких изъятий не установлено. Следовательно, соглашения об ограничении или устранении установленной законом ответственности перевозчика в обязательствах из договора пассажирской перевозки неприемлемы. С другой стороны, в ситуации, когда перевозчик и пассажир совершают иные соглашения об ответственности (с другим содержанием), например о повышении размера ответственности перевозчика, то их нужно считать действительными*(566). Такой вывод подтверждается, например, содержанием ст. 123 ВК, в соответствии с которой перевозчик имеет право заключать с участниками правоотношений по воздушной перевозке, в том числе и с пассажирами, соглашения о повышении пределов своей ответственности по сравнению с пределами, установленными Воздушным кодексом или международными договорами Российской Федерации.

Основными формами ответственности сторон при нарушении договора пассажирской перевозки выступает взыскание неустойки (штрафа, пени), частичное или полное возмещение убытков потерпевшей стороне и некоторые другие. Особенностью является возможность применения такой меры ответственности, как компенсация морального вреда. Эта ответственность применяется в случае причинения пассажиру морального вреда нарушением его прав на основании ст. 15 Закона о защите прав потребителей. При этом законодательство не исключает, а практика допускает предъявление исков только о компенсации пассажирам причиненного морального вреда.

Во-первых, перевозчик отвечает за причинение вреда жизни или здоровью пассажира (ст. 800 ГК). В данном случае ответственность перевозчика за вред, причиненный жизни или здоровью пассажира, наступает по правилам гл. 59 ГК об обязательствах вследствие причинения вреда, если законом или договором перевозки не предусмотрена повышенная ответственность перевозчика*(567). При этом ответственность, как правило, наступает по положениям ст. 1079 ГК об ответственности за вред, причиненный деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих, в частности перевозчик отвечает независимо от вины. Определение размера вреда, подлежащего возмещению, а также лиц, имеющих право на получение возмещения, производится по правилам § 2 гл. 59 ГК (возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью гражданина).

В юридической литературе не исключается и возможность наступления ответственности перевозчика за причинение вреда жизни и здоровью пассажира по общим правилам деликтной ответственности*(568), т.е. по ст. 1064 ГК при наличии вины перевозчика. Такой подход представляется оправданным, в частности для воздушной перевозки пассажира, которая согласно ст. 117 ВК включает в себя период с момента прохождения пассажиром воздушного судна предполетного досмотра для посадки на воздушное судно и до момента, когда пассажир воздушного судна под наблюдением уполномоченных лиц перевозчика покинул аэродром. Как видно, в период, юридически считающийся воздушной перевозкой, вред жизни и здоровью пассажира при нахождении его на земле может быть причинен и такими обстоятельствами, которые могут и не быть связанными с источниками повышенной опасности.

В целях защиты прав пассажиров и иных лиц, состоящих с пассажирами в определенных семейно-правовых отношениях (родители, дети и др.), транспортное законодательство может устанавливать размеры возмещения и в твердых суммах. Например, согласно п. 1.1 ст. 117 ВК перевозчик обязан обеспечить выплату компенсации в счет возмещения вреда, причиненного при воздушной перевозке жизни пассажира воздушного судна, гражданам, имеющим право на возмещение вреда в случае смерти кормильца в соответствии с гражданским законодательством, при отсутствии таких граждан -родителям, супругу, детям умершего пассажира воздушного судна, а в случае смерти пассажира воздушного судна, не имевшего самостоятельного дохода, - гражданам, у которых он находился на иждивении, в сумме 2 млн руб. Указанная компенсация распределяется между гражданами, имеющими право на ее получение, пропорционально количеству таких граждан*(569).

Для реализации обязанности перевозчиков возмещать вред, причиненный жизни и здоровью пассажиров, в том числе выплачивать подобные компенсации, возмещать иной вред в законодательстве обычно предусматривается использование такого инструмента, как обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика*(570). В частности, ст. 133 ВК предусматривает основные правила обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика перед пассажиром воздушного судна. Так, при причинении вреда жизни, если договором обязательного страхования не предусмотрен более высокий размер возмещения вреда, размер страховой выплаты по договору обязательного страхования при выполнении внутренних воздушных перевозок в отношении одного пассажира воздушного судна составляет 2 млн руб. плюс необходимые расходы на погребение, составляющие не более чем 25 тыс. руб.

Во-вторых, перевозчик отвечает за задержку отправления пассажира (ст. 795 ГК). За задержку отправления транспортного средства, перевозящего пассажира, или опоздание прибытия такого транспортного средства в пункт назначения перевозчик уплачивает пассажиру штраф в размере, установленном соответствующим транспортным уставом или кодексом. Например, согласно ст. 120 ВК за просрочку доставки пассажира, багажа или груза в пункт назначения перевозчик уплачивает штраф в размере 25% установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, но не более чем 50% провозной платы. В соответствии со ст. 110 УЖТ за задержку отправления поезда или за опоздание поезда на железнодорожную станцию назначения перевозчик уплачивает пассажиру штраф в размере 3% стоимости проезда за каждый час задержки, но не более чем в размере стоимости проезда.

За подобные нарушения (задержку или опоздание транспортного средства) перевозчик не отвечает (освобождается от ответственности):

при перевозках в городском и пригородном сообщениях;

если докажет, что задержка или опоздание имели место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности транспортных средств, угрожающей жизни и здоровью пассажиров, или иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.

Кроме оплаты штрафа при отказе пассажира от перевозки из-за задержки отправления транспортного средства перевозчик обязан также возвратить пассажиру провозную плату в полном объеме.

В-третьих, перевозчик отвечает за несохранность багажа (ст. 796 ГК). В данном случае перевозчик отвечает в период с момента принятия багажа к перевозке и до его выдачи лицу, управомоченному на получение багажа. Ответственность перевозчика в данном случае наступает:

а) в форме возмещения причиненного вреда, которая ограничена установленными законодательством размерами возмещаемого ущерба. В частности, согласно п. 2 ст. 796 ГК ущерб, причиненный утратой багажа при перевозке, возмещается перевозчиком в случае с объявлением ценности багажа в размере объявленной стоимости багажа;

б) в форме возврата провозной платы за перевозку багажа, которая наступает наряду с первой формой ответственности.

Для освобождения перевозчика от ответственности за несохранность багажа он должен доказать, что утрата, недостача или повреждение (порча) багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело (п. 1 ст. 796 ГК). Правила Гражданского кодекса об основаниях освобождения от ответственности развиваются и конкретизируются в актах транспортного законодательства (ст. 118 КВВТ и др.).

К ответственности за нарушение договора пассажирской перевозки может быть привлечен и пассажир. Например, согласно п. 9 ст. 35 УАТ за отправление в составе багажа, сданного для перевозки, предметов, перевозка которых в составе багажа запрещена, пассажир уплачивает перевозчику штраф в размере десятикратной провозной платы за перевозку багажа.

Как и в случае с ответственностью, возникающей из договора перевозки грузов, процедура применения ответственности в связи с нарушением условий перевозки пассажиров и багажа обычно состоит из трех этапов:

документальная фиксация оснований ответственности (в случаях, предусмотренных законодательством);

соблюдение претензионного порядка урегулирования споров;

предъявление иска в соответствующий суд*(571).

В рамках первого этапа транспортное законодательство в ряде случаев предусматривает необходимость специального документального подтверждения тех обстоятельств, которые являются основаниями ответственности участников обязательств по пассажирской перевозке. Так, в ст. 119 УЖТ установлено, что подобные обстоятельства удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами. В частности, коммерческий акт составляется для удостоверения повреждения (порчи) багажа возможных причин такого повреждения; обнаружения багажа без перевозочных документов. По своему значению эти документы являются доказательствами. Однако в соответствии с п. 4 ст. 796 ГК документы о причинах несохранности багажа (коммерческий акт, акт общей формы и т.п.), составленные перевозчиком в одностороннем порядке, подлежат в случае спора оценке судом наряду с другими документами, удостоверяющими обстоятельства, которые могут служить основанием для ответственности перевозчика, отправителя либо получателя груза или багажа. Таким образом, документы перевозчика, удостоверяющие основания ответственности, необходимость составления которых предусмотрена в транспортном законодательстве, не имеют приоритета над иными доказательствами по судебному делу.

Однако не все обстоятельства, которые являются основаниями ответственности участников обязательств по пассажирской перевозке, требуют специального документирования. В частности, согласно ст. 121 УЖТ и п. 71 указанных выше Правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, в случае задержки отправления или опоздания поезда к претензии прилагаются лишь проездные документы (билеты), которые и подтверждают содержание претензии.

Сущность второго этапа состоит в соблюдении правила об обязательном или добровольном претензионном порядке урегулирования споров по пассажирской перевозке. Применительно к претензионному порядку урегулирования споров в отношениях по пассажирской перевозке законодатель в целом исходит из двух разных подходов:

во-первых, устанавливается обязательный претензионный порядок урегулирования для ряда споров, т.е. для их определенной части. Например, такой порядок установлен в ст. 161 КВВТ в отношении предъявления требований к перевозчику. Кроме того, по ст. 194 КТМ пассажир обязан направить письменное заявление перевозчику об утрате или повреждении багажа лишь в определенных здесь случаях, а в других ситуациях претензионный порядок при морской перевозке пассажира и багажа не применяется. Обычно для требований самого перевозчика к пассажиру, а также для требований о возмещении вреда жизни и здоровью пассажира рассматриваемый претензионный порядок не устанавливается;

во-вторых, для отдельных ситуаций нормативно оформляется лишь право на предъявление претензии, но не обязанность, что, по сути, равнозначно добровольному претензионному порядку. Согласно ст. 121 УЖТ до предъявления к перевозчику иска, возникшего в связи с осуществлением перевозок пассажиров, багажа, к перевозчику может быть предъявлена претензия. Однако законодатель не всегда последовательно выдерживает этот подход в УЖТ: в ст. 125 УЖТ право на предъявление исков к перевозчикам багажа, возникших в связи с осуществлением перевозок, в частности в любом случае связано с соблюдением претензионной процедуры. Право на предъявление претензии установлено для договоров автомобильной перевозки пассажиров в соответствии с п. 1 ст. 39 УАТ.

Претензионная процедура обязательного или добровольного претензионного порядка урегулирования споров обычно состоит из двух этапов: оформление и заявление претензии, ее рассмотрение в течение установленных в транспортном законодательстве сроков и направление ответа заявителю.

Для первого этапа транспортное законодательство определяет, кто и в какой срок может заявить претензию, как она оформляется. В частности, для пассажирской перевозки автомобильным транспортом право на предъявление к перевозчикам претензий в досудебном порядке имеют лица, заключившие договоры перевозки, и страховщики, выплатившие страховое возмещение в связи с нарушением перевозчиками своих обязательств по перевозкам пассажиров и багажа, а претензии могут быть предъявлены в течение срока исковой давности (ст. 39 УАТ). В отношении указанного срока для предъявления претензий в отношениях по пассажирской перевозке нужно учитывать предписание, данное в п. 5 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 1994 г. N 7 "О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей", в соответствии с которым истечение установленного законодательством пресекательного срока на предъявление гражданином претензии не является основанием к отказу в судебной защите, так как это противоречит ст. 46 Конституции РФ и Закону о защите прав потребителей.

На втором этапе перевозчик рассматривает претензию в срок, определенный транспортным законодательством, и направляет соответствующий ответ заявителю. Например, согласно ст. 40 УАТ перевозчик обязан рассмотреть предъявленные ему претензии и о результатах их рассмотрения уведомить в письменной форме заявителя в течение 30 дней со дня получения претензии. При частичном удовлетворении или отклонении перевозчиком претензии заявителя в уведомлении должно быть указано основание принятия такого решения в соответствии с УАТ. В этом случае представленные вместе с претензией документы возвращаются заявителю.

На третьем этапе процедуры применения ответственности в связи с нарушением условий перевозки пассажиров и багажа заявляется иск в соответствующий суд. Применительно к этому этапу транспортное законодательство обычно отвечает на два вопроса - кто и в каком случае может предъявить иск, каков срок исковой давности. Так, для перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом установлено, что при предъявлении претензий в порядке, установленном УАТ 2007 г., иски к перевозчикам, возникшие в связи с осуществлением перевозок пассажиров и багажа, могут быть предъявлены в случаях полного или частичного отказа перевозчиков удовлетворить претензии либо в случаях неполучения от перевозчиков ответов на претензии в течение 30 дней со дня получения ими соответствующих претензий (ст. 41 УАТ).

Сроки исковой давности в правоотношениях по пассажирской перевозке обычно сокращенные. Например, по перевозкам пассажиров и багажа автомобильным транспортом срок составляет один год (ст. 42 УАТ).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 118; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.200.40.97 (0.07 с.)