Перевозках грузов и пассажиров 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Перевозках грузов и пассажиров



 

Перемещение продукции от производителя к потребителю, особенно в сфере международных экономических связей, – сложный, многоступенчатый процесс, осуществляемый чаще всего несколькими видами транспорта. Предмет транспортировки чаще всего бывает удален на многие тысячи км от грузовладельца и требует от участников перевозочного процесса согласованных действий по организации качественной перевозки его.

Качество транспортной услуги (скорость, регулярность, сохранность, надежность) оказывает существенное влияние на эффективность внешней торговли.

Национальные перевозочные средства транспортной сети обычно используются и для международных перевозок. И собственники таких средств заинтересованы в расширении их использования как в национальных, так и в международных сообщениях. Связано это с тем, что перевозочные средства, транспортные сети, используемые в международных перевозках грузов и пассажиров, отличаются большой капиталоемкостью своих объектов, а во многих случаях и низкой фондоотдачей. Ввиду этого транспортный бизнес относится к разряду наиболее рискованных для частного капитала. Для этого необходимы унифицированные в международном масштабе условия их использования.

Правоотношения между государствами регламентируются в транспортных перевозках по поводу:

– использования международных транспортных путей сообщения и транспортных средств;

– порядка установления межгосударственных отношений при перемещении грузов.

Государства, заинтересованные в расширении деятельности своих национальных транспортных предприятий в международных сообщениях, всегда стремились к международному сотрудничеству в целях выработки единых условий перевозок грузов и пассажиров, согласования юридических норм в отношении нахождения перевозных средств в пределах юрисдикции договаривающихся сторон и по многим другим вопросам.

В результате этих усилий на межгосударственном уровне заключено значительное число международных соглашений по отдельным видам транспорта, получивших название транспортных конвенций. В отдельных случаях многосторонние соглашения о международных перевозках заключены на уровне транспортных предприятий разных стран.

К межгосударственным соглашениям относятся конвенции и соглашения, разработанные по каждому виду транспорта. Они обязательны для выполнения как юридическими, так и физическими лицами тех стран, которые эти документы подписали. Международные соглашения в области транспорта охватывают такие организационные, технические, коммерческие, правовые вопросы, как:

– общие принципы деятельности отдельных видов транспорта;

– организация международных сообщений;

– коммерческие деловые перевозки грузов и пассажиров;

– тарифы, фрахтовые ставки на перевозку и перегрузку грузов;

– совершенствование транспортных связей между государствами;

– условия перегрузки, хранения, перевозки режимных грузов;

– правовые вопросы защиты имущественных интересов грузовладельцев в сфере международных перевозок.

– предотвращение загрязнения окружающей среды.

Проблемы международного транспорта решаются в различных международных транспортных организациях. К таким организациям относятся: Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД); Европейская экономическая комиссия (ЕЭК), в которой создан Комитет по внутреннему транспорту; Комиссия ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ).

Созданы и активно действуют международные организации по различным видам транспорта:

– на ж/д транспорте – организация сотрудничества железной дороги (ОСЖД); общий парк грузовых вагонов (ОПВ); постоянная комиссия по транспортному праву, созданная при ОСЖД; центральное бюро международных ж/д сообщений и др.

На автомобильном транспорте создана неправительственная организация – международный союз автомобильного транспорта (ИРУ).

На воздушном транспорте в соответствии с Конвенцией о международной грузовой авиации действует Международная организация грузовой авиации (ИКАО). Также работает специализированная неправительственная организация – Международная ассоциация воздушного транспорта (ИАТА).

При морском транспорте действуют Межправительственная морская (консультативная) организация (ИМО), Международный морской комитет (ММК), международная ассоциация судовладельцев (ИНСА); Балтийская международная морская конференция (БИМСО).

По транспортному экспедированию грузов создана международная федерация экспедиторских ассоциаций (ФИАТА).

В международной практике не было создано правового акта (соглашения, конвенции), регулирующего вопросы, относящиеся к содержанию или форме чартера. Основным источником права в отношении чартеров является национальное законодательство соответствующих стран.

В РФ таким законом является кодекс торгового мореплавания (КТМ), содержащий нормы, касающиеся чартера. Проформы многочисленных чартеров разрабатываются несколькими международными организациями. Среди них ведущей является неправительственная организация под названием Балтийская и международная морская конференция (БИМКО), имеющая штаб-квартиру в Копенгагене.

В большинстве международных транспортных конвенций имеются положения, касающиеся договора перевозок грузов или пассажиров в соответствующих международных сообщениях. Согласно договору одна сторона (в данном случае перевозчик) принимает на себя обязательство доставить груз или пассажира в обусловленный пункт назначения, а другая сторона (пассажир, грузовладелец) обязуется уплатить перевозчику провозную плату.

Транспортные конвенции определяют основные реквизиты, а в ряде случаев и форму транспортных документов, которые должны применяться в международных перевозках. Наиболее распространены два типа транспортных документов: накладная (для ж/д, воздушных и автомобильных сообщений) и коносамент (для морских и речных сообщений).

Решение этих проблем производится путем международного сотрудничества по выработке единообразных условий перевозок грузов и пассажиров.

В результате этой деятельности заключен ряд международных соглашений по отдельным видам транспорта, получивших название «Транспортные конвенции», которые регламентируют различные проблемы, возникающие при организации и осуществлении международных перевозок грузов.

Одним из первых международных соглашений, регламентирующих перевозки по железным дорогам, была Международная конвенция по перевозкам грузов по железной дороге, заключенная европейскими правительствами в 1890 г. в г. Берне (Швейцария). Она (Конвенция) лежит в основе правового регулирования коммерческой деятельности ж/д перевозок. В развитие этой конвенции в 1914 г. была подписана Конвенция о международной торговле, как свод основных правил перевозки для железных дорог Европы. Эти правила известны под аббревиатурой CIM. В последующем они многократно пересматривались и дополнялись. В настоящее время действует единая Конвенция о международных ж/д перевозках в редакции 1980 г. (КОТИФ), содержащая объединенный текст Бернских Конвенций. Участниками Бернских Конвенций являются большинство европейских и ряд азиатских и африканских стран. РФ не входит в их число. Стандартным договором о перевозке груза железной дорогой является ж/д накладная, соответствующая КОТИФ.

Основная цель КОТИФ заключается в создании единообразной правовой системы, применяемой к перевозкам пассажиров, багажа и грузов в прямом международном сообщении между государствами - членами. Эта система правовых норм применяется также в международных перевозках в смешанных сообщениях с использованием ж/д, речного и морского транспорта.

Создан международный комитет ж/д транспорта (МКЖТ), занимающийся разработкой и публикацией руководящих документов для решения конкретных задач, связанных с применением КОТИФ. Он создан в 1902 г., штаб-квартира находится в Берне.

Существуют аналогичные соглашения о международных морских перевозках, заключенные на Международной конференции по морскому праву (Брюссель, 1922). В 1924 г. вступила в силу Брюссельская конвенция об унификации некоторых правил о коносаменте (Гаагские правила).

В 1968 г. тоже в Брюсселе принят Протокол о поправках к Конвенции 1924 г., вступивший в силу в 1971 г., и Гаагские правила переименованы в Гаагско - Вийсбийские.

С учетом критики ряда положений Конвенции 1924 г. со стороны развивающихся государств в 1978 г. была принята конвенция ООН о морской перевозке грузов, известная под названием Гамбургские правила.

Международные воздушные сообщения регулируются Конвенцией, подписанной в Варшаве в 1929 г., в последующем дополненной протоколами Гаагским (1955 г.), Гватемальским (1971 г.) и Монреальским (1975 г.). В Конвенции предусматриваются обязательства и условия воздушной перевозки, в соответствии с которыми перевозчик обязуется доставить вверенный ему груз в пункт назначения и выдать его получателю, а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза по установленному тарифу, оговоренному в договоре о воздушной перевозке. Документом, который удостоверяет заключение договора о перевозке, является «авиационная накладная», введенная Варшавской Конвенцией.

Международные смешанные сообщения. Последовательную перевозку грузов различными видами транспорта обычно называют смешанной перевозкой. При этом перевозчики подчиняются действию различных правовых норм, сменяют один другого, что осложняет вопрос ответственности, обостряющийся наличием иностранного элемента при международных перевозках. Поэтому создание унифицированных правовых норм, которые бы регулировали перевозки грузов при последовательном участии нескольких видов транспорта, представляется чрезвычайно актуальным ввиду сложности рассматриваемой проблемы.

В 70-х годах в рамках нескольких международных организаций проводилась разработка проекта соглашения о договоре прямой смешанной перевозки. В результате этого в 1980 г. была принята Конвенция ООН о международных смешанных перевозках грузов.

Как сказано выше, основные положения организации и условия перевозок грузов и пассажиров в международных сообщениях содержатся в транспортных конвенциях и международных соглашениях. Мы привели лишь часть их, хотя на самом деле их значительно больше. Кроме того, вопросы правового регулирования перевозок являются содержанием многих двусторонних соглашений, заключенных на межгосударственном уровне или международными транспортными предприятиями договаривающихся стран. Но даже отсутствие международного регулирования перевозок грузов и пассажиров в общем не препятствует грузоотправителям и грузополучателям вступать в отношения по вопросам международной перевозки.

Впервые вопрос создания унифицированных норм при международных перевозках грузов в смешанных сообщениях был поднят на Стокгольмской конференции Международной торговой палатой в 1927 г. Однако только в 1980 г. в рамках ООН/ИМО разработана и подписана Конвенция ООН о международной смешанной перевозке грузов. Она содержит 7 частей, преамбулу и 2 приложения.

В 1 части – основные определения (международной смешанной перевозке, операторах смешанной перевозки). Рассмотрены сферы ее применения, регулирование и контроль за смешанными перевозками.

Во 2 части - приведены содержание документа смешанной перевозки, порядок его выдачи, оговорки и его доказательная сила.

В 3 части говорится об ответственности оператора смешанной перевозки, охватывающей период ее действия, и ответственность за действие служащих операторов, агентов и других лиц.

4 и 5 части соответственно посвящены грузоотправителям (их ответственности за ущерб, понесенный оператором), рассматриваются порядок выдачи уведомлений об утрате, повреждении или задержке, исковая давность, признание и исполнение судебных решений, арбитражные разбирательства.

В 6 части рассматриваются договорные условия, которые могут вноситься оператором смешанной перевозки, но являются недействительными в соответствии с положениями настоящей конвенции. Здесь же рассматриваются основные положения и правовое регулирование, касающиеся общей аварии, а также дается понятие расчетной единицы и излагается порядок ее перевода.

7 часть касается таможенных вопросов, включая выдачу таможенного документа на перевозку грузов транзитом через третьи страны (таможенный транзит).

Заключительная, 8 часть содержит положения, касающиеся депозитария, даты начала и порядок подписания конвенции, ее ратификации, принятия, утверждения, присоединения к ней и т.д.

Положения конвенции применяются независимо от национальной принадлежности перевозчика, судна, грузоотправителя, грузополучателя или любого заинтересованного лица. Однако конвенция не применяется к чартерам.

«Оператором смешанной перевозки» может быть любое юридическое лицо, которое от своего имени или через другое действующее от его имени юридическое лицо заключает договор смешанной перевозки и выступает как сторона договора, а не как посредник или агент. На него ложится ответственность за исполнение договора, он несет ответственность за исполнение перевозки в целом и за сохранность груза с момента принятия его в свое распоряжение и до момента выдачи покупателю. Одним из основных условий деятельности оператора смешанных перевозок является котировка сквозных ставок тарифов, рассчитываемых на весь маршрут перевозки грузов и построенных на основе учета затрат на перевозку грузов различными видами транспорта, их перевалку, складирование, страхование, проведение таможенных формальностей и др.

Конвенция о международных смешанных перевозках вступает в силу через 12 месяцев после того, как правительства 30 стран подпишут ее без оговорки о ратификации либо сдадут депозитарию – Генеральному секретарю ООН документы о ее ратификации, утверждении или присоединении. Вступление Конвенции в силу – процесс довольно длительный: в середине 90-х годов ее подписали лишь несколько стран. Однако многие ее положения уже нашли отражение и практическое применение в реальной практике международных смешанных перевозок.

Конвенция не противоречит международному соглашению или национальному законодательству, относящемуся к регулированию или контролю за транспортными операциями. Она не затрагивает права каждого государства регулировать и контролировать на национальном уровне операции по смешанным перевозкам и деятельность операторов этих перевозок.

 

 

УПРАВЛЕНИЕ ТРАНСПОРТОМ ВО

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЯХ

 

Управление транспортом имеет своей задачей своевременно и качественно обеспечить дальнейшее развитие и совершенствование транспорта страны, жизнедеятельность всех отраслей экономики и на этой основе содействовать более полному удовлетворению материальных и культурных потребностей общества.

Различают 5 основных видов транспорта: ж/д, водный (морской и речной), воздушный, автомобильный, трубопроводный.

Управление перевозочным процессом на ж/д транспорте производится централизованно и относится к компетенции МПС РФ.

Морской, речной и автомобильный транспорт входят в транспортный комплекс, управление которым осуществляет Министерство транспорта РФ с соответствующими службами (морского флота, речного флота, автомобильно-дорожной службой).

Федеральная авиационная служба России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим специальные (исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и др.) функции в группе авиации и организации воздушного движения в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством РФ.

Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ (1993 г.) предусмотрела возможность приватизации предприятий морского, воздушного, внутреннего водного и автомобильного транспорта. Физическим и юридическим лицам разрешается осуществлять предпринимательскую деятельность, связанную с перевозкой грузов и пассажиров, транспортно-экспедиторской и другой деятельностью. Такая деятельность может осуществляться только на основе специальных лицензий. Лицензированию подлежит перевозочная и другая деятельность, связанная с:

– перевозкой грузов и пассажиров, фрахтовыми операциями по перевозкам грузов и пассажиров на морском транспорте, буксировкой судов и других плавучих объектов;

– обслуживанием судов в портах с целью обеспечения жизнедеятельности судовых экипажей и безопасности мореплавания;

– транспортным экспедиционным обслуживанием, погрузочно-разгрузочными работами, складскими операциями, обслуживанием пассажиров на территориях и акваториях морских портов и рейдов.

Лицензия выдается на каждый вид деятельности Министерством транспорта РФ.

Международное железнодорожное общество «ИнтерФриго». Задача - содействие развитию международных перевозок скоропортящихся грузов, регулирование использования вагонов – ледников и вагонов - рефрижераторов в международных сообщениях стран Западной Европы.

Члены 25 европейских стран в целях финансовой деятельности Общества создали капитал, основу которого составляют ежегодные взносы участников. Доходы, получаемые от оказания по перевозке скоропортящихся грузов и платы за аренду специализированных вагонов - холодильников, принадлежат Обществу. В собственности Общества имеется более 7 тыс. изотермических вагонов. Кроме того, «Интерфриго» эксплуатирует 15 тыс. изотермических вагонов, принадлежащих ж/д, входящим в Общество.

По желанию клиента Общество предоставляет изотермические вагоны или целые составы. Осуществляется сдача вагонов клиенту в долгосрочную аренду с предоставлением ему права свободного использования вагонов.

В 1955 г. по рекомендации комитета по внутреннему транспорту ЕЭК ООН и при участии Международного союза автотранспорта (МСВТ) создана международная организация по перевозке скоропортящихся продуктов «ТРАНСФРИГОРУТ ЕВРОПА». Цель организации – развитие профессионального автомобильного транспорта по перевозке скоропортящихся грузов, совершенствование транспортного оборудования, содействие решению экономических, социальных, технических проблем в области этого вида транспорта, разработка технических рекомендаций для производителей холодильного транспортного оборудования и приборов.

Кроме того, «ТРАНСФРИГОРУТ ЕВРОПА» поставил цель заниматься, помимо проблематики перевозки продуктов при регулируемой температуре, вопросами перевозок всех пищевых продуктов, в т.ч. перевозки жидких пищевых продуктов в цистернах.

Действительными членами являются национальные ассоциации 20 европейских стран. Консультативными членами могут быть промышленные фирмы, производящие технические средства (холодильные установки, контейнеры, упаковка и т.д.) для перевозки скоропортящихся грузов. Число их превысило 400. Постоянно вносятся предложения, направленные на упрощение любых формальностей при перевозках, отмену ограничений движения рефрижераторных транспортных средств в выходные и праздничные дни.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 688; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.113.188 (0.034 с.)