Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Материально-техническая база транспортаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Железнодорожный транспорт
К материально-технической базе железнодорожного транспорта относят путь и путевое хозяйство, вагоны и вагонное хозяйство, локомотивы и локомотивное хозяйство, железнодорожные станции, грузовые дворы, товарные конторы, грузовое и весовое хозяйства и др. ОАО «РЖД» стремится к созданию условий для конкурирующих компаний на уровне 50% or общего парка вагонов. В распоряжении независимых частных компаний-операторов в настоящее время находятся свыше 200 тыс. грузовых вагонов - 28% рабочего парка подвижного состава на сети железных дорог. С его использованием выполняются более 20% грузовых перевозок: доля частных компаний в объеме перевозок грузов превышает 25%, а в грузообороте железнодорожного транспорта составляет более 22%. В ряде сегментов рынка железнодорожных перевозок уже доминируют частные компании; они контролируют свыше 62% парка цистерн, выполняя перевозку 85% сырой нефти, 80% нефтепродуктов, 75% химикатов различного назначения. Идет активное насыщение парка вагонами новых собственников, ускоряются темны закупки локомотивов, что способствует расширению объемов производства на предприятиях отечественной промышленности, т.е. рынка железнодорожной техники. Существенным элементом взаимодействия железнодорожных транспортных систем России и примыкающих зарубежных стран является ширина железнодорожной колеи, которая является существенным фактором, сдерживающим рост конкурентоспособности железных дорог по отношению к другим видам транспорта, их привлекательности при осуществлении международных перевозок. Так, в России и других странах СНГ эта ширина составляет 1520 мм. В большинстве европейских стран, например, расположенной в «сердце Европы» Польше, – 1435 мм. а в Испании и Португалии – 1668 мм. В настоящее время в России эксплуатируется около 85000 км железнодорожных линий. В стране начались работы по сооружению и эксплуатации коммерческих железнодорожных линий. К искусственным сооружениям железных дорог относят мосты, тоннели, пассажирские и грузовые платформы, подпорные стенки, водопропускные трубы и т п. Для текущего обслуживания и ремонта пути содержится большой парк разнообразных путевых машин. Вагонный парк железных дорог состоит из грузовых, пассажирских и специальных вагонов. В составе грузового вагонного парка различают пять основных типов вагонов: – крытые, предназначенные для перевозки широкой номенклатуры грузов, требующих защиты от атмосферных осадков, ветра; – платформы, вагоны с низкими бортами, используемые для перевозки преимущественно леса, рельсов, труб и других длинномерных и громоздких грузов, и в частности, машин и агрегатов; – полувагоны, используемые, как правило, для перевозки топливных, рудных, строительных и других навалочных грузов; – цистерны, предназначенные для перевозки массовых жидких грузов, по преимуществу нефти и нефтепродуктов, а также газового конденсата и химических (например, кислот), пищевых (растительного масла, молока, минеральной воды и др.) и других грузов; – изотермические вагоны (рефрижераторы) со специальным кузовом и устройствами, обеспечивающими стабильность заданных отрицательных (летом) или положительных (зимой) температур для перевозки скоропортящихся грузов (мяса, сала, овощей, фруктов, напитков и пр.). Основными в грузовом парке являются четырехосные вагоны, внедряются восьмиосные полувагоны и цистерны. Имеется небольшое количество шестиосных полувагонов (в последние годы их практически не строят). Транспортеры имеют 19-20 осей. Парк вагонов, следующих в пассажирских поездах, включает купейные, плацкартные, общие вагоны, а также почтовые, багажные, почтово-багажные и вагоны-рестораны. В настоящее время происходит старение парка подвижного состава, что является серьезной проблемой. Практически отсутствует современное транспортное машиностроение. Так, показатель износа грузовых вагонов – около 75%, а пассажирских - 62,1%. Локомотивный парк. По роду двигателя и видам потребляемой энергии железнодорожные локомотивы классифицируются следующим образом: – электровозы, у которых в качестве двигателей применяются электродвигатели (электрические силовые установки), питаемые постоянным или переменным током от контактных проводов, подвешиваемых над железнодорожным путем; – тепловозы, у которых в качестве силовой установки применяется двигатель внутреннего сгорания, как правило дизель; – паровозы, у которых в качестве двигателя используется паровая поршневая машина, питаемая паром от котла. Паровозы были изъяты в послевоенный период ввиду их малой экономичности, трудностей обслуживания и других недостатков; – газотурбовозы – локомотивы с газотурбинной силовой установкой, аналогичной тем, которые применяются на современных газотурбинных самолетах; – комбинированные – локомотивы с дизельно-электрической силовой установкой. По роду работы локомотивы подразделяются на пассажирские (с высокой скоростью движения), грузовые (с большой силой тяги) и маневровые. К настоящему времени основную грузовую и пассажирскую работу на железных дорогах России выполняют электровозы и тепловозы, на которые приходится более 99% общего грузо- и пассажирооборота. К категории самодвижущихся единиц следует отнести моторные вагоны, а также мотовозы и другие, более мелкие самодвижущиеся повозки. В отличие от локомотивов, которые используются лишь как тяговые единицы, не несущие на себе коммерческого груза или пассажиров, мотор-вагоны выполняют роль и тяговой единицы, и собственно вагона для перевозки груза или людей. Наиболее распространенными видами единиц мотор-вагонной тяги являются электрические поезда пригородного сообщения, а также дизельные поезда. На железные дороги поставлено около 57 новых и модернизировано более 250 локомотивов. Станции и другие раздельные пункты делят железнодорожный путь на отрезки, которые носят название перегонов. Вместе с тем станции считаются основными производственными единицами железнодорожного транспорта и в большей степени определяют объем и качество его работы. Различают 5 основных типов станций: промежуточные, участковые, сортировочные, пассажирские и грузовые. 1. Промежуточные (самые малые) станции. Они имеют: минимальное путевое развитие (2-3 станционных пути, кроме главных); небольшое пассажирское здание для обслуживания пассажиров (с билетной кассой и залом ожидания); незначительное грузовое хозяйство в виде пакгауза или платформы для погрузки-выгрузки и хранения грузов; соответствующие объему и характеру работы устройства сигнализации, централизации, информации и блокировки (СЦБ). 2.Участковые станции сооружались обычно через 100-150 км и в прошлом обеспечивали смену локомотивов у всех грузовых, а в ряде случаев и пассажирских поездов. Они имеют достаточно большое путевое хозяйство в 10-20 путей, локомотивное депо с экипировочными устройствами (для снабжения их топливом, смазкой, водой, песком и т.п.), сравнительно развитые пассажирские и грузовые сооружения. 3.Сортировочные станции сооружены, как правило, в пунктах переработки массовых грузовых потоков, а именно: в районах крупных городов и промышленных центров, вблизи больших морских и речных портов, в точках слияния и разветвления основных потоков. Основное назначение их – расформирование и формирование всех или почти всех грузовых поездов, проходящих через станцию. Для выполнения своего назначения сортировочные станции имеют большое количество путей (50-100 и более), которые группируются в специализированные парки (приема, отправления, сортировки и т.п.). Крупнейшие сортировочные станции оборудуются специальными «сортировочными горками» для расформирования и формирования грузовых составов. Вагоны, поданные маневровым локомотивом на горку, скатываются с нее под действием силы тяги на сортировочные пути в соответствии с назначением дальнейшего их следования. Сортировочные горки обеспечивают поточность расформирования (формирования) поездных составов и, следовательно, высокую производительность этих операций. Для предупреждения столкновения вагонов во время маневров сортировочные горки оборудуются пневматическими и/или электромагнитными замедлителями (путевыми тормозами) и сложной автоматикой (электроникой) для управления замедлителями и переводными стрелками.
4.На сортировочных станциях обычно дислоцируется мощное локомотивное (тяговое) и вагоноремонтное хозяйство. Грузовые устройства, как правило, выносятся за пределы сортировочной станции, но сохраняются средства для перегрузки грузов в случае обнаружения технической или коммерческой неисправности в вагонах. 5.Пассажирские станции сооружаются в крупных городах и предназначены главным образом или почти исключительно для обслуживания пассажиров. Они имеют большое путевое развитие, специальный вокзал с комплексом помещений и оборудования, локомотивное хозяйство для обслуживания пассажирских поездов, вагонное хозяйство с экипировочной и ремонтной базой. На пассажирских станциях обычно не производятся грузовые операции, кроме обработки почты и пассажирского багажа. 6.Грузовые станции, в противоположность пассажирским, предназначены в основном для погрузки и выгрузки грузов в крупных масштабах. Другие операции, в частности сортировочные, вытекают из необходимости осуществления основной функции грузовой работы с вагонами. Эти станции имеют локомотивное депо, довольно большое путевое развитие и связаны, как правило, с многочисленными подъездными путями, принадлежащими клиентуре, т.е. промышленным, торговым, сельскохозяйственным и иным предприятиям, организациям и учреждениям. Грузовые станции расформировывают, формируют и обрабатывают те поезда, которые в основном содержат отправляемые и принимаемые ею грузы. Транзитные грузы обычно на эти станции не направляются. Мощное вагонное хозяйство позволяет осуществлять ремонт и подготовку под погрузку вагонов. В состав оснащения грузовых станций входят комплекс из погрузочно-разгрузочного оборудования, а также службы информации, связи, службы, обеспечивающие коммерческое оформление приема, погрузки, выгрузки и выдачи грузов. Грузовые станции по характеру выполняемых операций делятся на погрузочные, выгрузочные, погрузочно-выгрузочные и перегрузочные. На грузовых станциях выполняются следующие операции: – технические – расформирование и формирование составов, подача и уборка вагонов на грузовых фронтах, обработка составов по прибытии и отправлении; – коммерческие – прием, выдача, взвешивание груза, оформление перевозочных документов, исчисление провозных плат и расчеты с отправителями и получателями, розыск грузов, финансовая и кассовая отчетность; – грузовые – погрузка, выгрузка, перегрузка и сортировка грузов. Кроме станций, которые выполняют в том или ином объеме не только технические, но и коммерческие операции (последние выполняются в пристанционных товарных конторах), существуют раздельные пункты, несущие только технические функции. К числу их относятся разъезды на однопутных линиях, где осуществляются «скрещения» встречных поездов, и обгонные пункты на двухпутных линиях, которые предназначены для обгона поездов меньшей скорости поездами большей скорости. Морской транспорт
Основными элементами материально-технической базы морского транспорта являются морские суда (флот), морские порты, судоремонтные предприятия, некоторые элементы морских путей, средства связи, электрорадионавигации, прочие устройства и оборудование. Флот состоит из судов транспортного (пассажирского, грузового, грузопассажирского), служебно-вспомогательного, технического и специального назначения. Грузовые суда по роду перевозимых грузов подразделяются на сухогрузные, наливные и комбинированные. Сухогрузные суда составляют основную часть транспортного флота и, в свою очередь, делятся на суда для перевозки генеральных грузов и на суда для перевозки массовых (навалочных и насыпных) грузов, а по способу перевозки - на универсальные и специализированные. Рефрижераторный флот состоит из узкоспециализированных судов, используемых для перевозки скоропортящихся грузов (рыбы, мясных и молочных продуктов, овощей, фруктов и др.). Наливные суда (танкеры) предназначены для перевозки жидких грузов наливом. Они подразделяются на нефтевозы, нефтепродуктовозы, газовозы, спиртовозы, масловозы. Основная часть наливного флота предназначена для перевозки нефтегрузов: сырой нефти, нефтепродуктов, смазочных масел. В составе танкерного флота имеются суда дедвейтом от 1500 до 15000 т К комбинированным судам относятся крупнотоннажные нефтерудовозы, балкеры и др. Особое место в составе транспортного флота занимают морские паромы - многопалубные суда с избыточным надводным бортом и развитыми надстройками. Паромы бывают железнодорожные, автомобильные и автомобильно-пассажирские. Предназначены для перевозки автомобилей, железнодорожных составов вместе с грузом и пассажиров через проливы и моря. Служебно-вспомогательный флот включает в себя ледоколы, буксиры, а также спасательные, лоцманские, разъездные суда, которые не перевозят грузы или пассажиров, а обеспечивают работу транспортного флота. Пассажирский морской флот располагает большим числом комфортабельных быстроходных судов с количеством мест от 200 до 750, а также скоростными судами на подводных крыльях типа «Циклон» (250 мест), «Комета» (118 мест) и др. Морские порты - важное звено морского транспорта; они во многом определяют эффективность использования флота. Располагая причальными сооружениями, перегрузочной техникой, складскими помещениями, сложным железнодорожным хозяйством и другими техническими средствами, порты обеспечивают прием, погрузку-выгрузку и обслуживание судов. По эксплутационным особенностям морские порты делятся на порты общего назначения, специализированные и комбинированные. Порты общего назначения принимают все суда, включая пассажирские, и перерабатывают все грузы на общих причалах. Как правило, эти порты имеют относительно небольшой грузооборот. Специализированные порты сооружаются для переработки грузов определенной группы или конкретного наименования (угля, руды, леса, зерна, нефтегрузов, цемента и т.п.) и при больших грузопотоках оборудуются мощными перегрузочными машинами. Эти порты имеют большие глубины акваторий, мощные причалы (береговые и рейдовые), емкие складские помещения и площади, сложное железнодорожное хозяйство. Комбинированные порты имеют отдельные причалы, а чаще - целые районы для переработки специальных грузов и грузов общего назначения, а также для обработки пассажирских судов. На морском транспорте портовая деятельность по сути своей является международной, а порты - субъектами внешней экономики. Они должны быть хорошо оснащенными для переработки «закрепленных» грузопотоков. Россия - морская держава, но в силу географических особенностей в стране число морских портов ограничено. В Японии функционирует 1100 морских портов, а в России их 44. из них 15 - на Северном морском пути. Но 95% грузооборота приходится на три порта: Новороссийск, Восточный и Санкт-Петербург, а в Японии эту долю обеспечивают 150 крупнейших портов. Мировой опыт свидетельствует, что эффективность деятельности морских портов прямо зависит от эффективности государственного участия.
Речной транспорт
Материально-техническую базу речного (внутреннего водного) транспорта образуют флот, водный путь (с соответствующими сооружениями и оборудованием), порты, пристани, судостроительные и судоремонтные заводы, связь. Флот - важнейшее звено материально-технической базы речного транспорта. Как и морской флот, он состоит из судов транспортного назначения, служебно-вспомогательных и технических судов. Основное отличие речных судов от морских заключается в их меньшей осадке и габаритных размерах, что обусловлено сравнительно небольшими глубинами и извилистостью подавляющей части речных путей, а также узостью фарватера и камер шлюзов. Специфические условия судоходства на реках позволяют исключить ряд элементов в конструкции и оборудовании, которые необходимы на морских кораблях. Вместе с тем суда, выходящие в крупные озера и на морские пути, имеют конструкцию, почти не отличающуюся от морских судов соответствующего класса. Транспортные речные суда классифицируются по видам перевозок (грузовые, пассажирские и грузо-пассажирские), по способу движения (самоходные, толкаемые, или буксируемые), по роду перевозимых грузов и другим признакам. В свою очередь, грузовые суда подразделяют на сухогрузные, наливные и комбинированные (например, нефтерудовозы). Те и другие суда в определенной степени являются универсальными, поскольку могут перевозить различные грузы. Имеются также специализированные суда, предназначенные для перевозки только одного груза. Суда технического флота выполняют путевые работы по поддержанию определенных габаритов пути, гарантированных глубин и обслуживанию судоходной обстановки (дноуглубительные и дноочистительные снаряды, грунтоотводные шаланды, лоцмейстерские суда). К вспомогательным судам и судам специального назначения относятся ледоколы, рейдовые и шлюзовые буксиры и толкачи, разъездные, пожарные и спасательные суда, дебаркадеры. На учете в Российском речном регистре находится более 30 тыс. судов (больших и малых). Транспортный флот, являющийся главной составляющей основных фондов внутреннего водного транспорта, состоит примерно из 12 тыс. самоходных судов различного назначения (около 9 тыс. грузовых и 1 тыс. пассажирских и грузопассажирских судов). Средний возраст транспортных судов составляет в среднем 23,5 года. В составе транспортного флота особое место занимают суда для перевозки нефти, нефтепродуктов, газа и других химикатов. Флот Открытого Акционерного Общества «Волготанкер» состоит из 173 единиц танкеров, из которых 65 - крупнотоннажных класса «М-СП» и «2-СП» и 49 нефтерудовозов, способных работать в прибрежно-морских бассейнах. Кроме этого, действуют 48 единиц несамоходного флота и 11 буксиров. Водный путь образуют судоходные части рек, озер, водохранилищ, искусственные каналы с соответствующими гидротехническими сооружениями и оборудованием. Водные пути подразделяются на судоходные, по которым возможно безопасное движение судов, судовых составов и плотов, и сплавные. Судоходные пути, в свою очередь, делятся на естественные и искусственные, на пути с гарантированными габаритами судового хода и без них, на пути с освещаемой и неосвещаемой обстановкой. К естественным судоходным путям относятся реки и озера, используемые для судоходства в их естественном состоянии или имеющие гидротехнические сооружения, которые не вызывают значительного изменения их режима. Каналы и водохранилища, а также реки, режим которых сильно изменен возведенными на них гидротехническими сооружениями, являются судоходными искусственными водными путями. Российская Федерация располагает самой большой в мире сетью внутренних водных путей (ВВП). В европейской части России функционирует не имеющая аналогов Единая глубоководная система, включающая крупнейшие реки, их притоки и межбассейновые соединения. Общая протяженность ВВП, ежегодно находящихся в эксплуатации, превышает 101 тыс. км. Из них 42 тыс. имеют гарантированные габариты, 27 тыс. км. - оснащены освещаемыми и светоотражательными знаками. На этих водных путях расположено около 700 судоходных гидротехнических сооружений, 110 шлюзов, 8 насосных станций, напорные дамбы и плотины, судоходные каналы. Примерно 2000 единиц технического флота обслуживают водные пути и гидротехнические сооружения. Порты являются основой берегового хозяйства речного транспорта. Располагаются они на свободных и шлюзованных реках, на судоходных каналах, искусственных водохранилищах и озерах. Характерной особенностью речных портов на свободных реках является подверженность их большим колебаниям уровней воды, достигающим нескольких метров, что требует устройства причальных набережных большой высоты. На водохранилищах, помимо грузовых портов, устраивают также порты-убежища, служащие для укрытия во время шторма судов и плотов. Для выполнения своих функций порты имеют водяные подходы определенных размеров, рейды прибытия и отправления судов, формирования и расформирования составов, причальные набережные, грузовые склады и площадки, подъездные и внутрипортовые железнодорожные пути, подъемно-транспортное оборудование и устройства для погрузочно-разгрузочных работ, объекты электроснабжения, связи, водо- и теплоснабжения. На внутренних водных путях имеются пристани, выполняющие ограниченные функции по перевалке грузов и обслуживанию пассажиров. Речные порты страны, построенные и оснащенные для обеспечения грузовых перевозок, обладают значительными резервами перегрузочных мощностей. Однако при наличии этих резервов большинство портов не соответствуют современным требованиям рынка по состоянию и составу перегрузочной техники, по развитию портовых терминальных комплексов. Износ перегрузочной техники в портах составляет около 50%, в том числе средств малой механизации – 80%. Нехватка современных погрузочно-разгрузочных комплексов сдерживает развитие перевозок, прежде всего смешанных и контейнерных.
Воздушный транспорт
Материально-техническая база гражданской авиации включает в себя такие основные элементы, как воздушные суда, аэропорты, воздушные трассы, авиационно-технические базы и авиаремонтные заводы. К воздушным судам относятся летательные аппараты как легче, так и тяжелее воздуха. Парк летательных аппаратов состоит из самолетов, вертолетов и дирижаблей. В зависимости от назначения летательные аппараты разделяют на пассажирские, грузовые и специального применения (сельскохозяйственные, санитарные, аэрофотосъемочные и т.п.), а также учебно-тренировочные. Пассажирские самолеты в зависимости от области применения подразделяются на дальние, средние и ближние. К дальним магистральным самолетам относятся ИЛ-62 и его модификации, к средним - ИЛ-86, Ту-154, Ту-134, к ближним – Як-40, Як-42, Ан-24. На местных воздушных линиях летают Ан-2, Л-410. К грузовьш самолетам относятся Ил-76, Ан-26. Для пассажирских перевозок используют вертолеты Ми-4 и Ми-8, для строительно-монтажных работ и транспортировки габаритных грузов - Ми-6 и Ми-10, в сельском хозяйстве - Ми-1, Ми-2, Ка-15, Ка-18, Ка-26. В авиационных компаниях России гражданских воздушных судов насчитывают около б тысяч единиц авиатехники. Из них 1472 магистральных пассажирских, 493 грузовых, 2038 самолетов местных воздушных линий, а также 1918 вертолетов. Кроме того, в предприятиях гражданской авиации эксплуатируются 47 самолетов зарубежного производства («Боинги». «Эйрбасы», «Фаль-коны»), из них 37 транспортных магистральных самолетов. На сегодня самолетный парк России изношен почти на 80%. Аэропорт представляет собой комплекс инженерных сооружений и оборудования, предназначенных для обслуживания пассажиров, переработки багажа, грузов и почты, а также выполнения технического обслуживания воздушных полетов. Аэропорты имеют аэродром, служебно-техническую и приаэродромную территорию. Производственная система российской гражданской авиации включает в себя 451 аэропорт, из них 63 – федерального значения. В 1992 г. в стране функционировало 1302 аэропорта. Банкротство и закрытие 851 аэропорта обострило транспортную проблему для россиян, живущих в отдаленных и северных регионах страны. Прием тяжелых магистральных самолетов Ил-96, Ил-86 и Ту-154 обеспечивают сегодня лишь 108 аэродромов, из которых 28 соответствуют категории ИКАО 1 и 2. Аэродром является основной частью аэропорта. Он представляет собой специально подготовленный земельный участок, имеющий комплекс сооружений и оборудования, обеспечивающий взлеты, посадки, руление, стоянку и обслуживание воздушных судов. В пределах аэродрома производятся посадка пассажиров в самолеты, высадка из них, транспортирование пассажиров, а также погрузка (выгрузка) в самолет (из самолета) багажа, грузов и почты. Главное сооружение аэродрома – летные полосы для осуществления взлета и посадки самолетов. На служебно-технической территории размещаются здания и сооружения, предназначенные для выполнения технологических операций по обслуживанию пассажирских, грузовых и почтовых перевозок, а также определенных видов технического обслуживания самолетов. Приаэродромная территория – это прилегающая к аэропорту местность, над которой в воздушном пространстве производится маневрирование воздушных судов. Каждый аэропорт оснащается соответствующим комплексом средств навигации и управления воздушным движением. К средствам посадки самолетов относятся радиомаячные системы и светосигнальное оборудование. Воздушная трасса – это установленное воздушное пространство над поверхностью земли в виде коридора, в пределах которого выполняются полеты. Воздушные трассы подразделяются на международные, федеральные и местные. Авиаремонтные заводы – это предприятия, обеспечивающие соответствующие виды ремонта одного или нескольких самолетов и вертолетов. Авиационная отрасль России имеет 17 авиаремонтных заводов и 1 опытный завод. Автомобильный транспорт Материально-техническую базу современного автомобильного транспорта составляют подвижной состав, автомобильные дороги, автотранспортные предприятия. Подвижной состав состоит из автомобилей, полуприцепов и прицепов. Автомобили как активные самодвижущиеся единицы представляют собой главную и наиболее сложную часть подвижного состава, определяющую технический уровень и экономико-эксплутационные характеристики всех других элементов оснащения. Полуприцепы и прицепы - это безмоторные повозки грузов или пассажиров. По своему основному назначению и в соответствии с принятой классификацией автомобили делятся на транспортные, специальные и спортивные. Транспортные автомобили предназначены для перевозки грузов и пассажиров, специальные - для выполнения различных технических функций (подъемные краны, подвижные компрессоры, электростанции, прожекторы, мастерские, пожарные и т.п.), а спортивные - преимущественно для достижения определенных рекордов скорости. В свою очередь, транспортные автомобили подразделяются на три основные категории: грузовые - для перевозки грузов различных наименований; пассажирские, к которым относятся легковые автомобили и автобусы; тягачи сдельные и балластные, не имеющие собственных грузовых емкостей и предназначенные для буксировки полуприцепов и прицепов. Особую подгруппу составляют так называемые «ГАЗели», т.е. грузопассажирские автомобили, создаваемые обычно на базе легковых автомобилей и предназначенные для перевозки небольших партий грузов (250-500 кг) и одного—двух пассажиров (кроме водителя). Тягач, соединенный с полуприцепом или прицепом, а также автомобиль, соединенный с прицепом, носит название автопоезда. Автопоезд может состоять из активной единицы (тягача или автомобиля) и нескольких прицепных единиц. Примером автопоезда является, к примеру, «КамАЗ» (тягач, соединенный с полуприцепом), получивший сейчас название «дальнобойщик», а также различные полуприцепы-контейнеровозы и др. Каждый автомобиль предназначается для выполнения определенных функций и оценивается с помощью, параметров или характеристик, свойственных данному типу. К числу основных технико-эксплутационных характеристик относятся: вместимость, измеряемая числом пассажиров (для пассажирских автомобилей), грузоподъемность в тоннах и тип кузова (для грузовых автомобилей), максимальная конструкционная скорость движения (в км/ч), мощность двигателя (в кВт, л.с.), число всех или ведущих колес, полная масса и максимальная нагрузка (давление) на дорогу от отдельных осей автомобиля, габаритная длина, ширина и высота автомобиля или автопоезда. Грузовые автомобили классифицируются по многим признакам, из которых наиболее важными для практических целей являются грузоподъемность, тип кузова, проходимость и скорость. В зависимости от грузоподъемности автомобили относят к категориям: особо малой грузоподъемности - до 0.5 т; малой - 0,5-2 т; средней - 2-5 т; большой - свыше 5-15 т и особо большой грузоподъемности - свыше 15т. По типу кузова автомобили делятся на универсальные, или общего назначения, с кузовом в виде платформы с бортами (бортовые автомобили); специализированные с кузовами, приспособленными для транспортировки определенных видов грузов. К числу наиболее распространенных специализированных автомобилей относятся самосвалы, фургоны, цистерны, рефрижераторы, панелевозы, контейнеровозы и др. По признаку проходимости автомобили делятся на дорожные (вездеход) и внедорожные, или карьерные, которые по своим габаритам и нагрузке от осей не могут выходить на дороги без особых разрешений и мер предосторожности. В подгруппе вездеходных различают автомобили нормальной, повышенной и высокой проходимости. Автомобили последних двух категорий могут работать на грунтовых дорогах и даже в условиях бездорожья, поскольку они имеют увеличенное число ведущих колес, а некоторые из них снабжены специальными широкопрофильными тинами или гусеницами. Для автобусов особо важной эксплутационной характеристикой является вместимость. По этому параметру различают автобусы особо малой вместимости - примерно до 10 мест; малой - 10-35 мест; средней - 35-60; большой - 60-100; особо большой - 100 и особо большой (сочлененной) свыше 160-190 мест. В зависимости от цели и сферы обращения автобусы делятся на городские, пригородные, междугородные, местных сообщений, туристские, экскурсионные и школьные. Городские автобусы предназначены для массовых маршрутных перевозок пассажиров, имеют большей частью многоместные кузова вагонного типа, позволяющие более рационально использовать габаритные размеры автобуса. При узких улицах и интенсивном движении целесообразно использовать автобусы малой вместимости, но с хорошими маневровыми свойствами. Микроавтобусы применяют как маршрутные такси при незначительном пассажиропотоке. Сейчас масштабно развиваются частные автотакси на городских, местных и дальних маршрутах. С учетом кратковременности поездки городского пассажира городские автобусы имеют в салоне наименьшее количество мест для сидения и максимум свободной площади для размещения стоящих пассажиров, что повышает общую вместимость автобуса. Широкий проход, «накопительные площадки» у дверей и две-три уширенные двери существенно ускоряют вход и выход пассажиров на остановках. Междугородные автобусы для дальних рейсов располагают определенным числом комфортабельных мест для сидения, узким проходом, отсутствием свободной площади в салоне и, как правило, одной дверью. Они оборудуются приборами кондиционирования воздуха, специальным освещением, отоплением, помещениями для размещения багажа. В категории междугородных автобусов наиболее комфортабельными являются туристские автобусы, предназначенные для обращения в международных сообщениях. Они, как правило, снабжены удобными креслами самолетного типа, буфетами, холодильниками, гардеробами для верхней одежды, телевизорами, туалетами, а на некоторых типах даже спальными местами. Автомобильные дороги. Автомобильная дорога - комплекс инженерных сооружений, обеспечивающий возможность непрерывного (независимо от времени года, суток и погодных условий) движения автомобилей и автобусов с расчетными скоростями, а также обслуживание водителей, пассажиров и подвижного состава. Виды обслуживания на автодорогах: – общие услуги, включающие в себя информацию об условиях движений, средства связи, места для остановок и отдыха; – заправка топливом, техническое обслуживание автомобилей и автобусов, питание пассажиров и водителей, ночлег; – аварийная служба, медицинская помощь пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях, ремонт автомобилей и автобусов Автомобильные дороги подразделяют на: – общероссийские, соединяющие Москву, столицы федеральных округов и субъектов страны, а также важнейшие административно-промышленные центры России; – региональные, связывающие столицы республик, краев и областей с соответствующими районными городами и районными пунктами; – районные, связывающие каждый центр с основными населенными пунктами района; – местные, включая сельские и ведомственные, используемые по преимуществу для транспортных связей отдельных населенных пунктов между собой и для внутрихозяйственных нужд сельскохозяйственных, промышленных и других предприятий Сегодня в Российской Федерации протяженность автодорог около 923 тыс. км, из них с твердым покрытием - 748 тыс км. Для создания единой федеральной автомобильной сети нужно, по мнению специалистов, построить еще 50 тыс. км. автодорог, так как сегодня в стране лишены дорог 37 тыс. населенных пунктов, где проживает 15 млн человек. Вместе с тем в целях повышения качества услуг, предоставляемых пользователям автомобильных дорог, обеспечения безопасности дорожного движения признано целесообразным создание и развитие в Российской Федерации сети платных автомобильных дорог общего пользования, при этом имеется в виду то, что проезд по автомобильной дороге может быть платным при наличии возможности бесплатного проезда в том же направлении по другим автомобильным дорогам. В Республике Башкортостан ведется строительство платной скоростной автомобильной трассы Самара-Уфа-Челябинск. Протяженность дороги -700 км. Строительство автомагистрали предусмотрено в соответствии с постановлением Кабинета Министров РБ. Эта магистраль придет на смену федеральной двухполосной асфальтированной дороге. Старая трасса уже не соответствует современным требованиям. При плохом состоянии полотна в сложном рельефе (только опасных участков 27) сегодня автотранспорт передвигается со скоростью лишь 30-40 км в час. Новая дорога первой категории с шестью полосами, с цементобетонным покрытием на бесшовном, непрерывно армированном основании обеспечит пропуск 60 тыс. автомобилей в сутки, что в 6 раз больше нынешней. Расчетная скорость для машин - 150 км/час. Автотранспортные предприятия представляют собой основные линейные подразделения автомобильного транспорта, предназначенные для содержания подвижного состава в исправном и работоспособном состоянии, для обеспечения его рационального использования и непосредственной организации перевозочного процесса в соответствии с государственными заданиями и потребностями клиентуры. К ним относятся: – грузовые, пассажирские (автобусные, таксомоторные, для проката легковых автомобилей) и смешанные грузопассажирские автотранспортные предприятия; – транспортно-экспедиционные агентства и конторы, организующие перевозку пассажиров и доставку грузов, принадлежащих различным организациям и населению: – грузовые станции, организующие перевозки грузов в прямом междугородном и смешанном сообщениях; – пассажирские станции и вокзалы, организующие перевозку пассажиров в междугородном и пригородном сообщениях; – базы механизации погрузочно-разгрузочных работ, осуществляющие с помощью своей техники и штатов грузовые работы по договорам с другими автотранспортными предприятиями общего пользования.
Трубопроводный транспорт
К материально-технической базе данного вида транспорта относят: – собственно трубопровод, т.е. линейную магистраль, сваренную из изолированных труб с устройством электрозащиты. Линейная часть включает надземные и подземные переходы через реки, озера, проливы, болота, автомагистрали, железнодорожные пути <
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 2282; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.59.244 (0.013 с.) |