Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Характеристика транспортной сети России↑ Стр 1 из 21Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В мире не существует обособленного от национальных транспортных систем какого-либо особого международного транспорта, предназначенного исключительно для международных перевозок грузов и пассажиров. Международные перевозки фактически обслуживают национальные перевозчики различных стран, использующие для этого свой подвижной состав (морские и речные суда, самолеты, вагоны, автомобили), а также транспортные сети (ж/д, автомобильные, речные, воздушные) и транспортные узлы (морские и речные порты, аэропорты, ж/д станции и автостанции, грузовые и пассажирские терминалы), относящиеся к транспортным системам отдельных стран. Транспортная система Российской Федерации является частью мировой транспортной системы. Россия обладает развитой транспортной сетью, включающей в себя 115 тыс. км. железных дорог, 115 – внутренних водных судоходных путей, более 600 - автомобильных дорог с твердым покрытием, 70 – магистральных нефте- и продуктопроводов, свыше 140тыс. км. магистральных газопроводов. В транспортную сеть России входит свыше 600 тыс.км. воздушных линий и множество морских трасс различной протяженности. В России для перевозок грузов и пассажиров используются тысячи морских и речных судов, локомотивов и самолетов, сотни тысяч вагонов, несколько миллионов автомобилей. Морской транспорт обеспечивает более половины ее внешнеторгового оборота. Существенную роль в обслуживании внешнеторговых и социально-культурных связей РФ с зарубежными странами играют железнодорожный, речной, автомобильный и воздушный транспорт. Структура грузо- и пассажирооборота различных видов транспорта в Российской Федерации, %.
Как видно из таблицы, большая часть грузо- и пассажирооборота приходится на ж/д транспорт. В грузообороте важное место также занимают трубопроводный и морской транспорт, а в пассажирообороте – автомобильный (31%) и авиационный (26%) виды транспорта. Такая структура грузо- и пассажирооборота связана с технико-экономическими особенностями различных видов транспорта и перевозимой продукции. В Российской Федерации наиболее развитую систему имеют Центрально-Черноземный, Центральный, Северо-Кавказский, Волго-Вятский районы, наименее развитую – Дальневосточный, Восточно-Сибирский, Западно-Сибирский и Северный экономические районы. Мощности транспортных потоков по экономическим районам и стране существенно разнятся в зависимости от размещения основных источников сырья, топлива, материалов. Районы добывающей промышленности имеют активный транспортный баланс, т.е. вывоз превышает ввоз, так как масса сырья и топлива у массы готовой продукции. Районы же обрабатывающей промышленности имеют пассивный баланс (ввоз превышает вывоз). С этой точки зрения в настоящее время можно выделить три основных магистральных направления внутренней системы России. 1. Широтное магистральное сибирское направление «восток-запад» и обратно, включающие ж/д, трубопроводный и водные пути с использованием рек Камы и Волги. 2. Меридиональное магистральное центрально-европейское направление «север-юг» с выходом на Украину, Молдову, Кавказ, образованное в основном ж/д путями. 3. Меридиональное Волго-Кавказское магистральное направление «север-юг» по р. Волге, ж/д и трубопроводным путям, связывающее Поволжье и Кавказ с центром, Европейской частью страны и Уралом. Магистральные авиатрассы в основном совпадают с сухопутными. Помимо основных магистральных направлений имеется густая транспортная сеть внутрирайонного и местного значения. Сочетаясь между собой, они образуют Единую транспортную систему России. По мере развития производительных сил страны и ее регионов совершенствуется транспортная система в части обновления МТБ, улучшения организационно-управленческой системы, использования новейших достижений НТП. Как было сказано выше, ж/д транспорт занимает ведущее место в перевозках грузов и пассажиров. Учитывая протяженность территории России, видимо, он и в перспективе останется ведущим видом транспорта в массовых грузовых перевозках на дальние расстояния и в перевозках пассажиров на средние расстояния и пригородных сообщениях. Размещается ж/д транспорт неравномерно. Наиболее густой и разветвленной ж/д сетью обладает Европейская часть страны. Конфигурация сети – радиально – кольцевая с центром в Москве. Плотность ж/д сети в России мала (5 км на 1000 км2), поэтому очень высока грузонапряженность железных дорог. Общий объем перевозок с 1991 г. падает, идет деградация транспортного хозяйства, развитие ж/д сети замедлилось. Резко сокращаются поставки шпал, рельсов, транспортных средств, не хватает средств для расчетов с поставщиками. Распад СССР и связанный с этим разрыв транспортно-экономических связей имеет тяжелые последствия. Например, даже участок Транссиба проходит через территорию сопредельного государства Казахстан, не говоря уже о средне- и южносибирской магистралях, обслуживающих участок «восток-запад» России. Если взять участок дороги через Тюмень, минуя Казахстан, то он по технико-экономическим данным не в состоянии пропустить грузы Транссиба, а тем более – хотя бы часть грузов средне- и южносибирской железных дорог. Сокращаются нерациональные перевозки на ж/д транспорте, что в первую очередь связано с диспропорциями в развитии и размещении производительных сил страны. Во внешнеэкономических связях важную роль играет морской транспорт, являющийся одним из основных источников получения валютных средств. Россия имеет 39 портов и 22 портовых пункта. Длина их причалов 60,5 тыс. км. Наиболее крупные порты – Мурманск, Санкт-Петербург, Архангельск, Новороссийск, Владивосток. В связи с освоением природных ресурсов Крайнего Севера и Дальнего Востока обеспечена круглогодичная навигация в Норильск, Ямал, Новую Землю. Здесь наибольшие значения имеют порты Дудинка, Игарка, Певек. Намечено строительство двух портов в Санкт-Петербурге. Россия имеет перегрузочные комплексы сухогрузов и наливные суда. После распада стана осталась без комплексов по переработке калийных солей, нефтяных грузов и сжиженного газа, без ж/д переправ в Германию и Болгарию. Остался только один припортовый элеватор по приемке импортного сахара-сырца. Из-за недостаточных глубин 60% российских портов не в состоянии принимать крупнотоннажные суда. Нерациональна структура транспортного флота. Поэтому проблемы морского транспорта России требуют незамедлительного решения, ибо оказывают большое влияние на экономическое положение страны. Небольшой удельный вес речного транспорта в грузо- и пассажирообороте России связан с тем, что основные потоки массивных грузов осуществляются в широтном направлении, в то время как большинство судоходных рек имеет меридиональное направление. Негативное воздействие на развитие данного вида транспорта оказывает сезонный характер речных перевозок. Так, ледостав на Волге длится 100-140 дней, а на реках Сибири – до 8 месяцев. Большая часть речного транспорта приходится на европейскую часть страны. Важнейшей транспортной речной магистралью служит Волга с ее притоком Камой. На севере европейской части России заметную роль играют Северная Двина, Онежское и Ладожское озера. Большое значение для развития речного транспорта имело создание единой глубоководной системы и строительство Беломоро - Балтийского, Волго-Балтийского, Волго-Донского, Московско-Волжского каналов. В связи с освоением природных ресурсов на востоке страны возрастают транспортное значение Оби, Иртыша, Енисея, Лены, Амура. Особенно заметна их роль в обеспечении районов пионерного освоения, где практически отсутствует сухопутная транспортная магистраль. Автомобильный транспорт в основном используется для перевозки небольших грузов на короткие расстояния. Качество автомобильных дорог невысокое: 11% автодорог – грунтовые, 1/3 - с твердым покрытием (гравийные, щебеночные, шлаковые) и не соответствуют техническим нормам. Такие дороги быстро изнашиваются и требуют ремонта, а в условиях экономического кризиса ремонтные работы имеют тенденции к сокращению. Необходимо также учесть, что в России производится всего 10-12% грузовых автомобилей и автобусов от уровня производства в бывшем СССР, что создает проблемы в развитии автомобильного транспорта. Воздушный транспорт занимает 3 место по объему перевозимых грузов. Он также используется в промышленном хозяйстве, для перевозки срочных грузов, при строительстве трубопроводов, мостов, ЛЭП, в проведении работ для сельского хозяйства. Уровень развития воздушного транспорта является показателем степени научно-технического прогресса страны. В последние годы замедлились темпы развития данного вида транспорта, будем говорить «самого скоростного». Износ основных фондов оценивается в 70%. Поэтому не случайно, что частыми стали аварии. Виды перевозок: прямые ж/д, автомобильные, смешанные (ж/д – речные, автомобильно-речные, ж/д – морские, автомобильно-морские).
ТЕСТЫ 1. К транспорту необщего пользования относится: а) трубопроводный транспорт; б) внутренний водный; в) транспорт населенных пунктов (общественный и индивидуальный); г) воздушный. 2. Основным субъектом внешней среды транспорта являются: а) работники транспорта; б)транспортные устройства; в) потребители транспортных услуг; г) транспортные средства. 3. Процесс взаимодействия различных видов транспорта осложняют: а) технико- кономические особенности различных видов транспорта; б) отсутствие единой классификации и номенклатуры для всех видов транспорта; в) различное время работы транспортных предприятий; г) невозможность выявления грузопотоков в межрайонном сообщении. 4. Самую большую провозную способность имеет: а) автомобильный транспорт; б) железнодорожный транспорт; в) воздушный транспорт; г) морской транспорт. 5. Субъектом внутренней среды транспорта являются: а) потребители транспортных услуг; б) работники транспортных предприятий; в) государство; г) пассажиры. 6. Государственное регулирование в России в области транспорта не включает: а) регулирование ценообразования на транспорте (определение правил построения тарифов и установление обязательного тарифа); б) налоговое регулирование; в) государственное распределение финансовых и материальных ресурсов; г) инвестиционное регулирование (участие государства в наиболее капиталоемких проектах). 7. Особенностью транспорта является то, что: а) он не относится к сфере материального производства; б) он создает новый продукт; в) удельный вес заработной платы в стоимости продукции транспорта в 1,5-2 раза ниже, чем в промышленности; г) транспортную продукцию нельзя накапливать и складировать. 8. К сезонному транспорту относится: а) внутренний водный; б) железнодорожный; в) автомобильный; г) воздушный. 9. Разработка единых показателей транспортной обеспеченности предприятий и регионов, а также измерителей качества и эффективности транспортного обслуживания клиентуры – это пример взаимодействия видов транспорта в области: а) технической; б) экономической; в) технологической; г) правовой. 10. К форме технической области взаимодействия видов транспорта относится (возможны несколько правильных вариантов ответа): а) согласование пропускной и перерабатывающей способности стыкуемых систем и устройств и устройств на линиях и в транспортных узлах, по которым следуют потокигрузов; б) выработка нормативных документов, уставов и кодексов по организации перевозочного процесса; в) разработка единой методологической основы определения эксплуатационных расходов, себестоимости перевозок, эффективности капитальных вложений и производительности труда, сопоставимых по видам транспорта; г) создание технических средств связи и информации для работников различных видов транспорта, управляющих перевозочным процессом, перевалкой грузов во внутритранспортных узлах; д) обоснование и согласование показателей учета транспортных затрат по видам транспорта; е) разработка согласованных контактных графиков работы участвующих видов
ВИДЫ ТРАНСПОРТА
Транспорт – отрасль материального производства, осуществляющая перевозки грузов и людей. Место транспорта в общей структуре общественного производства можно увидеть в следующей схеме.
Транспорт имеет два основных аспекта. С одной стороны, он является элементом рыночной инфраструктуры, так как обеспечивает физическое распределение продукции материального производства. С другой стороны, транспорт – субъект экономических взаимоотношений, так как продает свои услуги, перемещая товары и пассажиров. Транспорт выполняет ряд важных функций практически во всех сферах деятельности человека. 1. Экономическая функция заключается в том, что транспорт является необходимым звеном любого производства и материальной базой, обеспечивающей разделение труда, специализацию и кооперирование предприятий. Транспорт нужен для доставки всех видов сырья и продукции из пунктов производства в пункты потребления. 2.Политическая функция заключается в способности транспорта объединять регионы России. При помощи транспорта осуществляются связи между территориально разобщенными регионами государства, а также и международные отношения. 3.Социальная функция заключается в обеспечении трудовых и бытовых поездок людей, улучшении условий труда и комфортабельности отдыха, перевозке медикаментов и печатной продукции для всех уровней образования. 4.Культурная функция заключается в обеспечении общения между людьми. Транспорт осуществляет перевозку продукции печати (газет, журналов, книг), произведений искусства. 5.Оборонная функция заключается в том, что транспорт – материальная база для передвижения вооруженных сил, объектов военной экономики, а также он сам непосредственно является частью многих видов военного оружия. В настоящее время любой вид транспорта должен удовлетворять следующим основным требованиям: – оказывать транспортные услуги в необходимом объеме и должного качества; – обеспечивать наибольшую экономичность работы и снижать себестоимость транспортных услуг; – сокращать сроки доставки грузов с целью повышения качества перевозки; – соблюдать регулярность отправления и прибытия грузов в соответствии с действующими графиками движения независимо от погодных и климатических условий, времени суток и других факторов, влияющих на перевозочный процесс; – гарантировать максимальную сохранность перевозимых грузов; – обеспечивать безопасность движения подвижного состава и деятельности людей в границах транспортных предприятий и подразделений; – соблюдать экологичность деятельности, предотвращать загрязнение окружающей среды продуктами отходов деятельности транспорта. Транспорт классифицируют по нескольким признакам. 1. В зависимости от назначения: – транспорт общего пользования – такой вид транспорта, который осуществляет перевозки грузов, пассажиров и багажа при обращении любого гражданина или юридического лица; – транспорт не общего пользования – внутриведомственный или внутрипроизводственный транспорт, а также транспортные средства всех видов, принадлежащие нетранспортным организациям. 2. В зависимости от специализации: – универсальный транспорт – транспорт, способный осуществлять перевозки разнообразных видов груза; – специализированный (специальный) транспорт, предназначенный для перевозок одного типа грузов. 3. В зависимости от способа перемещения: – дискретный – любой транспорт, на котором грузы перемещаются по путям единицами или отдельными группами (партиями) при помощи независимо движущихся транспортных единиц (автомобилей, поездов, судов, самолетов и т.д.); – непрерывный транспорт – транспорт, который обеспечивает перевозку в виде непрерывного потока при помощи гибких лент, эскалаторов, трубопроводов. Каждый вид транспорта представляет собой совокупность средств и путей сообщения, а также различных технических устройств, сооружений, обеспечивающих нормальную и эффективную работу всех отраслей народного хозяйства. Как известно, перевозки грузов и людей осуществляются по железным дорогам, морским и речным путям, автомобильным дорогам, воздушными линиями и по трубопроводам. Это так называемые пути сообщения. Помимо путей сообщения, транспорт располагает и средствами для перемещения грузов – автомобилями, локомотивами, вагонами, судами и другим подвижным составом. Есть и технические устройства и сооружения транспорта – станции, депо, мастерские, ремонтные заводы, предприятия технического обслуживания. Выбор вида транспорта для доставки продукции осуществляется в зависимости от стратегии и задач предприятия, компании с учетом размещения предприятия, технико-экономических особенностей различных видов транспорта. Основой выбора вида транспорта для конкретной перевозки служит информация об особенностях различных видов транспорта и перевозимой продукции, но выделяют 6 основных факторов, влияющих на выбор вида транспорта: 1) время доставки; 2) частота отправления грузов; 3) стоимость перевозки; 4) надежность соблюдения графика доставки; 5) способность перевозить разные грузы; 6) возможность доставить груз в нужное место. Эффективность того или иного вида транспорта необходимо рассматривать в каждом конкретном случае с учетом вида груза, технико-эксплуатационных условий необходимого участка пути и т.д. Каждый вид транспорта имеет свои преимущества и недостатки, существенные с точки зрения логистики. Автомобильный транспорт имеет высокую маневренность и подвижность (груз доставляется «от двери до двери»); высокую скорость доставки грузов без промежуточных перегрузок непосредственно со склада поставщика до склада потребителя; небольшие капитальные вложения в освоении малого грузооборота на малые расстояния. Недостатки – низкие производительность труда, уровень эксплуатационных показателей. На эффективность работы автомобильного транспорта существенное влияние оказывает состояние дорожной сети, которое в настоящее время оставляет желать лучшего. Трубопроводный транспорт обладает тем преимуществом, что прокладка трубопроводов и перекачка нефтепродуктов возможны повсеместно в больших количествах, обеспечивает низкую себестоимость и полную герметизацию транспортировки, автоматизацию операций налива, перекачки и слива. Его доля велика там, где добывают нефть, газ. Недостаток – узкая специализация и невысокая скорость доставки продукции. Преимущества воздушного транспорта – высокая скорость доставки груза, большая дальность беспосадочного перелета. Недостатки – высокая себестоимость перевозки грузов. В обслуживании международной торговли между странами, отдаленными друг от друга морями и океанами, незаменим морской транспорт, который по праву считается наиболее универсальным и эффективным средством доставки больших масс грузов на дальние расстояния. Этот вид транспорта обеспечивает перевозки в пределах 60% объема международной торговли. У него высокая пропускная способность, небольшой объем потребных инвестиций в устройстве пути. К недостаткам морского транспорта следует отнести: – большие капитальные вложения на сооружение постоянных устройств, например, портов; – большая зависимость от географических и навигационных условий. Речной транспорт имеет, как и морской, высокую провозную способность на глубоководных реках, невысокую себестоимость перевозок, небольшие капитальные вложения на организацию судоходства. К недостаткам речного транспорта следует отнести: – неравномерности глубин рек, затрудняющих перевозку; – сезонность работы; – небольшая скорость доставки грузов. Перевозимые водным транспортом грузы – здания, нефть, лес, строительные материалы. Железнодорожный транспорт имеет ряд преимуществ: 1) осуществление связей с большим количеством предприятий за счет сооружения путей сообщения на любой сухопутной территории; 2) высокая провозимая и пропускная способность; 3) регулярность перевозок независимо от климатических условий, времени года и суток; 4) относительно низкая себестоимость перевозок продукции. Недостатки: большие капитальные вложения на сооружение постоянных устройств, большой расход металла на 1 км пути. Основные перевозки по железным дорогам осуществляются там, где разрабатываются уголь, железная руда и в районах, специализирующихся на обрабатывающих отраслях. Воздушный транспорт прочно занял лидирующее положение в международных пассажирских сообщениях. Но наряду с ним во внутриконтинентальных международных перевозках пассажиров широко используются автомобильный (легковые автомобили и автобусы) и ж/д транспорт. Морские и речные пассажирские сообщения наиболее популярны в виде международных туристических круизов. На практике для транспортировки продукции можно использовать и смешанный транспорт. Например, контейнер, перевозимый грузовиком, может использоваться на железнодорожном терминале для дальнейшей транспортировки груза. По железным дорогам могут перевозиться контейнеры вместе с грузовиком. Стандартизация размера и конструкции контейнеров позволяет применять их на многих видах транспорта, хотя при их использовании повышается стоимость и вес единицы продукции, возникает проблема с их возвратом или обратной загрузкой.
ТЕСТЫ 1. К особенностям железнодорожного транспорта относятся: а) регулярность перевозок и устойчивые транспортные связи между регионами; б) большая маневренность и подвижность; в) высокая скорость доставки грузов; г) возможность доставки грузов малыми партиями.
2. К особенностям автомобильного транспорта не относится: а) высокая провозная и пропускная способность; б) возможность перевозки без перегрузки и промежуточного складирования; в) значительная экологическая нагрузка на окружающую среду; г) сравнительно высокая себестоимость.
3. К особенностям водного транспорта не относится: а) низкие затраты на пути сообщения; б) высокая себестоимость перевозок; в) ограничение возможности перевозок периодом навигации; г) сравнительно малый расход топлива.
4. К особенностям воздушного транспорта не относится: а) низкая энергоемкость и стоимость перевозок; б) высокая скорость доставки грузов; в) минимальное время нахождения груза в пути; г) высокая себестоимость перевозок.
5. Критерию максимума провозной способности транспорта в наибольшей степени отвечает: а) автомобильный транспорт; б) железнодорожный транспорт; в) водный транспорт; г) воздушный транспорт.
6. Критерию готовности к перевозке в любой момент времени в наибольшей степени отвечает: а) автомобильный транспорт; б) железнодорожный транспорт; в) водный транспорт. г) воздушный транспорт.
7. Критерию минимума затрат на перевозку в наибольшей степени отвечает: а) автомобильный транспорт; б) железнодорожный транспорт; в) водный транспорт; г) воздушный транспорт.
8. Критерию минимума времени нахождения товара в пути в наибольшей степени отвечает: а) автомобильный транспорт; б) железнодорожный транспорт; в) водный транспорт; г) воздушный транспорт.
9. Выбор способа транспортного обеспечения не производят по следующему критерию: а) по принадлежности транспортного средства; б) по минимуму затрат на перевозку; в) по максимуму провозной способности транспорта; г) по минимуму потерь груза при перевозке.
10. Выбор способа транспортного обеспечения не производят по следующему критерию: а) по организационно-правовой форме деятельности перевозчика; б) по минимальному времени доставки; в) по минимуму потерь груза при перевозке; г) по минимуму риска несвоевременной доставки.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 3253; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.137.112 (0.014 с.) |