ХАРАКТЕРИСТИКА ТРАНСПОРТНОЙ СЕТИ РОССИИ



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ХАРАКТЕРИСТИКА ТРАНСПОРТНОЙ СЕТИ РОССИИ



 

В мире не существует обособленного от национальных транспортных систем какого-либо особого международного транспорта, предназначенного исключительно для международных перевозок грузов и пассажиров. Международные перевозки фактически обслуживают национальные перевозчики различных стран, использующие для этого свой подвижной состав (морские и речные суда, самолеты, вагоны, автомобили), а также транспортные сети (ж/д, автомобильные, речные, воздушные) и транспортные узлы (морские и речные порты, аэропорты, ж/д станции и автостанции, грузовые и пассажирские терминалы), относящиеся к транспортным системам отдельных стран.

Транспортная система Российской Федерации является частью мировой транспортной системы. Россия обладает развитой транспортной сетью, включающей в себя 115 тыс. км. железных дорог, 115 – внутренних водных судоходных путей, более 600 - автомобильных дорог с твердым покрытием, 70 – магистральных нефте- и продуктопроводов, свыше 140тыс. км. магистральных газопроводов. В транспортную сеть России входит свыше 600 тыс.км. воздушных линий и множество морских трасс различной протяженности.

В России для перевозок грузов и пассажиров используются тысячи морских и речных судов, локомотивов и самолетов, сотни тысяч вагонов, несколько миллионов автомобилей. Морской транспорт обеспечивает более половины ее внешнеторгового оборота. Существенную роль в обслуживании внешнеторговых и социально-культурных связей РФ с зарубежными странами играют железнодорожный, речной, автомобильный и воздушный транспорт.

Структура грузо- и пассажирооборота различных видов транспорта в Российской Федерации, %.

 

Виды транспорта Протяженность транспортных путей, тыс. км. Грузооборот Пассажирооборот
Млрд т. км % Млн пассажиров км %
железнодорожный 41,5 253,2 37,2
морской - 8,5 0,5 0,1
внутренний водный 2,9 1,9 0,3
трубопроводный 46,2 - -
автомобильный 0,9 31,1
авиационный, другие виды транспорта ведомственный транспорт частники 1,8   - 0,14   - 177,7   35,6 26,1   5,2
Всего:      
             

 

Как видно из таблицы, большая часть грузо- и пассажирооборота приходится на ж/д транспорт. В грузообороте важное место также занимают трубопроводный и морской транспорт, а в пассажирообороте – автомобильный (31%) и авиационный (26%) виды транспорта. Такая структура грузо- и пассажирооборота связана с технико-экономическими особенностями различных видов транспорта и перевозимой продукции.

В Российской Федерации наиболее развитую систему имеют Центрально-Черноземный, Центральный, Северо-Кавказский, Волго-Вятский районы, наименее развитую – Дальневосточный, Восточно-Сибирский, Западно-Сибирский и Северный экономические районы.

Мощности транспортных потоков по экономическим районам и стране существенно разнятся в зависимости от размещения основных источников сырья, топлива, материалов. Районы добывающей промышленности имеют активный транспортный баланс, т.е. вывоз превышает ввоз, так как масса сырья и топлива у массы готовой продукции. Районы же обрабатывающей промышленности имеют пассивный баланс (ввоз превышает вывоз).

С этой точки зрения в настоящее время можно выделить три основных магистральных направления внутренней системы России.

1. Широтное магистральное сибирское направление «восток-запад» и обратно, включающие ж/д, трубопроводный и водные пути с использованием рек Камы и Волги.

2. Меридиональное магистральное центрально-европейское направление «север-юг» с выходом на Украину, Молдову, Кавказ, образованное в основном ж/д путями.

3. Меридиональное Волго-Кавказское магистральное направление «север-юг» по р. Волге, ж/д и трубопроводным путям, связывающее Поволжье и Кавказ с центром, Европейской частью страны и Уралом. Магистральные авиатрассы в основном совпадают с сухопутными.

Помимо основных магистральных направлений имеется густая транспортная сеть внутрирайонного и местного значения. Сочетаясь между собой, они образуют Единую транспортную систему России.

По мере развития производительных сил страны и ее регионов совершенствуется транспортная система в части обновления МТБ, улучшения организационно-управленческой системы, использования новейших достижений НТП.

Как было сказано выше, ж/д транспорт занимает ведущее место в перевозках грузов и пассажиров. Учитывая протяженность территории России, видимо, он и в перспективе останется ведущим видом транспорта в массовых грузовых перевозках на дальние расстояния и в перевозках пассажиров на средние расстояния и пригородных сообщениях.

Размещается ж/д транспорт неравномерно. Наиболее густой и разветвленной ж/д сетью обладает Европейская часть страны. Конфигурация сети – радиально – кольцевая с центром в Москве.

Плотность ж/д сети в России мала (5 км на 1000 км2), поэтому очень высока грузонапряженность железных дорог. Общий объем перевозок с 1991 г. падает, идет деградация транспортного хозяйства, развитие ж/д сети замедлилось. Резко сокращаются поставки шпал, рельсов, транспортных средств, не хватает средств для расчетов с поставщиками.

Распад СССР и связанный с этим разрыв транспортно-экономических связей имеет тяжелые последствия. Например, даже участок Транссиба проходит через территорию сопредельного государства Казахстан, не говоря уже о средне- и южносибирской магистралях, обслуживающих участок «восток-запад» России.

Если взять участок дороги через Тюмень, минуя Казахстан, то он по технико-экономическим данным не в состоянии пропустить грузы Транссиба, а тем более – хотя бы часть грузов средне- и южносибирской железных дорог.

Сокращаются нерациональные перевозки на ж/д транспорте, что в первую очередь связано с диспропорциями в развитии и размещении производительных сил страны.

Во внешнеэкономических связях важную роль играет морской транспорт, являющийся одним из основных источников получения валютных средств. Россия имеет 39 портов и 22 портовых пункта. Длина их причалов 60,5 тыс. км. Наиболее крупные порты – Мурманск, Санкт-Петербург, Архангельск, Новороссийск, Владивосток. В связи с освоением природных ресурсов Крайнего Севера и Дальнего Востока обеспечена круглогодичная навигация в Норильск, Ямал, Новую Землю. Здесь наибольшие значения имеют порты Дудинка, Игарка, Певек. Намечено строительство двух портов в Санкт-Петербурге.

Россия имеет перегрузочные комплексы сухогрузов и наливные суда. После распада стана осталась без комплексов по переработке калийных солей, нефтяных грузов и сжиженного газа, без ж/д переправ в Германию и Болгарию. Остался только один припортовый элеватор по приемке импортного сахара-сырца.

Из-за недостаточных глубин 60% российских портов не в состоянии принимать крупнотоннажные суда. Нерациональна структура транспортного флота. Поэтому проблемы морского транспорта России требуют незамедлительного решения, ибо оказывают большое влияние на экономическое положение страны.

Небольшой удельный вес речного транспорта в грузо- и пассажирообороте России связан с тем, что основные потоки массивных грузов осуществляются в широтном направлении, в то время как большинство судоходных рек имеет меридиональное направление. Негативное воздействие на развитие данного вида транспорта оказывает сезонный характер речных перевозок. Так, ледостав на Волге длится 100-140 дней, а на реках Сибири – до 8 месяцев.

Большая часть речного транспорта приходится на европейскую часть страны. Важнейшей транспортной речной магистралью служит Волга с ее притоком Камой. На севере европейской части России заметную роль играют Северная Двина, Онежское и Ладожское озера. Большое значение для развития речного транспорта имело создание единой глубоководной системы и строительство Беломоро - Балтийского, Волго-Балтийского, Волго-Донского, Московско-Волжского каналов.

В связи с освоением природных ресурсов на востоке страны возрастают транспортное значение Оби, Иртыша, Енисея, Лены, Амура. Особенно заметна их роль в обеспечении районов пионерного освоения, где практически отсутствует сухопутная транспортная магистраль.

Автомобильный транспорт в основном используется для перевозки небольших грузов на короткие расстояния. Качество автомобильных дорог невысокое: 11% автодорог – грунтовые, 1/3 - с твердым покрытием (гравийные, щебеночные, шлаковые) и не соответствуют техническим нормам. Такие дороги быстро изнашиваются и требуют ремонта, а в условиях экономического кризиса ремонтные работы имеют тенденции к сокращению. Необходимо также учесть, что в России производится всего 10-12% грузовых автомобилей и автобусов от уровня производства в бывшем СССР, что создает проблемы в развитии автомобильного транспорта.

Воздушный транспорт занимает 3 место по объему перевозимых грузов. Он также используется в промышленном хозяйстве, для перевозки срочных грузов, при строительстве трубопроводов, мостов, ЛЭП, в проведении работ для сельского хозяйства.

Уровень развития воздушного транспорта является показателем степени научно-технического прогресса страны. В последние годы замедлились темпы развития данного вида транспорта, будем говорить «самого скоростного». Износ основных фондов оценивается в 70%. Поэтому не случайно, что частыми стали аварии.

Виды перевозок: прямые ж/д, автомобильные, смешанные (ж/д – речные, автомобильно-речные, ж/д – морские, автомобильно-морские).

 

ТЕСТЫ

1. К транспорту необщего пользования относится:

а) трубопроводный транспорт;

б) внутренний водный;

в) транспорт населенных пунктов (общественный и индивидуальный);

г) воздушный.

2. Основным субъектом внешней среды транспорта являются:

а) работники транспорта;

б)транспортные устройства;

в) потребители транспортных услуг;

г) транспортные средства.

3. Процесс взаимодействия различных видов транспорта осложняют:

а) технико- кономические особенности различных видов транспорта;

б) отсутствие единой классификации и номенклатуры для всех видов транспорта;

в) различное время работы транспортных предприятий;

г) невозможность выявления грузопотоков в межрайонном сообщении.

4. Самую большую провозную способность имеет:

а) автомобильный транспорт;

б) железнодорожный транспорт;

в) воздушный транспорт;

г) морской транспорт.

5. Субъектом внутренней среды транспорта являются:

а) потребители транспортных услуг;

б) работники транспортных предприятий;

в) государство;

г) пассажиры.

6. Государственное регулирование в России в области транспорта не включает:

а) регулирование ценообразования на транспорте (определение правил построения тарифов и установление обязательного тарифа);

б) налоговое регулирование;

в) государственное распределение финансовых и материальных ресурсов;

г) инвестиционное регулирование (участие государства в наиболее капиталоемких проектах).

7. Особенностью транспорта является то, что:

а) он не относится к сфере материального производства;

б) он создает новый продукт;

в) удельный вес заработной платы в стоимости продукции транспорта в 1,5-2 раза ниже, чем в промышленности;

г) транспортную продукцию нельзя накапливать и складировать.

8. К сезонному транспорту относится:

а) внутренний водный;

б) железнодорожный;

в) автомобильный;

г) воздушный.

9. Разработка единых показателей транспортной обеспеченности предприятий и регионов, а также измерителей качества и эффективности транспортного обслуживания клиентуры – это пример взаимодействия видов транспорта в области:

а) технической;

б) экономической;

в) технологической;

г) правовой.

10. К форме технической области взаимодействия видов транспорта относится (возможны несколько правильных вариантов ответа):

а) согласование пропускной и перерабатывающей способности стыкуемых систем и устройств и устройств на линиях и в транспортных узлах, по которым следуют потокигрузов;

б) выработка нормативных документов, уставов и кодексов по организации перевозочного процесса;

в) разработка единой методологической основы определения эксплуатационных расходов, себестоимости перевозок, эффективности капитальных вложений и производительности труда, сопоставимых по видам транспорта;

г) создание технических средств связи и информации для работников различных видов транспорта, управляющих перевозочным процессом, перевалкой грузов во внутритранспортных узлах;

д) обоснование и согласование показателей учета транспортных затрат по видам транспорта;

е) разработка согласованных контактных графиков работы участвующих видов
транспорта, грузоотправителей и грузополучателей.

 

ВИДЫ ТРАНСПОРТА

 

Транспорт – отрасль материального производства, осуществляющая перевозки грузов и людей. Место транспорта в общей структуре общественного производства можно увидеть в следующей схеме.

 

 

 

Транспорт имеет два основных аспекта. С одной стороны, он является элементом рыночной инфраструктуры, так как обеспечивает физическое распределение продукции материального производства. С другой стороны, транспорт – субъект экономических взаимоотношений, так как продает свои услуги, перемещая товары и пассажиров.

Транспорт выполняет ряд важных функций практически во всех сферах деятельности человека.

1. Экономическая функция заключается в том, что транспорт является необходимым звеном любого производства и материальной базой, обеспечивающей разделение труда, специализацию и кооперирование предприятий. Транспорт нужен для доставки всех видов сырья и продукции из пунктов производства в пункты потребления.

2.Политическая функция заключается в способности транспорта объединять регионы России. При помощи транспорта осуществляются связи между территориально разобщенными регионами государства, а также и международные отношения.

3.Социальная функция заключается в обеспечении трудовых и бытовых поездок людей, улучшении условий труда и комфортабельности отдыха, перевозке медикаментов и печатной продукции для всех уровней образования.

4.Культурная функция заключается в обеспечении общения между людьми. Транспорт осуществляет перевозку продукции печати (газет, журналов, книг), произведений искусства.

5.Оборонная функция заключается в том, что транспорт – материальная база для передвижения вооруженных сил, объектов военной экономики, а также он сам непосредственно является частью многих видов военного оружия.

В настоящее время любой вид транспорта должен удовлетворять следующим основным требованиям:

– оказывать транспортные услуги в необходимом объеме и должного качества;

– обеспечивать наибольшую экономичность работы и снижать себестоимость транспортных услуг;

– сокращать сроки доставки грузов с целью повышения качества перевозки;

– соблюдать регулярность отправления и прибытия грузов в соответствии с действующими графиками движения независимо от погодных и климатических условий, времени суток и других факторов, влияющих на перевозочный процесс;

– гарантировать максимальную сохранность перевозимых грузов;

– обеспечивать безопасность движения подвижного состава и деятельности людей в границах транспортных предприятий и подразделений;

– соблюдать экологичность деятельности, предотвращать загрязнение окружающей

среды продуктами отходов деятельности транспорта.

Транспорт классифицируют по нескольким признакам.

1. В зависимости от назначения:

– транспорт общего пользования – такой вид транспорта, который осуществляет перевозки грузов, пассажиров и багажа при обращении любого гражданина или юридического лица;

– транспорт не общего пользования – внутриведомственный или внутрипроизводственный транспорт, а также транспортные средства всех видов, принадлежащие нетранспортным организациям.

2. В зависимости от специализации:

– универсальный транспорт – транспорт, способный осуществлять перевозки разнообразных видов груза;

– специализированный (специальный) транспорт, предназначенный для перевозок одного типа грузов.

3. В зависимости от способа перемещения:

– дискретный – любой транспорт, на котором грузы перемещаются по путям единицами или отдельными группами (партиями) при помощи независимо движущихся транспортных единиц (автомобилей, поездов, судов, самолетов и т.д.);

– непрерывный транспорт – транспорт, который обеспечивает перевозку в виде непрерывного потока при помощи гибких лент, эскалаторов, трубопроводов.

Каждый вид транспорта представляет собой совокупность средств и путей сообщения, а также различных технических устройств, сооружений, обеспечивающих нормальную и эффективную работу всех отраслей народного хозяйства.

Как известно, перевозки грузов и людей осуществляются по железным дорогам, морским и речным путям, автомобильным дорогам, воздушными линиями и по трубопроводам. Это так называемые пути сообщения. Помимо путей сообщения, транспорт располагает и средствами для перемещения грузов – автомобилями, локомотивами, вагонами, судами и другим подвижным составом. Есть и технические устройства и сооружения транспорта – станции, депо, мастерские, ремонтные заводы, предприятия технического обслуживания.

Выбор вида транспорта для доставки продукции осуществляется в зависимости от стратегии и задач предприятия, компании с учетом размещения предприятия, технико-экономических особенностей различных видов транспорта.

Основой выбора вида транспорта для конкретной перевозки служит информация об особенностях различных видов транспорта и перевозимой продукции, но выделяют 6 основных факторов, влияющих на выбор вида транспорта:

1) время доставки;

2) частота отправления грузов;

3) стоимость перевозки;

4) надежность соблюдения графика доставки;

5) способность перевозить разные грузы;

6) возможность доставить груз в нужное место.

Эффективность того или иного вида транспорта необходимо рассматривать в каждом конкретном случае с учетом вида груза, технико-эксплуатационных условий необходимого участка пути и т.д. Каждый вид транспорта имеет свои преимущества и недостатки, существенные с точки зрения логистики.

Автомобильный транспорт имеет высокую маневренность и подвижность (груз доставляется «от двери до двери»); высокую скорость доставки грузов без промежуточных перегрузок непосредственно со склада поставщика до склада потребителя; небольшие капитальные вложения в освоении малого грузооборота на малые расстояния.

Недостатки – низкие производительность труда, уровень эксплуатационных показателей. На эффективность работы автомобильного транспорта существенное влияние оказывает состояние дорожной сети, которое в настоящее время оставляет желать лучшего.

Трубопроводный транспорт обладает тем преимуществом, что прокладка трубопроводов и перекачка нефтепродуктов возможны повсеместно в больших количествах, обеспечивает низкую себестоимость и полную герметизацию транспортировки, автоматизацию операций налива, перекачки и слива. Его доля велика там, где добывают нефть, газ.

Недостаток – узкая специализация и невысокая скорость доставки продукции.

Преимуществавоздушного транспорта – высокая скорость доставки груза, большая дальность беспосадочного перелета. Недостатки – высокая себестоимость перевозки грузов.

В обслуживании международной торговли между странами, отдаленными друг от друга морями и океанами, незаменим морской транспорт, который по праву считается наиболее универсальным и эффективным средством доставки больших масс грузов на дальние расстояния. Этот вид транспорта обеспечивает перевозки в пределах 60% объема международной торговли. У него высокая пропускная способность, небольшой объем потребных инвестиций в устройстве пути. К недостаткам морского транспорта следует отнести:

– большие капитальные вложения на сооружение постоянных устройств, например, портов;

– большая зависимость от географических и навигационных условий.

Речной транспорт имеет, как и морской, высокую провозную способность на глубоководных реках, невысокую себестоимость перевозок, небольшие капитальные вложения на организацию судоходства. К недостаткам речного транспорта следует отнести:

– неравномерности глубин рек, затрудняющих перевозку;

– сезонность работы;

– небольшая скорость доставки грузов.

Перевозимые водным транспортом грузы – здания, нефть, лес, строительные материалы.

Железнодорожный транспорт имеет ряд преимуществ:

1) осуществление связей с большим количеством предприятий за счет сооружения путей сообщения на любой сухопутной территории;

2) высокая провозимая и пропускная способность;

3) регулярность перевозок независимо от климатических условий, времени года и суток;

4) относительно низкая себестоимость перевозок продукции.

Недостатки: большие капитальные вложения на сооружение постоянных устройств, большой расход металла на 1 км пути.

Основные перевозки по железным дорогам осуществляются там, где разрабатываются уголь, железная руда и в районах, специализирующихся на обрабатывающих отраслях. Воздушный транспорт прочно занял лидирующее положение в международных пассажирских сообщениях. Но наряду с ним во внутриконтинентальных международных перевозках пассажиров широко используются автомобильный (легковые автомобили и автобусы) и ж/д транспорт. Морские и речные пассажирские сообщения наиболее популярны в виде международных туристических круизов. На практике для транспортировки продукции можно использовать и смешанный транспорт. Например, контейнер, перевозимый грузовиком, может использоваться на железнодорожном терминале для дальнейшей транспортировки груза. По железным дорогам могут перевозиться контейнеры вместе с грузовиком. Стандартизация размера и конструкции контейнеров позволяет применять их на многих видах транспорта, хотя при их использовании повышается стоимость и вес единицы продукции, возникает проблема с их возвратом или обратной загрузкой.

 

ТЕСТЫ

1. К особенностям железнодорожного транспорта относятся:

а) регулярность перевозок и устойчивые транспортные связи между регионами;

б) большая маневренность и подвижность;

в) высокая скорость доставки грузов;

г) возможность доставки грузов малыми партиями.

 

2. К особенностям автомобильного транспорта не относится:

а) высокая провозная и пропускная способность;

б) возможность перевозки без перегрузки и промежуточного складирования;

в) значительная экологическая нагрузка на окружающую среду;

г) сравнительно высокая себестоимость.

 

3. К особенностям водного транспорта не относится:

а) низкие затраты на пути сообщения;

б) высокая себестоимость перевозок;

в) ограничение возможности перевозок периодом навигации;

г) сравнительно малый расход топлива.

 

4. К особенностям воздушного транспорта не относится:

а) низкая энергоемкость и стоимость перевозок;

б) высокая скорость доставки грузов;

в) минимальное время нахождения груза в пути;

г) высокая себестоимость перевозок.

 

5. Критерию максимума провозной способности транспорта в наибольшей степени отвечает:

а) автомобильный транспорт;

б) железнодорожный транспорт;

в) водный транспорт;

г) воздушный транспорт.

 

6. Критерию готовности к перевозке в любой момент времени в наибольшей степени отвечает:

а) автомобильный транспорт;

б) железнодорожный транспорт;

в) водный транспорт.

г) воздушный транспорт.

 

7. Критерию минимума затрат на перевозку в наибольшей степени отвечает:

а) автомобильный транспорт;

б) железнодорожный транспорт;

в) водный транспорт;

г) воздушный транспорт.

 

8. Критерию минимума времени нахождения товара в пути в наибольшей степени отвечает:

а) автомобильный транспорт;

б) железнодорожный транспорт;

в) водный транспорт;

г) воздушный транспорт.

 

9. Выбор способа транспортного обеспечения не производят по следующему критерию:

а) по принадлежности транспортного средства;

б) по минимуму затрат на перевозку;

в) по максимуму провозной способности транспорта;

г) по минимуму потерь груза при перевозке.

 

10. Выбор способа транспортного обеспечения не производят по следующему критерию:

а) по организационно-правовой форме деятельности перевозчика;

б) по минимальному времени доставки;

в) по минимуму потерь груза при перевозке;

г) по минимуму риска несвоевременной доставки.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.170.171 (0.03 с.)