Расследование дорожно-транспортных преступлений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Расследование дорожно-транспортных преступлений



МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

КАФЕДРА ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ

РАССЛЕДОВАНИЕ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

Учебно-методические материалы для преподавателей и студентов 5 курса ООО ДПД УУМР обучающихся по специальности

030501.65 – «Юриспруденция» (специализация - уголовно-правовая),

 

 

Москва - 2013

Учебно–методические материалы по учебной дисциплине «Расследование дорожно-транспортных преступлений» составлены в соответствии с рабочим учебным планом Московского университета МВД России и рабочей учебной программой «Расследование дорожно-транспортных преступле­ний» (специальность 030501.65 – «Юриспруденция» (специализация – уголовно-правовая).

 

 

Составитель: Хмелев Сергей Александрович, доцент кафедры предварительного расследования МосУ МВД России, кандидат юридических наук, полковник полиции

 

Рецензент: Угольников Александр Викторович, преподаватель кафедры предварительного расследования МосУ МВД России, майор полиции.

 

 

Учебно-методические материалы обсуждены и одобрены на заседании кафедры предварительного расследования Московского университета МВД России «12» сентября 2013 года. Протокол № 1.

 


Нормативные правовые акты, судебная

практика и литература по всем темам

1. Конвенция о дорожном движении (Вена, 8 ноября 1968 г.): с изм. и доп. от 1 мая 1971 г., ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 апреля 1974 г. № 5938-VIII. – Консультант Плюс, 2009.

2. Конвенция о дорожных знаках и сигналах, открытая для подписания в Вене 8 ноября 1968 г. (Женева, 1 мая 1971 г.), ратифицирована Указом Президента Верховного совета СССР от 29 апр. 1974 г. № 5939-VIII. – Консультант Плюс, 2009.

3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12. 1993 г.), с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ и № 7-ФКЗ // Российская газета. – 2009. – № 7. – 21 января.

4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24 мая 1996 г.): ред. от 23 июля 2013 г. // СЗ РФ. – 1996. – № 25. – Ст. 2954. – 17 июня.

5. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22 ноября 2001 г.): ред. от 23 июля 2013 г. // Российская газета. – 2001. – № 249. – 22 декабря.

6. Гражданский кодекс РФ: ч. I. (от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ); ч. II (от 26 января 2001 г. № 14-ФЗ) в ред. от 2 февраля 2006 г.; ч. III (от 26 ноября 2001 г. № 146-ФЗ); Ч. IV (от 18 декабря 2006 г. № 230-ФЗ) ред. от 23 июля 2013 г.

7. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 дек. 2001 г. № 195-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20 декабря 2001 г.): ред. от 23 июля 2013 г. // Российская газета. – 2001. – № 256. – 31 декабря.

8. О безопасности дорожного движения: Федеральный закон РФ от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ: ред. от 30 декабря 2008 г. // Российская газета. – 1996. – № 245. – 26 декабря.

9. О полиции: Федеральный закон Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № 3- ФЗ // Российская газета. – 2011. – № 25. – 8 февраля.

10. О правилах дорожного движения (вместе с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностях должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения): постановл. Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090 (ред. от 27.01.2009) // Собр. актов Президента и Правительства РФ. – 1993. –№ 47. – Ст. 4531. – 22 ноября.

11. Об утверждении Правил учета дорожно-транспортных происшествий: постановл. Правительства РФ от 29 июня 1995 г. № 647 (ред. от 14 февр. 2009 г.) // Российская газета. – 1995. – № 134. – 13 июля.

12. О федеральной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 гг.: постановл. Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. № 100 (ред. от 14 февраля 2009 г.) // СЗ РФ. – 2006. – № 9. – Ст. 1020. – 27 февраля.

13. Об утверждении Инструкции по организации и производству экспертных исследований в бюро судебно-медицинской экспертизы: приказ Минздрава РФ от 24 апреля 2003 г. № 161 (зарег. в Минюсте РФ 2 июня 2003 г. № 4616) // Российская газета. – 2003. – № 208. – 16 октября.

14. Об утверждении Медицинских критериев определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека: приказ Минсоцразвития РФ от 24 апреля 2008 г. № 194н // Российская газета. – 2008. – № 188. – 5 сентября.

15. Об утверждении Положения об организации взаимодействия подразделений органов внутренних дел Российской Федерации при раскрытии и расследовании преступлений: приказ МВД России от 26 сентября 2008 года № 280.

16. Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения: приказ МВД России от 2 сентября 2009 г. № 185.

17. Приказ МВД России от 1 сентября 2012 г. № 140 «Об утверждении административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по приему, регистрации и разрешению в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях».

18. Приказ МВД России от 19 июня 2012 г. № 608 «О некоторых вопросах организации оперативно-розыскной деятельности в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации».

19. Приказ ГУВД по г. Москве от 9 августа 2010 г. № 562 «Об утверждении Порядка действий сотрудников органов внутренних дел при получении сообщения о дорожно-транспортном происшествии».

 

Основная:

1. Абрамочкин В.В. Расследование дорожно-транспортных преступлений: учебное пособие. – М.: Издательство «Щит-М», 2010.

2. Бычков В.В., Усманов Р.А., Никитин С.Ю., Кочкин Ю.В. Процессуальные и криминалистические аспекты задержания лица, подозреваемого в совершении преступления: учебно-методическое пособие. – М.: ЦОКР МВД России, 2008.

6. Методика расследования преступлений, совершенных на транспорте: учебно-практическое пособие – М.: ЦОКР МВД России, 2009.

7. Натура А.И., Белоусов В.И. Проверка показаний на месте в ходе предварительного следствия: учебно-практическое пособие – М.: ЦОКР МВД России, 2008.

8. Овчинникова О. В. Расследование дорожно-транспортных преступлений: учебное пособие / Челябинск: Челяб. юрид. ин-т МВД России, 2007.

9. Организация следственной работы: учебное пособие – М.: ЦОКР МВД России, 2009.

10. Яковлева А.Ю. Осмотр транспортного средства по делам о дорожно-транспортных преступлениях / А.Ю. Яковлева // Транспортное право. – 2008. – № 1.

Дополнительная:

1. Ермаков Ф. Х. Установление непосредственной причинной связи в
дорожно-транспортных происшествиях // Российская юстиция. – 2008. – № 6. – С. 60-62

2. Лихов А. Р. Особенности правового регулирования безопасности
дорожного движения // История государства и права. – 2008. –
№ 15. – С. 6-7.

3. Предварительное следствие: учебник для курсантов и слушателей образовательных учреждений высшего профессионального образования МВД России по специальности «Юриспруденция» / под ред. М. В. Мешкова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2012.

4. Хачатрян, Э. Г. Особенности использования научных знаний в расследовании дорожно-транспортных происшествий // Адвокатская практика. – 2008. – № 2. – С.17-18.

Судебная практика:

1. О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения: Постановл. Пленума ВС РФ от 9 дек. 2008 г. № 25 // Российская газета. – 2008. – № 265. – 26 декабря.


Тема № 1. Правовые основы и особенности расследования дорожно-транспортных преступлений

Цель занятия: закрепление ранее полученных знаний при изучении нормативных правовых актов, регулирующих организацию и производство расследования дорожно-транспортных преступлений. Совершенствование умений и выработка практических навыков принятия процессуальных решений в процессе расследования дорожно-транспортного преступления.

Практическое занятие № 1 – 2 часа

Вопросы для рассмотрения

1. Правовые основы расследования дорожно-транспортных преступле­ний.

2. Уголовно-правовая характеристика дорожно-транспортных преступлений.

 

Практическая работа на занятии

Задача № 1

Ш. в темное время суток управлял автомобилем «Волга» без включенного габаритного освещения. В том же направлении на автомобиле «ВАЗ» с четырьмя пассажирами двигался И., который будучи ослепленным светом фар встречной автомашины и отвлекаемый громкими разговорами пассажиров, совершил столкновение с впереди движущимся автомобилем «Волга». В результате столкновения трем пассажирам в автомобиле ВАЗ был причинен тяжкий вред здоровью.

Имеются ли в действиях водителей нарушения правил дорожного движения? Если да, то какие пункты правил дорожного движения были нарушены каждым из водителей?

Кто, по Вашему мнению, будет признан виновным в совершении ДТП?

Задача № 2

С., управляя автомашиной «ВАЗ-2105», проехал на запрещающий сигнал светофора и совершил наезд на вышедшего на проезжую часть пешехода П. Последний от полученных травм скончался в больнице.

Имеются ли в действиях С. нарушения правил дорожного движения, если да то какие?

Квалифицируйте действия С.

Задача № 3

Н. перевозил рабочих в кузове автомобиля «Газель» с тентом. На перекрестке Н. резко затормозил, в результате чего сидевший с правого края Р. не удержался и выпал из кузова автомобиля на проезжую часть. В результате Р. причинен тяжкий вред здоровью.

Имеются ли в действиях Н. нарушения правил дорожного движения, если да то какие?

Квалифицируйте действия Н.

Задача № 4

Ф., после ремонта в автосервисе тормозной системы принадлежащего ему автомобиля «Мерседес» не проверил ее исправность, а сразу направился на указанном а/м домой. На спуске Ф. принял меры к торможению, однако тормозная система оказалась неисправна. С целью избежать столкновения с впереди движущимся транспортным средством Ф. выехал на обочину и опрокинулся в кювет. В результате Ф. и пассажиру К. причинен тяжкий вред здоровью.

Имеются ли в действиях Ф. нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, если да, то какие?

Кто, по Вашему мнению, будет признан виновным в совершении ДТП?

Задача № 5

Б., подъехал на автомобиле «КАМАЗ» к зданию для разгрузки товара, при этом оставил ключ в замке зажигания, а рычаг переключения скоростей в положение первой передачи. В это время в кабину проник шестнадцатилетний В., и с целью угнать автомобиль повернул ключ зажигания. Автомобиль прижал передним бампером Н. к кирпичной стене здания. От полученных травм наступила смерть потерпевшего.

Дайте правовую оценку действиям Б.

Квалифицируйте действия В.

Вопросы для самостоятельного изучения

1. Задачи досудебного производства по уголовным делам о дорожно-транспортных преступлениях.

2. Специальные технические средства, используемые при расследовании дорожно-транспортных преступлений.

Задача № 1

В., переходил улицу в не установленном месте. Водитель автомашины «Волга» К., пытаясь избежать наезда, выехал на полосу встречного движения, где произошло лобовое столкновение с автомашиной «ВАЗ» под управлением Д. В результате ДТП погибли два пассажира автомобиля ВАЗ.

Определите степень и форму вины участников происшествия.

Составьте перечень процессуальных и иных действий, необходимых для дальнейшего расследования.

Задача № 2

Л., управляя автомобилем «Опель», при повороте налево не снизил скорость, выехал на встречную полосу движения и совершил наезд на переходящего дорогу А., после чего скрылся с места происшествия. От полученных травм А. скончался на месте.

Имеются ли в действиях Л. нарушения правил дорожного движения, если да, то какие?

Квалифицируйте действия Л.

Составьте перечень процессуальных и иных действий, необходимых для дальнейшего расследования.

Задача № 3

Ф., управляя автомобилем «Ока» в результате неисправности переднего левого колеса выехал на полосу встречного движения и совершил столкновение с автомобилем «МАЗ» которым управлял Н. В результате столкновения погиб пассажир в автомобиле «Ока», причинен тяжкий вред здоровью Ф. В ходе технической экспертизы было установлено, что при изготовлении шины был допущен заводской брак.

Имеются ли в действиях водителей нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств?

Примите решение по данной фабуле.

Задача № 4

В., находясь в состоянии алкогольного опьянения, двигаясь на грузовом автомобиле «Камаз» превысил скорость и не справился с управлением; в результате чего произошло опрокидывание автомобиля. В результате опрокидывания двум пешеходам, проходящим по тротуару причинен тяжкий вред здоровью.

Имеются ли в действиях В. нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств?

Квалифицируйте действия В.

Задача № 5

Осматривая место ДТП, следователь выяснил, что обстановка на месте происшествия ко времени осмотра изменена работниками ГИБДД. Один автомобиль отбуксирован к краю проезжей части, а осколки стекол сметены к бордюру. Труп потерпевшего перенесен в машину скорой помощи. Другой автомобиль с места происшествия скрылся.

Оцените правомерность действий работников ГИБДД.

Задача № 6

Н., управляя автомобилем ВАЗ производя обгон по встречной полосе движения совершил столкновение с автомобилем «Мазда» совершающим маневр поворот налево под управлением М. В результате столкновения наступила смерть пассажира С.

Какие действия в соответствии с правилами дорожного движения при осуществлении маневра должен был предпринять Н.? Имеются ли нарушения правил дорожного движения в действиях Н., если он ранее начал маневр?

Какие действия в соответствии с правилами дорожного движения при осуществлении маневра должен был предпринять М.? Имеются ли нарушения правил дорожного движения в действиях М., если он ранее начал маневр?

Тема 2. Планирование и организация деятельности следователя на этапе возбуждения уголовного дела по факту ДТП

Вопросы для рассмотрения

1. Особенности реагирования дежурной части ОВД и дежурной следственно-оперативной группы (СОГ) при поступлении сообщения о дорожно-транспортном происшествии.

2. Организация и производство осмотра места дорожно-транспортного происшествия.

3. Методика установления вида и модели автотранспортного средства по следам, оставленным на месте происшествия.

 

Содержание занятия:

1. Анализ и оценка исходной информации о дорожно-транспортном происшествии, содержащейся во вводной № 1.

2. Анализ и оценка информации, содержащейся во вводной № 2 и разработка плана действий следственно-оперативной группы на месте происшествия.

3. Проведение осмотра места дорожно-транспортного происшествия, составление протокола осмотра места происшествия и схемы, содержащихся во вводной № 3.

Вводная № 1. 15 сентября т. г. в 10 ч. в дежурную часть ГУ МВД г. Москвы по телефону поступило сообщение от гражданина Диброва Анатолия Ивановича о наезде на пешехода. Он пояснил, что около 9:45 ч. водитель автомашины ВАЗ-2110, вишневого цвета, в гос. номере имеются цифры «9» и «8», на пересечении улиц Островитянова и Волгина, совершил наезд на пешехода, а затем скрылся в направлении ул. Профсоюзной. Пешеход без признаков жизни находится на проезжей части.

По указанию оперативного дежурного на место происшествия выехал патрульный автомобиль ДПС ГИБДД под управлением лейтенанта полиции Захарова Н.Д. В 10:05 ч. он с места происшествия по радиостанции известил дежурного о том, что на проезжей части улицы Островитянова, в районе дома № 36, находится труп мужчины; на месте происшествия находится очевидец Дибров А.А., видевший наезд на пешехода.

Данные о личности Диброва А.А.: 12.06.1975 года рождения, уроженец г. Москвы, русский, проживает по адресу: г. Москва, ул. Опарина, д. 23 кв. 44, работает водителем в ОАО «Дон».

В действие был введен план «Перехват». Оперативным дежурным на место происшествия направлена следственно-оперативная группа.

Вводная № 2. В 10:20 ч. на место происшествия прибыла следственно-оперативная группа. По прибытию следователем была получена следующая информация:

– очевидец происшествия Дибров А.А. сообщил, что, проходя по улице Островитянова, видел, как водитель автомобиля «Жигули», модели ВАЗ-2110, вишневого цвета, совершил наезд на пешехода, переходившего проезжую часть. Все произошло на его глазах. Этот водитель остановил транспортное средство, но из машины не вышел. Пострадавший лежал без признаков жизни у левой обочины проезжей части. Водитель автомобиля ВАЗ-2110 с места наезда уехал в направлении ул. Профсоюзной г. Москвы;

– инспектор ДПС ГИБДД г. Москвы лейтенант полиции Захаров Н.Д. пояснил, что им была организована охрана места происшествия, никаких изменений в обстановку места наезда на пешехода не вносилось. Он обратил внимание следователя на следы осыпи грязи, осколки стекла, ботинок, находившиеся неподалеку от трупа, а также на следы торможения автомобиля.

Вводная № 3. Фрагменты протокола осмотра места дорожно-транспортного происшествия:

– проезжая часть: имеет продольный уклон от улицы Островитянова в сторону ул. Профсоюзной − 6°. Выбоины отсутствуют. Вид покрытия − асфальт. Состояние покрытия − сухое. Дорожное покрытие шириной для двух направлений движения − 7 м. На проезжей части разметка отсутствует. К проезжей части примыкают справа и слева бордюры высотой 0,18 м.;

– место происшествия находится в зоне действия дорожного знака 3.24, который установлен на ул. Островитянова. Этот дорожный знак запрещает движение со скоростью свыше 40 км/час.;

– видимость на улице Островитянова, на участке от ул. Опарина до ул. Профсоюзной не ограничена чем-либо;

– следы шин поверхностные;

– длина следа торможения − 16,4 м;

– данные о трупе и описание его одежды: труп мужчины, примерный возраст 28-30 лет, рост 175 см. Лицо овальное, нос с горбинкой, глаза карие. Волосы на голове темно-русые, стрижка типа «Модельная». На трупе надеты: костюм однобортный, 50 размера, серого цвета; рубашка х/б, белого цвета; майка х/б, белого цвета; трусы х/б, черного цвета; носки х/б, темно-синего цвета; на правой стопе − полуботинок черного цвета.

Полуботинок черного цвета с левой стопы находится на проезжей части дороги. На верхней части этого полуботинка обнаружено масляное пятно.

В карманах одежды трупа ничего не обнаружено.

– поза трупа: труп мужчины лежит на спине;

– наличие на теле трупа, его одежде и обуви повреждений: на левой стороне лица и в области теменной части головы имеются многочисленные ссадины и ушибленные раны; на левой ноге в области верхней трети голени − открытый перелом большой берцовой кости.

Труп неизвестного мужчины отправлен в бюро судебно-медицинских экспертиз г. Москвы.

 

Методические рекомендации к выполнению практического задания.

Студенты, уяснив задачу, под руководством преподавателя выдвигаются на заранее подготовленное место предполагаемого ДТП. В случае невозможности создать на месте обстановку, близкую к содержанию задания, студенты совместно с преподавателем моделирует обстановку, по возможности близкую к условиям задания. Перед выходом на место происшествия формируются группы из 3-4 человек, члены группы самостоятельно распределяют функции следователя и специалиста между собой. Кроме того, на месте происшествия группы самостоятельно определяют тактику и направление осмотра.

Минимальное техническое обеспечение:

- рулетка, линейка;

- компас;

- манекен;

- процессуальные документы.

Протокол осмотра составляется на месте ДТП, что дает возможность максимально приблизить обстановку к реальной.

По окончании составления документов преподаватель подводит итоги на примере одной группы, отмечает положительные моменты и допущенные ошибки.

Вопросы для рассмотрения

1. Особенности и процессуальный порядок возбуждения уголовного дела о дорожно-транспортном преступлении.

2. Организация и производство осмотра и проверки технического состояния транспортного средства.

Содержание занятия:

1. Обсуждение с учетом имеющейся информации повода и основания для возбуждения уголовного дела, составление постановления о возбуждении уголовного дела и принятии его к производству.

2. Составление протокола осмотра транспортного средства.

Вводная № 4. 16 сентября 2011 г. в 15 ч. инспектор ДПС сержант полиции Леонов В.А., объезжая на автомашине район патрулирования, во дворе дома № 54 по ул. Новаторов г. Москвы, обнаружил припаркованную автомашину «Жигули», модели ВАЗ-2110, государственный номер В 985 АМ 77 RUS, похожую по приметам на автомашину, объявленную в розыск. У автомобиля разбита левая фара и левый подфарник, а также имеются другие повреждения передней части.

Об обнаружении автомобиля было доложено оперативному дежурному ГУ МВД г. Москвы.

 

Вводная № 5. В результате осмотра транспортного средства изъяты:

– левая блокфара с разбитым рассеивателем и подфарником;

– дактопленка со следом пальца руки, обнаруженным на рулевом колесе;

– дактопленка со следом пальца руки, обнаруженным на внутренней поверхности стекла двери водителя;

В ходе проведения следственно-оперативных мероприятий было установлено, что автомобиль принадлежит Петрову Виктору Петровичу, жителю г. Москвы.

Автомобиль отправлен на автостоянку ГИБДД.

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

КАФЕДРА ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ

РАССЛЕДОВАНИЕ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

Учебно-методические материалы для преподавателей и студентов 5 курса ООО ДПД УУМР обучающихся по специальности

030501.65 – «Юриспруденция» (специализация - уголовно-правовая),

 

 

Москва - 2013

Учебно–методические материалы по учебной дисциплине «Расследование дорожно-транспортных преступлений» составлены в соответствии с рабочим учебным планом Московского университета МВД России и рабочей учебной программой «Расследование дорожно-транспортных преступле­ний» (специальность 030501.65 – «Юриспруденция» (специализация – уголовно-правовая).

 

 

Составитель: Хмелев Сергей Александрович, доцент кафедры предварительного расследования МосУ МВД России, кандидат юридических наук, полковник полиции

 

Рецензент: Угольников Александр Викторович, преподаватель кафедры предварительного расследования МосУ МВД России, майор полиции.

 

 

Учебно-методические материалы обсуждены и одобрены на заседании кафедры предварительного расследования Московского университета МВД России «12» сентября 2013 года. Протокол № 1.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 383; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.212.99 (0.083 с.)