Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Объяснения участников и очевидцев дорожно-транспортного происшествия

Поиск

В соответствии с ч. 2 ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательства по делу устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

В силу того, что ч 2 ст. 26.2 КоАП РФ выделяет объяснения лица, привлекаемого к административной ответственности, показания потерпевшего и свидетелей, которые могут быть обличены в различную процессуальную форму, мы их и рассмотрим.

Согласно части 1 ст. 26.3 Кодекса под объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего и свидетелей понимаются сведения, имеющие отношение к делу об административном правонарушении и сообщенные указанными лицами в устной или письменной форме.

Часть 2 ст. 26.3 Кодекса определяет способы получения объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаний потерпевшего и свидетелей, то есть процессуальную форму, в которой они находят свое материальное выражение. По делам об административных правонарушениях в области дорожного движения по фактам ДТП, при которых пострадавшим причинен легкий или средней тяжести вред здоровью объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего и свидетелей отражаются:

1. В протоколе об административном правонарушении (ст. 28.2 Кодекса).

2. В протоколе о применении меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении. В частности, в гл. 27 Кодекса предусмотрено составление протоколов о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении: о доставлении (ч. 3 ст. 27.2), об административном задержании (ч. 1 ст. 27.4), о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице (ч. 6 ст. 27.7), о досмотре транспортного средства (ч. 5 ст. 27.9), об изъятии вещей и документов (ч. 5 ст. 27.10), об отстранении от управления транспортным средством, а также о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения (ч. 3 ст. 27.12), о задержании транспортного средства соответствующего вида, запрещении его эксплуатации (ч. 4 ст. 27.13), об аресте товаров, транспортных средств и иных вещей (ч. 4 ст. 27.14).

3. В случае необходимости записываются и приобщаются к делу.

Прибывшим на место ДТП сотрудником Госавтоинспекции, объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении и показания потерпевшего и свидетелей записываются отдельно и приобщаются к делу. Так как, протокол об административном правонарушении в отношении виновника ДТП, повлекшего причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью из-за отсутствия заключения эксперта о характере и тяжести телесных повреждений, составить невозможно, а также в силу того, что объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении и показания потерпевшего и свидетелей очень объемны и их указание в других проколах невозможно.

Нарушением, влекущим невозможность использования доказательств, может быть признано, в частности, получение объяснений потерпевшего, свидетеля, лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, которым не были предварительно разъяснены их права и обязанности, предусмотренные частью 1 статьи 25.1, частью 2 статьи 25.2, частью 3 статьи 25.6 КоАП РФ, статьей 51 Конституции Российской Федерации, а свидетели, специалисты, эксперты не были предупреждены об административной ответственности соответственно за дачу заведомо ложных показаний, пояснений, заключений по статье 17.9 КоАП РФ, а также существенное нарушение порядка назначения и проведения экспертизы.

Право лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, давать объяснения предусмотрено в ч. 1 ст. 25.1 Кодекса.

Приступая к опросу водителя (лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении) необходимо помнить, что он, как правило, является лицом заинтересованным в исходе дела.

Целесообразно в начале опроса получить сведения о личности водителя, в том числе:

  • о состоянии его здоровья (зрение, слух, наличие каких-либо заболеваний, состоит ли на учетах в психиатрическом или наркологическом диспансерах);
  • о его состоянии в день происшествия (болен, утомлен, количество проработанных часов до происшествия);
  • употреблял ли перед происшествием спиртные напитки, наркотические вещества, токсические или лекарственные препараты;
  • когда и где получал водительское удостоверение, водительский стаж;
  • допускал ли ранее ДТП, нарушения правил дорожного движения и к какой ответственности привлекался.

Далее необходимо перейти к выяснению обстоятельств самого ДТП:

  • время и место совершения ДТП;
  • какова была дорожная обстановка непосредственно перед ДТП (состояние проезжей части, наличие дорожных знаков и дорожной разметки, видимость и обзорность с рабочего места водителя);
  • метеорологические условия в момент происшествия;
  • если ДТП произошло в темное время суток в обязательном порядке указывать освещенность участка дороги (улицы), какой свет фар был включен на ТС;
  • какова была скорость движения ТС перед происшествием, его расположение на проезжей части относительно его правой границы;
  • характер движения ТС (прямолинейное, с отклонением влево или вправо);
  • двигались ли иные ТС в попутном направлении и встречном движении, их расположение на проезжей части, интервал и дистанция между ними, скорость их движения;
  • на каком расстоянии водитель ТС увидел пешехода (с какой стороны появился пешеход, ограничивалась ли видимость пешехода каким-либо препятствием);
  • в каком месте пешеход начал движение через проезжую часть (на пешеходном переходе, перекрестке);
  • направление и путь движения пешехода (справа налево или слева направо по направлению ТС, под углом, попутно, навстречу);
  • темп движения пешехода (спокойный, ускоренный, шаг, бег);
  • как пешеход преодолел отдельные участки пути, если его движение было неравномерным;
  • смотрел ли пешеход в направлении приближающегося ТС;
  • с какого момента водителем приняты меры предосторожности (какие сигналы подавал и как на них реагировал пешеход);
  • когда начато торможение и чем — двигателем или тормозом, если тормозом, то каким именно: ножным или ручным (до наезда или после);
  • применял ли маневрирование, в какой момент и в каком направлении;
  • где относительно границ проезжей части произошел наезд;
  • какой частью автомобиля был совершен наезд, переезд или удар, в каком положении относительно ТС находился пешеход в момент первоначального контакта, куда отброшен;
  • какое расстояние преодолело ТС после наезда на пешехода до полной остановки;
  • какие повреждения получило ТС;
  • перемещались ли ТС или другие объекты на месте ДТП до прибытия сотрудников милиции;
  • кем и какая помощь была оказана потерпевшему;
  • имеются ли свидетели происшествия;
  • отношение водителя к совершенному ДТП и наступившим последствиям.

Также необходимо получить ответы на вопросы, касающиеся транспортного средства (далее — ТС):

  • тип, модель, государственный регистрационный знак, кому принадлежит ТС;
  • его техническое состояние (до и после происшествия);
  • характер, вес и габариты перевозимого груза, способ его крепления;
  • наличие пассажиров в салоне автомобиля, их число;
  • когда и где проводился государственный технический осмотр;
  • когда и где осуществлялся ремонт ТС, были ли претензии к качеству ремонта;
  • кто является ответственным за техническое состояние ТС, а также кто осуществлял его выпуск на линию (если ТС принадлежит организации).
  • если ТС неисправно, то в чем выражалась неисправность, когда она была обнаружена, какие меры принимались для ее устранения.

Показания потерпевшего и свидетелей.

При опросе (получении объяснений) свидетелей (очевидцев) нужно учитывать, что они чаще всего наблюдают лишь отдельные его моменты, потерпевшие же только в редких случаях могут полностью воспроизвести обстоятельства происшествия.

Это связано как с внезапностью самого события, так и с полученными потерпевшими телесными повреждениями.

Опрос потерпевших, находящихся на стационарном лечении, проводится только с разрешения лечащего врача.

Потерпевший может быть опрошен в соответствии со статьей 25.6 Кодекса.

В качестве свидетелей по делам о ДТП могут быть опрошены:

  • очевидцы, т.е. лица, присутствовавшие при происшествии, как находившиеся в автомобиле, участвовавшем в ДТП, так и находившееся на улице (дороге) в момент происшествия;
  • лица, осуществляющие ремонт ТС и выпуск его на линию (для ТС, принадлежащим организациям);
  • врачи бригады «скорой помощи», прибывшие на место ДТП, и сотрудники медицинских учреждений, в которые были доставлены пострадавшие;
  • лица, участвующие в осмотре места ДТП и ТС;
  • родственники и знакомые водителя и потерпевшего (об их личности, состоянии здоровья, принадлежности и техническом состоянии ТС).

Очевидцы могут не только рассказать, но и показать, что и где происходило.

Круг вопросов, подлежащих выяснению при опросе свидетелей и потерпевших, примерно следующий:

  • время и место ДТП;
  • где находился свидетель, наблюдавший событие происшествия (расстояние до места происшествия);
  • по какой причине свидетель обратил внимание на те или иные обстоятельства происшествия;
  • что произошло на месте ДТП;
  • не было ли помех для наблюдения за местом, где развивалось событие;
  • какие дорожные знаки, средства технического регулирования дорожного движения и дорожная разметка были на месте происшествия;
  • состояние дороги, видимости и обзорности на месте происшествия;
  • по какой стороне дороги и с каким интервалом от ее правого края двигалось ТС, какова его скорость;
  • находились ли на проезжей части иные ТС, их взаиморасположение, направление и скорость движения;
  • какие сигналы подавал водитель ТС и как на них реагировали участники дорожного движения;
  • где и в каком направлении начал движение пешеход, темп его движения;
  • было ли движение пешехода равномерным, как менялся темп движения на отдельных участках пути;
  • появился ли пешеход перед транспортным средством из-за препятствия (место расположения ТС по отношению к препятствию);
  • на каком расстоянии от ТС находился пешеход в момент пересечения края проезжей части дороги (осевой линии);
  • принимал ли водитель какие-либо меры для предотвращения наезда;
  • какой частью ТС контактировало с пешеходом;
  • где находилось ТС и пешеход после наезда.

В случае оставления водителем места ДТП дополнительно выяснить тип, марку, цвет характерные особенности ТС, его государственный регистрационный знак, наличие механических повреждений на ТС, направление его движения, при возможности приметы водителя (по правилам описания внешности человека).

У потерпевшего кроме указанных вопросов необходимо выяснить:

  • имеет ли он какие-либо психические или физические недостатки, которые могли повлиять на ориентацию в дорожной обстановке (близорукость, дальтонизм, глухота и др.);
  • употреблял ли перед происшествием алкогольные напитки;
  • видел ли приближающееся ТС и как реагировал при этом;
  • при каком сигнале светофора переходил дорогу;
  • слышал ли и видел ли сигналы, подаваемые водителем ТС (как световые, так и звуковые);
  • какой ущерб ему причинен.

Целесообразно, чтобы при опросе свидетель или потерпевший сами нарисовали пояснительную схему места происшествия. Схема должна быть удостоверена подписью опрашиваемого и приобщена к объяснению, о чем в нем делается отметка. Достоверность показаний свидетеля проверяется путем постановки контрольных вопросов, а также, при необходимости, экспериментальным путем.

При расследовании дорожно-транспортных происшествий одним из основных процессуальных действий является опрос свидетелей, потерпевших, участников ДТП, в ходе которого выясняются существенные обстоятельства ДТП, которые впоследствии могут существенно повлиять на принятие по делу обоснованного решения.

Заключение.

Рассмотренные положения криминалистической тактики осмотра места происшествия носят общий характер. Однако, они имеют важное значения для сущности установления причин и условий возникновения дорожно-транспортных происшествий.

В условиях активизации борьбы с дорожно-транспортными правонарушениями, направленной прежде всего на охрану жизни, здоровья и имущества граждан, а также защиту их прав и законных интересов, защиту интересов общества и государства своевременное и полное раскрытие каждого совершенного ДТП является одной из важных задач ОВД. В целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий особое внимание должностных лиц ГИБДД должно быть обращено на улучшение всей организации деятельности органов внутренних дел по раскрытию и предупреждению указанных преступлений и правонарушений.

Большинство применяемых при осмотре мест происшествий средств и методов хорошо себя зарекомендовали. Но в ряде случаев осмотры мест происшествий сотрудниками ГИБДД проводятся бегло и поверхностно, что приводит к утрате важных для установления истины по делу следов, которые невозможно восполнить при повторных осмотрах и опросе участников и очевидцев ДТП.

Для достижения наилучшего результата, технические приемы и средства, тактические приемы и методические рекомендации, применяемые в ходе осмотров, подразумевают планирование действий по установлению причин повлекших ДТП. Планирование предстоящей деятельности по установлению причин повлекших ДТП складывается из того, «что мы знаем», «чего мы не знаем», но должны узнать. Как при любых других видах планирования в данном случае, имеет значение не столько количество запланированных мероприятий, сколько их очередность и последовательность действий. В информационных и компьютерных технологиях применяется хороший термин - алгоритм действий - логическая последовательность действий, набор шагов, который приводит к конкретному результату. Специалистом высокого класса можно стать, только если постоянно оценивать и сопоставлять свои действия с научными рекомендациями выработанными криминалистической наукой за долгие годы практики расследования преступлений, в соответствии с принципами осмотра:

  • Неотложность
  • Объективность (непредвзятость) - связана с необходимостью выявить признаки объектов осмотра с учетом всевозможных предположительных суждений о сущности происходящего, без переоценки какой-либо одной версии.
  • Принцип полноты - всесторонний охват объектов осмотра с учетом возможных предположений о сущности происходящего, недопущение пропусков, максимальная тщательность и скрупулезность осмотра.
  • Системность осмотра - это строгая упорядоченность планомерность, и наиболее логичная последовательность действий.
  • Поисковый характер осмотра означает, что он не сводится к простой констатации и фиксации обстановки а включает элементы поиска определенных признаков, выяснение обстоятельств преступления.
  • Принцип научности предполагает при проведении осмотра применение научно-технических средств и использование помощи специалиста (эксперта-криминалиста, судмедэксперта и т.д.)
  • Принцип сохранности обстановки предполагает принятие всех мер предосторожности, исключающих случайные, нежелательные, неконтролируемые изменения обстановки.
  • Единое руководство осмотром - предполагает, что лицо производящее осмотр несет основную ответственность за эффективность и результативность осмотра. Под его началом и контролем действуют остальные участники осмотра.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-25; просмотров: 671; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.166.61 (0.013 с.)