ТОП 10:

ГЛАВА 5. Первоначальные оперативно-розыскные мероприятия при раскрытии ДТП со скрывшимися водителями.



Организация оперативно-розыскных мероприятий при раскрытии ДТП со скрывшимися водителями.

Организация раскрытия ДТП, места которых водители оставили и тем самым нарушили установленные правила, во многом определяется особенностью этих происшествий, для которых характерны:

- внезапность;

- быстротечность;

- некоторые специфические действия преступника;

- ограниченный объем информации, который главным образом зависит от результатов осмотра местa происшествия и от того, наблюдалось ли это событие посторонними лицами или нет;

- определенный разрыв во времени с момента совершения ДТП до момента обнаружения раненого или погибшего, когда обстановка на месте ДТП претерпевает значительные изменения.

Оперативно-разыскные мероприятия по обнаружению скрывшихся водителей представляют собой комплекс заградительно-поисковых и иных мероприятий, проводимых различными службами криминальной милиции и милиции общественной безопасности.

Комплекс включает следующие основные мероприятия:

- организация охраны места ДТП;

- обеспечение немедленного выезда на место происшествия следственно-оперативной группы;

- выявление очевидцев и других свидетелей происшествия;

- выявление примет скрывшегося водителя и его ТС;

- ориентирование личного состава ОВД о приметах скрывшегося водителя, вероятного направления его движения;

- преследование скрывшегося водителя;

- проведение заградительных и поисковых мероприятий;

- выборка ТС и сведений о предполагаемом лице управляющем не установленным транспортным средством по АИПС «Документ», «Водитель».

Успех розыска скрывшихся водителей во многом зависит от своевременности и быстроты осуществления перечисленных мероприятий, четкого взаимодействия служб, участвующих в розыске, максимального использования средств связи, научно-технических средств, возможностей средств массовой информации, а также помощи общественности.

Необходимо учитывать и тот факт, что розыск скрывшихся водителей выходит за пределы одного района и проводится в масштабе нескольких районов, а порой - территории близлежащих субъектов федерации.

Задача розыска и установления разыскиваемого ТС «по горячим следам» облегчается, если известен хотя бы частично его государственный номерной знак. В этих случаях производится выборка по АБД, устанавливается принадлежность ТС и ведется его розыск по месту стоянки.

При осмотре ТС особое внимание необходимо обращать на повреждения, которые могли образоваться в результате ДТП (свежие вмятины, царапины, отслоения частиц краски, повреждения стекол, следы крови и т.д.), а также на вновь отремонтированные, замененные, покрашенные части, узлы агрегаты.

Необходимо учитывать и возможность укрытия ТС, причастных к ДТП, в закрытых помещениях (мастерских, гаражах, складах и т.д.).

Установить разыскиваемое ТС можно путем исследования документов, отражающих маршруты и время эксплуатации транспорта. В этих целях осматриваются путевые листы, накладные на груз, другие транспортные документы. Для выявления машин, подвергшихся ремонту, следует осмотреть заявки на ремонт, книги текущего ремонта, накладные на запасные части и т.п.

Важное значение имеет проверка станций технического обслуживания автомобилей, мастерских, лиц, занимающихся частным ремонтом.

Охрана места ДТП

Охрана места происшествия преследует две основные цели:

- сохранить неизменной обстановку происшествия, материальные объекты и следы, имеющие значение для расследования обстоятельств дела;

- обеспечить безопасность движения транспорта и пешеходов на участке места происшествия.

В условиях интенсивного движения транспорта сложно сохранить первоначальную обстановку на месте наезда. Поэтому, прежде всего, следует направлять транспортные потоки в объезд местa происшествия. При этом участок дороги, на котором произошло происшествие, необходимо оградить специальными средствами (переносными стойками, щитами, знаками аварийной остановки и т.п.), либо применить подручные средства.

Одной из сложнейших задач инспектора-дежурного ДПС считается охрана мест ДТП, которая сводится к сохранению следов и различных объектов на месте происшествия и состоит в принятии необходимых мер, исключающих утрату вещественных доказательств и возможность изменения обстановки места происшествия до ее фиксации в условиях интенсивного движения или при образовании транспортного затора. Выполнение этой задачи под силу только нескольким сотрудникам ОВД, имеющим специальное снаряжение и приспособления, которым активно помогают граждане и соответствующие должностные лица.

Прежде чем приступить к охране мест ДТП необходимо определить его примерные границы, исходя из вида, характера происшествия, признаков, указывающих направление движения ТС и показаний очевидцев. Границы ДТП должны охватывать места расположения:

а) точки наезда (столкновения, опрокидывания);

б) пострадавших;

в) ТС;

г) частей и грузов ТС;

д) вещей участников ДТП;

е) следов на дорожном покрытии, деревьях и других объектах;

ж) точек, в которых участники ДТП находились во время ДТП и имели возможность наблюдать происходящее (происшествие).

Если водители скрываются с места ДТП, то в границы ДТП необходимо включать прилегающую к нему территорию, где могут быть обнаружены следы участников ДТП и управляемого им ТС.

Посторонние лица должны быть полностью удалены с места ДТП. При этом следует обращать внимание на их внешний вид, поведение, реплики, эмоциональное и физическое состояния с целью выявления признаков причастности к данному ДТП. Такие меры, безусловно, требуют корректности, настойчивости и сопровождения своих действий разъяснением важности сохранения обстановки для установления виновных в данном происшествии.

Для того, чтобы на место ДТП не проникли посторонние ТС, помимо использования красных мигающих фонарей и знаков аварийной остановки желательно применять ограждения из пластиковых сигнальных конусов, переносных барьеров, подходящих для этих целей малоценных и легких компонентов перевозимых транспортными средствами грузов, веток деревьев и других подручных предметов.

Серьезную проблему для сохранения обстановки ДТП создают прохожие, многие из которых стремятся осмотреть поврежденные ТС, отделившиеся от них детали, пострадавших, разрушенные элементы строений. Эти потоки необходимо своевременно пресекать, не привлекать внимание других участников движения, во избежание их скопления на проезжей части и тротуарах.

Фиксация следов ДТП и их защита от неблагоприятного воздействия атмосферных осадков требует особой тщательности. В этих целях могут применяться любые штатные и подручные средства (доски, ящики, полиэтиленовая пленка, рубероид, фанера, брезент, жесть и т.п.). При этом необходимо соблюдение мер предосторожности, чтобы не повредить следы. Так, защищающие средства или предметы укладываются таким образом, чтобы они не касались поверхности следов. В условиях дождя или снеготаянья объемные следы окружают валами из инертных материалов, а также сооружают навесы над следами, оставленными на вертикальных поверхностях и т.п.

Когда подобные защитные меры осуществить невозможно, то контуры следов, предметов и пострадавших, находящихся на проезжей части, а также других предметов, имеющих отношение к ДТП, обозначают мелом, кусками красного кирпича, красящими веществами или очерчивают острыми предметами.

Следует учитывать, что даже незначительные по своим последствиям ДТП могут существенно нарушить ритм дорожного движения и вызвать ряд нежелательных социальных проявлений (массовые опоздания на работу, учебу, срыв графика доставки продуктов и материалов, задержку прибытия аварийных служб на место производства восстановительных работ и др.). В таких случаях инспектора-дежурные ДПС должны как можно быстрее зафиксировать обстановку на месте ДТП (с участием понятых составить схему, подписать ее и освободить проезжую часть от участников ДТП, ТС, пострадавших и других предметов). В сложных ситуациях необходимо организовать объезды для исключения движения через предполагаемую зону ДТП посторонних ТС. При этом следует особо отметить, что установка необходимых для этих целей временных дорожных знаков на переносных стойках, указателей, ограждений и проблесковых фонарей не освобождает сотрудников ДПС, ОВД от активного регулирования дорожного движения во избежание транспортного затора.

Информирование старшего СОГ

По прибытию на место ДТП следственно-оперативной группы (СОГ) сотрудник обязан доложить старшему этой группы следующие сведения:

1) когда и от кого получено сообщение о ДТП;

2) время своего прибытия на место ДТП;

3) расположение ТС, пострадавших и следов в зоне ДТП на месте прибытия;

4) в каком состоянии находятся пострадавшие;

5) когда, на чем и куда были эвакуированы пострадавшие;

6) какие меры приняты по установлению участников и очевидцев ДТП, обеспечению сохранности следов и других вещественных доказательств, а также по восстановлению дорожного движения.

После доклада дежурному о начале работы СОГ инспектор-дежур-ный сотрудник ДПС, как правило, поступает в распоряжение следователя, выполняет его поручения и, применяя ручное регулирование, временное ограничение или запрещение дорожного движения и другие распорядительные действия, обеспечивает безопасность работы лиц, занятых осмотром места ДТП.

По завершению работы СОГ инспектор-дежурный ДПС представляет следователю письменный рапорт с изложением известных ему обстоятельств ДТП и предпринятых мерах. Рапорт должен быть достаточно подробным, особенно в части описания обстановки, сложившейся на месте ДТП ко времени прибытия инспектора. При этом важно указать данные о лицах и организациях, принимавших участие в ликвидации последствий ДТП, включая медицинских работников, сотрудников аварийно-спасательных служб, родственников пострадавших лиц и т.д.







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-25; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.175.121.230 (0.009 с.)