Чистый экономический эффект природоохранных мероприятий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Чистый экономический эффект природоохранных мероприятий



 

Чистый экономический эффект природоохранных мероприятий определяется с целью:

а) технико-экономического обоснования выбора наилучших вариантов природоохранных мероприятий;

б) экономической оценки фактически осуществленных природоохранных мероприятий.

Понятие "чистый экономический эффект" природоохранных мероприятий в отличие от полного экономического эффекта ориентировано на годовые результаты деятельности предприятия.

Определение чистого экономического эффекта природоохранных мероприятий основано на сопоставлении затрат на их осуществление с достигаемым благодаря этим мероприятиям экономическим результатам. Различают фактический и ожидаемый чистый экономический эффект от применения природоохранных мероприятий. Фактический чистый экономический эффект определяется одновариантно на основе сопоставления имевших место затрат и достигнутого экономического результата. Ожидаемый чистый экономический эффект от применения природоохранных мероприятий определяется на этапах формирования планов НИОКР и проектирования природоохранной техники с целью выбора варианта природоохранных мероприятий, обеспечивающего достижение максимальной величины чистого экономического эффекта.

Показатели затрат и результатов природоохранных мероприятий определяются применительно к первому году после окончания планируемого срока освоения производственной мощности природоохранных объектов.

Экономический результат природоохранных мероприятий выражается в сумме величин предотвращенного годового экономического ущерба и годового прироста дохода:

Р = П + Д,

где Р – экономический результат природоохранных мероприятий, грн.

П – предотвращенный годовой экономический ущерб, грн.

Д – годовой прирост дохода, грн.

Оценка наилучшего из нескольких вариантов природоохранных мероприятий осуществляется по формуле:

R = Р – З,

где Р – экономический результат природоохранных мероприятий, грн.;

З – годовые затраты на осуществление природоохранных мероприятий, грн.

 

2.18. Фонды охраны окружающей природной среды. Задачи и источники их образования. Основные направления использования средств

 

Внебюджетные экологические фонды создаются для решения неотложных задач по восстановлению потерь в окружающей природной среде и компенсации причиненного окружающей природной среде вреда. Внебюджетные экологические фонды создаются исполнительными органами государственной власти областей и городов.

Основные задачи фондов охраны окружающей природной среды.

1. Финансирование и кредитование программ и научно-технических проектов, направленных:

а) на обеспечение экологической безопасности населения;

б) на улучшение качества окружающей природной среды.

2. Мобилизация средств на природоохранные мероприятия и программы;

3. Внедрение экологически чистых технологий.

4. Экономическое стимулирование бережного и эффективного использования ресурсов;

5. Содействие экологическому воспитанию и образованию населения.

Источники образования средств фондов охраны окружающей природной среды:

1) средства, поступающие от природопользователей в виде платы за загрязнение окружающей природной среды и размещение отходов. Предприятия-налогоплательщики платят сборы за загрязнение окружающей природной среды в таких пропорциях:

30 % – в Государственный фонд охраны окружающей природной среды в составе госбюджета;

70 % – в местные (сельские, городские) фонды охраны окружающей природной среды;

2) средства, получаемые по искам о возмещении вреда и штрафов за экологические правонарушения;

3) добровольные отчисления и взносы;

4) доходы от издательской, хозяйственной и иной коммерческой деятельности;

5) средства в виде дивидендов, процентов по вкладам и банковским депозитам.

Основные направления использования средств фондов охраны окружающей природной среды:

1. Осуществление мероприятий по оздоровлению окружающей природной среды.

2. Разработка и реализация программ и мер по охране окружающей природной среды и воспроизводству природных ресурсов.

3. Проведение научно-исследовательских работ в области охраны окружающей природной среды.

4. Финансовая поддержка работ по внедрению экологически чистых технологий.

5. Финансирование работ по созданию кадастров природных ресурсов.

6. Разработка эколого-экономической нормативной и инструктивной документации по организации управления природопользованием.

7. Участие в создании систем мониторинга окружающей природной среды.

8. Поддержка и развитие заповедников и национальных парков.

9. Экономическое стимулирование развития рынка экологических услуг.

10. Осуществление международного сотрудничества.

11. Выплата компенсаций гражданам в возмещение экологического ущерба их здоровью.

12. Участие в развитии материально-технической базы местных органов охраны окружающей природной среды и др.

Расходование средств экологических фондов на цели, не связанные с природоохранной и ресурсосберегающей деятельностью, запрещается.

 

2.19. Контрольные вопросы к разделу 2

 

1. Что такое природные ресурсы планеты?

2. Приведите классификацию природных ресурсов.

3. Как оценивается потребление ресурсов в регионе?

4. Как классифицируют методы защиты от антропогенного загрязнения окружающей среды?

5. Дайте характеристику технологическим методам защиты окружающей среды.

6. Как оценивается влияние технологических решений на окружающую среду?

7. Перечислите методы борьбы с акустическим загрязнением городов.

8. Каковы градостроительные методы борьбы с акустическим загрязнением окружающей среды?

9. Расскажите о методах защиты окружающей среды от электромагнитного загрязнения.

10. Охарактеризуйте методы защиты окружающей среды от ионизирующих излучений.

11. С чем связано тепловое загрязнение окружающей природной среды антропогенного происхождения?

12. Каковы особенности распространения и влияния тепловых выбросов на климат, атмо-, гидро- и литосферу?

13. Перечислите мероприятия по снижению теплового загрязнения окружающей природной среды.

14. Перечислите методы переработки и санитарного обезвреживания и захоронения твердых отходов.

15. В чем суть методов пиролиза и сжигания твердых отходов; их отличия и преимущества.

16. Перечислите основные методы очистки промышленных сточных вод.

17. Расскажите о механической очистке сточных вод.

18. Перечислите химические методы очистки сточных вод.

19. Расскажите о физико-химических методах очистки сточных вод.

20. В чём суть биохимической очистки сточных вод?

21. Расскажите об управлении природоохранной деятельностью в Украине.

22. Как классифицируются природные ресурсы с точки зрения правил расчёта цен?

23. В каких аспектах проявляется ущерб от загрязнения окружающей среды?

24. Расскажите о классификации экологического ущерба от загрязнения окружающей среды.

25. В каких формах возмещается вред (потерпевшей стороне) от загрязнения окружающей среды?

26. Кем предлагается форма возмещения вреда?

27. Из каких средств предприятия платят за загрязнение окружающей среды?

28. Что входит в страховое возмещение?

29. В чём выражается экономический результат природоохранных мероприятий?

30. Перечислите основные задачи внебюджетных фондов охраны окружающей природной среды.

31. Перечислите основные направления использования средств фондов охраны окружающей природной среды.

 

2.20. Контрольные тестовые задания к разделу 2 по курсу "Основы экологии"

 

1. Как уровень жизни в регионе оценивается с помощью демографического коэффициента Q? Чем выше Q, тем уровень жизни в регионе:

а) ниже;

б) выше;

в) он не зависит от Q.

2. Как технологические методы защиты окружающей природной среды решают проблему загрязнения:

а) путём непосредственного воздействия на технологические процессы;

б) путём борьбы с уже образовавшимися загрязнениями на пути их распространения;

в) полностью исключают антропогенные нагрузки на биосферу.

3. Термическая обработка твердых отходов без доступа воздуха называется:

а) сжиганием;

б) пиролизом;

в) компостированием.

4. Какие показатели характеризуют экологическую предпочтительность варианта технического решения:

а) КПД;

б) КИС;

в) КИЭ;

г) удельный ущерб.

5. Сжигание как метод очистки сточных вод относится к методам:

а) химической;

б) физико-химической;

в) биохимической очистки.

6. Как долго идет процесс обезвреживания и переработки твердых бытовых отходов при полевом компостировании?

а) 50 – 100 лет;

б) 4 – 18 месяцев;

в) 5 – 10 лет.

7. Нормируется ли размер санитарно-защитной зоны от жилой застройки до участка, отводимого под полигон для утилизации твердых бытовых и промышленных отходов?

а) не нормируется;

б) составляет 500 м;

в) зависит от емкости полигона и составляет до 2 км.

8. Какие процессы лежат в основе биологической очистки отработанных сточных вод?

а) процессы, связанные с биохимическим окислением органических загрязнений микроорганизмами активного ила;

б) газовое обеззараживание;

в) поглощение растворенных веществ из растворов твердыми поглотителями.

9. Отметьте, какие из приведенных суждений правильны:

а) при использовании технологических методов защиты окружающей природной среды проблема устранения загрязнений решается радикально;

б) при использовании организационно-технических методов защита окружающей природной среды носит локальный характер;

в) организационно-технические методы представляют собой непосредственное воздействие на технологические процессы.

10. Процесс поглощения растворенных веществ или газов из растворов твердыми поглотителями (он широко используется в практике водоподготовки) называется:

а) хемосорбция;

б) адсорбция;

в) абсорбция;

г) десорбция.

11. К какой группе методов очистки промышленных сточных вод относят их сжигание?

а) химическая очистка;

б) биологическая;

в) физико-химическая;

г) механическая.

12. Какими нормативными документами в настоящее время регулируются выбросы тепла в атмосферу?

а) выбросы тепла не регламентируются нормативными документами;

б) санитарными нормами и правилами;

в) Постановлениями Кабинета Министров Украины.

13. Каковы причины изменения климата в городах?

а) перегрев атмосферы изменяет местную конвенцию и облачность;

б) городские сооружения снижают скорость ветра;

в) городские сооружения ухудшают проветривание и удаление избыточного тепла;

г) асфальтовое покрытие отличается бóльшей поглощающей способностью и теплопроводностью по сравнению с влажным растительным покровом.

14. Извлечение одного или нескольких растворенных в воде компонентов органическим растворителем, не смешивающимся с водой, называется:

а) экстракция;

б) сорбция;

в) капиллярная конденсация.

15. Каким методом очищают воду от ионов ртути и ионов тяжелых металлов (цинка, хрома, меди, кадмия, мышьяка, фтора и фосфатов):

а) нейтрализацией;

б) окислением и восстановлением;

в) переводом ионов в малорастворимое состояние.

16. Для чего используют гидроциклоны при механической очистке сточных вод?

а) для обезвоживания осадка;

б) для задержания крупных частиц примесей;

в) для выделения из сточных вод примесей с гидравлической крупностью 2 – 25 мм/с.

17. С какой целью кислые и щелочные сточные воды перед сбросом в канализационную систему подвергают нейтрализации?

а) для предупреждения коррозии металлов канализационных очистных сооружений;

б) для предупреждения осаждения из сточных вод солей тяжелых металлов;

в) для предупреждения нарушения биохимических процессов в водоемах.

18. Каким методом извлекают из сточных вод ценные примеси (например, соединения цинка, хрома и т.п.)?

а) магнитной обработкой;

б) ионным обменом;

в) экстракцией;

г) электролизом.

19. По каким причинам нормируется тепловое загрязнение рек и пресноводных водоемов?

а) из-за повышения температуры воды обычная флора водорослей заменяется сине-зелеными водорослями;

б) в теплой воде понижается содержание кислорода;

в) с повышением температуры воды усиливается восприимчивость организмов к токсическим веществам;

г) температура воды может превысить критические значения для жизненно важных стадий и циклов водных организмов.

20. При какой напряжённости электромагнитного поля его действие нарушает обменные процессы организма и отрицательно сказывается на деятельности нервной системы, что вызывает необходимость выделения границ охранных зон?

а) < 1000 В/м;

б) ³ 1000 В/м;

в) не сказывается при любой напряжённости ЭМП.

21. Как нормируется ширина специальных охранных зон (вдоль линий электропередач) при напряжении 500 кВ?

а) 150 м вне населённых пунктов (в каждую сторону от оси ЛЭП);

б) 50 м вне населённых пунктов (в каждую сторону от оси ЛЭП);

в) 7 м вне населённых пунктов (в каждую сторону от оси ЛЭП).

22. Каковы рекомендуемые размеры санитарно-запретных зон для телецентров и ретрансляционных станций при мощности передатчика 50/15 кВт?

а) до 500 м;

б) 1-1,5 км;

в) 1,5-2 км.

23. Какую форму имеют санитарно-защитные зоны радиолокационных станций при круговой диаграмме излучения антенны в горизонтальной плоскости и ровном рельефе?

а) эллипса;

б) круга;

в) полосы.

24. Какое облучение организма человека ионизирующим излучением считается более опасным?

а) наружное облучение от внешних источников – источник облучения вне организма;

б) внутреннее облучение от внутренних источников при попадании внутрь организма радиоактивной пыли, воды, пищи и др.;

в) одинаково опасно.

25. К какой категории облучаемых лиц (в соответствии с санитарно-гигиеническим нормированием ионизирующих излучений) относится всё население региона?

а) к категории А;

б) к категории Б;

в) к категории В.

РАЗДЕЛ 3. ВОЗМЕЩЕНИЕ ВРЕДА И ПОДСЧЕТ УБЫТКОВ, ПРИЧИНЯЕМЫХ НОРМАТИВНЫМИ И СВЕРХНОРМАТИВНЫМИ СБРОСАМИ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ В ВОДНЫЕ ОБЪЕКТЫ

 

3.1. Понятия и определения

 

Загрязнение гидросферы происходит с нарастающей скоростью, так как в водоемы поступает огромное количество взвешенных и растворенных органических и неорганических веществ.

Все воды и водные объекты страны подлежат охране от загрязнения, засорения и истощения. Государство осуществляет контроль за соответствием условий спуска сточных вод требованиям действующих нормативных документов.

Убытки –это потери трудовых, материальных, финансовых и природных ресурсов природопользователей (государства, граждан, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности), связанные с необходимостью ликвидации отрицательных экологических последствий нарушений водного законодательства Украины (сбросов загрязняющих веществ в водные объекты или окружающую природную среду).

По характеру проявлений убытки могут быть прямыми (видимыми) – например, в случае гибели рыбы, или косвенными (скрытыми), которые могут проявляться через значительный промежуток времени после нанесения вреда водному объекту – например, снижение биологической продуктивности водного объекта, сокращение сроков службы оборудования, потери ценных видов животного или растительного мира, рыб.

Подсчет убытков, причиненных государству загрязнением водных объектов, производится во всех случаях нарушения законодательства Украины по вопросам охраны и рационального использования водных ресурсов. Убытки взыскиваются за весь период нарушения природопользователем водоохранного законодательства – с момента начала сброса (подтвержденного протоколом или актом) до его прекращения, а также за все время самовольного водопользования.

Юридические и физические лица несут ответственность за нарушение ими норм водопользования в случае:

- самовольного водопотребления, т.е. забора воды из поверхностных или подземных источников без разрешения на спецводопользование;

- самовольных сбросов возвратных вод предприятиями, судами и объектами, которым не выданы разрешения на спецводопользование или не установлены нормы предельно-допустимых или временно согласованных сбросов вредных веществ;

- превышения утвержденных нормативов и норм сбросов загрязняющих веществ;

- превышения утвержденных нормативов и норм расходов оборотных вод;

- сбросов загрязняющих веществ, не включенных в разрешения на спецвоводопользование или в нормы ПДС (ВСС), если их концентрация превышает ПДК;

- самовольных сбросов возвратных вод или сырья с морских или речных судов, плавсредств, надводных или подводных сооружений;

- поступления возвратных вод или загрязняющих веществ в поверхностные, подземные и морские воды в результате аварий на насосных станциях и других сооружениях, вытекания таких вод вследствие нарушения технологий, техники безопасности, сброса сырья после аварий на нефтепродуктопроводах, нефтетерминалах и т.п.;

- вынужденных санкционированных аварийных сбросов, которые не предусматривались проектом, но осуществлялись с целью предупреждения аварийных ситуаций;

- сбросов вредных веществ, которые привели к загрязнению подземных вод как непосредственно, так и в результате загрязнения поверхности земли и зоны аэрации грунтов.

В "Методике расчёта размеров возмещения убытков, причиненных государству нарушением законодательства об охране и рациональном использовании водных ресурсов" [28] приведены следующие понятия:

водный объект – образованный природой или созданный искусственно объект ландшафта или геологическая структура, в которой сосредотачиваются воды (речка, озеро, море, водохранилище, канал, водоносный горизонт);

вода возвратная – вода, которая возвращается при помощи технических сооружений и способов из хозяйственного звена кругооборота воды в его природные звенья в виде сточной, шахтной, карьерной или дренажной воды;

вода сточная – вода, которая образовалась в процессе хозяйственно- бытовой или производственной деятельности (кроме шахтной, карьерной или дренажной воды), а также отведена с загрязненной территории, на которой она образовалась в результате выпадения атмосферных осадков;

вода дренажная – вода, которая фильтруется с определенной территории и отводится с помощью дренажной системы с целью понижения уровня грунтовых вод;

загрязняющее вещество – вещество, которое вызывает ухудшение качества воды;

концентрация фоновая – концентрация вещества в воде водного объекта, которая сформировалась под влиянием всех примесей, за исключением влияния данного источника, относительно которого определяется фоновая концентрация;

сброс по отношению к загрязняющим веществам или сточным водам – любое действие или процесс, которые привели к поступлению в водный объект возвратных вод или загрязняющих веществ;

залповый сброс загрязняющих веществ – сброс возвратных вод или загрязняющих веществ, который привел в какое-либо время после сброса к экстремально высокому загрязнению водного объекта, то есть к превышению ПДК вредных веществ в контрольном створе водного объекта в пятьдесят и более раз;

установившийся сброс загрязняющих веществ – любой сброс, не являющийся залповым;

предельно допустимый сброс (ПДС) вещества – масса вещества в оборотной воде, максимально допустимая при отведении по установленному режиму данного пункта водного объекта за единицу времени;

временно согласованный сброс (ВСС) – масса вещества в оборотной воде, временно допустимая при отведении в водный объект при поэтапном достижении ПДС;

нефть – жидкое топливо и смазочное масло нефтяного происхождения, сырая нефть, нефтяные осадки и остатки, отходы и очищенные нефтепродукты, не являющиеся нефтехимическими веществами;

глубина распространения нефти в воде – максимальная глубина, на которой определяется превышение содержания нефти над фоновым показателем;

мусор – гетерогенные смеси, которые образуются в процессе жизнедеятельности человека и требуют уничтожения, утилизации, ликвидации;

пестициды – химические вещества, используемые для борьбы с вредными организмами, повреждающими растения, и химические вещества, используемые для защиты растений (гербициды, бактерициды и др.);

хозяйственно-фекальные сточные воды – сточные воды и прочие отходы из всех типов туалетов; раковин, ванн, душевых, находящихся в медицинских помещениях; стоки воды из помещений, в которых содержатся животные и прочие сточные воды, если они не смешаны с перечисленными выше хозяйственно-фекальными сточными водами.

Факты сброса возвратных вод и загрязняющих веществ, а также ухудшения качества воды устанавливаются инспекторами Государственной экологической инспекции Минэкобезопасности Украины на основании специальных исследований, визуальных наблюдений или результатов государственного лабораторного контроля.

Убытки в случае загрязнения водного объекта в результате утраты груза при его транспортировании или перегрузке в портах, что считается самосбросом, рассчитываются исходя из фактического количества сброшенного вещества на момент проверки судовых документов с учетом нормы естественного уменьшения груза (т.е. с учетом уменьшения массы/объёма груза вследствие его усыхания).

Расчёт размера и взыскание убытков производится независимо от того, проводит ли государство мероприятия по устранению причиненных ему убытков непосредственно вслед за фактом нарушения или в дальнейшем.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 688; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.86.56 (0.074 с.)