Анализ природоохранных затрат 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ природоохранных затрат



Осуществление природоохранной деятельности, направлен­ной на поддержание качества среды обитания и защиту приро­ды, требует все возрастающих общественных затрат. Все приро­доохранные затраты (экологические издержки) по их экономи­ческой сущности можно подразделить на издержки предотвра­щения (предзатраты) и экономический ущерб, включающий

прямые потери ресурсов природы и затраты на ликвидацию, нейтрализацию и компенсацию уже допущенных экологичес­ких нарушений (постзатраты) (рис. 18.1).

К экологическим издержкам предотвращения (предзатратам) хозяйственной деятельности относятся затраты на мероприятия, проводимые либо в источнике загрязнения, либо на путях миграции загрязняющих веществ к реципиентам. Они расходуются по двум основным направлениям:

— на мероприятия, снижающие выброс вредных веществ в окружающую среду (совершенствование технологических про­цессов, изменение состава или улучшение качества используе­мых ресурсов, установка очистных сооружений с последующей утилизацией уловленных отходов, комплексное использование сырья и т.п.);

— мероприятия, не снижающие выбросы загрязнений, но влияющие на их распространение или изолирующие от прямого контакта с реципиентами (строительство высоких труб при ат­мосферных выбросах, нейтрализация загрязнений, захоронение отходов, установление санитарно-защитных зон вокруг пред­приятий, озеленение городов и поселков, рациональная плани­ровка городской застройки с учетом "розы ветров" и др.).

К предзатратам в структуре экологических издержек общес­тва относятся также расходы:

♦ на экологическое образование, подготовку кадров, рекламноиздательскую деятельность экологической направленности;

♦ научно-исследовательские и опытно-конструкторские ра­боты, в том числе разработку и внедрение новых экологосовместимых технологий;

♦ организацию и совершенствование институтов управления природоохранной деятельностью, в том числе органов, обеспе­чивающих экологический контроль, аудит, мониторинг, эколо­гическую экспертизу;

♦ разработку экологической регламентации хозяйственной деятельности: правовых, нормативно-методических материалов и документов, экологических стандартов и т.п.;

♦ создание объектов экологической инфраструктуры;

♦ экологическую модернизацию сферы материального про­изводства (рис.18.1).

Экономическим результатом издержек предотвращения заг­рязнения можно считать снижение ущерба. Считается, что при­родоохранные затраты в 1—2 % от ВНП предотвращают ущерб в 3—5 % объема ВНП. Однако они вызывают и отрицательные экономические последствия, поскольку отвлекают значитель­ную часть трудовых и финансовых ресурсов, влияют на рост се­бестоимости продукции.

Экономисты ставят вопрос о разумной величине вложений охрану природной среды и рационализацию природопользова­ния, поскольку широко распространена точка зрения, что эти вложения тормозят темпы экономического и социального раз­вития, так как вкладываемый в защиту природы капитал пра­ктически не дает отдачи с точки зрения производства и не ведет напрямую к повышению материального уровня жизни населе­ния. Поэтому одной из актуальных проблем является установ­ление экономически обоснованного уровня издержек предотвра­щения загрязнения. Производитель может выбирать: либо эко­номия на природоохранных затратах, но тогда создается высо­кий уровень выбросов и наносится значительный ущерб окру­жающей среде, либо сокращение ущерба путем увеличения при­родоохранных издержек. Существует некая оптимальная ситуа­ция, когда экологические издержки достигают минимума. Это и есть экономический оптимум загрязнения окружающей среды.

При определении экономического оптимума загрязнения ок­ружающей среды в расчет принимаются только экономические соображения, хотя приоритетное значение имеют, конечно, со­циальные и чисто экологические факторы, поэтому категорию "экономический оптимум загрязнения" ни в коем случае нельзя абсолютизировать. С общечеловеческих позиций разумными яв­ляются затраты, объем которых гарантирует стабилизацию ка­чества среды обитания всего живого на планете. Экономия на экологических затратах сейчас, по прогнозам ученых, может обернуться необходимостью расходовать до 40—50 % ВНП на оздоровление природной среды в будущем.

Другая инвестиционная проблема состоит в рациональном распределении средств между двумя направлениями экологи­ческих мероприятий, указанными выше, и совершенствовани­ем структуры расходов внутри каждого из них. Так, если два де­сятилетия назад во многих отраслях (например, в металлургии, тепловой энергетике) предпочтение отдавалось более дешевым мероприятиям второго направления (в частности, строительству высотных труб), то в последние годы в результате исследований, доказавших низкую эколого-экономическую эффективность по­добных мер, приоритет имеют мероприятия первой группы.

Следует отметить также, что функционально предназначе­ние природоохранных затрат значительно шире, чем только предотвращение негативных экологических последствий, пос­кольку они служат удовлетворению и социально-экономичес­ких потребностей общества (расширение сферы образования, со­вершенствование технологий, внедрение достижений НТП, мо­дернизация производства, улучшение условий жизнедеятель­ности людей и т.п.).

Другая составляющая экологических издержек общества оп­ределяется величиной экономического ущерба от негативных воздействий антропогенной деятельности на природную среду и затратами на его компенсацию (постзатратами) (рис.18.1).

По времени реализации различаются две категории природо­охранных затрат: капитальные и текущие, или в современной "рыночной" терминологии — инвестиции в основной капитал и эксплуатационные издержки.

 

 

Рис. 18.1Структура экологических издержек общества

 

К капитальным вложениям природоохранного назначения в общем виде относятся следующие единовременные затраты: на создание новых и реконструкцию действующих основных фондов природоохранной направленности, совершенствование тех­нологии производства с целью сокращения его воздействия на природную среду.

Капитальные вложения представляют собой материальные затраты общества, которые в течение нескольких лет (как прави­ло, больше года) находятся в сфере производства, не давая полез­ного эффекта. Продолжительность этого периода зависит от сро­ка освоения капиталовложений, превращения их в действующие основные производственные природоохранные фонды (ОППФ).

ОППФ — это здания, сооружения, оборудование, используе­мые для целей охраны окружающей среды как на отдельных предприятиях, так и в государственном масштабе. Доля приро­доохранных фондов в общей стоимости основных производ­ственных фондов Беларуси составляет примерно 2 %.

Государственные капитальные вложения, направляемые на охрану природы и рациональное использование природных ре­сурсов, и соответственно ОППФ анализируются по основным компонентам природы.

Капитальные вложения на охрану водных объектов включа­ют в себя единовременные затраты на строительство сооруже­ний для очистки вод, на устройство систем оборотного водоснаб­жения, на строительство установок по сбору нефти, мусора и других отходов с акваторий водоемов, на создание водоохран­ных зон, на сооружение систем канализации городов и другие мероприятия.

Капитальные вложения на охрану воздушного бассейна включают в себя единовременные затраты на строительство ус­тановок для улавливания и обезвреживания вредных веществ из отходящих газов, а также контрольно-регулировочных пун­ктов по проверке и снижению токсичности выхлопных газов ав­томобилей.

Капитальные вложения на охрану земель направляются на строительство противоэрозионных, гидротехнических, противоселевых, берегоукрепительных сооружений, для террасирова­ния крутых склонов, рекультивации земель, создания почвоза­щитных лесных полос и т.д.

Капитальные вложения на охрану растительного и животно­го мира предназначены для сохранения природных систем в за­поведных территориях, для строительства сооружений по ис­кусственному рыборазведению и т.п.

Для совершенствования использования минерального сырья и охраны недр предусматриваются капитальные вложения на строительство сооружений по увеличению полноты извлечения полезных ископаемых при разработке месторождений, объек­тов по комплексному использованию полезных ископаемых, комплексной переработке отходов производства и т.п.

В результате освоения капитальных вложений происходит создание фондов природоохранного назначения, процесс эк­сплуатации которых влечет за собой возникновение природоох­ранных текущих затрат. К текущим затратам относятся расхо­ды на содержание и обслуживание основных фондов природоза-щитного назначения, а также на оплату услуг, связанных с ох­раной окружающей среды. В состав текущих затрат на содержа­ние и обслуживание основных фондов входят ежегодные затра­ты на зарплату обслуживающего персонала, текущий и капи­тальный ремонты, амортизационные отчисления, энергетичес­кие расходы, затраты на реагенты.

Текущие затраты экологического назначения значительно превосходят годовые капитальные затраты: по народному хозяйству они обычно соотносятся как 3:1.

Как отмечается в ряде исследований, учет текущих затрат на природоохранную деятельность предприятиями, организация­ми и учреждениями осуществляется неудовлетворительно. В подавляющем большинстве случаев эти затраты полностью "растворяются" в показателе себестоимости продукции. Исклю­чение составляют только затраты на эксплуатацию централизо­ванных очистных сооружений на тех предприятиях, где они вы­делены в особые цехи. Затраты на эксплуатацию локальных соо­ружений и приспособлений, включенных в состав основного производства, учесть обособленно практически невозможно, по этому учет их ведется в основном внесистемно, при помощи вы­борок из первичных документов, данных оперативного учета, статистических расчетов и экспертных оценок.

Предприятия не в состоянии обоснованно заполнить формы статистической отчетности, так как основная часть текущих природоохранных затрат не выделяется в обособленные статьи бухгалтерского учета и отчетности. Поэтому органы статистики были вынуждены допустить использование расчетного метода по формуле

 

(18.1)

 

где Зтек — текущие затраты предприятия на охрану окружающей среды; С — производственная себестоимость всей товарной продукции; М -стоимость потребленных в процессе производства продукции сырья я] материалов; П — попенная плата (в лесной промышленности); Б — по­тери от брака; ОППФ — среднегодовая величина основных производ­ственных природоохранных фондов; ОПФ — среднегодовая величина всех основных фондов предприятия.

Суммы текущих затрат, определенные на предприятиях рас­четным путем, как правило, оказываются достаточно завышен­ными (по данным исследований, на некоторых предприятиях до 25—30 %).Удельный вес природоохранных текущих затрат в общих затратах на производство товарной продукции колеблет­ся в пределах 0,2—3 % .

Экологические затраты, как и любые другие затраты на про­изводство, должны окупаться доходами. Окупаются они за срок, в течение которого сумма приносимого этими затратами эффекта становится равной затратам. При расчете срока окупае­мости необходимо учитывать, что экологические издержки поз­воляют не только снизить загрязнение окружающей среды, но и повысить эффективность производства во многих отраслях. Так, переход к замкнутой технологии, оборотным системам во­доснабжения, с одной стороны, — это путь экономии водных ре­сурсов, сокращения сброса загрязнений в водную среду, с дру­гой — снижение затрат на водозабор, а следовательно, и себесто­имости продукции, рост эффективности производства. Затраты на утилизацию отходов приводят к оздоровлению окружающей среды, сокращая количество загрязнений, что позволяет полу­чить дополнительную прибыль благодаря производству полез­ной продукции из отходов.

 

18.2. Проблема "интернализации" экстернальных экологических издержек

Необходимо отметить, что наряду с другими производствен­ными затратами экологические издержки также включаются в общие затраты, то есть являются внутренними (интерналъными) для предприятия. Издержки же, вызываемые загрязнением окружающей среды (то есть собственно экономический ущерб), являются для предприятия-загрязнителя внешними (в эконо­мике природопользования их принято называть экстерналъными), поскольку для самого производителя ущерб, вызванный его деятельностью, не влияет на издержки производства. Об­щество в целом заинтересовано в сокращении общественных экологических издержек, включающих природоохранные зат­раты (предзатраты) и экономический ущерб от загрязнения. Конкретного же производителя беспокоят свои внутренние (интернальные) природоохранные издержки, которые уплачива­ются из собственного кармана и отражаются на других экономи­ческих показателях производства. Ущерб окружающей среде, наносимый хозяйственной деятельностью данного субъекта хо­зяйствования, — это издержки других субъектов, то есть для предпринимателя они внешние.

Экстернальные издержки проявляются в увеличении затрат Других предприятий на предварительную очистку загрязненной воды, воздуха, в прямых потерях дохода от снижения урожайности культур под воздействием вредных выбросов, ускорения коррозии металлов и т.п. В условиях господства общественной (государственной) собственности на средства производства про­блема экстернальных издержек не возникала. Теоретически об­щество было одинаково заинтересовано в минимизации как внутренних, так и внешних издержек, поскольку оно как бы яв­лялось собственником и предприятия, загрязняющего близле­жащую территорию, и самой территории, терпящей ущерб от ухудшения качества среды. В этих теоретических построениях (а на практике все было далеко не так благополучно) категория ущерба, заменявшая экстернальные издержки, рассматрива­лась как величина, необходимая для определения экономичес­кого оптимума загрязнения природной среды.

По-иному обстоит дело, когда общественные экологические издержки рассматриваются сквозь призму субъектов, обладаю­щих различными интересами: общества и предпринимателя. Об­щество заинтересовано в снижении ущерба, а предприниматель природоохранных предзатрат. Для того чтобы заинтересовать предпринимателя вкладывать деньги в средозащитные меропри­ятия, необходимо внешние издержки предприятия-загрязнителя превратить во внутренние, иными словами, "интернализироватъ внешние издержки". Это сложная проблема, которая до конца не решена даже в экономически высокоразвитых странах.

Одним из возможных путей превращения внешних издер­жек во внутренние является создание институционального ме­ханизма, понуждающего предпринимателя учитывать экологи­ческий фактор в процессе принятия хозяйственных решений. Это, во-первых, законодательное закрепление принципа ком­пенсации ущерба, тогда реципиенты через суд могут предъявить предпринимателю иск и взыскать с него сумму ущерба. Но если условия компенсации не определены заранее, то возникают тех­нические сложности по определению величины ущерба, доказа­тельств его достоверности: ведь если с той или иной степенью точности можно установить ущерб, наносимый сельскому хо­зяйству или основным производственным фондам, то по поводу ущерба здоровью людей могут возникнуть противоречия. Слож­ности компенсации ущерба усугубляются тем, что на одной тер­ритории сосредоточено, как правило, несколько производств, и трудно установить конкретного виновника загрязнения.

Второй способ — ввести платежи за загрязнение, рассчитан­ные на основе предельных природоохранных затрат. Этот ме­тод лучше предыдущего, но все равно не гарантирует в динами­ке сохранения качества окружающей среды, поскольку матери­ализует принцип "загрязняй, но плати".

Наиболее перспективным методом интернализации внеш­них издержек в условиях перехода к рыночным отношениям станет введение имущественных прав на ассимиляционный по­тенциал природной среды и создание механизма последующего перераспределения прав собственности на него.

Под ассимиляционным потенциалом понимается способность природной среды обезвреживать, поглощать и пере­рабатывать определенное количество вредных веществ без изме­нения своих основных свойств. Благодаря наличию такой способ­ности у природной среды общество имеет возможность осущес­твлять экономию природоохранных издержек, которая в конеч­ном итоге и определяет ценность ассимиляционного потенциала.

Для обеспечения рационального использования ассимиляци­онного потенциала необходимо введение имущественных прав на него. В этом случае экстернальные издержки превращаются в интернальные (внутренние): либо пользователь ассимиляционного потенциала (предприятие-загрязнитель). платит собственнику, либо собственник сам использует ассимиляционный потенциал, экономя на издержках по борьбе с загрязнением (в том случае, ес­ли он создал "грязное" производство), или получает дополнитель­ные доходы от сельского хозяйства, туризма и другого бизнеса, требующего хорошего качества природной среды. Собственником в широком смысле может выступать государство в лице местных или центральных органов власти. Именно они должны обеспе­чить первоначальное распределение имущественных прав на ас­симиляционный потенциал природной среды между предприяти­ем-загрязнителем (путем продажи лицензий на загрязнения). Введение имущественных прав на ассимиляционный потенциал должно быть дополнено возможностью перераспределения (про­дажи) прав собственности, тогда процесс рационального его ис­пользования будет обеспечен в динамике. В конечном итоге в ре­зультате взаимовыгодных уступок и переговоров будет выбран оптимальный для природопользователей (и природы) вариант.

Нетрудно заметить, что такой метод напоминает практикуе­мые в США "баббл-принцип" и "политику компенсации выбро­сов", которые возникли в связи с формированием рынка прав на загрязнения. По-видимому, и у нас реальная возможность ин­тернализации внешних издержек путем введения имуществен­ных прав на ассимиляционный потенциал и дальнейшего его пе­рераспределения возникнет только тогда, когда рыночные отно­шения займут прочные позиции во всех сферах экономики.

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 166; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.158.251.104 (0.009 с.)