Факторы устойчивого развития: экологические и природоохранные инвестиции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Факторы устойчивого развития: экологические и природоохранные инвестиции



Экологическая инвестиционная деятельность - совокупность приемов и способов финансирования в целях повышения эффективности хозяйствующих субъектов без ущерба для ОС, а также инвестиции в природоохранный сектор. Выделяют следующие методы инвестирования природоохранных затрат: бюджетный, кредитный, самофинансирования, а также комбинированный. В качестве инвесторов выступают бюджеты всех уровней, коммерческие банки, предприятия и др. В целом все источники финансирования в природоохранную деятельность можно подразделить: на централизованные (бюджетные) и децентрализованные (внебюджетные).

1. Бюджетные средства: +предоставляются на безвозвратной и безвозмездной основе, не могут перенаправлены на иные цели; «--» недостаточный объем финансирования, слабый контроль за их использованием, неэффективное распределение.

2. Собственные средства предприятий-природопользователей: + считается самым надежным источником из-за стабильности; «--» часть средств может использоваться на иные цели как резерв.

3. Кредитные средства: + контроль за проведением природоохранных работ «--»сложность получения (банки неохотно выдают средства на природоохранные предприятия), подробная переработка проекта по требованию банка (лишние затраты), необходимость возврата средств с %, сложность и длительность процедуры кредитования.

4. Средства международных финансовых фондов и программ: + возможность получения средств на льготных условиях, более крупный капитал, строгий контроль за использованием средств, «--» сложность в получении.

5. Средства фондов экологического страхования: + помогают снизить издержки, вызванные необходимостью удовлетворить требования третьих лиц в связи с ущербом, нанесенным ОС; выступают гарантом соблюдения всех требований; «--» отсутствие обязательного экологического страхования.

Таким образом, возможно применение многообразных инвестиционных ресурсов, выбор которых зависит как от внешних факторов (социально-экономическая ситуация в стране, политика государства), так и от внешних факторов (наличие финансовых ресурсов, экологический имидж предприятия). Самым надежным и стабильным источником являются собственные средства предприятий-природопользователей. В отличие от кредитных ресурсов, они, как правило, не подлежат возврату. Бюджетное финансирование природоохранных проектов привлекательно, но практически недоступно в силу его ограниченности. Результаты инвестиций в охрану ОС и экологически безопасную продукцию в решающее мере влияют на будущее предприятия, его положение на внутреннем и внешнем рынках. Поэтому отбор инвестиционных проектов – это наиболее важное решение, которое принимается руководством предприятия и является ключевым для стратегии его развития.

 

2. Факторы устойчивого развития: экологическое и природоохранное образование, воспитание и просвещение. Роль населения в реализации концепции устойчивого развития. Программа «Десятилетие образования в интересах устойчивого развития» (2005 – 2014 годы).

 

16. Экологическое образование - непрерывный процесс воспитания, обучения, самообразования, накопления опыта и развития личности, направленный на формирование ценностных ориентаций, поведенческих норм и получение специальных знаний по охране окружающей среды, природопользованию и экологической безопасности, реализуемых в экологически грамотной деятельности. Экологическое образование должно отвечать принципам:

А) Доступность: крайне важным является принцип доступности материала для определенного возраста.

Б) Деятельностность: экологические знания должны помочь понять, что нужно сделать для того, чтобы сохранить окружающую его самого и его близких среду.

В) Целостность: подразумевает интеграцию получаемых в процессе экологического образования знаний и знаний, полученных человеком из собственного опыта или иного обучения.

Г) Регионализм: в экологическом образовании, особенно его начальных этапах, предпочтение должно быть отдано принципу регионализма, а не глобализма.

Д) Преемственность: как правило, выделяют несколько ступеней (уровней, звеньев) системы непрерывного экологического образования: дошкольное— школьное — вузовское — послевузовское (повышение квалификации специалистов). Принцип преемственности предполагает, что содержание экологического образования на каждом этапе должно сроиться на уже имеющихся знаниях.

Решение экологических проблем невозможно обеспечить усилиями одних только специалистов – экологов, управленцев, юристов, инженеров, законодателей – или же властными институтами общества. Для эффективного достижения цели – повышения экологической безопасности – необходимо активное участие всех людей вне зависимости от их социального или культурного статуса. Без участия всего населения трудно осуществить контроль и за выполнением уже принятых законов. Наивны надежды на повсеместную автоматическую регистрацию датчиками отклонений в загрязнении воздуха или воды. Тем более нет средств автоматического контроля за несанкционированной вырубкой, браконьерства, строительства новых сооружений, не прошедших экологической экспертизы. Намного эффективнее, если само население осуществляет контроль и при обнаружении нарушений ставит в известность соотв.инспекции. Обычно для этого создаются временные общественные организации, которые следят за выполнением требований, выставленных ими от имени населения, своевременно подают запросы, реагируют на ответы, представляют местных жителей в суде. Трудно обеспечить объективность принимаемых государственных или местных решений, если при этом отсутствуют представители населения. Так, по федеральному законодательству на заседаниях государственной экспертизы имеют право присутствовать представители общественности. Однако во многих местах об этом просто не знают и не реализуют своих законных прав по защите интересов населения.

Предпосылки появления международной программы «Образование для устойчивого развития» (ОУР). Программные области образования для устойчивого развития были обозначены еще осн.документах Международной конференции ООН по ОС и развитию (Рио-92). В частности в «Повестке дня на XXI век», в ст.36 перед мировым сообществом поставлена цель - разработать спец.программы для школ и университетов, включить концепции УР во все учебные программы. Комиссия устойчивого развития ООН в 1996 году утвердила Международную программу работы в области просвещения, информирования населения и подготовки кадров в целях придания дополнительного импульса в этом направлении. 2005 - 2014 – Десятилетие образования в интересах устойчивого развития: в 2002г Генеральная Ассамблея провозгласила 10-летний период, начинающийся с 2005г, Десятилетием образования в интересах УР ООН. Ассамблея назначила ООН по вопросам образования, науки и культуры ведущим учреждением в вопросах проведения Десятилетия и предложила ей подготовить проект плана осуществления на международном уровне, содержащий разъяснение в отношении его связи с такими существующими программами в области образования, как Дакарские рамки действий, принятые на Всемирном форуме по образованию в 2002 году, и Десятилетие грамотности Организации Объединенных Наций. Ассамблея предложила правительствам способствовать повышению информированности населения о Десятилетии и расширению участия в его проведении, в том числе на основе сотрудничества с гражданским обществом и другими соответствующими заинтересованными сторонами.

 

3. Критерии устойчивого развития. Индикаторы устойчивого развития.

 

17. Индикáтор усто́йчивого разви́тия — показатель, позволяющий судить о состоянии или изменении экономической, социальной или экологической переменной. Основной целью введения индексов является оценка ситуации или события, для прогноза развития сложившейся ситуации и разработки её решения. На сегодняшний день отсутствуют обоснованные количественные критерии, позволяющие измерять степень устойчивости развития государств, отдельных регионов и территорий.

Выделяют два подхода к построению индексов и индикаторов:

1. Построение системы индикаторов, с помощью которых можно судить об отдельных аспектах развития: экологических, социальных, экономических и др.

Построение интегральных, агрегированных индексов, с помощью которых можно комплексно судить о развитии страны (или региона). Основная трудность при агрегировании информации в индексы состоит в определении весов исходных показателей без утраты значимости и без излишней субъективности. Обычно агрегированные показатели подразделяются.

· социально-экономические;

· эколого-экономические;

· социально-экологические;

· эколого-социо-экономические.

Критерии:

Показатели окружающей среды: площади ненарушенных хоз.деятельностью территорий и их прирост;потребление ПР: земель, леса, растительных и животных (рыбных) ресурсов, минерального сырья, воды — тенденции; изменение темпов;выбросы и накопления в окружающей среде особо опасных и радиоактивных отходов — тенденции;биоразнообразие — темпы изменения;площадь ООПТ; озоновый слой, изменения;техногенные и природные аварии, число, ущерб — тенденции;затраты на природоохранные мероприятия; качество ОС в соотв.с нормативами.

Показатели экономики: объем ВВП;изменения структуры хозяйства;производительность труда;использование отходов, их переработка;снижение производства опасных и радиоактивных отходов;доля экспорта природных ресурсов во внешней торговле, в том числе естественных биологических ресурсов; зависимость от источников энергии, сырья, рабочей силы.

Показатели соц.сферы. В их составе можно выделить показатели состояния здоровья, качества жизни, социальной активности и демографические показатели. Показатели здоровья: продолжительность жизни;смертность (общая, детская, от различных причин);заболеваемость (общая и от различных причин);обеспеченность врачебной помощью;уровень травматизма на производстве и в быту;масштабы курения, алкоголизма, наркомании. Показатели качества жизни: уровень доходов, разрыв между высокообеспеченными и низкообеспеченными категориями граждан;доступ к образованию и профессиональной подготовке;доступ к информации;обеспеченность жильем и местами отдыха;наличие здоровой среды обитания в местах постоянного проживания населения;наличие экологически чистых продуктов питания, масштабы их потребления;удовлетворение познавательных и культурных потребностей;обеспечение личной безопасности граждан.

Все эти показатели могут быть представлены в абсолютном и в относительном выражении (в процентах, долях единиц и т. д.), а также рассчитаны на единицу площади, душу населения или единицу времени.

Международными организациями ООН разработана методика оценки развития человеческого потенциала (ИРЧП), который включает ожидаемую продолжительность жизни, уровень образования, грамотность и реальный ВВП на душу населения. В идеальном варианте этот показатель равен единице — когда фактические значения по перечисленным параметрам совпадают с максимальными значениями. По индексу РЧП Россия в целом имеет значение 0,804.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 217; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.89.56.228 (0.026 с.)