Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тактика производства осмотра места происшествия.

Поиск

 

§ 3. ТАКТИКА ОСМОТРА МЕСТА ПРОИСШЕСТВИЯ

В тактическом плане это следственное действие можно разделить на три этапа: подготовительный, рабочий, заключительный (заметим, что такое деление имеет смысл при изучении тактики всех следственных действий, и мы его будем придерживаться в дальнейшем). Подготовительный этап к осмотру места происшествия в свою очередь подразделяется на две стадии: до выезда на место происшествия и по прибытии на место происшествия.

Получив сообщение о событии, требующем неотложного осмотра места происшествия (обычно такие сообщения в первую очередь адресуются работникам службы "02", дежурной части соответствующего отдела внутренних дел, реже соответствующему прокурору и уже от них передаются следователю), следователь должен:

а) обязать орган дознания обеспечить охрану местности - места происшествия - и присутствие там до своего прибытия лиц, обнаруживших факт преступления, его следы, а также являющихся очевидцами происшедшего события. Первое требование преследует цель сохранить без каких-либо изменений обстановку происшествия. Второе тактическое требование направлено на то, чтобы обеспечить следователю возможность получения исходной информации, необходимой для целеустремленного осмотра места происшествия;

б) обеспечить участие в предстоящем осмотре необходимых работников органа дознания и специалистов: судебно-медицинского эксперта, техника (эксперта)-криминалиста, кинолога, технического инспектора и т.п. - в зависимости от полученных

сведений, какой конкретно объект и в связи с каким предполагаемым событием (убийством, квартирной кражей, нарушением техники безопасности и охраны труда и т.д.) ему предстоит осмотреть. Естественно, что по прибытии на место происшествия следователь может прийти к выводу, что участие отдельных привлеченных им специалистов не вызывается необходимостью либо, напротив, осмотр потребует участия и других специалистов и внесения соответствующих корректив в ранее определенный им круг участников осмотра. На этой же стадии подготовительного этапа - до выезда на место происшествия - следователь должен (вновь обращаем на это внимание) сам либо через работников органа дознания привлечь понятых, в присутствии которых он будет производить осмотр места происшествия. Делать это следует, как правило, именно на этой стадии, учитывая, что далеко не всегда понятых можно будет пригласить по прибытии на место происшествия (например, при производстве осмотра в ночное время либо в лесу, поле и других безлюдных местах). Кроме того, совершенно не исключено, и в следственной практике такие случаи, к сожалению, известны, что в качестве понятого, если они подбираются из лиц, находящихся у места происшествия, предложит свои "услуги" сам преступник. Негативный характер этого очевиден: он не только будет всецело располагать сведениями о результатах осмотра (обнаруженных вещественных доказательствах, следах и пр.), но и в дальнейшем сможет объяснить наличие на месте происшествия оставленных им при совершении преступления следов именно своим нахождением на этом месте в качестве понятого (и опровергнуть такие объяснения следствию будет весьма трудно);

в) подготовить материалы и средства, необходимые для производства осмотра места происшествия. Здесь мы имеем в виду материалы и средства в самом широком диапазоне этих понятий: от авторучки, бумаги, бланков (осмотра места происшествия, допросов, протоколов задержания), средств оргтехники (например, пишущей машинки, диктофона) до фотоаппаратуры, следственного портфеля и спецнабора для работы со следами;

г) так как необходимость в осмотре места происшествия возникает обычно для следователя неожиданно, "внепланово" (если он не является в это время членом дежурной оперативной группы), то до выезда он должен принять решения о переносе на другое время запланированных им следственных действий по другим находящимся в его производстве уголовным делам и отдать необходимые в этой связи распоряжения (о переносе времени допроса свидетелей, об отмене времени этапирования к нему обвиняемого, содержащегося под стражей, и т.п.). Этого требует от следователя не только необходимость рационального планирования своей дальнейшей работы, но я этика его взаимоотношений с лицами, вызываемыми для допроса в качестве свидетелей, обвиняемых, для производства иных действий (например, с защитником обвиняемого, приглашенным ранее на определенное время для участия в предъявлении обвинения или для ознакомления с материалами дела).

По прибытии на место происшествия следователь до начала непосредственного осмотра должен осуществить такие подготовительные к нему действия:

а) оказать помощь потерпевшему (если он в ней нуждается) и при необходимости обеспечить его направление и транспортировку в лечебное учреждение;

б) произвести так называемый блиц-опрос потерпевшего (если беседа с ним возможна), очевидцев и лиц, первыми обнаруживших последствия преступления (взломанную квартиру, труп и т.п.). При этом необходимо выяснить, внесены ли, кем именно и какие изменения в обстановку места происшествия после его обнаружения. Здесь же следователь должен решить вопрос о необходимости привлечения к участию в осмотре потерпевшего и отдельных свидетелей, исходя из их объяснений по существу известных им обстоятельств дела. Оптимальной является организация следователем немедленного допроса этих лиц (или получения от них объяснения) одним из членов оперативной группы, прибывшей совместно с ним на место происшествия (участковым инспектором, оперативным уполномоченным, другим следователем). Во всяком случае следователь должен получить от этих лиц их установочные данные (фамилия, имя и отчество, место работы, домашний адрес, рабочий и домашний телефоны), а также при необходимости тут же обязать их явиться к себе для допроса или дачи объяснения по делу или проверочному материалу на определенное время. Надо заметить, что нередки случаи, когда на месте предстоящего осмотра находится и лицо, совершившее преступление (либо само сообщившее об этом в следственные органы, либо передавшее сообщение о том через других лиц, либо задерживаемое там очевидцами совершения им преступления). В этих ситуациях следователь одновременно с принятием решения о возбуждении уголовного дела еще до осмотра места происшествия должен решить вопрос о задержании подозреваемого, в порядке ст. 122 УПК, немедленно допросить данное лицо в качестве подозреваемого (либо поручить допрос другому участнику оперативной группы) и, если не возникает необходимость в привлечении подозреваемого к осмотру, обеспечить через работников органа дознания его удаление с места происшествия и направление в изолятор временного содержания. Если оснований для задержания на данный момент не имеется, следователь, удаляя это лицо с места предстоящего осмотра, обязывает его явиться к себе в определенное время либо (с учетом конкретных обстоятельств) распоряжается о его административном задержании и доставке в соответствующий отдел внутренних дел;

в) удалить с места предстоящего осмотра посторонних лиц, а также лиц, участие которых в осмотре необходимостью не вызывается;

г) распределить обязанности между членами группы осмотра и разъяснить им и понятным их процессуальные права и обязанности.

И последнее замечание, касающееся подготовительного этапа осмотра места происшествия: при всей неотложности производства самого осмотра и обычном для следователя и в целом психологически объяснимом желании приступить к нему как можно раньше следователь должен помнить и четко осознавать, что именно от того, насколько тщательно и полно осуществлены рассмотренные выше подготовительные действия к нему, зависит само качество проведения этого важнейшего следственного действия.

Рабочий этап осмотра места происшествия в тактическом плане можно подразделить на три стадии: обзорная, статическая и динамическая. На обзорной стадии следователь, используя полученную к этому моменту информацию о существе события, обусловившего необходимость осмотра, должен:

1) Определить границы места происшествия, которое он будет подвергать осмотру. Они устанавливаются, исходя из многочисленных факторов: осмотр места какого именно происшествия следователь должен произвести, характера этого места и т.д. Иными словами, границы места происшествия должны определяться с учетом объекта и предмета посягательства, наиболее вероятного механизма следообразования в результате его совершения, характера возникающих в этой связи следов и их пространственной локализации.

2) Определить способ осмотра места происшествия. Для этого следователь в первую очередь должен решить вопрос о так называемой исходной точке осмотра - того непосредственного участка места происшествия, того узла, содержащего значительный объем криминалистически важной информации (его именуют информационным узлом), с которого с учетом вида расследуемого преступления и конкретных обстоятельств дела представляется целесообразным начать осмотр. Ее (точку) следует выбирать так, чтобы обеспечить не только целеустремленность и полноту осмотра, но и (что нам представляется важнейшим) такую последовательность действия на месте происшествия следователя и других участников осмотра, которая бы исключила либо по крайней мере свела к минимуму возможность уничтожения или повреждения ими самими следов преступления (к сожалению, такие случаи известны следственной практике).

Выбор исходной точки предопределяет во многом и способ самого осмотра места происшествия в целом. Наиболее распространены следующие способы осмотра: эксцентрический (от центра к периферии) и концентрический (к центру). При использовании первого из них осмотр начинается от центра - наиболее значимого в криминалистическом смысле, как представляется следователю, информационного узла - к периферии до определенных ранее границ места происшествия, которое следует подвергнуть осмотру. При применении концентрического способа осмотр осуществляется от периферии - границ места происшествия - до центра.

В свою очередь эти способы осмотра места происшествия могут реализоваться различным образом: так называемым круговым - слева направо по часовой стрелке от центра (к центру), последовательно увеличивая (или, соответственно, уменьшая) радиус осматриваемой площади до границ места происшествия (до информационного узла), либо линейным образом. При последнем место происшествия после определения способа осмотра разделяется на радиально или параллельно расположенные относительно центра отрезки, которые затем последовательно (от центра либо к центру в зависимости от выбранного способа) тщательно осматриваются.

Завершается рассматриваемая стадия ориентирующей и обзорной фото-съемкой подвергаемого осмотру места происшествия, а также составлением в самом общем виде его плана (схемы), который затем будет наполняться сведениями об обстановке места происшествия и криминалистически значимых ее деталях, выявленных на следующих, статической и динамической, стадиях рабочего этапа осмотра места происшествия.

Сущность статической стадии рабочего этапа осмотра места происшествия усматривается уже из ее наименования. В статике следователь осматривает и фиксирует (применяя обзорную, узловую и детальную фотосъемку, видеозапись и отражая на плане) обстановку места происшествия, отдельные объекты и детали в их неподвижном состоянии - в том, в котором они находятся на момент осмотра, не перемещая их, фиксирует расстояния между отдельными объектами и те детали и обстоятельства, которые на данный момент присутствуют, но затем могут либо исчезнуть, либо измениться.

На динамической стадии все объекты на месте происшествия тщательно и детально осматриваются, принимаются все возможные меры и средства к обнаружению, фиксации и изъятию следов, выявляются и фиксируются негативные обстоятельства. Особое внимание следует обращать на обнаружение невидимых или слабовидимых следов, а также микрочастиц и других микроследов. При этом надо иметь в виду, что если объект, на котором предполагается наличие таких следов, может быть изъят с места происшествия (или может быть изъята представляющая такой интерес часть объекта), то следователь при осмотре должен этим и ограничиться. Тем самым будет обеспечена возможность выявления и изучения следов на изъятых объектах экспертами в лабораторных условиях с использованием более чувствительных и надежных методов, чем те, которые реально доступны следователю и специалистам на месте происшествия.

Заключительный этап осмотра места происшествия состоит из принятия мер к сохранению вещественных доказательств, изъятие которых невозможно, упаковки изымаемых предметов, окончания составления планов и схем осмотренного места происшествия и составления протокола данного следственного действия, о чем подробнее говорилось при рассмотрении общих положений тактики следственного осмотра.

И, наконец, последняя тактическая рекомендация к заключительному этапу осмотра места происшествия: если имеется возможность сохранить на какое-то время место происшествия без изменений, то, безусловно, ее следует использовать путем, например, опечатывания квартиры, служебного помещения и т.д., где имело место расследуемое событие (что, естественно, должно найти свое отражение в протоколе осмотра). Это даст возможность наиболее эффективного повторного или дополнительного осмотра места происшествия, предотвратит внесение вполне естественных в противном случае изменений в обстановку происшествия.

Достаточно подробное рассмотрение тактики следственного осмотра в целом и осмотра места происшествия в частности позволяет, на наш взгляд, далее, при изучении тактики производства иных видов осмотра, ограничиться, во-первых, лишь наиболее распространенными из них и, во-вторых, наиболее специфическими в тактическом смысле их особенностями.

 

 

Тактика обыска

 

Производство обыска регламентируется ст. 168-173 УПК. Основные процессуально-тактические рекомендации и приемы обыска следующие. При производстве обыска обязательно присутствие понятых. К этому положению относится все, сказанное о понятых в предыдущей главе нашей работы. Но эти общие положения и правила применительно к такому специфическому следственному действию, как обыск, нуждаются в определенных уточнениях, носящих и нравственную, и тактическую значимость.

Своеобразие обыска заключается в том, что, принимая решение о его производстве, следователь не имеет однозначной убежденности не только в успехе этого действия, но зачастую и в том, находятся ли вообще искомые им предметы или документы в обыскиваемом помещении, ином месте или у данного лица. Более того, обыск состоит в необходимости внезапного вторжения в личную жизнь граждан, возможно, даже непосредственно непричастных к расследуемому преступлению и во всяком случае - в личную жизнь членов семьи лица, совершившего преступление, не имеющих к этому преступлению никакого отношения. Именно это обусловило в законе обязанности следователя принимать меры к тому, чтобы не были оглашены выявленные при обыске обстоятельства интимной жизни лица, занимающего данное помещение, или других лиц.

Но как быть с разглашением самого факта производства обыска? По тексту закона понятыми могут быть любые не заинтересованные в деле граждане. Следовательно, не является его нарушением и приглашение в качестве понятых ближайших соседей лица, у которого производится обыск. К слову сказать, в следственной практике чаще всего именно они и приглашаются в качестве понятых при обыске. И в этом случае практически маловероятно, а скорее всего просто невероятно, чтобы сам факт обыска не стал достоянием большого числа граждан.

С позиций нравственных, на наш взгляд, такая огласка недопустима, так же как разглашение обстоятельств интимной жизни обыскиваемых. Кроме того, как показывает следственная практика, отношения между соседями - понятыми и обыскиваемыми -после этого следственного действия обычно резко ухудшаются. И это тоже нельзя не учитывать, приглашая понятых для обыска.

В качестве понятых при обыске должны приглашаться не только (что само собой разумеется) не заинтересованные в деле граждане, но и те из них, которые незнакомы с обыскиваемым, а желательно и между собой.

При обыске должно быть обеспечено присутствие лица, у которого производится обыск, либо совершеннолетних членов его семьи. В случае невозможности их присутствия приглашаются представители жилищно-эксплуатационной организации, либо администрации района. Обыск в помещениях, занимаемых дипломатическими представительствами, а равно в помещениях, в которых проживают члены дипломатических представительств и их семьи, может производиться лишь по просьбе или с согласия дипломатического представителя с обязательным присутствием при таком обыске прокурора и представителя Министерства иностранных дел (ст. 173 УПК).

Следователь в каждом конкретном случае должен решить вопрос: производить ли обыск в присутствии лица, в помещении которого он производится, или без него, а в присутствии какого-либо совершеннолетнего члена семьи обыскиваемого. Если при обыске в присутствии обыскиваемого будут обнаружены искомые предметы или документы, изобличающие его в совершении преступления, то это, как правило, повлечет за собой дачу обыскиваемым в целом правдивых показаний по существу дела. И, напротив, если обыск, произведенный в присутствии обыскиваемого, окажется безрезультатным, то это укрепит установку данного лица на отрицание своей причастности к расследуемому преступлению. Возможна и такая ситуация: при обыске обнаружены не все, а часть искомых объектов (ценностей, документов и т.п.). Присутствуя при обыске и зная, что именно обнаружено, обыскиваемый, очевидно, ограничит свои дальнейшие показания лишь обстоятельствами, связанными с обнаруженными предметами.

Поэтому думается, что с тактических позиций присутствие при обыске лица, в помещении (или ином месте) которого он производится, целесообразно тогда, когда есть уверенность или по крайней мере высокая вероятность, основанная на доказательствах или оперативно-розыскных данных, в успехе этого действия. В иных случаях обыск следует производить в присутствии кого-либо из совершеннолетних членов семьи обыскиваемого. Ситуация, когда лицо знает о произведенном в его квартире, доме или ином месте обыске, по не осведомлено о его результатах, представляет весьма интересные тактические возможности использования ее при допросе этого лица. Но надо иметь в виду и следующее. Наблюдение за поведением обыскиваемого в процессе обыска, так называемые его поведенческие реакции в ряде случаев позволяют определить места сокрытия искомых предметов. Поэтому, помимо приведенных положений, верное тактическое решение должно основываться и на данных о личности обыскиваемого, его психологических свойствах и качествах.

Производство обыска в ночное время, кроме случаев, не терпящих отлагательств, не допускается. Из данного требования вытекает, что следователь, планируя производство обыска, должен рассчитать время так, чтобы закончить обыск до 22 ч. (напомним, что ночным признается время с 22 до 6 ч. - п.15 ст. 34 УПК). Если же обыск к данному времени не окончен, то при наличии возможности обыскиваемое помещение или иное место необходимо опечатать и обеспечить его охрану до окончания ночного времени, после чего продолжить обыск. При отсутствии такой возможности обыск должен быть продолжен и в ночное время (как разновидность предусмотренных законом случаев обыска, не терпящих отлагательств).

Для участия в производстве обыска следователь вправе вызвать соответствующего специалиста. Участие специалистов в обыску в целом обусловливается теми же причинами, что и их привлечение к следственному осмотру, достаточно подробно рассмотренными выше. Учитывая также, что искомые следователем ценности и предметы к моменту обыска могут быть тщательно сокрыты (например, в тайниках), следы преступления, по представлению преступника, уничтожены (смыты следы крови с пола, счищены со стен, которые затем вновь побелены, и т.п.), привлечение для их обнаружения соответствующих специалистов и использование ими при обыске сложных новейших технико-криминалистических поисковых и других средств будут способствовать успешному проведению обыска.

Говоря о лицах, привлекаемых следователем к производству обыска, нужно отметить, что в ряде случаев к нему целесообразно привлекать потерпевшего по расследуемому делу. Думается, это не следует расценивать как нарушение закона, хотя законодатель такую рекомендацию сформулировал лишь в отношении следственного эксперимента и следственного осмотра. Наиболее рациональным, на наш взгляд, является участие потерпевшего в обыске по делам о корыстных и насильственно-корыстных преступлениях (кражах, грабежах, разбоях, убийствах из корыстных побуждений и т.п.). Участие потерпевшего в обыске по таким делам позволит более целенаправленно отыскивать похищенные у пострадавшего ценности и другие предметы.

Следователь вправе ограничиться изъятием добровольно выданных предметов и не производить дальнейших поисков, если нет оснований опасаться сокрытия других разыскиваемых предметов и документов. Ситуации, при которых следователю целесообразно использовать названное право, достаточно редки, хотя и оптимальны, так как исключают необходимость дальнейших принудительных действий по отношению к обыскиваемому и другим лицам, находящимся в месте обыска. К ним, на наш взгляд, можно отнести: а) производство обыска, направленного на изъятие совершенно определенных предметов, ценностей или документов у лиц, непосредственно не причастных к совершению преступления; б) производство обыска у лиц, чья преступная деятельность, как предполагается на данный момент следователем, ограничена конкретным эпизодом (или эпизодами), связанным с искомыми предметами или документами.

Следователь вправе вскрывать запертые помещения и хранилища, если владелец отказывается добровольно открыть их, избегая при этом не вызываемого необходимостью повреждения запоров, дверей и других предметов. Это право следователя еще раз подчеркивает принудительный характер рассматриваемого следственного действия. Как и применению любого иного средства принуждения, принудительному вскрытию должно предшествовать убеждение следователем обыскиваемого (или лица, в чьем присутствии производится обыск) в необходимости и целесообразности добровольно открыть помещение или хранилище, которые подлежат обыску. В частности, следователь должен со ссылкой на закон (УПК) разъяснить обыскиваемому свое право на принудительное их вскрытие и то, что несогласие на это обыскиваемого может привести к повреждению или порче вскрываемого объекта.

Чтобы предотвратить излишние повреждения принудительно вскрываемых запоров, дверей, крышек сундуков, запертых ящиков, столов, шкафов и т.п., при необходимости следует привлекать для выполнения этой работы специалиста. Это может быть, например, слесарь или столяр ближайшей строительной или жилищно-эксплуатационной организаций, располагающие требуемыми для того инструментами.

Следователь обязан принимать меры к тому, чтобы не были оглашены выявленные при обыске обстоятельства интимной жизни лица, занимающего данное помещение, или других лиц. Сразу надо сказать, что, на наш взгляд, следователь обязан принимать меры к тому, чтобы не были оглашены не только обстоятельства интимной, но и в целом личной жизни названных лиц. Такое мнение основано на ст. 56 Конституции СССР и ст. 12 УПК, закрепляющих принципиально значимое положение о том, что личная жизнь граждан охраняется законом.

Обстоятельства интимной и личной жизни могут быть выявлены при осмотре и изучении в процессе обыска различных дневниковых записей, писем лиц, занимающих обыскиваемое помещение, или им адресованных, медицинских документов, рецептов, в результате обнаружения отдельных предметов. Для обеспечения неоглашения этих обстоятельств следователь прежде всего не должен акцентировать внимание участников обыска и понятых на таких документах или предметах, если, разумеется, они не имеют отношения к расследуемому делу и не подлежат изъятию. Для этого же следователю необходимо не только разъяснить участвующим и присутствующим лицам правовую и нравственную недопустимость такого оглашения, но и в отдельных случаях, исходя из конкретной ситуации, отобрать от них подписку в порядке ст. 139 УПК о неразглашении данных предварительного следствия с предупреждением об уголовной ответственности пост. 184УК РСФСР. Серьезным условием обеспечения неразглашения таких обстоятельств явится привлечение к обыску в качестве понятых граждан, не знакомых с обыскиваемым и другими проживающими в данном помещении лицами.

Следователь вправе запретить лицам, находящимся в месте производства обыска либо приходящим туда, покидать его, а также сноситься друг с другом или иными лицами до окончания обыска. Прибегать к этим весьма серьезным и ответственным мерам, носящим явно принудительный характер, следователь должен с повышенной осторожностью и лишь при наличии для того реальной необходимости.

Немаловажно и другое. Следователь вправе подвергнуть личному обыску лиц, находящихся в помещении или ином месте, в котором производится обыск, при наличии оснований полагать, что они скрывают на себе предметы или документы, могущие иметь значение для дела. Напомним, что в соответствии со ст. 172 УПК личный обыск в таких условиях производится без вынесения о том отдельного постановления и без санкции прокурора. Производить личный обыск должно лицо одного пола с обыскиваемым и в присутствии понятых того же пола.

Из последнего положения вытекает, что следователь на подготовительном этапе обыска в помещении или ином месте должен с учетом конкретных обстоятельств расследуемого дела и информации о лицах, которые могут находиться в месте предполагаемого обыска, иметь в виду возможность возникновения необходимости их личного обыска и принимать это во внимание при определении состава участников предстоящего действия.

Помимо целей, стоящих перед любым видом обыска, о которых мы сказали выше (разве что за исключением розыска трупов), личный обыск находящихся в обыскиваемом помещении или ином месте преследует еще несколько немаловажных задач: обеспечение безопасности участников обыска и исключение возможности для обыскиваемых, в том числе и в первую очередь разыскиваемых лиц, оказать активное вооруженное сопротивление, скрыться либо уничтожить искомые следователем предметы или документы, находящиеся при них. Такая возможность всегда должна предполагаться следователем, особенно при обыске у лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении тяжких преступлений (в первую очередь насильственных и корыстно-насильственных), а также ранее судимых за подобные преступления.

Все изымаемые предметы и документы предъявляются понятым и другим присутствующим лицам и в случае необходимости упаковываются и опечатываются на месте обыска. Принципиально важным в доказательственном и тактическом отношениях является то, чтобы названным лицам предметы и документы предъявлялись не только при их изъятии, но и в момент и в месте их фактического обнаружения. Иными словами, следует обеспечивать присутствие понятых при всех поисковых действиях следователя и, обнаружив искомые предметы и документы, акцентировать внимание понятых и других присутствующих лиц на том, где именно эти предметы находятся. Изымать же предметы из этого места (тайника, ящика, сундука и т.д.) не только обязательно в их присутствии, но и желательно с их технической помощью. Соблюдение этой рекомендации поможет и дальнейшем опровергнуть весьма распространенные объяснения обыскиваемых, что обнаруженные у них предметы подброшены им в процессе обыска следователем или другими участвующими в обыске лицами. (Обнаружив тайник, следователь, например, может попросить одного понятого поддержать крышку тайника, второго - вынуть лежащий в нем предмет и т.п.).

Упаковывать и опечатывать изымаемые при обыске объекты следует для обеспечения их сохранности и, на наш взгляд, как минимум в таких случаях: а) когда изымается большое количество однородных объектов (например, документов), относимость к делу и доказательственное значение которых могут быть установлены лишь в результате дальнейшего осмотра и иных следственных действий; б) когда изымаемые предметы подлежат в последующем экспертным исследованиям (например, для установления на них биологических следов, микрочастиц определенного происхождения, отпечатков пальцев); в) при обнаружении валюты, драгоценных металлов, изделий из них, ядов, наркотических веществ и средств; г) когда ценность, происхождение либо назначение и наименование изымаемого объекта могут быть установлены лишь в результате соответствующего экспертного исследования (например, установить подлинность, происхождение и ценность обнаруженной при обыске иконы, другого произведения искусства можно только в результате искусствоведческой экспертизы, и потому для обеспечения ее сохранности, исключения сомнений, где и у кого она была изъята, и необходимы ее надлежащая упаковка и отпечатывание).

 

Тактика допроса

 

Как правило, особенно на первоначальном этапе расследования, следователь достоверно не знает, а может лишь предполагать с той или иной степенью вероятности, в каком из информационных состояний находится допрашиваемое лицо. Таким образом, приняв решение о допросе, необходимо:

1. Тщательно изучить материалы дела, чтобы ясно представлять, какие именно обстоятельства должны быть выяснены у допрашиваемого. Это позволит избежать необходимости повторного допроса того же лица, если, конечно, иное не диктуется тактическими соображениями, либо изменением его процессуального положения в процессе расследования (скажем, ранее лицо допрашивалось в качестве свидетеля, затем обрело статус подозреваемого, затем обвиняемого), либо получением новой информации относительно обстоятельств, по которым это лицо ранее допрашивалось.

2. Тщательно и как можно более полно изучить личность человека, которого предстоит допросить, его отношение к событию, к тем или иным лицам, заинтересованным а определенном исходе дела, в частности, к потерпевшему, подозреваемому, выяснить отдельные факты из его жизни, трудовой деятельности. Это поможет в установлении контакта с допрашиваемым и позволит определить в целом тактику предстоящего допроса. Получение отдельных данных о личности допрашиваемого может быть поручено работникам органов дознания в порядке ст. 127 УПК.

3. Подготовить доказательства, которые, возможно, необходимо будет использовать при допросе (вещественные и письменные, заключения экспертиз, протоколы показаний отдельных лиц, кассеты со звукозаписью этих показаний и др.). При этом следователю целесообразно сделать себе заметки, где, в каком томе, на каких листах дела находятся сведения, которые могут потребоваться при допросе. Это избавит его от необходимости беспорядочно "рыться" в деле в ходе допроса и позволит чувствовать себя уверенно при обращении к доказательствам.

4. Составить план допроса, определив в нем, в частности, обстоятельства, на установление которых направлен допрос, последовательность их выяснения, последовательность предъявления доказательств, и включив в него другие необходимые элементы, которые являются результатом планирования как мыслительной деятельности следователя, направленной на определение задач, стоящих перед следственным действием (в нашем случае перед допросом конкретного лица), так и путей и способов их достижения.

5. Подготовить необходимые технические средства для фиксации показаний допрашиваемого и воспроизведения ему определенных аудио- и видеозаписей показаний ранее допрошенных лиц и других следственных действий (например, следственного эксперимента, предъявления для опознания и т.п.), а также обеспечить участие в предстоящем допросе лиц, которые должны быть привлечены к нему в соответствии с законом (переводчик, педагог, защитник обвиняемого), либо тех, решение об участии которых принял следователь (например, законный представитель несовершеннолетнего).

6. Затем следователь должен решить вопрос о времени и месте запланированного допроса. Здесь в первую очередь следует учитывать и неукоснительно исполнять положения уголовно-процессуального закона, касающиеся времени допроса отдельных лиц, как-то: запрещение допроса в ночное время, кроме случаев, не терпящих отлагательств ст. 150 УПК); допрос подозреваемого, если он задержан или если в отношении него избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, должен быть произведен немедленно, а при невозможности этого - не позднее двадцати четырех часов с момента задержания (ст. 123 УПК); обвиняемый должен быть допрошен немедленно после предъявления ему обвинения (ст. 150 УПК), которое в свою очередь должно последовать не позднее двух суток с момента вынесения постановления о привлечении в качестве обвиняемого (ст. 148 УПК).

Во всех остальных случаях, решая вопрос о времени допроса, следователь должен исходить из конкретной ситуации расследования и необходимости незамедлительного получения информации о событии и его обстоятельствах, проверки выдвинутых следственных версий, имеющихся доказательств, оперативно-розыскных данных и технических соображений, основанных на изучении психофизиологических качеств и особенностей допрашиваемого.

Весьма важно для налаживания психологического контакта с допрашиваемым и, следовательно, для эффективности допроса в целом, а также с нравственных позиций согласование, естественно, когда это возможно, времени допроса с интересами допрашиваемого, т.е. согласование с лицом того, когда ему удобнее явиться к следователю.

Обычным местом допроса является, как сказано в уголовно-процессуальном законе, место производства следствия, под которым понимается кабинет следователя или другое служебное помещение, им в это время занимаемое. Однако, если он признает это необходимым, допрос может быть произведен и в месте нахождения свидетеля (потерпевшего) или обвиняемого (подозреваемого) - ст. 150, 157 УПК.

Проведение допроса в месте производства следствия нам представляется в подавляющем большинстве случаев оптимальным по ряду причин организационного и тактического характера. Это - возможности применения криминалистической или иной техники, использования доказательств, оперативного обмена информацией, требуемой для допроса или получаемой в его процессе, с другими участниками расследования и т.п. Не последнее место занимают и причины психологического плана: в своем кабинете следователь чувствует себя "хозяином", владеет обстановкой допроса, может при необходимости четко сохранять так называемое "ролевое расстояние" между собой и допрашиваемым, тогда как при допросе по месту нахождения допрашиваемого следователь все же "гость" и чаще всего гость незваный и нежелательный.

Тем не менее в ряде ситуаций допрос по месту пребывания допрашиваемого либо попросту необходим, либо тактически целесообразен. Так, допрос престарелых людей, лиц, страдающих недугами, которые исключают или существенно затрудняют им явку к следователю, производить по месту их нахождения - в квартире допрашиваемого, в медицинском учреждении и т.п.

Независимо от того, как складывается следственная ситуация, каково процессуальное положение допрашиваемого, тактические приемы, которые могут быть использованы при допросе, должны обладать основными критериями допустимости.

Тактический прием допроса должен быть законен. Он не только не может нарушать уголовно-процессуальные запреты, установленные в отношении допроса (скажем, запрет постановки наводящ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 838; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.228.55 (0.017 с.)