Транспортная иерархическая модель как основа автомобильного туризма 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Транспортная иерархическая модель как основа автомобильного туризма



 

В учебном пособии «Туризм и гостиничное хозяйство» говорится следующее: «Туризм предполагает перемещение людей из одного места в другое как внутри страны, так и за ее пределами. Законодательства ряда Европейских стран (например, Франции и Италии) относят транспортные услуги к числу основных услуг, оказываемых путешественнику, наряду с услугами размещения. В рамках статистики туризма транспорт относится к средству, которое использует посетитель для поездки из своего постоянного места жительства в посещаемое место. Однако многие транспортные предприятия и компании не только осуществляют перевозку туристов, но и обеспечивают перевозку обычных пассажиров, почты и грузов, не имеющих отношения к туризму. Поэтому сезонный характер туризма создает серьезные проблемы для транспортных компаний. По категориям транспорт подразделяется на воздушный, водный и сухопутный. Воздушный транспорт включает: авиационные рейсы, осуществляемые по расписанию воздушных пассажирских перевозок по установленным маршрутам; рейсы вне расписания (в основном чартерные и другие, не подчиняющиеся расписанию воздушных пассажирских перевозок), а также аренда летательных аппаратов с экипажем. При этом под чартером понимается любое пассажирское транспортное средство (авиационное, морское, речное, автомобильное), полностью арендуемое у перевозчика туристской фирмой для перевозки туристов. Водный транспорт включает морской и каботажный (каботаж — это выполнение транспортных услуг внутри определенной страны иностранным перевозчиком, когда место погрузки и выгрузки находится в данной стране.[1]), а также внутренний водный транспорт. На морском транспорте особый интерес представляют круизные суда. Основной упор при организации круизов делается на получение положительных эмоций от пребывания туристов на борту судна, а не от скорости прибытия туриста в пункт назначения. В ряде случаев для привлечения туристов используются также и паромные суда, перевозящие не только самих туристов, но и их личные автомобили (транспортные средства). Сухопутный транспорт подразделяется на железнодорожный, автобусный и автомобильный (вместимостью до 8 человек). Движение сухопутного транспорта должно подчиняться расписанию регулярных перевозок, но могут осуществляться перевозки и вне расписания (специальные туристские поездки, дальние чартерные или экскурсионные автобусные поездки). Существует также и специализированный автодорожный транспорт, перевозящий туристов по маршрутам аэропорт – город, вокзал – город (трансфер). Широко распространен прокат транспортных средств в стране пребывания. Туризм полностью зависит от транспорта, его безопасности, скорости и удобств, предоставляемых туристу во время его передвижения. Понимание основ взаимоотношений с транспортными компаниями, правил взаимодействия с ними в вопросах обеспечения безопасности пассажиров и их имущества, обслуживания, использования соответствующих скидок и льгот при продажах имеет важное значение как для туристов, так и для организаторов путешествий. Развитие туризма сдерживается тем, что транспортные системы в ряде стран не соответствуют мировым стандартам по удобству, эффективности и безопасности, а транспортные проекты, в частности, строительства новых аэропортов, автомобильных и железных дорог требуют для своей реализации огромных инвестиций и времени.»[2]

Таким образом, можно сделать вывод о том, что транспортная система – один из важнейших механизмов для осуществления любых путешествий.

Развитие транспорта и соответствующих транспортных услуг в любой стране, а также в городах, существенно помогает увеличению туристских потоков и в общем способствует прогрессу туристской индустрии.

Основоположником главной транспортной модели был Иоганн Георг Коль - немецкий географ и путешественник. В 1841 году он разработал систему транспортных потоков, которая используется и по сей день.


Эта система изображена в форме некоего древа (рис.1), вершины которого иерархически упорядочены: одна вершина высшего уровня связана с несколькими вершинами второго уровня, каждая из которых в свою очередь связана ребрами с несколькими вершинами третьего уровня и т.д. (вариант нисходящей иерархии, когда главная вершина изображается в верхней части чертежа). Возможен обратный вариант восходящей иерархии, когда главная вершина соответствует нижнему уровню и изображается снизу, вершины второго уровня изображаются выше главной и т.д. Именно этому варианту соответствует чертеж, имеющий характерную форму дерева, откуда и происходит название.

 

Рис.1

Реальная система дорог в настоящий момент не имеет такую структуру. Но тем не менее дорожная система сохранила древовидные фрагменты организации движения.

Модель Коля отображает города в качестве транспортных узлов дорог, в ее основе лежит реальная иерархическая система транспортных магистралей любой страны. Система городов с выделением важнейших транспортных узлов и магистралей, а именно:

1. дороги общенационального значения, связывающие важнейшие региональные центры со столицей;

2. дороги областного значения, связывающие эти центры со средними городами соответствующего региона;

3. дороги районного значения, связывающие средние города с малыми и т.д.[3]

Естественно, не только дороги и автомобильное сообщение обеспечивают любое путешествие. В учебнике «Туризм как вид деятельности» говорится о том, что транспортные услуги - один из основных видов услуг в туризме. На них приходится и основная доля в структуре цены тура. В зависимости от продолжительности, дальности путешествия эта доля (в большинстве случаев) колеблется от 20 до 60 %.[4]

Туристы используют абсолютно любые виды транспорта для перемещений. В учебном пособии «Основы индустрии гостеприимства» подробно описываются все доступные для туристов виды транспорта, которые составляют большую часть любого путешествия. Для понимания места автомобильного транспорта в индустрии туризма автор считает необходимым привести краткую историю основных видов транспорта, а также указать на главные преимущества и недостатки каждого из них, уделив особое внимание автобусным перевозкам.

«Водный транспорт. Первые средства передвижения по воде появились еще в древние времена. Периодом зарождения водного транспорта можно считать переход к неолиту – новому каменному веку, когда человеку уже были известны каменные орудия труда и он умел обрабатывать дерево. Древнейшими крупными океанскими судами были китайские императорские корабли, которые, судя по имеющимся археологическим данным, были вполне способны уходить в дальние плавания на многие месяцы. С древних времен совершенствовались конструкция и оснащение морских и речных судов. С появлением развитого парусного снаряжения, средств навигации, оснащения корабля древними образцами вооружения суда стали не только средством доставки грузов, но и одним из главных способов ведения войны, а также способом экспансии древних государств.

Очередным и важнейшим после изобретения паруса переворотом в водном транспорте стало создание парохода. Первый пароход был создан Робертом Фултоном. В 1807 г. он построил «Клермонт» – корабль, оснащенный паровой машиной и гребным колесом. Впоследствии он совершал рейсы по реке Гудзон от Нью-Йорка до Олбани. Скорость первого парохода была примерно 5 узлов (или 9 км/ч). В России первый пароход был построен в 1815 г. Он совершал рейсы между Санкт-Петербургом и Кронштадтом.

Современный водный транспорт – стратегически важная для экономики отрасль. Обладая неоспоримыми преимуществами надежности и безопасности, высоким уровнем комфорта, данный вид транспорта составляет основу для целой подотрасли в индустрии гостеприимства – водного туризма.

Доля водного транспорта во внутренних и международных перевозках невелика. Это связано прежде всего с высокой стоимостью морских туров и круизов, а также вытеснением этого вида транспорта другими, более дешевыми и быстрыми средствами доставки туристов.

Воздушный транспорт. Принято считать, что первый самолет был изобретен братьями Уилбуром и Орвиллом Райт и поднялся в воздух в 1903 г. А.Ф. Можайский разработал проект летательного аппарата тяжелее воздуха и в 1881 г. получил на него патент. С трудом собрав деньги на прототип, А.Ф. Можайский построил самолет с двумя небольшими паровыми двигателями, заказанными в Англии (бензиновые моторы того времени были маломощными). Во время первого испытания самолет оторвался от взлетной полосы и, пролетев несколько десятков метров, накренился и ударился крылом о землю. Денег на восстановление самолета и доработку прототипа изобретателю не выделили. Лишь через десять лет более примитивный по конструкции американский аэроплан поднялся в воздух и пролетел 37 м за 12 секунд. Пройдя более чем столетний путь развития, авиация стала самым эффективным средством доставки пассажиров и грузов на большие расстояния.

Воспользоваться услугами авиакомпаний – оптимальное решение для путешествий на большие расстояния. Вместе с тем авиатранспорт обладает рядом недостатков, таких как невысокий уровень комфорта и высокая стоимость билета. В настоящее время ведущие авиакомпании предлагают вполне приемлемый уровень комфорта и сервиса. Благодаря своему быстрому развитию, продвижению авиационных услуг, средствам новейших систем бронирования и продаже электронных билетов, повышению комфорта обслуживания и оснащения авиалайнеров авиация сохраняет свои позиции, постепенно наращивая долю на рынке транспортных услуг, эффективно конкурируя с другими видами транспорта.

Крупнейшими российскими авиакомпаниями являются «Аэрофлот», альянс «Air Union», «Домодедовские авиалинии». Всего в мире работает более 1300 авиакомпаний. Их деятельность регулируется как национальными законами и исполнительными органами, так и международными организациями и соглашениями. Главными исполнительными органами Российской Федерации, осуществляющими надзор за деятельностью авиакомпаний и соблюдением правил перевозок пассажиров, являются Министерство транспорта и подведомственная Федеральная аэронавигационная служба (Росаэронавигация).

Железнодорожный транспорт. Железная дорога, пройдя долгий путь развития, является сегодня стратегически важной транспортной отраслью для любой национальной экономики.

Железнодорожный путь появился раньше паровозов. Еще в середине XVIII в. в рудниках Алтая использовались рейсовый путь и вагонетки с конной тягой, а первая железная дорога (тоже промышленного назначения) появилась на Александровском заводе в г. Петровске в 1788 г. Позже получила свое развитие пассажирская железная дорога на конной тяге. Первая рельсовая дорога между разными населенными пунктами была построена в Англии в 1801 г. Первый паровоз появился в 1804 г. Его сконструировал Р. Тревитик на основе паровой машины Дж. Уатта. Самым удачным в последующие годы стало изобретение паровоза, который впоследствии стал первым локомотивом пассажирской железной дороги.

В настоящее время протяженность железнодорожных путей исчисляется сотнями тысяч километров, а конструкции современных поездов-экспрессов позволяют развивать большую скорость (рекорд скорости в 581 км/ч принадлежит японскому поезду «Маглев»), поезда стали одним из самых быстрых и комфортных средств для путешествий.

В разных странах применяются различные классификации пассажирских поездов и вагонов. В России в зависимости от скорости движения, уровня комфорта, оснащения вагонов и маршрута выделают скорые, дальние, местные и пригородные пассажирские поезда регулярного сообщения. К составам нерегулярного (непостоянного) сообщения относят, как правило, туристические и чартерные поезда, формируемые по предварительным заказам.

Большую популярность у туристов имеют фирменные поезда и эксклюзивные фешенебельные туристские пассажирские составы. Путешествия на поездах с высоким уровнем комфорта иногда даже называют круизами. Это самые настоящие отели на колесах. В них есть все – от кондиционеров до мраморных ванн. К услугам пассажиров предоставляются вагоны-рестораны с меню из нескольких европейских кухонь, вагоны-бары, вагоны-клубы и т. д. Экскурсии и другие мероприятия устраиваются во время остановок поезда.

Автомобильный транспорт. Прототипом современных автомобилей были тележки, оборудованные паровыми машинами в качестве двигателей. В Европе в 1780-е гг. первым изобретением такого рода стал артиллерийский трехколесный тягач Ж. Кюнью, а в России примерно в это же время первая самодвижущаяся повозка была изобретена И.П. Кулибиным.

Идеи и схемы колесных самодвижущихся средств на пружинном приводе были обнаружены еще среди чертежей Леонардо да Винчи. Однако созданию и производству автомобилей, должна была предшествовать разработка мощного, эффективного и безопасного бензинового двигателя. Лишь в 1885-1886 гг. немецкие изобретатели Г. Даймлер и К. Бенц построили и получили патент на свои первые самодвижущиеся экипажи с бензиновыми двигателями. В 1895 г. К. Бенц построил и первый автобус. В России первый автобус с двигателем внутреннего сгорания был сконструирован в 1903 г. в Санкт-Петербурге.

Несмотря на достижения современного мирового автопрома, автомобильный транспорт считается наименее комфортабельным и самым дешевым среди основных видов транспорта. По статистическим данным в России внутренние и внешние автоперевозки занимают 54 % от общего числа перевозок всеми видами пассажирского транспорта.

По российской классификации автобусом считается автотранспортное средство, используемое для перевозки пассажиров, вместимостью более восьми мест. В класс микроавтобусов отдельно выделяются транспортные средства длиной меньше 5,5 м. Существует несколько систем классификаций автобусов в зависимости от их размера, количества посадочных мест, уровня комфорта в салоне и назначения.

Определением качества и комфорта туристических автобусов занимается организация IRU – Международный союз автомобильного транспорта, который имеет классификационные комитеты в 18 странах. Совместно с организациями-членами IRU практикует сертификаты, присваивающие автобусу от одной до четырех звезд в зависимости от уровня комфорта. Сертификаты ежегодно обновляются после проверки качества оборудования и комфорта туристических автобусов.

Класс определяется количеством звезд (от одной до пяти), нанесенных на кузов автобуса у входной двери, служащих показателями уровня комфорта (аналогично гостиничной звездочной системе).

Важнейшим отличием туристических видов автобусов от других классов являются оборудование и комфорт салона. Главным показателем уровня комфортности салона являются кресла для пассажиров. Основными параметрами выступают: расстояние между сиденьями (68, 72, 77, 83, 90 см по классам соответственно), высота спинки сиденья (по 50,70 см), обязательное наличие, начиная с третьего класса, двух подлокотников у каждого кресла, а также биотуалета, холодильника и мини-кухни. В четвертом и пятом классе комфорта обязательно наличие в автобусе кондиционера, гардероба и других средств обеспечения комфортного путешествия. Туристические автобусы отличаются друг от друга не только особым уровнем комфорта и оборудованием (например, аудио– и видеосистемами с мониторами, микрофоном для гида, персональными информационными панелями и т. д.), но и компоновкой. Туристические автобусы, как правило, полутора– и двухэтажные. Связано это не только с обязательным предоставлением по 0,5 м2 пространства для багажа каждого туриста, но и улучшением обзора для пассажиров. Зарекомендовавшие себя страны-производители и известные марки туристических автобусов «MAN», «Mercedes», «Neoplan», «Setra» (Германия); «Alexander», «Autobus», «Caetano», «SCC», «Cannon» (Великобритания); «Carrier», «Durisotti» (Франция) и др.

Международные перевозки пассажиров автотранспортом регламентируются национальными законами, двусторонними межгосударственными договорами и глобальными соглашениями. Важнейшие соглашения, упрощающие международные автомобильные перевозки:

1) Конвенция о договоре международной автомобильной перевозки пассажиров и багажа, КАПП, включая протокол и дополнительный протокол к Конвенции (Женева, 1 марта 1973 г.);

2) Конвенция о таможенных льготах для туристов (Нью-Йорк, 4 июня 1954 г.);

3) Гаагская декларация межпарламентской конференции по туризму 1989 г.

Важным для международного туризма (в частности, для международных автоперевозок) стало заключение в рамках Европейского союза Шенгенского соглашения, которое было подписано 14 июня 1985 г. в Бельгии, Нидерландах, Люксембурге, Франции, Германии. Договор отменил паспортный таможенный контроль внутри зоны и ввел единую визу для всех туристов из третьих стран для свободного перемещения по территории стран – участниц соглашения. Он вступил в силу 26 марта 1995 г. В 2007 г. договор подписали 30 государств, но с отменой пограничного контроля он действовал лишь в 24 странах. К середине 2008 г. в Шенгенскую зону вошли такие государства, как Австрия, Бельгия, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Исландия, Испания, Италия, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Словакия, Словения, Финляндия, Франция, Чехия, Швеция, Эстония. О своем намерении присоединиться к Шенгенскому соглашению до конца 2008 г. заявляет Швейцария.

Основой регулирования международных автотранспортных перевозок пассажиров в государствах, входящих в состав СНГ, является Конвенция о международных автомобильных перевозках пассажиров и багажа от 9 октября 1997 г., подписанная всеми государствами – участниками Содружества, кроме Грузии и Туркменистана. Документ определяет порядок организации международных перевозок пассажиров и багажа, равно как и ответственность перевозчика. Практическим правилом организации перевозок служит приложение к Конвенции – Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в международном сообщении государств-участников Содружества Независимых Государств.

В международных туристских автобусных поездках применяются унифицированные контрольные листы поездок. По правилам, утвержденным решением Минтранса России от 7 февраля 1997 г. № ЛШ-6/60 «О применении унифицированного комплекта листов поездки», они должны находиться на борту автобусов.

При планировании автобусных и автомобильных туров важно помнить о следующих факторах:

1) скоростных ограничениях на территории разных государств;

2) обязательном наличии на борту автобуса работающего тахографа (прибора, контролирующего пробег, состояние водителя, запись скорости движения и т. д.);

3) обязательном наличии и правильном заполнении путевых листов;

4) наличии у туристов при себе иностранных паспортов с визой.

При организации автомобильного тура в страны Европы необходимо оформление медицинской и специальной страховки – «Зеленой карты». Во время пребывания в Европе «Зеленая карта» туриста помогает решить различные проблемы, возникающие при дорожно-транспортных происшествиях. Страхование производится на случай причинения вреда жизни и здоровью и нанесения ущерба имуществу третьих лиц посредством эксплуатации застрахованного автотранспортного средства.

Автомобильные и автобусные туры относятся к наименее дорогим путешествиям, поэтому они чрезвычайно популярны у клиентов со средним достатком. Из особенностей, кроме цены и транспорта, можно отметить менее выраженную в сравнении с другими сезонность.[5]

В учебном пособии «Введение в туризм» Михаил Борисович Биржаков уделяет большое внимание такой услуге как прокат автомобилей, что способствует развитию вышеописанного автомобильного туризма: «Индустрия проката автомобилей почти так же стара, как и сами автомобили. Начало проката автомобилей в 1916г. положили братья Саундеры из Омахи, США, позаимствовав автомобиль после того как их собственный автомобиль разбился.

Братья сочли, что есть и другие люди, которым нужен автомобиль на ограниченный период времени, так они купили другую машину и занялись прокатным бизнесом. Оплату они взимали в размере 10 центов за милю при минимальном прокате — 3 мили. Бизнес разрастался, и к тому времени как в 1925 г. они объединились с еще одной компанией, их собственная компания имела представительства в 21 штате страны. Хертц — на сегодняшний день самая большая прокатная фирма — начала свою деятельность в 1918г. Фирма Авис начала работать в 1946г. и Нэшнл — в 1947г.

Индустрия проката автомобилей пережила действительный подъем, когда первые коммерческие авиалинии начали обслуживание пассажиров в конце пятидесятых. По мере разрастания воздушных путешествий все больше и больше людей — особенно занимающихся бизнесом — нуждались в прокате автомобилей, когда прибывали в аэропорт по месту назначения. Имея возможность взять напрокат автомобиль, бизнесмен может иметь необходимую мобильность, не прибегая к услугам такси или другого общественного транспорта. <…> Индустрия проката автомобилей все еще в большой степени ориентируется на людей, путешествующих по бизнесу, но и рынок отдыха тоже стремительно разрастается (от 10% в 1971г. до 35% в 1995г.). Рост популярности пакетов «перелет/автомобиль», которые являются программами для отпуска и включают в себя стоимость авиаперелета и аренды автомобиля, явились основным фактором этого роста. Стимулировали же популярность этих пакетов снижение платы за авиаперелет и урезанная цена проката автомобилей. Пакеты «поезд/автомобиль» схожи с пакетами «перелет/автомобиль» лишь с той разницей, что в их стоимость вместо авиаперелета включена стоимость билета на поезд. Сейчас такие пакеты тоже доступны. Предсказывают, что на рынке проката автомобилей наибольший рост будет продолжаться именно в секторе, связанном с отдыхом.

Компании по прокату автомобилей подразделяются по двум основным типам функционирования: корпоративные и лицензированные. Большинство крупных фирм, включая Хертц, Авис и Нэшнл, в основном функционируют корпоративно. Они покупают автомобили и сдают их в аренду потребителям. После того, как автомобиль проехал 18—25 тыс. миль, компании продают их по ценам подержанных автомобилей напрямую потребителю или фирмам, занимающимся подержанными автомобилями. Кроме того, в соответствии с программой «продай обратно», использованные автомобили возвращают их действительным производителям вместо того, чтобы перепродавать. Лицензированные компании обычно являются частью действующей сети. Чаще всего они берут автомобили по лизингу у крупных компаний, а не покупают и перепродают их.

Местоположение. Большие фирмы по прокату автомобилей имеют представительства и в городах и в пригородах, но большая их часть до сих пор сконцентрирована в аэропортах. К началу 90-х годов у компании Хертц 32% работы было связано с аэропортами, у Ависа — 28%, у Нэшнл и Баджет — 17,5%. С местом расположения компании связано количество сдаваемых автомобилей и уровень удобств, с которыми клиент может их получить.

Компании по прокату автомобилей, имеющие свои стойки в аэропортах, должны при расчете стоимости аренды также учитывать зачастую сильно завышенную плату за аренду места в аэропорте. В результате стоимость проката у таких компаний обычно выше, чем у тех компаний, которые не имеют представительств в аэропорте. Несмотря на это, потребители ценят удобства оттого, что могут сразу при выходе из самолета подойти к стойке проката автомобилей. Большинство крупных компаний по прокату автомобилей, включая Хертц, Авис и Нэшнл, имеют представительства по прокату и обслуживанию почти во всех основных аэропортах. В прошлом многие мелкие компании по прокату автомобилей могли удерживать свои расценки на невысоком уровне, благодаря тому, что не имели представительств в аэропортах и держали свои автомобили за пределами пространств аэропортов. Большинство из этих компаний предлагали клиентам самим добраться из аэропорта до их представительств. Наградой клиентам за причиненные неудобства служила более низкая цена проката.»[6]

Также в учебном пособии «Введение в туризм» М.Б. Биржакова отводится важная роль всем транспортным услугам в туризме: ««В туристском продукте, особенно в той его части, которую клиент употребляет не в туристском центре, а по дороге к нему, ключевое место занимает транспорт. Например, в эксклюзив-туре его доля в общей стоимости туристского пакета составляет свыше половины, а иногда и больше при отдаленных поездках.»[7]

«Международный туризм подразумевает передвижение людей из страны в страну. При изучении его развития очень важно определить его взаимоотношения с индустрией транспорта. Успехи на генерирующих рынках туризма и адекватная транспортная инфраструктура составляют одну из важнейших предпосылок развития любого туристского центра. Со своей стороны спрос в туризме стимулировал быстрое развитие индустрии транспорта. Существенную роль в этом сыграли также научно-технические достижения в индустрии транспорта за последнее десятилетие… Международные путешествия по дорогам особенно распространены внутри Европы, где небольшие расстояния между странами и высокоразвитая сеть дорог делают этот вид транспорта легкодоступным и быстрым. К тому же иммиграционная и таможенная процедуры между странами Европейского союза (ЕС) смягчены в последние годы.»[8]

Весь туристский поток во все страны мира и любые точки страны обеспечивается транспортными услугами. Любой туристский пакет, любое самостоятельное путешествие не может быть осуществлено без участия транспортной системы.

Автотранспорт, авиационный транспорт, водный и железнодорожный – все виды транспортных услуг так или иначе составляют достаточно большой процент стоимости от всего путешествия.

Нельзя отрицать огромный вклад всей транспортной системы в развитие туризма. Можно предположить, что при отсутствии любого транспортного сообщения или же определенной системы передвижения, любое направление в какое-либо место, страну, город, любой другой населенный пункт, станет невозможным.

Не смотря на большое разнообразие видов транспорта, которые используются при организации любого путешествия, автомобильный транспорт – более бюджетный и для кого-то более комфортный вариант передвижения. Именно автомобильный вид транспорта (а не автобусный) дает путешествующему свободу передвижений, выбор маршрута, выбор действий, что, определённо, является огромный плюсом при путешествии.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 296; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.22.244 (0.087 с.)