Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правовое регулирование транспортных услуг

Поиск

 

Правовое регулирование перевозок всеми видами транспорта осуществляется транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами:

1) воздушным кодексом РФ;

2) Уставом автомобильного транспорта РСФСР;

3) транспортным уставом железных дорог РФ;

4) Кодексом торгового мореплавания РФ.

5) Кодексом внутреннего водного транспорта РФ.

Центральным нормативным актом в области безопасности дорожного движения является федеральный закон от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». В соответствии с ним выпущен ряд правительственных постановлений и приказов министерств, в том числе утверждены Правительством РФ «Правила дорожного движения».

Вопросы перевозок грузов автомобильным транспортом, режим труда и отдыха водителей регулируются специальными подзаконными нормативными актами, которые принимаются Президентом РФ, утверждаются правительством или соответствующими министерствами:

1) «Инструкция по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации» (утв. Минтрансом РФ по согласованию с МВД РФ и ФАДС РФ);

2) «Положение о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей» (утв. постановлением Минтруда РФ от 25 июня 1999 г. №16);

3) «Правила перевозок грузов автомобильным транспортом» (утв. Минавтотрансом РСФСР по согласованию с Госпланом РСФСР и Госарбитражем РСФСР);

4) «Правила перевозок опасных грузов автомобильным транспортом» (утв. Минтрансом РФ по согласованию с МВД РФ, МЧС РФ, Госстандартом РФ и Минприроды РФ).

Большое нормативно-правовое значение имеет транспортная документация, связанная с перевозками автомобильным транспортом. Ее назначение – подтверждение правомочности перевозки данного груза на данном автомобиле данным водителем. К ним относятся:

– товарно-транспортная накладная на перевозимый груз;

– путевой лист на автомобиль (если транспортное средство не находится в собственности водителя или не арендуется им).

Любая перевозка выполняется на основе договора, в котором определяются обязательства и ответственность сторон.

В отечественном и международном автотранспортном праве действует принцип «презумпции виновности» перевозчика, принявшего товар к перевозке. В Уставе автомобильного транспорта РСФСР (ст. 132) приводится перечень обстоятельств, на которые может ссылаться перевозчик в доказательство своей невиновности:

 

1) вина грузоотправителя (грузополучателя);

2) особые естественные свойства перевозимого груза;

3) недостатки тары или упаковки, которые не могли быть замечены по наружному виду при приеме груза к перевозке, или применение тары, не соответствующей свойствам груза или установленным стандартам, при отсутствии следов повреждения тары в пути;

4) сдача груза к перевозке без указания в товарно-транспортных документах его особых свойств, требующих особых условий или мер предосторожности для сохранения груза при перевозке или хранении;

5) сдача к перевозке груза, влажность которого превышает установленную норму;

6) форс-мажорные обстоятельства (обстоятельства непреодолимой силы), которые невозможно было предвидеть и преодолеть. Следует отметить, что дорожно-транспортные происшествия не относятся к форс-мажорным обстоятельствам. Согласно гражданскому законодательству, автомобили являются источниками повышенной опасности.

Перевозчик может также сослаться на целостность пломб грузоотправителя, которыми был опломбирован автомобиль или контейнер, на неверные инструкции (или отсутствие инструкций) грузоотправителя, которые надо было выполнять при перевозке (особый скоростной режим, плавность движения и т.д.), целостность складской или заводской упаковки товара.

В результате особых естественных свойств груза может произойти его коррозия, самовозгорание, химические или биологические реакции.

Особую важность имеют перевозки под пломбой грузоотправителя. Целостность пломбы грузоотправителя обычно считается неоспоримым доказательством отсутствия вины перевозчика в несохранности перевозимого груза.

Для предъявления претензии к перевозчику должны быть сделаны соответствующие записи в товарно-транспортных документах или составлен акт. О составлении акта должна быть сделана отметка во всех экземплярах товарно-транспортной накладной.

Размеры возмещения ущерба из-за несохранной перевозки груза регулируются Уставом автомобильного транспорта (ст. 135). В случае утраты или недостачи груза автотранспортное предприятие возмещает стоимость утраченного или недостающего груза. В случае порчи или повреждения груза возмещению подлежит сумма, на которую понизилась его стоимость. При перевозке груза с объявленной ценностью возмещение производится в размере объявленной ценности, если не будет доказано, что она ниже его действительной стоимости.

Наряду с возмещением ущерба, связанного с утратой, недостачей, порчей или повреждением перевозимого груза, возвращается также провозная плата, полученная автотранспортным предприятием за перевозку утраченного, недостающего, испорченного или поврежденного груза, если эта плата не входит в цену груза.

 

В случае использования автотранспортным предприятием для своих нужд каких-либо грузов, принятых к перевозке, возмещается стоимость груза в двойном размере.

Стоимость груза, согласно ст.136 Устава автомобильного транспорта, определяется исходя из общей суммы счета грузоотправителя.

Предусмотрена также ст. 137 Устава об ответственности автотранспортного предприятия за просрочку в доставке груза. В этом случае грузополучателям выплачивается штраф в размере 15% провозной платы за каждые сутки просрочки, если автотранспортное предприятие не докажет, что просрочка произошла не по его вине.

Общая сумма штрафа за просрочку в доставке не может превышать 90% провозной платы.

Правовой основой для заключения договоров перевозки груза автомобильным транспортом является Гражданский кодекс РФ, Устав автомобильного транспорта РСФСР, Типовой годовой договор на перевозку грузов автомобильным транспортом (приложение к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом).

Способом конкретизации условий выполнения договора является заявка, представляемая клиентом в письменном виде или по телефону в оговоренные сторонами сроки – в соответствии с «Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом» накануне дня доставки не позднее 14:00.

В дополнительных условиях могут оговариваться особые требования одной из сторон.

Договор перевозки транспортом общего пользования относится к категории публичных договоров, поэтому цена транспортной услуги должна быть одинакова для всех клиентов (ст.426 Гражданского Кодекса РФ). Это означает, что перевозка должна осуществляться по единым тарифам провозной платы. Вместе с тем Гражданским Кодексом РФ (ст.790) определяется, что провозная плата устанавливается соглашением сторон.

В обязанности перевозчика по договору перевозки входит подача транспортных средств под погрузку, согласно принятой от грузоотправителя заявки. В соответствии с поданной заявкой у грузоотправителя возникает обязанность предъявить груз к перевозке в заявленном количестве.

В случае невыполнения своих обязанностей стороны несут материальную ответственность.

Грузоотправитель и грузополучатель обязаны соблюдать сроки погрузки и выгрузки. Эти сроки могут устанавливаться договором, и виновная сторона несет за их нарушение материальную ответственность.

Ответственность сторон определяется Уставом автомобильного транспорта, а также соглашением сторон.

В процессе становления транспортных систем в большинстве развитых стран с рыночной экономикой получили развитие такие способы государственного регулирования рыночных субъектов, как сертификация и лицензирование. Сертификация экспедиторских услуг направлена на упорядочение рынка на принципах создания равных и справедливых конкурентных возможностей для любой организации или физического лица.

Сертификат (свидетельство экспедитора) подтверждает профессиональную пригодность его обладателя для выполнения перечня экспедиторских услуг, на которые он выдан. Экспедиторам, имеющим собственные транспортные средства, выдается также сертификат соответствия, который подтверждает возможность удовлетворения транспортным средством необходимого набора требований, обеспечивающего в первую очередь сохранность перевозимого груза, безопасность его перемещения, экологическую безопасность, а также ряд других требовании.

Система сертификации при формировании цивилизованного рынка экспедиторских услуг должна обеспечить допуск на него только квалифицированных экспедиторов, способных обеспечить техническую пригодность к эксплуатации собственных транспортных средств. Она используется также:

– для обеспечения безопасности транспортного процесса, охраны окружающей среды;

– защиты законных интересов потребителей транспортных услуг;

– поэтапного сближения национальных требований к транспортному сервису и техническим средствам транспорта с требованиями, принятыми в международных организациях и развитых зарубежных странах.

Лицензия в отличие от сертификата предоставляет ее обладателю права, соответствующие целям его деятельности, и возлагает на него также гражданские обязанности, связанные с этой деятельностью. Отечественный и зарубежный опыт государственного регулирования транспортно-экспедиционных услуг свидетельствует об эффективном использовании государственного регулирования на экспедиторском рынке.

Лицензированию подлежит перевозочная и другая деятельность, связанная с:

– перевозкой грузов и пассажиров, фрахтовыми операциями по перевозкам грузов и пассажиров на морском транспорте, буксировкой судов и других плавучих объектов;

– обслуживанием судов в портах с целью обеспечения жизнедеятельности судовых экипажей и безопасности мореплавания;

– транспортно-экспедиционным обслуживанием, погрузочно-разгрузочными работами, складскими операциями, обслуживанием пассажиров на территориях и акваториях морских портов и рейдов.

Лицензия выдается на каждый вид деятельности Министерством транспорта РФ.

Система сертификации базируется на использовании нормативно-технологических документов, в число которых входят государственные стандарты. В соответствии со ст. 801 гл. 41 Гражданского кодекса РФ перевозчик может выполнять функции экспедитора и обеспечивать организацию всего транспортного процесса перевозки грузов «от двери до двери» для всех видов перевозок.

 

Автомобильный транспорт

На рынке грузовых автотранспортных услуг работает более 500 тыс. операторов. Малые автотранспортные фирмы и индивидуальные предприниматели владеют примерно одной третью грузового парка страны. При этом 90 % всех объемов грузоперевозок выполняется субъектами негосударственного сектора.

При переходе к рыночным отношениям произошли коренные изменения во взаимоотношениях грузового автотранспорта и обслуживаемой им клиентуры. Стихийный рынок товаров создает непредсказуемый характер грузопотоков, непроизводительное использование транспортных средств, перегруженность дорожной сети, ухудшение экологической обстановки.

В зависимости от характера деятельности оператора различают автомобильные перевозки грузов, выполняемые на коммерческой основе, и некоммерческие грузовые перевозки. Перевозки грузов на коммерческой основе с использованием автотранспортных средств осуществляются на основании договора автомобильной перевозки груза.

Некоммерческие перевозки имеют место, когда гражданин или юридическое лицо использует автотранспортные средства без заключения договора автомобильной перевозки груза. Подобное использование автотранспортных средств без извлечения доходов из автотранспортной деятельности подразумевает, в частности, перевозки хозяйствующими субъектами принадлежащих им товаров или нетоварных ценностей, используемых в производстве или для иных собственных нужд.

Автомобильные перевозки грузов подразделяются на городские, пригородные, междугородные и международные и осуществляются перевозчиками на основании лицензии, выданной в порядке, установленном Правительством РФ.

К городским перевозкам относятся перевозки грузов, осуществляемые в пределах установленных границ города (другого населенного пункта). Пригородные перевозки осуществляются за пределы черты города на расстояние до 50 км.

К междугородным относятся перевозки грузов, осуществляемые между пунктами на расстоянии свыше 50 км. Если при этом перевозка осуществляется по территории более чем одного субъекта Российской Федерации, то фактически имеет место межрегиональная перевозка.

Международные перевозки грузов осуществляются между пунктами, находящимися на территории России и за ее пределами.

Важнейшими задачами государственного управления автотранспортной деятельностью в области перевозок грузов являются:

– обеспечение уровня предложения автотранспортных услуг, достаточного для удовлетворения потребностей граждан и юридических лиц. Это предполагает определение порядка допуска к автотранспортной деятельности, обеспечение свободы выбора профессионального перевозчика или же использования собственных автотранспортных средств, а также поддержку социально значимых видов перевозок;

– установление и контроль выполнения правил справедливой конкуренции на рынке автотранспортных услуг, в частности путем организации подготовки и введения в действие законодательных актов, правил, норм, стандартов и других нормативных документов, регламентирующих перевозочную деятельность на территории России;

– повышение качества работ и услуг при перевозке грузов;

– повышение конкуренции российских перевозчиков на рынке международных перевозок и защита внутреннего рынка автотранспортных услуг;

– создание условий для безопасного и экологически безвредного осуществления автотранспортной деятельности.

Органом государственного управления автотранспортной деятельностью на федеральном уровне является Департамент автомобильного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации. Контроль за автотранспортной деятельностью и регулирование рынка автотранспортных услуг с учетом их предложения на региональном уровне выполняют территориальные отделения департамента Российской транспортной инспекции Минтранса России, а также соответствующие органы управления транспортом в субъектах Российской Федерации. Органы местного самоуправления принимают нормативные правовые акты по вопросам функционирование муниципального автомобильного транспорта, не противоречащие федеральным законам, предусматривают в местных бюджетах расходы на обеспечение автотранспортной деятельности.

Региональные и муниципальные органы управления транспортом не вправе устанавливать правила, создающие конкурентные преимущества для отдельных перевозчиков или видов транспорта и отличающиеся от единых действующих на территории Российской Федерации.

Государственная поддержка направляется на обеспечение потребностей в автотранспортных услугах в тех сегментах рынка, где уровень их предложения недостаточен. Так, например, в сфере городских и пригородных перевозок целесообразно устанавливать относительно низкие тарифы на социально-значимые перевозки хлеба, молока, обслуживание детских учреждений ниц и т.п. В этих случаях на договорной основе с муниципальными органами управления предусматриваются условия финансовой поддержки предприятий транспортных средств местных бюджетов. При прочих равных условиях такая поддержка должна в первую очередь предоставляться перевозчикам, обеспечивающим наиболее эффективное ее использование по назначению, а также применяющим безопасные и экологически совершенные технологии, транспортные средства и топливо.

Традиционный тип услуг автотранспортного предприятия – это собственно перевозки грузов на ближние и дальние (свыше 50 км) расстояния.

Перевозка отдельных видов грузов связана с обеспечением особых условий их сохранности (химически активные вещества; сыпучие грузы, жидкости; необходимости поддержания определенного температурного режима и т.д.) идоставки (крупногабаритные и тяжеловесные грузы).

Возможно комплексное транспортное обслуживание клиента, сопровождаемое предоставлением разнообразных дополнительных услуг по транспортной экспедиции, проведению погрузочно-разгрузочных и складских работ, повременному хранению груза, информационному обеспечению участников перевозочного процесса и осуществлению между ними необходимых взаиморасчетов и т. д. Эти и другие услуги могут выполняться как оператором – непосредственным организатором перевозки, так и с привлечением к этой работе специализированных предприятий на договорной основе.

Основные услуги транспортной экспедиции

1. Операции и услуги по переработке и хранению грузов:

– погрузочно-разгрузочные работы;

– упаковка (распаковка) грузов;

– маркировка грузов;

– пломбирование грузов

– пакетирование грузов;

– взвешивание груза и (или) транспортного средства;

– пересчет грузовых мест;

– подгруппировка грузов формирование или расформирование грузовых мест;

– сортировка грузов;

– закрепление, укрытие и увязка грузов, предоставление необходимых приспособлений;

– хранение грузов;

– предоставление складских помещений или открытых площадок для хранения грузов.

2. Услуги, связанные с транспортировкой грузов:

– сбор грузов у грузоотправителей и их доставка на терминал (склады экспедитора);

– развоз грузов с терминалов (складов экспедитора) грузополучателям;

– предоставление в аренду подвижного состава, контейнеров и т.д.;

– сопровождение груза в пути.

3. Операции и услуги по приему и сдаче груза, оформлению документов на перевозку груза:

– прием и сдача груза с проверкой массы и количества мест, а также состояния груза, если это предусмотрено договором транспортной экспедиции;

– оформление товарно-транспортной документации;

– выполнение таможенных формальностей при межгосударственных и международных перевозках.

4.Информационно-справочные услуги:

– предоставление информации о продвижении грузов (уведомление о прибытии груза к грузополучателю, уведомление об отправке груза в адрес грузополучателя, сообщения о текущем местонахождении груза и ожидаемом времени прибытия);

–предоставление информации об услугах, тарифах и режимах работы других экспедиторов;

–предоставление консультаций по юридическим, административным вопросам, связанным с транспортно-экспедиционным обслуживанием;

– предоставление информации о наличии груза у грузовладельцев;

– реклама услуг.

5. Коммерческие услуги:

– выполнение расчетов с перевозчиками от имени грузоотправителя, грузополучателя;

– ведение учета и отчетности для клиента;

– страхование груза;

– продажа клиенту тары или упаковки;

– выбор и расчетное обоснование наиболее рационального способа доставки груза;

– расчет рациональной загрузки транспортных средств размещения и крепления грузов в подвижном составе;

– выполнение функций коммерческого посредника между изготовителями и потребителями (выкуп продукции оптом с последующей реализацией ее потребителям);

– продажа груза, который невозможно было доставить;

– продажа предупредительных знаков и других вспомогательных средств, необходимых для организации перевозок;

– установка доставленного получателю оборудования.

6.Сервисные услуги:

– бронирование и предоставление номеров в гостиницах;

– организация питания и отдыха водителей и экспедиторов;

– организация охраняемой стоянки подвижного состава;

– оказание медицинской помощи;

– заправка ГСМ;

– организация работы по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава.

Кроме того, при организации транспортно-экспедиционного обслуживания при завозе-вывозе грузов автомобильным транспортом с железнодорожных станций, аэропортов и портов водного транспорта экспедитор выполняет следующие операции и услуги:

А) при организации вывоза грузов автомобильным транспортом со станций железных дорог, аэропортов, портов:

– раскредитовывает перевозочные документы на грузы, прибывшие повагонными, мелкими отправками и в контейнерах, регистрирует их;

– оплачивает за счет клиента провозные платы и сборы по грузам, прибывшим в адрес клиента;

– принимает прибывающие грузы (проверяет сохранность прибывающих грузов по массе и количеству);

– в случаях повреждения, порчи или недостачи груза требует составления коммерческих актов;

 

В) при организации завоза грузов автомобильный транспортом на станции железных дорог, аэропорты и порты:

– получает от станции, порта, аэропорта разрешение (визы) на завоз грузов в соответствии с расписанием приема грузов к отправлению;

– информирует клиента о получении разрешения (визы) на отправление грузов;

– принимает от клиента грузы и контейнеры для завоза в порты и на станции;

– сдает грузы к отправлению соответствующим станциям, портам, аэропортам;

– сопровождает грузы при перевозке автомобильным транспортом;

– оплачивает железной дороге, порту, аэропорту за счет клиента стоимость перевозок и дополнительных сборов;

– получает от станции железной дороги, порта, аэропорта квитанции в приеме к перевозке груза клиента;

– вручает клиенту квитанции на сданные к перевозке грузы в срок не позднее 24-х часов после их получения станции, порта, аэропорта.

Морской транспорт

Осуществляет значительную долю межконтинентальных перевозок массовых и генеральных грузов, пассажиров и багажа в районах, имеющих выход к морям и, возможно, недостаточно развитой сетью наземного транспорта. В силу преимущественно международного характера деятельности морского транспорта к основным источникам права в данной сфере относятся: международные договоры (конвенции) с участием Российской Федерации, Кодекс торгового мореплавания РФ, признаваемые в России обычаи торгового мореплавания, ГК РФ, Устав морского регистра и др.

Состав услуг морского транспорта в зависимости от их основного функционального признака может быть классифицирован на ряд групп.

Услуги перевозки

1. Перевозки грузов:

– по коносаменту;

– по чартеру;

– по долгосрочным контрактам организации перевозок.

2. Перевозки пассажиров и багажа:

– перевозка пассажиров и их каютного багажа;

– перевозка багажа и автомобилей.

3. Услуги фрахтования:

– фрахтование на время (тайм-чартер);

– фрахтование без экипажа (бербоут-чартер).

4. Неперевозочные услуги:

– морское страхование;

– морская буксировка;

– морское агентирование.

С точки зрения организации транспортировки грузов, пассажиров и багажа морской транспорт осуществляет следующие виды перевозок:

– международные перевозки, осуществляемые за границу и из-за границы РФ;

– дальние перевозки, осуществляемые между российскими портами при пребывании судов в открытом море (плавание между портами различных морских бассейнов – большой каботаж);

– каботажные перевозки вдоль российского побережья между портами одного морского бассейна (малый каботаж).

Основу материально-технической базы морского транспорта составляют следующие элементы: флот, порты, судоремонтные предприятия, путевое хозяйство, средства связи и навигации.

В соответствии с назначением весь флот классифицируется на следующие группы:

– грузовые суда – сухогрузы-лесовозы, контейнеровозы, балкеры, универсальные суда и т.д.;

– рефрижераторный флот – перевозка рыбы, мяса, фруктов;

– наливные суда (танкеры) – нефтевозы, газовозы, масловозы, спиртовозы;

– комбинированные суда – нефтерудовозы и т.д.;

– морские паромы – перевозка железнодорожных составов, автомобилей, пассажиров;

– пассажирские суда;

– промысловые суда;

– служебно-вспомогательные и специальные суда – буксиры, спасательные корабли, ледоколы, лоцманские суда, военные суда, исследовательские корабли.

Морские порты по основной выполняемой функции принято различать на:

– порты общего назначения – осуществляют обслуживание российских и иностранных судов, пассажиров, перегрузку и обработку различных грузов;

– специализированные порты – осуществляют переработку определенных грузов – лесные, рыбные и т.д.;

– промышленные порты – обслуживают отдельные крупные предприятия, индустриальные узлы, промышленные районы.

Эксплуатационно-коммерческая деятельность морского транспорта обеспечивается в основном за счет работы морского флота и морских портов.

Логистическая последовательность технологического процесса работы судна включает:

– подачу судов под погрузку (движение судов к портам или перестановка их в порту, маневрирование на акватории порта при постановке к причалу, швартовку, оформление прихода);

– стоянку судов под погрузкой (подготовку грузовых помещений, люков, судовых грузовых устройств к приему грузов, проверку груза с точки зрения возможности принятия его к перевозке, собственно погрузку, размещение и крепление груза, закрытие люков и оформление грузовых документов);

– подготовку судна к рейсу, которая заключается в расчете курса следования, выяснении обстановки плавания, бункеровки топливом, снабжении водой, материалами, инвентарем, продовольствием и подготовке документов;

– выход судна из порта (подготовка для отшвартовки судна и отхода от причала часто с помощью вспомогательного буксира, маневрирование на акватории порта и выход из порта);

– движение судна по курсу (включает в себя все операции и приемы по управлению судном в период плавания).

Организация движения морских судов по обеспечению грузовых и пассажирских перевозок предполагает использование двух ее классических форм:

1) линейной формы – формы организации движения флота, при котором судно (группа судов) обеспечивает перевозки на постоянном направлении между определенными портами;

2) рейсовой (трамповой) формы – предполагает работу судов в различных направлениях, определяемых состоянием рынка фрахтования.

Аналогичным образом представляется технологический процесс работы морского порта:

– прием грузов от клиентуры к перевозке, взвешивание предъявленного груза, маркировка, укладка груза на причале и оформление документов;

– подготовка порта к приему судов – подготовка причалов, грузов и технических средств, необходимых для погрузки грузов в судно, составление грузовых планов;

– загрузка судов, в процессе которой совершаются собственно грузовые операции в соответствии с принятым оперативным планом, а также оформление документов;

– подготовка отхода судна – подготовка технических средств для вывода судна из порта, осмотр судна и оформление его отход;

– выдача грузов получателям.

 

Внутренний водный транспорт

Сферой применения речного транспорта является перевозка массовых грузов на средние расстояния и обеспечение перевозок пассажиров транспортного, туристского или экскурсионного характера. Общее управление комплексом внутреннего водного транспорта осуществляет Государственная служба речного флота министерства транспорта РФ. Внутренние водные пути сообщения находятся в ведении Главного управления водных путей и гидросооружений, 14 бассейновых государственных предприятий с 78 техническими участками. Кроме того, в состав комплекса входит государственная речная судоходная инспекция с 14 бассейновыми государственными речными судоходными инспекциями и 128 пароходств, портов и иных предприятий речного транспорта.

Транспортные суда могут группироваться по следующим классификационным признакам:

1) по видам перевозок: грузовые, пассажирские, грузопассажирские;

2) по способу движения: самоходные, толкаемые, буксируемые;

3)по району плавания суда делятся на классы:

– М – СП – смешанное река–море плавание;

– М – устья больших рек, озера, морские заливы;

– О – крупные водохранилища, низовья крупных рек;

– Р – средние и нижние плесы крупных рек, каналы, спокойные озера;

– Л – малые реки, верховья крупных рек.

Грузовые суда в зависимости от специфики перевозимых грузов подразделяются на сухогрузные, наливные, комбинированные и универсальные.

Служебно-вспомогательные суда включают ледоколы, рейдовые и шлюзовые буксиры и толкачи, пожарные и спасательные суда, дебаркадеры.

Технический флот выполняет работы по дноуглублению и дноочищению, лоцмейстерской проводке и т.п.

Водный путь включает судоходные части рек, озера, водохранилища, каналы, искусственные сооружения (шлюзы). Водные пути классифицируются:

1)по происхождению: естественные, искусственные;

2)по габаритам судового хода: сверхмагистральные пути (гарантированная глубина до 4 м), магистральные пути (до 2,6 м), пути местного значения (до 1,4 м) и малые реки (до 1 м);

3)по характеру движения судов: судоходные, сплавные.

Классификация речных портов:

1)по принадлежности: порты общего пользования находятся в ведении речных пароходств; порты необщего пользования – в ведении предприятий;

2)по назначению: грузовые порты (универсальные, специализированные, перевалочные), пассажирские и грузопассажирские;

3)по расположению относительно акватории: русловые (причалы, расположенные вдоль берега), ковшовые (причалы размещены в специально созданных бассейнах, углубленных в берег или огражденных пирсами), аванпорты (размещаются на водохранилищах перед входом в шлюзы).

Кроме этого, для выполнения функций комплексной переработки грузов порты включают рейды прибытия и отправления судов, формирование и расформирование составов, причальные набережные, грузовые склады и площадки, подъездные и внутрипортовые железнодорожные пути, подъемно-транспортное оборудование и т.д.

На внутреннем водном транспорте различают 3 формы организации движения флота:

1) линейная форма предполагает закрепление однотипных судов за определенной транспортной линией (маршрутом) в едином перевозочном процессе и обработке транспортного флота;

2) рейсовая форма применяется для единовременных (эпизодических) перевозок, по которым заранее не устанавливаются конкретные объемы, постоянные интервалы прибытия и отправления;

3) экспедиционная форма применяется для обеспечения гарантированного завоза и вывоза грузов в условиях ограничения навигации в периоды обмеления или замерзания рек, при особом режиме потребности в определенных грузах (например, районы досрочного завоза).

Технологический процесс работы транспортного речного флота и речных портов формируется в зависимости от специфики грузовых и пассажирских потоков, состояния материально-технической базы, особенностей речной навигации конкретного пароходства и иных факторов.

Воздушный транспорт

Важнейшим документом, организующим взаимодействие всех подразделений и служб аэропорта, является расписание движения воздушных судов. Его разрабатывают на летний и зимний периоды. Расписание – основа для составления графиков оборотов самолетов, работы экипажей, а также деятельности всех служб аэропортов.

Перевозчик в установленном порядке имеет право вносить изменения в расписание без предварительного предупреждения пассажиров и отправителей. В случаях, когда на установленный расписанием рейс проданы билеты, время отправления воздушного судна может быть изменено лишь по причинам, не зависящим от перевозчика. Для информации населения, предприятий, организаций и учреждений об открытии новых авиалиний, вводе в эксплуатацию воздушных судов новых типов, увеличении частот рейсов, введении новых видов услуг, форм обслуживания пассажиров перевозчик обязан проводить информационные и рекламные мероприятия, направленные на привлечение пассажиров и грузов.

Перевозка пассажиров, багажа и грузов выполняется по маршруту перевозки, соответствующему оплаченному тарифу за перевозку. Изменение маршрута, указанного в перевозочном документе, может быть произведено по согласованию между перевозчиком, пассажиром, отправителем (получателем).

Воздушные перевозки грузов и пассажиров осуществляются в строгом соответствии с нормативными актами Федерального агентства воздушного транспорта МТ РФ.

Перевозки подразделяются на:

– пассажирские;

– грузовые;

– багажные.

В зависимости от масштабов перевозки подразделяются:

– на внутренние воздушные перевозки – воздушная перевозка, при которой пункт отправления, пункт назначения и все пункты посадок расположены на территории Российской Федерации;

– международные воздушные перевозки – воздушная перевозка, при которой пункт отправления и пункт назначения расположены на территориях двух государств либо на территории одного государства, если предусмотрен пункт (пункты) посадки на территории другого государства.

Перевозка грузов осуществляется:

– регулярными рейсами по расписанию;

– заказными рейсами по установленным воздушным линиям, а также в пункты, куда регулярные рейсы не выполняются (чартерные перевозки);

– в прямом смешанном сообщении перевозчиками разных видов транспорта по одному документу с участием воздушного транспорта.

К перевозке заказными рейсами принимается груз, перевозка которого невозможна регулярными рейсами по установленному расписанию. Воздушная перевозка пассажиров, багажа и грузов, выполняемая арендованными у авиационного предприятия воздушными судами, регулируется Правилами и условиями договора фрахтования воздушного судна (воздушный чартер).

В зависимости от маршрута перевозки подразделяются:

– на перевозки прямыми рейсами;

– трансфертные перевозки.

Перевозки груза производятся воздушным судном по кратчайшим маршрутам, как правило, прямыми рейсами по установленному расписанию. При невозможности прямого рейса производится перевозка с перегрузкой в промежуточных аэропортах на судно, следующее другим рейсом того же или другого перевозчика (трансфертная перевозка), о чем в грузовой накладной должна быть сделана отметка перевозчиком.

В зависимости от вида перевозимого груза перевозки подразделяются:

– на перевозки взрывчатых веществ, оружия, боевых припасов, отравляющих, легковоспламеняющихся, радиоактивных и других опасных веществ;

– перевозки предметов, киносъемочных и фотографических аппаратов, радиоаппаратуры и биноклей;

– перевозки скоропортящихся грузов и т.д.

Прием к отправке мелких партий грузов и личного имущества производится по заявкам отправителей.

Очередность перевозки устанавливается:

– во исполнение плана перевозок;

– во исполнение специального договора с отправителем;

– сверх утвержденного плана;

– по разовым заявкам от государственных и других организаций.

Вне очереди перевозится груз:

– по заданию правительства;

– предназначенный для предотвращения стихийных бедствий, эпидемий, аварий, катастроф и т.д. и ликвидации их последствий;

– специального назначения (выборные, посевные, уборочные);

– по разовым заявкам граждан (личное имущество);

– случайно засланный или задержанный в период перевозки.

Особенностью современной практики организации воздушных перевозок, не только в международном сообщении, является то, что авиакомпании пр



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 2667; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.159.143 (0.013 с.)