Система государственного регулирования автотранспортной деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система государственного регулирования автотранспортной деятельности



Под системой государственного регулирования понимается совокупность средств и методов влияния государства на производственную деятельность и социально-экономические отношения в области транспорта с целью защиты интересов потребителей и производителей материальных благ, реализации государственной политики, обеспечивающей устойчивый экономический рост и укрепление обороноспособности страны.

Государственное регулирование в транспортной сфере направлено:

• на гармонизацию интересов различных видов транспорта, вступивших с переходом на рыночные отношения в острую конкурентную борьбу;

• содействие формирования рынка транспортных услуг;

• ускорение процессов перехода транспорта на более высокий технологический и организационно-управленческий уровень, что позволяет снижать транспортные издержки;

• повышение качества транспортного обслуживания экономики и населения страны, включая безопасность движения транспортных средств.

Государственный механизм в регулировании транспортной системы необходим и для обеспечения единства требований к нормам и правилам проектирования и строительства транспортных коммуникаций, стандартов экономического воздействия транспортных средств на окружающую среду, учета национальных интересов при выполнении международных перевозок.

Центральное место в системе государственного регулирования па транспорте занимает решение следующих основных задач:

• создание надежной нормативно-правовой базы;

• регулирование тарифов;

• налоговое регулирование;

• финансовое регулирование.

Надежная правовая база создает условия для регулирования отношений перевозчиков с клиентами и пассажирами в сфере транспортных услуг; предоставления дотаций убыточным предприятиям транспорта, выполняющим социально решаемые перевозки; решения споров, возникающих в процессе выполнения перевозок в органах государственного арбитража; обеспечения безопасности перевозки пассажиров — движения транспортных средств и защиты окружающей среды от вредных воздействий транспорта.

Регулирование тарифов предусматривает разработку и обосно-иание системы тарифов в различных секторах транспортного рынка и уровня тарифных ставок; установление рекомендуемого или обязательного уровня рентабельности на отдельные виды услуг; введение единой для всех видов транспорта системы индексирования тарифов; контроль за соблюдением государственной тарифной политики.

Налоговое регулирование требует решения таких вопросов, как иведение налоговых льгот (например, для АТП, выполняющих городские и пригородные перевозки пассажиров).

К сфере финансового регулирования относятся осуществление инвестиций на конкурентной основе для транспортных предприятий всех форм собственности, создание специальных инвестиционных фондов, дотирование убыточных транспортных предприятий и т.д.

Для выполнения своих функций в сфере регулирования автотранспортной деятельности государство использует нормативно-правовые, экономические и комплексные методы.

Нормативно-правовые методы могут быть направлены на обеспечение безопасности и регулирования рынка транспортных услуг. К нормативно-правовым методам, обеспечивающим безопасность автомобильного транспорта, относятся, например, правила дорожного движения, правила перевозки опасных грузов, стандарты по экологической безопасности и т.д.; к методам регулирования рынка транспортных услуг — лицензирование и квотирование, государственная регистрация предприятий и индивидуальных предпринимателей и др.

Экономические методы регулирования транспортных услуг включают налоги, тарифы, штрафные санкции, банковские проценты за кредит, льготы и т.д.

Комплексные методы регулирования автотранспортной деятельности представляют собой синтез нормативно-правовых и экономических мер.

Например, устав автомобильного транспорта как нормативно-правовой акт предусматривает регулирование автотранспортной деятельности. Аналогичную направленность имеют правила перевозок грузов и пассажиров.

Рассмотрим основные нормативно-правовые методы, которые относятся к методам прямого (административного) регулирования автотранспортной деятельности: государственную регистрацию субъектов предпринимательства, лицензирование, сертификацию.

Государственная регистрация предприятий и индивидуальных предпринимателей осуществляется в соответствии с федеральными законами «О государственной регистрации юридических лиц» от 08.08.01 № 129-ФЗ и «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц"» от 23.06.03 № 76-ФЗ. Положения этих законов распространяются и на автомобильный транспорт.

В соответствии с указанными законами с 1 января 2004 г. государственная регистрация и постановка на налоговый учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляются в налоговой инспекции по принципу «одного окна». Срок рассмотрения поданных документов — пять дней. На шестой день юридическое лицо или индивидуальный предприниматель могут открыть счет в банке; они должны быть занесены в Единый государственный реестр.

Регистрирующий орган не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации выдает заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи в государственный реестр, и в срок не более чем пять рабочих дней с момента государственной государственной регистрации представляет сведения о регистрации в государственные органы.

Действующее законодательство не ограничивает количество учредителей предприятия и допускает любое сочетание потенциальных учредителей. Каждый гражданин имеет право быть учредителем нескольких малых предприятий.

Для государственной регистрации учредитель (учредители) представляет в регистрирующий орган следующие обязательные документы: заявление о регистрации предприятия; свидетельство об уплате государственной пошлины; решение о создании предприятия или договор учредителей; документы, подтверждающие оплату не менее 50% уставного капитала (фонда) предприятия; устав предприятия.

Местные органы власти в процессе регистрации обязывают учредителя представить несколько дополнительных документов, гак как вместе с учреждением нового предприятия могут возникнуть проблемы для жителей прилегающей территории, районных служб, окружающей среды.

Регистрация предприятия взаимосвязана с его постановкой на учет в налоговой инспекции. Постановку на учет в налоговой инспекции осуществляет орган, зарегистрировавший предприятие, который должен в месячный срок сообщить в Министерство финансов, а затем в налоговую инспекцию данные регистрации для включения в государственный реестр.

После государственной регистрации и постановки на налоговый учет предприятие может открыть счет в любом банковском учреждении, представив в банк следующие документы:

• заявление на открытие счета;

• копия документа о регистрации;

• подлинник свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;

• карточка с нотариально заверенным образцом подписи предпринимателя (представляется банком).

Предприятия имеют право открыть ссудный, депозитный, валютный или любой иной счет. В случае необходимости можно выдать другому лицу нотариально заверенную доверенность на право распоряжаться счетом.

Лицензирование — это комплекс мероприятий, связанных с выдачей государственными органами управления лицензии, т.е. документа, предоставляющего право его владельцу осуществлять определенный вид деятельности в течение установленного в нем срока при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий. При лицензировании, с одной стороны, должны обес печиваться права физических и юридических лиц на ведение предпринимательской деятельности в соответствии с требованиями законодательства, а с другой стороны — защищаться права граждан, общества и государства как потребителей продукции (товаров и услуг).

На автомобильном транспорте лицензирование перевозочного, транспортно-экспедиционного и других видов деятельности, связанных с осуществлением транспортного процесса, ремонтом и техническим обслуживанием транспортных средств, проводится с целью их государственного регулирования, обеспечения нормального функционирования рынка транспортных услуг, реализации требований антимонопольного законодательства, защиты интересов потребителей, безопасности движения и соблюдения экологических норм при эксплуатации автомобильного транс-порта [25].

Лицензированию подлежит деятельность юридических лиц независимо от ее организационно-правовой формы, а также физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и выполняющих:

• городские, пригородные и междугородные, в том числе межобластные, перевозки пассажиров автобусами;

• перевозки пассажиров легковыми автомобилями на коммерческой основе;

• перевозки пассажиров на международных маршрутах;

• перевозки грузов на международных маршрутах;

• перевозки грузов в пределах Российской Федерации (городские, пригородные, междугородные, втом числе межобластные);

• транспортно-экспедиционное обслуживание юридических лиц и граждан;

• ТО и ремонт автотранспортных средств на коммерческой Щ основе.

Основным лицензирующим органом на автомобильном транс- | порте является Российская транспортная инспекция (РТИ); ее ] региональные и местные отделения осуществляют лицензирование деятельности в соответствии с законодательством, надзор за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий, приостановление действия лицензий, возобновление действия лицензий, переоформление документов, подтверждающих наличие лицензий, формирование и ведение реестра лицензий. Лицензионные органы ведут реестры выданных и аннулированных лицензий, контролируют соблюдение лицензиатом лицензионных требований и условий. Решения и действия лицензионных органов могут быть обжалованы в установленном порядке в суде. Лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом являются:

а) выполнение требований, установленных федеральными

тконами и иными нормативными правовыми актами Россий-

ской Федерации в области лицензируемого вида деятельности;

б) соответствие автотранспортных средств, заявленных для

выполнения перевозок, в том числе находящихся в технической

эксплуатации на основании договора аренды или на ином закон-

ном основании, требованиям, установленным для осуществле-

ния соответствующих перевозок автомобильным транспортом и

допуска автотранспортных средств к эксплуатации;

в) соответствие индивидуального предпринимателя и работ-

ников юридического лица квалификационным требованиям,

предъявляемым при осуществлении соответствующих перевозок

автомобильным транспортом;

г) наличие в штате юридического лица должностных лиц,

ответственных за обеспечение безопасности дорожного движе-

ния, прошедших в установленном порядке аттестацию на право

занятия соответствующей должности.

В соответствии с Положением о лицензировании лицензирующий орган при проведении лицензирования имеет право проводить проверки соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям.

Плановые проверки соблюдения лицензиатом лицензионных требований и условий проводятся лицензирующим органом в отношении перевозок пассажиров — не чаще одного раза в год, в отношении перевозок грузов — не чаще одного раза в два года. Внеплановые проверки проводятся в случае необходимости.

Одним из важнейших требований, без которого лицензия на выполнение деятельности в сфере автомобильного транспорта не выдается, является наличие у предпринимателя соответствующей квалификации.

Квалификация специалистов предприятия или индивидуального предпринимателя определяется знаниями и опытом, необходимыми для организации и осуществления грузовых или пассажирских автомобильных перевозок в соответствующем виде сообщения, обеспечения требуемого уровня технического состояния подвижного состава, безопасности движения, соблюдения природоохранных норм, техники безопасности и охраны труда на автомобильном транспорте. Профессиональная компетентность в организации и осуществлении лицензируемых видов перевозок автомобильным транспортом в пределах Российской Федерации подтверждается наличием диплома о высшем или среднем специальном образовании автомобильного профиля или наличием удостоверения о прохождении курса обучения и сдаче квалификационного экзамена по дополнительной образовательной программе «Квалификационная подготовка по организации перевозок автомобильным транспортом в пределах Российской Федерации».

Профессиональная подготовка специалистов предприятий и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки грузов и пассажиров автомобильным транспортом в международном сообщении, предполагает знание международных договоров и иных правовых актов в этой области. Их профессиональная компетенция подтверждается наличием удостоверения о прохождении курса обучения и сдаче квалификационного экзамена по дополнительной образовательной программе «Квалификационная подготовка по организации перевозок автомобильным транспортом в международном сообщении».

Сертификация — это действие третьей стороны, доказывающее, что должным образом идентифицированные продукция, процесс или услуга соответствуют заданным требованиям [25]. Система сертификации на автомобильном транспорте представляет собой комплекс взаимосвязанных систем сертификации однородной продукции (автотранспортные средства, гаражное оборудование, эксплуатационные материалы) и услуг по различным направлениям деятельности (по перевозке пассажиров, грузов и по ТО и ремонту автотранспортных средств).

В зависимости от формы сертификация может быть обязательной (перечень объектов определен постановлением правительства) или добровольной. Работу по сертификации соответственно проводят Госстандарт РФ или юридические лица, зарегистрировавшие системы сертификации и знаки соответствия в Госстандарте РФ.

Участниками сертификации являются специально уполномоченный орган исполнительной власти в области сертификации (Госстандарт РФ), федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие работы по сертификации, центральные органы системы сертификации, апелляционные комиссии, методические центры системы, испытательные лаборатории, изготовители продукции, продавцы, исполнители услуг.

Общими для процессов сертификации различных объектов являются следующие этапы и процедуры: подача заявления соискателем сертификата в соответствующий аккредитованный орган по сертификации однородной продукции (услуг); экспертиза документов; выбор схемы сертификации в соответствии с ГОСТ РФ; проведение испытаний (проверок) для сертификации; анализ полученных результатов и принятие решений о возможности выдачи сертификата соответствия; выдача сертификата соответствия и регистрация его в государственном реестре; признание сертификата соответствия, выданного за рубежом; осуществление инспекционного контроля.

На автомобильном транспорте действуют следующие системы сертификации: сертификация механических транспортных средств (одобрение типа транспортного средства) и прицепов, их составных частей и предметов оборудования; сертификация механических транспортных средств по совокупности свойств; сертификация запасных частей и принадлежностей к механическим транспортным средствам и прицепам; сертификация нефтепродуктов; сертификация специального и специализированного подвижного состава; сертификация гаражного оборудования; сертификация услуг по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств.

Системы предназначены для проведения на территории России обязательной сертификации соответствия услуг по ТО и ремонту автомототранспортных средств требованиям безопасности для жизни, здоровья и имущества граждан, а также для окружающей среды установленным действующими стандартами и другими нормативными документами.

Организация дорожного движения. Наибольшее отрицательное влияние на общество оказывают потери от ДТП. Ежегодно в мире регистрируется 55 млн ДТП, в которых погибают около 300 тыс. человек, а около 7 млн человек получают травмы. В России тяжесть последствий от ДТП значительно выше, чем в большинстве стран, характеризующихся высоким уровнем автоматизации. Число погибших от ДТП в расчете на 10 тыс. транспортных средств в России в 5—6 раз больше, чем в США и некоторых других странах [18].

С развитием автоматизации в дорожное движение вовлекаются все большее количество автомобилей и все более широкие массы населения. Все это сопровождается увеличением количества ДТП, тяжестью их последствий, повышением ущерба и уровня опасности. При этом все более сложной, требующей привлечения огромных людских и материальных ресурсов становится проблема обеспечения безопасности дорожного движения. Решение указанной проблемы предполагает применение комплекса

мер: увеличения сети благоустроенных дорог, оснащенных техническими средствами регулирования движения; совершенствования конструкций автотранспортных средств; повышения уровня подготовки водительских кадров и др.

Важнейшая роль в решении проблемы принадлежит Государственной инспекции по безопасности дорожного движения (ГИБДД), созданной в составе Министерства внутренних дел РФ в соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» от 15 июня 1998 г. вместо существовавшей ранее Госавтоинспекции.

ГИБДД осуществляет специальные контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения. На нее возлагается обеспечение соблюдения юридическими лицами независимо от форм собственности и физическими лицами законодательства Российской Федерации, правил, стандартов и технических норм по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, проведение мероприятий по предупреждению ДТП и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, зашиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства.

Решения, требования, указания должностных лиц ГИБДД по вопросам, относящимся к их компетенции, обязательны для юридических лиц, иных организаций, должностных лиц и граждан.

Ведущее место в работе ГИБДД занимает контроль за соблюдением правил дорожного движения его участниками.

С целью определения пригодности к работе по обеспечению безопасной работы транспортных средств все руководители и специалисты автотранспортных предприятий и индивидуальные предприниматели, отвечающие за безопасность, один раз в пять лет проходят аттестацию.

Основными задачами аттестации являются:

• проверка уровня знаний нормативно-правовых актов и других документов, регламентирующих безопасность движения автомобильного транспорта, и умения применять их в работе;

• формирование высокопрофессионального кадрового состава исполнительных руководителей и специалистов, обеспечивающих безопасную эксплуатацию транспортных средств.

Аттестация проводится после повышения квалификации аттестуемого, как правило, в учебных заведениях, указанных Ми нистерством транспорта и связи РФ. Аттестационные комиссии создаются в региональных транспортных инспекциях и включают высококвалифицированных специалистов в области безопасности движения.

К методам косвенного воздействия государства на автотранспортную деятельность относятся экономические методы: налогообложение, кредитная политика, ценовое регулирование, стимулирование научно-технического прогресса, социальная защита населения, лицензирование, бюджетное финансирование. Изменяя механизм применения указанных методов, размеры налоговых и кредитных ставок, пошлин и т.д., государство создает благоприятные условия для функционирования и развития предприятий или, наоборот, тормозит это развитие.

Следует заметить, что в условиях рыночной экономики роль экономических методов регулирования деятельности предприятий особенно велика: именно они создают предпосылки для развития производства в научном направлении.

Характерно, что рыночная экономика предусматривает делегирование большой части функций управления непосредственно предприятиям для усиления их самостоятельности и расширения свободы в принятии решений. Все это нашло отражение в ГК РФ и других законодательных актах последнего периода.

При регулировании автотранспортного рынка государство, как указывалось, сочетает экономические и административные методы воздействия на работу транспорта, осуществляя регулирование как в долговременном, так и в оперативном аспекте.

Например, устав автомобильного транспорта как нормативно-правовой акт предусматривает широкое использование не только административных, но и экономических методов регулирования автотранспортной деятельности. Аналогичная направленность и у правил перевозки грузов и пассажиров.

Основным органом государственного управления автотранспортной деятельностью в нашей стране является Министерство транспорта и связи России, в составе которого функционирует Департамент автомобильного транспорта. Особенностью отношений между предприятиями и предпринимателями, осуществляющими автотранспортную деятельность, с одной стороны, и министерством, с другой, является то, что они не носят административного характера. Министерство воздействует на субъекты рынка автотранспортных услуг косвенными, главным образом экономическими, методами. В частности, оно выполняет следующие функции государственного регулирования транспортного комплекса. 1. Содействие формированию конкурентного рынка транспортных услуг и общей концепции развития транспортного комплекса на основе анализа и прогноза потребности в транспортных услугах.

2. Разработка основных положений государственной транспортной политики — законов, законодательных и подзаконных актов, стандартов, нормативов, определяющих порядок функционирования всех видов транспорта и транспортных организаций независимо от их формы собственности.

3. Разработка экономических и правовых механизмов, позволяющих реализовывать принимаемые законы и нормативно-правовые документы, основными из которых являются:

 

• обоснование статей федерального и местного бюджетов, потребности и распределения госбюджетных дотаций для финансирования муниципальных социально значимых (в основном городских и пригородных пассажирских) перевозок, целевых государственных программ в области безопасности движения и экологической безопасности транспортного комплекса;

• введение системы лицензирования видов производственной деятельности транспортного комплекса и разработка требований сертификации к автотранспортным средствам, эксплуатационным материалам, запасным частям, производственно-технической базе, технологическому оборудованию и технологиям ТО и ремонта, используемым на транспорте, а также в целом к качеству перевозочного процесса;

• разработка требований к уровню подготовки и повышению квалификации кадров.

4. Формирование и проведение единой политики в области экологии и безопасности движения.

5. Проведение социальной политики.

6. Развитие межрегиональных и внешнеэкономических свя-

зей.

Большие возможности для государственного регулирования предоставляет система налоговых льгот. Поэтому налоги должны стать средством стимулирования развития рынка автотранспортных услуг, в частности в малом бизнесе.

В России в соответствии с Законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» (1995) при определении налогооблагаемой прибыли малых предприятий исключается прибыль, направленная на строительство, реконструкцию и обновление основных производственных фондов, освоение новой техники и технологии. Предприятия осво бождаются от уплаты авансовых взносов, налога на прибыль в течение квартала, что в условиях инфляции имеет большое значение. Они имеют право на инвестиционный налоговый кредит, под которым понимается отсрочка налогового платежа, предоставляемая органами государственной власти или налоговыми органами. Кроме того, они могут рассчитывать на помощь со стороны фонда поддержки малого предпринимательства, который в соответствии с вышеупомянутым законом создается в настоящее время на федеральном и региональном уровнях.

Указанный фонд формируется за счет бюджетных средств, а также средств, поступающих от приватизации государственного и муниципального имущества; доходов от собственной деятельности; добровольных взносов физических и юридических лиц, в том числе иностранных; доходов от выпуска и размещения ценных бумаг, а также доходов, получаемых по процентам от льготных кредитов, выделенных на конкурсной основе малым фирмам. Доходы от деятельности фондов остаются в их распоряжении, налогообложению не подлежат и направляются на развитие малых форм хозяйствования.

Выполняя стимулирующие функции, фонды имеют право на предоставление малым фирмам льготных кредитов, беспроцентных ссуд, краткосрочных займов. Законом о государственной поддержке малого предпринимательства предусмотрено кредитование малых предприятий на льготных условиях с компенсацией разницы кредитным организациям за счет средств фондов поддержки малого предпринимательства.

В целях повышения инвестиционной активности малых предприятий, создания благоприятных условий для обновления техники и технологий, укрепления их производственно-технической базы им предоставлено право в соответствии с законом применять ускоренную амортизацию основных производственных фондов, при этом нормы амортизации могут быть увеличены в два раза. Кроме того, они могут списывать дополнительно как амортизационные отчисления до 50% первоначальной стоимости фондов со сроком службы более 3 лет.

Государство должно проводить политику, направленную на создание благоприятных условий для применения лизинга, для поддержки лизингодателей за счет налоговых, амортизационных, таможенных и других льгот.

В частности, они могут быть освобождены от налога на прибыль, налогооблагаемая прибыль может быть уменьшена на сумму амортизационных отчислений. Таможенные льготы могут быть связаны с рассрочкой таможенных платежей. При международном лизинге

 

могут быть использованы более дешевые денежные ресурсы зарубежных финансово-кредитных учреждений или финансовые ресурсы зарубежных стран, заинтересованных в расширении экспорта в Россию.

Государственное регулирование автотранспортной деятельности в отдельных секторах рынка услуг на современном этапе можно улучшить за счет создания и укрепления государственных предприятий или участия государственных органов непосредственно в управлении работой транспорта.

Большие возможности в реализации указанного направления имеются на городском пассажирском транспорте, где в последние годы создаются муниципальные транспортные компании. Эти компании осуществляют координацию и взаимодействие государственных автобусных предприятий и наземного электротранспорта. Кроме того, они регулируют экономическую, инвестиционную, лицензионную, сертификационную политику, разрабатывают целевые программы развития транспорта, контролируют их реализацию и соблюдение нормативно-правовых актов.

Такая организационная система управления позволяет более оперативно осуществлять финансовую поддержку предприятий городского пассажирского транспорта, контролировать транспортную деятельность в городе, повысить влияние местных органов управления на нее, осуществлять совместное стратегическое мероприятие с оперативным регулированием, обеспечить скоординированные действия Министерства транспорта и связи РФ с действиями городских администраций.

Эффективность деятельности органа управления автомобильным транспортом будет высокой лишь в том случае, если транспортная компания будет обладать различными фондами, маневрируя которыми она могла бы осуществлять государственную политику на транспорте, концентрируя средства в нужных направлениях. Это позволит ей иметь экономические рычаги для управления деятельностью транспортных предприятий.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 1834; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.0.192 (0.066 с.)