ТОП 10:

Производительность труда: способы ее измерения и пути повышения



Производительность труда — это способность конкретного труда производить в единицу времени определенное количество продукции. Рост производительности труда означает в данном случае уменьшение времени, затраченного на производство единицы продукции. Рост производительности труда — это главное условие расширения производства, роста общественного богатства, усиления конкурентных позиций предприятия. Расширения производства можно достичь и путем увеличения численности работающих, но решающим является повышение производительности труда.

Надо различать индивидуальную производительность труда, учитывающую затраты только живого труда, и производительность общественного труда, определяемую с учетом полных затрат рабочего времени на производство продукции, т.е. затрат живого и прошлого труда, овеществленного в орудиях труда, топливе и т.д., используемых для изготовления данного продукта.

Причем удельный вес овеществленной части производительности труда непрерывно, в связи с научно-техническим прогрессом (НТП), увеличивается, но абсолютная величина суммы затрат живого и овеществленного труда на единицу продукции уменьшается. В уменьшении затрат живого труда состоит суть НТП, а в общем сокращении затрат труда — сущность повышения производительности общественного труда.

Производительность труда (ПТ) выражается количеством продукции (работ, услуг), произведенной за единицу рабочего времени:

(8.3)

где q — количество выработанной продукции; — общие затраты рабочего времени. Сущность повышения производительности труда состоит в том, что производство каждой единицы продукции требует меньших, чем прежде, затрат живого и прошлого труда; при этом соотношение их изменяется в сторону повышения доли прошлого труда.

Обратный показатель производительности труда характеризует затраты рабочего времени на единицу продукции; его называют трудоемкостью:

 

t=∑Т/q. (8.4)

 

На АТП рассчитывается месячная, квартальная, годовая производительность труда или производительность труда за любой период с начала года одного списочного работника основной деятельности, которая носит название средней выработки на одного списочного работника за соответствующий период времени. Для этого произведенная за соответствующий период продукция делится на среднесписочную численность работников за этот же период.

Для категории рабочих рассчитывается также средняя выработка за один отработанный человекодень (дневная производительность) и отработанный человекочас [7].

Дневная производительность труда (ДПТ) исчисляется путем деления выработанной за отчетный период продукции (#) на количество отработанных за этот период человекодней (ИЧД):

 

ДПТ—q/∑ЧД. (8 5)

 

Часовая производительность труда характеризует уровень производительности труда за время чистой работы и определяется

путем деления выработанной за период продукции (#) на общее количество отработанных человекочасов (ЕЧЧ).

Для определения производительности труда на автотранспортных предприятиях применяют три способа: натуральный, трудовой и стоимостный.

Натуральный способ предусматривает измерение продукции автотранспорта и производительности труда в тонно-километрах, пассажирокилометрах, платных километрах такси и др. Весь полезный результат работы АТП выражается в условно-натуральных единицах (приведенных тонно-километрах):

ПТ=Р/Nряб (8.6)

где Р— грузооборот в приведенных тонно-километрах; Nра6 — численность работающих на предприятии.

Трудовой метод измерения производительности труда применяется для характеристики уровня производительности труда отдельного рабочего, отдельных бригад, рабочих производственных участков, зон ТО и ремонта. Он обеспечивает возможность измерения производительности труда при выпуске разноименной продукции.

Производительность труда измеряется при этом в человекочасах, необходимых на производство единицы продукции, т.е. выражается трудоемкостью. Для определения трудоемкости достаточно умножить количество занятых рабочих на затраты времени. Трудоемкость бывает нормативной, плановой, фактической.

Нормативная трудоемкость есть время на производство единицы продукции по действующим нормативам. Фактическая трудоемкость складывается по фактическим затратам времени.

Производительность труда при трудовом методе ее измерения определяется как отношение продукции, выраженной в нормо-часах (2<7'„)' к отработанному за этот период времени (27):

ПТ=∑*tn\∑Т, (8.7)

где q — количество единицы продукции каждого вида;

tn — норма времени на единицу продукции каждого вида. Расчет производительности труда на АТП в стоимостном отношении осуществляется путем деления суммы валовых доходов на общее количество работников. Данный способ позволяет определять производительность труда работников различных предприятий, осуществляющих различные перевозки.

Если сравнивается производительность труда работников АТП за несколько периодов, то при расчете доходов тарифы на перевозку и другие работы следует брать одни и те же для всех сравниваемых периодов (фиксированные тарифы).

Для оценки производительности труда отдельных категорий работников АТП используются частные показатели.

Например, производительность труда водителей можно оценивать в тоннах и тонно-километрах; производительность труда рабочих на ТО и ТР — общим пробегом автомобилей за определенное время и т.д.

На каждом АТП должна вестись постоянная работа, направленная на рост производительность труда.

Резервами роста производительности труда следует считать:

• реально существующие, но неиспользованные или не полностью использованные возможности ее повышения;

• достижения на автомобильном транспорте.

Большие возможности имеются в повышении производительности труда за счет использования внутрипроизводственных ресурсов, которые имеются непосредственно на предприятиях. К их числу относятся совершенствование организации производства (перевозок грузов и пассажиров, технического обслуживания и ремонта подвижного состава), совершенствование технологии производства, повышение квалификации кадров, совершенствование мотивации труда и др.

На рост производительности труда на АТП значительное влияние оказывают внешние факторы, включая НТП, развитие сети благоустроенных дорог и др. Научно-технический прогресс на автомобильном транспорте проявляется в совершенствовании технических средств автотранспорта, увеличении мощности двигателей, межремонтных пробегов, проходимости автомобилей и т.д. Кроме того, развитие сети автодорог, увеличение протяженности автодорог с твердым покрытием также способствуют росту производительности труда на автотранспорте.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.170.78.142 (0.008 с.)