Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Инновационная деятельность и ее направления на автомобильном транспорте↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 20 из 20 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Главной особенностью современного этапа развития предпринимательства на автомобильном транспорте является необходимость осуществления инвестиционных проектов по реализации перспективных инновационных разработок. Это объясняется тем, что не все инвестиции носят инновационный характер, особенно на АТП. На первое место здесь часто ставится инвестиционный процесс, направленный на укрепление материально-технической базы предприятия, а не на совершенствование технологических процессов ТО и ремонта, совершенствование организации и управления перевозками пассажиров и грузов. Таким образом, инновационная и инвестиционная деятельность на автомобильном транспорте должны осуществляться в едином цикле под единым управлением. В настоящее время инновационный фактор становится решающим условием устойчивого развития транспорта. Проблема заключается в том, что наряду с необходимостью увеличения общего объема инвестиций для успешного функционирования транспорта необходимо изменение самой структуры инвестиций: значительную долю инвестиций необходимо направлять именно на финансирование инновационной деятельности. Качественное совершенствование производства на автомобильном транспорте осуществляется в форме нововведений, которые составляют основу инновационного процесса в условиях рынка транспортных услуг. Под нововведением (инновацией) в общем случае понимают конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам [38]. Основа инновационной деятельности — разработка и реализация инновационного проекта (программы), под которым понимается комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, организационных, финансовых, коммерческих и других мероприятий, увязанных по ресурсам, срокам и исполнителям, оформленных комплектом проектной документации и обеспечивающих эффективное решение конкретной научно-технической задачи [16, 38]. Следует подчеркнуть, что характер и содержание инновационной деятельности, так же как и инвестиционной, незначительно зависят от отраслевых особенностей предприятий. В основном они зависят от состояния и особенностей функционирования финансового рынка, в котором отраслевая сегментация, по-су-ществу, отсутствует [33, 38]. Разница между этими двумя видами деятельности заключается лишь в целевой направленности инновационной деятельности и содержании мероприятий инновационного характера. Инновационная деятельность на АТП должна быть направлена на решение следующих задач: • обеспечение высокого качества транспортных услуг; • уменьшение издержек на выполнение услуг. Основные показатели качества транспортных услуг: • своевременность доставки грузов и пассажиров; • высокая сохранность грузов как при их перевозке, так и при • безопасность и комфортабельность перевозки пассажиров. предполагает прежде всего низкие издержки на эксплуатацию подвижного состава, что позволяет предприятию вести оптимальную ценовую политику. Таким образом, инновационная деятельность на АТП должна быть направлена прежде всего на совершенствование организации перевозочного процесса и снижение издержек на эксплуатацию подвижного состава. Необходимость этой деятельности объясняется стремлением каждого АТП создавать конкурентные преимущества, позволяющие ему успешно функционировать на рынке транспортных услуг и получать прибыль. Конкурентоспособность транспортных услуг, таким образом, выступает своего рода двигателем инновационной деятельности. Она позволяет удовлетворить потребности в ней эффективнее и качественнее по сравнению с аналогичными услугами, представленными на данном рынке. Огромное значение при этом имеет фактор времени: несвоевременное и с опозданием принятое решение о применении инноваций может привести к нежелательным результатам и даже потерям. Большое значение при совершенствовании организации перевозочного процесса в современных условиях имеет применение математических методов и методов компьютерного моделирования. На грузовых перевозках в настоящее время с помощью указанных методов успешно решаются задачи оптимизации состава автопарка транспортных предприятий, закрепления потребителей за поставщиками, распределения автомобилей по маршрутам и т.д. На пассажирском автотранспорте математическое и компьютерное моделирование применяется при решении таких задач, как оптимизация маршрутной сети, распределение автобусов по маршрутам, комплектование состава автобусного парка, составление расписания движения автобусов и др. Таким образом, применение методов математического моделирования и компьютерной техники позволяет не только оптимизировать состав автопарка, но и улучшать такие эксплуатационные показатели, как коэффициент использования пробега и коэффициент использования грузоподъемности. Большая роль в улучшении использования автомобилей принадлежит применению современных средств связи при оперативном управлении, что объясняется резким увеличением в последние годы числа автомобилей на улицах и дорогах страны. Особенно актуальна эта проблема на городском пассажирском транспорте. Особенно резко численность автотранспортных средств возросла на улицах крупных городов за счет легковых автомобилей и автобусов, принадлежащих частным автовладельцам (предприятиям и индивидуальным предпринимателям). Это сопровождается такими негативными последствиями, как загрязнение окружающей среды и увеличение дорожно-транспортных происшествий. В этих условиях возрастает роль современных средств связи в оперативном управлении работой автомобилей на линии — их применение следует считать одним из приоритетных направлений инновационной деятельности на автомобильном транспорте. Техническая скорость движения автомобилей определяется состоянием дорожного покрытия, организацией дорожного движения и другими факторами, которые не зависят от АТП. В то же время у предприятий нет возможности повысить эксплуатационную скорость, которая рассчитывается как отношение пробега автомобиля к времени пребывания в наряде. Увеличение скорости достигается сокращением затрат времени на выполнение погрузочно-разгрузочных работ, но не увеличением технической скорости. Сокращение затрат времени на выполнение погрузочно-разгрузочных работ может быть достигнуто путем совершенствования организации и механизации указанных операций. Поэтому инновационный процесс должен быть направлен на решение указанной проблемы. При этом следует иметь в виду, что наибольший эффект мероприятий по сокращению времени простоя под погрузочно-разгрузочными операциями достигается на коротких расстояниях. Экстенсивные факторы роста производительности автопарка и снижения себестоимости транспортных услуг предполагают увеличение времени работы подвижного состава на линии. Этого можно достигнуть за счет введения многосменного режима работы подвижного состава на перевозках пассажиров и грузов и увеличения коэффициентов технической готовности и использования автопарка, имеющегося на балансе АТП. Применение многосменного режима эксплуатации подвижного состава на грузовых перевозках в современных условиях немыслимо без маркетингового изучения рынка транспортных услуг. Маркетинговые исследования спроса на услуги, и особенно мероприятия по формированию спроса, имеют исключительно важное значение при решении проблемы полного использования провозных возможностей автопарка любого АТП, осуществляющего перевозки грузов. Таким образом, инновационный про цесс в данном случае должен базироваться на разработке методов маркетинговой стратегии и их применении. Особую роль инновационный процесс играет при поддержании подвижного состава в технически исправном состоянии. Это относится к тем АТП, которые располагают собственной производственной базой для ТО и ремонта, а также к специализированным автосервисным предприятиям. В качестве новаций здесь могут выступать достижения в области техники, технологий и организации производства. Большое значение в современных условиях имеют применение прогрессивных способов ТО и ремонта, восстановление деталей и повышение их износостойкости, совершенствование экономических методов управления качеством услуг, включая стимулирование труда работников, и др. Важным направлением НТП и, соответственно, инновационной деятельности на автомобильном транспорте является экономия материальных ресурсов, и прежде всего переход на более экономичные и экологически более чистые виды топлива для подвижного состава, в частности на природный газ, запасы которого в России составляют 32% мировых запасов. В то же время использование альтернативных бензину источников топлива остается незначительным и не дает заметного эффекта от их применения в масштабах экономики всей нашей страны. Массовое внедрение альтернативных видов моторного топлива на автомобильном транспорте началось еще в доперестроечный период, но в связи с экономическим кризисом 90-х гг. XX в. эта работа прекратилась. В настоящее время предпринимаются попытки вновь вернуться к решению проблемы перевода автомобильного транспорта на газообразное топливо. В частности, готовится законодательная база на федеративном уровне, реализуются целевые программы поэтапного перевода автомобильного транспорта (в первую очередь пассажирского) на газообразное топливо в ряде регионов страны, строятся газобаллонные станции и др. Решение указанной проблемы имеет не только экологическое, но и экономическое значение, поскольку на каждом литре топлива АТП экономят до 4 руб. Важным направлением экономии топлива на автомобильном транспорте является рационализация перевозок, которая в конечном итоге связана с повышением производительности подвижного состава. Использование указанных резервов имеет особое значение именно для нашей страны, поскольку отечественные автомобили на 25—30% уступают по экономичности зарубежным.
Необходимо иметь в виду, что современные автомобили, выпускаемые отечественной промышленностью, уступают зарубежным образцам не только по экономичности их использования, но и по надежности в эксплуатации, эргономике и другим качественным параметрам. Поэтому инновационный процесс на автомобильном транспорте должен затрагивать не только сферу эксплуатации, но и сферу производства автомобилей. Эффективным способом увеличения выручки на городском и пригородном пассажирском транспорте, повышения учета и контроля за полнотой ее сбора, пресечения возможных злоупотреблений является внедрение на городских автобусах, трамваях и троллейбусах специализированных контрольно-кассовых машин, работающих в режиме кондукторского сбора выручки и выдачи билетов пассажирам. В России такие машины созданы и прошли апробацию в ряде городов. Они могут применяться как автономно, в переносном и стационарном варианте, так и в составе многоуровневой автоматизированной системы сбора оплаты проезда, позволяющей дополнительно вести учет проезда льготных категорий пассажиров, определять динамику пассажиропотока по маршрутам, загруженность линий и т.п. Внедрение билетно-кассовых устройств на городском пассажирском транспорте позволяет, в соответствии с проведенными экспериментами, увеличить сбор выручки на 15—20% за счет исключения повторного использования билетов и исключения фальшивых проездных билетов. Таким образом, применение прогрессивного способа выручки от перевозок пассажиров в современных условиях может быть одним из важных направлений инновационной деятельности пассажирских АТП. Большую роль инновации играют не только в области модернизации материально-технической базы, но и в области финансовой и маркетинговой деятельности (новые методы финансирования, использование новых принципов и методов работы с потребителями, доведения транспортных услуг до потребителей и т.п.), а также в области внедрения новых технологий в управление персоналом компании, новых подходов к управленческому (включая финансовый) учету. На автомобильном транспорте имеются самые благоприятные возможности для применения франчайзинговой системы создания и функционирования предприятий, при которой одно известное на рынке предприятие продает другому право (франшизу) на осуществление деятельности под его маркой [12]. Между пред приятиями заключается договор льготного предпринимательства, согласно которому головное предприятие оказывает вновь образовавшемуся определенные услуги (финансовые, консалтинговые, рекламные и др.). Оплату этих услуг вновь образовавшееся предприятие начинает проводить с момента получения прибыли. Основное преимущество франчайзинговой системы для головного предприятия заключается в том, что она позволяет ему расширить бизнес при минимальных издержках. Вновь создаваемое предприятие имеет возможность получить поддержку, включая финансовую, что имеет очень большое значение не только на стадии создания. На стадии функционирования вновь создаваемое предприятие пользуется имиджем известного предприятия и его опытом, что также способствует успешному достижению предпринимательских целей. Франчайзинг на автотранспорте может служить основой для создания комплексных систем, выполняющих все виды работ. В качестве головного (франчайзера) может выступать предприятие, осуществляющее техническую подготовку подвижного состава (профилактические и ремонтные работы). Это предприятие продает лицензию (франшизу) на право использования своей марки и создает вокруг себя сеть малых АТП (франчайзи), выполняющих перевозки грузов или пассажиров, а также работы по автосервису. Отношения между головным предприятием и сетью дочерних строятся на договорной основе с четким распределением обязанностей. Франчайзинговые системы организации малого бизнеса на автомобильном транспорте могут быть специализированными и универсальными. В первом случае головное предприятие по ТО и ремонту автотранспортных средств специализируется на определенных марках машин, а в качестве дочерних выступают предприятия или индивидуальные предприниматели, которые эксплуатируют или ремонтируют автомобили тех же марок; во втором случае головное предприятие выполняет ТО и ремонт автомобилей самых разнообразных типов, марок и назначения, тогда как дочерние могут быть специализированными и комплексными (второй случай в большей мере характерен для крупных и средних франчайзинговых систем, но может быть применим и для малых). Создание франчайзинговой системы на автомобильном транспорте следует начинать с головного предприятия. Оно должно разработать концепцию системы, обязательно провести несколько пробных операций и только после этого создавать систему франчайзинга. Необходимы маркетинговые исследования, которые позволят установить схему размещения предприятий, набор функций, выполняемых каждым из них. На основе опыта пробных операций франчайзер должен подготовить спецификации оборудования, договориться с поставщиками о поставках материалов, подготовить рекомендации (положение) для дочерних предприятий. Положение должно быть достаточно полным и всесторонне излагать все аспекты ежедневного ведения дела. Инновационный процесс может касаться также и технологии управления АТП. Возникновение кризиса в его деятельности, например кризиса ликвидности, неплатежеспособности, нередко становится толчком к инновациям в сфере управления, изменениям в организационной структуре. Неадекватные методы управления предприятиями нередко становятся причиной наступления кризисов — финансового, стратегического и др. Разные мероприятия, проводимые в рамках инновационной деятельности, требуют неодинаковых затрат времени и финансовых ресурсов. В то же время их необходимо применять своевременно—в противном случае транспортная фирма может оказаться в состоянии кризиса. В этих условиях необходим стратегический план инновационной деятельности, включающий мероприятия, сроки их реализации, требуемые затраты и размер эффекта или эффективности. Инновации, не требующие значительных финансовых затрат, но обеспечивающие высокую эффективность, необходимо включать в план в первую очередь. В плане должны быть установлены сроки реализации каждого нововведения, однако эти сроки могут быть изменены в процессе работы с учетом изменений обстановки и результатов мониторинга во внутренней и внешней среде (поведение конкурентов, изменения в налоговой и кредитной политике и т.д.). Особенно важным фактором является конкуренция, поэтому необходимо отслеживать текущую стратегию конкурентов, собирать сведения о научно-технических разработках, которые они используют в своей работе. Большая роль в информационном обеспечении инновационного процесса на АТП принадлежит Научно-исследовательскому институту автомобильного транспорта (НИИАТ), который осушествляет разработку новаций по различным аспектам их деятельности. Основными направлениями исследований и разработок НИИАТ в настоящее время являются: • методы государственного регулирования и управления транспортом; • экономика, организация и управление на автомобильном транспорте; • транспортно-экспедиционная деятельность; • автомобильные перевозки опасных грузов; • организация и управление на городском пассажирском транспорте; • экологические проблемы транспорта; • управление безопасностью дорожного движения; • сертификация подвижного состава, двигателей, гаражного оборудования, сервисных услуг; • совершенствование технологий и организации технической эксплуатации автотранспорта; • испытания и сертификация топлива, смазочных материалов, спецжидкостей; • разработка топливосберегающих технологий; • испытания, сертификация и методы рациональной эксплуатации шин. НИИАТ разрабатывает нормативные, методические и аналитические материалы по различным аспектам автотранспортной деятельности, которые распределяются по всем регионам России и служат важным источником информации для разработки инноваций на каждом АТП. Сведения о новых разработках в области автомобильного транспорта можно найти также в журналах «Автомобильный транспорт», «Автомобильная промышленность», «Автостроение за рубежом», «Автотранспортное предприятие», «Грузовое и пассажирское автохозяйство». Инновационные проекты на каждом АТП формируются исходя из специализации услуг, выполняемых предприятием, производственной ситуации и финансовых возможностей. При этом используются, по-существу, те же источники финансирования, что и при реализации инвестиционных проектов: собственные и заемные. Кроме того, могут быть использованы бюджетные средства, выделяемые государственными органами централизованно в качестве финансовой поддержки высокоэффективных инновационных программ на конкурсной основе/Государственная поддержка инновационных проектов может осуществляться за счет средств федерального бюджета, выделяемых на возвратной основе, либо на условиях закрепления в государственной собственности части акций создаваемых акционерных обществ, или путем предоставления государственных гарантий по возмещению части вложенных инвестором финансовых ресурсов в случае срыва выполнения инновационной программы не по вине инвестора. Решения об оказании государственной поддержки реализации прошедших конкурсный отбор инновационных программ принимаются комиссией по инвестиционным конкурсам при Министерстве экономического развития и торговли РФ [38]. На автомобильном транспорте в настоящее время существует целый ряд проблем, связанных с финансированием инновационных проектов: недостаток собственных средств; трудности с кредитованием инновационных проектов Сбербанком и другими крупными коммерческими банками из-за нежелания последних идти на повышенный риск и вложения средств только в крупные жизнеспособные организации; низкая активность государства в финансировании инновационных проектов; сложности привлечения иностранных инвесторов, обусловленные высокой степенью инвестиционного риска в связи с нестабильностью экономической ситуации в РФ; недостаточное развитие инвестиционной инфраструктуры финансирования инновационных проектов и др. [38].
Повышение эффективности деятельности АТП, достигаемое при внедрении новаций, характеризуется показателями использования основных фондов, оборотных средств и капитальных вложений, а также обобщающими показателями экономической эффективности производства (производительностью труда, рентабельностью, экономическим эффектом и др.). СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Аболонин СМ. Бизнес-план автотранспортного предприятия. — М.: Транспорт, 1999. 2. Аболонин СМ. Ценообразование — современные подходы: ценовые факторы в деятельности автотранспортных предприятий: Учеб. пособие. — М.: Транспорт, 2001. 3. Абрамова Н.В. Учет расходов на содержание автомобиля. — М: Глав- бух, 2002. 4. Автотранспортные предприятия: нормативное регулирование деятель- ности. — М.: Современная экономика и право, 2000. 5. Анисимов А.П. Экономика, планирование и анализ деятельности ав- тотранспортных предприятий: Учебник для техникумов. — М.: Транспорт, 1998. 6. Ансофф И. Стратегическое управление: Пер. с англ. / Под. ред. А.И. Ев- сиенко. — М.: Экономика, 1989. 7. Бачурин А.А. Анализ производственно-хозяйственной деятельности автотранспортных организаций: Учеб. пособие. — М.: Академия, 2004. 8. Бережной В.И. Управление материальными потоками микрологис- тической системы автотранспортного предприятия. — Ставрополь: СевКавГТУ, 2002. 9. Блинов А.О. Малое предпринимательство: организационно-правовые основы деятельности. — М.: Ось-89, 1997. 10. Бочаров В.В. Инвестиционный менеджмент: Учеб. пособие. — СПб.: Питер, 2002. 11. Будрина Е.В. Проблемы формирования и управления развитием регионального рынка транспортных услуг. — СПб.: СПбТИЭУ, 2002. 12. Бычков В.П. Предпринимательская деятельность на автомобильном транспорте. — СПб.: Питер, 2004. 13. Виханский О.С Менеджмент: Учебник. — 3-е изд. — М.: Гардари- ка, 1998. 14. Горев А.Э. Грузовые автомобильные перевозки. — М.: Академия, 2004. 15. Домнина О.Л. Определение тарифных платежей за доставку грузов различными видами транспорта: Учеб.-метод, пособие. — Н. Новгород: Изд-во ФТОУ ВПО ВГАВТ, 2004. 16. Инновационный менеджмент/ Под ред. С.Д. Ильенковой. — М.: Банки и биржи: ЮНИТИ, 1997. 17. Кабатова Е.В. Лизинг: правовое регулирование, практика. — М.: ИНФРА-М, 1996. 18. Касаткин Ф.П. Организация перевозочных услуг и безопасность транспортного процесса: Учеб. пособие для высшей школы. — М.: Академический проект, 2004. 19. Корчагин В.А. Маркетинг на автотранспорте / Под ред. В.И. Соро- кина. — Липецк, 1997. 20. Кузнецов Е.С Управление техническими системами: Учеб. пособие. — М.: МАДИ, 2003. 21. Кукушкин В.В. Совершенствование управления снабжением запас- ными частями автотранспортных предприятий. — М: Граница, 2003. 22. Курбангалеева О.А. Автотранспорт на предприятии. — М: ООО «Вер- шина», 2003. 23. Курганов В.М. Международные грузовые автомобильные перевоз- ки. — Тверь, 1999. 24. Лещенко М.И. Лизинг в транспортном комплексе: Учеб. пособие / Под обш. ред. М.И. Лещенко. — М.: МГИУ, 2003. 25. Лицензирование и сертификация на автомобильном транспорте: Учеб. пособие. — М.: Машиностроение, 2003. 26. Луковецкий М.А. Налогообложение предприятий транспорта: Учеб. пособие. — М.: Академия, 2002. 27. Менеджмент на транспорте: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.Н. Громов и др. — М.: Академия, 2003. 28. Организация, планирование и управление в автотранспортных пред- приятиях / Под ред. М.П. Улицкого. — М.: Транспорт, 1994. 29. Перевозка экспортно-импортных грузов. Организация логистических систем. — 2-е изд., доп. и перераб. / Под ред. А.В. Кириченко. — СПб.: Питер, 2004. 30. Петрова Е.В. Статистика транспорта: Учебник / Под ред. М.Р. Ефи- мовой. — М.: Финансы и статистика, 2001. 31. Регулирование транспортной деятельности / Под ред. Г.А. Коно- новой. - СПб., 1996. 32. Савченко-Вельский В.Ю. Антикризисное управление на транспорте (вопросы теории и практики). — М.: Эпикон, 2002. 33. Семенов В.П. Управление инновационно-инвестиционным процес- сом в предпринимательстве: теория и методология. — СПб.: СПб ГИЭУ, 2003. 34. Серегина Т.К. Реклама в бизнесе. — М.: Маркетинг, 1996. 35. Смирнова С.А. Автотранспорт: бухгалтерский и налоговый учет. — М.: Альфа-Пресс, 2004. 36. Техническая эксплуатация автомобиля: Учебник / Е.С. Кузнецов, А.П. Болдин, В.М. Власов и др.; Под ред. Е.С. Кузнецова. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Наука, 2004. 37. ТрухановичЛ.В. Кадры автотранспортных организаций, транспорт- но-экспедиционных агентств, гаражей. — М.: Финпресс, 2003. 38. Управление бизнесом при развитии инноваций / Ю.П. Анисимов, Ю.В. Журавлев, В.Б. Артеменко, Л.В. Прозоровская. — Во--ронеж: Воронеж, гос. технолог, акад., 2004. 39. Федорков А.И. Налогообложение предприятия: Учеб. пособие. — СПб.: СПбГИЭУ, 2003. 40. Формирование стратегии развития автотранспортного предприятия в условиях нестабильной экономической среды / В.И. Бережной, Е.В. Бережная, В.А. Фурсов, А.В. Березовская. — Ставрополь: СевКав ГТУ, 2002. 41. Формирование тарифов на перевозку грузов автомобильным транс- портом: Учеб. пособие / И.А. Голянд, А.В. Ильина, Л.Н. Се-кацкая, О.Г. Феоктистов. — Красноярск: ИПЦ КГТУ, 2004. 42. Экономика предпринтии серии «Учебники и учебные пособия» / Под ред. Л,< Mr iiixii. - Гостов н/Д: Феникс, 2002. 43. Экономические МОД НИ 1МЫ обеспечения экологической безопасности автомобильного гранспорта. — М.: НИИАТ, 2002.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 2439; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.68.115 (0.017 с.) |