Лизинг как вид инвестиционной деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лизинг как вид инвестиционной деятельности



Обновление автопарка и комплектование оптимального его состава автотранспортными средствами требуют больших затрат, что объясняется высокими ценами на автомобили, прицепы и полуприцепы как на внутреннем, так и на международном рынке.

Аналогичная ситуация складывается в оснащении ремонтной базы АТП необходимым оборудованием.

Приобретение новых автотранспортных средств и ремонтно­го оборудования для большинства АТП, особенно малых, явля­ется большой проблемой. Можно обратиться в банк и получить кредит на указанные цели, но банки в настоящее время предпо­читают не давать прямые долгосрочные кредиты или выдают их под высокие проценты, что отрицательно сказывается на эффек­тивности производства.

Одним из направлений решения этой проблемы в современ­ных условиях является применение лизинга.

Лизинг — это вид инвестиционной деятельности, связанной с приобретением имущества и передачей его на основании дого­вора лизинга физическим или юридическим лицам на определен­ных условиях, на определенный срок и за определенную плату с возможностью перехода права собственности на предмет лизин­га к лизингополучателю (ст. 2 Федерального закона РФ «О ли­зинге»). Таким образом, лизинг рассматривается одновременно и как вид коммерческой деятельности, направленной на инвес­тирование собственных или привлечение финансовых средств, когда по договору лизинговая компания обязуется приобрести в собственность обусловленное договором имущество у опреде­ленного продавца и предоставить это имущество потребителю в аренду на определенный срок [12, 17, 24].

В зависимости от конкретных обстоятельств объектом лизинга может быть любое движимое и недвижимое имущество, относя­щееся по действующей классификации к основным средствам. На практике в лизинг чаще всего передаются различное техно­логическое оборудование с высокими темпами морального ста­рения, дорогостоящие машины, станки, приборы, строительная техника, тракторы, комбайны и т.д.

Субъектами лизинга являются три основных лица: лизинго­датель, лизингополучатель, производитель (продавец) предмета лизинга.

Всем комплексом лизинговых услуг, как правило, занимаются специализированные компании, имеющие средства для инвес­тирования. Схема лизинговых операций представлена на рис. 15.1.

По экономическому содержанию лизинг относится к прямым инвестициям, в ходе исполнения которых лизингополучатель обязан возместить лизингодателю инвестиционные затраты (из­держки), осуществленные в материальной и денежной формах, и выплатить вознаграждение.

Лизингод.ппи

 

 

 

 

 

 

 

 

4, Ссуда --- >    
   
1.' Нозврат ссу­ды и процентов  
Банк
   

 

 

 

 

 

1 |каз-наряд        
   
       
б. Договор купли-продажи   V
    Изготови­тель иму­щества
7. Акт приемки имущества и эксплуатацию  
  А
     

 

Рис. 15.1. <)|к iimi i щи»! лизинговых операций

Под инвестиционными ЮТратами (издержками) понимаются расходы и затраты (издержки) /нишподателя, связанные с приобретением и использованием предмета лизинга лизингополучателем. Расходы могут включать:

• стоимость предмет шиит л;

• налог на имущество,

• расходы на транспортировку и установку;

• расходы на обучение персонала лизингополучателя работе, связанной с предметом лизинга;

• расходы на хранение предмета лизинга до момента ввода его в эксплуатацию;

• расходы на охрану предмета лизинга во время транспортировки и его страхование;

• страхование от всех видов риска;

• расходы на выплату процентов за пользование привлеченными средствами и отсрочку платежей, предоставленные продавцом (поставщиком);

• плата за предоставление лизингодателю гарантий и поручительств, подтверждение расчетно-платежных документов третьими лицами в связи с предметом лизинга;

• расходы на содержание и обслуживание предмета лизинга;

• расходы на регистрацию предмета лизинга, а также расходы, связанные с приобретением и передачей предмета лизинга;

 

расходы на создание резервов в целях капитального ремонта предмета лизинга;

• комиссионный сбор торгового агента;

• расходы на передачу предмета лизинга;

' расходы на оказание возникающих в ходе реализации ком­плексного лизинга дополнительных услуг;

• иные расходы, без осуществления которых невозможно нор­
мальное использование предмета лизинга.

Конкретный состав расходов определяется в зависимости от содержания обязательств лизингодателя, зафиксированных в до­говоре лизинга-Плата за владение и пользование предоставленным по договору лизинга имуществом осуществляется лизингополучателем в виде лизинговых платежей, уплачиваемых лизингодателю, в состав ко­торых в общем случае включаются:

• плата за основные услуги (процент вознаграждения);

• амортизация имущества за период, охватываемый сроком договора;

• инвестиционные затраты (издержки);

• оплата процентов за кредиты, использованные лизингода­телем на приобретение имущества (предмета лизинга);

• плата за дополнительные услуги лизингодателя, предусмот­ренные договором;

• НДС;

• страховые взносы за страхование предмета лизингового до­говора, если оно осуществлялось лизингодателем;

• налог на это имущество, уплаченный лизингодателем.
Лизинговые платежи относятся на себестоимость продукции

(работ, услуг) лизингополучателя.

Стороны договора имеют право по взаимному соглашению применять ускоренную амортизацию предмета лизинга, при ко­торой утвержденная в установленном порядке норма амортиза­ционных отчислений увеличивается на коэффициент ускорения в размере не выше 3.

Кроме того, лизингодателям в целях стимулирования обнов­ления машин и оборудования дополнительно предоставляется право списания в качестве амортизационных отчислений до 35% первоначальной стоимости основных фондов, срок службы ко­торых превышает три года, в первый год эксплуатации указан­ных фондов.

Доходом лизингодателя по договору лизинга является его вознаграждение. Прибылью лизингодателя является превышение

доходов над его расходами на осуществление основной деятель­ности лизингодателя.

Согласно действующему в России федеральному закону о лизинге основными типами лизинга являются:

долгосрочный лизинг — осуществляемый в течение трех лет или более;

среднесрочный лизинг — осуществляемый в течение от по­лутора до трех лет;

краткосрочный лизинг — осуществляемый в течение менее полугода.

Основными видами лизинга автотранспортной техники явля­ются финансовый и оперативный лизинг. Критерием для разгра­ничения служат объем обязанностей лизингодателя и срок исполь­зования оборудования. В финансовом лизинге лизингодатель по­купает технику для пользователя, возвращая себе ее стоимость из периодических платежей пользователя.

Финансовый лизинг характеризуется тем, что срок, на кото­рый техника передается во временное пользование, по продол­жительности равен сроку ее службы. В качестве лизингодателя, как правило, выступает лизинговая компания, которая приоб­ретает технику в собственность у фирмы-изготовителя. При этом компания не несет никаких обязательств, связанных с эксплуа­тацией и ремонтом объекта лизинга.

По окончании срока действия договора лизинга пользователь может приобрести имущество в собственность, возобновить до­говор на льготных условиях или прекратить договорные отно­шения.

Финансовый лизинг обычно бывает с полной выплатой. Это означает, что в течение договора лизинговая компания возвра­щает себе всю стоимость имущества. В то же время размер пе­риодических платежей начисляется таким образом, чтобы не только компенсировать стоимость имущества, но и получить прибыль.

Лизинговая компания при покупке нового оборудования пользуется налоговой скидкой на инвестиции и ускоренной амор­тизацией, что дает ей возможность снижать ставки периодичес­ких платежей.

Разновидностью финансового лизинга служит возвратный лизинг, при котором собственник имущества продает его лизин­говой компании и одновременно заключает с ней договор лизинга на это имущество в качестве пользователя. Таким образом, пер­воначальный собственник получает от лизинговой компании полную стоимость имущества, сохраняет за собой право владе


ния и лишь выплачивает периодические платежи за пользование объектом лизинга.

При оперативном лизинге имущество используется в течение времени, которое меньше срока экономической службы этого имущества. Лизинговая компания сдает его во временное пользо­вание несколько раз — как правило, разным пользователям.

Договор лизинга может предусматривать оказание лизинго­дателем лизингополучателю так называемых дополнительных услуг: послегарантийное обслуживание и ремонт предмета ли­зинга, в том числе текущий, средний и капитальный ремонты; обучение персонала; выполнение других работ и услуг, без ко­торых невозможно использовать предмет лизинга.

Лизинг с дополнительным набором услуг привлекателен для автовладельцев (предприятий и индивидуальных предпринима­телей, не располагающих собственной ремонтной базой).

Отношения, при которых ТО и указанные дополнительные услуги являются обязанностью пользователя, определяют как чистый лизинг.

В отношениях чистого лизинга участвуют банки, страховые компании и иные финансовые организации, в распоряжении которых отсутствуют производственные мощности для выпол­нения ТО и ремонта техники. Арендодатель сдает в аренду лишь подвижной состав, а ТО и ремонт, налоговые платежи, страхо­вание и т.д. берет на себя арендатор. Хотя при чистом лизинге плата значительно ниже, чем при лизинге с оказанием полного набора услуг, арендатор в первом случае должен проводить единое ТО в соответствии с требованиями арендодателя (например, арен­додатель может потребовать замены покрышек и тормозных ко­лодок на трейлере каждые 12 мес). Кроме того, арендатор обя­зан вернуть подвижной состав в надлежащем состоянии.

Чистый лизинг наиболее приемлем для компаний, облада­ющих собственными мощностями по ТО подвижного состава.

Если ТО оборудования, его ремонт, страхование являются обязанностью лизингодателя, то говорят о лизинге, включающее дополнительные обязательства или лизинге с полным или частич­ным набором услуг. Данный вид лизинга применяют лизинговые компании, располагающие необходимой технической базой для выполнения вышеназванных услуг.

Существуют следующие методы начисления лизинговых пла­тежей:

• метод «с фиксированной общей суммой»: общая сумма пла­тежей начисляется равными долями в течение всего срока

договора в соответствии с согласованной сторонами пери­одичностью;

• метод «с авансом»: лизингополучатель при заключении до­говора выплачивает лизингодателю аванс в согласованном сторонами размере, а остальная часть общей суммы лизин­говых платежей (за минусом аванса) начисляется и упла­чивается в течение срока действия договора, как при на­числении платежей с фиксированной суммой;

• метод «минимальных платежей»: в общую сумму платежей включаются сумма амортизации лизингового имущества за весь срок действия договора, плата за пользование лизин­годателем заемными средствами, комиссионное вознаграж­дение и плата за дополнительные услуги лизингодателя, предусмотренные договором, а также стоимость выкупа­емого имущества, если выкуп предусмотрен договором.

Расчет общей суммы лизинговых платежей (JII7) осуществ­ляется по формуле

ЛП=АО + ПК + КВ + ДУ+ НДС, (15.12)

где АО — величина амортизационных отчислений, причита­ющихся лизингодателю в текущем году; ПК— плата за используемые лизингодателем кредитные ре­сурсы на приобретение имущества — объекта договора ли­зинга;

KB — комиссионное вознаграждение лизингодателю за пре­доставление имущества по договору лизинга; ДУ— плата лизингодателю за дополнительные услуги ли­зингополучателю, предусмотренные договором лизинга; НДС— налог на добавленную стоимость, уплачиваемый ли­зингополучателем по услугам лизингодателя. Если лизингополучатель является малым предприятием, то в

общую сумму лизинговых платежей НДС не включается. Амортизационные отчисления рассчитываются по формуле

АО=(БС • Hа)/100, (15.13)

где БС — балансовая стоимость имущества — предмета догово­ра лизинга, руб.;

Hа — норма амортизационных отчислений, %. Плата за используемые лизингодателем кредитные ресурсы на приобретение имущества — предмета договора лизинга рассчиты­вается по формуле

ПК=(КР- СTк)/100, (15.14)

где СТК — ставка за кредит, % годовых.

При этом имеется в виду, что в каждом расчетном году пла­та за используемые кредитные ресурсы соотносится со средне­годовой суммой непогашенного кредита в этом году или сред­негодовой остаточной стоимостью имущества — предмета дого­вора:

KP=[(Q.(OCn+OCK)]/2, (15.15)

где КР— кредитные ресурсы, используемые на приобретение имущества, плата за которые осуществляется в расчетном году, руб.;

Q— коэффициент, учитывающий долю заемных средств в общей стоимости приобретаемого имущества. Если для при­обретения имущества используются только заемные сред­ства, то Q— 1;

ОСп и ОСк — расчетная остаточная стоимость имущества соответственно на начало и конец года, руб. Комиссионное вознаграждение может быть установлено по со­глашению сторон в процентах:

а) от балансовой стоимости (БС) имущества — предмета до­
говора;

б) от среднегодовой остаточной стоимости имущества.

В соответствии с этим расчет комиссионного вознаграждения ведется по формуле

КВх = БС-р, (15.16)

где р — ставка комиссионного вознаграждения, % годовых от балансовой стоимости имущества, или по формуле

KB1=[(ОСH+ ОСк)/2] • СTв/100, (15.17)

где СТВ ставка комиссионного вознаграждения, устанавли­ваемая в процентах от среднегодовой остаточной стоимос­ти имущества — предмета договора. Плата лизингодателю за дополнительные услуги в расчетном

году (ДУТ) рассчитывается по формуле

ДУТ=(Р1 + Р2 +... Pn)/T (15.18)

где P, + Р2 +... + Рп расход лизингодателя на каждую пре­дусмотренную договором услугу, руб.; Т— срок договора, лет. Размер НДС определяется по формуле

НДС,= (В,*СТп)/ 100, (15.19)

где В, — выручка от сделки по договору лизинга в расчетном

году, руб.;

СТп -ставка НДС, %. В сумму выручки включаются амортизационные отчисления, плата за использованные кредитные ресурсы (ПК), сумма воз­награждения лизингодателю (KB) и плата за дополнительные услуги лизингодателя, предусмотренные договором (ДУ):

Bt = АО, + ПК, + KB, + ДУГ (15.20)

Состав слагаемых при определении выручки определяется законодательством о налоге на добавленную стоимость и инст­рукциями по определению налогооблагаемой базы. Лизинговые платежи выплачиваются лизингополучателем в виде отдельных взносов.

В договоре лизинга стороны согласовывают общую сумму лизинговых платежей, их форму, метод начисления, периодич­ность и способы их уплаты.

Различают следующие формы платежей: денежную, компен­сационную (т.е. продукцией или услугами лизингополучателя) и смешанную. При компенсационной и смешанной формах пла­тежей должны строго соблюдаться законодательно установлен­ные правила определения цен на продукцию или услуги лизин­гополучателя.

Стороны договора могут избрать один из следующих методов начисления лизинговых платежей: метод с фиксированной об­щей суммой, метод начисления платежей с авансом [24].

Метод с фиксированной общей суммой означает, что общая сумма платежей начисляется равными долями в течение всего срока действия договора лизинга в соответствии с периодично­стью, согласованной сторонами.

При методе начисления платежей с авансом стороны согласо­вывают величину аванса, уплачиваемого лизингополучателем при заключении договора, а остальная часть общей суммы лизинго­вых платежей (за минусом аванса) начисляется равными доля­ми в течение всего срока договора.

В договоре лизинга должны быть согласованы периодичность лизинговых взносов (ежемесячно, ежеквартально, раз в полуго­дие или ежегодно), а также точные даты уплаты взносов.

По способу уплаты лизинговых платежей (рис. 15.2) разли­чают следующие схемы их оплаты: по дегрессивной шкале (т.е. рав­ными долями); по прогрессивной шкале (когда размер платежа увеличивается в течение срока действия договора) и по регрес­сивной шкале (когда размер платежа изменяется от больших к меньшим). Стороны могут установить способ уплаты платежей с льготным периодом в начале срока действия договора, когда лизингополучатель освобождается от их уплаты. Естественно, что при любом выбранном сторонами способе оплаты платежей об­щая сумма остается неизменной.

 

 

Рис. 15.2. Схемы оплаты лизинговых платежей: ОТ — срок договора лизинга, Ot — срок льготного периода. Соответ­ственно размер лизинговых платежей: Пд — при дегрессивной шкале; Пи — при прогрессивной шкале; Пр — при регрессивной шкале; Пл — при наличии

льготного периода

Преимущества лизинга дорогостоящей техники очевидны как для потребителя, так и для поставщика. У потребителя техники-появляются возможности ее обновления, что позволяет ему в полной мере использовать достижения научно-технического прогресса. Приобретение техники по лизингу для него, естествен­но, обойдется дороже, чем прямая закупка, поскольку между ним и поставщиком имеется финансовый посредник — лизинговая компания, работающая на условиях коммерческого расчета. До­полнительные затраты должны компенсироваться за счет эффекта, получаемого в процессе эксплуатации техники, а также инвес­тирования временно невостребованных средств на другие нуж ды. Кроме того, потребитель получает возможность на одну и ту же сумму приобрести больше оборудования.

Потребитель техники, использующий ее по лизинговому до­говору, получает возможность уменьшить налоги на прибыль, поскольку лизинговые платежи относятся на себестоимость про­дукции. Плательщиком налога на лизинговое имущество высту­пает собственник — лизингодатель. Снижается потребность в первоначальных инвестициях, что позволяет обновлять произ­водственные фонды, приобретать дорогостоящие высокопроиз­водительные образцы техники; повышается оперативность реше­ния производственных проблем. Лизингополучатель имеет и другие преимущества, которые свидетельствуют о пользе лизинга: он имеет право выбора формы использования техники (выкупить ее, продлить договор оперативного лизинга или купить новую технику); уменьшается риск морального и физического износа техники, поскольку этот риск несет лизингодатель.

В общем случае выгода лизингополучателя состоит в том, что при лизинге его инвестиционные затраты с учетом фактора вре­мени оказываются меньше разовых прямых затрат собственных средств или банковского кредита. Выгода лизингодателя заклю­чается в том, что его прибыль при лизинге выше, чем при дру­гих способах использования кредита. Чем она выше, тем ниже риск инноваций.

Продавцы объектов лизинга получают возможность расширить каналы сбыта и объемы продаж, снизить запасы готовой продук­ции на складах и ускорить оборачиваемость капитала. Если ли­зингодателем является компания, располагающая собственной базой, то у нее появляются возможности увеличить объемы продаж за счет поставки лизингополучателю запасных частей, ремонт­ных материалов, а также за счет ТО и ремонта техники и обору­дования.

Поставщику, в качестве которого выступает завод-изготови­тель, лизинг дает возможность загрузить технологическое обо­рудование, рационально использовать рабочую силу, не допус­тить резкого снижения объема выпускаемой продукции.

Государство заинтересовано в широком применении лизин­га, поскольку он способствует ускорению процесса воспроизвод­ства и НТП, созданию новых рабочих мест, привлечению зару­бежных инвесторов (при-международном лизинге), увеличению налоговых поступлений в бюджет, развитию диверсификации про­изводства.

Поскольку лизинг в условиях рыночной экономики как спо­соб инвестирования средств создает благоприятные условия для

функционирования и развития общественного производства, он пользуется государственной поддержкой во всех развитых стра­нах мира. Особенно широко при этом применяются налоговые льготы для всех участников лизинговых операций. Государство заинтересовано в широком применении лизинга еще и потому, что он способствует увеличению притока частных инвестиций в экономику, развитию малых форм хозяйствования и т.д.

Важное значение лизинг имеет для автомобильного транспорта, поскольку цены на подвижной состав очень высокие. В то же время проблема обновления автопарка требует скорейшего ре­шения. Особенно острой эта проблема является на городском пассажирском транспорте, выполняющем социально значимые перевозки. Приоритетное развитие указанного транспорта позво­ляет уменьшить отрицательное влияние транспорта на окружа­ющую среду, снизить плотность движения на улицах городов и дорогах страны, загазованность воздуха, аварийность на автотранс­порте.

Следует отметить, что российские АТП в современных усло­виях могут приобрести подвижной состав иностранных марок по международному лизингу.

Международный лизинг характеризуется тем, что его участники (лизинговая компания, арендатор, поставщик) могут находить­ся в разных странах. В рамках международного лизинга выде­ляют прямой зарубежный лизинг, т.е. арендную сделку между юри­дическими лицами различных стран, и косвенный зарубежный лизинг, при котором арендатор и арендодатель являются юриди­ческими лицами одной страны, но капитал последнего частич­но принадлежит иностранным фирмам [29].

Прямой зарубежный лизинг подразделяется:

• на сделки, в которых лизинговая компания покупает тех­нику у национальной фирмы, а затем предоставляет ее за границу арендатору (экспортный лизинг);

• сделки, в которых арендодатель покупает технику у ино­странной фирмы, а затем предоставляет ее отечественному' арендатору.

Международный лизинг имеет несколько разновидностей:

• заключение лизинговой компанией договора непосредствен­но с зарубежным арендатором;

• заключение лизинговой компанией договора с зарубежным партнером через дочернюю компанию за рубежом;

• заключение договора через посредника, т.е. лизинговый кон­тракт с арендатором заключается зарубежной лизинговой ком­панией через лизинговую компанию страны арендатора.

Лизинг автотранспортных средств является одним из наибо­лее развитых и доходных направлений лизинговой деятельнос­ти во многих странах [24], что объясняется его высокой ликвид­ностью. Он требует от клиента меньших усилий на обеспечение сделки, а застрахованные транспортные средства служат для инвесторов достаточно высокой гарантией возврата значитель­ной части вложенных в проект средств. По этой причине в странах Запада лизингом автомобилей занимаются сотни компаний.

Доля лизинга автотранспортных средств в ведущих европей­ских странах составляет 50—80%. Учредителями 25 самых круп­ных лизинговых компаний являются крупнейшие автомобиль­ные концерны мира: Mercedes, Volkswagen, BMW, Opel, Volvo, Nissan, Toyota, Fiat, Ford. Лизинг позволяет этим товаропроиз­водителям значительно расширить рынок сбыта. Распространен­ным видом лизинга является лизинг с полным набором сервис­ных услуг, включая комплексную систему технического и гаран­тийного обслуживания, ремонта и страхования.

В России в настоящее время международный финансовый лизинг считается самым распространенным способом обновле­ния подвижного состава российскими АТП. Доля поставок по лизингу на российский рынок составляет 80—95% от общего объ­ема поставок [24].



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 1192; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.180.76 (0.077 с.)