Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лизинг как вид инвестиционной деятельностиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Обновление автопарка и комплектование оптимального его состава автотранспортными средствами требуют больших затрат, что объясняется высокими ценами на автомобили, прицепы и полуприцепы как на внутреннем, так и на международном рынке. Аналогичная ситуация складывается в оснащении ремонтной базы АТП необходимым оборудованием. Приобретение новых автотранспортных средств и ремонтного оборудования для большинства АТП, особенно малых, является большой проблемой. Можно обратиться в банк и получить кредит на указанные цели, но банки в настоящее время предпочитают не давать прямые долгосрочные кредиты или выдают их под высокие проценты, что отрицательно сказывается на эффективности производства. Одним из направлений решения этой проблемы в современных условиях является применение лизинга. Лизинг — это вид инвестиционной деятельности, связанной с приобретением имущества и передачей его на основании договора лизинга физическим или юридическим лицам на определенных условиях, на определенный срок и за определенную плату с возможностью перехода права собственности на предмет лизинга к лизингополучателю (ст. 2 Федерального закона РФ «О лизинге»). Таким образом, лизинг рассматривается одновременно и как вид коммерческой деятельности, направленной на инвестирование собственных или привлечение финансовых средств, когда по договору лизинговая компания обязуется приобрести в собственность обусловленное договором имущество у определенного продавца и предоставить это имущество потребителю в аренду на определенный срок [12, 17, 24]. В зависимости от конкретных обстоятельств объектом лизинга может быть любое движимое и недвижимое имущество, относящееся по действующей классификации к основным средствам. На практике в лизинг чаще всего передаются различное технологическое оборудование с высокими темпами морального старения, дорогостоящие машины, станки, приборы, строительная техника, тракторы, комбайны и т.д. Субъектами лизинга являются три основных лица: лизингодатель, лизингополучатель, производитель (продавец) предмета лизинга. Всем комплексом лизинговых услуг, как правило, занимаются специализированные компании, имеющие средства для инвестирования. Схема лизинговых операций представлена на рис. 15.1. По экономическому содержанию лизинг относится к прямым инвестициям, в ходе исполнения которых лизингополучатель обязан возместить лизингодателю инвестиционные затраты (издержки), осуществленные в материальной и денежной формах, и выплатить вознаграждение. Лизингод.ппи
Рис. 15.1. <)|к iimi i щи»! лизинговых операций Под инвестиционными ЮТратами (издержками) понимаются расходы и затраты (издержки) /нишподателя, связанные с приобретением и использованием предмета лизинга лизингополучателем. Расходы могут включать: • стоимость предмет шиит л; • налог на имущество, • расходы на транспортировку и установку; • расходы на обучение персонала лизингополучателя работе, связанной с предметом лизинга; • расходы на хранение предмета лизинга до момента ввода его в эксплуатацию; • расходы на охрану предмета лизинга во время транспортировки и его страхование; • страхование от всех видов риска; • расходы на выплату процентов за пользование привлеченными средствами и отсрочку платежей, предоставленные продавцом (поставщиком); • плата за предоставление лизингодателю гарантий и поручительств, подтверждение расчетно-платежных документов третьими лицами в связи с предметом лизинга; • расходы на содержание и обслуживание предмета лизинга; • расходы на регистрацию предмета лизинга, а также расходы, связанные с приобретением и передачей предмета лизинга;
• расходы на создание резервов в целях капитального ремонта предмета лизинга; • комиссионный сбор торгового агента; • расходы на передачу предмета лизинга; ' расходы на оказание возникающих в ходе реализации комплексного лизинга дополнительных услуг; • иные расходы, без осуществления которых невозможно нор Конкретный состав расходов определяется в зависимости от содержания обязательств лизингодателя, зафиксированных в договоре лизинга-Плата за владение и пользование предоставленным по договору лизинга имуществом осуществляется лизингополучателем в виде лизинговых платежей, уплачиваемых лизингодателю, в состав которых в общем случае включаются: • плата за основные услуги (процент вознаграждения); • амортизация имущества за период, охватываемый сроком договора; • инвестиционные затраты (издержки); • оплата процентов за кредиты, использованные лизингодателем на приобретение имущества (предмета лизинга); • плата за дополнительные услуги лизингодателя, предусмотренные договором; • НДС; • страховые взносы за страхование предмета лизингового договора, если оно осуществлялось лизингодателем; • налог на это имущество, уплаченный лизингодателем. (работ, услуг) лизингополучателя. Стороны договора имеют право по взаимному соглашению применять ускоренную амортизацию предмета лизинга, при которой утвержденная в установленном порядке норма амортизационных отчислений увеличивается на коэффициент ускорения в размере не выше 3. Кроме того, лизингодателям в целях стимулирования обновления машин и оборудования дополнительно предоставляется право списания в качестве амортизационных отчислений до 35% первоначальной стоимости основных фондов, срок службы которых превышает три года, в первый год эксплуатации указанных фондов. Доходом лизингодателя по договору лизинга является его вознаграждение. Прибылью лизингодателя является превышение доходов над его расходами на осуществление основной деятельности лизингодателя. Согласно действующему в России федеральному закону о лизинге основными типами лизинга являются: • долгосрочный лизинг — осуществляемый в течение трех лет или более; • среднесрочный лизинг — осуществляемый в течение от полутора до трех лет; • краткосрочный лизинг — осуществляемый в течение менее полугода. Основными видами лизинга автотранспортной техники являются финансовый и оперативный лизинг. Критерием для разграничения служат объем обязанностей лизингодателя и срок использования оборудования. В финансовом лизинге лизингодатель покупает технику для пользователя, возвращая себе ее стоимость из периодических платежей пользователя. Финансовый лизинг характеризуется тем, что срок, на который техника передается во временное пользование, по продолжительности равен сроку ее службы. В качестве лизингодателя, как правило, выступает лизинговая компания, которая приобретает технику в собственность у фирмы-изготовителя. При этом компания не несет никаких обязательств, связанных с эксплуатацией и ремонтом объекта лизинга. По окончании срока действия договора лизинга пользователь может приобрести имущество в собственность, возобновить договор на льготных условиях или прекратить договорные отношения. Финансовый лизинг обычно бывает с полной выплатой. Это означает, что в течение договора лизинговая компания возвращает себе всю стоимость имущества. В то же время размер периодических платежей начисляется таким образом, чтобы не только компенсировать стоимость имущества, но и получить прибыль. Лизинговая компания при покупке нового оборудования пользуется налоговой скидкой на инвестиции и ускоренной амортизацией, что дает ей возможность снижать ставки периодических платежей. Разновидностью финансового лизинга служит возвратный лизинг, при котором собственник имущества продает его лизинговой компании и одновременно заключает с ней договор лизинга на это имущество в качестве пользователя. Таким образом, первоначальный собственник получает от лизинговой компании полную стоимость имущества, сохраняет за собой право владе ния и лишь выплачивает периодические платежи за пользование объектом лизинга. При оперативном лизинге имущество используется в течение времени, которое меньше срока экономической службы этого имущества. Лизинговая компания сдает его во временное пользование несколько раз — как правило, разным пользователям. Договор лизинга может предусматривать оказание лизингодателем лизингополучателю так называемых дополнительных услуг: послегарантийное обслуживание и ремонт предмета лизинга, в том числе текущий, средний и капитальный ремонты; обучение персонала; выполнение других работ и услуг, без которых невозможно использовать предмет лизинга. Лизинг с дополнительным набором услуг привлекателен для автовладельцев (предприятий и индивидуальных предпринимателей, не располагающих собственной ремонтной базой). Отношения, при которых ТО и указанные дополнительные услуги являются обязанностью пользователя, определяют как чистый лизинг. В отношениях чистого лизинга участвуют банки, страховые компании и иные финансовые организации, в распоряжении которых отсутствуют производственные мощности для выполнения ТО и ремонта техники. Арендодатель сдает в аренду лишь подвижной состав, а ТО и ремонт, налоговые платежи, страхование и т.д. берет на себя арендатор. Хотя при чистом лизинге плата значительно ниже, чем при лизинге с оказанием полного набора услуг, арендатор в первом случае должен проводить единое ТО в соответствии с требованиями арендодателя (например, арендодатель может потребовать замены покрышек и тормозных колодок на трейлере каждые 12 мес). Кроме того, арендатор обязан вернуть подвижной состав в надлежащем состоянии. Чистый лизинг наиболее приемлем для компаний, обладающих собственными мощностями по ТО подвижного состава. Если ТО оборудования, его ремонт, страхование являются обязанностью лизингодателя, то говорят о лизинге, включающее дополнительные обязательства или лизинге с полным или частичным набором услуг. Данный вид лизинга применяют лизинговые компании, располагающие необходимой технической базой для выполнения вышеназванных услуг. Существуют следующие методы начисления лизинговых платежей: • метод «с фиксированной общей суммой»: общая сумма платежей начисляется равными долями в течение всего срока договора в соответствии с согласованной сторонами периодичностью; • метод «с авансом»: лизингополучатель при заключении договора выплачивает лизингодателю аванс в согласованном сторонами размере, а остальная часть общей суммы лизинговых платежей (за минусом аванса) начисляется и уплачивается в течение срока действия договора, как при начислении платежей с фиксированной суммой; • метод «минимальных платежей»: в общую сумму платежей включаются сумма амортизации лизингового имущества за весь срок действия договора, плата за пользование лизингодателем заемными средствами, комиссионное вознаграждение и плата за дополнительные услуги лизингодателя, предусмотренные договором, а также стоимость выкупаемого имущества, если выкуп предусмотрен договором. Расчет общей суммы лизинговых платежей (JII7) осуществляется по формуле ЛП=АО + ПК + КВ + ДУ+ НДС, (15.12) где АО — величина амортизационных отчислений, причитающихся лизингодателю в текущем году; ПК— плата за используемые лизингодателем кредитные ресурсы на приобретение имущества — объекта договора лизинга; KB — комиссионное вознаграждение лизингодателю за предоставление имущества по договору лизинга; ДУ— плата лизингодателю за дополнительные услуги лизингополучателю, предусмотренные договором лизинга; НДС— налог на добавленную стоимость, уплачиваемый лизингополучателем по услугам лизингодателя. Если лизингополучатель является малым предприятием, то в общую сумму лизинговых платежей НДС не включается. Амортизационные отчисления рассчитываются по формуле АО=(БС • Hа)/100, (15.13) где БС — балансовая стоимость имущества — предмета договора лизинга, руб.; Hа — норма амортизационных отчислений, %. Плата за используемые лизингодателем кредитные ресурсы на приобретение имущества — предмета договора лизинга рассчитывается по формуле ПК=(КР- СTк)/100, (15.14) где СТК — ставка за кредит, % годовых. При этом имеется в виду, что в каждом расчетном году плата за используемые кредитные ресурсы соотносится со среднегодовой суммой непогашенного кредита в этом году или среднегодовой остаточной стоимостью имущества — предмета договора: KP=[(Q.(OCn+OCK)]/2, (15.15) где КР— кредитные ресурсы, используемые на приобретение имущества, плата за которые осуществляется в расчетном году, руб.; Q— коэффициент, учитывающий долю заемных средств в общей стоимости приобретаемого имущества. Если для приобретения имущества используются только заемные средства, то Q— 1; ОСп и ОСк — расчетная остаточная стоимость имущества соответственно на начало и конец года, руб. Комиссионное вознаграждение может быть установлено по соглашению сторон в процентах: а) от балансовой стоимости (БС) имущества — предмета до б) от среднегодовой остаточной стоимости имущества. В соответствии с этим расчет комиссионного вознаграждения ведется по формуле КВх = БС-р, (15.16) где р — ставка комиссионного вознаграждения, % годовых от балансовой стоимости имущества, или по формуле KB1=[(ОСH+ ОСк)/2] • СTв/100, (15.17) где СТВ — ставка комиссионного вознаграждения, устанавливаемая в процентах от среднегодовой остаточной стоимости имущества — предмета договора. Плата лизингодателю за дополнительные услуги в расчетном году (ДУТ) рассчитывается по формуле ДУТ=(Р1 + Р2 +... Pn)/T (15.18) где P, + Р2 +... + Рп — расход лизингодателя на каждую предусмотренную договором услугу, руб.; Т— срок договора, лет. Размер НДС определяется по формуле НДС,= (В,*СТп)/ 100, (15.19) где В, — выручка от сделки по договору лизинга в расчетном году, руб.; СТп -ставка НДС, %. В сумму выручки включаются амортизационные отчисления, плата за использованные кредитные ресурсы (ПК), сумма вознаграждения лизингодателю (KB) и плата за дополнительные услуги лизингодателя, предусмотренные договором (ДУ): Bt = АО, + ПК, + KB, + ДУГ (15.20) Состав слагаемых при определении выручки определяется законодательством о налоге на добавленную стоимость и инструкциями по определению налогооблагаемой базы. Лизинговые платежи выплачиваются лизингополучателем в виде отдельных взносов. В договоре лизинга стороны согласовывают общую сумму лизинговых платежей, их форму, метод начисления, периодичность и способы их уплаты. Различают следующие формы платежей: денежную, компенсационную (т.е. продукцией или услугами лизингополучателя) и смешанную. При компенсационной и смешанной формах платежей должны строго соблюдаться законодательно установленные правила определения цен на продукцию или услуги лизингополучателя. Стороны договора могут избрать один из следующих методов начисления лизинговых платежей: метод с фиксированной общей суммой, метод начисления платежей с авансом [24]. Метод с фиксированной общей суммой означает, что общая сумма платежей начисляется равными долями в течение всего срока действия договора лизинга в соответствии с периодичностью, согласованной сторонами. При методе начисления платежей с авансом стороны согласовывают величину аванса, уплачиваемого лизингополучателем при заключении договора, а остальная часть общей суммы лизинговых платежей (за минусом аванса) начисляется равными долями в течение всего срока договора. В договоре лизинга должны быть согласованы периодичность лизинговых взносов (ежемесячно, ежеквартально, раз в полугодие или ежегодно), а также точные даты уплаты взносов. По способу уплаты лизинговых платежей (рис. 15.2) различают следующие схемы их оплаты: по дегрессивной шкале (т.е. равными долями); по прогрессивной шкале (когда размер платежа увеличивается в течение срока действия договора) и по регрессивной шкале (когда размер платежа изменяется от больших к меньшим). Стороны могут установить способ уплаты платежей с льготным периодом в начале срока действия договора, когда лизингополучатель освобождается от их уплаты. Естественно, что при любом выбранном сторонами способе оплаты платежей общая сумма остается неизменной.
Рис. 15.2. Схемы оплаты лизинговых платежей: ОТ — срок договора лизинга, Ot — срок льготного периода. Соответственно размер лизинговых платежей: Пд — при дегрессивной шкале; Пи — при прогрессивной шкале; Пр — при регрессивной шкале; Пл — при наличии льготного периода Преимущества лизинга дорогостоящей техники очевидны как для потребителя, так и для поставщика. У потребителя техники-появляются возможности ее обновления, что позволяет ему в полной мере использовать достижения научно-технического прогресса. Приобретение техники по лизингу для него, естественно, обойдется дороже, чем прямая закупка, поскольку между ним и поставщиком имеется финансовый посредник — лизинговая компания, работающая на условиях коммерческого расчета. Дополнительные затраты должны компенсироваться за счет эффекта, получаемого в процессе эксплуатации техники, а также инвестирования временно невостребованных средств на другие нуж ды. Кроме того, потребитель получает возможность на одну и ту же сумму приобрести больше оборудования. Потребитель техники, использующий ее по лизинговому договору, получает возможность уменьшить налоги на прибыль, поскольку лизинговые платежи относятся на себестоимость продукции. Плательщиком налога на лизинговое имущество выступает собственник — лизингодатель. Снижается потребность в первоначальных инвестициях, что позволяет обновлять производственные фонды, приобретать дорогостоящие высокопроизводительные образцы техники; повышается оперативность решения производственных проблем. Лизингополучатель имеет и другие преимущества, которые свидетельствуют о пользе лизинга: он имеет право выбора формы использования техники (выкупить ее, продлить договор оперативного лизинга или купить новую технику); уменьшается риск морального и физического износа техники, поскольку этот риск несет лизингодатель. В общем случае выгода лизингополучателя состоит в том, что при лизинге его инвестиционные затраты с учетом фактора времени оказываются меньше разовых прямых затрат собственных средств или банковского кредита. Выгода лизингодателя заключается в том, что его прибыль при лизинге выше, чем при других способах использования кредита. Чем она выше, тем ниже риск инноваций. Продавцы объектов лизинга получают возможность расширить каналы сбыта и объемы продаж, снизить запасы готовой продукции на складах и ускорить оборачиваемость капитала. Если лизингодателем является компания, располагающая собственной базой, то у нее появляются возможности увеличить объемы продаж за счет поставки лизингополучателю запасных частей, ремонтных материалов, а также за счет ТО и ремонта техники и оборудования. Поставщику, в качестве которого выступает завод-изготовитель, лизинг дает возможность загрузить технологическое оборудование, рационально использовать рабочую силу, не допустить резкого снижения объема выпускаемой продукции. Государство заинтересовано в широком применении лизинга, поскольку он способствует ускорению процесса воспроизводства и НТП, созданию новых рабочих мест, привлечению зарубежных инвесторов (при-международном лизинге), увеличению налоговых поступлений в бюджет, развитию диверсификации производства. Поскольку лизинг в условиях рыночной экономики как способ инвестирования средств создает благоприятные условия для функционирования и развития общественного производства, он пользуется государственной поддержкой во всех развитых странах мира. Особенно широко при этом применяются налоговые льготы для всех участников лизинговых операций. Государство заинтересовано в широком применении лизинга еще и потому, что он способствует увеличению притока частных инвестиций в экономику, развитию малых форм хозяйствования и т.д. Важное значение лизинг имеет для автомобильного транспорта, поскольку цены на подвижной состав очень высокие. В то же время проблема обновления автопарка требует скорейшего решения. Особенно острой эта проблема является на городском пассажирском транспорте, выполняющем социально значимые перевозки. Приоритетное развитие указанного транспорта позволяет уменьшить отрицательное влияние транспорта на окружающую среду, снизить плотность движения на улицах городов и дорогах страны, загазованность воздуха, аварийность на автотранспорте. Следует отметить, что российские АТП в современных условиях могут приобрести подвижной состав иностранных марок по международному лизингу. Международный лизинг характеризуется тем, что его участники (лизинговая компания, арендатор, поставщик) могут находиться в разных странах. В рамках международного лизинга выделяют прямой зарубежный лизинг, т.е. арендную сделку между юридическими лицами различных стран, и косвенный зарубежный лизинг, при котором арендатор и арендодатель являются юридическими лицами одной страны, но капитал последнего частично принадлежит иностранным фирмам [29]. Прямой зарубежный лизинг подразделяется: • на сделки, в которых лизинговая компания покупает технику у национальной фирмы, а затем предоставляет ее за границу арендатору (экспортный лизинг); • сделки, в которых арендодатель покупает технику у иностранной фирмы, а затем предоставляет ее отечественному' арендатору. Международный лизинг имеет несколько разновидностей: • заключение лизинговой компанией договора непосредственно с зарубежным арендатором; • заключение лизинговой компанией договора с зарубежным партнером через дочернюю компанию за рубежом; • заключение договора через посредника, т.е. лизинговый контракт с арендатором заключается зарубежной лизинговой компанией через лизинговую компанию страны арендатора. Лизинг автотранспортных средств является одним из наиболее развитых и доходных направлений лизинговой деятельности во многих странах [24], что объясняется его высокой ликвидностью. Он требует от клиента меньших усилий на обеспечение сделки, а застрахованные транспортные средства служат для инвесторов достаточно высокой гарантией возврата значительной части вложенных в проект средств. По этой причине в странах Запада лизингом автомобилей занимаются сотни компаний. Доля лизинга автотранспортных средств в ведущих европейских странах составляет 50—80%. Учредителями 25 самых крупных лизинговых компаний являются крупнейшие автомобильные концерны мира: Mercedes, Volkswagen, BMW, Opel, Volvo, Nissan, Toyota, Fiat, Ford. Лизинг позволяет этим товаропроизводителям значительно расширить рынок сбыта. Распространенным видом лизинга является лизинг с полным набором сервисных услуг, включая комплексную систему технического и гарантийного обслуживания, ремонта и страхования. В России в настоящее время международный финансовый лизинг считается самым распространенным способом обновления подвижного состава российскими АТП. Доля поставок по лизингу на российский рынок составляет 80—95% от общего объема поставок [24].
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 1278; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.195.30 (0.01 с.) |