Формирование и классификация затрат на выполнение перевозок 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование и классификация затрат на выполнение перевозок



Себестоимость перевозок (работ, услуг) — это стоимостная оценка затрат всех видов ресурсов, используемых для осуществ­ления перевозок автомобильным транспортом (других работ и услуг, выполняемых автомобильным транспортом) [28].

Экономическая основа себестоимости — издержки производ­ства, которые представляют собой часть совокупного обществен­ного продукта или продукции. Издержки производства объеди­няют две различные по своему функциональному назначению части стоимости: стоимость потребленных средств производства (предметов и средств труда) и стоимость необходимого продук­та, представляющего собой фонд жизненных средств, потребных для воспроизводства рабочей силы. Обе части стоимости обес­печивают повторение производственного процесса в рамках воз­мещения затрат на простое воспроизводство. Третья часть сто­имости, превышающая издержки производства, составляет при­бавочный продукт общества, который используется для расширения производства и удовлетворения общественных по­требностей.

Себестоимость перевозок как показатель имеет большое зна­чение при оценке автотранспортной деятельности, поскольку оказывает решающее влияние на финансовое состояние перевоз­чика: чем ниже себестоимость, тем лучше финансовое состоя­ние АТП или индивидуального предпринимателя, осуществля­ющих перевозки грузов или пассажиров. В то же время сниже­ние себестоимости перевозок оказывает сильное влияние на финансовое состояние заказчиков транспортных услуг (грузовла­дельцев), поскольку при снижении себестоимости перевозок появляются возможности для снижения тарифов и, соответствен­но, для снижения себестоимости продукции других отраслей экономики и увеличения спроса на транспортные услуги. На пассажирском транспорте снижение тарифов является важным фактором увеличения объема перевозок и повышения благосо­стояния населения.

В себестоимость перевозок (работ, услуг) автомобильного транспорта включаются текущие затраты трудовых и материальных ресурсов; затраты по воспроизводству основных производственных

фондов; затраты, связанные с необходимым кадровым обеспе­чением, включая расходы на управление, обеспечение сохран­ности имущества, соблюдение необходимых требований по ох­ране окружающей среды, выполнение обязательств перед банком по предоставленным кредитам; налоги и сборы.

Автотранспорт — один из наиболее значительных источников загрязнения окружающей среды в Российской Федерации: на его долю приходится 43% суммарных выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, 3% сбросов вредных веществ со сточными водами, около 90% шумового воздействия на городское население. Ве­личина ежегодного экологического ущерба от автомобильного транспорта оценивается в 2—3% валового национального продукта

России [43].

В последние годы все больше внимания уделяется вопросам экологии. Это объясняется ростом общественного и государствен­ного интереса к социальным и экологическим аспектам произ­водственно-хозяйственной деятельности не только отдельных организаций, но и системы общественного производства в це­лом. Для всех хозяйствующих субъектов выполнение требований экологического законодательства — обязательное условие их функ­ционирования.

Автотранспортные предприятия, выполняющие перевозки грузов и пассажиров внутри города, выплачивают экологический сбор, который устанавливается в рублях на каждый литр топли­ва, израсходованного в процессе эксплуатации автомобилей. Налоговая ставка при этом дифференцирована по видам топли­ва (бензинового, дизельного, газообразного), поскольку загряз­няющее воздействие каждого вида топлива неодинаково:

 

(10.1)

где Эс — экологический сбор (налог), руб.; Нк — налоговая ставка, руб./л;

i — количество видов топлива, использованного автомобиль­ным предприятием;

Qk — годовое потребление топлива k-го вида, л.

Охрана окружающей среды является общегосударственны делом; и эффект, получаемый в результате проведения приро доохранных мероприятий, имеет в большей степени социальную чем экономическую значимость. Автотранспортное предприяти обязано в интересах настоящего и будущего поколений обеспе

чивать эффективное использование и воспроизводство природных ресурсов, охранять окружающую среду от загрязнения и других вредных воздействий.

Затраты, входящие в состав себестоимости перевозок грузов и пассажиров, разнородны по своему составу, экономическому назначению, роли в выполнении транспортных услуг. В зависимости от перечисленных признаков их классифицируют по элементам, статьям и группам.

Группировка по элементам затрат необходима для выявления фактического расходования в производственном процессе предприятий материальных, трудовых и финансовых ресурсов, определения потребности предприятия в этих ресурсах для осуществления перевозок автомобильным транспортом, выполнения работ (услуг) по транспортно-экспедиционному обеспечению.

Все затраты, образующие себестоимость перевозок автомобильным транспортом, группируются в соответствии с их экономическим содержанием по следующим элементам затрат:

а) затраты на оплату труда;

б) отчисления на социальные нужды;

в) материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных

отходов);

г) амортизация основных фондов;

д) прочие затраты.

В затраты на оплату труда включаются затраты на оплату труда основного производственного персонала предприятия, премии рабочим, руководителям, специалистам и другим служащим за производственные результаты, стимулирующие и компенсирующие выплаты, в том числе компенсации по оплате труда в связи с повышением цен индексацией доходов в пределах норм, предусмотренных законодательством, компенсации, выплачиваемые в устанавливаемых законодательством размерах женщинам, находящимся в частично оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком до достижения им определенного законодательством возраста, а также затраты на оплату труда работников, не состоящих в штате предприятия, занятых в основной деятельности.

Отчисления на социальные нужды — это обязательные отчисления в соответствии с установленными законодательством нормами в органы государственного социального страхования, Пенсионный фонд, Государственный фонд занятости населения и Фонд обязательного медицинского страхования от затрат на оплату труда работников АТП.

Материальные затраты — это стоимость израсходованных в процессе производства работ и услуг различного рода топливно энергетических ресурсов и материалов, запасных частей для ре­монта, ТО подвижного состава, автомобильной резины и обо­рудования, инструментов, приспособлений, инвентаря, прибо­ров и других средств труда, не относимых к основным фондам, и других малоценных предметов, а также расходы на оплату ус­луг (труда) производственного характера, выполняемых сторон­ними предприятиями и организациями, производствами и хо­зяйственными подразделениями самого предприятия, не отно­сящихся к основному виду деятельности.

В составе затрат на топливо отражается стоимость всех видов топлива, приобретенного со стороны (бензина, дизельного топ­лива, мазута, газа, нефти, угля, дров и т.д.), расходуемого на экс­плуатационные нужды автомобильного транспорта, а также для отопления зданий и помещений, выработки энергии и для дру­гих технологических целей.

В составе затрат на все виды энергии отражается стоимость всех видов покупной энергии (электрической, тепловой, сжатого воздуха, холода и т.д.), расходуемой на технологические (элект­росварку, электроплавку, электромеханическую обработку метал­лов, гальванические работы и т.д.), энергетические, осветительные и другие хозяйственные нужды предприятия, а также на транс­формацию и передачу покупной энергии до места ее потребле­ния.

В составе затрат на материалы отражается стоимость всех рас­ходуемых при ТО подвижного состава и других технических средств и устройств покупных материалов (обтирочных, смазоч­ных, лакокрасочных, изоляционных, электротехнических, кре­пежных материалов, различных минеральных и органических масел), запасных частей для ремонта подвижного состава и других технических средств, автомобильных шин.

В затраты на материалы включаются также суммы погашения износа инструментов, инвентаря и оборудования, относимых к малоценным и быстроизнашивающимся предметам, и суммы погашения износа бесплатно выдаваемой спецодежды.

К прочим материальным затратам относятся затраты, не от­носящиеся к основному виду деятельности, в том числе затра­ты на оплату работ и услуг производственного характера, выпол­няемых сторонними предприятиями или вспомогательными производствами и хозяйствами транспортной организации, не относящихся к основному виду деятельности.

В стоимость материальных ресурсов включаются также за­траты предприятий на приобретение тары и упаковки, полученных от поставщиков материальных ресурсов, за вычетом стоимости

этой тары по цене ее возможного использования в тех случаях, когда цены на них установлены особо сверх цены на эти ресурсы. В тех случаях, когда стоимость тары, принятой от поставщи­ка с материальным ресурсом, включена в его цену, из общей суммы затрат по его приобретению исключается стоимость тары по цене ее возможного использования или реализации (с учетом затрат на ее ремонт в части материалов).

Стоимость материальных ресурсов, отражаемая по элементу «Материальные затраты», формируется исходя из цен их приоб­ретения (без учета налога на добавленную стоимость), наценок (надбавок), комиссионных вознаграждений, уплачиваемых снаб­женческим и внешнеэкономическим организациям, стоимости услуг товарных бирж, включая брокерские услуги, таможенные пошлины, платы за транспортировку, хранение и доставку, осу­ществляемые сторонними организациями.

Из затрат на материальные ресурсы, включаемых в себестои­мость продукции, исключается стоимость возвратных отходов. Под возвратными отходами производства понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, теплоносителей и других видов материальных ресурсов, образовавшиеся в процессе про­изводства продукции (работ, услуг), утратившие полностью или частично потребительские качества исходного ресурса (химичес­кие или физические свойства) и в силу этого используемые с повышенными затратами (понижением выхода продукции) или вовсе не используемые по прямому назначению.

Амортизация основных фондов — это сумма амортизационных отчислений на полное восстановление основных производствен­ных фондов, исчисленная исходя из их балансовой стоимости и утвержденных в установленном порядке норм амортизационных отчислений, с применением в необходимых случаях методов ускоренной амортизации в соответствии с законодательством.

При этом по машинам, оборудованию и транспортным сред­ствам начисление амортизации прекращается после истечения нормативного срока их службы при условии полного перенесе­ния всей их стоимости на издержки производства и обращения. Предприятия, осуществляющие сдачу в аренду основных фон­дов, по элементу «Амортизация основных фондов» отражают амортизационные отчисления на полное восстановление как по собственным, так и по сданным в аренду основным фондам.

По основным фондам, сданным в аренду, амортизационные отчисления производятся арендодателем или арендатором в со­ответствии с формой аренды и условиями договора.

В случае сдачи предприятиями в аренду отдельных объектов основных фондов амортизационные отчисления на них производятся арендодателем с отнесением отчислений в состав расходов от внереализационных операций, с возмещением за счет полученной арендной платы, зачисляемой в состав доходов от внереализационных операций.

В элементе затрат «Амортизация основных фондов» отражаются затраты на аренду предприятием основных фондов (подвижного состава, оборудования, зданий, сооружений и пр.), а также плата за пользование земельными участками.

В элементе затрат «Амортизация основных фондов» отражаются также амортизационные отчисления от стоимости основных фондов (помещений), предоставляемых бесплатно предприятиям общественного питания, обслуживающим трудовые коллективы, а также от стоимости помещений и инвентаря, предоставляемых предприятиями медицинским учреждениям для организации медпунктов непосредственно на территории предприятий.

Предприятия, производящие в установленном законодательством порядке индексацию начисленных по действующим нормам амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов, отражают по элементу «Амортизация основных фондов» также сумму прироста амортизационных отчислений в результате их индексации.

Прочие затраты — это все затраты, которые не могут быть отнесены ни к одному из перечисленных выше элементов затрат:

• налоги, сборы, платежи (включая платежи по обязательным видам страхования);

• отчисления в страховые фонды (резервы) и другие обязательные отчисления, производимые в соответствии с установленным законодательством порядком;

• платежи за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ, отчисления в специальные внебюджетные фонды и другие обязательные платежи, производимые в соответствии с установленным законодательством порядком;

• вознаграждения за изобретения и рационализаторские предложения, затраты на оплату процентов по полученным кредитам, оплата работ по сертификации продукции;

• затраты на командировки, подъемные, плата сторонним организациям за пожарную и сторожевую охрану, за подготовку и переподготовку кадров, затраты на организованный набор работников;

 

 

• затраты на платежи по страхованию имущества организации, а также жизни и здоровья отдельных категорий работников и затраты, связанные со сбытом (реализацией) продукции (работ, услуг), могут выделяться из состава элемента «Прочие затраты» в отдельные элементы;

• затраты на создание страховых фондов (резервов) в пределах норм, установленных законодательством Российской Федерации, для финансирования расходов по предупреждению и ликвидации последствий аварий, пожаров, стихийных бедствий, экологических катастроф и других чрезвычайных ситуаций, а также для страхования имущества организаций, жизни работников и гражданской ответственности за причинение вреда имущественным интересам третьих лиц и др.

В прочие затраты на выполнение транспортных услуг входят страховые взносы по страхованию автотранспортных средств и автогражданской ответственности, плата за лицензию на перевозки.

Транспортное средство представляет собой средство передвижения повышенной опасности для его водителя, пассажиров, имущества, других окружающих лиц: автомобиль может попасть в аварию, его могут угнать. Чтобы уберечься от возможных убытков, предприятия страхуют принадлежащие им и арендованные транспортные средства. Договоры страхования могут быть двух видов: договор страхования имущества (добровольное страхование) и договор страхования гражданской ответственности (обязательное страхование). В первом случае страховая компания компенсирует ущерб от повреждения или угона автомобиля, а во втором — ущерб, причиненный другой фирме или гражданину [3].

Страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств, которое введено с 1 июля 2003 г. в соответствии с Законом РФ от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ, относится к обязательному страхованию.

Гражданская ответственность может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств. Владельцы транспортных средств, застраховавшие свою гражданскую ответственность, должны уплачивать страховой компании взносы (страховую премию). Размер указанных взносов рассчитывается исходя из страховых тарифов, базовые ставки которых устанавливаются в зависимости от технических характеристик, конструктивных особенностей и назначения транспортных средств.

 

Как уже отмечалось, деятельность предприятия по переводм грузов и пассажиров подлежит лицензированию. Расходы, свя занные с приобретением лицензии, относятся на себестоимость транспортных услуг. В эти расходы, в частности, включаются плата лицензирующему органу (транспортной инспекции) за рассмотрение заявления о предоставлении лицензии и плата зп выдачу лицензии. При этом стоимость лицензии списывается ни затраты ежемесячно равными долями. При этом ежемесячная сумма рассчитывается путем деления общей стоимости лицен­зии на количество месяцев в периоде, на который согласно По ложению о лицензировании перевозок пассажиров и грузов ав­томобильным транспортом выдается лицензия (пять лет).

В себестоимость транспортных услуг могут входить арендные и лизинговые платежи — в случае, если предприятие заключает договор аренды или лизинга с собственником имущества; затра­ты за прохождение техосмотра транспортных средств, который проводится один раз в два года для автомобилей «моложе» пяти лет и ежегодно для «старых» автомобилей; затраты на оплату сто­янки в случае, если предприятие вынуждено пользоваться платной стоянкой [3, 22].

На международных перевозках грузов и пассажиров в себе­стоимость входят затраты на страхование, включая обязательное медицинское страхование, страхование автогражданской ответ­ственности, общее медицинское страхование водителей для пользования медицинскими услугами за границей; плата за раз­решение на въезд; оплата визы; затраты на лицензирование пе­ревозок в международном сообщении; плата за проезд по плат­ным дорогам [29].

Классификация по элементам отражает участие в производ­ственном процессе на транспорте живого и овеществленного труда. Затраты живого труда выражаются в заработной плате всех работников с начислениями на нее, а затраты овеществленного труда выступают в форме оборотных фондов — предметов труда (топливо, материалы, запчасти и т.д.), полностью потребляемых за один производственный цикл, а также в форме износа (амор­тизации) основных фондов, средств труда (производственных зданий, сооружений, оборудования, подвижного состава, инст­рументов и инвентаря), обслуживающих производство в течение длительного времени. Поэтому группировка производственных затрат по элементам позволяет осуществлять контроль за фор­мированием, структурой и динамикой затрат по видам, харак­теризующим их экономическое содержание. Контроль поэлемент­ного состава и структуры затрат в динамике за ряд отчетных пе-

риодов дает возможность наметить главные направления поис­ка резервов снижения себестоимости транспортных услуг в за­висимости от изменений в технике и организации производства и других факторов.

Информация о поэлементной структуре затрат на производ­ство может быть использована для изучения соотношения жи­вого и прошлого (общественного) труда в совокупной величине затрат для изучения динамики заработной платы и ее состава, изучения динамики амортизационных отчислений.

Группировка затрат по элементам осуществляется при расчете налогооблагаемой прибыли.

Затраты на производство, сгруппированные по первичным экономическим признакам, образуют смету затрат. Разработка сметы позволяет определить общую сумму расходов на зарпла­ту, материалы, топливо и другие ресурсы, рассчитать размер амортизации и оценить величину других затрат.

Группировка по статьям осуществляется по целевому назна­чению затрат и используется для целей управления ими, а так­же при составлении калькуляции себестоимости перевозок — в частности, определении непосредственного участия отдельных видов затрат в образовании себестоимости и вскрытии факторов, формирующих достигнутый уровень себестоимости.

Группировка по калькуляционным статьям используется для определения затрат по видам перевозок, центрам ответственно­сти и местам возникновения расходов (цехам, участкам, брига­дам и другим внутрипроизводственным подразделениям).

Постатейная группировка затрат различается по отраслям производства. На автомобильном транспорте применяется сле­дующая группировка затрат по калькуляционным статьям себе­стоимости:

а) затраты, непосредственно связанные с перевозками и про­
изводством других услуг, в том числе:

• заработная плата водителей автомобилей (грузовых, авто­бусов, легковых такси) и кондукторов автобусов;

• отчисления на социальные нужды;

• автомобильное топливо;

• смазочные и прочие эксплуатационные материалы;

• техническое обслуживание и эксплуатационный ремонт ав­томобилей;

• износ и ремонт автомобильной резины;

• амортизация подвижного состава;

б) общехозяйственные расходы.

В статье «Заработная плата водителей автомобилей и кондук­торов автобусов» учитываются все виды заработной платы води­телей и кондукторов за работу на линии, исчисленные исходя из сдельных расценок, тарифных ставок в соответствии с принятыми на предприятиях системами оплаты труда, в том числе надбав­ки и доплаты за работу в выходные и праздничные (нерабочие) дни, в сверхурочное время, за совмещение профессий; денеж­ные премии, начисленные водителям и кондукторам в соответ­ствии с действующими положениями о премировании рабочих за результаты хозяйственной деятельности, включая премии за экономию топлива, сокращение износа шин и других материаль­ных ресурсов.

В статье «Отчисления на социальные нужды» отражаются обя­зательные отчисления по установленным законодательством нормам на государственное социальное страхование, в Пенси­онный фонд, Государственный фонд занятости населения, а также на обязательное медицинское страхование от расходов на опла­ту труда водителей и кондукторов, включаемых в себестоимость перевозок (работ, услуг).

В статье «Автомобильное топливо» учитываются затраты на все виды топлива по отпускным ценам, расходуемого АТП для вы­полнения перевозок (бензин, дизельное топливо, сжатый и сжиженный газ), с установленными скидками и надбавками, включая транспортно-заготовительные расходы. В эту статью включается также стоимость доставки автомобильного топлива от нефтебазы до емкости автотранспортного предприятия, соот­ветствующая фактическому расходу топлива (в случае, когда это предприятие получает автомобильное топливо не в талонах, а в натуре).

В статье «Смазочные и другие эксплуатационные материалы» учитываются затраты на все виды масел, смазок, а также обти­рочные и другие материалы, применяемые при эксплуатации подвижного состава, а также на брезент и прочие виды такела­жа, используемые при перевозке топливно-смазочных материа­лов для нужд предприятия.

В статье «Техническое обслуживание и эксплуатационный ре­монт автомобилей» учитываются затраты на все виды ТО и ре­монта (текущего и капитального) автомобилей и прицепов, вклю­чая затраты на ТО и ремонт своими силами и оплату услуг по ТО и ремонту, выполняемых сторонними организациями.

При выполнении ремонта и ТО собственными силами в дан­ную статью включаются:

• заработная плата ремонтных рабочих и водителей, занятых на проведении технического обслуживания и ремонта, с пре­миями;

• отчисления на социальное и медицинское страхование, в Пен-сионный фонд и Фонд занятости населения от затрат на оплату труда ремонтных рабочих и водителей, занятых на проведении технического обслуживания и ремонта;

• стоимость запасных частей и материалов, смазочных мате­риалов, воды, идущей на технологические нужды; транс­портно-заготовительные расходы и наценки снабженчес-ко-сбытовым организациям в части, приходящейся на сто­имость запасных частей, материалов и пр., израсходован­ных для выполнения ремонта и технического обслужива­ния в отчетном периоде;

• амортизационные отчисления по соответствующим основ­ным производственным фондам;

• плата за аренду оборудования, помещений и пр., износ со­ответствующих нематериальных активов.

При образовании на АТП ремонтного фонда фактические и плановые затраты, связанные с проведением и оплатой работ по ТО и ремонту подвижного состава, относятся на ремонтный фонд в размерах, определяемых нормативом отчислений в ремонтный фонд на эти цели от балансовой стоимости подвижного состава.

При определении себестоимости автомобильных перевозок затраты на запасные части и материалы для поддержания под­вижного состава в технически исправном состоянии рассчиты­ваются на основе производственной программы по ТО и ремонту подвижного состава по нормам, установленным на 1000 км про­бега по каждой марке автомобилей [5, 20, 28].

Расчетные формулы при этом имеют следующий вид.

Затраты на запасные части:

3зi= H3i* Lоб|1000 (10,2)

 

где H3i— норматив затрат на запчасти, руб./1000 км;

Lоб — общий пробег автомобилей. Затраты на материалы:

= Нм Lоб/1000 (10.3)

где Нм — норматив на материалы, руб./1000 км.

Нормативы затрат берутся из нормативных материалов, раз­работанных Центроргтрудавтотрансом.

При выполнении работ, связанных с ремонтом и ТО на спе­циализированных предприятиях (сторонними организациями), расходы по данной статье слагаются из сумм счетов за выпол­ненные работы.

В статье «Износ и ремонт автомобильных шин» учитываются следующие расходы:

 
 

• заработная плата с премиями рабочим в случае ремонта шин силами автотранспортного предприятия;

• отчисления на социальное и медицинское страхование, в Пен­сионный фонд и Фонд занятости населения от затрат на оплату труда рабочих, занятых ремонтом шин; затраты по снятию и установке шин на колеса автомоби­лей; транспортно-заготовительные расходы и наценки снаб-женческо-сбытовым организациям; на ремонт шин, про­водимый на шиноремонтных заводах, по предъявлении ими счетов.

При образовании ремонтного фонда затраты на восстановле­ние и ремонт автомобильных шин включается в его состав.

Затраты на приобретение шин определяются как произведе­ние цены одного комплекта шин на потребность в шинах. При этом расчеты ведутся по каждой марке автомобилей, поскольку размеры шин и цены на них различны.

Сумму расхода на восстановление износа и ремонт шин (3) рассчитывают по следующей формуле

 
 

(10.4)

 

где Нвосст — норма стоимости на восстановление износа и ре­монта одного комплекта шин, руб./ЮОО км; Lo6 — общий пробег всех автомобилей, км; пш количество колес на автомобиле. В статье «Амортизация подвижного состава» учитываются за­траты, отнесенные к элементу затрат «Амортизация основных фондов» в части собственного и арендованного подвижного со­става автомобильного транспорта.

По машинам (оборудованию и транспортным средствам) на­числение амортизации прекращается после истечения норматив­ного срока службы при условии полного перенесения всей их стоимости на издержки производства и обращения.

В статье «Общехозяйственные расходы» (накладные расходы) учитываются:

а) затраты на содержание аппарата управления, включающие
основную и дополнительную заработную плату административ­
но-управленческого и обслуживающего персонала с премиями;
отчисления на социальное и медицинское страхование, в Пен­
сионный фонд и Фонд занятости населения; расходы на разъез­
ды и служебные командировки работников аппарата управления;
на связь (почтово-телеграфные расходы, содержание АТС и ком­
мутаторов, городских телефонов, междугородные переговоры,
радио, телевидение, технологические средства связи); на содер­
жание, ремонт и амортизацию зданий и др.

При образовании на АТП ремонтного фонда затраты на ре­монт и обслуживание зданий и сооружений административно-управленческого характера относятся на ремонтный фонд в раз­мерах, определенных по нормативам отчислений в ремонтный фонд на эти цели от балансовой стоимости указанных фондов;

б) общепроизводственные затраты, включающие заработную
плату с премиями билетных кассиров, контролеров, вспомога­
тельных рабочих и учеников, водителей автомобилей, работа­
ющих по хозяйственному и техническому обслуживанию пред­
приятия, ремонтных рабочих за время переподготовки и повы­
шения квалификации; соответствующие отчисления на социальное
и медицинское страхование, в Пенсионный фонд и Фонд заня­
тости населения; расходы на текущий ремонт станочного и другого
оборудования и др.

При образовании на предприятии ремонтного фонда затра­ты на ремонт и обслуживание основных производственных фондов (за исключением подвижного состава, а также зданий и соору­жений административно-управленческого назначения) относятся на ремонтный фонд в размерах, определенных нормативом от­числений в данный фонд на эти цели от балансовой стоимости указанных выше основных производственных фондов;

в) сборы и отчисления, включающие платежи по страхованию
имущества, грузов и пассажиров в пути; оплату технических ос­
мотров автомобилей; оплату стоимости номерных знаков; сбо­
ры за пересечение контрольно-пропускных пунктов, погранпе-
реходов, за проезд по дорогам и дорожным сооружениям; за тамо­
женные процедуры; местные регистрационные сборы и прочие
местные сборы, уплачиваемые предприятием при выполнении
перевозок и оказании других транспортно-экспедиционных услуг;

г) непроизводительные затраты, включающие оплату простоев
рабочих из-за отсутствия топлива, запасных частей, шин, без дорожья и др.; недостачу материальных ценностей в пределах норм естественной убыли; возмещение ущерба в случае причиненно­го увечья, травмы работников; пособия в связи с производствен­ным травматизмом и др. Непроизводительные затраты отража­ются в учете в том отчетном месяце, в котором они выявлены. Затраты, произведенные в иностранной валюте и подлежащие включению в себестоимость перевозок (работ, услуг), отражаются в валюте, действующей и на территории Российской Федерации, в суммах, определяемых путем пересчета иностранной валюты по курсу Центрального банка Российской Федерации, действу­ющему на дату совершения операций.

10.2. Учет и калькулирование себестоимости перевозок

ти

Основными задачами учета и калькулирования себестоимос-перевозок являются:

• своевременное, полное и достоверное отражение фактичес­ких расходов на перевозки, другие работы и услуги, вы­полняемые различными видами автомобильного транспорта;

• выявление фактических расходов по видам перевозок (гру­зовым, пассажирским), отдельным предприятиям (струк­турным единицам и их частям (цехам, бригадам, арендным коллективам), видам оплаты работ (грузовым автомобилям, работающим по тарифу, за тонну перевезенного груза; ав­тобусам, работающим по тарифу, за пассажирокилометр, в том числе по автобусам, работающим на городских мар­шрутах; грузовым автомобилям и автобусам, работающим с оплатой по почасовому тарифу; легковым таксомоторам);

• контроль за рациональным использованием трудовых за­трат, материальных ресурсов и денежных средств, расходу­емых в процессе перевозок грузов и пассажиров и выполне­ния работ и услуг, в том числе подсобно-вспомогательными производствами, и выявление ресурсов сокращения затрат;

• единообразное определение состава затрат, образующих се­бестоимость перевозок, и других работ (услуг) автомобиль­ного транспорта;

• применение единых в своей основе методов учета и каль­кулирования производственных затрат, обеспечивающих наиболее правильное исчисление себестоимости перевозок, работ и услуг подсобно-вспомогательных производств в раз­резе статей расходов и элементов затрат с применением

обоснованных способов распределения затрат между объектами калькуляции.

Данные учета затрат используются для анализа хозяйственной деятельности предприятий и их подразделений, организации внутреннего хозяйственного расчета, правильного определения величины взимаемого с предприятий налога, а также для установления фактической эффективности проводимых организационно-технических мероприятий.

Затраты на производство продукции (работ, услуг) включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) того отчетного периода, к которому они относятся, независимо от времени оплаты: предварительной или последующей.

Затраты по основной эксплуатационной деятельности АТП распределяются по видам перевозок, работ и услуг — грузовым перевозкам, пассажирским перевозкам, транспортно-экспедици-онным операциям, прочим видам деятельности.

Аналитический учет предусматривает детальную характеристику эксплуатационных расходов по статьям, элементам затрат и местам их возникновения.

С этой целью по счетам затрат на перевозки, видам работ и услуг составляются ведомости аналитического учета, содержащие данные о расходах с указанной выше их дифференциацией.

По способу включения в себестоимость перевозок затраты разделяются на прямые и косвенные.

Прямыми считаются затраты, которые связаны с производством отдельных видов услуг и могут быть отнесены на себестоимость непосредственно по данным первичных документов. К таким затратам относятся заработная плата водителей автомобилей и кондукторов автобусов; отчисления на социальные нужды; затраты на автомобильное топливо; смазочные и прочие эксплуатационные материалы, износ и ремонт автомобильной резины; техническое обслуживание и эксплуатационный ремонт автомобилей; амортизация подвижного состава.

Косвенные затраты (по статье «Общехозяйственные расходы») в части, приходящейся на затраты по управлению предприятием, распределяются между видами перевозок и деятельности пропорционально общим суммам прямых затрат (без включения в них расходов по управлению), отнесенных на каждый из этих видов.

Общепроизводственные затраты, сборы и отчисления, непроизводительные затраты (вторая — четвертая части статьи «Общехозяйственные расходы») распределяются только между грузовыми и пассажирскими перевозками пропорционально общим суммам прямых затрат (без включения в них расходов по управ-

 

лению), приходящихся на каждый из видов перевозок. Общая величина затрат по видам перевозок и работ определяется сум­мированием прямых и относимых на них косвенных расходов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 1974; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.170.17 (0.084 с.)