Себестоимость перевозок грузов и тарифы на автомобильном транспорте



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Себестоимость перевозок грузов и тарифы на автомобильном транспорте



4.1. Классификация затрат и структура себестоимости перевозок грузов

Себестоимость перевозок грузов является важнейшим экономическим показателем работы предприятия и выражает в стоимостной оценке все его затраты, связанные с процессом перевозки грузов, технической эксплуатацией подвижного состава и управленческими процессами.

В условиях функционирования рынка автотранспортных услуг уровень индивидуальных издержек по перевозке грузов конкретного предприятия является важнейшим индикатором его конкурентоспособности. Отличие себестоимости перевозок грузов от стоимости (тарифа) заключается:

- в отражении только расходов на автотранспортное производство; прибыль предприятия включается в стоимость автотранспортной продукции (для обеспечения расширенного воспроизводства ) ;

- индивидуализации затрат ресурсов конкретного предприятия при формировании стоимости (тарифа) перевозок грузов на основе соотношения спроса и предложения на конкретном рынке автотранспортных услуг.

Для анализа, учета и планирования затраты автотранспортного предприятия объединяются в следующие однородные группы по определенным признакам.

1. Группировка по видам расходов:

- по экономическому признаку на элементы (по экономическому содержанию);

- по производственному признаку на статьи (по целевому содержанию).

2. Группировка по видам перевозок грузов и оказываемых услуг:

2.1. По видам перевозок:

- сдельные;

- повременные;

- покилометровые.

2.2. По видам услуг:

- погрузочно-разгрузочные операции;

- складское хранение и грузопереработка;

- экспедиционные услуги;

- логистические услуги.

3. Группировка в зависимости от влияния изменения объемов (пробега) автотранспортных средств и сопутствующих услуг:

-переменные расходы;

-постоянные расходы;

-условно-постоянные расходы.

4. Группировка по способу отнесения затрат на автотранспортное производство:

- прямые (непосредственно относятся на конкретный вид автотранспортных услуг);

- косвенные (распределяются по видам автотранспортных услуг пропорционально принятому показателю ,например, пропорционально основной заработной плате рабочих).

Целью группировки затрат по экономическим элементам является установление соотношения затрат живого и овеществленного труда, проведение расчетов потребности в оборотных средствах, выявление состава фонда заработной платы работников предприятия и, в конечном итоге, формирование сметы затрат на выполнение транспортных услуг. При этом расходы группируются вне зависимости от места их возникновения.

По экономической природе все расходы независимо от целевого назначения делятся на две основные группы:

-расходы, связанные с возмещением живого труда (оплата труда работников);

-расходы, связанные с возмещением затрат овеществленного труда (материальные расходы, амортизационные отчисления).

Укрупненная смета затрат включает в себя следующие группы элементов:

1. Материальные затраты, в том числе:

- расходы на приобретение топлива;

- расходы на приобретение ремонтных материалов и запасных частей;

- оплаты восстановления износа и ремонта автомобильных шин;

- оплата энергоресурсов (освещение, отопление);

- оплата прочих материальных затрат;

- оплата хозяйственно-бытовых нужд.

2. Оплата труда работников предприятия, в том числе:

- водителей;

- ремонтных и ремонтно-вспомогательных рабочих;

- руководителей, специалистов и служащих.

3. Амортизационные отчисления на восстановление износа основных фондов, в том числе:

- автотранспортных средств;

- зданий, сооружений;

- станков, оборудования;

- нематериальных активов.

4. Прочие затраты, в том числе налоги.

4.1 Смета затрат составляется в целом по предприятию и по отдельным видам деятельности.

Группировка затрат по производственному признаку на статьи (по целевому содержанию) применяется при формировании калькуляции себестоимости перевозок грузов. Калькулирование себестоимости осуществляется по каждой статье затрат на единицу автотранспортной продукции. В зависимости от вида транспортных услуг и форм их оплаты целесообразно устанавливать следующие калькуляционные единицы: при сдельной оплате -10 ткм, при повременной-10 авточасов работы, при перевозке пассажиров на автобусах-10 пассажиро-километров и при таксомоторных перевозках-10 км платного пробега.

 

4.2. Калькуляция себестоимости перевозок грузов

Для калькулирования себестоимости вначале составляется следующая смета затрат на перевозку грузов по основным и дополнительным статьям расходов, которые в соответствии с Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) включаются в себестоимость транспортных услуг. Причем все затраты подразделяются на переменные и постоянные расходы в зависимости от влияния на них общего пробега подвижного состава.

I. Прямые статьи затрат, включаемых в себестоимость перевозок.

1.1 Расходы на оплату труда __________тыс. руб. всего, в том числе:

- основная заработная плата:

а) водителей;

б) ремонтных рабочих;

в) вспомогательных рабочих;

г) руководителей, специалистов и служащих;

- дополнительная заработная плата:

а) водителей;

б) ремонтных рабочих;

в) вспомогательных рабочих;

г) руководителей, специалистов, и служащих;

- единый социальный налог на фонд оплаты труда:

а) водителей;

б) ремонтных рабочих;

в) вспомогательных рабочих;

г) руководителей, специалистов и служащих.

Порядок расчета расходов на оплату труда изложен в третьей теме.

1.2 Затраты на автомобильное топливо определяются по выражению (на примере бортового автомобиля с прицепом)

 

, (4.1.)

где -плановый расход топлива, л;

-оптовая цена одного литра топлива, руб.;

-базовая линейная норма расхода топлива на пробег автомобиля, л/100 км;

-норма расхода топлива на каждую дополнительную тонну собственной массы прицепа, л/т;

-собственная масса прицепа, т;

-линейная норма расхода топлива на транспортную работу, л/100 ткм;

-поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка и снижение) к нормам в процентах.

1.3 Затраты на эксплуатационные смазочные материалы определяются по выражениям:

, (4.2.)

. (4.3.)

Здесь - норма расхода i-го масла на 100 л планового расхода топлива, л;

- цена одного литра i-го масла;

i=1 - моторное масло, л;

i=2 - трансмиссионное масло, л;

i=3 – специальное масло, л;

-норма расхода пластической смазки на 100 литров планового расхода топлива, кг;

- цена одного килограмма пластической смазки, кг.

1.4 Затраты на восстановление износа и ремонт шин определяются по выражению:

, (4.4.)

где - норма отчислений в процентах на восстановление износа и ремонт одного комплекта шин на 1000 км пробега от его балансовой стоимости;

-балансовая стоимость одного комплекта шин, руб.;

- количество комплектов шин данного размера и модели (без запасного), смонтированных на единице подвижного состава.

1.5 Затраты на амортизационные отчисления определяются по формулам, приведенным во второй теме.

1.6 Затраты на техническое обслуживание и ремонт включают следующие расходы:

-на запасные части:

(4.5)

- на ремонтные материалы:

(4.6)

- на капитальный ремонт подвижного состава:

(4.7)

где – норма затрат на i-e запасные части (приложение 5);

– балансовая стоимость i-ых запасных частей, руб.;

–ДВС, единиц на 1000 км пробега;

- КПП, единиц на 1000 км пробега;

– передний мост и рулевое управление, единиц на 1000 км пробега;

- задний мост (редуктор заднего моста, колесный редуктор), единиц на 1000 км пробега;

– карданная передача (промежуточная опора с подшипником в сборе) единиц на 1000 км пробега;

- коэффициенты корректировки нормативов соответственно в зависимости от условий эксплуатации, модификации подвижного состава и организации его работы, природно-климатических условий;

– нормы затрат j-ых ремонтных материалов на 1000 км пробега (приложение 6);

- оптовая стоимость j-ых ремонтных материалов, руб.;

- моторное масло, л;

- трансмиссионное масло, л;

- специальное масло, л;

- пластическая смазка, кг;

- обтирочный материал, кг;

- инструмент, руб;

- тормозная жидкость, л;

амортизационная жидкость, л;

- серная кислота, л;

- спирт этиловый, л;

1.7 Общехозяйственные расходы устанавливаются согласно сметы затрат. На стадии планирования в связи со сложившейся практики работы АТП могут составлять до 15% от суммы всех предыдущих затрат, т.е.

Собщхоз = 0,15∑С4.1-4.7 (4.8)

II. Дополнительные статьи затрат, включаемые в себестоимость перевозок.

Платежи по обязательному страхованию имущества принимаются в размере двух процентов от их стоимости.

2.2. Плата за выброс (сброс) в атмосферу загрязняющих веществ принимаются за каждую тонну горюче-смазочных материалов и может быть определена по выражению

(4.9)

где , , и - средняя цена одной тонны соответственно топлива, масла, пластической смазки и ремонтных материалов, руб.;

- средняя плата за одну использованную тонну, руб.

2.3. Налог, с владельцев транспортных средств, взимается с каждого автомобиля в зависимости от мощности двигателя. Плата за одну лошадиную силу увеличивается в связи с увеличением мощности двигателя. Так для одной марки автомобиля налог может быть определен по выражению

(4.10)

где - налог с одной лошадиной силы, руб.;

– мощность двигателя, л.с.;

- списочное количество автомобилей одной марки.

2.4. Представительские расходы взимаются в процентах от валовых доходов предприятия. На стадии предварительных расчетов их можно принять в размере 0,5% от доходов.

2.5. Дополнительно необходимо учесть плату за потребляемую воду, платежи за краткосрочные кредиты и за пользование землей. Эти затраты устанавливаются по данным бухгалтерского баланса предприятия.

Таким образом, просуммировав все перечисленные выше статьи, получаем годовую смету затрат.

Затем проводится калькулирование себестоимости единицы транспортной работы в следующей табличной форме по всем статьям затрат.

Таблица. Калькуляция себестоимости перевозок.

 

Статьи затрат Годовые затраты, руб Себестоимость, руб/10 ткм или руб/т Удельный вес статьи, % Переменные расходы, руб/км Постоянные расходы, руб/авто-час
           
Итого S

 

Полученные данные в итоговой строке позволяют разработать и применить различные тарифные схемы за перевозки автотранспортным предприятием. Данные калькуляции при сравнении плановых и отчетных показателей служат основой для проведения целенаправленного анализа хозяйственной деятельности АТП, выявления резервов и путей снижения себестоимости перевозок.

 

4.3. Факторы, влияющие на себестоимость перевозок и пути ее снижения.

В условиях рыночной экономики постоянно изменяется условие автотранспортного обслуживания клиентуры. Менеджмент автотранспортных предприятий должен регулярно оценивать влияние изменений в работе автотранспортных средств на уровень себестоимости перевозок грузов.

Анализ влияния показателей использования автомобильного парка на себестоимость перевозок грузов рассмотрим на основе исследований переменных и постоянных расходов.

Изменяется себестоимость перевозок под воздействием большого количества факторов, которые делятся на не зависящие и зависящие от деятельности предприятий.

К не зависящим от деятельности предприятий относятся факторы народнохозяйственного значения, в том числе:

- изменение оптовых цен на материальные и технические ресурсы;

- нормы амортизационных отчислений на основные фонды;

-мощность предприятий;

-расстояние перевозок грузов и пассажиров;

- номенклатура и структура перевозимых грузов.

К зависящим от деятельности предприятий факторам относится повышение производительности (выработки) подвижного состава, его технической готовности, увеличение коэффициента выпуска автомобилей на линию и т.д.

Большинство зависящих факторов находит свое отражение в улучшении технико-эксплуатационных показателей использования подвижного состава. Поэтому по степени влияния на себестоимость перевозок технико-эксплуатационные показатели использования подвижного состава подразделяются на две группы. К первой группе относятся средняя грузоподъемность автомобиля, коэффициент использования грузоподъемности и коэффициент использования пробега.

Изменение показателей первой группы не влияет на общий пробег автомобилей, но прямо пропорционально влияет на объем транспортной работы. При этом сумма переменных и постоянных расходов почти не изменяется или изменяется незначительно, а себестоимость единицы транспортной работы уменьшается за счет доли переменных и постоянных расходов.

Изменение показателей второй группы влечет за собой изменение общего пробега автомобилей и объема транспортной работы. В связи с этим изменяются переменные расходы при неизменных постоянных расходах. К показателям этой группы относятся:

- коэффициент использования парка автомобилей;

- время нахождения автомобиля на линии;

- время простоя автомобиля под погрузкой и разгрузкой;

- средняя техническая и (эксплуатационная) скорость;

- расстояние перевозок грузов.

Снижение себестоимости перевозок при улучшении показателей второй группы произойдет за счет доли постоянных расходов на единицу транспортной работы с меньшего объема транспортной работы на больший.

В целях снижения себестоимости перевозок необходимо:

- увеличивать выполнение объема транспортной продукции в единицу времени;

- повышать режим экономии материальных, трудовых и финансовых ресурсов предприятия;

- обеспечивать рост производительности труда;

- внедрять достижения науки и техники и ряд других направлений, входящих в комплекс мероприятий, связанных с обеспечением повышения эффективности работы предприятия.

 

4.4. Определение тарифа на перевозку грузов

В связи с отменой государственного регулирования тарифов на перевозки грузов и пассажиров АТП самостоятельно их устанавливает с учетом конъюнктуры рынка и спроса на перевозки. Источником для определения уровня тарифа служат данные таблицы калькуляции себестоимости перевозок грузов.

Тарифы на перевозки рассчитываются на следующие измерители:

- одноставочные - на км, т, ткм;

- двухставочные – на один час работы и километр пробега;

- трехставочные;

Выбор вида тарифа определяется условиями перевозок грузов и соглашению сторон при заключении договора.

Покилометровый тариф (за километр пробега) рекомендуется применять при перемещении самих транспортных средств (например, за заказ и поставку автомобиля к клиенту, перегон нового автомобиля и т.д.)

Ткм = Спер + пер = Спер(1+ R ), (4.11)

где R-рентабельность работы предприятия в процентах.

Рекомендуется устанавливать ее величину с учетом конкурентоспособности предприятия и налоговой политики государства, так как в составе тарифа должны учитываться социальные, прямые и косвенные налоги, а также фонды экономического стимулирования предприятия.

Одноставочный сдельный тариф на одну тонну груза и один тонно-километр рекомендуется применять при перевозках в основном массовых навалочных грузов при отсутствии ограничении в партионности отправок, т.е.

Тн = Sт + RSт = Sт(1+ R ), (4.12)

 

Тткм = Sткм + RSткм = Sткм(1+ R ), (4.13)

 

Повременный тариф за один час нахождения автомобиля у потребителя (например, за время пребывания автомобиля под погрузкой и разгрузкой) определяется по выражению:

Тч = Спост + RSпост = Спост (1+ R ), (4.14)

 

Повременный тариф за один час работы рекомендуется устанавливать тогда, когда затруднительно определить объем перевозок грузов, в условиях мелких партий грузов, что характерно для перевозок грузов торговли в городах и пригородных местностях в условиях нестабильных грузопотоков. При этом необходимо учитывать дополнительно тариф за пробег, т.е. двухставочный тариф определяется по выражению:

L , (4.15)

где L-пробег автомобиля за время работы, км;

-время пребывания автомобиля у потребителя, ч.

В общем случае, плата за перевозку грузов или выполненные тонно-километры может быть определена соответственно по следующим трехставочным тарифным схемам:

(4.16)

(4.17)

В приведенных выше выражениях первое слагаемое представляет собой плату за подачу и возврат автомобиля. Второе слагаемое- плату за собственно перевозку определенного количества груза или выполненные тонно-километры, а третье слагаемое- за время простоя автомобиля под погрузкой и разгрузкой.

С помощью полученных результатов калькуляции можно разработать и другие тарифные схемы тарифов.

При установлении тарифов за перевозки грузов необходимо провести калькулирование в каждом конкретном случае и для каждого типа подвижного состава, его грузоподъемности, расстояния перевозок, вида и класса груза, а также других особенностей, связанных с правилами перевозок грузов.

При разработке тарифных схем обязательным является наличие раздела надбавок и скидок к тарифной плате.

Наиболее распространенными надбавками являются такие, которые позволяют учитывать:

- особенности перевозимых грузов (надбавки 15…70% за использование специализированного подвижного состава, за перевозку отдельных категорий грузов (опасных, требующих специального оборудования, негабаритных и т.д.));

- особые условия выполнения заказа на перевозку (надбавки за срочность подачи подвижного состава под погрузку, срочность выполнения заказа, за обеспечение доставки точно вовремя, работу в выходные и праздничные дни и т.д.).

Скидки предоставляют не только для учета особых условий предоставления услуг, но и для привлечения потребителей, поощрения к долговременному сотрудничеству, к приобретению определенных услуг предприятия. Наиболее распространены скидки:

- постоянным клиентам для предотвращения их «переключения» на другие транспортные предприятия;

- потребителю, заключившему договор на длительный срок или на перевозку значительного объема грузов;

- потребителю, заключившему договор на внесезонное приобретение транспортных услуг (в период спада на отдельном виде перевозок высвобождаются провозные возможности, которые можно задействовать на других перевозках).

4.5. Планирование доходов от грузовых перевозок

В АТП доходы от перевозок грузов можно планировать методом прямого счета и аналитическим методом.

Первый метод заключается в следующем. Сумма доходов определяется по отдельным видам перевозок и конкретным видам тарифов. Для получения доходов по каждому виду перевозок необходимо знать объем перевозок, среднее расстояние перевозок и применяемые для каждого вида перевозок тарифные схемы, т.е.

где n-количество наименований перевозимых грузов;

-тарифы за перевозку одной тонны i-го вида груза, руб.;

-объем перевозок i-го вида груза, т;

ТТКМ i – тариф за выполнение одного тоннокилометра i-го вида груза, руб.;

Рi – грузооборот i-го вида груза, ткм.

Однако не всегда даже в условиях предприятия возможен расчет доходов методом прямого счета, так как ко времени планирования часто отсутствуют договора с клиентурой, неизвестно распределение объема перевозок по видам грузов, расстояние перевозок и ряд других данных. В этом случае планирование доходов производится аналитическим методом, суть которого сводится к следующему. В соответствии с производственной программой по эксплуатации устанавливается возможный выполнимый грузооборот на планируемый период. Затем за ряд предыдущих лет, особенно за текущий, анализируется динамика изменения средней доходной ставки и прогнозируется ее величина на планируемый год. Тогда планируемые аналитические доходы предприятия будут равны произведению планируемого грузооборота на прогнозируемую величину средней доходной ставки.

5. Доходы, прибыль и рентабельность работы АТП (на примере грузовых перевозок)

В соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации и Инструкцией по учету доходов и расходов по обычным видам деятельности на автомобильном транспорте доходами АТП признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этого предприятия, за исключением вкладов участников (собственников имущества).

Доходы АТП включают в себя:

- доходы от обычных видов деятельности;

- операционные доходы;

- внереализационные доходы.

Доходами АТП от обычных видов деятельности являются:

- выручка от внутренних и международных перевозок грузов;

- выручка от перевозок грузов в грузовых таксомоторах;

- выручка от направления автомобилей для работы вне места их постоянного пребывания;

- выручка от использования порожних пробегов автомобилей других организаций;

- выручка от представления грузовых автомобилей на условиях проката;

- выручка то транспортно-экспедиционных операций;

- выручка от погрузочно-разгрузочных работ;

- выручка от складских операций;

- доходы от доставки (перегона) автомобилей новых и отремонтированных с автомобильных и авторемонтных заводов;

- арендная плата за предоставление во временное владение и пользование своих активов по договору аренды;

- доходы, получаемые в виде вознаграждения АТП по договорам комиссии на транспортную экспедицию.

Операционными доходами являются:

- поступления, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов АТП;

- поступления, связанные с участием в уставных капиталах других организаций (включая проценты и иные доходы по ценным бумагам);

- прибыль, полученная АТП в результате совместной деятельности (по договору простого товарищества);

- поступления от продаж основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты) продукции, товаров.

Внерелизационными доходами являются:

- штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;

- активы, полученные по договору безвозмездно, в том числе по договору дарения;

- поступления в возмещение причиненных АТП убытков;

- прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году;

- суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности;

- прочие внереализационные доходы.

В условиях рыночной экономики особую значимость для обеспечения финансовой устойчивости функционирования АТП и их стратегии представляет величина прибыли как показатель эффективности автотранспортного производства. За счет прибыли АТП формирует не только собственные финансовые ресурсы для расширенного воспроизводства, но и выполняет обязательства перед бюджетом, банками, поставщиками и другими контрагентами автотранспортной деятельности. В современных условиях интегрирующим показателем, характеризующим финансовый результат деятельности АТП, является балансовая (валовая) прибыль.

Балансовая прибыль формируется как разница между суммарными доходами от всех видов деятельности АТП и расходами по ним.

В соответствии с Налоговым Кодексом Российской Федерации (НК РФ) для расчета налогооблагаемой прибыли из балансовой прибыли вычитают налог на имущество и другие налоги. При этом ставка налога на прибыль для российских налогоплательщиков установлена в размере 24%, в том числе 6,5%-федеральный бюджет, 17,5%-региональные и местные бюджеты. Оставшаяся часть после налогообложения прибыль представляет собой чистую прибыль предприятия .

Распределение чистой прибыли является самостоятельной функцией АТП. Учитывая, что на грузовом автомобильном транспорте имеется значительное число предприятий акционерной формы собственности, в соответствии с уставом акционерного общества формируется резервный фонд, за счет которого покрываются убытки и другие непредвиденные затраты, а при ликвидации погашается кредиторская задолженность. В соответствии с решением собрания акционеров и уставом акционерного общества могут быть выплачены дивиденды по результатам финансово-хозяйственной деятельности общества. За счет средств чистой прибыли за вычетом резервного фонда (если он предусмотрен в уставе) и дивидендов (при положительном решении годового собрания) формируются вне зависимости от организационно-правовой формы предприятия фонды накопления и потребления.

Средства фонда накопления имеют инвестиционную направленность расходования (строительство, реконструкция, приобретение подвижного состава и т.д.). Средства фонда потребления имеют социальную направленность расходования (материальное поощрение, питание, лечение, страхование работников и т.п.).

На рост прибыли влияет значительное число факторов, проявляющих свое воздействие через прирост доходной ставки, снижение себестоимости автотранспортных услуг, увеличение объемов оказываемых услуг, в первую очередь, объемов перевозок грузов, характеризующихся высоким уровнем доходной ставки.

Влияние изменения себестоимости перевозок грузов на уровень прироста прибыли определяется по формуле:

где и -себестоимость перевозки одной тонны груза соответственно в базисном периоде и в результате реализации мероприятий, руб/т;

- объем перевозок грузов в расчетном периоде, т.

Влияние изменения доходной ставки (d) на уровень прироста прибыли определяется по формуле:

где и - доходная ставка в расчете на одну тонну груза соответственно в результате реализации мероприятий и в базисном периоде, руб/т.

Влияние увеличения объемов перевозок грузов на изменение величины прибыли ( ) определяется по формуле:

, (5.3)

где Q-объем перевозок грузов в базисном периоде, т.

Общий прирост прибыли будет равен суммарной величине изменения прибыли за счет всех трех факторов.

В условиях рыночных отношений конкурентоспособность АТП отражается на величине рентабельности автотранспортной деятельности. Рентабельность предприятия определяется как отношение прибыли к затратам. При этом следует различать общую и расчетную (или чистую) рентабельность, которые, соответственно, определяются по выражениям:

= , (5.4)

= ∙100 , (5.5)

При разработке инвестиционной политики предприятия, рассчитывают ожидаемую рентабельность инвестиций, и по постоянной величине прибыли по годам расчетного периода определяется средний уровень рентабельности капитальных вложений , без учета процедуры дисконтирования:

= ∙100% (5.6)

Представляется важным расчет рентабельности автотранспортного производства по экономическим измерителям, без учета налоговых отчислений:

= , (5.7)

где - издержки автотранспортного производства (за вычетом налогов).

При анализе функционирования автотранспортной организации (акционерного общества) рассчитывают рентабельность собственного капитала :

= ×100 . (5.8)

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 100.24.122.117 (0.039 с.)