Состав кадров работников АТП



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Состав кадров работников АТП



Кадры - определённый состав работников, владеющих профессиональными знаниями и практическими навыками для осуществления производственно-хозяйственной деятельности автотранспортного предприятия вне зависимости от его формы собственности и организационно-правовой формы управления.

По участию в автотранспортном производстве кадры подразделяются на производственный и непроизводственный персонал. К непроизводственному персоналу относятся работники, занятые ремонтом зданий и сооружений, жилищного хозяйства, медицинских учреждений, баз отдыха и др.

Производственный персонал автотранспортного предприятия и организаций подразделяется на следующие категории (на примере крупных и средних АТП).

Рабочие – лица, принимающие непосредственное участие в автотранспортном процессе, а также лица, обеспечивающие производственный процесс (87%). К ним относятся:

- водители подвижного состава – лица, непосредственно осуществляющие автотранспортные услуги (61,5%);

- ремонтные и ремонтно-вспомогательные рабочие – лица, обеспечивающие техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств, рабочие отделов главного механика, складских помещений (25,5%)

Остальную часть производственного персонала (13%) в соответствии с Единым квалификационным справочником занимают руководители, специалисты и другие служащие, которые подразделяются на три категории:

- руководители, осуществляющие общее и функциональное руководство, принимают управленческие решения и организуют их выполнение, координируют деятельность структурных подразделений и исполнителей и др.;

- специалисты заняты решением инженерно-технических, экономических, информационных, снабженческих и других задач;

- служащие выполняют учётные, копировально-множительные работы, ведут первичную обработку и передачу информации, осуществляют табельный учёт и т.п.

На структурные пропорции численности работников АТП влияют следующие основные факторы:

-масштабы и объёмы деятельности;

-организационно-правовая форма управления;

-структура и численность автомобильного парка по грузоподъёмности подвижного состава;

-режим работы обслуживаемой клиентуры;

-соотношение видов перевозок (городские, междугородние, международные);

-степень механизации и автоматизации технологических и управленческих процессов.

При определении численности работников отдельных категорий учитывается объём и сложность производимых работ, а также годовой фонд рабочего времени одного работника, который рассчитывается исходя из количества рабочих дней в году и средней продолжительности рабочего дня.

Расчёт численности водителей (Nв) осуществляется по следующей формуле:

(3.1)

где АЧр – авточасы работы подвижного состава на линии, ч. Принимаются из производственной программы эксплуатации подвижного состава;

Чп-з =2,5 мин – время на подготовительно-заключительные операции на каждый автомобилечас работы;

Чм.о.=5 мин – время на проведение медицинского осмотра на каждый автомобиледень работы;

Чврр - время работы водителя в случае его участия при проведении ремонтных и профилактических работ, ч;

Фвплплановый (расчётный) годовой фонд рабочего времени водителя, ч.

Участие водителей в ремонте является негативным фактором организации автотранспортного производства, и должны проводиться мероприятия по его сокращению до нуля.

Расчёт численности ремонтных рабочих проводится по формуле:

(3.2)

где - нормативная (плановая) трудоёмкость производственной программы по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава в i-ых условиях труда, ч;

- плановый (расчётный) годовой фонд рабочего времени ремонтных рабочих в i-ых условиях труда, ч;

к – коэффициент, учитывающий плановый (расчётный) уровень перевыполнения установленных норм выработки (отражение роста производительности труда).

Расчёт производственной программы в нормочасах по техническому обслуживанию автомобилей производится в соответствии с типовыми нормами времени, предусмотренными Положением о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта. Нормативы трудоёмкости корректируются с учётом конкретных условий эксплуатации, модификации подвижного состава, величины общего пробега с начала эксплуатации, мощности автотранспортного предприятия (производственно-технической базы).

В условиях рыночной экономики и наличии значительного количества конкурентов с различными организационно-правовыми формами и форм собственности численность аппарата управления непосредственно связана с масштабами деятельности автотранспортного предприятия (перевозки по видам грузов, пассажиров, транспортно-экспедиционные услуги, услуги по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава и т.п.).

Целесообразность формирования специального аппарата управления требует необходимость разработки организационно-функциональной структуры управления с соответствующим количеством задач, распределённых по уровням принятия управленческих решений, и создать информационную модель управления, отражающую анализ и синтез информационных потоков (входящих, внутреннего документооборота, исходящих).

Для определения численности руководителей, специалистов и служащих в зависимости от количества приведённых автомобилей и среднесписочной численности работающих можно использовать “Нормативы численности руководителей, специалистов и служащих автотранспортных объединений и предприятий”. Москва, “Экономика”, 1988-35 с.

3.2. Методы определения производительности труда

Под производительностью труда понимают эффективность трудовой деятельности людей. Рост производительности труда означает его результативность (эффективность).

Различают производительностьобщественного и индивидуального труда.

Производительностьобщественного труда характеризуется совокупными затратами труда на производство продукции, которые складываются из затрат живого труда работников изготавливающих данную продукцию, и затрат прошлого труда, овеществлённого в средствах производства (материалы, станки, машины и т.п.). Данный показатель рассчитывается на уровне государства как отношение национального дохода к численности работающих в стране.

Производительность индивидуальноготруда определяется только затратами живого труда на производство продукции и рассчитывается на уровне отрасли и предприятия.

Для характеристики уровня производительности труда можно использовать: прямой показатель – это выпуск продукции в единицу рабочего времени (выработка продукции) и обратный показатель – это затраты рабочего времени на единицу производимой продукции и выполняемой работы (трудоёмкость продукции).

В зависимости от способа измерения продукции на автомобильном транспорте применяются следующие методы определения производительности труда: натуральный, условно-натуральный, стоимостной и трудовой (или нормативный).

Натуральныйметод на первый взгляд в наибольшей мере соответствует цели определения уровня производительности труда, так как при этом учитывается объём конкретных транспортных и других услуг предприятия. Натуральный метод нагляден и отражает уровень организации производственного процесса, степень механизации основных и вспомогательных операций, квалификацию кадров.

Учёт транспортной продукции в натуральных измерителях ведётся при выполнении однородной работы в одинаковых условиях. При этом производительность труда определяется по выражениям:

(3.3) или (3.4)

где Q – объём транспортной продукции; т, ткм, пасс.км, пл.км;

Nсп – среднесписочное количество работников.

Однако АТП разнохарактерны в своей деятельности, поэтому сфера применения натурального измерения продукции при расчёте производительности труда весьма ограничена. Этот метод сложно применять в сложных АТП, в предприятиях, выполняющих как перевозки, так и экспедиционные услуги, а также при несопоставимых условиях транспортной работы. В таких АТП целесообразно применять определение производительности труда условно-натуральнымметодом, при котором натуральные измерители различных видов работ приводят в сопоставимый вид по затратам труда с помощью системы коэффициентов к одному показателю. В качестве такого единого показателя на всех видах транспорта приняты приведённые тоннокилометры и производительность труда условно-натуральным методом на автомобильном транспорте определяется по выражению:

ПТу-н = Qусл (3.5) или ПТу-н = Qусл , (3.6)
Nв Ncп

где Qусл – приведённые тоннокилометры, которые определяются по формуле:

(3.7)

Здесь P – грузооборот, ткм

k1 , k2 ,k3 …. kn переводные коэффициенты натуральных измерителей транспортных услуг в тоннокилометры (тонны – Q; пассажиро-километры – Qпасс.км , платные километры пробега –Qпл.км и т.п.).

Переводные коэффициенты рассчитываются в зависимости от трудоёмкости работ, изменения цен, себестоимости или по другим признакам отличающим той или иной вид работ от базовой единицы измерения. За базовую единицу измерения принята нормативная трудоёмкость работ. Например, перевод объёма перевозок в приведённые тонны-километры производится с помощью коэффициента k1, который равен произведению времени простоя под погрузкой и разгрузкой (tп-р), коэффициента использования пробега (b) и технической скорости (VТ), т.е.

(3.8)

Производительность труда условно-натуральным методом ремонтных рабочих может быть определена по выражению:

, (3.9)

где Lпр – приведённый пробег автомобилей. Он определяется по формуле:

(3.10)

Здесь L1 ,L2,L3,…Ln – пробег по маркам автомобилей, км;

kT1 ,kT2 ,kT3 , … kTn – коэффициенты трудоёмкости по техническому обслуживанию и ремонту по маркам автомобилей.

Они определяются следующим образом. Нормативную трудоёмкость по техническому обслуживанию и ремонту на 1000 км пробега по наиболее распространённой марке автомобилей (базовой) в конкретном АТП принимают за единицу, а нормативную трудоёмкость других марок автомобилей делят на базовую и определяют последующие коэффициенты.

Стоимостнойметодизмеренияпроизводительноститруда создаёт возможность определять и сравнивать её не только для предприятий однородной, но и разнохарактерной деятельности, а также в целом по отрасли и народному хозяйству. Объём транспортных и других услуг в этом случае выражен в рублях валового дохода (D), что обеспечивает сопоставимость показателей производительности труда. Однако при использовании этого метода в уровне производительности труда отражается изменение доходов, происходящее не только непосредственно в результате деятельности работников, но и по независимым от АТП причинам – это рост или снижение доходов в связи с ростом или снижением транспортных тарифов. По этому при сравнении уровня производительности труда за различные периоды времени целесообразно использовать единые тарифы. В этом случае производительность труда определяется по выражению

(3.11) или (3.12)

Трудовой метод определения производительности труда, как стоимостной универсален. Он оценивается экономистами, как наиболее объективный метод, так как основан на измерении фактического времени, затраченного на производство какого-либо объема продукции, и на сопоставлении этого времени с нормативным. Однако трудовой метод может быть использован только корректных норм труда и совершенной системы учета фактических затрат труда.

Производительность труда нормативным методом водителей и ремонтных рабочих может быть определена по следующим формулам

(3.13)

(3.14)

Здесь НТ –норма времени на погрузку и разгрузку одной тоны груза, мин;

НТКМ – норма времени на выполнение одного тонокилометра, мин;

НТОБЩ – нормативная трудоемкость технического обслуживания и ремонта подвижного состава, час;

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.206.177.17 (0.009 с.)