Материально-техническая база автотранспортного предприятия



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Материально-техническая база автотранспортного предприятия



Основные фонды

2.1.1. Экономическая сущность основных фондов.

Для производства автотранспортной продукции необходимо наличие и взаимодействие трёх факторов производства: средств труда, предметов труда и живого труда. Совокупность средств (основные фонды) и предметов труда (оборотные средства) составляют производственные фонды предприятия.

Основные производственные фонды – это те средства труда, которые участвуют во многих транспортных процессах, сохраняя при этом свою натуральную форму, а их стоимость переносится на транспортную продукцию по частям в течение длительного периода в виде амортизационных отчислений.

Основные фонды подразделяются на производственные и непроизводственные.

Основные производственные фонды предназначены для подготовки и реализации транспортного процесса.

Основные непроизводственные фонды не участвуют непосредственно в процессе производства автотранспортной продукции и предназначены для обслуживания социальной сферы автотранспортной деятельности. К ним относятся жилые дома, здания, сооружения, оборудование учреждения и организаций просвещения, здравоохранения, коммунального хозяйства, управления и т. п.

При переходе на рыночные условия функционирования большинство автотранспортных предприятий стремятся к освобождению от содержания непроизводственных фондов, которые с точки зрения эффективности функционирования и в условиях острой конкуренции целесообразнее передавать органам местного самоуправления.

Состав и структура (примерная) основных производственных фондов представлена на рис. 2.1.

 

 


Рис. 2.1. Состав основных фондов

Транспортные средства – автомобили, тягачи, прицепы и полуприцепы.

Производственные и административные здания – здания, занятые цехами, мастерскими, стоянкой для подвижного состава, складами, административные корпуса и строения.

Сооружения – мосты, эстакады, дороги и дорожные сооружения, хранилища, водостоки, оборудованные открытые стоянки подвижного состава.

Передаточные устройства – электросети, линии сигнализации и связи, трансмиссии, водопроводы, газопроводы производственного назначения.

Машины и оборудование – силовые установки, двигатели, генераторы, паровые котлы и установки, превращающие различного рода энергию в механическую, производственное оборудование зон и цехов технического обслуживания и ремонта подвижного состава.

Инструменты, производственный и хозяйственный инвентарь – средства, участвующие в осуществлении производственного процесса, и предметы для обеспечения выполнения производственных операций и условий работы сроком службы более одного года.

Соотношение различных элементов основных фондов в их общей стоимости характеризует производственную структуру основных фондов.

Структура основных фондов зависит от многих факторов и в том числе от состава автомобильного парка, уровня концентрации и специализации производства, развития производственно-технической базы.

По техническому признаку и степени влияния на создание автотранспортной продукции основные производственные фонды подразделяются на активные и пассивные.

К активной части относятся те основные фонды, которые непосредственно участвуют в создании транспортной продукции, т. е. автотранспортные средства.

К пассивным основным производственным фондам относится оставшаяся часть и, в первую очередь, производственные здания, предназначенные для проведения технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств. Структурно активная часть в крупных и средних предприятиях составляет свыше 65% балансовой стоимости основных производственных фондов. В условиях рынка автотранспортных услуг большинство хозяйствующих субъектов (свыше 70%) вообще не обладают производственно-технической базы для хранения и технической эксплуатации подвижного состава. Отсутствие указанных основных производственных фондов не является абсолютным условием, исключающим допуск субъектов к рынку перевозок грузов. В этих условиях индивидуальные предприниматели и другие хозяйствующие субъекты оформляют договор аренды с крупными АТП для проведения всех необходимых технических воздействий и хранения подвижного состава. Эти услуги могут оказываться предприятиями на коммерческой основе при наличии резервов производственно-технической базы.

 

2.1.2. Износ основных фондов.

 

В процессе эксплуатации и появления более совершенной техники основные фонды вследствие их производственного потребления, а также под воздействием естественных условий стареют. Это обстоятельство приводит к снижению полезности основных фондов, их потребительской привлекательности с точки зрения потенциального инвестора и выражается в снижении со временем стоимости под воздействием различных факторов.

Различают два типа износа – физический и моральный.

Физический износ – это тот, при котором основные фонды теряют свои первоначальные качества в процессе эксплуатации или под влиянием естественных сил природы. Его величина зависит от качества материалов и прочности конструкций, из которых они изготовлены, от объёма и времени их работы, от интенсивности эксплуатации и естественных условий. Полностью физические изношенные фонды заменяются: активная часть на новые автотранспортные средства; пассивная часть – путём капитального строительства.

Моральный износ означает старение основных фондов до наступления их полного физического изнашивания. Основные фонды, особенно подвижной состав, обесценивается по двум следующим причинам:

- в результате технического прогресса появляются более производительные, технически совершенные конструкции этих видов основных фондов;

- в результате снижения издержек производства создаются аналогичные основные фонды меньшей стоимости.

Морально устаревшие основные фонды сдерживают рост производительности труда, повышают себестоимость продукции, приводят к значительным эксплуатационным расходам. Ликвидацию морально устаревших основных фондов можно произвести путём модернизации (первая причина), увеличением норм амортизационных отчислений, но не более чем в два раза (вторая причина) или в обоих случаях путём замены на новые.

Характер износа основных фондов определяет следующие сроки службы подвижного состава:

- физический срок службы, определяемый возникновением полного их физического износа;

- экономически целесообразный срок службы, заканчивающийся в тот момент, когда затраты на ремонт основных фондов начинают превышать затраты на покупку новых аналогичных фондов;

- амортизационный срок службы. Процедура его установления стандартизирована и отражена в законодательных документах по организации бухгалтерского учёта, так как возмещение износа основных фондов происходит путём отнесения этого износа в виде амортизационных отчислений на себестоимость транспортных услуг, а это связано с определением суммы налогов, выплачиваемых автотранспортным предприятием.

Накопленные в ходе погашения экономического износа средства служат для предприятия важнейшим источником капиталовложений.

Кроме этого источниками финансирования капитальных вложений в основные фонды могут быть таковы:

- федеральный бюджет; бюджеты субъектов Российской Федерации; централизованные внебюджетные инвестиционные фонды и др.;

- прибыль, направляемая транспортным предприятием на накопление;

- кредиты коммерческих банков;

- средства частых инвесторов и др.

Воспроизводство основных фондов может также осуществляться и за счёт безвозмездной передачи основных фондов АТП; вследствие аренды, а также при осуществлении вкладов в уставной капитал предприятия.

 

2.1.3. Учёт и оценка основных фондов

За время эксплуатации основных фондов, особенно подвижного состава, происходит их физический и моральный износ, осуществляется полной, частичное их восстановление или модернизация. При этом изменяется их потребительская стоимость. В связи с этим на предприятии производится учёт основных фондов в натуральном и денежном выражениях.

Данные учёта основных фондов в натуральном выражении позволяют определить производственную мощность и провозную способность автомобильного парка, сроки службы основных фондов, оценить их техническое состояние, определить основные направления и пути повышения эффективности использования. Данные этого учёта фиксируются в технических паспортах основных фондов, например, по автомобилям их нарастающий общий пробег.

На современном этапе развития рынка автотранспортных услуг существуют два подхода к определению стоимости основных фондов: бухгалтерский и рыночный.

Для целей бухгалтерского учёта используется измерение основных фондов по первоначальной,восстановительной и остаточной стоимостей.

Первоначальная стоимость выражает фактическую сумму затрат на приобретение (Кпр) в действующих ценах на данный момент, транспортировку (Стр), монтажные (См) и другие виды работ (Сдр), связанные с вводом основных фондов в эксплуатацию, т. е.

Кпер = Кпр + Стр + См + Сдр (2.1)

По первоначальной стоимости приобретённые основные фонды ставятся на баланс предприятия, поэтому её называют балансовой стоимостью, которая служит основой для:

- расчёта суммы годовых амортизационных отчислений и создания амортизационного фонда предприятия;

- страхования имущества;

- расчёта технико-экономических показателей, характеризующих деятельность предприятия, и уровень использования основных фондов и др. нужд.

Недостатком метода оценки основных фондов по первоначальной стоимости является отсутствие учёта фактора разновременности их приобретения в условиях разной ценовой ситуации. Это не позволяет определить динамику стоимости основных производственных фондов в сопоставимых условиях. Устранению этого недостатка способствует проведение расчёта восстановительной стоимости основных фондов.

Восстановительнаястоимость – это стоимость воспроизводства основных фондов, приведённая к условиям и ценам, действующим в период оценки. Данный вид оценки стоимости позволяет учесть современные условия производства (приобретения) конкретных видов основных фондов в зависимости от динамики изменения цен на промышленную продукцию и соответствующих темпов инфляции. Пересчёт производится в соответствии с Положением “О порядке переоценки основных фондов (средств) предприятий и организаций” утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.1993 № 1233. Данным Положением введён единый порядок переоценки основных фондов для создания экономически обоснованных условий формирования ресурсов денежных средств на воспроизводство основных фондов. Индексы пересчёта устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации. Вновь пересчитанная восстановительная стоимость с помощью индексов цен начинает выступать как новая балансовая стоимость и её величина затем используется для дальнейших расчётов.

Остаточнаястоимость основных фондов представляет разность между первоначальной (или восстановительной) стоимостью и стоимостью их износа, который определяется путём непосредственного обследования состояния фондов с учётом амортизационных отчислений. Остаточная стоимость показывает величину той части стоимости основных фондов, которая ещё не перенесена на стоимость продукции. Она определяется по формуле:

(2.2)

Здесь Кизн – стоимость износа основных фондов, руб;

Haв – годовая норма амортизации на восстановление основных фондов, %;

Тэкс – продолжительность эксплуатации основных фондов, лет;

Экономический смысл оценки основных фондов по остаточной стоимости состоит в том, что она характеризует оставшуюся часть фондов, которая может ещё продолжать участвовать в производственном процессе.

На предприятиях различают наличие основных фондов в стоимостном выражении на начала года, среднегодовую и на конец года.

На начало года – эта та их стоимость, которая перешла с конца отчётного года на начало планируемого.

Среднегодовая стоимость основных фондов определяется по выражению:

, (2.3)

где Кнг – стоимость основных фондов на начала года, руб.

Квв и Квыб – соответственно стоимость основных фондов вводимых и выбывающих в течение года, руб;

tвв и tвыб – соответственно количество месяцев функционирования основных фондов вводимых и выбывающих в течение года, ед.

На конец года стоимость основных фондов будет равна сумме на начала и вводимых в течение года за минусом выбывающих за этот период времени, т. е.

Ккг = КнгКввКвыб (2.4)

2.1.4. Показатели технико-экономического состояния и использования основных фондов.

Для оценки технико-экономического уровня основных производственных фондов рассчитываются коэффициенты их обновления (кобн), выбытия (квыб), износа (кизн) и годности (кгод), которые определяются по выражениям:

 

(2.5); (2.6);

(2.7); (2.8);

Для характеристики степени использования основных фондов используют следующие показатели.

Показательэкстенсивногоиспользования подвижного состава (кэ) отражает временной аспект, т. е. измеряется соотношением фактического времени работы автотранспортного средства (Тф) к потенциально-расчётному (нормативному - Тнорм), т. е.

кэф норм (2.9)

С целью улучшения данного показателя необходимо сокращать непроизводительные простои подвижного состава, т. е. сокращать время на оформление документов, погрузо-разгрузочные работы, доставку грузов и т. д.

Показатель интенсивного использования подвижного состава (ки) измеряется соотношением фактической годовой (часовой) выработки автотранспортных средств (Wф) к расчётной (нормативной) в условиях максимального использования грузовместимости и грузоподъёмности автомобиля (Wн), т. е.

ки=Wф /Wн (2.10)

Обобщающим показателем использования основных производственных фондов является показатель фондоотдача, который определяется отношением выпущенной продукции, измеряемой в стоимостном или натуральном выражении к их среднегодовой стоимости, т. е.

Фо=D /Ксг (2.11) или Фо=W /Ксг (2.12),

где D – доходы от выполненных транспортных услуг, руб;

W – объём транспортных услуг, ткм; пасс-км; платные км.

Фондоёмкость автотранспортной продукции (Фем) определяется как обратная величина показателю фондоотдаче, т. е.

Фем=1/Фосг /D (2.13) или Фемсг /W (2.14)

Степень оснащённости каждого работника основными фондами представляет собой показатель фондовооружённость, т. е.

Фвсг /Nсг ,(2.15)

Nсг – среднесписочная численность работников, чел.

Экономическая эффективность использования основных фондов определяется рентабельностью, т. е. количеством прибыли (П) на рубль среднегодовой стоимости фондов, выраженных в процентах, т. е.

, (2.16)

2.1.5. Пути эффективного использования основных фондов

Нарастающая конкуренция на рынке автотранспортных услуг ставит перед руководителями АТП задачу их конкурентоспособности, в том числе за счёт реализации следующих стратегических направлений научно-технического прогресса:

- модернизация производственно-технической базы с использованием технических средств диагностики, регулирования топливной аппаратуры и других технических средств, обеспечивающих работоспособность подвижного состава за счёт повышения технической готовности;

- создание сети логистических центров, оказывающих услуги по оптимизации вариантов доставки грузов, поиску грузовой базы для обратной загрузки автомобилей;

- расширение сферы применения экономико-математических методов, в первую очередь, при организации развозочно-сборочных маршрутов, позволяющих сократить нерациональный пробег автомобилей;

- формирование интегрированных транспортно-производственных, транспортно-торговых организационных форм управления для снижения потерь в системе автотранспортного обслуживания как по времени использования, так и по повышению эффективности координации коммерческой работы;

- диверсификация автотранспортной деятельности при наличии свободных производственных ресурсов;

- создание на предприятиях маркетинговых служб по поиску сегментов рынка, соответствующих специализации автотранспортного потенциала;

- расширение государственной поддержки по повышению конкурентоспособности отечественных перевозчиков и др.

2.1.6. Амортизация основных фондов

Изнашивание основных фондов в процессе производства обуславливает необходимость создания фонда денежных средств для возмещения износа. Такой фонд называется амортизационным или фондом реновации.

Амортизация представляет собой объективный процесс переноса стоимости износа основных производственных фондов на себестоимость выпускаемой продукции таким образом, чтобы к моменту выбытия их из производственного процесса амортизационный фонд был бы равным первоначальной стоимости основных фондов. Производится это пропорционально сроку службы по нормам, установленным в законодательном порядке.

С целью учёта роста цен необходимо периодически производить переоценку стоимости автотранспортных средств (или других объектов) для получения большего амортизационного фонда.

Полная сумма амортизации за весь период экономической жизни объекта основных фондов определяется по формуле:

А=Кпероф , (2.17)

где Лоф – ликвидационная стоимость основных фондов (нормативно принимается в размере 10 % от Кпер , но фактически может существенно отличаться в зависимости от рыночной ситуации), руб.

Естественно в стоимостном выражении в расчёте на год определяется по формуле:

, (2.18)

где Тсл – срок службы или срок полезного использования, принятый для расчёта нормативов амортизационных отчислений, лет.

Амортизационные отчисления определяются на основе установленных Правительством Российской Федерации норм. В соответствии с положением по бухгалтерскому учёту “Учёт основных средств (ПБУ 6/01)”, утверждённым Приказом Минфина России от 30.03.2001 №26н (в ред. Приказа Минфина России от 18.05.2002 №45н), в бухгалтерском учёте существуют четыре способа начисления амортизации основных средств:

- линейный;

- уменьшаемого остатка;

- списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;

- списания стоимости пропорционально объёму продукции (работ).

Согласно введённому с 1 января 2002г Налоговому Кодексу Российской Федерации (НК РФ) (ст. 25) для целей налогообложения возможно применение только двух методов начисления амортизации: линейного и нелинейного (уменьшаемого остатка).

При этом основные фонды распределяются по амортизационным группам, исходя из сроков его полезного использования. Амортизируемое имущество классифицируется по десяти амортизационным группам в зависимости от срока полезного использования. Данная классификация основана на Общероссийском Классификаторе основных фондов (ОКОФ), утверждённом Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 №359. При этом руководители предприятий имеют право устанавливать срок полезного использования вида имущества в рамках интервала по соответствующей группы амортизации. В соответствии с указанным классификатором автотранспортные средства распределяются по следующим амортизационным группам (приложение 1).

В случае использования грузовых автомобилей при работе с прицепами (не менее 70% пробега), эксплуатирующихся в экстремальных природно-климатических и дорожных условиях, перевозящих химические и сильно пылящие грузы, срок полезного использования рекомендуется устанавливать по нижней границе интервала.

Амортизация начисляется ежемесячно по каждому объекту основных фондов. При этом для основных фондов, относящихся к восьмой-десятой группам (здания, сооружения, устройства), применяется только линейный метод начисления амортизации.

При применении линейного метода сумма амортизационных отчислений по i-му объекту основных фондов за расчётный период (Ai) определяется по формуле:

, (2.19)

где Hiмесячная норма амортизационных отчислений, ед;

- расчётный срок начисления амортизаций, мес.

Норма амортизационных отчислений рассчитывается по выражению:

, (2.20)

где tiсрок полезного использования i-го объекта основных фондов, мес.

Оборотные средства

2.2.1 Экономическая сущность и кругооборот оборотных средств.

Для начала автотранспортной деятельности АТП должны дополнительно иметь оборотные средства для приобретения материальных ресурсов.

В зависимости от места и роли в транспортном процессе оборотные средства делятся на оборотныепроизводственныефонды и фондыобращения.

Экономическая сущность оборотных средств состоит в том, что они находятся в непрерывном движении, переходя из денежной формы в материальную, из материальной в товарную (транспортные услуги) и из последней в денежную, т. е. проходят три стадии кругооборота. При этом они всю свою стоимость полностью переносят на стоимость оказанных услуг. Значит, они участвуют в транспортном процессе только один раз и выбывают из него.

Следовательно, кругооборот оборотных средств называется смена одной формы оборотных средств на другую и последовательный переход их из сферы транспортного процесса в сферу обращения и обратно.

Кругооборот оборотных средств в сфере транспортного производства имеет две фазы:

D ПЗ D’,

где D и D’ – денежные средства соответственно для формирования производственных запасов (ПЗ) оборотных фондов и выручки от оказания транспортных услуг (доходы).

Кругооборот оборотных средств на автомобильном транспорте можно представить и в одну фазу в том случае, когда оплата за оказанные услуги производится до их выполнения.

2.2.2. Структура и состав оборотных средств

Структурно оборотные средства автомобильного транспорта можно представить в следующем виде (рис. 2.2):

 
 

 

 


Рис. 2.2. Состав оборотных средств

Оборотные фонды по своему функциональному назначению подразделяются на следующие категории:

- производственные запасы (основная категория), предназначенные для обеспечения бесперебойной работы автомобильного парка и всего автотранспортного процесса. К ним относится топливо, запасные части и оборотные агрегаты, материалы для эксплуатации и ремонта основных фондов, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы (инструмент, инвентарь и т. п.)

- незавершённое производство (в прямом понимании на автомобильном транспорте отсутствует) – незаконченные работы по капитальному ремонту подвижного состава, зданий, сооружений и т. д.

- расходы будущих периодов – средства, оплаченные в текущем году за работы будущего периода (аренда, научно-исследовательские работы, подписка на издания и т. п.), но переносимые на себестоимость автотранспортной продукции следующего года.

Другая часть оборотных средств – фонды обращения – это денежные средства на расчётном и текущем счетах предприятия (основная часть), в банке, кассе, ценных бумагах (акции, облигации и др.), аккредитивах, дебиторская задолжность (задолжность клиентов за выполненные транспортные услуги).

Оборотные средства для осуществления автотранспортного процесса в зависимости от метода планирования подразделяются на нормируемые (оборотные фонды) и ненормируемые (фонды обращения), а по источникам образования – на собственные и заёмные.

Источниками собственных оборотных средств являются уставной капитал, прибыль, а также добавочной и резервный капитал.

Уставнойкапитал представляет собой денежный вклад учредителей в имущество предприятия при его создании.

Прибыль (чистая) как финансовый результат деятельности предприятия может быть использована как источник средств для пополнения собственных оборотных средств при изменении объёмов работ.

Добавочныйкапитал образуется за счёт переоценки основных фондов, безвозмездного поступления различных активов от юридических и физических лиц, а также за счёт продажи собственных ценных бумаг (акций).

Резервныйкапитал образуется за счёт чистой прибыли предприятия и предназначен для покрытия непредвиденных потерь, в том числе по оборотным средствам.

Важным внутренним источником оборотных средств являются устойчивые пассивы: минимальная переходящая задолжность по заработной плате работающим, задолжность поставщикам материально-технических ресурсов и др.

Заёмныесредства при необходимости предоставляются предприятиям временно в форме краткосрочного кредита для оплаты поставок материальных ресурсов, расчётных документов и просроченной дебиторской задолженности.

 

2.2.3. Нормирование оборотных средств

Потребность АТП в оборотных средствах определяется на основе норм и нормативов.

Нормапроизводственныхзапасов (Нз) материальных ресурсов предприятия учитывает время в днях, затраченное:

- оформление документов, сопутствующих получению материальных ресурсов;

- пребывание материальных ресурсов в пути со дня оплаты счётов (транспортный запас);

- разгрузку, приём и складирование материальных ресурсов в местах их хранения на предприятии;

- проведение при необходимости лабораторного анализа и подготовки материалов к производству (технологический запас);

- пребывание материальных ресурсов в форме страхового (гарантийного) запаса.

Нормативоборотныхсредств (ОСн) представляет собой (в стоимостном выражении) минимально необходимый производственный запас каждого вида материальных ресурсов и определяется по выражению:

,

где Сiзатраты на планируемый период по i-му виду материальных ресурсов, руб;

Hзi норма запаса по i-му виду оборотных фондов, дни;

Dк – длительность планируемого периода, дни

2.2.4. Показатели использования оборотных средств

 

Рациональное и эффективное использование оборотных средств является важнейшей задачей хозяйственной деятельности предприятия и обеспечивает ему значительную экономию материальных и денежных ресурсов. Чем быстрее совершается кругооборот оборотных средств, тем меньшая их сумма потребуется для выполнения производственной программы.

В практической деятельности АТП применяются следующие показатели использования оборотных средств.

Важнейшим показателем эффективности использования оборотных средств является коэффициентоборачиваемости (коб) в течение года. Чем больше число оборотов оборотных средств, тем меньшая сумма денежных средств необходима для производственных запасов.

Коэффициент оборачиваемости в течение года определяется по выражению:

Коб=åDi /ОСн, (2.22)

где åDi – суммарная величина доходов по всем i-м видам транспортных услуг за год, руб.

Продолжительностьодногооборота оборотных средств (Тоб) определяется отношением числа календарных дней года (Тк) на их коэффициент оборачиваемости (коб), т. е.

Тобкоб, (2.23)

Загрузкаоборотныхсредств (Зоб) определяется отношением их норматива (ОСн) на суммарную величину доходов (åDi) и показывает сколько оборотных средств необходимо иметь для получения одного рубля доходов, т.е.

Зоб=ОСн /åDi (2.24)

Рентабельностьоборотныхсредств определяется отношением прибыли (П) от транспортных услуг на норматив оборотных средств. Данный показатель выражается в процентах.

(2.25)

Дополнительно эффективность использования оборотных средств можно оценить с помощью полученной величиной экономии по отдельным видам материальных ресурсов. При расчёте экономии нужно учитывать отклонения фактического объёма транспортных услуг от его плановой величины.

Можно выделить следующие три группы факторов повышения эффективности использования оборотных средств АТП.

1. Факторы повышения дохода АТП (без соответствующего увеличения норматива оборотных средств): платёжеспособность клиентов; характеристика и степень использования подвижного состава; тарифная политика АТП; качество технических воздействий на подвижной состав и др.

2. Факторы снижения годовых потребностей в материальных ресурсах (без соответствующего изменения объёмов перевозок): точность расчёта производственной программы по перевозкам и другим видам деятельности предприятия; степень обоснованности используемых предприятием норм расхода ремонтных материалов, эксплуатационных материалов и др.; дорожные, климатические, географические условия перевозки, уровень мотивации водителей и ремонтных рабочих в экономном расходовании ресурсов; уровень и динамика изменения их цен и др.

3. Факторы снижения норм производственных запасов: территориальное расположение предприятия; надёжность системы снабжения в регионе; особенности транспортной системы региона; снабженческо-сбытовая политика АТП и др.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.122.9 (0.026 с.)