Тарифная система оплаты труда водителей



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тарифная система оплаты труда водителей



3.4.4.1 Грузовой транспорт

3.4.4.1.1 Сдельная оплата труда водителей

В основе оплаты труда водителей лежит часовая тарифная ставка водителя III класса. Она зависит от назначения автомобиля и его грузоподъемности.

По назначению автомобили подразделяются на три группы:

- I группа – бортовые автомобили и автомобили фургоны общего назначения;

- II – специализированные и специальные автомобили, самосвалы, цистерны, фургоны, рефрижераторы, контейнеровозы, пожарные, технической помощи, снегоочистительные, поливочно-моечные, подметально-уборочные, автокраны, автопогрузчики и другие; седельные тягачи с полуприцепами и балластные тягачи с прицепами;

- III автомобили по перевозке цемента, ядохимикатов, трупов, безводного аммиака, аммиачной воды, гниющего мусора, ассенизационных грузов.

По грузоподъемности автомобили разбиты на 12 групп.

С возрастанием группы назначения и грузоподъемности автомобилей часовые тарифные ставки водителей увеличиваются. Они устанавливаются по грузоподъемности базового автомобиля независимо от массы смонтированного на нем оборудования (фургона, оборудование для природного газа, цистерны, механизмы и др.).

Для водителей, работающих на седельных и балластных тягачах, часовые тарифные ставки устанавливаются соответственно по грузоподъемности полуприцепа и прицепа (без учета грузоподъемности второго полуприцеп), а на автомобиле с прицепами – без учета грузоподъемности этих прицепов.

В виду того, что в основе оплаты труда водителей лежит часовая тарифная ставка водителя III класса, то водителям второго класса делается доплата за классность 10% к тарифной ставке, а первого класса – 25 %.

Затем к определенной оплате труда с учетом назначения автомобиля, его грузоподъемности и классности водителя, а также других видов доплат делается доплата за районный коэффициент.

Для оплаты труда водителей грузовых автомобилей, как правило, применяется сдельная индивидуальная система оплаты труда (сейчас широко применяется бригадная сдельная) на основе единых норм времени на перевозку грузов и сдельных расценок для оплаты труда водителей. Сдельную заработную плату (тарифная заработная плата) начисляют за количество перевезенных тонн груза и за выполненный грузооборот по соответствующим сдельным расценкам, рассчитанным на основе тарифных ставок и норм и норм времени с учетом класса груза по выражению

, (3.15)

где СТ – сдельная расценка на погрузку и разгрузку одной тонны груза, руб;

СТКМ – сдельная расценка на выполнение одного тоннокилометра, руб;

Нврт – норма времени на погрузку и разгрузку одной тонны груза, мин;

Сминij – минутная тарифная ставка водителя автомобиля i-го назначения и j-ой грузоподъемности, руб;

НТКМ – норма времени на выполнение одного тоннокилометра, мин;

k – коэффициент класса груза.

Единые нормы разработаны с учетом рациональной организации перевозок грузов и проведения погрузочно-разгрузочных работ, применения соответствующих способов механизации, особенностей перевозимых грузов, максимального использования грузоподъемности и грузовместимости подвижного состава и контейнера, различных дорожный условий эксплуатации автомобилей, соблюдений правил дорожного движения и других правил (см. приложение 2).

Единые нормы времени и сдельные расценки установлены:

- при простое автомобилей под погрузкой и разгрузкой грузов I класса – на 1 тонну; для контейнеров – на 1 контейнер; для наливных и пылевидных грузов в автоцистернах, не имеющих класса, - на полный эксплуатационный объем цистерны;

- при перевозке грузов I класса – на один тоннокилометр.

Для грузов II класса нормы времени и сдельные расценки применяются с поправочным коэффициентом 1,25; III класса – 1, 66; IV класса – 2,0. Класс грузов определяют в соответствии с номенклатурой и классификацией грузов перевозимых автотранспортом (утверждены Постановлением Госкомтруда СССР от 08.04.1982 №84, см. приложение 4). Если груз не подпадает под соответствующую классификацию, то определяют поправочный коэффициент как отношение единицы на фактический коэффициент использования грузоподъемности автомобиля. Учет поправочных коэффициентов не допускает потери в заработной плате не по вине водителя.

На предприятиях грузового автомобильного транспорта рекомендуется утверждать местные нормы с учетом конкретных условий эксплуатации по следующим выражениям

; (3.16)

. (3.17)

Здесь tП-Р – регламентируемое время простоя под погрузкой и разгрузкой на одну ездку с грузом, мин;

qН – номинальная грузоподъемность автомобиля, т.;

γ – коэффициент использования грузоподъемности;

VТ – расчетная норма пробега грузового автомобиля, принимаемая для расчета норм по соответствующей группе дорог, км/ч;

β – коэффициент использования пробега, равный 0,5, а для спецавтомобилей 0,45.

При работе автомобилей с загрузкой в обоих направлениях, а также при перевозке в обратном направлении возвратной тары (контейнеров) к расценкам за 1ткм применяется поправочный коэффициент в размере от 0,5 до 1,0 за тоннокилометр, выполненные в обратном направлении. При перевозке грузов в автомобилях-фургонах нормы времени могут быть увеличены не более чем на 10%; при перевозке грузов, требующих особую осторожность и пересчета, нормы времени увеличивают, но не более 25%. При работе седельного тягача с полуприцепом нормы времени на 1 ткм применяются с поправочным коэффициентом, равным 1,2.

Нормы времени простоя под погрузкой и разгрузкой 1 т груза и соответствующие сдельные расценки для оплаты труда водителей устанавливаются в зависимости:

- от способа производства погрузочно-разгрузочных работ (механизированный или ручной);

- типа груза;

- типа погрузочно-разгрузочных машин и механизмов.

Оплата труда водителей грузовых автомобилей, занятых перевозкой контейнеров, производится за фактически выполненные тоннокилометры по нормам времени и сдельным расценкам, исчисленным исходя из среднего фактического коэффициента использования грузоподъемности автомобиля.

Конкретные размеры поправочных коэффициентов и доплат могут устанавливаются самостоятельно руководителями предприятий с учетом местных условий.

Премирование водителей грузового автотранспорта устанавливаются руководством предприятия по согласованию с профсоюзными организациями с учетом выполнения плана по основным показателям, основными из которых являются:

- выполнение плана по доходам и перевыполнение его;

- за улучшение эксплуатационных показателей;

- за выполнение графика перевозок;

- за экономию топлива;

- за пробег шин сверх норм и тд.

 

3.4.4.1.2 Повременная оплата труда

Повременная оплата труда водителей грузовых автомобилей может производиться по прямой простой повременной или повременно-премиальной системам. По первой системе оплата производится по часовым тарифным ставкам водителей автомобилей соответствующего назначения и грузоподъемности за фактически отработанное время. По второй системе дополнительно выплачивается премия в соответствии с положением о премировании на предприятии за качественное выполнение работы и перевыполнение установленных показателей.

 

3.4.4.2 Автобусного парка

Для оплаты труда водителей автобусов, работающих на линиях регулярного пассажирского сообщении, применяется, главным образом, повременно-премиальная система. При этом оплата труда водителей на линии по часовым тарифным ставкам водителя III класса соответствующего класса автобуса (четыре класса), габаритных размеров (девять размеров) и численности населенного пункта.

Поскольку часовые тарифные ставки рассчитаны для водителей III класса, то водителям других классов производится доплата за классность как и водителям грузового транспорта.

Дополнительно водители могут получать доплаты за выполнение обязанностей кондуктора; с выручки от реализации проездных билетов; работу в ночное время, праздничные дни, сверхурочные работы и бригадирство. Размер доплат должен соответствовать действующему законодательству и коллективным договорам на предприятии.

Премия начисляется в соответствии с действующим положением о премировании на предприятии. Основными показателями для премирования является выполнение каждого рейса по графику, каждый процент перевыполнения плана выручки и качество перевозок.

 

3.4.4.3 Оплата труда водителей автомобилей-такси

Их труд (а также водителей грузовых) оплачивается по повременно-премиальной или сдельно-премиальной системам оплаты труда. При первой системе оплата труда производится за фактически отработанное время на линии по часовым тарифным ставкам, которые дифференцированы в зависимости от рабочего объема двигателя и численности населенного пункта.

При применении сдельно-премиальной системы заработная плата может быть рассчитана по выражению

ЗПВПЛ КМСПЛ КМПОССПОСПЛ ПРСПЛ ПР , (3.18)

где ВПЛ КМ, ВПОСПЛ ПР – выручка соответственно за платные километры пробега, посадки и платного простоя, руб;

СПЛ КМ, СПОС, СПЛ ПР – сдельные расценки с каждого рубля выручки соответственно за платные километры, посадки и часы платного простоя, руб.

Сдельную расценку с рубля выручки платного километра пробега определяют на основе плановых показателей среднеэксплуатационной скорости (VЭ) и коэффициента пробега. При этом норму пробега исчисляют на пять километров платного пробега по выражению

(3.19)

где tДВ = 60 мин – время движения автомобиля, мин;

СПЛ КМ = СМИННПЛ КМ (3.20)

В качестве расценки с одного рубля выручки за оплаченный пассажиром простой автомобиля можно принимать 50% часовой тарифной ставки водителя.

Расценка с рубля выручки за посадку пассажиров определяется руководителем предприятия по согласованию с комитетом профсоюза.

Все сдельные расценки устанавливаются на период не менее одного года.

Водителям такси также предусматриваются доплаты и начисление премии за выполнение в основном аналогичных показателей как и у водителей автобусов.

 

3.4.4.4 Оплата труда ремонтных рабочих

Оплата труда ремонтных рабочих АТП формируется в основном с использованием повременной и сдельной формы. Повременная форма оплаты труда реализуется, как правило, в виде повременно-премиальной системы оплаты труда ремонтных рабочих. Премирование рабочих производится чаще всего по следующим основаниям:

- обеспечение своевременного и качественного выполнения программы или нормируемых заданий по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава и другим видам работ;

- выполнение и перевыполнение задания по выпуску состава на линию;

- снижение эксплуатационных расходов, стоимости обслуживания и ремонта подвижного состава при соблюдении показателей качества работ;

- улучшение результатов хозрасчетной деятельности бригады, участка, колонны, цеха и др.

Повременно-премиальная система оплаты труда проста при начислении заработной платы и должна обеспечивать рабочим материальную заинтересованность.

При сдельно-премиальной системе оплаты труда в ее основе лежат сдельные расценки за единицу работы и объем выполненной работы. За единицу работы принимают количество изготовленных деталей, проведение капитального ремонта агрегатов, проведение технического обслуживания автомобилей и др.

Индивидуальная прямая сдельная система оплаты труда ограничивается сложностью учета фактических трудовых затрат каждым рабочим по элементам работ. Поэтому для ремонтных рабочих применяется коллективная форма оплаты труда и заработная плата коллективу начисляется по сдельным расценкам за километр пробега (Ссдкм), час (Ссд.ч) и день (Ссд.день) соответственно по выражениям

ЗПРРСД.КМLОБЩ; (3.21)

ЗПРРСД.ЧTН ; (3.22)

ЗПРРСД.ДЕНЬАДР, (3.23)

где LОБЩ – общий пробег одной марки автомобиля, км;

ТН – время работы в наряде, ч;

АДР – автомобиле-дни работы одной марки.

ССД.КМКМСЧ; (3.24)

ССД.ДЕНЬСД.КМLСС; (3.25)

. (3.26)

Здесь НКМ – норма времени на все виды технического обслуживания и текущего ремонта в расчете на километр пробега одной марки, км;

СЧ – часовая тарифная ставка рабочего среднего разряда работ, км;

LСС – среднесуточный пробег автомобиля одной марки, км.

В положении по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей нормы времени установлены на 1000 км пробега. Следовательно, для расчета сдельной премиальной заработной платы ремонтным рабочим целесообразно применять сдельную расценку на 1000 км пробега.

При обеих формах оплаты труда ремонтным рабочим производят доплаты и надбавки в соответствии с действующим законодательством и положением о премировании на предприятии.

 

3.4.4.5 Оплата труда руководителей, специалистов и служащих

В последнее десятилетие наряду с формами и системами оплаты труда, основанными на применении тарифных ставок (окладов) и расценок, получает распространение бестарифная система, которая характеризуется:

- тесной связью уровня оплаты труда работников с фондом заработной платы, начисленной по коллективным результатам работы;

- присвоением каждому работнику относительно постоянных коэффициентов, комплексно характеризующих его квалификационный уровень и определяющих его трудовой вклад в общие результаты труда по данным о предыдущей деятельности работника;

- присвоением каждому работнику коэффициента трудового участия в текущих результатах деятельности, дополняющих оценку его квалификационного уровня.

При определении коэффициента квалификационного уровня возможны два подхода:

- исходя из соотношений в оплате труда, фактически сложившихся в период, предшествующий переходу к бестарифной системе оплаты труда;

- исходя из соотношений в оплате труда, вытекающих из действующих условий оплаты труда работников в период введения бестарифной системы.

Для оплаты труда руководителей, специалистов и служащих установлены должностные оклады. В настоящее время получила распространение контрактная система оплаты труда аппарата управления. При этом величина заработной платы зависит от деловых качеств, уровня квалификации, специфики деятельности, масштабов и сложности управления. В условиях работ по контракту оплата является элементом договора найма и должна быть фиксирована на определенный период времени. В условиях договора должен быть определен круг обязанностей и ответственности за невыполнение принятых на себя обязательств, отражен механизм экологических санкций за каждый вид нарушения.

При оплате труда всех категорий работающих вводятся поясные поправочные коэффициенты.

При планировании расходов на оплату труда участвуют следующие три составляющие.

I Основную заработную плату за отработанное время, которая включает в себя:

- заработную плату за выполненную работу, работником по сдельным расценкам;

- заработную плату работникам по тарифным ставкам и окладам за отработанное время;

- премии и вознаграждения, носящие регулярный или периодический характер, независимо от источника их выплат;

- стимулирующие доплаты и надбавки к тарифным ставкам и окладам;

- ежемесячные и ежеквартальные вознаграждения за выслугу лет, стаж работы;

- компенсационные выплаты, связанные с режимом работы и условиями труда;

- доплаты за работу в ночное время;

- оплата работы в выходные и праздничные дни;

- оплата сверхурочной работы.

Затем к сумме основной заработной платы со всеми возможными премиями, вознаграждениями и надбавками вводится районный коэффициент.

II Дополнительную заработную плату, которая предусматривает оплату:

- ежегодных и дополнительных отпусков;

- учебных отпусков, представленных работникам, обучающимся в образовательных учреждениях;

- на период обучения работников, направленных на профессиональную подготовку повышения квалификации или обучения вторым профессиям;

- труда работников, отвлекаемых к выполнению государственных и общественных обязанностей;

- простоев не по вине работника;

- за время вынужденного прогула;

- льготных часов подростков.

Дополнительная заработная плата определятся в процентах от основной заработной платы по выражению

, (3.27)

где П% - процент дополнительной заработной платы, определяемый по выражению

. (3.28)

Здесь ДОТП – продолжительность отпуска, дни;

ДК – продолжительность календарного периода, дни;

ДВЫХ – количество выходных дней;

ДПР – количество праздничных дней;

1 – процент, предусматривающий выполнение государственных и общественных обязанностей.

III Выплаты социального характера, которые направлены на:

- отчисления в пенсионный фонд, учреждения и организации здравоохранения;

- оплату путевок работникам и членам их семей, экскурсий, путешествий за счет предприятия;

- оплату проезда к месту работы транспортом общего пользования;

- возмещение платы родителям за детей дошкольных учреждений;

- компенсации женщинам, находящимся в частично оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком (без пособий по социальному страхованию);

- выходное пособие по прекращению трудового договора.

Выплаты социального характера определяются также в процентах от фонда оплаты труда, т.е. суммы основной и дополнительной заработной платы. Величина процента устанавливается государством.

Сумма всех трех составляющих расходов на оплату труда составляет общий фонд заработной платы работников, которая учитывается при расчете себестоимости соответствующих видов транспортных услуг.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 100.26.179.251 (0.016 с.)